Особенности эллинистической философии: Особенности эллинистической философии — Русская историческая библиотека

Особенности эллинистической философии — Русская историческая библиотека

Надо сразу сказать, что эллинистическая (древнегреческая) философия – органическое продолжение эллинской, классической философии. Преемственность и традиция сохранялись. Поэтому, возможно, следует говорить не об эллинистической философии как таковой, а о древнегреческой философии в период эллинизма.

Эллинизм – не новая общественно-экономическая формация, а лишь этап в развитии этой формации. В период эллинизма рабовладельческая система сохранялась, но большое значение в сельском хозяйстве и ремесле приобретал труд полусвободных производителей типа римских колонов. В отношении политического строя эллинистические общества представляют соединение черт классического полиса с древневосточной монархией. Господствующим классом становится военно-землевладельческая аристократия.

Эпикур — один из главных столпов эллинистической философии

 

Ясно, что при таком в общем не так уж существенном изменении общественного бытия и эллинистическая философия, как одна из форм общественного сознания, в основном оставалась прежней. Однако её важной особенностью является то, что она постепенно утрачивает свой творческий характер, она все больше оглядывается на себя, на свое прошлое. Усиливается ее самосознание. Начинается эпоха саморефлексии, комментирования и истолкования старых философских текстов, что не исключало творения новых.

В эпоху эллинизма несколько меняется и предмет философии. Конечно, философия остается мыслящим теоретическим мировоззрением, но центр внимания перемещается, как это было уже эпизодически у софистов, Сократа и в некоторых сократических школах, на этическую проблематику, но без социальной проблематики того же Сократа и софистов. Иначе говоря, на первый план в эллинистической философии (ещё одна важная её особенность) выходит этика как учение о нравственности, а в самой нравственности главное место занимает вопрос о том, как быть свободным при тоталитарном режиме. Если и встречается социальный интерес, то к утопиям и антиутопиям, без всякого упования на возможность перекинуть мост между этим и тем миром. Эти социальные картины были фантасмагориями, убаюкивающими угнетенное сознание. Утрачивая связь с науками, философия становится беззащитной перед художественно-мифолого-религиозным мировоззренческим комплексом.

 

 

В качестве нравственно-назидательного и утешительного явления в духовной жизни эллинистическая философия получила широкое влияние среди, разумеется, образованных слоев населения Средиземноморья, но ее теоретический уровень снижается. Впрочем, эллинизм состоял из двух подпериодов. Он не сразу начал с декаданса. Сперва был ренессанс, он приходился на конец IV и первую половину III в. до н. э., и только затем следует декаданс. Это особенно заметно в росте скептицизма, который, подрывая философскую мысль, ее веру в свои силы, открывал дорогу антифилософскому мистицизму, который наступал в двух формах: языческо-античной и религиозной. Уже в период Римской империи эти две формы существуют параллельно. Они внутренне сходны, поэтому затронутая мистицизмом философия не могла дать отпор новому религиозному мировоззрению – христианству. Но об этом позднее.

Ещё одной особенностью эллинистической философии является некоторая утрата проблематики Платона и Аристотеля и возвращение к досократике, но без ее социальной направленности. Эпикур воскрешает Демокрита, стоики – Гераклита и других натурфилософов, скептики – софистов с их агностицизмом…

Философ Зенон Китийский, основатель популярной в эллинистический период школы стоиков

Автор фото — Jeremy Weate

 

И все же наиболее удивительное явление в период эллинизма – невиданный дотоле расцвет наук. Науки специализировались и отделились от философии.

В эллинистическую эпоху возникли новые центры культуры: Пергам, Александрия и др. Сохранили свое значение Афины. В Афинах преобладала философия, в Александрии – наука. Македонский царь Антигон II Гонат был покровителем философии, он помогал кинику Биону Борисфенскому, стоику Зенону, Менедему из Эретрии. В Александрии же первые Птолемеи были покровителями наук, которые им многим обязаны. Вся эллинистическая наука была прямо или косвенно связана с Александрией.

 

11. Эллинистический период античной философии. Особенности, основные направления.

Эллинистический период начался с III в. до н. э. Философы этого периода не обязательно были греками по рождению, а область распространения философии вышла далеко за пределы Греции. В этот период философия перестает быть единой наукой: она подверглась расчленению и разделению на части, которые были внешне независимыми друг от друга, на три части: логику (известную в некоторых школах как «каноника»), физику и этику, или теорию познания, теорию бытия и теорию блага. Значение, которое придавалось этим частям философии, было неодинаково, ибо перевес был на стороне этики.

Составление популярных греческих поучений о том, как лучше жить и достигнуть доступных человеку благ, стало главной задачей философов. Философы этого периода занимались также физикой и логикой, в коих областях ими были получены значительные результаты; между тем, этические положения были главным связующим звеном в их философских системах, и это нашло отражение в логических и естественнонаучных взглядах.

Если ранее, в прежние времена, главное место в философии занимала наукообразная теория природы, то теперь на ее место встала философская теория жизни.

Интерес к теоретическому выяснению картины мира, физике космологии, астрономии повсеместно снижается. Философов теперь интересует не столько вопрос о том, как надо жить в этом мире, чтобы избежать бедствий и опасностей. Философ, который в эпоху «великой классики» был ученым, исследователем, созерцателем, умопостигающим Микро- и Макрокосм, теперь становится «умельцем жизни», добытчиком не столько знания, сколько счастья. В философии он видит деятельность и строй мысли, освобождающей человека от ненадежности, обманчивости, от страха и волнений, которыми так полна и испорчена жизнь. Возникают и оригинальные, философско-этические концепции — прежде всего, это скептицизм (скептическая школа)

, стоицизм (стоическая школа) и этическая доктрина материалиста-атомиста Эпикура (эпикурейская школа).

Основные направления. В эллинистический период развитие философии было сосредоточено в филос. школах. Это придает ему особый характер, так как каждая школа представляла собой замкнутое философское сообщество. Существовавшие ранее платоновская Академия и аристотелевский Ликей продолжали функционировать и развиваться. В начале рассматриваемого периода появились еще школы: стоическая, эпикурейская, скептическая и школа киников.

Киники — философская школа, которая обосновывала идею свободы вне общества (асоциальной свободы). Ее представители проверяли свои философские изыскания на себе. Киники вели паразитический, бродяжнический образ жизни, не имели семьи, игнорировали государство и законы, презирали традиционную культуру, мораль, богатство, концентрировали внимание на человеческих пороках. Наиболее яркими представителями философской школы киников являлись

Антисфен, Диоген Синопский. Главная цель кинического учения — не выработка глубоких философских теорий, а философское обоснование особого образа жизни — вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бродяжничество и т. д.) — и проверка данного образа жизни на себе.

Ответной реакцией на распространение идей киников стало возникновение и развитие философской школы стоиков («Стоя» — название портика в Афинах, где она была основана). Основателем данной философской школы считается Зенон Китайский. Основная идея философской школы стоиков (сходная с основной идеей философии киников) — освобождение от влияния внешнего мира.

Но в отличие от киников, которые видели освобождение от влияния внешнего мира в отвержении ценностей традиционной культуры, асоциальном образе жизни (попрошайничестве, бродяжничестве и др.), стоики избрали иной путь для достижения этой цели — постоянное самосовершенствование, восприятие лучших достижений традиционной культуры, мудрость. Таким образом, идеалом стоиков выступает мудрец, поднявшийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещенности, знанию, добродетели и бесстрастию (апатии), автаркии (самодостаточности). Наиболее известными представителями стоической философии являлись Сенека и Марк Аврелий.

Эпикурейская эллинистическая философская система была выражением крайне трезвого и позитивного способа мышления. Теоретическая философия подчинялась практическим целям жизни, приоритет отдавался этике, иные разделы философии трактовались как вспомогательные. Эта система была создана

Эпикуром. (смотри вопрос 5) Эпикурейская школа имела своих сторонников вплоть до конца эллинистического периода.

Эпикуреизм, главным образом,— это этика, которая признает лишь земные блага, считает человека ответственным за собственные счастье и несчастье, ценит покой как наиболее совершенное состояние человека; просвещение разума выступает в ней единственным средством против сил, которые нарушают его покой, являясь результатом его собственной глупости, наконец, видит парадоксальное в разумном, в культурном стиле жизни наилучшее средство для достижения эгоистического счастья, а в эгоистической основе — наиболее верный путь к счастью как таковому.

Эпикуреизм — это также философия природы, которая решительно отказалась от сверхъестественных сил и признает любой вид бытия телесным, тела, состоящими из атомов, события — причинно обусловленными

, а причины — действующими механически.

Скептици́зм. Школы, как таковой, скептики не создали, как это сделали стоики и эпикурейцы, однако идеи скептицизма сохранялись и развивались около пяти столетий. Скептицизм стоял несколько в стороне от других школ и всем им противопоставлял собственные философские доктрины, философы других направлений создавали теории, скептики же их только критиковали и отрицали. Скептицизмом стала называться философская позиция, которая отрицает возможность познания истины. Пиррон, первый из философов-скептиков.

Скептики приходят к выводу о невозможности достижения объективного знания о мире, а, следовательно, и невозможности рационального обоснования норм человеческого поведения. Единственная правильная линия поведения в этих условиях — воздержание от суждений.

Основные положения античного скептицизма:

Эллинистическая поэзия и философия – Особенности блока

Автор:Will

На прошлой неделе мы отошли от Геродота и начали читать отрывки из поэзии эллинистического периода в Греции, начиная с падения Александра Македонского в 323 г. до н.э. вплоть до окончательного завоевания Греции Римом в 146 г. до н.э. Выборы включали « Argonautica » Аполлония Родосского, « Idylls» Феокрита 9.0012 и Эпиграммы Каллимаха. За исключением эпиграмм, эти стихи лично для меня особого интереса не представляли. « Argonautica » кажется мне относительно слабым произведением эпической поэзии по сравнению с великим Гомером, и Феокрит, на мой вкус, столь же тяжеловесен. Однако это не слишком отвлекало от классных дискуссий, так как мы увидели много демонстраций знания Оуэном греческого языка, поскольку он цитировал многие из этих отрывков от сердца в древнегреческом оригинале.

Вдобавок ко всему, он даже спел многие из них с большим эффектом.

После того, как мы закончили с поэзией, мы перешли к философии, которая заинтересовала меня еще больше. Школы, представленные в последней части недели, включали Академию Платона, Лицей Аристотеля, пирронианский скептицизм, цинизм, стоицизм и эпикуреизм. Углубление в эти области мысли привело к гораздо большему участию как в классе, так и в наших дискуссионных форумах на веб-сайте CC. Меня особенно интересовал цинизм, который имеет не совсем то значение, которое многие люди могут подумать, услышав слово «циник» в современном контексте. Греческий цинизм был предшественником стоицизма, и хотя он имеет сократовские корни, его трудно назвать истинной «школой», потому что он настолько нетрадиционен и антитеоретичен. Что меня больше всего поразило в цинизме, так это акцент на

askēsis, или практика, и учить образу жизни как пути к добродетели, а не проповедовать или объяснять теоретические ценности, которые необходимо интерпретировать. Я нахожу это особенно мощным, потому что я большой сторонник экспериментального обучения. Я всегда обнаруживал, что лучший способ узнать или достичь чего-либо — это сделать это, а не говорить об этом, и таким образом цинизм представляет мне гораздо более сильный набор идей, чем другие школы философской мысли.

Хотя о циниках и даже о них написано не так много, есть одна известная история о взаимодействии между Диогеном Циником (что по-гречески переводится как Собака) и Александром Македонским, которая действительно подчеркивает свободу, которая подчеркивается в их способах жизнь. «Когда он загорал в Краниуме, подошел Александр, встал над ним и сказал: «Проси у меня любую милость, какую пожелаешь». На что он ответил: «Отойди от моего света» (Диоген Лаэртский, 9).0011 Жизнеописания выдающихся философов

, Книга 6, Глава 28). В другом месте Александр объявляет о своем звании Диогену Синопскому, говоря: «Я — царь Александр Великий». Диоген отвечает своим рангом: «Я Диоген Циник», то есть «Диоген Пес» (Диоген Лаэртский, Жизнеописания выдающихся философов , книга 6, глава 60).

Автор: Will Posted inBlock 4, CL125, HY209

Что такое эллинистическая философия?

5 минут

Эллинистическая философия — это школа мысли, зародившаяся в Древней Греции. В его состав входили различные философские течения, порвавшие с философской традицией Платона и Аристотеля.

Написано и проверено философом Мария Алехандра Моргадо Кузати .

Последнее обновление: 18 июля 2022 г.

Эллинистическая философия — школа мысли, возникшая в Древней Греции . Его период варьировался от смерти Александра Македонского в 323 г. до н.э. до вторжения римлян в Македонию в 148 г. до н.э.

В этот период греческие города утратили свой суверенитет, а Афины перестали быть культурным, политическим и торговым центром Средиземноморья. Таким образом, города-государства уступили место эллинистическим монархиям; возникла ситуация политической нестабильности и обострились различия между социальными классами.

При этих обстоятельствах возникла школа мысли, отмеченная оппозицией аристотелевскому лицею и платоновской академии . Большинство философов того времени отдавали предпочтение практическому поведению, а также личному и общественному благополучию над метафизическими исследованиями.

Основные черты эллинистической философии

Эллинистическая философия состоит из нескольких школ, которые, хотя и не разделяют одних и тех же постулатов, имеют между собой общие черты. Вот почему она занесена в каталог как определенная школа мысли.

Вот ее основные характеристики:

  • Эллинистическая философия больше озабочена личным счастьем и личной безопасностью, чем поиском универсальной истины.
  • Это течение мысли ищет безопасности, взяв за основу неизменные законы природы и космоса. С этой целью разрабатывается новая физика и новая этика натуралистического и космополитического характера .
  • Научная мысль ориентирована на прикладные и специальные знания. Другими словами, философы эллинистического периода были заинтересованы в решении конкретных проблем , а не в получении глобального понимания Вселенной.
  • Появляется новый тип философии, основанной на действии: философия как терапия .
  • В эллинистической философии понятие человечество изменений. Аристотель понимал их как гражданских животных , поскольку их благополучие было связано с самодостаточностью полиса . Но когда полис рухнул, люди начали воспринимать себя как социальных животных , поскольку теперь они несли ответственность за свою собственную жизнь как неотъемлемые части человечества и природы.
  • Поскольку метафизика отошла на второй план, философ — это не только тот, кто знает, но и тот, кто умеет жить.
  • С падением абстрактного мышления философия стала разделяться на три специфические ветви: этику, физику и логику.

Узнайте больше здесь: Идеализм: типы, характеристики и известные мыслители

Школы эллинистической философии

Как мы уже говорили, для эллинистической философии характерно появление различных школ, в которых есть много взаимных влияний, но также много полемики. Давайте посмотрим на некоторые из них.

Цинизм

Цинизм — философская школа, возникшая в четвертом веке до нашей эры в Древней Греции. Среди прочего, он отстаивал, что счастье можно найти в простом и гармоничном существовании с природой.

С точки зрения цинизма люди несут в себе то, что им нужно для счастья. Поэтому они отвергают богатство и любые материальные заботы. Человек с меньшими потребностями был самым свободным и счастливым.

Его главными мыслителями были Антисфен, Диоген Синопский, Кратес Фивский, Гиппархия, Менипп Гадарский и Деметрий Киник.

Цинизм не ставит во главу угла имущество. Наоборот, он постулирует, что счастье в аскезе.

Киренаикская школа

Основанная в 5 веке до н.э., это течение было сосредоточено на вопросах этики. Для киренаиков благо в жизни отождествляется с удовольствием, хотя под этим следует понимать духовное удовольствие.

Что касается их теории познания, то киренаики утверждали, что она субъективистская (присущая индивидууму) и сенсуалистская (полученная через чувства).

Его основными представителями были Аристипп, Птолемей Эфиопский, Антипатр Киренский, Аристипп Младший, Феодор Безбожник и Гегесий Киринеянин.

Эпикуреизм

Эпикуреизм — философское учение, зародившееся в 4 веке до н.э. в Греции и Риме. Он утверждал, что счастье достигается за счет разумного удовлетворения удовольствий. Под счастьем понималось отсутствие боли или какого-либо несчастья (например, голода, полового напряжения, скуки)

Основными мыслителями этого движения были Эпикур, Метродор Лампсакский, Гермарх Митиленский, Амафаний, Каций, Зенон Сидонский , Филодем из Гадары, Лукреций, Адриан и Диоген из Ойноанды.

Стоицизм

Стоицизм — философское учение, основанное в 311 г. до н.э. Утверждалось, что вся реальность должна изучаться на основе трех дисциплин :

  • Логика
  • Физика
  • Мораль

Его основными представителями были Зенон Китийский, Аристон Хиосский, Клеанф, Хрисипп Солийский, Зенон Тарсийский, Панетий Родосский, Посидоний, Марк Туллий Цицерон, Эпиктет, Сенека и Марк Аврелий.

Подробнее об этой доктрине читайте здесь: Характеристики стоицизма: полезная философия

Пирронианский скептицизм

Пирронизм, или философский скептицизм, был основан в третьем веке до нашей эры Пирроном. Принцип этой школы заключался в том, чтобы отлить сомневаюсь во всем, что можно считать правдой .

Его цель состояла в том, чтобы достичь атараксии (умственной невозмутимости), которая достигается с помощью epoche (приостановка суждений) по неочевидным вопросам (т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *