Основные типы царских гробниц среднего царства: 9. Архитектурные типы Среднего царства

9. Архитектурные типы Среднего царства

Всеобщая история архитектуры. Том I 9. Архитектурные типы Среднего царства

Период распада Египта отразился на характере строительства. Отсутствие былых материальных возможностей не позволяло создавать такие монументальные постройки, как пирамида Хеопса, заупокойный храм Хефрена или пирамиды и храмы солнца V династии. Отказ от монументального строительства был вызван также и непрочностью материала — кирпича-сырца, к которому принуждены были возвратиться строители переходного времени.

Гробницы. Обычной формой гробниц знатных людей этого периода стали небольшие, прямоугольные в плане мастаба, имевшее не более 15 м в длину и увенчанные пирамидой в 10—12 м высотой. И мастаба и пирамида внутри были полые, перекрытие делалось в форме ложного свода. Иногда мастаба была отделена от пирамиды плоским перекрытием, в таком случае ложный свод пирамиды играл роль разгрузочной конструкции.

От времени расцвета Среднего царства (в период XIII династии) до нас дошло большое количество разнообразных памятников. Достаточно полно представлены жилища, гробницы и крепостные сооружения. Что касается ирригационных сооружений и дворцов, почти не сохранившихся, о них свидетельствуют тексты того времени, а также рассказы позднейших греческих писателей — Геродота (V в. до Н. в.) и Страбона (1 в н. э.).

Город Кахун. Примером городского поселения Среднего царства является Кахун, расположенный при самом входе в озаис Фаюм (табл. 30, фиг. 1). Сенусерт II, фараон XII династии, перенес сюда свою резиденцию в связи с грандиозными ирригационными работами по освоению Фаюма. Кахун отличается от многих других поселений Египта, возникавших постепенно, тем, что он был построен в короткий срок по единому плану. Кахун просуществовал не более столетия, потом был заброшен и оказался засыпанным песками пустыни, из-за чего и дошел до нас в таком состоянии, что можно восстановить его планировку.

Рабочий квартал. Город занимал площадь около 10 га (260X380 м) и был обнесен кирпичной стеной. Стена имела двое ворот — с югозападной и с северовосточной сторон. Части города, к которым вели эти входы, не сообщались между собою; их разделяла глухая мощная кирпичная стена. Меньшая часть занимала сравнительно небольшую площадь в 260 X 105 м и была, вероятно, предназначена для строительных рабочих (табл. 30, фиг. 1а). На небольшой площади было расположено около 250 глинобитных хижин, построенных таким образом, что каждые две хижины имели общую стену. С юга на север шла главная улица шириною в 8—9 м. Перпендикулярно к ней были расположены боковые переулки, на которые выходили фасады хижин. Волна восстаний, прокатившаяся над Египтом в конце предыдущего исторического периода, заставляла господствующий класс постоянно опасаться повторения их. Кварталы строительных рабочих — вероятно, рабов — были устроены таким образом, чтобы рабочие, не сообщаясь с другими частями города, имели выход непосредственно на работы.

Остальная часть города также делилась на кварталы. От городских ворот в направлении к стене рабочего квартала, т. е. с востока на запад, вела прямая улица длиной около 280 м. В середине по всей ее длине был устроен сток. По обе стороны улицы были расположены участки, принадлежавшие, очевидно, царю и знати (табл. 30, фиг. 16, в и г). Характерно, что на всей площади квартала знати, почти равной площади рабочих кварталов, было расположено всего 10—11 владений.

 

 

 

 

В конце главной улицы, с правой ее стороны, примыкая к стене рабочего квартала, на некотором возвышении был расположен царский дворец, окруженный со всех сторон толстой кирпичной стеной (в настоящее время дворец совершенно разрушен).

Южная часть города с небольшими домами свободного, но небогатого населения разбивалась на кварталы рядом узких переулков.

Жилой дом. О типе (жилого дома и хозяйственного сооружения Среднего царства, кроме раскопок, можно судить также по саркофагам, по моделям жилых домов (табл. 33, фиг. 3) и хозяйственных построек, найденным в погребениях того времени.

В Кахуне основным материалом всех обнаруженных при раскопках построек был высушенный на солнце кирпич, но, судя по саркофагам, дома состоятельных людей строились также и из дерева. Крошечные помещения рабочих в Кахуне являлись, Собственно говоря, только местом ночлега.

Дома свободного населения имели по фасаду 7—10 м длины. Перед домом был двор, обнесенный глинобитной стеной. К нему примыкало открытое спереди помещение, плоскую крышу которого поддерживали круглые деревянные столбы. На одной модели дома видно, что в постройках из кирпича иногда применялось перекрытие коробовым сводом. Некоторые жилые дома имели второй этаж с плоской крышей, обнесенной парапетом. В Кахуне сохранился фундамент дома одного из вельмож Сенусерта II, расположенный рядом с царским участком (табл. 30, фиг. 2). От улицы дом был отгорожен глухой глинобитной стеной. Узкая входная дверь а была расположена непосредственно против помещения привратника.

Отсюда по открытому коридору вдоль внешней ограды можно было попасть в хозяйственные помещения е. Такой же открытый ход б, перпендикулярный главной улице и стене города, вел к жилым помещениям, которые делились на мужскую и женскую половины и выходили на обширный открытый двор в. Вдоль южной стороны двора шла галерея, крыша которой опиралась, вероятно, на деревянные столбы. Из этой галерей вел вход в жилые помещения. Плоская крыша центрального, наиболее обширного из этих помещений г поддерживалась четырьмя свободно стоящими колоннами. Центральной частью женской половины был квадратный двор д, окруженный открытыми галереями на колоннах. В северной части главного двора была устроена лестница, ведшая на плоскую крышу.

Bo всей планировке дома следует отметить стремление отгородиться от улицы, замкнуться в помещении, занимающем центральную часть всего участка и открывающемся только со стороны двора, с ориентацией на север. Жаркое египетское солнце заставляло летом искать прохлады в тени галерей, открытых доступу северного ветра.

Стены внутренних помещений были обычно выбелены и расписаны, глиняные полы плотно утрамбовывались. О внутреннем убранстве такого жилья Почти ничего не известно, но в «Рассказе Синухета», автобиографической повести времени Сенусерта I, упоминается бассейн как принадлежность дома одного из царевичей.

 

 

 

 

 

 

Понравилась статья? Поддержите нас донатом. Проект существует на пожертвования и доходы от рекламы

9. Архитектурные типы Среднего царства

Historicus.ru / Библиотека Историка / Всеобщая история архитектуры. Том I

Период распада Египта отразился на характере строительства. Отсутствие былых материальных возможностей не позволяло создавать такие монументальные постройки, как пирамида Хеопса, заупокойный храм Хефрена или пирамиды и храмы солнца V династии. Отказ от монументального строительства был вызван также и непрочностью материала — кирпича-сырца, к которому принуждены были возвратиться строители переходного времени.

Гробницы. Обычной формой гробниц знатных людей этого периода стали небольшие, прямоугольные в плане мастаба, имевшее не более 15 м в длину и увенчанные пирамидой в 10—12 м высотой. И мастаба и пирамида внутри были полые, перекрытие делалось в форме ложного свода. Иногда мастаба была отделена от пирамиды плоским перекрытием, в таком случае ложный свод пирамиды играл роль разгрузочной конструкции.

От времени расцвета Среднего царства (в период XIII династии) до нас дошло большое количество разнообразных памятников. Достаточно полно представлены жилища, гробницы и крепостные сооружения. Что касается ирригационных сооружений и дворцов, почти не сохранившихся, о них свидетельствуют тексты того времени, а также рассказы позднейших греческих писателей — Геродота (V в. до Н. в.) и Страбона (1 в н. э.).

Город Кахун. Примером городского поселения Среднего царства является Кахун, расположенный при самом входе в озаис Фаюм (табл. 30, фиг. 1). Сенусерт II, фараон XII династии, перенес сюда свою резиденцию в связи с грандиозными ирригационными работами по освоению Фаюма.

