Основные периоды творчества пушкина таблица кратко: Этапы творчества А.С. Пушкина

Основные этапы жизни и творчества Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837)

1.Тема урока: Основные этапы жизни и творчества Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837)

Деятельностная цель: вспомнить сведения о жизни и творчестве А.С.Пушкина, которые учащиеся запомнили в предыдущих классах; вспомнить названия произведений, героев, проблематику известных сказок и произведений А.С.Пушкина, которые учащиеся изучали в предыдущих классах; отрабатывать умение писать за учителем лекцию (заполнение таблицы)

Коммуникативные УУД: умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

9. Оборудование урока и электронные образовательные ресурсы (ЭОР): доска, электронная доска, компьютер, проектор, портрет А.С. Пушкина.

Этап урока, хронометраж этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

(личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные)

1. Организационный момент (2 мин)

— Здравствуйте, ребята! Дежурные, назовите, кого сегодня нет в классе?

Приветствуют учителя, называют отсутствующих.

Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К.)

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

(5 мин)

— Сегодня у нас с вами урок-лекция, тема которого обозначена на слайде «Основные этапы жизни и творчества Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837)». По ходу урока вы будете заполнять таблицу, которая находится у вас на партах. (приложение 1).

— Ребята, посмотрите на тему урока и скажите, о ком мы сегодня будем вести разговор?

Слушают учителя и отвечают на вопросы.

Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К. ), логические (П.)

3. Актуализация знаний. Постановка цели

(10 мин)

— Ребята, скажите, что вам известно об Александре Сергеевиче Пушкине?

— Какие его произведения вы читали? О чём они?

— Каких героев вы помните?

— Какое ваше самое любимое произведение А.С. Пушкина?

— Востребованы ли на сегодняшний день произведения А.С. Пушкина?

Размышляют над вопросами учителя и отвечают на них.

Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К.), смыслообразование (Л.), общеучебные (П.)

4. Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания

(7 мин)

— Действительно, имя А.С. Пушкина – гениального русского поэта – известно далеко за пределами нашей родины. С Пушкина начинается расцвет русской литературы, выдвинувший её на одно из первых мест в мировой литературе. Мы с детства знакомимся с Пушкиным: читаем его сказки, стихи, поэмы, прозу. Александр Твардовский писал о Пушкине: «Он входит в нашу жизнь в самом начале её и уже не покидает нас до конца».

ДЕТСТВО (1799-1811)

Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года. Отец поэта, отставной майор Сергей Львович Пушкин, принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Мать, Надежда Осиповна, была внучкой Ибрагима Ганнибала. Отец поэта слыл острословом, увлекался литературой и любил декламировать из Мольера, собрал большую библиотеку, преимущественно из сочинений французских авторов, легко писал стихи по-французски, а иногда и по-русски. Он играл в любительских спектаклях, которые обычно сам и устраивал. Пушкины часто принимали у себя видных литераторов или встречались с ними в других домах (познакомились с Н.М. Карамзиным, с В.А. Жуковским). Домашнее воспитание Пушкина было обычным для большинства дворянских семей. Родители читали детям французские книги и разговаривали дома только по-французски. В раннем детстве поэт почти не говорил по-русски и не знал русского языка. Его первыми учителями родного языка были бабушка Марья Алексеевна («ума светлого и по своему времени образованного»), и няня Арина Родионовна (крепостная крестьянка, отпущенная на волю, но не пожелавшая уйти от «господ»), и дядька Никита Козлов, прошедший с Пушкиным весь его жизненный путь. В отличие от своих сверстников Пушкин был наделён необыкновенными творческими способностями. Атмосфера родительского дома стала превосходной умственной школой для пытливого ребёнка. Она развила поэтическое воображение, обогатила ум и чувства поэта знанием великих достижений мировой культуры.

— После детского периода А.С. Пушкин начинает обучение в Царскосельском лицее. Об этом периоде жизни поэта нам подробнее расскажет один из учеников, который готовил сообщение на данную тему.

-Давайте оценим сообщение одноклассника. Да, сообщение было хорошим. Ребята, вы не забываете заполнять нашу таблицу?

Слушают учителя.

ЛИЦЕЙ (1811-1817)

— В 1811 году Пушкин поступил в только что открывшийся Царскосельский лицей, куда его привёз дядя Василий Львович. Тогда Александру было 12 лет. На лицей возлагались большие надежды: он должен был готовить воспитанников для государственной деятельности и приравнивался к российским университетам.

Лицей был основан в грозную для России пору: огромная французская армия стояла у западных границ страны. Вскоре началась Отечественная война 1812 года. Через Царское Село шли войска. После войны 1812 года в русском обществе усилилось политическое брожение. Все ждали значительных перемен в общественной жизни. Разговоры о свободе не прекращались. После заграничных походов вернулись русские офицеры, и лицеисты стали с ними встречаться. Пушкин познакомился с П.Я. Чаадаевым.

Пушкин рано осознал, что крепостное право – зло и его нужно отменить, уничтожить, чтобы все люди были свободными. Пушкину хотелось скорее принять непосредственное участие в многообразной и кипучей общественно-литературной жизни. Поэтому он стал тяготиться пребыванием в лицее, закрытом учебном заведении.

В лицее педагоги поощряли литературное творчество. Вскоре в лицее обнаружилось много стихотворцев: Кюхельбекер, Дельвиг, Яковлев…, но первенство Пушкина признавали все. Именно Пушкину предложили написать стихотворение и прочесть его на экзамене 8 января 1815 года в присутствии знатных вельмож. Лицеисты знали, что среди именитых гостей будет сам Державин – первый поэт 18 века.

В оде «Воспоминания в Царском Селе» Пушкин прославил победу русского оружия в Отечественной войне 1812 года. Державин был растроган и хотел обнять Пушкина.

Особое место среди лицейских стихотворений занимает цикл любовных элегий, обращённых к Екатерине Бакуниной – сестре лицеиста А.П. Бакунина. Эту первую свою робкую влюблённость поэт помнил потом всю жизнь.

Лицейская лирика отразила сложный путь рождения гениального поэта. Герой лицейских произведений ещё очень условен. Постепенно поэзия Пушкина стала опираться на реальные предметы и явления жизни. Уже в лицейской лирике звучат политические мотивы.

Таким образом, лицейский период – пора ученичества и поисков самостоятельного пути – запомнился Пушкину и патриотическим подъёмом 1812 года, и тесной лицейской дружбой, и первыми волнениями сердца, и свободолюбивыми мечтами, и началом его поэтической славы. 31 мая 1817 года Пушкин заканчивает Лицей.

Отвечают на вопросы учителя.

Общеучебные (П.), логические (П.), смыслообразование (Л.)

5.

Первичное закрепление и контроль

(8 мин)

— Кто знает, что ждало А.С. Пушкина после окончания лицея?

— ПЕТЕРБУРГ (1817-1820)

Прошли лицейские годы, и с ними окончилась юность Пушкина. Полный творческих замыслов поэт вступил в новую пору своей жизни. Видные русские литераторы и поэты: Карамзин, Жуковский, Батюшков, Вяземский – прочили Пушкину поэтическую славу. Служба в Коллегии иностранных дел, куда был зачислен молодой коллежский секретарь Александр Пушкин по выходе из лицея, не обременяла его. Первоначально поэт уехал в Михайловское, но в августе 1817 года вернулся в Петербург и поселился с родителями на окраине столицы.

Пушкин с увлечением отдался поэзии, искусству, политическим спорам, игре воображения, дружеским встречам.

Пушкин сблизился с самыми передовыми людьми своего времени, вошёл в круг вольномыслящей молодежи, которая мечтала об ограничении власти царя конституцией. Пушкин охотно читал здесь свои политические стихи, знал, что в этом обществе поймут пламенные порывы его мятежного сердца.

В кругу этих политических споров возникает вольнолюбивая лирика Пушкина. Одним из самых значительных стихотворений была написанная в 1817 году ода «Вольность». В первых строках Пушкин определяет цель оды – «На тронах поразить порок». Он призывает свято соблюдать закон, которому одинаково подвластны и народ, и царь.

Одним из самых смелых политических стихотворений Пушкина стала «Деревня», где он гневно осудил крепостничество. Прекрасная природа противопоставлена картине позорного рабства, несовместимого с ней.

Пушкин по праву может быть назван поэтом декабристов, потому что идеи передовой дворянской молодежи были его, Пушкина, идеями, вошли в его сознание. В это время были заложены основы его оптимистического мировоззрения. Пушкинское творчество выросло и развилось в годы подъёма дворянского освободительного движения и расцвета декабристских идей.

— Про следующий период жизни А.С. Пушкина нам расскажет один из учеников.

— А.С. Пушкин после окончания лицея жил в Петербург.

ЮЖНАЯ ССЫЛКА (1820 — 1824)

До правительства дошли вольнолюбивые стихи Пушкина и резкие эпиграммы на царя. И вот уже Александр I упрекает директора лицея Энгельгардта в том, что бывший Царскосельский воспитанник «наводнил Россию возмутительными стихами», и приказывает генерал – губернатору Милорадовичу арестовать поэта. В апреле 1820 года Милорадович пригласил к себе Пушкина и доверительно сообщил ему об опасности. Поэт ответил губернатору, что бумаги его сожжены, но что он может восстановить стихи по памяти, и тут же написал все вольнолюбивые стихотворения. Милорадович просил царя простить молодого поэта, который пленил его своим благородством. Друзья приложили немало усилий, чтобы облегчить участь поэта. Хлопотали все – и Карамзин, и Жуковский, и Чаадаев. Наконец царь уступил: Пушкин направлялся в южные губернии под начальство генерала И.Н. Инзова. 6 мая 1820 года Пушкин выехал в южную ссылку. После шумной петербургской жизни Пушкин почувствовал в Екатеринославе скуку. К тому же он тяжело заболел. В то время в Екатеринослав приехала семья прославленного героя Отечественной войны 1812 года генерала Раевского. Путь её лежал на кавказские воды. Инзов согласился отпустить Пушкина для лечения, и поэт вместе с Раевскими поехал на юг. Живые и разнообразные южные впечатления широко вошли в пушкинские стихотворения и поэмы. Открылся новый, романтический период в творчестве Пушкина, звучат раздумья о жизни, о судьбе человека, о его надеждах и мечтах. Осенью 1820 года Пушкин переехал из Крыма в Кишинёв на место службы. Он с радостью окунулся в атмосферу политических, философских и литературных споров. Здесь служили офицеры, будущие декабристы. Пушкина встретили в Кишинёве дружески. Летом 1823 года ссыльного Пушкина перевели в Одессу под начало графа М.С. Воронцова. Воронцов стремился сделать из Пушкина усердного чиновника. Но очень скоро Воронцов направил в Петербург несколько писем с просьбой определить поэту новое место ссылки. Он мотивировал эту просьбу «испорченностью». Пушкина, его «неисправимостью». Вскоре Пушкину было предписано немедленно выехать в новую ссылку – село Михайловское (слайд 23), имение родителей. Так завершился южный период жизни Пушкина. На юге сформировался пушкинский романтизм, и на юге же наметилось его преодоление.

1821 год – поэма «Кавказский пленник» — в ней автор поставил перед собой цель воспроизвести характер молодого человека своего времени, не удовлетворённого действительностью и охвачённого жаждой свободы.

1824 год – «Цыганы» — автор стремился создать обобщённый характер молодого человека начала 19 века.

Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К.), целеполагание (Р.), смыслообразование (Л.), общеучебные (П.)

6. Домашнее задание

(4 мин)

Вашим домашним заданием будет заполнить таблицу до конца, нам осталось 5 периодов жизни и творчества А.С. Пушкина. Названия периодов вы видите на слайде.

Михайловское(1824-1826)

После ссылки (1826-1830)

Болдинская осень (1830)

В Петербурге (1831-1833)

Последние годы жизни (1834-1837)

Слушают учителя, записывают домашнее задание.

Общеучебные (П.)

7. Рефлексия

(4 мин)

Подведем итоги нашего сегодняшнего урока.

— Назовите годы жизни А.С.Пушкина.

— Сколько периодов выделяют в его жизни и в творчестве?

— Кто был первыми учителями родного языка?

— Где учился А.С.Пушкин?

— Молодцы, я вижу вашу заинтересованность в творчестве А.С. Пушкина. Всем спасибо а урок, все свободны!

— 1799-1837.

— 9.

— Первыми учителями родного языка были бабушка Марья Алексеевна, няня Арина Родионовна, и дядька Никита Козлов.

— В царскосельском лицее.

Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К.)

Творчество А.С Пушкина. Основные темы и мотивы лирики Пушкина. Анализ стихов. | План-конспект урока по литературе (10 класс) на тему:

ТЕМА УРОКА:

Творчество А.С Пушкина.

Основные темы и мотивы лирики Пушкина.

Анализ стихов.

Невозможно повторить Пушкина.

Н.В.Гоголь

Читая Пушкина, можно великолепным образом

 воспитывать в себе человека

В. Г. Белинский

Тип: практическое занятие по анализу поэтического текста, СНЗ.

Методы: репродуктивный, творческое чтение.

Цели урока: 

  1. Определить с основные темы и мотивы лирики Пушкина
  2. Познакомить с любовной, философской, гражданской лирикой А.С.Пушкина, вызвать интерес к личности и творчеству поэта;
  3. Изучить факты, свидетельства, рассмотреть различные точки зрения, интерпретации личности поэта;
  4. Сопоставить темы, поднимаемые в лирике поэта с проблемами сегодняшнего дня.

ХОД УРОКА

1. Орг. момент

2. Вступит слово преподавателя.

3. Фронтальный опрос: биография Пушкина.

4. Новая тема. Слово преподавателя.

Работа может быть групповой (весь класс разделе на минигруппы, которые отвечают за определенную тему  в лирике поэта) или коллективная работа.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ЛИРИКИ ПУШКИНА

1. Гражданская тема:  «Лицинию», ода «Вольность», (1818 призывает свято соблюдать закон, которому одинаково подвластны и народ, и царь), «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…», 1818), «Деревня» (1819) — (восхищение красотой родной природы, но «мысль ужасная здесь душу омрачает», т. к. «барство дикое, без чувств, без Закона»), «Узник», «Зимний вечер», «Арион»,  «Во глубине сибирских руд…», «Анчар», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

2. Патриотическая тема: «Клеветникам России» (1831), «Бородинская годовщина» (1831), поэт говорит о необходимости единства народа и власти в периоды исторических потрясений, угрожающих самому существованию России.

3. Тема любви: «Я помню чудное мгновенье…» (1825), «Я вас любил…», «На холмах Грузии…» (1829), «Сожженное письмо», «Признание», «Не пой, красавица, при мне…», «Что в имени тебе моем?», «Для берегов отчизны дальней», «Черная шаль», «Желание славы»(1825), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…», 1830)

4. Тема дружбы: «Пирующие студенты», «19 октября» (1825), «Друзьям», «Дельвигу», «Пущину», «Во глубине сибирских руд…», «Арион»

5. Тема поэта и поэзии: «Поэт», «Пророк» (1826) – (Назначение поэта – «глаголом жги сердца людей»), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»(1836), «Разговор книгопродавца с поэтом», «Чернь»,

6. Тема родины и природы: «Деревня», « К морю», «Зимний вечер» (1825), «Зимняя дорога», «Зимнее утро» (1829), «Бесы», «Туча», «Осень» (1833), «Обвал» (1829), «Вновь я посетил…» (1835)

7. Философская лирика: «Телега жизни», «Дар напрасный, дар случайный…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Бесы», «Пора, мой друг, пора…»,  «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»(1836

К Чаадаеву (1818)

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман;

Но в нас горит ещё желанье,

Под гнетом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье.

Мы ждём с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Дан портрет всего поколения той эпохи; лирический  герой ставит перед собой ясные цели, верит в светлое будущее. Послание пронизано духом гражданственности, патриотизма, надеждой на будущее возрождение страны.

Лирический  герой готов жертвовать собой во имя Отчизны.

«Деревня»(1818)

1. Каков смысл риторического вопроса в конце стихотворения?

2. Как идеи стихотворения «Деревня» перекликаются с идеями декабристов?

Вывод: В стихотворении «Деревня» поэт обличает крепостничество. Поэт-мечтатель превращается в поэта- гражданина, личная свобода которого неотделима от свободы народа. Свобода, по мнению А.С. Пушкина, должна быть закреплена в законе (конституции).

***

Во глубине сибирских руд (1827)

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадёт ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра,

Надежда в мрачном подземелье

Разбудит бодрость и веселье,

Придёт желанная пора:

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут – и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

Жанр-послание; главная тема – дружбы, поэт поддерживает друзей в трудную минуту, не отворачивается от них.

Он не утратил веры в идеалы декабристов, в их благородном стремлении – помочь простому народу. Тема- вера автора в торжество справедливости. Идея – родина не забудет подвиг декабристов.

1. Каковы условия жизни декабристов в сибирской ссылке?

2. Какие образы помогают понять отношение А.С. Пушкина к декабристам?

3. Как в этом стихотворении раскрывается душа поэта?

Вывод: А. С. Пушкин разделяет взгляды декабристов, их «дум высокое стремленье», благородство их помыслов. Понятие «свобода» связано с политическими преобразованиями:

«Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут — и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут»

***

Телега жизни (1823)

Хоть тяжело подчас в ней бремя,

Телега на ходу легка;

Ямщик лихой, седое время,

Везёт, не слезет с облучка.

С утра садимся мы в телегу;

Мы рады голову сломать

И, презирая лень и негу,

Кричим: пошёл! . . . . . . .

Но в полдень нет уж той отваги;

Порастрясло нас: нам страшней

И косогоры и овраги;

Кричим: полегче, дуралей!

Катит по-прежнему телега;

Под вечер мы привыкли к ней

И дремля едем до ночлега,

А время гонит лошадей.

***

«МАДОННА» (1830)

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель —

Она с величием, он с разумом в очах —

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

***

«Дар напрасный, дар случайный» (26 мая 1828)

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью

Из ничтожества воззвал,

Душу мне наполнил страстью,

Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.

***

Я вас любил: любовь ещё, быть может  (1829)

Я вас любил: любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Тема – повесть о неразделенной любви; Идея – несмотря на безответное чувство, герой желает своей возлюбленной  огромной любви. Прошедшее время по форме, но еще настоящее по смыслу и содержанию. Это исповедь – признание поэта, а не обращение к определенной женщине.

1. Каково отношение поэта к неудавшейся любви: разочарование, скорбь, гнев, смирение, благородство, ирония? Объясните свой выбор.

2. Можно ли считать, что в стихотворении А.С. Пушкина проявилась его «лелеющая душу гуманность» (В. Г. Белинский)? «Гуманность»- человечность, благодушие, человеколюбие, любовь к ближнему.

«На холмах Грузии…»1829

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой… Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит — оттого,

Что не любить оно не может.

Тема – высокое чувство любви; Идея – «сердце не любить не может»

К *** (1825)

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слёз, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьётся в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слёзы, и любовь.

Стихотворение посвящено Анне Петровне Керн, с которой поэт познакомился в Петербурге (1819), а летом 1825г встретился в Тригорском (соседнее с Михайловским селом). Поэт вручает это стихотворение, как подарок Анне Петровне в день её отъезда из села. 3 части: первая встреча, годы разлуки, новая встреча с Керн. В данном стих-и «любовь» не столько чувство, сколько состояние души поэта (изменение душевного состояния).

Тема – роль любви в жизни человека. Идея – жизнь бессмысленна без любви.

***

Петербург. 1819 год. Один из шумных светских вечеров в доме Олениных с ужином, танцами, шарадами. Шутливо переговариваясь с приятелями, Пушкин следит взглядом за очень  юной, очаровательной женщиной. Его воображение   поражает глубокая, затаенная грусть в огромных глазах незнакомки. Во время ужина он перекинулся с ней несколькими обычными фразами и долго потом любовался ее сияющей красотой. К концу вечера он уже многое знает о ней. Дочь помещика П. М. Полторацкого и Е. И. Вульф, она 16-летней девочкой была выдана замуж за грубого, совершенно чужого ей человека, который был старше ее на 36 лет — генерала Ермолая Федоровича Керн. А много лет спустя Пушкин прочтет в дневнике Анны Керн строки, в которых она говорит о своем муже «Его невозможно любить, мне не дано даже уважать его, скажу прямо, я почти ненавижу его, мне ад был бы лучше рая, если бы в раю пришлось бы быть вместе с ним»

Но Пушкин прочтет это лишь годы спустя. А пока… Вечер кончился. Гости разъезжаются. Пушкин, не накинув шубы, выскочил на мороз и стоял на крыльце. Как бы хотелось ему, по колени утопая в снегу, подбежать к карете уезжающей Керн, помочь красавице подняться по откинутым ступенькам. Быть может, она поблагодарила бы взглядом. Многие мимолетные впечатления юных лет бесследно стерлись в памяти поэта, но образ Анны Керн глубоко запал в душу. Прошло много лет. За это время Пушкин стал прославленным поэтом, поэтом, бывшим в немилости у властей. В ссылке, в глухом селе Михайловском, далеко от столицы, Пушкин всегда был желанным гостем в соседнем селе Тригорском. Именно здесь в июне 1825 года Пушкин снова встретился с Керн, которая остановилась проездом у своей родственницы Осиповой, хозяйки усадьбы. В  течение месяца они виделись почти каждый день. Именно в это время родилось знаменитое стихотворение «Я помню чудное мгновенье…

И вот перед нами другой портрет — бледная, задумчивая девушка, дочь  Анны Петровны Керн, Екатерина. Она не столь хороша, как Анна, но унаследовала большие, печальные глаза матери. ..   В ее бледном, с плотными губами, лице было даже что-то страдальческое, обреченное… Такой в марте 1839 года ее впервые увидел  Михаил Иванович Глинка. В продолжение  вечера он все наблюдал за Екатериной Ермолаевной, слушал ее голос, следил за движением рук, и что-то необычно светлое, еще не осознанное рождалось в душе. Он обнаружил в девушке незаурядный ум, душевную тонкость. Она знала и любила музыку. Как это было не похоже на то, что он встречал дома. Пустая и недалекая жена оказалась легкомысленной кокеткой, совершенно чуждой его интересам. Часто бывая у сестры, общаясь с Екатериной Керн, Глинка все больше привязывался к ней. Встречи с ней для него стали потребностью. А вскоре у  нее появились ноты романса Глинки «Я помню чудное мгновенье». Замечательно то, что стихи, написанные великим поэтом для матери, были положены на музыку великим композитором для ее дочери. И опять, как пятнадцать лет назад, когда Пушкин вручил стихи Анне Керн, они зазвучали признанием. Трудно назвать произведение, где музыка нерасторжимо слита со стихами, как в этом романсе. Стихотворение Пушкина выражало то, что пережил сам композитор, вероятно, поэтому и стало возможным такое изумительное слияние музыки и слова. Нарастание и углубление чувств, все стадии духовных переживаний, высказанных в стихах, передает музыка, то задумчивая и нежная, то страстная и даже трагическое.)

**

«Брожу ли я вдоль улиц шумных» (1829)

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь моим мечтам.

Я говорю: промчатся годы,

И сколько здесь ни видно нас,

Мы все сойдём под вечны своды —

И чей-нибудь уж близок час.

Гляжу ль на дуб уединенный,

Я мыслю: патриарх лесов

Переживёт мой век забвенный,

Как пережил он век отцов.

Младенца ль милого ласкаю,

Уже я думаю: прости!

Тебе я место уступаю:

Мне время тлеть, тебе цвести.

День каждый, каждую годину

Привык я думой провождать,

Грядущей смерти годовщину

Меж их стараясь угадать.

И где мне смерть пошлёт судьбина?

В бою ли, в странствии, в волнах?

Или соседняя долина

Мой примет охладелый прах?

И хоть бесчувственному телу

Равно повсюду истлевать,

Но ближе к милому пределу

Мне всё б хотелось почивать.

И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть,

И равнодушная природа

Красою вечною сиять.

***

Пророк  (1826)

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился;

Перстами лёгкими как сон

Моих зениц коснулся он:

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он,

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полёт,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассёк мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнём,

Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал,

И бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей»

Тема – черты и свойства характера, которыми должен обладать поэт (в отличие от обыкновенного человека), чтобы в полной мере выполнить свое предназначение.

Идея – только  на самом жарком накале своих чувств поэт способен создать высокохудожественное произведение, полностью посвятив себя эту делу. Нужна высокая цель, идея, во имя которой поэт творит.

 «Зимний вечер» 1825

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя: где же кружка?

Сердцу будет веселей.

***

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный»  (1836)

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастёт народная тропа,

Вознёсся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире

Мой прах переживёт и тлeнья убежит –

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,

И назовёт меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий

Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Веленью бoжию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца;

Хвалу и клевету приeмли равнодушно

И не оспаривай глупца

Жанр: величественная ода. Стихотворный размер – 6-ти стопный торжественный ямб.

Тема – полная достоинства оценка поэта совершенного им дела; Идея- главное в поэтическом творчестве – величие и влияние истинного поэта перейдет границы страны и эпохи. Пушкин понял, что что для поэта 2 пути: путь служения толпе и путь служение истине. Каждое слово поэт подтверждает поступками, творчеством, даже самой жизнью.

«Это одновременно исповедь, самооценка, манифест и завещание великого поэта» (В. В. Виноградов).

ВОПРОСЫ для самопроверки.

1.  «Глаголом жги сердца людей». Какими чертами, по мнению Пушкина, должен обладать поэт?

2. Проанализируйте одно из стихотворений поэта.

3 Назовите ведущие темы и мотивы пушкинской лирики. Прочитайте наизусть и проанализируйте одно из ваших любимых стихотворений поэта.

4 В чем вы видите особенности пушкинского романтизма? В каких произведениях они особенно отчетливо проявляются? Приведите примеры из известных вам лирических и лироэпических произведений поэта.

5 Чем обусловлена эволюция творческого метода Пушкина, его обращение к реализму? Как сочетались романтическое и реалистическое начало в творчестве поэта в период Михайловской ссылки и последующие годы? В. Г. Белинский говорил о «лелеющей душу гуманности» поэзии А. С. Пушкина. Раскройте на конкретных примерах гуманистическую сущность лирики поэта. В чем ее значение для воспитания чувств читателя?

6.  Каково значение творчества А. С. Пушкина для русского общества и развития отечественной литературы?

7.  Большинство произведений Пушкина легло в основу музыкальных творений известных русских композиторов и воплотилось в романсы, арии, оперы. Какие из произведений поэта положены на музыку? Назовите имена композиторов. Какие особенности произведений А. С. Пушкина сделали возможным их

7 Герой | Лирический интеллект Пушкина

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicPushkin’s Lyric IntelligenceЛитературные исследования (19 век)Литературные исследования (европейские)Литературные исследования (поэзия и поэты)Литературные исследования (романтизм)КнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический Лирический интеллект ПушкинаЛитературные исследования (19век)Литературоведение (европейское)Литературоведение (поэзия и поэты)Литературоведение (романтизм)КнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

CITE

Kahn, Andrew,

‘7 The Hero’

,

Lyric Intelligence’s Lyric

(

,

2008;

онлайн EDN,

,

0002 Oxford Academic

, 1 сентября 2008 г.

), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199234745.003.0008,

, по состоянию на 31 декабря 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический Лирический интеллект ПушкинаЛитературные исследования (19век)Литературоведение (европейское)Литературоведение (поэзия и поэты)Литературоведение (романтизм)КнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicPushkin’s Lyric IntelligenceЛитературные исследования (19 век)Литературные исследования (европейские)Литературные исследования (поэзия и поэты)Литературные исследования (романтизм)КнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

В этой главе исследуется увлечение Пушкина Наполеоном, выраженное в стихах о бегстве Наполеона с Эльбы и его смерти.

Его подход к определению и воплощению героического должен был снова измениться. К 1830 году восхищение стало вопросом суждения и того, кто имеет право его делать. Два величайших стихотворения Пушкина размышляют над вопросом, как можно произвести такую ​​оценку. Заключительные части главы посвящены «Герою» и «Полководцу», уделяя пристальное внимание роли портретной живописи и исторических полотен Давида, Гро и Доу, к которым Пушкин обращается в артикулировании амбивалентного сообщения о героическом идеале.

Ключевые слова: Пушкин, лирика, философ, Наполеон, полководец, отчуждение, независимость

Предмет

Литературоведение (поэзия и поэты)Литературоведение (19 век)Литературоведение (романтизм)Литературоведение (европейское)

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Войти с помощью личного кабинета

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

В беседе с Эллисон Эдвардс

Фрэнсис Шалом ГОВОРИТ С Эллисон Эдвардс об использовании советского прошлого в настоящем и ее исследованиях скрытой милитаризации в период Ельцина

После распада Советского Союза, Советский история сыграла значительную роль в формировании русской национальной идентичности и объединении нации. В четверг, 8 октября 2020 г., мы проведем мероприятие с участием Исси Сокинс, Эллисон Эдвардс и Люси Бирдж 9.0173 по Использование советского прошлого в настоящем. Это обсуждение будет посвящено инструментализации этой памяти в эпоху Ельцина и Путина. Выступающие кратко представят себя и свои темы, опираясь на свой опыт в области памяти о Второй мировой войне 1990-х годов, памяти о русской революции 1917 года и памяти о Холокосте в современной России. Они обсудят выбранные нарративы и их последствия, которые тесно связаны с недавними конституционными поправками. Затем состоится более общая дискуссия с аудиторией об этих событиях с возможностью проведения сессии вопросов и ответов. Дискуссию проведут

Д-р Кристин Рот-Эй из UCL .

В преддверии этого мероприятия юный Пушкин Фрэнсис Шалом встретилась с Эллисон Эдвардс , чтобы узнать больше о ее исследованиях, ее интересе к России и ее любимых воспоминаниях о путешествиях по стране. Эллисон — кандидат наук последнего года обучения в Университете Суонси. Ее исследование, полностью финансируемое ESRC, направлено на изучение повседневных механизмов скрытой милитаризации в период правления Ельцина. В настоящее время она преподает историю в Уорикском университете и является заместителем председателя Женского академического форума по Евразии, Восточной и Центральной Европе (EECES WAF).

Фрэнсис Шалом (Пушкинский дом): Привет, Эллисон, приятно с тобой пообщаться. Не могли бы вы представиться и рассказать нам немного больше о своей работе?

Эллисон: Я аспирант последнего года обучения в Университете Суонси. Недавно представив свою диссертацию, я жду свою VIVA. Я родом из Суонси, но сейчас живу в Бирмингеме, потому что преподаю историю в Уорикском университете по их программе Foundation. Это действительно интересная роль, в которой у меня есть много возможностей для создания увлекательных и увлекательных планов уроков. 2020 год, безусловно, был непростым, особенно в первый год работы руководителем модуля.

Что касается моих исследований, моя диссертация находится на стыке истории и международных отношений. Диссертация направлена ​​на понимание милитаризации в ельцинской России — периода, который действительно недостаточно изучен. Сосредоточившись на увековечении памяти в главе моей диссертации, посвященной тематическому исследованию, я действительно заинтересовался использованием истории государственными деятелями и учреждениями для формулирования общественной идентичности, а также ее использованием для «обвинения» общества в совершении действий, о которых я буду говорить дальше. на мероприятии.

Фрэнсис: Звучит увлекательно. Как вы упомянули, эпоха Ельцина — очень малоизученная область, поэтому было бы здорово услышать об этом больше во время мероприятия. Как получилось, что вы впервые заинтересовались Россией и своей областью исследований?

Эллисон: С 1990-х годов мой дедушка отправлял одежду и посылки людям в Сибири. Для некоторых из этих людей, которым он помогает, эти ресурсы действительно имеют большое значение. Взамен он получает письма от людей, которые будут так благодарны ему за помощь. Желая самому прочитать эти письма, он каждый день садится за стол и завтракает, пока просматривает русскоязычную книгу. Я не могу представить, сколько раз он просматривал эту книгу, но, как он говорит, «моя память уже не та, что раньше». В любом случае, поскольку он был так связан с этим районом, я начал узнавать о людях, которым он помогал, что затем вдохновило меня более внимательно изучить этот регион. Безусловно, есть аспекты использования памяти в России, которые являются транспортными, например, великие воинско-церемониальные традиции — это те, которые Петр I перенял из Пруссии. Я бы также сказал, что многие другие страны используют прошлое для закрепления и формирования будущих целей государства. Уникальность истории России заключается в том, что она действительно формирует и мотивирует милитаризацию, потому что она используется в качестве примера, чтобы показать, что Россия была уязвима, что затем влияет на лежащее в основе самовосприятие в России того, что такие события, как Великая Отечественная война, произойдут. снова при других обстоятельствах и с новой когортой людей.

Фрэнсис: Какая фантастическая семейная история. Вы уже путешествовали по России? Есть ли что-то, что удивило вас, увидев опыт вашего дедушки?

Эллисон: В период с 2017 по 2019 год я провела 7 месяцев в России. 6 недель из этого времени была в языковом лагере в Новосибирске, где я присоединилась к студентам Горного Алтая. Во-первых, за пределами городов Россия — прекрасная страна. Я бы порекомендовал всем, кто собирается в Россию, провести некоторое время в Алтайском крае. Русские люди могут не любить улыбаться вам в метро (в основном потому, что им странно улыбаться тому, кого они не знают), но они самые добрые, отзывчивые и гостеприимные люди, которых я встречал. Мне повезло оказаться там во время чемпионата мира, и атмосфера в Москве изменилась. Мне очень жаль, что в Великобритании существует такой страх перед поездкой в ​​Россию из-за политической напряженности и конфликтов, который не следует распространять или обобщать на обычного русского человека.

Фрэнсис: Кажется, это обычный опыт большинства людей, которые путешествуют по России, я была поражена тем, насколько все были гостеприимны. Есть ли у вас любимые воспоминания из поездок?

Эллисон: Может быть, это и не так забавно, но у меня есть история, которая действительно подчеркнет радушный характер русских людей. В 2017 году, находясь в этом лагере на Алтае, мы с другими учителями английского языка пошли гулять и наткнулись на небольшой парк отдыха. В парке было несколько небольших домиков, а затем главная стойка регистрации, где продавали некоторые предметы первой необходимости. В центре этих домиков также был небольшой бассейн и волейбольная площадка. Мы с учителями решили выпить и сели за один из столиков на улице. Группа русских отдыхающих поняла, что мы британцы, и попросила нас сыграть несколько партий в волейбол, и мы смешали команды. Я безнадежный волейболист, за что надо мной все смеялись, но это был действительно отличный опыт. Теперь я могу сказать людям: «Я играл в волейбол со случайными русскими в Горном Алтае».

Фрэнсис: Какое уникальное и прекрасное воспоминание! Помимо занятий волейболом перед поездкой, есть ли у вас какие-нибудь важные советы для тех, кто еще едет в Россию?

Эллисон: Будь организованным! Убедитесь, что у вас есть все документы и что вы разобрались со своим жильем. Где бы вы ни проводили исследования, исследуйте, где и как вы будете это делать. Мне было очень полезно прочитать путеводитель по Российскому архиву и Государственной библиотеке, прежде чем проводить там исследования; даже просто руководство «Как зарегистрироваться» было очень полезным. Если вы находитесь где-то надолго, поищите онлайн-группы экспатов или присоединитесь к приложению «Встречи», чтобы вы могли встречаться с людьми там (конечно, встречайтесь в общественных местах и ​​​​будьте бдительны). Это может быть изоляцией при проведении исследований в стране, где вы никого не знаете.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *