Основные мотивы лирики Пушкина, темы в таблице с примерами
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Ильиной Галиной Сергеевной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.
Любовь, дружба, природа, Родина, поэт и поэзия, философия жизни – вот основные мотивы лирики Пушкина. Поэт обращается к этим темам во многих своих стихотворениях.
Тема любви
Одной из важнейших человеческих ценностей А. С. Пушкин считал любовь. Любви посвящены многие лирические и эпические произведения известного писателя и поэта. Лирический герой в стихотворениях А. С. Пушкина переживает это чувство в разных его проявлениях — от радостного чувства влюблённости до разочарования отвергнутого влюблённого. Но даже расставание с возлюбленной герой Пушкина воспринимает с лёгкой грустью и оценивает как жизненный опыт, как пережитое счастье.
Тема дружбы
Особое значение в жизни А. С. Пушкина имела дружба. Он ценил своих товарищей по Лицею, уважал тех, кто поддерживал его взгляды на жизнь.
Тема природы
Основные темы и мотивы лирики Пушкина раскрываются с помощью картин природы. Пейзажная лирика является не только желанием передать красоту окружающего мира, но и способом раскрытия внутреннего «я» лирического героя. Природа является неким олицетворением свободы и гармонии. Сливаясь с природой, человек чувствует покой и вдохновение.
Тема Родины
Во многих произведениях А. С. Пушкина звучат идеи патриотизма. Писатель всегда думал о своей стране, о её будущем, поэтому часто поднимал в своих стихотворениях актуальные и злободневные проблемы. Важной становится гражданская проблематика. Ради спасения Родины и её улучшения лирический герой готов жертвовать самим собой.
Тема поэта и поэзии
Тема поэта и поэзии в русской литературе во многом развивалась благодаря пушкинской традиции.
Поэт был одним из первых, кто понял значение писателя в человеческом мире: именно он способен «глаголом жечь сердца людей». Поэт, по мнению А. С. Пушкина, обладает божественным даром, отличающим его от обычных людей.Философские мотивы
Великий поэт XIX века во многих своих стихотворениях обращался к вечным проблемам. А. С. Пушкин размышляет о предназначении человека, о сущности бытия, о жизни и смерти, о добре и зле. К философской лирике он обращался на протяжении всего своего творчества, эти мотивы соединялись, переплетались в его стихах с другими темами.
Обобщение
Продемонстрировать основные темы, звучащие в лирических произведениях А. С. Пушкина, поможет таблица с примерами наиболее известных стихотворений.
Темы и мотивы | Стихотворения |
Тема любви | «Я вас любил: любовь еще, быть может……» |
Тема дружбы | «19 октября» |
Тема природы | «К морю» |
Тема Родины | «К Чаадаеву» |
Тема поэта и поэзии | «Пророк» |
Философская лирика | «Анчар» |
Данные стихотворения смогут кратко познакомить читателя с особенностями обращения А. С. Пушкина к той или иной теме.
Данная статья поможет написать сочинение «Основные мотивы лирики Пушкина», рассмотрит то, как темы любви, дружбы, природы, Родины, поэта и поэзии раскрыты в стихотворениях великого русского поэта.
Основные темы и мотивы лирики Пушкина
Лучшие сочинения и пересказы
- Сочинения
- По литературе
- Пушкин
- Основные мотивы лирики Пушкина
Всемирно признанным гением считают Пушкина Александра Сергеевича. Произведения его уникальны. Лирика обширна и неповторима. Читатели всех времён из разных стран поражены его философскими и чувственными стихами. И всё же — лирика достойна исключительного интереса.
К основным мотивам лирики А. С. Пушкина относятся темы дружбы, Родины, природы, любви, философской жизни, поэта и поэзии. Александр Сергеевич использует эти темы в своих стихах, и их очень много.
Поэт очень ценил дружбу. Друзья лицеисты были им уважаемы. Некоторые его товарищи рано покинули эту жизнь. Поэтому в стихах проскальзывают нотки трагизма. Говоря о друзьях, видно, как он их любил. Стихи его, словно, окутаны счастьем.
Александр Сергеевич использует патриотизм в стихах. Он любил Россию, переживал за её будущее. Потому частенько в произведениях затрагивал проблемы, которые волновали в те годы людей его поколения. Чтобы спасти и улучшить Родину, поэт желает сам пожертвовать собой. Гражданская тема важна для него.
Мотивы лирики Пушкин раскрывает при помощи изображения природы. Передавая великолепие нашего мира, он использует пейзажную лирику, тем самым поэт само раскрывает своё внутреннее состояние. Пейзаж — это некое олицетворение гармонии и независимости. Только соединяясь с природой, люди успокаиваются и вдохновляются.
Любовь Пушкин А. С. воспринимал, как важную ценность человечества. Потому-то тема любви является самой центральной в лирических стихах литератора. Герой в его произведениях нежится в любви в различных её явлениях. Тяжёлые минуты расставания и разлуки расцениваются как жизненная мудрость и счастье, которое встречается на человеческом пути.
Гениальный поэт глубоко думал о человеке, о его предназначении. Так же его волновали вопросы жизни и смерти. Сущность бытия, злые и добрые начала… Всё это тоже не проходило мимо его произведений. Философские мотивы сплетались с его различными тематиками.
Предназначение писателя в нашем мире, можно сказать, было понято Пушкиным одному из первых. Поэт в отличие от простых людей должен нести в себе божественное начало — так считал сам Александр Сергеевич. С помощью традиций Пушкина в нашей художественной литературе прогрессировала тема поэта и поэзии.
Каждый читатель познаёт в себе иные структуры познания творческих мышлений великого гения. Таков Пушкин, который пробуждает в нас вихрь эмоций, мы переживаем, сочувствуем, размышляем.
2 вариант
Какие основные мотивы просматриваются в лирике Пушкина?
Пушкин Александр Сергеевич считается признанным гением.
К центральным мотивам лирики А.С. Пушкина относят темы: дружбы, природных пейзажей, своего Отечества, творческой жизни, поэта и поэзии. Пушкин постоянно комментирует такие темы в стихах.
Поэт дорожит дружескими отношениями. Друзей лицеистов он уважает. Некоторые его друзья по учёбе рану умерли. Поэтому в стихах отмечают нотки трагических событий. Рассказывая о друзьях, он показывает свою любовь к ним. Его произведения излучают счастье и покой.
Автор использует патриотическую тематику в стихах. Его расстраивают мысли о России. Поэтому он постоянно в произведениях задевает проблемы, которые волновали людей разных поколений. Для спасения России он хотел пожертвовать своей жизнью. Он активно проявлял свою гражданскую позицию.
Лирические мотивы Пушкина отражены при помощи раскрашивания естественных пейзажей. Отражая красоту нашего мира, он применяет природную лирику. В результате поэт раскрывает свою сущность и душу.
Пейзаж – отдельное олицетворение замечательной природы. Сливаясь с природой, люди получают спокойствие и вдохновение.
Любовь Пушкина воспринимается, как основная ценность человека. Тема любви считается основной темой в стихах литературоведа. Герои в его шедеврах находятся в любви. Трудные минуты расставания оценивают в качестве мудрого поступка, который подарит будущие горизонты.
Гениальный поэт постоянно размышлял о человеке, о его назначении. В результате его волновали вечные вопросы. Смысла жизни. Эти вопросы отражены в его замечательных шедеврах. Творческие мотивы перекликаются с разными темами.
Назначение писателя было первым понято Пушкиным. Поэт по сравнению с обычным человеком обязан нести талант в себе светлое начало, которое отмечал Пушкин. Благодаря Пушкину в нашей литературе полностью раскрылась поэтическая тематика.
Конкретный человек узнаёт в себе разные структуры познания в творчестве гения. Такой Пушкин провоцирует в нас эмоциональный вихрь, поэтому люди переживают за героев.
Искренне рекомендую воспользоваться этой информацией для обозначения лирики Пушкина в его произведениях. Чтобы ощутить всю заботу поэта о людях.
Сочинение Основные темы лирики Пушкина
Вопреки убеждениям многих, А.С.Пушкин писал не только любовную лирику. Довольно часто поэт размышлял о дружбе, о поэзии и предназначении поэта. Встречалась среди его творений и гражданская лирика.
«Вольность», «Во глубине сибирских руд» — эти и прочие творения невозможно назвать любовными. С ранней юности в творце зародилась некая искра – Пушкин почувствовал, что просто обязан славить свободу, борьбу за нее, воспевать мужество и людской героизм.Стоит отметить, что Александр Сергеевич был воспитан на вольнодумной поэзии: Мольер, Жуковский, Карамзин, Державин – соответственно, он просто не мог иметь других взглядов. Порой его душа открыто бунтовала против существующей действительности. И выражался этот бунт в высшей степени поэтической форме – как и подобает настоящему мастеру пера.
Молодость Пушкина довольно яркая: резкие стихи, дуэли, бурные романы. Все это со временем отражается в творчестве. В стихотворении «Деревня» явно видно влияние Чаадаева и Тургенева и мотив борьбы с крепостничеством.
В понимании великого поэта борьба за свободу обязательно увенчается успехом, звезда пленительного счастья взойдет и российское государство встанет с колен. Такие душевные порывы весьма похвальны.
Оценивать роль поэта в обществе Пушкин начал еще с ранних лицейских стихов. Эта тема всегда будоражила его сознание и провоцировала на довольно долгие умозаключения. Стоит сказать, суждения людей о его персоне не трогают Александра Сергеевича – он считает, что стихотворец должен быть свободен от всего, должен идти своей тропой, вне зависимости от того, что бушует вокруг него, ликование или осуждение.
В его понимании поэты оторваны от социума, они существуют в своем мире – мире рифм, строк и образов. Остальное же слишком приземлено, потому не всегда достойно внимания.
Но суждения Пушкина не голословны. Он показывает себя по-настоящему великим поэтом, а не графоманом. Зачастую ему удаются все жанры поэзии. Александр Сергеевич далек от классицизма. Мало того, он скорее горазд воспевать свободу мира, нежели царей.
Также поэт высоко ценит дружбу. Она занимает в его творчестве далеко не последнее место.
Конечно же, Пушкина не обходит стороной любовь. Анна Керн, Наталья Гончарова – этим прекрасным дамам поэт пишет довольно много посланий на французском и посвящает трогательные стихотворения.
Можно сказать, что гений Пушкина в понятности и многогранности – он предстает пред читателем и как возвышенный, преисполненный страсти, любящий человек, и как отчаянный борец за свободу, и как верный друг, и как мудрый учитель.
Весь этот симбиоз оказался настолько удачен, что навеки оставил имя Александра Сергеевича в веках. К слову, поэт почитаем и любим практически каждым человеком – строки его творений помнят даже те, кто утверждает, что не любит поэзию.
9, 10 класс
Также читают:
← Анализ произведения Выстрел ← Суть повести Капитанская дочка↑ ПушкинЛюбовная лирика Пушкина → Отзыв о поэме Пушкина Медный всадник →
Картинка к сочинению Основные мотивы лирики Пушкина
Популярные сегодня темы
- Идеалы семьи Простаковых-Скотининых — сочинение
Пьеса русского писателя Фонвизина создана достаточно давно, но, к огромному сожалению, является актуальной даже сегодня. Главный герой – это шестнадцатилетний юноша из дворянской семьи по имени Митрофанушка.
- Сочинение Кого можно назвать добрым человеком? 11 класс
Кто же такой добрый человек? Где его найти? Это тот, кто будет делать добрые поступки, поддерживать, защищать и не просить ничего взамен, тот, кто не ждет добра в ответ на свои действия.
- Сочинение Месть и великодушие 11 класс
Как быть если нас обидели, нанесли вред или поступили несправедливо? Простить или наказать обидчика? Что же выбрать?
- Сравнительная характеристика Ольги и Обломова
В произведении И.А. Гончарова «Обломов» образ главного персонажа раскрывается перед читателями с помощью любовных отношений с Ольгой Ильинской. Сравнивая их личности и характеры, можно понять
- Анализ рассказа Зачем я убил коростеля Астафьева
Произведение под названием «Зачем я убил коростеля» написано русским и советским писателем Виктором Петровичем Астафьевым. Анализ данного рассказа представлен в этой статье.
Сочинения
- По картинам
- По литературе
- Свободная тема
- Про Родину
- Про технологии
- Русский язык
- Про семью
- Про школу
- Про войну
- Про природу
- По пословицам
- Про времена года
- Праздники
- Про дружбу
- 9 класс ОГЭ
- 11 класс ЕГЭ
- Про животных
- Профессии
- Известные люди
- Города
Эстетические и поэтические функции трагедии А.
С. Пушкина «Борис Годунов»Автор
Перечислены:
Зарегистрирован:
Реферат
В отечественном литературоведении нет четкого понимания архитектоники трагедии Александра Пушкина «Борис Годунов». Возобладала стойкая тенденция видеть в трагедии господствующее сценическое начало, что привело к непониманию эволюционных процессов в творчестве Пушкина, а значит, и в русской литературе в целом. В современной исследовательской мысли как эстетическая, так и поэтическая функции пушкинского «Бориса Годунова» считаются весьма противоречивыми. Их диапазон колеблется от категоричной сценичности произведения до несценической поэтики. До сих пор проблема финала трагедии остается нерешенной в силу сложившегося мнения, что последние фразы, принадлежащие автору, являются сценическими ремарками, а не открытым проявлением авторского сознания. Не до конца раскрыт и вопрос о содержании этих фраз, что искажает нравственную и эстетическую целостность трагедии. Открывая «новые миры», Пушкин исходил прежде всего из гётевского «Фауста», в большей, чем из шекспировской драматической системы. Автор сознательно отходит от форм высокой поэзии, сложившихся в русской литературе XVIII века, создавая новое эстетическое качество закулисной драмы, сочетая белый пятистопный ямб с прозой. Пушкин, отражая события далекого прошлого, ставя перед собой задачу уловить дух времени, создает уникальное по своей структуре произведение, сочетающее в себе черты художественного и документального исторического повествования. Синтез личного эмоционального опыта героев, т. развертывание драматического повествования трагедии. Смысл бытия раскрывается в образах-аргументах. Истина не только постигается в процессе драматического действия, но и представлена в форме риторического осмысления жизни. Пушкин, вводя риторический принцип, создает универсальную ситуацию, побуждающую задуматься о сущности явления. В трагическом опыте Пушкина не просто обращение к событиям и происшествиям, принадлежащим истории и запечатленным в документах, легендах, хрониках, летописях, а приобретение особой авторской позиции, стремление придать содержание исторической эпохи через логику развития конкретного человеческого образа. В художественной структуре трагедии возникает взгляд не изнутри повествования, где присутствуют отдельные участники событий с их реакцией на происходящее, а взгляд извне изображаемого, идущий от автора-творца. , который постигает не только героев века, но и сам век. Отсюда можно сделать вывод, что заключительные фразы «Народ молчит в ужасе» и «Народ молчит», где слово «молчит» выделено Пушкиным особым шрифтом, являются не ремарками, а содержательно завершенными, очень важные, если не самые важные фразы, органично вплетенные в текст трагедии и нацеленные не на драматическое воздействие, как в самом произведении, предназначенном для сцены, а на художественное восприятие читателя, побуждаемое к душевному катарсису. В трагедии «Борис Годунов» Пушкин вырабатывает критерии новой русской драмы — трагедии несценической. На основе синтеза исторического, философского и нравственно-эстетического начал создается особый способ изображения человека, народа и истории в их диалектическом единстве.
Предлагаемое цитирование
Обработчик: RePEc:aws:omskjl:v:15:y:2021:i:4:p:8-20
DOI: 10.17238/issn1998-5320.2021.15.4.1
как
HTMLHTML с абстрактным простым текстом обычный текст с абстрактнымBibTeXRIS (EndNote, RefMan, ProCite)ReDIFJSON
Скачать полный текст от издателя
URL-адрес файла: http://journal.omga.su/wp-content/files/15.4/15.4.1.pdfОграничение на скачивание: нет
URL-адрес файла: http://journal.omga. su/en/2022/01/11/эстетические-поэтические-функции-бориса-годунова-трагедии-александра-пушкина/
Ограничение на скачивание: нет
URL файла: https:// libkey.io/10.17238/issn1998-5320.2021.15.4.1?utm_source=ideas
LibKey ссылка : если доступ ограничен и если ваша библиотека использует эту услугу, LibKey перенаправит вас туда, где вы можете использовать подписку библиотеки для доступа к этому элементу
—>
Подробнее об этом элементе
Ключевые слова
А. Пушкин; трагедия «Борис Годунов»; архитектоника; драма для чтения (Lesedrama); драматизация; несценическая драма; катарсис;Все эти ключевые слова.
Статистика
Доступ и статистика загрузкиИсправления
Все материалы на этом сайте предоставлены соответствующими издателями и авторами. Вы можете помочь исправить ошибки и упущения. При запросе исправления, пожалуйста, укажите дескриптор этого элемента: RePEc:aws:omskjl:v:15:y:2021:i:4:p:8-20 . См. общую информацию о том, как исправить материал в RePEc.
По техническим вопросам, касающимся этого элемента, или для исправления его авторов, названия, реферата, библиографической информации или информации для загрузки, обращайтесь: . Общие контактные данные провайдера: http://journal.omga.su/ .
Если вы создали этот элемент и еще не зарегистрированы в RePEc, мы рекомендуем вам сделать это здесь. Это позволяет связать ваш профиль с этим элементом. Это также позволяет вам принимать потенциальные ссылки на этот элемент, в отношении которых мы не уверены.
У нас нет библиографических ссылок на этот элемент. Вы можете помочь добавить их, используя эту форму .
Если вы знаете об отсутствующих элементах, ссылающихся на этот, вы можете помочь нам создать эти ссылки, добавив соответствующие ссылки таким же образом, как указано выше, для каждого ссылающегося элемента. Если вы являетесь зарегистрированным автором этого элемента, вы также можете проверить вкладку «Цитаты» в своем профиле RePEc Author Service, так как некоторые цитаты могут ожидать подтверждения.
По техническим вопросам, касающимся данной статьи, или для исправления ее авторов, названия, аннотации, библиографической информации или информации для скачивания, обращайтесь: Еремеев Александр Эммануилович (адрес электронной почты доступен ниже). Общие контактные данные провайдера: http://journal.omga.su/ .
Обратите внимание, что фильтрация исправлений может занять пару недель. различные услуги RePEc.
Новые направления Лекция с Эмили Ванг и Кори Гарибальди: «Исследования уменьшающегося значения черноты Пушкина: Генри Джеймс, Иван Тургенев и литературный национализм»
Университет Иллинойса Урбана-Шампейн
Джастин Балкор (аспирант, музыковедение)
В четверг, 17 сентября, в рамках серии лекций REEEC «Новые направления» 2020-2021 гг. д-р Кори Гарибальди и д-р Эмили Ванг из Университета Нотр-Дам представил увлекательную совместную лекцию под названием «Исследуя уменьшающееся значение пушкинской черноты: Генри Джеймс, Иван Тургенев и литературный национализм».
Доктор Ван и доктор Гарибальди обсудили важность расового наследия Александра Пушкина как в России, так и за рубежом, обратившись к творчеству Генри Джеймса и изучив его отношения с Иваном Тургеневым. Они проблематизировали то, как Пушкин подвергался расовой дискриминации при жизни, дерасовой в связи с ростом популярности научного расизма в конце XIX века.-го -го века, и перерасизированный в конце 20-го -го -го века, указывая на то, как жизнь и опыт Пушкина и его наследников использовались в качестве моделей в работах Генри Джеймса, таких как его переписывание пушкинской «Королевы Пики» и другие произведения, а также то, как наследие Пушкина, Якова и Тургенева сохранялось и видоизменялось с течением времени.
Учитывая, что расовая идентичность является актуальной темой серьезных дискуссий, как научных, так и ненаучных, этот доклад был особенно важен, потому что д-р Ван и д-р Гарибальди пролили свет на проблему расовой неоднозначности и способы, которыми эта двусмысленность может работать за или против человека в разных контекстах посредством расового присвоения и стирания. Тот факт, что относительно немногие знают об африканском происхождении таких важных литературных деятелей, как Александр Пушкин и Александр Дюма, последний из которых был раскрыт мне в этом выступлении, демонстрирует значительный расовый багаж, связанный с чернокожими в масштабах белых, с преобладанием европейцев. литература. Презентация д-ра Вана и д-ра Гарибальди представила уникальную перспективу, привлекающую внимание к представлениям о том, как раса может быть назначена, удалена и переназначена в зависимости от текущих нарративов и событий, особенно в контексте русских и славистических исследований.
Джастин Балкор — доктор философии. студент музыковедения и научный сотрудник FLAS в Университете Иллинойса в Урбана-Шампейн. Его докторская работа посвящена музыкальным инструментам и национальной идентичности в Республике Грузия.
Предстоящие информационные сессии FLAS
Две предстоящие информационные сессии для студентов, заинтересованных в подаче заявок на летние 2023 и AY 2023-2024 стипендии по иностранным языкам и регионоведению (FLAS): Виртуальная сессия I будет понедельник, 28 ноября,.