Кахун отличается от многих других поселений Египта, возникавших постепенно, тем, что он был построен в короткий срок по единому плану. Кахун просуществовал не более столетия, потом был заброшен и оказался засыпанным песками пустыни, из-за чего и дошел до нас в таком состоянии, что можно восстановить его планировку.

Рабочий квартал. Город занимал площадь около 10 га (260X380 м) и был обнесен кирпичной стеной. Стена имела двое ворот — с югозападной и с северовосточной сторон. Части города, к которым вели эти входы, не сообщались между собою; их разделяла глухая мощная кирпичная стена. Меньшая часть занимала сравнительно небольшую площадь в 260 X 105 м и была, вероятно, предназначена для строительных рабочих (табл. 30, фиг. 1а). На небольшой площади было расположено около 250 глинобитных хижин, построенных таким образом, что каждые две хижины имели общую стену. С юга на север шла главная улица шириною в 8—9 м. Перпендикулярно к ней были расположены боковые переулки, на которые выходили фасады хижин.

Волна восстаний, прокатившаяся над Египтом в конце предыдущего исторического периода, заставляла господствующий класс постоянно опасаться повторения их. Кварталы строительных рабочих — вероятно, рабов — были устроены таким образом, чтобы рабочие, не сообщаясь с другими частями города, имели выход непосредственно на работы.

Остальная часть города также делилась на кварталы. От городских ворот в направлении к стене рабочего квартала, т. е. с востока на запад, вела прямая улица длиной около 280 м. В середине по всей ее длине был устроен сток. По обе стороны улицы были расположены участки, принадлежавшие, очевидно, царю и знати (табл. 30, фиг. 16, в и г). Характерно, что на всей площади квартала знати, почти равной площади рабочих кварталов, было расположено всего 10—11 владений.

 

 

 

 

В конце главной улицы, с правой ее стороны, примыкая к стене рабочего квартала, на некотором возвышении был расположен царский дворец, окруженный со всех сторон толстой кирпичной стеной (в настоящее время дворец совершенно разрушен).

Южная часть города с небольшими домами свободного, но небогатого населения разбивалась на кварталы рядом узких переулков.

Жилой дом. О типе (жилого дома и хозяйственного сооружения Среднего царства, кроме раскопок, можно судить также по саркофагам, по моделям жилых домов (табл. 33, фиг. 3) и хозяйственных построек, найденным в погребениях того времени.

В Кахуне основным материалом всех обнаруженных при раскопках построек был высушенный на солнце кирпич, но, судя по саркофагам, дома состоятельных людей строились также и из дерева. Крошечные помещения рабочих в Кахуне являлись, Собственно говоря, только местом ночлега.

Дома свободного населения имели по фасаду 7—10 м длины. Перед домом был двор, обнесенный глинобитной стеной. К нему примыкало открытое спереди помещение, плоскую крышу которого поддерживали круглые деревянные столбы. На одной модели дома видно, что в постройках из кирпича иногда применялось перекрытие коробовым сводом. Некоторые жилые дома имели второй этаж с плоской крышей, обнесенной парапетом. В Кахуне сохранился фундамент дома одного из вельмож Сенусерта II, расположенный рядом с царским участком (табл. 30, фиг. 2). От улицы дом был отгорожен глухой глинобитной стеной. Узкая входная дверь а была расположена непосредственно против помещения привратника. Отсюда по открытому коридору вдоль внешней ограды можно было попасть в хозяйственные помещения е. Такой же открытый ход б, перпендикулярный главной улице и стене города, вел к жилым помещениям, которые делились на мужскую и женскую половины и выходили на обширный открытый двор в. Вдоль южной стороны двора шла галерея, крыша которой опиралась, вероятно, на деревянные столбы. Из этой галерей вел вход в жилые помещения. Плоская крыша центрального, наиболее обширного из этих помещений г поддерживалась четырьмя свободно стоящими колоннами. Центральной частью женской половины был квадратный двор д, окруженный открытыми галереями на колоннах. В северной части главного двора была устроена лестница, ведшая на плоскую крышу.

Bo всей планировке дома следует отметить стремление отгородиться от улицы, замкнуться в помещении, занимающем центральную часть всего участка и открывающемся только со стороны двора, с ориентацией на север. Жаркое египетское солнце заставляло летом искать прохлады в тени галерей, открытых доступу северного ветра.

Стены внутренних помещений были обычно выбелены и расписаны, глиняные полы плотно утрамбовывались. О внутреннем убранстве такого жилья Почти ничего не известно, но в «Рассказе Синухета», автобиографической повести времени Сенусерта I, упоминается бассейн как принадлежность дома одного из царевичей.

 

 

 

 

 

 

Скальные гробницы Среднего царства

Расположение, планы и политическая власть.

Одним из признаков контроля центрального правительства над своими чиновниками в Древнем Египте было расположение и план могил чиновников. Во времена, когда центральное правительство осуществляло сильный контроль над провинциями, чиновники хотели быть похороненными рядом с королем. Это явно имело место в Древнем Царстве, когда города мертвых окружали пирамиды. Эти мастабы Старого Царства были подарком короля его высшим чиновникам. В целом их планы были схожими, поскольку все они были построены в одном месте одними и теми же людьми. Напротив, в период раннего Среднего царства провинциальные чиновники предпочитали размещать свои гробницы в своих родных провинциях. Номархи, чиновники, управлявшие 42 египетскими провинциями, которые египтологи называют номами, основали свои города мертвых, в которые вошли многие местные чиновники. Эта традиция местных захоронений зародилась в первый промежуточный период (2130–2008 гг. до н. э.), время, когда отсутствие центрального правительства заставляло отдельные номы вести себя как независимые образования. Даже с восстановлением сильного центрального правительства при Двенадцатой династии номархи, жившие в первые четыре правления этого периода (1938–1837 гг. до н. э.) предпочитали захоронение в своих родных городах, а не в Ич-тави, столице страны. Кроме того, в Среднем царстве были распространены местные вариации планов гробниц. Местные традиции, особенно в отношении высеченных в скалах гробниц, росли, среди прочего, в Бени-Хасане, Бершехе и Асьюте. Затем, во время правления Сенусерта III (1836–1818 гг. до н. э.), захоронения провинциальных чиновников вернулись в район вокруг царской пирамиды в относительно похожих гробницах мастаба. Египтологи рассматривают это изменение как свидетельство того, что царь вновь подтвердил свою власть над провинциями. Сравнение трех Провинциальные гробницы демонстрируют, как египтологи проанализировали эту ситуацию: гробница Аменемхета в Бени-Хасане, гробница Джехутихотепа в Берше и гробница Хепджефы I в Асьюте — все они были построены в начале Двенадцатой династии.

Гробница Аменемхета в Бени-Хасане.

Бени Хасан в Среднем Египте находится в 23 милях к югу от современного города Минья на восточном берегу Нила. Восемь из 39 гробниц, раскопанных в горах, принадлежали череде людей, носивших титул «Великий владыка нома Орикс», древнее имя Бени Хасан. Аменемхет был Великим Повелителем, или номархом, во время правления Сенусерта I (1919–1875 гг. до н. э.). Путь к его могиле вел вверх по горе от возделываемой равнины в долине реки до двора, вырубленного прямо в скале горы. Лицо самой горы было сглажено, чтобы сформировать фасад. Фасад поддерживают две колонны, также вырезанные из самой горы. Колонны восьмиугольные и поддерживают архитрав, серию балок, которые поддерживают колонны. Архитрав несет карниз, выступающий молдинг, имитирующий концы деревянных стропил, но вырезанные из камня. Колонны сужаются к вершине и несут счеты, простую каменную плиту, балансирующую между верхом колонн и низом архитрава, стоящую на широком основании. Счеты помогают распределить вес архитрава по колонне. Основание также поддерживает колонну и распределяет ее вес по полу. Хотя он был построен более 1500 лет назад, колонны и архитрав напоминают классическую греческую архитектуру. Затем посетитель проходил между колоннами в квадратную комнату, вырезанную в горе. Крыша этой комнаты поддерживается четырьмя колоннами, каждая из которых имеет шестнадцать сторон. Колонны поддерживают два архитрава, идущих от передней к задней части комнаты. Архитравы поддерживают три свода. Своды исходят от двух боковых стен к архитравам на двух колоннах и еще одному своду между колоннами. Колонны, архитравы и своды были вырезаны из горного камня. В центре задней части находится ниша со статуей Аменемхета, также вырезанной из самой горы. Боковые стены украшают картины, иллюстрирующие повседневную жизнь нома Орикс и военную подготовку.

Гробница Джехеутихотепа в Берше.

Берше находится на восточном берегу Нила напротив Маллави, современного города в центральном Египте. В древности это было в Заячьем Номе. Джехутихотеп был Великим Повелителем Заячьего Нома в период правления Аменемхета II и Сенусерта III (1844–1818 гг. до н. э.). Его гробница отражает местную традицию высечения в скале гробниц, которая началась в первый промежуточный период. Двор гробницы стоял перед фасадом, вырезанным из горы. Две круглые колонны, вырезанные наверху под пальмовые листья, поддерживали вход в гробницу, которая находится за колоннами и ведет наверх в прямоугольное помещение. Посередине задней стены находятся три ступени, ведущие к алтарю, в котором когда-то стояла статуя. На расписных стенах изображены сцены из повседневной жизни, в том числе знаменитая картина, на которой рабочие тащат колоссальную статую Джехеутихотепа. Форма и количество колонн, формы комнат и расположение святыни отличаются от современной гробницы Аменемхета в Бени-Хасане, что указывает на то, что две традиции высеченных в скале гробниц развивались отдельно.

ХНУМХОТЭП СТРОИТ СЕБЕ Гробницу

введение: Правитель Двенадцатой династии нома Орикс, современный Бени Хасан, Хнумхотеп, оставил длинную биографическую надпись на стенах своей гробницы. В надписи он описал восстановление гробницы своего отца как свое первое действие. Он также описал свою гордость в строительстве гробницы для себя.

[На могиле отца] Я восстановил его и его богатство во всем. Я увековечил имя моего отца и восстановил его ка-храм [т. е. его гробницу]. Я последовал за своими статуями в храм. Я представил им их приношения хлеба, пива, прохладной воды и вина, а также мясные приношения, которые были назначены ка-жрецу, и я наделил его полями и работниками. Я повелевал приносить в жертву говядину и птицу на каждом празднике некрополя. …Теперь любого ка-жреца или любого, кто его побеспокоит, он уже не может существовать! Его сын не существует на его месте! … Моим главным достоинством было украшение для себя гробницы, чтобы человек мог подражать тому, что делал его отец. Мой отец построил себе ка-храм в Мернофрете, сделанный из камня Ану, чтобы увековечить его имя навеки и чтобы он мог прославиться навеки, его имя живет в устах народа и пребывает в устах живя, на его могиле некрополя и в его великолепном доме вечности и его месте вечности.

Перевод Эдвард Блейберг .

Гробница Хепджефы I в Асьюте.

Асьют расположен на западном берегу Нила, в излучине реки, которая течет с востока на запад. В древности это была столица Ликополитского нома. Великие Повелители Ликопольский ном строил свои гробницы в своих родных городах с конца Шестой династии до середины Двенадцатой династии. Хепджефа I жил во времена короля Сенусерта I и был также современником Аменемхета из Бени Хасана. Хепджефа, живший дальше всего от центра центральной власти в Ич-тави, построил для себя самую большую гробницу, известную в Среднем царстве. Он состоит из семи комнат, вырезанных в горе вдоль центральной оси. Широкий коридор ведет от переднего двора к широкому прямоугольному залу. Прямоугольная камера имеет три двери на задней стене. Две двери, расположенные по бокам, ведут в небольшие прямоугольные комнаты. Третья дверь, расположенная в центре задней стены наверху двух ступенек, ведет в другой длинный зал, который разделяется на U-образную комнату. Наконец, небольшой коридор, расположенный в центре буквы «U», ведет в маленькую квадратную комнату. В передних комнатах есть надписи, в частности, договор, который Хепджефа заключил со своими священниками, чтобы вечно продолжать свой культ. Единственные сцены находятся в задней части храма. Здесь барельефы изображают сцены жертвоприношения.

Местные традиции и центральная власть.

В поколениях, последовавших за этими тремя номархами, высокопоставленные чиновники снова были похоронены вокруг королевской пирамиды. Гробницы в центре снова были едиными в плане. Этот контраст с более ранним периодом очень наводит на размышления историков. Планы и украшения гробниц Аменемхета, Джехутихотепа и Хепджефы я разрабатывал явно независимо. Аменемхет и Джехеутихотеп разработали гробницы с небольшим количеством комнат. В гробнице Аменемхета использовалась колоннада спереди и четыре колонны во внутреннем помещении. Джехеутихотеп использовал только две колонны спереди, но они были вырезаны так, чтобы напоминать ладони, в то время как колонны Аменемхета были вырезаны с геометрическими гранями. Гробница Хепджефы была еще более сложной, с семью комнатами, но без колонн. Украшение также отличалось. Аменемхет уделял много места изображению военной подготовки. Джехеутихотеп подчеркнул свою колоссальную статую. Хепджефа записал надпись. Это разнообразие, особенно когда оно исчезает во время правления Сенусерта III, предполагает, что номархи также были гораздо более независимыми в политическом отношении. Таким образом, архитектура может быть чрезвычайно информативной в отношении политической истории Египта.

источники

Александр Бадави, История египетской архитектуры: первый промежуточный период, Среднее царство и второй промежуточный период (Беркли: University of California Press, 1966).

Гробницы в Древнем Египте — Австралийский музей



  • Обновлено
    21.11.18
  • Время чтения
    2 минуты



Нажмите, чтобы увеличить изображение

Две статуи-хранители защищают Туанхамона, пока дверь между Вестибюлем и Погребальной камерой демонтирована. 16 февраля 1923 года. Снято Гарри Бертоном. Изображение: Гарри Бертон
© The Print Collector / Alamy Stock Photo

Гробницы: дома вечности

Многие годы могли быть потрачены на строительство и подготовку гробниц, которые древние египтяне называли «домами вечности». Мастерам-строителям и надзирателям было приказано выполнять ритуалы во время строительства, и были даны рекомендации о том, где строить, как проектировать, а также какие материалы использовать.

Архитектура гробницы

Все гробницы имели два основных архитектурных компонента, которые отражали их религиозную функцию – погребальную камеру и близлежащую погребальную часовню. Погребальная камера находилась под землей и вмещала и защищала тело и дух. Погребальная часовня находилась над землей и была доступна для посетителей, которые совершали обряды и приносили в жертву еду и питье умершему. В этих часовнях также ставились ложные двери, чтобы установить связь между мирами живых и мертвых. Дизайн двери позволял духу человека свободно перемещаться между часовней и гробницей для получения подношений.

Различия можно увидеть в размере, дизайне и сложности гробниц, включая пирамиды, мастабы и высеченные в скале камеры. Однако в основном это было связано с богатством и статусом владельца, развивающимися религиозными убеждениями или политическими обстоятельствами.

Погребальные конусы

Терракотовые погребальные конусы с именем владельца были помещены над входом в гробницу. Заостренный конец позволял вдавливать их в штукатурку над дверным проемом. Погребальные конусы использовались со времен Среднего царства, но в основном во время Нового царства и чаще всего появлялись в частных гробницах вокруг Фив.

Искусство гробниц: тайные галереи

Египетские погребальные камеры были похожи на тайные галереи, которые никогда не предназначались для просмотра. Они были заполнены поразительным набором произведений искусства, которые обращались только к элитной группе посетителей — богам. Как точка соприкосновения смертного и бессмертного, искусство имело силу переносить человека, освобождать его от безмолвной неподвижности смерти.

Искусство гробницы было священным и волшебным. Это был способ контролировать хаотичные, злые силы во вселенной, которые стремились подорвать вселенский порядок. Независимо от того, производилось ли оно массово или по заказу, искусство в форме живописи, скульптуры, резьбы и письма имело силу поддерживать вселенский порядок, призывая богов действовать от имени мертвого владельца гробницы и обеспечивать его безопасное прибытие и вечную пищу в загробной жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *