Особенности Реформации и начало национально-освободительного движения в Нидерландах.
По праву родиной реформации считается Германия. Она началась после выступления доктора Виттенбергского Мартина Лютера. В конце октября в 1517 году, он прикрепил к двери церкви 95 тезисов. В них он высказывал свой протест против того, то католическая церковь злоупотребляет своим положением. Также он утверждал, то церковь и духовенство не могут занимать роль посредника, между человеком и богом. Значит церковь не имеет никакого права продавать индульгенции и уж тем более отпускать грехи. Человек может общаться с богом, только по средствам своей веры. Вот почему церковь не может претендовать на господствующую верхушку в жизни человека. Требования о том, чтобы у церкви были отобраны некоторые части земельных участков, вызвали волну протестов среди крестьян. Крестьяне стали выражать свои недовольства не только по поводу церкви, но и в сторону феодалов. Сразу за Германией, движение реформаторов стало распространяться и в соседних европейских странах.
В начале 1518 года, Лютер отправил письмо с почтениями Льву 10, который на то время был папой. В своём письме он просил разрешения у папы, прокомментировать обвинения, которые он предъявил, но только не покидая территории Германии. В конце октября 1518 года, в городе Аугсбург, кардинал Каэтан, заставил Лютера наплевать на свои взгляды и отречься от них. Но августинец был вынужден отказать, ведь он как и многие священники не нашёл оправданий индульгенции. На протяжении следующих месяцев, конфликт стал набирать обороты. В начале 1519 года в городе Лейпциг, Лютер выступал против церковного всевластия и отстаивал все приоритеты Библии над властью папы. Ответ на это заявление был в 1520 году в июне. Власть папы потребовала в течении двух месяцев покаяться в содеянном, в противном случае Лютера отлучат от церкви. Но Лютер по прежнему стоял на своём.
Окончанием Реформации официально считается день, когда был подписан Вестфальский договор о мире в середине 1648 года. После подписания этого договора, фактор религии официально перестал играть важную роль в политике Европы.
В Нидерландах стали появляться первые протестанты как раз тогда, когда Лютер выступил со своей проповедью. Но в стране не набралось должного количества лютератов. В начале 1540 года в Нидерландах стал стремительно распространяться кальвинизм. Тут реформационные идеи смогли найти самую благоприятную почву. Большая часть населения всячески старалась поддержать их. Особенно это происходило в больших городах, таких как – Амстердам, Брюссель и многих других. Таким образом, к середине 1560 года, уже большая часть населения стала протестантами. Карл 5 был вынужден создать весьма строгий свод различных законов, для того, чтобы препятствовать реформации в Нидерландах. Всем жителям было строго запрещено не просто изучать труды Лютера или других реформаторов той эпохи, им даже запрещалось читать простую Библию. Были под строгим запретом абсолютно любые собрания народа. Категорически было запрещено портить иконы или статуи святых личностей. Также запрещалось укрывание еретиков и всякое содействие им. Если человек нарушал хоть один из этих запретов, его незамедлительно подвергали смертной казни. Несмотря на то, что в Нидерландах постоянно происходили репрессии, в стране довольно прочно укрепился протестантизм. В годы реформации в Нидерландах стали появляться множество анабаптистов, а также кальвинистов. В середине 1561 года, кальвинисты официально заявили о том, что склоняются только к той власти, которая не противоречит Библии.
Добавить комментарий
18. Особенности проведения Реформации в разных европейских странах.
Реформация, мощное религиозное движение, направленное на реформирование учения и организации христианской церкви, которое возникло в Германии в начале 16 в., быстро распространилось на большой части Европы и привело к отделению от Рима и образованию новой формы христианства. Европейская реформация — сложное сочетание духовных открытий, политических и национальных интересов, экономических факторов и движущих сил общества. После того как большая группа германских государей и представителей вольных городов, примкнувших к Реформации, выступили с протестом против решения имперского рейхстага в Шпейере, запрещавшего дальнейшее распространение реформ, последователи их стали называться протестантами, а новая форма христианства — HYPERLINK «http://www.krugosvet.ru/articles/24/1002457/1002457a1.htm» \t «_parent» µпротестантизмом§. Реформация была вызвана кризисом католицизма и сначала относилась только к церковным преобразованиям. Но потом и к общественным и государственным. Причины: 1. Возмущение тем, что папство извратило христианство. 2. Недовольство тем, что церковь вмешивалась в общественные и государственные дела. 3. Также у разных народов были разные причины. Не случайно, что Реформация началась именно в Германии и Швейцарии. В Герм. она связана с политической и социальной революцией. Именно немецкий народ было особо унижен Римом из-за государственной раздробленности страны (отдельные княжества и вольные города).
В Англии Реформация пошла своим путём. Это обусловлено: традицией лоллардистов, христианским гуманизмом, влиянием лютеранских идей в университетах, антиклерикализмом — неприязнью к духовенству, к-е часто было неграмотным, убеждённостью, что государство должно иметь больший контроль над церковью. Под прямым влиянием лютеранства там сложилась англиканская церковь. Зародилось в Англии во время Реформации в результате разрыва местной католической церкви с Римом. Церковная реформа осуществлялась сверху. Король Генрих VIII сначала написал декларацию против Лютера, Папа назвал его защитником веры, но когда Папа отказался расторгнуть его брак с Екатериной Арагонской, Генрих объявил себя главой церкви. В 1534 году по специальному акту произошло подчинение церкви королю. Он разорвал отношения с Ватиканом. Монастырские земли были конфискованы в пользу казны, что обогатило короля и дало возможность получить новые земельные владения крупным придворным. В 1562 г. была провозглашена доктрина новой церкви, приближающаяся к протестантской, хотя многие ее ритуалы остаются близкими к католическим. Новая реформированная церковь была названа англиканской. С 1571 г. — Символ веры из 39 членов. Сохранены: церковная иерархия (с епископатом и безбрачным духовенством), пышный культ, Литургия, таинственное понимание Евхаристии и т.
Во Франции это гугеноты. В 50-60-х гг 16 в. французская монархия была в глубоком кризисе. Правила династия Валуа — малоспособные государи, начинавшие царствовать часто несовершеннолетними и становившиеся орудием интриг придворных. При Карле 9 двором управляла его мать, Екатерина Медичи. В начале 60-х крупнейшие феодалы разделились на 2 религиозно-политические группировки: католиков (сюда входила и Екатерина) и гугеноты (представители протестантизма во Франции). Между ними длительные гражданские войны. Но решено было выдать замуж Маргариту, сестру Карла 9, за молодого Генриха Бурбона, к-й возглавлял крошечное государство Французскую Наварру и был одним из лидеров гугенотов. Но приехавшие на свадьбу гугеноты были вероломно перебиты ночью 1572 г., перед днём святого Варфоломея, поэтому событие стали называть Варфоломеевской ночью. Самой ожесточённой борьба гугенотов и католиков стала во 2й половине 80-х гг. Движение народных низов заставляло феодалов обоих лагерей идти на уступки. Поэтому протестант Генрих 4 (Наваррский) решил перейти в католичество. Католицизм был объявлен государственной религией Франции, гугенотам также была предоставлена возможность исповедовать свою религию.
Кроме северной Германии, протестантизм распр-ся в Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии, Ливонии — странах вокруг Балтийского моря. В Швейцарии в Цюрихе выступал одновременно с Лютером священник Ульрих Цвингли. Он ещё больше, чем Лютер, упростил богослужение. Его тезисы были одобрены. Лютеранская и цвинглианская реформация отражала интересы бюргерства и частично дворянства, к-е стремилось освободиться от духовного и политического засилья католической церкви. Жан Кальвин действовал в Женеве. Создавал стройную богословскую систему, в то время как Лютер сосредотачивался на проповедях. Кальвин исходил из того, что греховны все, и спасена будет только часть людей. Получает религиозное оправдание наживание денег — религиозная и моральная предпосылка первоначального накопления капитала. Кальвинизм отл-ся строгостью нравов, непримиримостью к грешникам и людям других взглядов. Против гуманизма. Кальвин стал главным представителем реформации, Женева стала своего рода протестантским Римом. Учение распр-сь во Франции, Германии, Англии, Шотландии, Венгрии, Польше, Литве.
Особенности протестантской Реформации, сохранившиеся в евангельском христианстве и не сохранившиеся
Не все черты, характерные для периода Реформации (1517-1661 гг.), все еще присутствуют в евангельском христианстве сегодня, и некоторые из них не зря. Ниже я расскажу о характеристиках, которые все еще присутствуют сегодня, а затем о тех, которых больше нет.
Характерные черты периода Реформации (1517-1661 гг.), которые до сих пор присутствуют в евангельском христианстве .
Следующие черты или характеристики периода Реформации сохранились до наших дней в кругах евангельских христиан.
- Sola gratia, sola fide, sola Scriptura . Центральным посланием протестантизма было: sola gratia, sola fide, sola Scriptura. Это означало, что «спасение было совершено только по благодати, только через веру, переданную с совершенным авторитетом в Писании». Нолл пишет: «Протестанты подчинялись Библии прежде всех других авторитетов. И то, что многие протестанты найдут в Библии, было вестью о спасении по благодати, по крайней мере существенно похожей на ту, которую Лютер открыл для себя на страницах Священного Писания»[2].
- Священство всех верующих . Это идея о том, что каждый верующий является священником, независимо от его или ее постоянного занятия. Верующим не нужен посредник, чтобы идти между ними и Богом, но они могут подойти напрямую. Каждый верующий имеет прямой доступ к Богу. Идеи, аргументированные Лютером по этому поводу, со временем стали учением о священстве всех верующих. Наряду с sola gratia, sola fide и sola scriptura священство всех верующих было одной из главных идей протестантской Реформации. Эта характеристика Реформации сохранилась и по сей день во многих евангельских кругах.
- Библия доступна на понятном людям языке. Если все верующие являются священниками, логично, что они должны иметь доступ к Слову Божьему, чтобы они могли эффективно выполнять свои священнические обязанности. Лютер перевел Новый Завет на немецкий язык. С тех пор протестанты перевели Библию на языки, понятные людям. Сегодня есть много служений по переводу Библии, возглавляемых протестантами, которые работают над переводом Библии на отдаленные языки по всему миру, чтобы коренные жители могли читать слова Бога на своем родном языке.
- Массовое просвещение верующих . Изобретение печатного станка Иоганном Гутенбергом было бесценным для распространения Реформации. Это также было полезным инструментом для протестантских лидеров для обучения мирян, а также для открытия школ для подготовки будущих лидеров. Эта черта протестантизма, которая логически вытекает из священства всех верующих, сохраняется и по сей день во многих евангельских кругах, где большое внимание уделяется использованию печати и других современных технологий для обучения верующих тому, как они могут напрямую общаться с Богом.
- Восстановление таинств. Таинства были возвращены народу, и Лютер свел их только к двум (Крещение и Евхаристия)[3].
- Жрецы могут жениться. Лютер женился на бывшей монахине Катерине фон Бора. Этим действием он подал пример семье протестантских священнослужителей. Сегодня большинство протестантских пасторов и священнослужителей женятся. Примерно 500 лет спустя католические священнослужители до сих пор не женятся.
- Деньги и сегодня часто являются причиной раскола в евангелических церквях. Деньги от продажи индульгенций, которые приносили пользу папе и другим церковным лидерам, были, по крайней мере частично, корнем проблем, приведших к реформации. К сожалению, любовь к деньгам до сих пор является корнем всех зол и сегодня часто вызывает проблемы, включая расколы внутри евангельских церквей.
Характерные черты периода Реформации (1517-1661 гг.), которых больше нет в евангельском христианстве сегодня .
В то время как многие черты периода Реформации сохранились в сегодняшнем евангельском христианстве, некоторые нет. И хорошо, что у некоторых их нет. Ниже я расскажу о трех из них, которых сегодня больше нет в евангельском христианстве.
- Напряженная политическая и религиозная обстановка с яростным сопротивлением со стороны католической церкви и империи. Политического и религиозного климата, подобного тому, который существовал при императоре Карле V и папе, сегодня нет. Был император Карл V, который чувствовал себя призванным защищать католицизм, который он считал истинной верой. Объедините это с ревностным папой, который хотел сохранить власть и защитить свой источник денег, и вы получите рецепт, по которому людей легко заклеймили еретиками и убили, если они не следовали линии. К счастью, давление, с которым Лютер сталкивался с 1517 года до Вормсского сейма в 1521 году и далее, редко встречается в евангельских кругах сегодня, по крайней мере, на Западе.
- Государственные церкви. Вначале отделение протестантов от Римско-католической церкви в разных регионах не означало существования множества конфессий. Это произошло гораздо позже. В каждом регионе была национальная церковь, которая часто оказывала лояльность местному монарху, как это было в Англии.
- Казни и сожжение на костре. К сожалению, в первые дни Реформации для церковных властей было обычным делом заклеймить противников еретиками и убить их. Примерами могут служить сожжение Яна Гуса на костре и казнь многих анабаптистов. Нам повезло, что мы больше не живем в такой атмосфере.
- Предопределение. Лютер гораздо более твердо верил в предопределение, чем многие более поздние протестанты.
- Таинства. Лютер считал, что Бог действительно возрождал младенцев при крещении и что Христос действительно присутствовал в хлебе и вине Вечери Господней. Это верования, которые сегодня разделяют очень немногие протестанты за пределами лютеранских церквей[4].
Foot Notes
[1] Марк А. Нолл, Поворотные моменты: решающий момент в истории христианства , 3-е изд. (Гранд-Рапидс, Мичиган: Baker Academics, 2012), 219.
[2] Noll, Turning Points , 146
[3] Tony Lane, Краткая история христианской мысли , rev. изд. (Гранд-Рапидс, Мичиган: Baker Academics, 2016), 157.
[4] Нолл, Поворотные моменты , 162
Привет, это Кеннет. Я ведущий преподаватель на этом сайте. Если вам нравится контент, свяжитесь со мной на YouTube. Я загружаю отличные обучающие видео два раза в неделю! Подписывайтесь и учитесь вместе с нами. Я хотел бы молиться за вас и тренировать вас. Посетите канал YouTube!
Немецкая Реформация — Возрождение и Реформация
Введение
В 16 веке «Германия» существовала лишь как своего рода условное обозначение немецкоязычных земель Священной Римской империи, охватывавших, кроме них, большие такие области, как Нидерланды, восточная Франция и северная Италия. Именно в этих немецкоязычных землях Мартин Лютер впервые высказал свои богословские опасения, и именно там велись основные богословские споры 16 века. Здесь появилось первое поколение лидеров реформ; литургия новой Реформации была впервые применена на практике; брошюры, распространяемые в ходе пропагандистской войны в поддержку реформ; маргиналы, такие как женщины и крестьяне, были вовлечены в дискуссии, в которых сначала участвовали только реформаторы и их княжеские или патрицианские покровители; впервые были сформулированы протестантские взгляды на вечных чужаков — евреев и турок.
Общий обзор
Хотя место Реформации как выдающегося водораздела — так сказать, моста — между средневековым миром, разумом и современностью серьезно подорвано, нет никаких сомнений в том, что само движение имело неизгладимый след. влияние на европейскую и мировую историю и особенно на историю Германии. Wohlfeil 1982 и Hsia 2007 представляют собой общее введение (одно старее и одно новее) к самой немецкой Реформации, а также к некоторым актуальным историческим вопросам и дискуссиям, имевшим место в этой области. Dixon 2002 предлагает введение, насыщенное политическим элементом, тогда как Köhler 1951 подчеркивает богословский. Scribner and Dixon 2003 нападает на историографическую центральность Реформации, изображая ее как единственное (и при этом нереализованное) движение среди многих, направленных на обновление общества.
Диксон, К. Скотт. Реформация в Германии . Мальден, Массачусетс: Blackwell, 2002.
Лучшее краткое введение в отдельные аспекты немецкой Реформации в начале 16 века; концентрируется на значении движения для немецкого народа и особенно подчеркивает роль немецких князей и их территориальных образований в распространении нового набора верований.
Ся, Р. Почиа, изд. История христианства . Том. 6. Реформа и расширение . Кембридж, Великобритания: Cambridge University Press, 2007.
Образцовые эссе известных авторитетов, рассказывающих историю Реформации от первых движений движения до пика католической контркампании, уделяя особое внимание немецким корням реформы.
Келер, Вальтер. Dogmengeschichte, als Geschichte des Christlichen Selbstbewusstseins: Das Zeitalter der Reformation .