Основные идеи неоплатонизм: Access to this page has been denied.

12. Неоплатонизм: основные положения

НЕОПЛАТОНИЗМ — религиозно-мистическая философская школа, существовавшая в 3—6 вв. в Римской империи, в период разложения рабовладельческого общества. Наиболее видными представителями Н. были Плотин, Порфирий и Прокл. Исходным пунктом для Н. послужило учение Платона о двух мирах (вечный и неизменный истинный мир идей и его отражение— мир чувственных вещей). 

Это учение в Н. приобретает откровенно мистический характер. Источник, первопричину всего Н. видит в некой божественной сущности, которая именуется «единым» или «благом». Эта сущность недоступна разумному познанию, о ней нельзя сказать ничего определенного, кроме того, что она находится за пределами бытия. Единое путем эманации (излияния, излучения) выделяет из себя мировой ум (мир идей), затем мировую душу, распадающуюся на отдельные души (ангелов, людей), наконец, низшая ступень эманации — чувственный материальный мир, нечто иллюзорное, «греховное».

Единственная цель человека, по мнению неоплатоников,— это освобождение от всего телесного, «греховного» и приближение к божественной сущности, достижение «блага» при помощи экстаза, мистического озарения души. Идеи Н. оказали большое влияние на христианскую теологию, на философию Возрождения, немецкую классическую философию (Шеллинг), философию В. Соловьева, современные идеалистические течения.

В общем, философия была в Средние века просто инструментом религиозной деятельности. Основной задачей философии считалось обоснование религиозных догматов: прежде всего – доказательство существования Бога, доказательство бессмертия души и оправдание Бога за существование зла в мире (теодицея). Философия перестаёт искать истину, теперь считается, что все вечные истины уже открыты и излагаются в священных текстах. Их требуется только извлечь оттуда, правильно истолковать и свести воедино – вот для чего богослову могут пригодиться утонченные методы и многовековой опыт античной философии.

Философия превращается в экзегетику.

«Творческий метод средневекового философа, как и метод художника той эпохи, можно назвать иконографическим. Его задача – передать современникам и потомству образ истины таким, каким он дается в первообразе, не привнося ничего от себя… Как почти все произведения искусства той эпохи, так и многие философские произведения дошли до нас безымянными».

Средоточием философского мышления, каким в античности была идея Космоса, становится теперь идея Бога.

Самым известным и влиятельным из отцов церквибыл Аврелий Августин (354-430), прозванный “Святым”. Среди множества написанным им книг выделяется «Исповедь» – автобиографическое сочинение, в котором Августин описывает, как он пришёл к принятию христианства, – и книга «О граде божьем», посвящённая основам христианской этики.

Схоластика возникает и существует в XI-XIVвв. в тесной связи с преподаванием богословия и семи “свободных искусств”: грамматики и риторики, логики (ее в то времячаще звали “диалектикой”), арифметики и геометрии, музыки и астрономии, – в школах и в первых, только что появившихся университетах Болоньи, Парижа и Оксфорда.

В отличие от первых христианских отцов церкви, схоластики в большинстве своем отдают предпочтение Аристотелю перед Платоном. 

Всех средневековых мыслителей, равным образом и отцов церкви и схоластиков, объединяет одна общая сверхпроблема: все они стремятся так или иначе определить соотношение разума и верырелигиозного откровения и философской истины – примирить и синтезировать эти два начала человеческого духа или, напротив, провести меж ними непереходимую черту.

Неоплатонизм | Понятия и категории

НЕОПЛАТОНИЗМ, последний этап развития античного платонизма. Основателем неоплатонизма обычно считают Плотина (3 век) или его учителя Аммония. Неоплатонизм замыкает средний платонизм, вбирает в себя неопифагореизм и использует аристотелизм в качестве введения — главным образом логического — в учение Платона.

Античный неоплатонизм тяготел к школьной организации и существовал прежде всего в виде ряда школ. Правда, школа Плотина в Риме представляла собой кружок слушателей, распавшийся ещё при жизни учителя. Уже у Плотина и его учеников Амелия и Порфирия были разработаны основные понятия системы неоплатонизма: во главе иерархии бытия стоит сверхсущее единое-благо, постижимое только в сверхумном экстазе и выразимое только средствами отрицательной (апофатической) теологии…

Tags: 

Философия

ПОЗДНЕАНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ: НЕОПЛАТОНИЗМ (3–6 вв. н.э.). Завершающий период истории античной философии характеризуется доминированием неоплатонизма, синтетически усвоившего элементы аристотелизма, неопифагореизма и стоицизма при сохранении традиционной платонической догматики (средний платонизм). Новый синтез имел существенные отличия от предшествующей традиции платонизма, что дало основание ученым в 19 в. ввести в обиход термин «неоплатонизм». Сами неоплатоники называли себя платониками и полагали, что находятся в русле единой традиции, идущей от «божественного Платона».

Tags: 

Философия

Философия неоплатонизма — эклектическое (от греч. eklektikos выбирающий; сочетание разнородных учений, которые без противоречий не могут быть объединены в единое целое воззрение) религиозно-философское направление античной философии, сформировавшееся в период упадка Римской империи в 3-6 вв. н.э. Неоплатонизм усилил религиозную направленность учения Платона, соединив его с идеалистической стороной Аристотеля, пантеистическими идеями стоицизма (представлениями Средней Стои — греко-римской школы 2-1 в. до н.э.

Tags: 

Философия

НЕОПЛАТОНИЗМ — философско-мистическое направление античной мысли 3-6 вв., соединяющее восточные учения с греческой философией. Н. представляет собой синтез идей Платона с добавлением логики и толкований Аристотеля, не противоречащих Платону, пифагоризма и орфизма, идей халдейских оракулов и египетской религии. Корни некоторых идей (например, эманации духа в материю и его возвращение и слияние с Богом (Абсолютом) уходят в индуистскую философию.

Как социальное движение Н.

Tags: 

Философия

НЕОПЛАТОНИЗМ — философская школа античности, возникла в III веке до н.э. как развитие и систематизация идей Платона. Основатель неоплатонизма — Плотин, изложивший своз учение в лекциях, позже изданных его учеником Порфирием («Эннеады»), Взаимодействие с современными ему философскими школами, сложные взаимоотношения с христианством придают неоплатонизму особую философскую значимость. Деятельность этой философской школы была прекращена в 529 году, когда император Юстиниан издал декрет о закрытии языческих философских школ.

Tags: 

Философия

НЕОПЛАТОНИЗМ — направление античной философии III-VI вв., ставившее своей целью строгую систематизацию разбросанных и разноречивых элементов философии Платона в соединении с идеями Аристотеля (в тех случаях, когда они не противоречили учению Платона, но развивали его) и с привлечением методов эллинистического имманентизма (т.

е. учения о сохранении внутреннего покоя личности и защите ее от катастроф и потрясений, происходивших в связи с огромным ростом военно-монархической организации Римской империи).

Tags: 

Философия

НЕОПЛАТОНИЗМ — завершающий этап развития античного платонизма, обобщение и итог более чем тысячелетнего развития античной философии. Основоположником Н. считается Аммоний Саккас (умер около 242), не оставивший письменных трудов; ему приписываются те идеи, которые легли в основу Н.: требование согласования платонизма с аристотелизмом, критика стоического учения о телесности души, учение о единстве духовного начала, к-рое делится, только нисходя в смертные тела, не убывая в то же время от этого деления. В историческом развитии Н. выделяют следующие этапы и школы: первый (3 в.) — римская школа, создавшая спекулятивно-теоретическую систему Н. Основатель — Плотин. Во взглядах его ученика Амелия прослеживается тенденция увеличения числа посредствующих ступеней сущего между богом и телесными объектами.

Другой ученик Плотина, Порфирий,— автор получивших большой исторический резонанс произв. «Введение» к «Категориям» Аристотеля и комментария к ним (переведены на лат., сирийский, араб, и армянский языки), в которых поставлен вопрос о природе общих понятий, что явилось источником средневекового спора об универсалиях. Второй (4 в.) — малоазиатский Н., который, не отказываясь от спекулятивных теорий, ставил гл. задачей практическую мистику…

Tags: 

Философия

НЕОПЛАТОНИЗМ — направление древнегреческой философии III—VI вв., впитавшее многие элементы предшествующих систем, в первую очередь платонизма, а также испытавшее влияние различных мистических традиций. Н. возник в школе мыслителей, работавших над примирением взглядов Платона и Аристотеля. Основная метафизическая проблематика Н. связана с обоснованием учения о возникновении сущего из Единого, которое признавалось сверхсущей, т.е. непричастной сущему первопричиной бытия. На этой основе оформилось апофатическое учение о постижении Первоединого.

Основными началами космологии Н. являются обозначенные уже Платоном Единое, Ум, Душа. Зачинателем Н. считается Аммоний Саккас (ум. ок. 242 г.), не оставивший письменных трудов. Он выдвигал требование согласования платонизма и аристотелизма, подверг критике стоические учения о телесности души и создал учение о единстве духовного начала, которое делится только нисходя в смертные тела…

Tags: 

Философия

Платон, платонизм и неоплатонизм | Encyclopedia.com

Платон (ок. 428–348 до н. э.) был одним из ведущих философов Древней Греции. Его система мысли, известная как платонизм, завоевала популярность у многих ученых эпохи Возрождения. Среди тех, кто изучал Платона, были Николай Кузанский, Марсилио Фичино и Джованни Пико делла Мирандола.

В начале периода итальянские ученые мало знали о творчестве Платона. Поскольку латынь была языком образованных людей, немногие могли читать или переводить по-гречески. Однако в 1400-х годах в Италию приехало много греческих ученых. Некоторые из них привезли с собой греческие тексты, ранее неизвестные Западной Европе. С их прибытием все больше ученых осознали важность Платона и попытались перевести его работы. Гуманисты*, стремившиеся выучить греческий язык и способствовать его использованию, начали переводить произведения Платона в литературных, образовательных и политических целях. В 1462 году Фичино начал проект по переводу всех произведений Платона на латынь для своего покровителя Козимо Медичи. Фичино опубликовал Полное собрание сочинений Платона в 1484 году, а в 1496 году он добавил свой комментарий к Платону. Эти два произведения способствовали распространению платонизма.

Неоплатонизм. Большинство ученых эпохи Возрождения подошли к трудам Платона через труды Плотина, древнего философа, жившего через несколько столетий после Платона. Плотин разработал школу мысли под названием неоплатонизм, основанную на идеях Платона. Фичино, в частности, во многом опирался на идеи Плотина.

Уникальная для эпохи Возрождения форма неоплатонизма возникла благодаря работам греческого просветителя Георгия Гемиста, который принял имя Плетон, чтобы более тесно связать себя с Платоном и Плотином. Плефон мечтал возродить неоплатонизм как форму богословия* и даже написал гимны платоническим идеям, таким как свет и добро. Его критики обвиняли его в попытке заменить христианство языческой* религией, основанной на Платоне. Тем не менее Плетон своими произведениями оказал влияние на многих христианских мыслителей. Его аргумент о том, что рассуждения Платона превосходят рассуждения Аристотеля, другого древнегреческого мыслителя, вызвал оживленные споры среди философов.

Одним из самых важных сторонников Плетона был греческий гуманист Виссарион. В своей четырехчастной защите Платона Виссарион пытался показать, что мышление Платона согласуется с христианскими учениями. Он также утверждал, что идеи Платона и Аристотеля имеют много общего. Эта работа познакомила итальянцев с полемикой о достоинствах двух древних греков. Он выдержал множество изданий и стал важным источником для ученых.

Природа реальности. Ученые эпохи Возрождения проявляли особый интерес к идее Платона о совершенной, вечной реальности вне физического мира. Хотя Платон жил в языческой культуре, мыслители эпохи Возрождения рассматривали его сочинения христианскими глазами. Фичино, например, пытался доказать, что между философией Платона и основными идеями христианства нет противоречия. Фичино утверждал, что системы верований древних греков и римлян, таких как Платон, были подобны системам верований древних евреев и произошли из того же источника. Такие ученые, как Фичино и Пико, надеялись использовать идеи Платона для преодоления давнего разрыва между религией и философией.

Мыслители эпохи Возрождения возродили неоплатоническую идею о том, что у всей природы есть душа. Исследуя эту идею, они опирались на теории магии, унаследованные от средневековья и от арабских ученых. Однако их целью было не управление природой, как это пытались сделать маги, а поиск связи между душой человека и более крупной «Мировой Душой». Они искали эту связь в таких разных областях, как музыка, символика чисел и астрология*. Критики этой точки зрения утверждали, что она связывает человеческие души с демонами и духами.

Исследователи Платона сосредоточились на идее человека как образа и подобия Бога. Они считали, что каждая человеческая душа жаждет воссоединиться с универсальной душой природы. Такие ученые, как Фичино и Пико, считали, что люди могут с помощью интеллекта и воли достичь богоподобного состояния и достичь союза с Богом и Вселенной.

Философы также исследовали идеи Платона о любви, которую они рассматривали как стремление или стремление к красоте. Мысли неоплатоников о любви и желании оказали большое влияние на другие области, такие как искусство и литература. Они вдохновили, в частности, итальянских художников Сандро Боттичелли и Микеланджело Буонарроти, английского поэта Эдмунда Спенсера и итальянского ученого Галилео Галилея.

( См. также Греческие эмигранты; Гуманизм; Нумерология; Философия. )

* гуманист

Эксперт в области гуманитарных наук эпохи Возрождения (языки, литература, история и техника письма Древней Греции) и Рим)

* покровитель

сторонник или финансовый спонсор художника или писателя

* богословие

изучение природы Бога и религии

* язычник

относится к древним религиям, поклонявшимся многим богам, или, в более общем смысле, к любой нехристианской религии

* астрология
8
0 изучение звезд и их влияние планеты на земных событиях

Плотин, неоплатонизм и красота – Антониш

Плотин (ок. 205-270 гг. н.э.) был основателем неоплатонизма, школы философии, вдохновленной идеями Платона примерно через 600 лет после смерти философа. Плотин родился в Ликополе в Египте, но большую часть своей жизни прожил в Риме. Он интересовался философией с юных лет, что побудило его учиться рядом с Аммонием Саккасом в Александрии, а через семь лет изучить философию Индии и Персии.


О Метафизике Плотина

Система Плотина имеет три основных принципа: Единое (или Благо), Разум и Душа. Единое есть абсолютно простой первый принцип всего. Оно одновременно «самообусловлено» и является причиной существования всего остального во вселенной. Первым производным от Единого является Разум, который есть мир Платоновых Форм. Как и у Платона, у Плотина есть два мира. Первый — это материальный мир, который мы воспринимаем с помощью наших органов чувств. Вторая — это царство Форм/Идей, где вещи существуют в своем совершенном, вечном, неизменном состоянии, эфирном и «незагрязненном» материей. В этой системе всегда бывает так, что все, что мы наблюдаем вокруг себя, имеет меньшую ценность по сравнению с его идеальным аналогом в царстве Форм. Свойства всего во вселенной, согласно этому принципу, обусловлены теми формами, экземплярами которых являются эти свойства. Третий принцип – Душа. Чтобы понять роль Души, нам нужно выявить два различных типа желаний, обнаруженных у Плотина. Первое желание происходит от Разума, и это идеальное желание как движение к вечному, идеальному, Единому. Это внутреннее движение созерцания. Второе желание — это внешнее движение, желание вещей как можно дальше от Единого. Это второе движение связано с желанием материальных наслаждений, таких как пища, сон, вода, и желанием познавать вещи, внешние по отношению к субъекту. Душа — это место, где Единое принимает свою объективную физическую форму и где возможно второе желание, а Разум дает Единому основу и место, где существует и может быть удовлетворено первое желание.

Основная проблема теории форм Платона и Плотина заключается в самой ее основе. Идея о том, что вечные, неизменные формы наделяют материальные вещи своими атрибутами, конструирует мир, в котором изменение невозможно, а метафизический мир предшествует физическому. Если совершенные формы составляют первое состояние, из которого происходит материя, то как возможно, чтобы что-то вроде идеала приняло другую форму? Например, если мы утверждаем, что тело прекрасно, Плотин будет утверждать, что это происходит потому, что у нас есть внутренний, хотя и нечеткий чувственный доступ к Форме Красоты, и рассматриваемое тело отражает качества, основанные на этой Форме. Что происходит тогда, когда вкусы общества меняются и начинают ценить разные тела как прекрасные? Теория форм не способна убедительно ответить на этот вопрос. Поскольку в тот момент, когда Плотин признал бы, что мы больше не ценим красоту в соответствии с теми же пропорциями и эстетикой, он признал бы, что либо Форма красоты изменилась, либо что у нас больше нет доступа к этой Форме, что противоречит его первоначальному аргументу. В любом случае, теоретическое исследование красоты Плотином более ценно как исторический документ, отражающий эстетическое течение своего времени, чем как система ценностей, которой нужно жить.


Красота

В Шестом трактате первой Эннеады Плотин подробно обсуждает природу Красоты. Подобно Платону в «Пире», Плотин старается не прибегать к чисто эстетическим упражнениям, исследуя красоту. Вместо этого его договор полностью этичен и связан с его поиском формы Добродетели. Для него Форма Красоты — это еще один способ найти Добродетель, и поэтому его эстетика зависит от его этики.

Иерархия Красоты у Плотина отражает ту, которую он устанавливает для Добродетели, причем физическая красота находится на самом низком уровне. Мы можем распознать физическую красоту, согласно Плотину, потому что она перекликается с атрибутами формы Красоты, которая пребывает в Разуме. Красота души считается более высокой ценностью, поскольку она ближе к эфирному миру форм, а Добро является высшим в иерархии, поскольку считается источником всей красоты:

И в этом безобразие для души: быть не чистой и неиспорченной, как золото, а наполненной земным, которое, если бы кто-то удалил это из него, было бы просто золотом и было бы прекрасным, изолированным от других вещей и быть тем, чем он является сам.

Эннеада I, VI 5

Затем душа, когда она очищена, становится формой и выраженным принципом, полностью бестелесным, разумным и полностью божественным, который является источником красоты и всего, что иметь к нему родство. Тогда Душа, поднявшись к Разуму, становится еще прекраснее. А Ум и вещи, происходящие от Ума, суть красота души, так как они принадлежат ей, то есть они не ей чужды, потому что тогда она действительно есть только душа. Поэтому правильно сказано, что благость и красота для души состоят в «уподоблении богу», потому что в этом и заключается красота, как и все остальные судьбы реальных существ. А точнее истинное бытие есть олицетворенная красота, а безобразие есть иная природа, само первичное зло, так что для бога «добро» и «красиво» — одно и то же, или, вернее, добро и красота — одно и то же.

Эннеада I, VI 6

В этих строках мы видим, что Плотин отождествляет прекрасное с Добром/Единым, а уродство со злом. Красота сама по себе является нравственным качеством, и как таковая эстетика не является отдельной областью от эстетики. Нечто прекрасно, потому что оно участвует в Формах, пребывающих в Разуме, который сам по себе есть проявление Добра. Таким образом, чем красивее что-то, тем больше оно становится отождествляемым с Добром. Тогда сможем ли мы увидеть истинную красоту? и что произойдет, если мы это сделаем?

Что же мы должны думать, если кто-то видит чистую красоту саму по себе, не оскверненную плотью или телами, не на земле и не на небе, чтобы она оставалась чистой? Ибо все это прибавлено и примешано, и не первично, но происходит от этого [Доброго]. Итак, если кто-то увидит то, что все устраивает, оставаясь сам по себе, в то время как все отдает, хотя ничего в себя не принимает, если он остается в поле зрения этого и наслаждается этим, уподобляясь ему, какая еще красота нужна ему? Ибо это, поскольку оно само в высшей степени прекрасно и первично, делает своих любовников прекрасными и привлекательными.

И с Добром в качестве приза, предстоит величайшая и «последняя битва душам», в битве которой все наши усилия направлены на то, чтобы не лишиться самого достойного видения. И тот, кто достигает этого, является «блаженным», так как он видит благословенное зрелище, а тот, кто этого не делает, — без удачи. Не удачлив тот, кто не достигает красивых цветов, или тел, или силы, или правящего положения, или царской власти, а тот, кто не достигает этого и только этого. Ради этого он должен был бы отказаться от достижения царской власти и господства над всей землей, морем и небом, если бы, оставив эти вещи и игнорируя их, он мог вернуться к Добру и увидеть его.

Эннеада I, VI 7

Здесь Плотин выражает Идею о том, что если бы кому-то удалось достичь чистой красоты, то они были бы совершенно довольны, поскольку этот Идеал (Благо) является источником всей красоты, и, таким образом, было бы ничего другого, что могло бы преодолеть это состояние, похожее на какое-то откровение. Во второй части этого отрывка Плотин полностью поворачивается спиной к земным наслаждениям, которые он находит эфемерными и бессмысленными. Истинный смысл и завершение можно найти только в достижении истинной Красоты и «увидении блаженного взгляда». Чтобы достичь этого показателя, нужно заглянуть внутрь себя и найти внутреннюю красоту.

В этой последней части я цитирую часть, где Плотин объясняет, как кто-то может заглянуть внутрь себя и найти Красоту.

Что же это за внутренний взгляд? только что проснувшись, душа еще не способна смотреть на яркие предметы перед ней. Душа должна прежде привыкнуть смотреть на прекрасные занятия, потом на прекрасные произведения, не на те произведения, которые производят искусства, а на те, которые производят люди, называемые «добрыми», — потом смотреть на душу тех, кто производит эти прекрасные произведения.

Как же тогда можно увидеть красоту доброй души? Вернитесь в себя и посмотрите. Если ты еще не видишь себя красивым, то уподобься скульптору, создающему статую, которая должна быть красивой, который убирает часть здесь и полирует часть там, так что он делает вторую гладкую, а первую в самый раз, пока не придал статуе красивое лицо. Так же и тебе следует убирать лишнее и выправлять кривое, работать над темным, делая его светлым, и не переставать «работать над статуей твоей», доколе не воссияет в тебе божественное сияние добродетели, пока не узришь «воздержание на престоле святом»

Если ты стал этим и увидел это и нашёл себя в очищенном состоянии, то у тебя нет препятствий стать единым таким образом, и у тебя нет ничего другого, примешанного к тебе, но ты полностью сам, истинный только в свете не измеряемый величиной, не уменьшенный описывающей формой, не бесконечно расширяющийся по величине, но неизмеримый всюду, как нечто большее, чем всякая мера, и лучшее, чем всякое количество. Если вы видите, что вы стали этим, в этот момент вы стали зрением, и вы можете быть уверены в себе, и в этот момент вы вознеслись сюда, больше не нуждаясь в том, чтобы кто-то показывал вас. Просто откройте глаза и посмотрите, ибо только этот глаз видит великую красоту.

Но если глаз приблизится к этому зрению, затуманенному злом и не очистившись или ослабев, и по трусости не в состоянии увидеть все светлые предметы, то не увидит их, даже если кто-нибудь другой покажет ему, что они есть присутствует и может быть замечен. Ибо тот, кто видит, имеет родство с тем, что видно, и он должен уподобиться этому, если он хочет достичь зрения. Ибо ни один глаз никогда не видел солнца, не становясь подобным солнцу, и душа никогда не могла видеть красоту, не становясь прекрасной. Вы должны стать полностью богоподобными и полностью прекрасными, если хотите увидеть Бога и красоту.

Ибо сначала душа придет в своем восхождении к Разуму, и в умопостигаемом мире она увидит все прекрасные Формы и объявит, что эти Идеи и есть то, что есть красота. Ибо все вещи прекрасны благодаря им благодаря продуктам Разума, т. е. по сущности. Но мы говорим, что то, что «превосходит» Разум, есть Идея Добра, природа, которая держит перед собой красоту. Грубо говоря, Добро — это первичная красота. Но если различать умопостигаемое отдельно друг от друга, то скажут, что это «место» Форм в умопостигаемой красоте, тогда как Добро превосходит ее и является «источником и принципом» красоты. Иначе в одно и то же поместят Добро и изначальную красоту. В любом случае красота в умопостигаемом мире.

Ennead I, VI.9

Литература, использованная в этой статье

Gerson, Lloyd, «Plotinus», The Stanford Encyclopedia of Philosophy , Edward N. Zalta, Fall 2, 18 : https://plato.stanford.edu/archives/fall2018/entries/plotinus/.

Пол Оскар Кристеллер, «Классические источники: введение», Эстетика, всеобъемлющая антология , Стивен М. Кан и Аарон Мескин (редакторы). Оксфорд: издательство Blackwell Publishing, 2017.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *