Характеристика Печорина: краткая, подробная, цитатная
Слушать онлайнГригорий Печорин является главным героем в романе М. И. Лермонтова «Герой нашего времени». Примечательная деталь произведения состоит в том, что действия описываются не от лица одного героя, а с разных сторон. К тому же, все части романа расположены не в хронологическом порядке, что помогает лучше определить мотивы героев и раскрыть их характеры. Самого Печорина читатель на протяжении романа видит по-разному, и, соответственно, впечатление о персонаже может меняться.
О да! Это мое любимое занятие )))
20.67%
Читаю иногда, но есть вещи куда интереснее…
44.34%
Фу, не люблю
27.1%
Книги — а что это вообще такое?
7.89%
Проголосовало: 21552
Сохрани этот сайт в закладки и поделись с друзьями в соцсетях! Портал «Знания!» — твой верный помощник в обучении 🙂
Содержание
- Краткая характеристика
- Подробный образ и характеристика Печорина
- Место героя в произведении
- Общественное положение
- Семейное положение и обстановка, в которой живет
- Внешность и манера держаться
- Речь героя
- Поступки и особенности поведения
- Цели жизни и интересы
- Отношение других лиц к герою
- Отношение автора
- Цитатная характеристика
- Критика об образе
- Отзывы читателей
Краткая характеристика
Григорий Печорин представляет собой собранный образ людей описываемого в романе исторического периода (30-е года XIX века в России).
Он – молодой офицер, который уже в юном возрасте насытился жизнью. У него есть все: хороший интеллект, богатство, успех у женщин и статус, но этого ему не хватает, чтобы ощутить вкус и радость жизни. Печорин эгоистичен и готов на все, чтобы получить новые впечатления, при этом чувства и эмоции окружающих его абсолютно не заботят.
Григория нельзя назвать полностью положительным или отрицательным персонажем. Читатель узнает его постепенно и меняет мнение о герое по мере того, как открываются искренние мотивы его поступков.
Подробный образ и характеристика Печорина
Главной чертой характера Печорина является скука. Она же мотивирует его на все поступки и образ жизни. Из-за того, что ему все наскучило, Григорий ведет себя безрассудно и даже эгоистично, его абсолютно не заботят жизни окружающих. При этом в своем эгоизме Печорин абсолютно искренен: он открыто заявляет, что не готов любить кого-то и отдавать собственные (как духовные, так и физические) ресурсы, а принятый общественный строй его угнетает.
В результате своей позиции и поведения Печорин очень одинок, но все попытки окружающих сблизиться с ним он отвергает.
Место героя в произведении
Григорий Печорин является центральным героем романа, вокруг него строится все произведение. Тем не менее, читателю не позволяется сразу взглянуть на персонажа в полной мере. Печорин раскрывается постепенно: сначала со слов Максима Максимыча, потом – со слов рассказчика (неназванного офицера из крепости N), и уже потом – в собственном дневнике.
По мере действия читатель может не только оценить действия персонажа (эта оценка может меняться по мере того, как перекликаются события из разных частей, расположенных не в хронологическом порядке), но и познакомиться с ним «изнутри». Дневник самого Печорина помогает лучше понять, что им движет, и раскрыть личную трагедию персонажа.
Именно Печорина автор обозначает в названии как «Герой нашего времени», имея в виду его собирательный образ, характерный для образованной молодежи 1830-х годов.
Общественное положение
Григорий Печорин происходит из высших слоев общества. Он богатый дворянин с прекрасным образованием, у которого в жизни есть все: деньги, офицерский чин, женское внимание, влиятельное положение. Григорий избалован роскошью, поскольку он вырос в высшем свете Петербурга. Тем не менее, светская жизнь ему надоела, и существующий общественный уклад перестал быть интересным или привлекательным. Печорин с радостью отправляется в наказание в крепость N, полагая, что активные боевые действия и риск помогут ему вернуть эмоции и вкус к жизни.
Семейное положение и обстановка, в которой живет
О детстве Печорина и его семье автор рассказывает читателю совсем немного. Известно, что родители Григория – богатые дворяне, которые искренне хотели вырастить достойного человека. Они пытались привлечь сына к наукам, но тот быстро потерял интерес и подался в военную службу. Несмотря на такое решение, Печорин вырос достаточно образованным молодым человеком. При этом он активно участвовал в светской жизни Петербурга и водил знакомства с самыми влиятельными людьми.
Это не приносило ему удовольствия, и он даже с энтузиазмом отправляется в крепость N в качестве наказания за участие в дуэли.
Внешность и манера держаться
Григорий еще достаточно молод (ему 25 лет) и обладает привлекательной внешностью. У него средний рост, мужественное телосложение, светлые волосы и обаятельная улыбка. Своей внешностью он привлекает женщин и производит авторитетное впечатление на мужчин. Автор подчеркивает, что отличительной характеристикой Печорина являются его карие глаза: они остаются холодными, даже если сам Григорий смеется или проявляет другие эмоции. В этом выражается равнодушный и бесчувственный нрав персонажа.
Печорин держится очень уверенно и самодовольно. Он всегда ухожен и опрятен, готов отстаивать свое мнение или умереть, если вдруг придется. Вся его манера поведения выдает в нем фарфоровую куклу: очень симпатичную внешне, но пустую внутри.
Речь героя
Речь Печорина всегда грамотна и чиста. Он не боится высказать свое мнение и не заботится о том, что резкое слово способно ранить чувства другого человека.
При этом он полностью откровенен и с самим собой и охотно признается в собственном равнодушии, скуке или эгоизме. Печорин мог бы стыдиться своей безнравственности, но… ему абсолютно все равно. Даже в обращении с женщинами он галантен, но холоден.
Поступки и особенности поведения
Всем поведением и поступками Печорина руководит скука. Ему настолько не интересна жизнь, что он готов пойти на любые безрассудства: например, в награду Азамату украсть любимого коня у разбойника. Из-за его эгоизма страдают и другие люди: оказываются убиты Бэла и ее отец, а княжна Мери остается с разбитым сердцем. Сам Григорий отчетливо понимает, что приносит в жизни людей несчастья (и сам заявляет об этом), но он абсолютно к этому равнодушен.
Сам Печорин характеризует себя как безнравственного калеку, которому чужда общественная мораль. Но он не лишен и положительных качеств: Григорий достаточно сообразительный, отважный и решительный человек. Если бы он только нашел цель и интерес, чтобы применить свои положительные стороны личности! Но, к сожалению, смысл жизни Печорин так и не находит: он живет в скуке и умирает в скуке, принимая свою судьбу, которая в конце концов его настигла.
Цели жизни и интересы
Главная проблема личности героя Печорина – это отсутствие цели в жизни как таковой. Он всегда был занят ее поиском, а жизнь тем временем проходила мимо. Сам Григорий отлично это понимал и пытался «догнать» жизнь, чтобы получить новые впечатления и эмоции. При этом ни свист пуль, ни женская страсть, ни дуэли не помогли развеять его скуку. Печорин живет и умирает, не зная на самом деле, кто он, и для чего пришел в этот мир.
Отношение других лиц к герою
У остальных персонажей романа противоречивое отношение к Печорину. Многие понимают всю составляющую его натуры и даже заявляют о том, что он – самовлюбленный и дерзкий человек, который не всегда заслуживает уважения. Тем не менее, Печорин считается интересной личностью, к которому тянутся люди. Женский пол находит трагического героя в мундире особенно привлекательным, поэтому на протяжении романа читатель может увидеть целых трех девушек, которые были искренне влюблены в Григория.
Отношение автора
Автор романа не дает какой-то оценочной характеристики своему герою.
Он дает абсолютно трезвую оценку его образу, подчеркивая и негативное отношение к Печорину других персонажей, и его собственные мысли и чувства. Когда автор называет Григория Печорина «героем нашего времени», он не обозначает его, как положительного или отрицательного героя. Он просто говорит о том, что в 1830-ых годах образовалось целое поколение молодых людей, которые сами не знали, что им нужно от жизни, и в каком направлении следует двигаться. Сам Печорин так и не узнал этого до самой смерти, в чем также выражается трагичность его образа.
Цитатная характеристика
Для того, чтобы лучше понять характер и мотивацию героя, можно рассмотреть несколько цитат из самого произведения:
- Печорин – это эгоистичный и «…привыкший баловать свое самолюбие…» человек. Он не готов идти на жертвы и уступки ради других людей и абсолютно адекватно себя оценивает в этом плане.
- Один из персонажей делает в сторону героя обвинительное заключение: «…Ты во всем видишь худую сторону… матерьялист!.
.». Это показывает, что сам Печорин привык думать только головой, а не эмоциями, и ценит только материальные блага. - Сам о себе Григорий говорит, что «…Я сделался нравственным калекой…». Он понимает, что не имеет моральных ценностей, и его это абсолютно устраивает.
Несмотря на все свои отрицательные черты (эгоизм, безнравственность, дерзость), Печорин пользуется успехом у женщин и привлекает к себе людей в целом. Он отважный и разносторонний человек, с которым можно вести интересное знакомство, но близко к себе он никого не подпустит.
Критика об образе
Литературные критики по-разному отнеслись к образу Печорина, а также к воплощению в нем духа целого временного периода. Несколько популярных мнений:
- Печорин – развратный человек, а называть его «героем времени» — это оскорбление для России. Такая позиция актуальна для критиков, которые поддерживали существовавший в 1830-х годах общественный строй.
- Главный герой романа является воплощением самого автора, то есть – Михаил Юрьевич Лермонтов просто выразил в Печорине собственное отражение к жизни.
В сходстве автора и персонажа критик В. Г. Белинский убедился при личной встрече, подчеркнув холодный и рассудочный взгляд на жизнь писателя. - Некоторые критики считали, что образ Печорина нетипичен для русского общества. В развратности и эгоизме его личности обвинялось западное иностранное влияние.
Так или иначе, в своем герое М. Ю. Лермонтов убедился передать не только отрицательные черты (все же Печорин остается самолюбивым эгоистом), но и трагедию целого поколения, которое просто не знало, куда ему двигаться дальше.
Отзывы читателей
Из-за того, что Печорин представляет собой многогранную личность с противоречивыми характеристиками, мнение о нем читателей сильно разнится. Есть несколько распространенных вариантов восприятия читателем главного героя:
Эгоистичный и хладнокровный юноша, который приносит в жизнь других людей только страдания.
Артем
Безответственный человек, который даже не осознает последствия своих поступков.
Маша![]()
Жертва своего времени, имеющий личную трагедию. Он не знает, какой путь ему выбрать, и от того проводит свою жизнь без цели и удовольствия.
Нина
Для лучшего понимания Григория Печорина необходимо учесть исторический контекст романа «Герой нашего времени». «Наше время», в данном случае – это 1830-ые годы, в течение которых в стране преобладали настроения потерянности. Восстание декабристов 1825 года всколыхнуло общественность и несколько сместило идеалы. Это привело к тому, что молодые образованные офицеры (к которым и относится Григорий Печорин) не очень понимали, какой жизненный путь им предстоит выбрать, и каких моральных ценностей придерживаться.
Василина Ермолаева
Автор экспертных текстов для сайта «Знания!»
Задать вопрос
Что ты чувствуешь по отношению к школе?
Характеристика Григория Печорина | ReadCafe
Вы здесь
Главная
>
Блог
>
Характеристика Григория Печорина
Говоря о характеристике Григория Печорина, в первую очередь надо отметить, что автор произведения Михаил Лермонтов явно показал свое отношение к герою Григорию Печорину.
Печорин не вписывается в общество, он как бы «выпадает» из него, и дело совсем не в его внешности. Действительно, Григорий Александрович Печорин симпатичный офицер, обладает острым умом, живая и кипучая натура, имеет взрывной характер. Однако сам Михаил Лермонтов, упоминая характеристику Григория Печорина, отмечает: «Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».
Григорий Александрович Печорин — это, безусловно, собранный воедино образ людей того времени, а именно 30-х годов XIX века.
Итак, Григорий Александрович Печорин — это, безусловно, собранный воедино образ людей того времени, а именно 30-х годов XIX века. Что можно интересного сказать о характеристике Григория Печорина?
Он ведет достаточно скучный образ жизни, ему одиноко, занять себя тяжело. Хотя одно время Печорин вращается в лучших кругах общества, однако все ему надоедает: и ухаживания за дамами, и светские забавы.
С одной стороны Григорий боится, что общество негативно повлияет на него, поэтому внутренне он сторонится его влияния, но с другой стороны Печорин не беспокоится о благе и благополучии других.
Мало того, что он не ценит настоящую любовь и дружбу, так ко всему прочему главный герой Лермонтова не переживает о том, что своим поведением он губит судьбы оказавшихся рядом с ним близких людей. Этот факт, безусловно, значительно омрачает характеристику Григория Печорина.
Характеристика Григория Печорина в главе «Бэла»
По ходу чтения книги и анализа героя Лермонтова Печорина становится понятно, что Григорий Александрович Печорин пускается в безрассудства просто потому, что ему скучно. Но когда страсть приключения овладевает им, он расчетлив и готов пойти на все — пожертвовать дружбой, ранить чьи-то чувства, переломить что-то внутри себя. Например, в главе «Бэла» Печорин пылает страстью к девушке Бэле, и делает все возможное, чтобы добиться ее расположения. Кажется, что Григорий Печорин любит Бэлу, но как можно объяснить то, что он безжалостно рушит ее семью, насильно похищает девушку, толкает на безумство брата Бэлы Азамата, а затем одевает личину и пытается вызвать к себе сочувствие и жалость? Вряд ли такие действия можно объяснить настоящей любовью.
Размышляя над характеристикой Григория Печорина после прочтения этой главы, видно, что на самом деле Бэла была герою Лермонтова Печорину не нужна, она стала мимолетным утолением скуки и на время, пока он ее добивался, разогнала его тоску.
Правда, Григорий Александрович Печорин не лишен сострадания. Понимая, что Бэла ему не нужна, но ее сердце он покорил, Печорин продолжает ее обманывать, только теперь его обман заключается в том, что он, якобы, горячо ее любит.
Григорий Александрович Печорин пускается в безрассудства просто потому, что ему скучно. Но когда страсть приключения овладевает им, он расчетлив и готов пойти на все.
Выводы о характеристике Григория Печорина
Говоря простым языком о герое Лермонтова Печорине, скажем, что Печорин — плохой человек, объединяющий пороки своего поколения и современного общества. Но все же, из его поступков и образа мышления можно сделать важные выводе о нравственности людей в общем, и посмотреть сквозь призму порочного характера Григория Александровича Печорина на себя.
Теги:
книги
персонажи
рецензия
Похожие статьи
«Темные аллеи» Бунина — анализ произведения
Прежде чем сделать непосредственно анализ произведения «Темные аллеи» Бунина, вспомним историю написания. Прошла Октябрьская революция, и отношение Бунина к этому событию было однозначно — в его глазах революция стала социальной драмой. В 1920…
Анализ рассказа «Злоумышленник» Чехова
Первоначально издателем рассказа «Злоумышленник» Чехова стала «Петербургская газета» — именно там летом 1885 года появилось это произведение. Данный рассказ стал продолжением линии миниатюр, известных тем, что побуждают читателя «смеяться сквозь…
Анализ романа «Белая гвардия»
Роман основан на личных впечатлениях писателя от событий в Киеве в 1918 – 1919 годах. Автор романа «Белая гвардия», анализ которого мы сейчас проведем, Михаил Булгаков. Первоначально планировались названия «Белый крест», «Полночный крест». Это…
Понимание Печорина: многогранная личность в русской литературе
По поводу понимания Григория Александровича Печорина профессор С.
Дж.Г. Тернер отмечает, что «читатель видит Печорина лишь через ряд призм». Это эссе разъяснит этот комментарий к Герою нашего времени. С помощью критиков Печорин прикрывается многими титулами: герой без причины, лишний человек, байронический антигерой и даже протонигилист. Лермонтов тщательно создал многогранный характер, чтобы проиллюстрировать множественное восприятие определенного типа характера. Борис Эйхенбаум однажды прокомментировал лермонтовское «искусство слияния» в отношении структуры романа. То же можно было бы восхититься на творении Печорина; Лермонтов называет это в своем предисловии: «[ Герой нашего времени ]…это действительно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из недостатков всего нашего поколения в их наиболее полном развитии». Но чтобы по-настоящему понять характер, представленный Лермонтовым, читатель должен принять во внимание роман во всей его полноте; то есть его историческое положение в русской литературе, повествовательная структура, персонажи, среди которых живет Печорин, и сам Печорин.
Чтобы понять Печорина, нужно также понимать Россию и ее литературу на момент выхода Герой нашего времени . Царь Николай I суровой рукой обуздал. Известный подавлением восстания декабристов, он ввел строгую цензуру в искусстве. Таким образом, удушающие литературные попытки изобразить жизнь не по-царски. Незадолго до того, как Лермонтов внес свой вклад в русскую литературу, Пушкин ввел в своем романе в стихах архетип «лишнего человека».0003 Евгений Онегин
Для русского читателя 1840 года лишний человек аксиоматичен, что делает концепцию Печорина литературным отражением. Этот портрет Печорина читатель видит в его словах: «Характер у меня несчастный… Я стал неистово наслаждаться всеми многочисленными удовольствиями, которые можно получить от денег, и потом, кажется, эти удовольствия стали мне противны. Потом я отправился в широкий мир, и вскоре мне надоело и общество. Я влюблялся в светских красавиц и был любим ими — но их любовь только воспламеняла мое воображение и гордость, оставляя сердце пустым… Я стал читать, учиться — но академики тоже надоели мне. Я понял, что от них не зависит ни слава, ни счастье, потому что самые счастливые люди — невежды» (36). Это признание подчеркивает то, что имеет в виду Лермонтов, когда говорит: «Это портрет, составленный из недостатков всего нашего поколения в их наиболее полном развитии». Поэтому исторический контекст — это та призма, через которую читатель смотрит на Печорина.
Через структуру повествования Лермонтов управляет тем, как читатель воспринимает Печорина на протяжении всего романа.
| Хронология | Последовательность повествования |
| Тамань | Предисловие к роману |
| Принцесса Мэри | Бела |
| Фаталист | Максим Максимыч |
| Бела | Предисловие к журналу Печорина |
| Максим Максимыч | Тамань |
| Предисловие к журналу Печорина | Принцесса Мэри |
| Предисловие к роману | Фаталист |
Рис.
1.
Эта повествовательная последовательность позволяет раскрыть портрет Печорина. Но это также создает проблему: как нелинейная последовательность повествования может повлиять на развитие персонажа? Для решения этой проблемы Лермонтов использует два специфических литературных приема: смену рассказчиков и журналы. Герой нашего времени рассказывается тремя отдельными персонажами, что позволяет изменить перспективу характера Печорина. Он движется от повествования незнакомого человека к кому-то, кого когда-то знал Печорин, и заканчивается в дневнике Печорина. Через эти сдвиги в перспективе Лермонтов сближает читателя с Печориным. Каждый смотрит на Печорина через свою призму, а значит, и читатель; это будет обсуждаться ниже. Можно возразить, что Печорину не нужно развиваться; Роман представляет собой портрет типажа. Дневник — это способ повествования; однако Лермонтов не ограничивается обычными мемуарами. Он использует журналы, чтобы создать рассказчика, который понимает Печорина с более глубокой точки зрения, самого Печорина.
Герои романа служат фильтрами, через которые читатель видит Печорина. В начале «Бэлы» Максим Максимыч представляет читателю первый образ Печорина. «Замечательный парень», (11) начинает он, а затем квалифицирует его как странного. Максим продолжает: «…он целыми днями охотился в моросящий холод, который заморозил бы и измотал большинство других до костей, но для него это было пустяком. А то, в другое время, он сидел бы в своей комнате, и дул бы ветер, и он клянется тебе, что простудился. Ставни щелкали, и он дрожал и бледнел. Но я могу засвидетельствовать, что он вышел бы на кабана, один на один. Иногда целые часы проходили, а от него ни слова, а то иной раз начинал сказку рассказывать, и тотчас живот от смеха заболевал… да много у него было больших странностей…» (11) Это блочная характеристика Печорина встречается в Герой нашего времени . По мере развития романа по «Бэле» мы узнаем, что Печорин и Максимыч прожили вместе год. В течение этого года характер Печорина остается статичным; однако Максимыч развивается.
Его представление о Печорине меняется по мере того, как раскрывается все больше Печорина, и читателю предлагается следовать за ним. Узнаем, что Печорин действительно байронический антигерой. Через переживания Максимыча с Печориным наполняется его портрет. В следующем эпизоде «Максим Максимыч» остается незамеченным. Результат лишней жизни Печорина виден. Интересно также отметить, что хронологически это последнее из повествований. Читатель видит Печорина после того, что должно произойти, и ему предоставляется выбор. Прощайтесь с Печориным с некоторой сухостью и чувствуйте себя Максимычем, упрямым и сварливым (55), или умоляйте о странностях Печорина.
Максим Максимыч — не единственный персонаж, который предлагает взгляд на Печорина. Безымянный путешественник, рассказывающий «Белу» и «Максима Максимыча», дает меткое физическое описание и в литературных клише раскрывает стороны личности Печорина. Через многообразие ракурсов читатель начинает замечать разные призмы, через которые Лермонтов представляет Печорина.
Безымянный путешественник предлагает сделать вывод о Печорине посредством физических наблюдений. В движении глаз Печорина путешественник замечает: «это знак или дурного расположения, или глубокой и вечной печали» (51). Эта двойственность Печорина подтверждается в его собственном дневнике: «во мне два человека» (142). Однако из-за ненадежности рассказчиков читатель вынужден принять решение о его персонаже; «предоставили возможность прежде всего отталкиваться от безнравственности Печорина или восхищаться его личностью» (К. Дж. Г. Тернер). Таким образом, эта личность является кульминацией наблюдаемых Лермонтовым пороков общества, представленных через ряд наблюдаемых призм.
Достоверность рассказчиков ставится под сомнение, когда сам Печорин вспоминает события. Через журналы «Тамань» и «Княжна Мери» читатель получает личное представление о характере Печорина. Интересно отметить фрагментарность характера Печорина: если читатель понимает, что персонаж является кульминацией пороков общества, то приостановка неверия ломается и в повествовании просматривается новая призма.
Итак, если неизвестный путешественник и Максим Максимыч представляют Печорина определенным образом, то через какую призму представляет себя Печорин? Печорин неоднозначен. В один момент он решает: «Я уже преодолел тот период в жизни души, когда она ищет только счастья, когда сердце чувствует потребность любить кого-то сильно и горячо. Теперь я хочу быть любимой, да и то очень немногими» (9).4). Это контрастирует с тем, что он чувствует в конце «Принцессы Марии». Он восклицает: «Нет, не согласилась бы со мной такая судьба! Я как моряк, родившийся и выросший на палубе пиратского корабля. Душа его привыкла к бурям и битвам, и, выброшенный на берег, он томится и томится, как манят его тенистые рощи, как светит ему мирное солнце» (156). Повсюду Печорин вынужден спрашивать, предопределен ли его удел. Максим замечает о Печорине, что «кажется, в самом деле, что есть такой тип человека, которому от рождения суждено подвергаться разным необыкновенным вещам» (11). Эти вопросы ввергают Печорина в экзистенциальный кризис; он постоянно спрашивает, является ли его жизнь результатом предопределения или выбора, который он сделал.
Эта тема разрабатывается в последней серии «Фаталист». Именно через призму амбивалентности читатель видит Печорина. Его точка зрения интимна, но его повествование ненадежно. Это свойство лишнего человека. Таким образом, Лермонтов представил многогранного персонажа, который на протяжении всего повествования рассматривается через разные призмы.
В заключение отметим, что Печорина Михаила Лермонтова лучше всего понимать через ряд призм, предложенных Тернером. Принимая во внимание исторический контекст, структуру повествования и содержание повествования, внимательное прочтение Герой нашего времени дает читателям представление об интеллигенции России 1840 года.
- Первый английский перевод «Пушкинских гор» Триумф (indrus.in)
- Пушкинские горы Сергея Довлатова – обзор (theguardian.com)
Нравится:
Нравится Загрузка…
Метки: Восстание декабристов, Очерк, Герой нашего времени, Лермонтов, может помочь с сочинением, Михаил Лермонтов, Нехудожественная литература, наблюдения, Печорин, Россия, Русская литература , мысли
характеристики.
Почему Печорин «герой времени»? Действительно ли Печорин герой своего времени? Личность одинока и погружена в себяГригорий Печорин — центральный персонаж романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», появившийся в конце 30-х — начале 40-х годов XIX в.века и вызвало неоднозначную и весьма разнообразную реакцию у читателей. Это первый в русской классической литературе социально-психологический роман, в котором показаны все перипетии сюжета, события и второстепенные персонажи, чтобы в полной мере раскрыть характер и личностные особенности Печорина.
Роман включает в себя пять новелл, представляющих собой некоторые этапы развития личности Печорина и раскрытие читателю всех глубин его непростого и неоднозначного характера.
Характеристика героя
Григорий Александрович Печорин — молодой привлекательный аристократ и офицер из Санкт-Петербурга, типичный представитель молодежи 30-х годов девятнадцатого века. Он получил должное образование и воспитание, богат и независим, имеет привлекательную внешность и пользуется популярностью у лиц противоположного пола.
Однако он недоволен своей жизнью и избалован роскошью. Ему все быстро надоедает и он не видит возможности для себя стать счастливым. Печорин в вечном движении и в поисках себя: то в кавказской крепости, то на отдыхе в Пятигорске, то вместе с контрабандистами на Тамани. Даже его подстерегает смерть, когда он путешествует из Персии на родину.
С помощью подробного описания внешности героя автор пытается раскрыть нам его характер. Печорин не лишен мужской привлекательности, силен, строен и подтянут, военная форма ему очень идет. У него вьющиеся светлые волосы, выразительные карие глаза, холодные и надменные, они никогда не смеются и по их выражению невозможно прочитать мысли. Светлые волосы в сочетании с темными усами и бровями придают его внешности индивидуальность и неповторимость.
( Печорин верхом, рисунок )
Душа Печорина горит жаждой деятельности, но он не знает, куда себя приложить, и поэтому, где бы ни появился, сеет вокруг зло и горе. Из-за глупой дуэли погибает его друг Грушницкий, по его вине погибает дочь кавказского князя Черкеса Бела, он ради развлечения влюбляется в себя, а потом без сожаления бросает княжну Марью.
Из-за него страдает и единственная любимая им женщина Вера, но он тоже не может сделать ее счастливой и она обречена на страдания.
Образ главного героя
Печорин тянется к людям, жаждет общения, но не видит отклика в их душах, потому что не похож на них, их мысли, желания и чувства совершенно не совпадают , что делает его странным и непохожим на других. Печорин, как и пушкинский Евгений Онегин, тяготится своей спокойной и размеренной жизнью, но, в отличие от пушкинского героя, он постоянно ищет способы добавить в свою жизнь пикантности, и, не находя ее, сильно страдает от этого. Собственные капризы всегда были и будут для него на первом месте, и для удовлетворения своих желаний он готов на все. Ему нравится манипулировать людьми и подчинять их себе, он наслаждается властью над ними.
В то же время Печорин обладает и положительными качествами и, помимо упреков и порицания, заслуживает сочувствия и симпатии. Отличается острым умом и осуждает других, достаточно самокритичен и требователен к себе.
Печорин не чужд поэзии и лирических настроений, он тонко чувствует природу и восхищается ее красотой. Во время поединка проявляет завидную отвагу и отвагу, не уклоняется и не отступает, его хладнокровие на высоте. Несмотря на собственный эгоизм, Печорин способен на настоящие чувства, например, по отношению к Вере, оказывается, он тоже может быть искренним и уметь любить.
( М.А. Врубель «Дуэль Печорина с Грушницким» 1890-1891 )
Личность Печорина настолько сложна и неоднозначна, что нельзя с уверенностью сказать, какие чувства он вызывает у читателей: резкое осуждение и неприязнь, или все то же сочувствие и понимание. Основные черты его характера – противоречие между мыслями и поступками, противостояние окружающим обстоятельствам и поворотам судьбы. Герой кипит желанием действовать, но чаще всего его действия оборачиваются либо пустыми и ненужными действиями, либо, наоборот, приносят боль и несчастье его близким. Создав образ Печорина, своеобразного героя своего времени, прототипы которого Лермонтов встречал на каждом шагу, автор хотел акцентировать внимание на нравственной ответственности каждого человека за свои мысли и поступки, за жизненный выбор и то, как это может повлиять на люди вокруг него.
Роман «Герой нашего времени» — один из шедевров русской литературы … Он продолжает оставаться современным и по сей день, хотя с момента его написания прошло более ста шестидесяти лет. Но особенно велика была роль этого произведения в лермонтовскую эпоху. И чтобы лучше это понять, нужно иметь хорошее представление о общественно-политической ситуации в России в тридцатых годах девятнадцатого века.
Восстание декабристов как бы разделило жизнь прежней России на «до» и «после» ее. Время после 1825 г. было мрачным и жестоким, и это было связано с усилением реакции царского правительства. Существующая казарменная рутина жизни в стране отняла у большинства молодых образованных людей всякую надежду на возможность каких-либо перемен к лучшему, разрушила веру в необходимость служения добру, в его обязательное торжество. Россия словно онемела, живая мысль беспощадно преследовалась. Вот почему рассматриваемая нами эпоха стала временем глубоких сомнений во всех нравственных ценностях.
Неудивительно, что судьбы большинства мыслящих людей в государстве оказались чрезвычайно похожими. Каждое время рождает свой доминирующий тип личности. Отличительной чертой эпох безвременья, особенно длившихся долго и отличавшихся суровым мраком, всегда был тип человеческой личности, получивший в истории русской общественной мысли печальное название «лишнего человека».
Григорий Александрович Печорин является ярким представителем этой категории людей. Перед нами молодой человек двадцати пяти лет, дворянин по происхождению. Но он вовсе не гордится своей фамилией и принадлежностью к высшему свету, его мало привлекает привилегированное положение в обществе, свойственное аристократии. Печорин — «человек, вставший на путь отрыва от своего социального окружения. Для его судьбы и жизненной ситуации налицо несоответствие между тем, что он есть по формальным признакам, и тем, что он есть на самом деле», — отмечает литературовед Е. Михайлова. Он богат, щедр и расточитель, бесцельно растрачивает свою жизнь в «страстях пустых и неблагородных», задавая себе один мучительный вопрос: «…зачем я жил? для чего я родился? .
. Ах, правда, оно существовало, и, правда, оно было для меня высокой целью, потому что я чувствую в душе своей непостижимые силы; но я не догадывался об этом назначении…»
Лермонтов отправляет своего героя на Кавказ. Это был типичный путь для неуживчивого дворянского юноши того времени. Е. Михайлова в критической статье, посвященной этому роману, отмечает, что «это было как бы двойное испытание: выдержит ли этот новый, настоящий Кавказ… испытание действительностью, не поставит на ходули «героя времени». И наоборот, сам герой, лишенный романтического макияжа, кем он будет по сравнению с «детями природы», какие стороны личности проявятся в нем ярче из этого соседства? «.
Печорин всегда остается верен себе. Он офицер, служит, но не заискивает. Скромное звание прапорщика ничуть не утяжеляет его и свидетельствует об отношении нашего героя к воинской службе. И приехал на Кавказ в надежде, что «под чеченскими пулями скука не живет».
«Лишние» люди не могли найти достойного применения своим силам, своим способностям.
М.Ю. Лермонтов поставил перед собой задачу показать в романе человека своего времени таким, какой он есть на самом деле, не скрывая его пороков и недостатков. При этом сам автор причисляет к числу тех, кого он намерен подвергнуть тщательному анализу и обсуждению: «Накормили сладостями достаточно людей; их желудки от этого испортились: им нужны горькие лекарства, едкие истины. Но не думайте… что автор этой книги имел… мечту стать исправляющим человеческие пороки. Боже, спаси его от такого невежества! Он просто развлекался, рисуя современного человека, как он его понимал, и… слишком часто встречался. Будет и то, что болезнь показана, а как ее вылечить — Бог знает!
Печорин — верный сын своей эпохи — времени сомнений и исканий, напряженной работы мысли, все подвергающего тщательному анализу, пытающегося проникнуть в истоки добра и зла. Он постоянно находится в состоянии раздвоения духа, каждый его шаг сопровождается тщательным самоанализом: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…».
Печорин всегда осознает свои поступки, и формулирует программу своего жизненного поведения: «…Я смотрю на страдания и радости других только по отношению к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы». Он вполне сознательно идет по этому пути только для того, чтобы на время забыть о переполняющей его скуке, о гнетущей пустоте своего существования. Печорин «ничем не жертвует» ради других людей, даже для тех, кого любит, потому что любит и для себя, для собственного удовольствия. Наш герой смеется над всем на свете, для него нет ни святынь, ни веры, ни идеала. Но не будем забывать, что от этого страдает и сам Печорин. И как бы безнравственны ни были его поступки, в них нельзя не заметить состоятельности избранного им принципа. Он не будет скрывать ни от себя, ни от других истинного характера своих поступков, не будет унижаться лицемерием, не станет обвинять кого-либо или несчастные обстоятельства. В этом есть что-то действительно героическое, заставляющее уважать героя.
Почему М.
Ю. Лермонтов называет Печорина «героем нашего времени»? Сам автор романа дает ответ на этот вопрос: «Эта книга испытала… несчастную доверчивость некоторых читателей… к буквальному значению слов. Одни ужасно обиделись… что им привели в пример такого безнравственного человека… другие… заметили, что писатель нарисовал свой собственный портрет…
Герой нашего времени… портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в их полном развитии».
Таким образом, сам автор подводит нас к истинному пониманию «героизма» своего персонажа: Печо-рин вовсе не образец для подражания, он лишь яркий представитель своей непростой эпохи, в этом смысле, пожалуй, он настоящий герой своего времени.
«Герой нашего времени» — последнее великое произведение Михаила Юрьевича Лермонтова, полностью изданное в год его смерти. Однако, принимая во внимание всю логику развития гения писателя, можно предположить, что если бы его жизнь не оборвалась так рано, то это было бы только началом.
Лермонтов обещал вырасти в крупнейшего русского прозаика, так как ничего равного этому произведению тогда в русской литературе не существовало.
Предисловие, изменившее восприятие произведения
О прозе Лермонтов начал задумываться в конце тридцатых годов. В 1940 г. вышло первое издание романа «Герой нашего времени», а через год — второе. Их отличало предисловие, которое Михаил Юрьевич добавил во втором варианте. В ней он высказал несколько важных мыслей. Прежде всего здесь отметаются все подозрения об отождествлении автора с персонажем произведения, которое написал Лермонтов — «Герой нашего времени». «Печорин — это не я!» — говорит Михаил Юрьевич. Он подчеркивает, что пишет роман не о себе, а о герое своего времени.
Второй комментарий, содержащийся в предисловии, также сместил многие акценты восприятия произведения. Лермонтов упоминает о наивности публики, которая всегда ждет прямых выводов или морали. Кто такой «герой нашего времени»? Печорин или кто-то другой? Здесь Михаил Юрьевич откровенно издевается над теми, кто надеется увидеть ответы на свои вопросы в конце произведения.
«Герой нашего времени». Анализ Печорина и его понимание смысла жизни
В этой работе Лермонтов делает попытку — последовательную, четкую и очень масштабную — ответить на вопрос о том, какой тип личности, характера является носителем ключевых свойств времени. И как такие качества мотивируются внешними условиями? Почему Печорин «герой нашего времени» и почему он живет именно в этот период?
Произведение содержит очень сложный смысл. Дело в том, что «герой нашего времени» Печорин не столько мотивирован внешними условиями, сколько, наоборот, противостоит им. В романе минимум фактов, отсылок к истории, к крупному государственному масштабу событий.
Кажется, что персонаж существует отдельно от событий, происходящих в это время. И живет очень непонятной жизнью. Непонятно, чего он добивается. Делает ли карьеру, хочет ли получить очередной чин, встретить настоящую любовь. На эти вопросы нет ответов.
Образ главного героя, созданный другими
Чем личность этого персонажа отличается от других образов произведения «Герой нашего времени» показывает его как человека, который постоянно противоречит сам себе.
И тем не менее читатель все же понимает его логику, и что он за человек в принципе. Сложности характера главного героя, этого неуловимого «героя времени», соответствуют сложности взгляда на него.
Михаил Юрьевич создает очень сложную систему, объединяющую разных рассказчиков и свидетелей, описывающих события. В результате читатель не приближается к ответам на свои вопросы, а как бы, наоборот, отдаляется от них.
Есть описания событий, увиденных Максимом Максимовичем, довольно простоватым офицером. Он живет рядом с Печориным и относится к нему с глубокой симпатией, но видит в нем не того человека, которым он является на самом деле. Сложный противоречивый образ главного героя представлен на протяжении всего романа глазами разных персонажей, в том числе и его самого.
Личность одинока и глубока в себе
Не только главный, но и достаточно сложный персонаж в произведении «Герой нашего времени» — Печорин. Характеристика его личности создается с помощью окружающих его людей.
И когда анализируют этого человека со стороны, иногда их мнения не совпадают с его собственной точкой зрения. Так как, например, Максим замечает в нем гораздо больше, чем он сам. Наблюдает за теми свойствами, которые ему не видны.
И так происходит с каждым человеком, который, подобно персонажу романа «Герой нашего времени» Печорин, глубоко погружен в себя. У него почти нет друзей, за исключением доктора Вернера. И очень важно, чтобы сторонний наблюдатель мог увидеть в этой личности главное, ее лучшие качества.
Загадка характера главного героя
Чем постоянно занят начальник Печорин? Он поглощен постоянным поиском себя. И в большинстве случаев они оборачиваются поиском любви, страсти, по-настоящему близких, сердечных, дружеских отношений с женщиной.
Наедине с собой это очень Любое его действие вызывает противодействие. Любое действие оказывается не тем результатом, на который он рассчитывал. Он как режиссер, который строит свою жизнь и видит себя постоянно со стороны.
И все это болезненно и разрушительно для личности. Ведь неестественно постоянно думать о себе.
Особый замысел автора в произведении
Михаил Юрьевич абсолютно оригинален. Опираясь на знакомые литературные схемы, он предлагает читателю нечто совершенно необычное. Каждое событие в романе рассматривается с разных точек зрения, и ни одно из них не является доминирующим.
Для понимания творчества Лермонтова необходимо расположить рассказы, вошедшие в роман «Герой нашего времени», в последовательность реальных событий. Михаил Юрьевич выстраивает собственную авторскую хронологию, отличную от реальности происходящего. Это задает особую художественную логику развитию концепции изображения «героя нашего времени» — человека, воплощающего сущность того периода.
Что еще характерно для произведения «Герой нашего времени»? Цитаты Печорина, присутствующие на протяжении всего романа, наполнены глубоким смыслом и раскрывают сущность характера героя. Не имея возможности применить свою энергию и талант вовне, направить свои стремления на какой-то внешний объект, он замыкает их на себе.
И каждый раз он выступает в роли палача тех людей, которых любит.
Ключ к характеру главного героя
Почему Печорин является «героем нашего времени» читатель анализирует на протяжении всего произведения, а философский ключ к его образу — в рассказе «Фаталист». Не случайно она охватывает весь роман. Здесь кроется уверенность в том, что судьбе нельзя перечить, все предопределено заранее. И предсказания в рассказе сбываются странным образом. И в то же время Печорин каждый раз, будучи уверенным в фатальности происходящих событий, противостоит им.
Это человек, который вмешивается в события, пытается их изменить, будучи при этом убежденным, что это абсолютно бесполезное занятие. Совершенно непонятная личность, каждый поступок которой гарантирует противоположный результат, а стремление к деятельности в конечном счете содержит в себе бессилие.
Незримое присутствие автора в романе
Благодаря роману современники могли переосмыслить ситуации, факты, детали повседневной жизни.
Например, дуэль с Грушницким, имеющая большое значение в контексте произведения. Для девятнадцатого века такой поединок является значимым атрибутом дворянской жизни. И очень важно переосмыслить дуэльный кодекс, который дан в романе «Герой нашего времени».
Это замечательное произведение было написано за год до смерти поэта, но невольно кажется, что в нем описана история о предстоящей дуэли. Сам автор незримо присутствует в образе героя, но он же наделил Грушницкого чертами характера и внешности Николая Соломоновича Мартынова.
Роман «Герой нашего времени» стал началом целой литературной традиции. Без этого произведения и тех художественных открытий, к которым пришел Михаил Юрьевич Лермонтов, возможно, не было бы и лучших романов Тургенева, Толстого. Именно с этого произведения начинается новая эпоха в русской литературе, где господствует проза и особенно жанр романа.
Главной темой всего творчества Лермонтова является тема личности и ее отношения к обществу. Центральный герой лирики, стихов, драм, романа Лермонтова — гордая, безмятежная и протестующая личность, стремящаяся к действию, к борьбе.
Но в условиях социальной действительности 30-х годов такой человек не находит сферы приложения своих сил, а потому обречен на одиночество. Трагедия незаурядной личности, обреченной на бездействие и одиночество, — главный идейный смысл романа «Герой нашего времени».
Вслед за Пушкиным 1 0 Лермонтов ставит перед собой цель нарисовать типичного юношу своего времени. «Герой Нашего Времени, господа милостивые 1, 0 — точный портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в их полном развитии», — пишет сам Лермонтов.
Правдиво ,просто,убедительно,Лермонтов рисует своего современника Григория Александровича Печорина.
Так кто же этот Печорин?
Белинский дает ответ: «Печорин — Онегин нашего времени». . Это люди одного круга, представители светского общества. В их биографиях можно найти много общего: оба получили светское воспитание, сначала гоняются за светскими развлечениями, потом разочарования, попытки заняться наукой и Печорин, подобно Онегину, «едко клеветал» в присутствии своих соперников.
И «когда он хотел уничтожить своих соперников», он не останавливался перед поединком. Оба скучают, оба негативно относятся к миру и испытывают глубокую неудовлетворенность своей жизнью. Но, несмотря на все их сходство, это все-таки разные люди, с разным духовным складом и поведением, и эта разница объясняется временем, в котором они живут.
Онегин – представитель 20-х годов, эпохи общественного подъема. А Печорин в 30-е годы, период реакции и упадка социальной борьбы. И если Онегину «скучно», то Печорин «глубоко страдает», по Белинскому.
Печорин — персонаж более глубокий и трагичный. «Острый, холодный ум» сочетается с жаждой деятельности и борьбы с отвагой, отвагой, силой воли. Он чувствует в себе огромные силы, но растрачивает их по пустякам, на любовные приключения, не делая ничего полезного. Печорин делает несчастными людей, соприкасающихся с ним. Вот он и вмешивается в жизнь «честных контрабандистов», мстит всем без разбора, играет судьбой Бэлы, любовью Веры. Дуэль с Грушницким, этим жалким актером, надевшим маску разочарования, — показатель того, как Печорин растрачивает свои силы.
Он побеждает Грушницкого и становится героем презираемого им общества. Он выше окружающей среды, умен, образован. Но внутренне опустошен, разочарован. Скептик, живет «из любопытства». Это с одной стороны, а с другой, у него неистребимая жажда жизни.
Как видите, характер Печорина весьма противоречив. Он говорит: «Я уже давно живу не сердцем, а головой». В то же время, получив письмо Веры, Печорин, как сумасшедший, мчится в Пятигорск, надеясь увидеть ее хотя бы еще раз.
Откуда все это? Ответ дает сам Печорин, записывая в своем дневнике: «Моя бесцветная юность прошла в борьбе с собой и светом, лучшие чувства, боясь насмешек, я похоронил в глубине своего сердца: там они умерли!»
Печорину присущи крайний эгоизм и индивидуализм. Он «моральный калека». И это при всей его одаренности, богатстве духовных сил.
Он мучительно ищет выход, запутывается в противоречиях, думает о роли судьбы, ищет понимания среди людей другого круга.
И не находит сферы деятельности, чтобы применить свои силы в России.
Он ищет дела за пределами отечества и отправляется в Персию.
Весь роман посвящен одному герою. Остальные персонажи оттеняют те или иные черты его характера. Весь роман сосредоточен на психологии, переживаниях главного героя. Автора интересуют сложные аспекты духовной жизни героя. Это помогает нам понять идейно-духовную жизнь российского общества в 30-40-е годы прошлого века. Это отразилось на мастерстве Лермонтова, создателя первого психологического романа.
Трагедия Печорина – это трагедия многих его современников, сходных с ним по образу мыслей, по своему положению в обществе. В этом трагедия всех прогрессивно мыслящих дворян, вступивших в жизнь после разгрома декабристов. Это трагедия «лишних людей», «умных ненужных». После Пушкина и Лермонтова тема «лишних людей» стала традиционной в русской литературе XIX в.век.
Герой нашего времени — один из самых известных романов классической русской литературы, который до сих пор актуален у читателей всего мира. Лермонтов создал поистине сильного героя, раскрыв его характер со стороны психологии и философии.
Он первым написал лирико-психологический роман в жанре реализма. Хотя роман написан в реализме, в самом герое мы можем заметить проблески романтизма, который иногда ярко выделяется на фоне реалистического повествования.
Именно своим ясным, критическим и порой хладнокровным взглядом на общество Печорин привлекает читателя, и, прочитав все произведение, можно с уверенностью сказать, что он, безусловно, герой своего времени.
Печорин — образ талантливого, эгоистичного, мыслящего человека, который не смог найти свое место в высшем обществе. Юноша не похож ни на кого из других персонажей: весь его характер построен на противоречиях. В одно время он эгоистичный и пренебрежительный, а в другое время снисходительный и вежливый. Григорий играет с людьми, и иногда трудно понять, когда он говорит искренне.
На протяжении всего романа повествование ведется от разных лиц: Максима Максимыча, проходящего офицера, рассказчика и самого Печорина в его дневниках; таким образом, мы видим героя с разных сторон, что позволяет лучше понять характер персонажа.
Проходивший мимо офицер в своем описании Григория заметил противоречия в характере. Например, когда герой смеялся, у него была детская улыбка, но равнодушные, усталые глаза. Это говорит о том, что он еще молод, но уже устал от жизни, ему скучно. У Печорина нет того света в глазах, который бывает у людей, интересующихся происходящим, для него все обыденно. Поэтому он пытается развлечь себя, манипулируя другими, хотя на самом деле просто тратит свое время и талант.
На самом деле Григорий человек из высшего общества, хотя и презирает его. И при первой же встрече офицер заметил, что нижнее белье героя чистое, а перчатки грязные. В то время не допустимо было, чтобы у человека «водяного общества» были грязные перчатки и все меняли их по мере загрязнения, а Печорин — нет. Почему? Потому что ему все равно. Он устал от этих правил и не заботился о том, что о нем думают другие.
Конечно, лучше всего узнавать персонажа по его личным дневникам. Но были ли в романе персонажи, вполне понимающие Печорина? Нет, но были и те, кто был ему ближе остальных — это Вера и Вернер.

.». Это показывает, что сам Печорин привык думать только головой, а не эмоциями, и ценит только материальные блага.
В сходстве автора и персонажа критик В. Г. Белинский убедился при личной встрече, подчеркнув холодный и рассудочный взгляд на жизнь писателя.