Период римской республики: Римская республика

Последний век Римской республики 146-43 гг до н. э. кн1-2

5100 ₽

В наличии 1 шт.

В корзину

Условия доставки

Издательство Ладомир
Год издания 2020
Переплет Твёрдый
Страниц 1180
Язык
Русский
ISBN 978-5-86218-587-4
Серия Кембриджская история древнего мира
Артикул 1118019

  • О книге

В настоящем томе рассматривается переломный период в истории Древнего Рима — от разрушения Карфагена до убийства Цезаря и создания второго триумвирата. В эти десятилетия римские республиканские институты постепенно рушатся, не выдерживая огромной нагрузки: после череды завоевательных войн Римская империя простирается от Испании до Черного моря, от Галлии до Африки. Рим оказывается втянут не только во внешние, но и во внутренние конфликты: сперва — восстания рабов, затем — противостояние с союзниками-италийцами и, наконец, опустошительные гражданские войны, в которых гибнет Римская республика и зарождается Римская империя. В этом томе читатель увидит, как государство всё глубже погружалось в пучину раздоров: как пали трибуны Гракхи, пытавшиеся раздать землю плебсу, как соперничество Мария и Суллы переросло в кровопролитную гражданскую войну и проскрипции, как Помпей и Красс, бывшие соратники Суллы, разрушили его режим, как Цезарь сломил сопротивление сенатских консерваторов, а те загнали его в политическую ловушку, выходом из которой стала новая гражданская война; как победитель в ней Цезарь был сражен кинжалами прощенных им врагов, и как Октавиан, приемный сын диктатора, объединившись с Антонием, его соратником, поднял знамя мщения.

В томе представлены самые разные грани жизни Поздней республики — политическая и военная история, гражданское и уголовное право, экономика и социальная структура общества, религия и культура, обстановка в отдаленных провинциях и сопредельных царствах. Большое внимание уделяется жизни не только аристократии, но и римского городского плебса, который в Поздней республике стал новой политической силой, мощной и грозной.

Подписка на рассылку

Раз в месяц будем присылать вам обзоры книг, промокоды и всякие-разные новости

Искусство Римской республики. | Искуству.ру

Периодизация

— Период развития племен Италии, этрусская культура: 8 – 2 вв. до н.э.
— «Царский » период Древнего Рима: 8 – 6 вв. до н.э.
— Республиканский период Древнего Рима: 5 – 1 вв. до н.э.
— Императорский период Древнего Рима: 1 – 5 вв. н.э. (падение Рима в 476 год н. э.).

Искусство этрусков

Развитие римского искусства во многом обязано старой художественной культуре этрусков.
До римского владычества в Италии, самой значительной культурной областью была Этрурия (кроме греческих городов) – область, лежащая на западной стороне Аппенинского полуострова.
Период наибольшего политического расцвета Этрурии – 6 в. до н.э.

Архитектура

Этрусские храмы по типу очень похожи на греческие, но
— стояли на высоком пьедестале,
— имели сильно выступающий карниз,
— обычно богато украшались терракотовыми деталями.
Этруски применяли так называемый тосканский ордер, похожий на дорический (колонны без каннелюр, но имели базу и похожую на дорическую капитель). Эта архитектура сложилась под влиянием Греции архаического периода.

Изобразительное искусство

Со второй половины 7 в. до н.э. искусство этрусков развивается под влиянием Греции.
Как и в Греции эллинистического периода в росписях конца 5 – 3 вв. до н.э. меняется настроение в живописи, изображаются мрачные картины подземного мира, владыки Аида – Плутон и Прозерпина, … В изображении заупокойных пиров участники полны грусти и печали. Именно в 5 в. до н.э. Рим начал военные действия против Этрурии.


Роспись могилы Щитов в Тарквиниях. Деталь женской фигуры. Фреска. ок. 280 г.до н.э.


Роспись гробницы Чудовища в Тарквинии. Портрет Арнти Велхас. Фреска. Нач.4 в. до н.э.

С 4 в. до н.э. и в последующие столетия большое место в этрусском искусстве занимает портрет – в росписях гробниц и в скульптуре.

К 280 г. до н.э. Этрурия уже вся была завоевана Римом. В 3 – 2 вв. до н.э. Этрурия под властью Рима пережила свой второй подъем, хотя и не такой блестящий, как в 5 – 4 вв. до н. э.

Искусство продолжает развиваться по двум направлениям: одно связано с эллинистическим искусством, другое – традиционно-местное.
Самобытность этрусского искусства более всего проявилась в портрете. Теперь в обычай входит захоронение в саркофагах и урнах с изображением возлежащего покойного на крышке.
Такой портрет чаще всего только физиономический и редко поднимается до психологического.


Крышка с урны с изображением покойных. Терракота.


Старые этрусские традиции видны в большой бронзовой статуе оратора.
Статуя Авла Метелла. Бронза. Н – 1, 79 м. после 89 г. до н.э.
В портрете хорошо видно внимание этрусков к физиономическим особенностям.

Искусство Римской республики

К концу 6 в. до н.э. Рим стал аристократической рабовладельческой республикой.
Высший орган власти — сенат, куда могли входить только представители аристократии (патриции).
Римский поэт Гораций говорил: «Греция, взятая в плен, победителей диких пленила, в Лаций суровый внеся искусства…» Хотя в этих словах, несомненно, есть поэтическое преувеличение, Гораций образно подчеркнул тот факт, что римляне преклонялись перед художественным гением греков.
В середине 2 в. до н.э. Рим занял господство во всем Средиземноморье. Карфаген был разрушен, Греция и Македония превращены в римские провинции.
С конца III века до н. э. римские полководцы стали вывозить на кораблях из завоеванных греческих городов произведения искусства. Это способствовало развитию художественного вкуса римлян. Общественные здания, храмы и площади Рима наполнились прекрасными статуями. Среди них были и творения таких великих мастеров, как Фидий, Мирон, Поликлет, Скопас, Пракситепь, Лисипп.

Город Рим возник по преданию еще в 8 в. до н.э.
По легенде весталка родила двух близнецов от бога Марса. Весталки — жрицы богини Весты, должны были давать обет безбрачия. За нарушение своего обета она была осуждена на смерть.
Близнецов царь приказал бросить в Тибр. Но рабы, которым это было поручено, оставили корзину с близнецами на мелком месте, так как из-за разлива реки им трудно было подойти к глубокой воде. Когда разлив спал, корзина очутилась на сухом месте. На плач близнецов прибежала волчица, спустившаяся с окрестных гор к реке, чтобы напиться, и накормила их своим молоком.
Вскоре детей нашел царский пастух. Он принес их домой и отдал на воспитание своей жене. Близнецам дали имена Ромула и Рема. Выросши, они кроме охоты стали заниматься еще тем, что нападали на разбойников, отнимали у них добычу и делили ее между пастухами.

В конце концов, раскрылась тайна о том, что они внуки царя. Братья решили основать новый город в тех местах, где были найдены. При основании его они поссорились, и Ромул убил Рема, а город назвал своим именем.

Архитектура

Рим сложился на нескольких холмах (Капитолий, Палатин и Квиринал).
Центральная площадь Древнего Рима – Римский форум (форум Романум). В дальнейшем еще пять форумов (площадей) примкнули к первому. В результате постепенной застройки форум приобрел асимметричный характер.
Сооружения времени республиканского Рима свидетельствуют о полном овладении греческими ордерами. В основном сооружения строились из известняка, туфа, частично из мрамора.


Храм Сатурна на форуме Романум. 1 в. до н.э.

В римской архитектуре стал распространен тип круглого храма — толос.
В этих храмах применяли коринфский ордер, излюбленный римлянами, воспринятый ими у греков.


Храм Весты на Бычьем форуме (рынке).
1 в. до н.э.

На Бычьем форуме располагается еще один храм времени Римской Республики. Уникальный пример псевдопериптера.


Храм Фортуны Вирилис на Бычьем форуме (рынке). 1 в. до н.э.


Храм Фортуны Вирилис на Бычьем форуме (рынке). 1 в. до н.э.
Черты римской архитектуры – подиум, четырехколонный глубокий портик.


Еще один храм, круглый в плане.
Храм Весты в Тиволи. 1 в. до н.э.

В I веке до н. э. инженер и архитектор Витрувий создал трактат «Десять книг об архитектуре», который был подлинной энциклопедией строительной практики его эпохи. Витрувий сформулировал основные требования, которые применимы к архитектурному сооружению любого времени: оно должно сочетать в себе пользу, прочность и красоту.

От зодчего Древнего Рима требовалось всеобъемлющее образование, включающее знание климата, почвоведения, минералогии, акустики, гигиены, прикладной астрономии, математики, истории, философии, а также архитектурной эстетики.

Изобразительное искусство

В изобразительном искусстве республиканского Рима заметно влияние греческого и этрусского искусства.
Но в греческом искусстве господствующими были образы богов, мифологических героев, атлетов. Портрет в Греции зародился относительно поздно (в середине 5 в. до н.э.).
В Риме же, наоборот, именно портрет получил доминирующее значение. В портрете, особенно в скульптурном, проявилось своеобразие римского искусства.
Также и в живописи получают распространение не мифологические темы, а сюжеты, рассказывающие о конкретных событиях.

Архитектура

Древнейшим произведением первых десятилетий республики является знаменитая бронзовая скульптура:


Волчица с Капитолия. V в. до н. э. Рим, Музей Капитолия.
Превосходная техника бронзового литья говорят о том, что это работа этрусских мастеров.

Согласно сложившемуся культу знатные римляне заказывали скульптурные изображения покойного либо в виде стелы, которую ставили на могилу, либо в виде портретных бюстов.
Мастера 1 в. до н.э., работая над портретом, точно следовали натуре, часто, вероятно уже по мертвому лицу. Они ничего не изменяли и сохраняли все мелкие подробности.
Выражение лица в таких портретах всегда спокойно, обозначены морщины на лбу, взор безжизненный, уголки рта опущены. Волосы коротко подстрижены и прилегают ко лбу.
Чаще всего изображены мужчины, уже в годах.
В женском портрете ярко выступает характерная особенность римского искусства: отсутствие всякой идеализации.

С развитием общественной жизни и ростом роли полководца-завоевателя, государственного деятеля в Риме появляется не только надгробная, но и светская скульптура. Эта скульптура представляет собой почетную статую римлянина закутанного в тогу.


Статуя римлянина с портретами предков. Мрамор. 25 – 21 гг. до н.э.

Подобный рисунок драпировки, только более мягкий сохранится на статуях 1 – 2 в. н.э.

Живопись

В Риме 2 – 1 вв. до н.э создаются картины с изображением битв и триумфов (известно по литературным источникам). Батальные картины точно воспроизводили местность, где происходила битва, и расположение войск. Такие картины везли в триумфальном шествии и выставляли в общественных местах для всеобщего обозрения. На картинах писались портреты триумфаторов в белых тогах с пурпурной каймой, шествовавших во главе войска или на колесницах.

1-й декоративный стиль — инкрустационный.
Все архитектурные детали (пилястры, карнизы, цоколь, полочки, отдельные квадры) делались объемными из штукатурки, а потом расписывались.


Фреска из Самнитского дома.

2-ой декоративный стиль – архитектурно-перспективный.
Архитектурные детали не создаются объемными, а изображаются средствами живописи (колонки, пилястры, сложные карнизы, ниши).
Впечатление объемности достигается использованием перспективного сокращения.
В декорацию стен вводятся тематические картины (чаще всего повторение греческих оригиналов).


Вилла Мистерий.
60-е гг. до н.э.


Фреска 2 помпеянского стиля виллы Мистерий. Помпеи.


Бичуемая девушка и вакханка. Фрагмент фрески виллы Мистерий. Помпеи.

Создание Римской республики

Цель обучения

  • Объяснить, почему и как Рим перешел от монархии к республике

Ключевые моменты

  • Римская монархия была свергнута около 509 г. до н.э. во время политической революции, которая привела к изгнанию Луция Тарквиния Гордого, последнего царя Рима.
  • Несмотря на проведение ряда успешных кампаний против соседей Рима, обеспечение Риму положения главы латинских городов и участие в ряде общественных работ, Тарквиний был очень непопулярным королем из-за его насилия и злоупотреблений властью.
  • Когда распространились слухи, что сын Тарквиния изнасиловал Лукрецию, жену наместника Коллатии, вспыхнуло восстание, в ходе которого ряд видных патрициев выступили за смену правительства.
  • Во время юридического собрания были проведены всеобщие выборы, и участники проголосовали за создание Римской республики.
  • Впоследствии все Тарквинии были изгнаны из Рима, а для руководства новой республикой были назначены интеррекс и два консула.

Термины

interrex

Буквально это означает правителя, который возглавляет период между правлением двух отдельных королей; или, другими словами, краткосрочный регент.

плебеи

Общая группа свободных римских граждан, которые были частью низших слоев общества.

патриции

Группа семей правящего класса в Древнем Риме.

Римская монархия была свергнута около 509 г. до н.э. во время политической революции, в результате которой был изгнан Луций Тарквиний Гордый, последний царь Рима. Впоследствии была создана Римская республика.

Тарквиний был сыном Луция Тарквиния Приска, пятого царя римского периода семи царей. Тарквиний был женат на Туллии Младшей, дочери Сервия Туллия, шестого царя римского периода семи царей. Около 535 г. до н.э. Тарквиний и его жена Туллия Младшая организовали убийство своего тестя. Тарквиний стал королем после смерти Сервия Туллия.

Тарквиний провел ряд успешных походов против соседей Рима, включая вольсков, габиев и рутулов. Он также закрепил за Римом положение главы латинских городов и участвовал в ряде общественных работ, таких как завершение Храма Юпитера Оптимуса Максимуса. Однако Тарквиний оставался непопулярным королем по ряду причин. Он отказался похоронить своего предшественника и казнил ряд ведущих сенаторов, которые, как он подозревал, оставались верными Сервию. После этих действий он отказался заменить казненных им сенаторов и отказался консультироваться с Сенатом по вопросам управления в будущем, тем самым значительно уменьшив размер и влияние Сената. Он также продолжал рассматривать уголовные дела, караемые смертной казнью, без совета своих советников, что вызвало страх у его политических оппонентов, что они станут несправедливыми мишенями.

Тарквиний и Лукреция. «Тарквиний и Лукреция» Тициана (1571 г.).

Во время войны Тарквиния с рутулами его сын, Секст Тарквиний, был отправлен с военным поручением в Коллатию, где был принят с большим гостеприимством в особняке правителя. Жена губернатора, Лукреция, принимала у себя Секста, пока губернатор был на войне. Ночью Секст вошел в ее спальню и изнасиловал ее. На следующий день Лукреция отправилась к своему отцу, Спурию Лукрецию, знатному префекту Рима, и при свидетелях сообщила ему о случившемся. Поскольку ее отец был главным магистратом Рима, ее мольбы о справедливости и мести нельзя было игнорировать. В конце своей мольбы она пронзила себя кинжалом в сердце и в конце концов умерла на руках собственного отца. Сцена поразила свидетелей таким ужасом, что они коллективно поклялись публично защищать свою свободу от бесчинств таких тиранов.

Луций Юний Брут, видный гражданин и внук пятого царя Рима, Тарквиния Приска, публично начал дебаты о форме правления, которую Рим должен иметь вместо существующей монархии. На дебатах присутствовало несколько патрициев, на которых Брут предложил изгнать Тарквиний со всех территорий Рима и назначить интеррекса для назначения новых магистратов и наблюдения за выборами ратификации. Было решено, что республиканская форма правления должна временно заменить монархию, с двумя консулами, заменяющими короля и исполняющими волю патрицианского сената. Спурий Лукреций был избран интеррексом, и он предложил Брута и Луция Тарквиния Коллатина, ведущего гражданина, который также был родственником Тарквиния Приска, в качестве первых двух консулов. Его выбор был одобрен comitia curiata , организация патрицианских семей, которые в первую очередь ратифицировали указы короля.

Чтобы сплотить плебеев на свою сторону, всех созвали на законное собрание на форуме, а тело Лукреции выставили напоказ по улицам. Брут произнес речь, и были проведены всеобщие выборы. Результаты были в пользу республики. Брут оставил Лукреция командовать городом в качестве интеррекса и преследовал короля в Ардее, где он находился со своей армией во время кампании. Однако Тарквиний, узнавший о событиях в Риме, бежал из лагеря до прибытия Брута, и армия благосклонно приняла Брута, изгнав сыновей царя из их лагеря. Впоследствии Тарквинию было отказано во въезде в Рим, и он жил в изгнании со своей семьей.

Брут и Лукреция. Статуя изображает Брута, держащего нож и приносящего клятву вместе с Лукрецией.

Хотя среди ученых нет единого мнения относительно того, имело ли это место на самом деле, Плутарх и Аппиан утверждают, что первым действием Брута в качестве консула было произнесение присяги народом, поклявшейся никогда больше не позволять королю править Римом. Что известно наверняка, так это то, что он пополнил Сенат до его первоначального числа в 300 сенаторов, набрав людей из числа всадников. Новые консулы также создали отдельный офис, названный rex sacrorum, для выполнения религиозных обязанностей и надзора за ними — задача, которая ранее возлагалась на короля.

Два консула по-прежнему избирались ежегодно римскими гражданами по рекомендации сената. Оба консула избирались сроком на один год и могли налагать вето на действия друг друга. Первоначально они были наделены всеми полномочиями королей прошлого, хотя со временем они были еще больше разрушены за счет добавления магистратов к государственной системе. Первым добавленным магистратом был претор, должность, которая приняла судебную власть от консулов. После претора был учрежден цензор, взявший на себя право проводить римскую цензию.

Как долго просуществовала Римская республика?

 

Рим имеет удивительно богатую культуру, которая существовала многие тысячи лет. Оглядываясь назад, можно выделить два основных периода в его истории. Первой была Римская республика, а второй была Римская империя. Первая «республиканская» фаза прошлого Рима — один из самых ранних примеров демократии, и она заложила основу для будущей Римской империи, поэтому она была жизненно важным аспектом ее истории. Итак, как долго Рим фактически был республикой, прежде чем пришел конец? Давайте углубимся в историю Рима, чтобы узнать больше.

 

Рим был республикой около 500 лет, начиная с 509 г. до н. э.

Руины Древнего Рима, изображение предоставлено Getty Images

 

Рим был республикой почти 500 лет. Приблизительный период времени, указанный для его продолжительности жизни, обычно составляет от 509 до 27 г. до н.э. Итак, это было давно! Прежде чем стать республикой, Рим был монархией, которой правил основатель Рима, царь Ромул. Его падение в 509 г. до н. э. ознаменовало начало новой эры. В первые годы своего существования Римская республика опробовала новую систему руководства; правительство возглавлялось двумя выборными должностными лицами или консулами, которые принимали все официальные решения по военным, исполнительным и общественным вопросам. Сенат и законодательные собрания также вмешались, чтобы их голоса были услышаны. Каждому консулу разрешалось править только один год, чтобы они не становились слишком могущественными или высокомерными.

 

За время своего долгого 500-летнего правления Римская республика значительно расширилась

Дени Фойатье, «Спартак», 1830 г., изображение предоставлено Лувром, Париж

 

Примерно с 307 г. до н.э. Рим начал масштабную программу расширения, захватив весь итальянский полуостров, прежде чем перейти к захвату провинций в Испании, Сицилии и Северной Африке. Внутренние раздоры и гражданские войны были нормой, с огромным разрывом между богатыми и бедными (это было не самое лучшее время для римлян). Это привело к серии восстаний рабов, самым известным из которых руководил великий гладиатор Спартак.

 

Юлий Цезарь был самым известным лидером Римской республики

Петр Антон, Юлий Цезарь, 1760 г., изображение предоставлено Christie’s

 

Получайте свежие статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

Одним из самых известных лидеров Римской республики был Юлий Цезарь. Он нарушил республиканскую традицию, сформировав руководство из трех человек, вместе с Помпеем Великим и Марком Лицинием Крассом. Вместе они стали известны как первый Триумвират. Все идет нормально? Ну, не совсем так. Вскоре стали появляться трещины – три, все-таки, хитрое число. Когда Красс погиб в битве в 53 г. до н. э., Помпей стал злым, увидев, что у него есть шанс возглавить Рим в одиночку, если только он сможет избавиться от надоедливого Цезаря.

 

За спиной Цезаря Помпей собрал армию союзников и начал атаку на Цезаря. Однако Цезарь был готов и вскоре победил Помпея. Теперь Цезарь был единоличным правителем Рима, но ненадолго — у него было слишком много врагов, и он был убит в 44 г. до н. э. После смерти Цезаря в 43 г. до н. э. был сформирован Второй Триумвират, лидерство которого разделили между собой Марк Антоний, Октавиан (приемный сын Цезаря) и Лепид. Они правили до 33 г. до н.э.

 

482 года существования Римской республики подошли к концу примерно в 27 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *