Перелетные символы – Огонек № 44 (5540) от 19.11.2018
Двуглавому орлу на гербе России — 25 лет. Его возвращение на «историческое гнездовье» шло с трудом: 30 ноября 1993 года президент Борис Ельцин подписал временный указ «о восстановлении исторической символики Российского государства», одобрив золотую птицу на красном фоне в качестве эмблемы страны. Однако Госдума дважды отказывалась признать орла за своего, бойкотируя соответствующие законы. В 2000 году, с компромиссным решением о возвращении советского гимна, к нам наконец вернулся двуглавый орел. И только мы стали друг к другу привыкать, как загадочная птица уже переходит под знамена «патриотической оппозиции», оставляя историков спорить о собственном смысле и происхождении. Почему символы нашей государственности способны спорить с самим государством, разбирался «Огонек»
Золотые двуглавые орлы украшают шпили Исторического музея, а вот башни Кремля — по-прежнему с советскими звездами
Фото: Vsevolod Chuvanov / Alamy / DIOMEDIA
За дверью с изображением двуглавого орла — просторный зал. С низкого офисного потолка свисают внезапно хрустальные люстры, которые подсвечивают еще одну птицу, у противоположной стены: черный имперский орел несет на крыльях титульные гербы давно утерянных Россией царства Польского и великого княжества Финляндского, под ним вышит на белом шелке текст современного гимна страны.
— Это символ нашего преемства,— поясняют хозяева зала, представители общества исторического просвещения «Двуглавый орел».
В зале проходит лекция, посвященная правам человека при царе и в современной России.
— Наши предки, живя в империи, обладали большим набором прав и свобод, чем мы сейчас,— рассказывает приглашенный лектор, директор информационно-аналитических программ Фонда исторической перспективы Александр Музафаров.— Я люблю приводить один пример: в конце XIX века крестьяне села Строгино захотели построить часовню, и, чтобы это сделать, им пришлось пройти всего два согласования — благословиться у местного архиерея и одобрить проект у земского архитектора.
Знаете, сколько согласований для аналогичного действия понадобилось бы современным жителям района Строгино? Не два и даже не двадцать два. А знаете ли вы, сколько чиновников было в России в 1913 году? 252 870 человек, без учета военного и морского ведомств. А знаете, сколько их сейчас? Один миллион 273 тысячи! Потому что государь полагался на народное самоуправление на уровне сел, городов, уездов, а вот «народные представители» — наши избранные депутаты и чиновники — его не терпят. Они хотят представлять народ сами, и только сами: после голосования мы для них не существуем…Собрание одобрительно кивает. Все проговоренное способствует популяризации в России идей «Двуглавого орла» — внезапно выросшего правопатриотического движения. Год назад его учредил основатель телеканала «Царьград», миллиардер Константин Малофеев, и с тех пор общество успело сделать немало: издать свою версию школьного пособия «Трудные вопросы отечественной истории», организовать представительства в 48 регионах России и даже выдвинуть своих кандидатов на региональных выборах (в частности, в Москве от «орла» шел Михаил Дегтярев).
Что существенно, в системе государственных символов и те, и другие тут же нашли себе место — просторное и пустое, идеологически нейтральное. Музыка советского гимна остается связанной с идеями «великого Октября», орел на гербе — с памятью об уничтоженной Октябрем империи. Конфликт между ними стыдливо прикрыт триколором, но обнажается при каждом эмоциональном историческом суждении. И Россия остается во многом парадоксальной страной, символы которой сохраняют известную оппозиционность — как друг другу, так и действующей государственности.
Наблюдая за тем, как «двуглавый орел» вдруг перепорхнул на правый фланг под знамена монархистов, приходится размышлять о реальном значении этой эмблемы в системе российских ценностей. Как-никак она с нами уже 25 лет — с 30 ноября 1993 года, когда страна де-факто получила свой очередной «орлиный» герб и массу притязаний на преемство с «1000-летней Русью» (юридическое утверждение нашего герба последовало позднее). С чем и кем нас реально связывает «двуглавый орел», какие традиции продолжает и к какой империи ведет, попытался разобраться «Огонек».
Двуглавый орел не раз становился жертвой политических реформ и интриг, меняя то цвет, то атрибуты
Читать далее
Страна Орлов
Одна из самых трудных для монархиста мыслей — допускать, что орел не исконно наш, а заимствованный. Со времен Николая Карамзина, автора знаменитой «Истории государства Российского», этот неприятный факт компенсировался соображением, что заимствование было, по сути, эстафетой: от умирающей Византии к крепнущему Московскому княжеству. «Иоанн, по свойству с царями греческими, принял и герб их, орла двуглавого, соединив его на своей печати с московским: то есть на одной стороне изображался орел, а на другой — всадник, попирающий дракона, с надписью «Великий князь, Божией милостью Господарь всея Руси»»,— пояснял Карамзин. Его теория о византийском происхождении двуглавого орла базировалась на трех исторических фактах: во-первых, эта птица приобретает государственную важность в 1497 году, когда Иван III изображает ее на своей печати, во-вторых, Иван III был женат на Софии Палеолог, представительнице последней правящей византийской династии, в-третьих, орлы украшали одеяния и личные вещи Палеологов. Круг замкнулся: получалось, что некогда византийский герб через династический брак становится русским.
— Первые сомнения в этой стройной теории высказали знатоки византийской истории — Никодим Кондаков, Николай Лихачев: они обратили внимание, что ни на каких монетах, государственных печатях и символах Византии двуглавый орел не встречается,— рассказывает Владимир Лавренов, член Геральдического совета при президенте РФ.— По-видимому, двуглавый орел, не входя в область государственной власти, был родовой эмблемой Палеологов. Наконец, когда знаменитую печать Ивана III рассмотрели подробнее, обнаружили, что из двух ее сторон, на одной из которых изображен орел, а на другой — всадник (ездец), символ Московского княжества, вторая важнее. Это доказывается тем фактом, что титул — надпись — на печати начинается на стороне всадника, а заканчивается при орле. Таким образом, перед нами не герб страны, а объединенная родовая печать Рюриковичей и Палеологов после их династического брака.
Залетная птица, впрочем, уже при следующем Иване — Грозном — выходит на первый план. Каким образом она оперилась, благодаря чему? Свои версии тут же предлагают «западники» от русской истории.
В частности, Николай Лихачев говорит, настаивая, что «московское правительство не могло заимствовать непосредственно из Византии того, что та не имела», то есть герба, и заимствовало этот признак государственности у Священной Римской империи, то есть у тогдашних немцев. Дело в том, что дом Габсбургов к концу XV века как раз обрел государственный герб в виде черного двуглавого орла, причем Иван III, а позже его сын с внуком вели активную переписку с первенствующим европейским монархом Священной Римской империи германской нации. Возможно, именно этот «западный контакт» навел наших самодержцев на мысль, что птицу Софии стоит возвысить. Впрочем, эта теория — самой крамольной постановкой вопроса — до сих пор вызывает в научных кругах жгучее желание ее опровергнуть.— Во-первых, русский двуглавый орел изобразительно отличается от орла Священной Римской империи и как раз ближе к тому варианту, который существовал в Византии,— успокаивает патриотов Евгений Пчелов, завкафедрой Историко-архивного института РГГУ.
Фото: Mondadori Portfolio / Getty Images
Точку в споре могла бы поставить на первый взгляд простая информация — о цвете нашего первого орла. Дело в том, что Византия изображала двуглавую птицу, как правило, белой (или золотой) на красном, а Западная Европа — черной на золотом. Однако цветных изображений русских птиц в XV–XVI веках до нас не дошло, а в последующее время они неоднократно меняли окрас, окончательно остановившись на черном только при западнике Петре Первом.
— Есть, впрочем, одно очень любопытное свидетельство, которое оставил немец-опричник, служивший при Иване Грозном, в своих «Записках о Московии»,— рассказывает Игорь Данилевский, ординарный профессор НИУ ВШЭ.— Он описывает опричный дворец, который царь построил на Ваганьковском холме в Москве, и кстати замечает, что его южные ворота украшали два льва и «черный двуглавый орел с распростертыми крыльями».
Впрочем, кто словам немцев верит? Ведь очевидно же — предвзяты.
Сам Игорь Данилевский отстаивает третью версию о происхождении русского герба, уловив «болгарский след»: во Втором Болгарском царстве (1185–1396 года) тоже существовал двуглавый орел (черный по цвету), и, более того, имела хождение своя версия легенды о «Третьем Риме». После захвата Константинополя турками в 1453 году болгарская элита массово эмигрировала на Русь, повлияв на интеллектуальную обстановку в Московском княжестве. Именно болгары, будучи посредниками между Русью, Западной Европой и Византией, по версии историка, помогли нам «одомашнить» двуглавую птицу.
Поскольку конца этим спорам и версиям не видно, маргиналы от истории решают вопрос о заимствовании герба кардинально — это не мы заимствовали, а у нас. Среди наиболее агрессивных концепций вспоминается, конечно, теория Носовского и Фоменко, приучающая россиян к мысли, что Габсбурги имели схожий с нами герб, потому что были «наместниками» русских царей в Западной Европе. Но есть и другие повороты сюжета: например, геральдист Сергей Рассадин пропагандирует мысль, что Византия заимствовала двуглавого орла у «народов балтийского субрегиона», то есть у Рюриковичей, и как раз Россия является «подлинной Страной Орлов». Есть и совсем оригинальные мнения — мол, Иван III, а потом и его внук Иван IV заинтересовались орлами по религиозным причинам: ведь орел — библейский символ тезки наших царей, евангелиста Иоанна. Собирая государство под себя, почему бы не подумать о небесном покровителе?..
Короны и головы
Легко представить: если такую проблему вызывает поиск места, где наш орел вылупился, насколько сложнее понять, что он на деле означает.
— Это древнейший символ, который встречается в десятках разных культур: на оттисках печати в Северной Сирии за 19 веков до нашей эры, в Месопотамии и у древнеславянских народов, например, в Гнездовском кургане, что в Смоленской области, была найдена подвеска с двуглавым орлом, датированная VIII веком нашей эры,— отмечает Владимир Лавренов.— Русские крестьяне, в числе прочих орнаментов, часто вышивали двуглавых орлов на рушниках. Конечно, не потому, что они обозначали империю: орел для народного сознания был чем-то вроде «полноты охранительного символа», как защита справа и слева.
По-своему логику народного сознания воспроизводил и будущий император Петр Первый, когда рисовал собственного двуглавого орла для знамени Потешного полка: эта птица у него оказалась с одной лапой, так как «кто только одно сухопутное войско имеет — одну руку имеет, но кто флот имеет, две руки имеет». С тех пор представление о воинствующем орле, который защищает нас ото всех неприятелей, только росло и крепло.
Соперничала с ним другая традиционная для империи мысль — двуглавость как объединение Востока и Запада. Впрочем, при Иване III положение этих сторон света несколько отличалось от нынешнего, и такое рассуждение, если вообще имело место, скорее касалось объединения Москвы и Новгорода.
В многоголосом хоре интерпретаций со временем появились христианские гуманисты, обнаружившие в двуглавости «систему парных добродетелей» — веры и ревности, крепости и силы, милости и истины и так далее. И за несколько веков своего существования орел доказал, что при желании может быть истолкован в любом произвольном направлении. Масоны видели в нем андрогина, старообрядцы — Антихриста, революционеры — источник всех бед, буквально по стихотворению поэта XIX века Василия Курочкина: «Я нашел, друзья, нашел, кто виновник бестолковый наших бедствий, наших зол, виноват во всем гербовый, двуязыкий, двуголовый, всероссийский наш орел».
Современные интерпретации наследуют этой богатейшей традиции. Скажем, автор герба Смоленской области Василий Ражнев подчеркивает, что «орел может парить в грозовом небе с беспредельным терпением выжидая, когда разрушительные ураганы, грозы или землетрясения, захоронившие его гнездо, не улягутся. Это символическое значение орла созвучно с судьбой России и россиян, за свою многовековую историю много раз самоотверженно вытерпевших все нашествия захватчиков и превозмогавших любые беды и лихолетья»…
Дополнительную сложность для истолкователей создает тот факт, что, хотя головы у орла две, короны у него — три. Проще всех это обстоятельство обыграл Алексей Михайлович Романов, пояснив, что три короны изображают Казанское, Астраханское и Сибирское царства, объединенные под властью Руси. Госдума 1993 года переосмыслила «три короны» в логике трех ветвей власти, сообщив, что наш герб де еще до всякого Монтескье напоминал о пользе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.
— Но у реальной «трехкоронности» могут быть и более сложные причины,— полагает Игорь Данилевский.— Те же старообрядцы видели в ней аллюзии на одну из библейских книг — Третью книгу Ездры. Пророк Ездра сообщает о своем видении: трехголовый орел беседует со львом, причем в процессе разговора центральная голова птицы становится невидимой, но продолжает изрекать слова — пророчествовать о появлении нового царства. Это царство может быть понято амбивалентно: для старообрядцев оно царство Антихриста, а вот для болгар, которые как раз внесли эту книгу в наш канон в XV веке, Ездра пророчествовал о рождении «Третьего Рима».
Несколько десятилетий спустя Москва заговорила о «Третьем Риме», а наша птица обзавелась третьей короной над «невидимой» головой. Вот и думай теперь: случайно или нет?
Пленники фольклора
Орел с поднятыми крыльями, тремя коронами и изображением скачущего на Восток всадника на щитке достался нам со времен Алексея Михайловича. Он украшает многие ансамбли Московского Кремля
Фото: SuperStock RM / DIOMEDIA
— И сегодня с главным государственным символом России связано множество полумистических историй,— интригует Владимир Лавренов.— Тут хоть верь, хоть смейся. Например, известен факт, что на российских рублях до 2016 года чеканили орла без корон — как на гербе Временного правительства. А потом вдруг вернули птице знаки царского отличия. Это событие геральдисты вспоминают в контексте «Молитвы о рубле». Дело было так: в 2000-х годах к отцу Иоанну Крестьянкину пришел безвестный монах Псково-Печерского монастыря отец Валерий, который просил совета: можно ли ему, монаху, молиться о российском рубле? Оказалось, что этот человек с начала 90-х годов просил Бога, чтобы наша птица на монетах получила законные короны, а потом смутился своим рвением. Отец Иоанн сказал: пожалуйста, молись, придет человек «оттуда» и все тебе объяснит. Спустя какое-то время с отцом Валерием случайно встретился я, донес его мысли Геральдическому совету страны… Ну как здесь сказать, связаны эти события или нет? Видимо, связаны так же, как и все легенды с реальной историей нашего герба.
Все эти былины и небылицы можно было бы считать безобидной игрой с фольклором и собственным прошлым, если бы они не выходили неожиданными углами на российскую современность. Скажем, обретение рублевым орлом корон с крестами тут же повлекло за собой жалобы в Геральдический совет от мусульманской общины Карелии: правомочно ли использовать кресты на государственном символе? А Госдума, так красноречиво описывавшая символику трех корон, и по сей день предпочитает хранить на своем здании советский серп и молот. Символическая эклектика прикрывает реальную растерянность перед знаками власти, преемство с которыми то и дело теряется. И часто уже не мы владеем символами, а они нами — по прихоти новейших интерпретаторов.
Ольга Филина
герой пронзает гада» / Православие.Ru
Казалось бы, бесспорная истина: святого Георгия Победоносца издревле считали покровителем русской столицы, и его образ запечатлен на московском гербе, ставшем позднее частью герба государственного. Но почему святой изображен без нимба? И действительно ли на гербе, который за свою историю претерпел много символических изменений, изображен святой Георгий? Об этом до сих пор не утихают дискуссии.
Кем возвысилась Москва
Московский герб 1730 г. |
Судьбоносное для Москвы событие произошло в конце ХI века, когда киевский князь Владимир Мономах нарек своего новорожденного сына Юрием – так святой Георгий Победоносец стал небесным покровителем основателя Москвы князя Юрия Долгорукого. На его печати был изображен святой Георгий пешим и вынимающим меч – еще без змия. Предание гласит, что однажды по дороге из Киева во Владимир Юрий Долгорукий остановился в гостях у боярина Кучки; прогневавшись за непочтительный прием, велел казнить его, но, возлюбив его прекрасные владения, повелел поставить там город Москву. И будто бы дал в ее герб образ своего небесного покровителя – всадника, попирающего копьем змия.
Это, конечно, предание, но с него и начинаются все загадки. Бесспорно, что на московском гербе, созданном в XVIII веке, изображен Георгий Победоносец. Но когда именно он появился в государственной символике, к общему мнению историки не пришли до сих пор. Считается, что эмблема святого Георгия как московский великокняжеский знак впервые появилась при старшем брате Ивана Калиты князе Юрии Даниловиче – как его небесного патрона. Образ пешего змееборца (воина, замахнувшегося мечом на змия) в Московском княжестве встречается на монете великого князя Ивана II Красного, сына Ивана Калиты. На печати Дмитрия Донского появился первый образ конного всадника с копьем. На печати его сына Василия I тоже изображен всадник с копьем, направленным острием вниз, и с тех пор этот символ утвердился в качестве московской эмблемы, став наследственным. На монетах Василия II, внука Дмитрия Донского, появляется отчетливое изображение всадника, поражающего копьем змия в раскрытую пасть, напоминающее иконографию «Чуда святого Георгия о змие». Историк В.Б Муравьев, исследовавший драматичную историю московского герба в недавней книге «Легенды древней Москвы», считает, что здесь определенно узнается святой Георгий и что с этого времени – середины XV века – образ святого Георгия Победоносца становится устойчивым символом московского князя и Московского княжества. А при Иване III изображение всадника обретает свой окончательный, классический вид.
Однако поскольку до начала XVIII века этого всадника называли «ездецом», то у исследователей сложились две полярные точки зрения. «Православная» версия гласит, что это – святой Георгий как покровитель Москвы и московских князей. Сторонники «светской» версии считают «ездеца» сугубо русским символом князя-воина, государя, который лишь во времена Петра Великого стал ассоциироваться с Георгием Победоносцем. Эти разногласия возникли, во-первых, из-за русской традиции изображать на печатях и монетах как святых покровителей князей, так и их самих, оттого зачастую без нимба и в короне, что дало повод увидеть в «ездеце» изображение правителей. Отсутствие нимба является главным фактом, позволяющим считать «ездеца» светской персоной. Во-вторых, судя по сохранившимся историческим свидетельствам, сами русские часто называли этого всадника князем или царем, тогда как святого Георгия в «ездеце» на московской эмблеме узнавали в основном иностранцы, благодаря сходству всадника с иконографическим образом святого Георгия Победоносца, а в Европе он был тоже очень популярен и почитался покровителем рыцарства. Есть примирительные версии, что это одновременно и образ святого Георгия, и московского князя, уподобленного святому воину. Или что изначально это был образ святого Георгия, затем со времени Ивана Грозного, венчавшегося на царство, стал образом государя вплоть до петровской эпохи. Версий множество. Но сегодня «георгиевцы» упрочивают свои позиции, приводя аргументы в защиту того, что московский всадник – это образ святого Георгия Победоносца.
Его почитание на Руси всегда усиливалось в тяжкие, но судьбоносные для страны времена. Когда Дмитрий Донской собирал силы русских земель для отпора врагу, Русь томилась под чужеземным игом, и образ святого Победоносца был особенно близок русскому народу как христианский покровитель воинства, ратников за Отечество. О том свидетельствует и благодарственная Георгиевская церковь в Коломенском, которую основал Дмитрий Донской, возвращаясь с Куликовской битвы, где святого Георгия видели на поле брани сражавшимся на стороне русских. (Существовало предание, будто святой Георгий убил змия в овраге Коломенского.) Чудо Георгия о змии было образом победы христианства над иноверцами. И вероятно, со времен Дмитрия Донского святого Георгия почитают покровителем Москвы.
Великий князь Иван III начал новую эпоху в истории России, когда Москва, созидавшая вокруг себя русские земли в единое сплоченное государство, стала преемницей Второго Рима после падения Константинополя. Возможно, и с этим было связано усиление государственного почитания в Москве святого Георгия Победоносца, который был покровителем византийских императоров. В 1464 году на кремлевской Фроловской башне появилась белокаменная икона-горельеф святого Георгия. Образ водрузили над главными воротами города с наружной стороны, а через два года с внутренней стороны поместили образ другого покровителя Москвы, святого Димитрия Солунского, вверив святым охрану Кремля от врагов. Когда же итальянские мастера построили Спасскую башню на месте Фроловской, над ее воротами позднее поместили образ Спасителя, а скульптура святого Георгия была перенесена в Георгиевскую церковь около Спасской башни, а потом в Вознесенский монастырь. (В XVII веке святому Георгию вновь вверили охрану города, поместив его образ над Воскресенскими воротами Китай-города, ведущими на Красную площадь. Именно к этой иконе в 1918 году взывала Марина Цветаева в своем знаменитом стихотворении: «Страж роковой Москвы, сойди с ворот!».) Образ святого Георгия был на великокняжеских стягах Ивана III, с которыми он вышел на Великое стояние на Угру, и одержанную победу приписали покровительству святого Георгия.
Во время формирования национального государства личная эмблема московского князя становится эмблемой державы. И при Иване III окончательно появился прообраз московского герба. Знаменитая государственная печать 1497 года, которую Н.М. Карамзин считал истоком символики русского государственного герба, имела на лицевой стороне изображение конного всадника, поражающего копьем змия, а на ее обратной стороне впервые появился двуглавый орел. Во всаднике легко узнается иконографический образ «Чуда святого Георгия о змии». По мнению О.В. Яхонта, всадник на этой печати точно воспроизводит образ скульптурной иконы святого Георгия с Фроловской башни. Есть другая версия, что образ всадника был заимствован с надгробия митрополита Феогноста в Успенском соборе, где было вычеканено «Чудо Георгия о змии». Исследователи, те, что видят в этом всаднике святого Георгия, считают, что его изображение на государственной печати и в московской символике времен Ивана III было и знаком преемственности московских князей владимирским и киевским князьям. Кроме того, так символически подчеркивалась роль московского князя как оплота Православия.
Однако нимб у этого всадника отсутствует.
Авторы книги «Символы, святыни и награды Российской державы» дают очень интересное объяснение. По их мнению, данное изображение всадника не соответствует древним православным канонам и в некоторых других элементах, например он колет змия в шею, а не в глотку, но зато этот образ Георгия Победоносца «более всего напоминает свое воплощение в произведениях западноевропейского искусства эпохи Возрождения, прежде всего итальянского». Иными словами, итальянские мастера, прибывшие по зову Ивана III строить соборы и крепости Третьего Рима, могли по его же заказу выполнить и государственную печать, где изобразили святого Георгия в более привычных им традициях, как было принято в Европе – без нимба.
При Иване Грозном всадник-змееборец утверждается на груди двуглавого орла как символ сплочения русских княжеств вокруг Москвы. На голове всадника появляется корона, очевидно, в знак принятия Иваном Грозным царского титула. Приверженцы «светской» версии, считающие всадника образом царя как защитника России, подкрепляют ее такими свидетельствами. Послы Ивана Грозного заявляли, что на печати изображен «государь на коне». Когда в середине XVII века герцог Тосканский спросил русского посла, изображен ли во всаднике Георгий Победоносец, тот ответил: «Великий государь наш на аргамаке» (породистой лошади). В описи Оружейной палаты о гербовом знамени 1666–1667 годов сказано, что на груди двуглавого орла «царь на коне колет копием змия». Подьячий Посольского приказа Григорий Котошихин утверждал, что на печати Московского княжества вырезано: «Царь на коне победил змия». (Встречается и совсем простое пояснение: «Человек на коне колет змия»). Если всадник – государь, то что же змий? О символе змия разногласий нет: это библейский образ зла и олицетворение врагов русской земли.
Сторонники «георгиевской» версии дают свои трактовки перечисленным фактам. Во-первых, то самое отсутствие нимба в изображении Георгия Победоносца (и прочие отступления от канонов) на печати Ивана III и при его преемниках сделало всадника в представлении русских «царем» или «человеком на коне», то есть светским символом. Отсюда и неопределенное именование «ездец». В.Б. Муравьев предложил более сложное объяснение: всадника на московском гербе называли «государем» русские официальные лица. Подобная идентификация изображения на государственном знаке (монете, печати, эмблеме) с самим государем (или его небесным патроном, что тоже символизировало государя) «была издревле традиционна для России, и отказаться от этой традиции русская бюрократия не решалась». Таким образом, это официальная трактовка государственных лиц, явившаяся из древнего правила чеканить на государственных знаках образ правителя или его небесного покровителя. Иностранцы же, не связанные с русской бюрократией, открыто называли всадника на груди орла святым Георгием, в том числе и Самуэль Коллинс, личный лекарь царя Алексея Михайловича. Но, по мнению Г.В. Вилинбахова и Т.Б. Вилинбаховой, европейцы легко узнавали во всаднике святого Георгия потому, что он был изображен без нимба, как было принято в Европе.
Сторонники «светской» версии указывают и на тот факт, что на государственном гербе, помещенном на титульном листе Библии, изданной в Москве в 1663 году, всаднику-змееборцу на груди двуглавого орла придано портретное сходство с царем Алексеем Михайловичем. Однако крупнейшие исследователи православной средневековой Москвы М.П. Кудрявцев и Г.Я. Мокеев утверждают, что изображение царя на коне, убивающего копьем змия, здесь дано вместо традиционного герба Москвы – Георгия Победоносца. И указывают на надписи над гербом из книги пророка Исаии: «Аз поставих царя с правдою и вси пути его прави»; «Сей созиждет Град Мой» (Ис. 45: 13).
Алексей Михайлович считал себя защитником Вселенского Православия. Московское царство стало главным покровителем Восточных Патриархатов, прозябавших под османским игом. Появилась идея об освобождении Константинополя и создания православной империи на территории бывшей Византии и Балкан под властью московского царя. Москву же, устроенную во образ Небесного Иерусалима – Града Божия, называли и Новым Иерусалимом на земле, согласно пророчествам книги Исаии об избрании нового народа и города, на который перейдет слава народа Божия: «Оставите бо имя ваше в насыщение избранным Моим, вас же избиет Господь; работающим же Мне наречется имя новое» (Ис. 65: 15). Изображение Алексея Михайловича воином, убивающим змия, здесь символизирует идею Руси как последнего мирового оплота Православия, и такая вариация вполне могла иметь место на книге.
Ученые не пришли к единому выводу об идентификации московского всадника, но именно он стал прообразом герба Москвы. Слово «герб», буквально означающее «наследство», стало входить в русский обиход при Алексее Михайловиче. В 1672 году появился «Титулярник», где были собраны изображения 33 гербов областей и городов, входивших в полный царский титул. Еще раньше, в 1669 году, царь приказал мастерам изобразить в росписях на стенах Коломенского дворца 14 печатей «в гербах», то есть поместить государственные эмблемы в щитах, по аналогии с европейскими гербами. На них и обратил внимание юный Петр I.
Святой Егорий на коне
Московский герб 1883 г. |
В 1722 году император учредил Герольдию, которая должна была среди прочего заниматься составлением городских гербов – по замыслу Петра, эти гербы предполагалось поместить на знаменах войск, размещавшихся в том или ином городе. На должность «для сочинения гербов» по рекомендации Якова Брюса определили пьемонтского графа Франциска Санти, хорошо знавшего европейские геральдические правила – по ним и собирались создавать русские гербы и исправлять традиционные русские эмблемы. Однако Санти мудро расценил, что успех придет лишь в том случае, если он не скопирует для России европейскую геральдику, а создаст русскую по русским традициям. К тому же, основательно изучив «Титулярник», русские печати и портреты государей, он увидел, что гербы на Руси фактически существуют, в чем-то отвечая и положениям западноевропейской геральдики, и это вызвало у него уважительное отношение к древним русским и московским эмблемам. Оттого он сохранил за русской геральдикой право иметь свои законы. Так, святой Георгий на московском гербе изображался к зрителю правым боком (как на большинстве икон «Чуда святого Георгия о змии»), то есть в левой геральдической стороне. Тогда как по правилам геральдики надлежало сделать наоборот и развернуть всадника в правую геральдическую сторону, левым боком к зрителю. В Западной Европе такое правило возникло по естественным причинам: живые существа, например всадник или лев, всегда изображались левой стороной к зрителю, чтобы в бою или на турнире эти фигуры на щите рыцаря, который он держал в левой руке, не казались убегающими от противника.
Эскиз московского герба выглядел так: в красном поле святой Георгий с золотой короной, в греческом полудоспехе, закрывающем грудь и спину, колет копьем, увенчанным крестом, в пасть черного змия. И здесь он изображен без нимба, но на его святость указывал крест наверху копья. В дальнейшей истории московского герба его все больше приближали к требованиям европейской геральдики.
После смерти Петра Великого Санти ложно обвинили в заговоре против Петра II, и он пробыл в сибирской ссылке 15 лет. Его проект, хотя так и не стал официальным гербом Москвы, был утвержден Сенатом в 1730 году как герб для знамени московских полков. Тогда же был утвержден государственный герб с московским гербом на груди орла: «Георгий на коне белом, побеждающий змия, епанча (плащ. – Е.Л.) и копье желтые, венец желтый же, змий черный». Итак, плащ святого на гербе не красный, как на иконе, – символ пролитой крови великомученика, а золотой. Геральдические каноны все более утверждаются.
Новая эра московского герба наступила при Екатерине Великой. В зимний Юрьев день 26 ноября 1769 года она учредила в России орден святого великомученика и победоносца Георгия. С тех пор 26 ноября в Зимнем дворце устраивался ежегодный прием в честь орденского празднования. Для торжественных обедов императрица заказала фарфоровый Георгиевский сервиз: все его предметы несли изображения орденских знаков и георгиевской ленты. И тронным залом в Зимнем дворце был Георгиевский зал, созданный Джакомо Кваренги по приказу императрицы.
При Екатерине II Москва вернулась к созданию своего официального герба после реформы местного управления, когда каждый русский город был обязан иметь собственный, высочайше утвержденный герб, по аналогии со свободными городами Западной Европы. Товарищ герольдмейстера подполковник И.И. фон Энден неудачно исправил уже имевшийся московский герб, а именно: переоблачил всадника из древнего полудоспеха в полный панцирь средневекового рыцаря. Такая традиция была принята в Европе, поскольку святой Георгий почитался покровителем рыцарства, но для православной России такая трактовка святого Георгия Победоносца была чужеродна. Кроме того, копье на гербе утратило крест. Однако русская традиция изображения в левой геральдической стороне была сохранена. Сохранились и цвета: красное поле, белый конь и черный змий. Неизвестен цвет плаща, но считается, что он был золотым, как описано в статуте ордена святого Георгия. 20 декабря 1781 года императрица утвердила именно этот герб Москвы как официальный.
Лишь в середине XIX века он был создан по правилам европейской геральдики. Это изменение связано с пожеланием Николая I и с деятельностью немецкого барона Б.В. Кене, управляющего Гербовым отделением Департамента герольдии, который занимался и созданием Большого государственного герба. «Согласно с требованиями геральдики», он развернул фигуру всадника в правую геральдическую сторону – левым боком к зрителю. Еще Лжедмитрий I на своей печати попытался по-европейски «развернуть» московского всадника, и посягательство на московский герб казалось «уделом» иностранцев. Чтобы поразить копьем змия, находящегося слева от коня, всаднику пришлось бросить узду и взять копье обеими руками. Однако копью был возвращен венчавший его крест. Изображался всадник по-прежнему в сплошных рыцарских латах, но при Александре III в 1883 году ему был возвращен полудоспех. Мантия же святого Георгия вместо золотой стала «лазуревой» – синей. (О.А. Рево предположительно связывает это с возможным желанием герольдии привести цвета московского герба в соответствие с цветами национального флага России: белый конь, синий плащ, красный щит). Вместо черного змия появился золотой дракон с зелеными крыльями. В старину не разделяли змия и дракона – это было одно и то же существо, образ библейского врага. Историк Г.И. Королев, написавший блестящее исследование «Змий или дракон», одной из возможных причин переделывания змия в дракона в XIX веке считает то же желание привести отечественную геральдику в согласие с западноевропейскими геральдическими правилами.
Отечественные геральдисты были очень расстроены этими переменами, ведь именно московский герб, как самый твердый и ранний, установившийся на Руси, следовало охранять от произвольных новшеств. Примененные формально западные геральдические правила без учета особенностей отечественного герба казались чуждыми началами, пренебрежением к национальным традициям.
Любимым в народе оставался иконописный образ святого Георгия Победоносца, воспринимавшийся как святой символ древней Москвы. Писатель Иван Шмелев приводит услышанный им разговор двух московских подмастерьев: «Святой Егорий сторожит щитом и копием Москву нашу, потому на Москве и писан… Чего в сердечке у нашего орла-то? Москва писана на гербу: сам святой Егорий, наш, стало быть, московский. С Москвы во всю Россию пошел».
Победоносец
Московский герб 1993 г. |
К образу святого Георгия Победоносца как воина, сокрушающего врага, обратились во время Великой Отечественной войны. И кавалерист на плакате, поражающий копьем свастику со змеиными головами, и карикатуры Кукрыниксов, где советский воин колет штыком фашистскую гадину или в череп Гитлера, навеяны мотивами московского герба. Знаменательно, что битва за Москву началась накануне зимнего праздника святого Георгия, а взятие Берлина состоялось накануне весеннего. 6 мая 1945 года пришлось на Пасху, что верующие восприняли как знак скорой победы, и через день была подписана капитуляция фашистской Германии. Медаль «За победу над Германией» носили на георгиевской ленте.
23 ноября 1993 года распоряжением мэра Москвы «Овосстановлении исторического герба Москвы» столице был возвращен ее исторический герб по образцу первого официально утвержденного герба Москвы 1781 года: на темно-красном щите Георгий Победоносец, в серебряных доспехах и лазоревой мантии, на серебряном коне, поражает золотым копьем черного змия. И хотя жаль, что на нашем гербе сохранился облик средневекового рыцаря, далекий от православного образа святого Георгия, но теперь он хотя бы развернут в традиционную для России левую геральдическую сторону. И самое главное: святой Георгий Победоносец снова вернулся на московский герб.
При написании статьи частично использованы материалы сайта http://www.excurs.ru/rus/Heraldry_rus.htm
История герба России
Герб России Герб России является одним из основных государственных символов России, наряду с флагом и гимном. При переименовании из РСФСР в Российскую Федерацию 25 декабря 1991 года страна восстановила свой старый дореволюционный герб с изображением двуглавого орла. В этой статье мы рассмотрим корни этого символа. Первые изображения двуглавого орла относятся к 13 веку до н.э. На наскальном рисунке изображен двуглавый орел, поймавший двух зайцев. Это был герб хеттских царей. Двуглавый орел был известен в Мидийском царстве (область Передней Азии). В 625-585 гг. до н.э. царством правил Киаксар. Еще через несколько столетий изображение «гордой птицы» появилось в гербах Рима. В 326 году, при Константине Великом, двуглавый орел был избран императором в качестве собственной эмблемы. После основания Константинополя в 330 году орел стал государственным гербом Рима. Если говорить о России, то двуглавый орел впервые появился здесь после женитьбы Ивана III Русского и Софьи Палеолог, племянницы последнего византийского императора Константина XI. С конца 15 века двуглавый орел появляется на печатях московского воеводы. Он дополнил прежний герб Москвы изображением Георгия Победоносца. Это был знак Руси, показывающий ее принадлежность к Византии. Интересно также отметить, что в разное время двуглавый орел изображался на гербах с разными целями. Сайт kultura-rf.ru указывает, что при Иване III орла изображали с закрытым клювом. Однако в царствование его сына Василия III (1505-1533) у орла был раскрыт клюв, с высунутым языком. При Иване IV (1533-1584) двуглавый орел был увенчан только одной короной, над которой был восьмиконечный православный крест. Символы, используемые Иваном IV, были заимствованы из Псалтири. Это свидетельствует об особом отношении к христианству и его закреплении в России в целом. Вступивший на престол Петр I (1682-1725) внес существенный вклад в развитие русской геральдики. При нем орел стал окрашиваться в черный цвет, хотя всегда был золотым. Это было связано с Северной войной. Так Петр I решил выразить мощь и могущество Российского государства. В 1740 г. гравер Гедлингер изготовил Государственную печать. Он использовался до 1856 года и закрепил изображение русского двуглавого орла. До конца 18 века в дизайне герба не было критических нововведений. Александр I (1801-1825) в свою очередь решил отменить мальтийский крест. Во время его правления крылья орла были расправлены, а перья опущены. Одна голова орла была наклонена больше, чем другая. В лапах орла появились новые атрибуты: громовые стрелы, факел и лавровый венок. Большой Государственный Герб был введен по указу Александра II (1855-1881) от 11 апреля 1857 года. В центре герба располагался французский золотой щит с двуглавым черным орлом. Он был увенчан тремя императорскими коронами, в лапах держал державу и скипетр, а на груди носил Московский Георгиевский герб. Центральная часть щита была интегрирована в тень главной императорской короны и священного знамени над ней. Справа и слева от знамени располагались по 6 щитов с гербами княжеств. Средний и Малый гербы незначительно отличаются от Большого. У Среднего нет знамен и гербов над тенью. Малый такой же, как Средний, но без тени и родового герба. Источники: http://kultura-rf.ru http://lemur59.ru Автор: Вера Иванова | ||
Теги: Герб России История России | ||
Следующий | Предыдущий |
Герб Российской Империи Фотографии и изображения из коллекции
Изображения
- Изображения
- Изображения творческие
- Фотографии актуальные
- Vidéos
- Vidéos Créative
- Vidéos d’Actiatés
- Изображения Creations
- Photo D’ActiveItés
- Vidéos
77777 7.
Новые исследования для проводника, а также фотографии и изображения. Российская Императорская семья. Внизу справа: Александр II. Внизу слева: Александр III. В центре слева: Александра Федоровна, жена Николая II. Посередине…Герб России виден на двери Генерального консульства Российской Федерации во время акции протеста «Стоять с Украиной» в Кракове, Польша, на…Иллюстрация герба императорской семьи России.Большой герб герб Российской Империи Императора России Павла I, 1800 г. Находится в Собрании Российской Государственной Исторической Библиотеки, Москва. Большой герб Российской Империи, 1882 г. Находится в Собрании Российской Государственной Исторической Библиотеки, Москва. )Российская царская семья празднует Новый год в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге, 13 января 1903. После богослужения… Большой герб Российской Империи с утверждением Императора Александра III, 24 июля 1882 г. Найден в собрании Российского Государственного… старинная гравированная иллюстрация казанской короны. датируется 1553 годом царя ивана грозного, захватившего казань — герб Российской империи фото и изображения из коллекцииТаблица, иллюстрирующая гербы европейских монархов: Франциска I Тосканского; Людовик XV Франции; Карл III Испании; Фердинанд IV Неаполитанский; … Иван IV Грозный, царь России. Известный как «Грозный», Иван пришел к власти в качестве первого императора России в 1547 году. Вид на одну из баррикад перед Белым домом в Москве, 24 августа 19 августа.91. Россия отмечает 19-22 августа 20-летие… Престола русского царя с двуглавым орлом и императорской короной, Москва, Россия, гравюра из L’album, giornale letterario e di belle… Литография возглавляют две медали с головами королевы Виктории и принца Альберта. Несколько интерсценировок современных событий 1840-х гг….Меню застолья к празднованию 300-летия дома Романовых, 1913 г. С портретами первого и последнего императоров…колорно, парма — эмилия романья край, италия — герб российской империи фото и изображения из коллекции Сторонник коммунистической партии России держит красный флаг во время митинга в южном городе Ставрополе 7 ноября, посвященного 9 ноября. 3-я годовщина… Большой герб Российской империи, 1882 год. Находится в собрании Российской государственной исторической библиотеки, Москва. Встреча в Париже российского царя Петра I Великого и короля Франции Людовика XV в детстве в 1717 г., гравюра из французского альманаха 1718 г. Сторонники коммунистической партии России маршируют в Москве 7 ноября по случаю 92-й годовщины свержения Владимиром Лениным царской империи,… Сторонник коммунистической партии России носит шляпу с пятиконечной красной звезда, эмблема, представляющая Советский Союз, когда он принимает участие в марше в… Герб князя Александра Даниловича Меншикова. Находится в Собрании Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург. Герб России над драматическим небом — герб Российской империи фотографии и изображения из коллекции иллюстраций, клипартов, анимационных рисунков и икон из истории муен-аге — герб герб Российской империиВеликий князь Константин ГравюраГерб России. середина 19Иллюстрация векаВоенные облигации — Родине нужна ваша помощь.