Основная тема повести невский проспект: Анализ повести «Невский проспект» (Н. В. Гоголь)

Содержание

Н.В. Гоголь «Невский проспект». Правда и ложь, фантастика и реальность в повести

Н.В. Гоголь «Невский
проспект»
Правда и ложь,
фантастика и
реальность в повести.

2. ФАНТАСМАГО́РИЯ, -и, ж. « «Словарь русского языка» 1. Причудливое, необычное сочетание или игра света и тени, красок и т. д.,

причудливое нагромождение, соединение чего-л.
2. Нечто нереальное, призрачное, создание мечты, воображения.
3. Причудливые, удивительные изменения, превращения или
необыкновенные
стечения
обстоятельств,
событий.
Всё обман, всё мечта,
Всё не то, что кажется.
Н. В. Гоголь.

4. План изучения темы

1. « Всемогущий Невский проспект».
2. Образы героев.
3. Сопоставление героев.
4. Описание проспекта в финале повести

5. Тематика повести

Основная тема повести — жизнь Петербурга и
судьба “маленького человека” в большом городе с его
социальными контрастами, вызывающими разлад
между
представлениями
об
идеале
и
действительностью. Вместе с основной раскрываются
темы равнодушия людей, подмены духовности
меркантильными интересами, продажности любви,
пагубного влияния наркотиков на человека.
Показывая фальшь Невского проспекта, скрывающуюся
за его парадным видом изнанку жизни, трагическую её
сторону, разоблачая пустоту внутреннего мира гуляющих
на нём, их лицемерие, автор использует ироническую
патетику. Это подчёркивается тем, что вместо людей
действуют детали их внешнего облика или одежды: “Здесь
вы встретите усы чудные, никаким пером, никакою
кистью неизобразимые <…> Тысячи сортов шляпок,
платьев, платков <…> Здесь вы встретите такие талии,
какие даже вам не снились никогда <…> А какие встретите
вы длинные рукава”.

7. Невский проспект Здесь встретишь все, что хочешь. Утром он для служащих; с 12 — для гувернеров и детей; с 2-х часов дня — для

родителей, общества.
Невский проспект —
это выставка людей. В
3
часа
здесь
обедающие
чиновники, а с 4-х
пусто, но вечером
гуляют
искатели
счастья — молодые

8.

Художник ПискарёвПискарёв – молодой человек, художник, принадлежит к людям
искусства, и в этом его необычность.
Он верит в гармонию добра и красоты, чистую, искреннюю любовь,
возвышенные идеалы

9. Пискарёв не в силах перенести того, что красота женщины, дающей миру новую жизнь, может быть предметом торговли, ведь это

Пискарёв
не
в
силах
перенести того, что красота
женщины,
дающей
миру
новую жизнь, может быть
.
предметом
торговли, ведь это
поругание красоты, любви и
человечности
Он заперся в комнату и никого не впускал. Бедный
художник не мог пережить, по выражению автора,
«вечный раздор мечты с существенностью». Он
выдержал столкновения с суровой действительностью,
наркотик разрушил его психику окончательно, лишил
возможности заняться работой, противостоять судьбе.
Пискарёв кончает жизнь самоубийством

11. Прапорщик Пирогов

Пирогов прапорщик, только
возведенный в этот чин, и
потому гордящийся им. Он
побежал за немкой глупой,
женой
Шиллера,
жестяночного дел мастера.
«Хорошенькая
немка
выступила
на
середину
комнаты
и
подняла
прекрасную ножку»
Характеризуя
Пирогова,
автор рассказывает о его
талантах, на самом деле
раскрывает
такие
его
черты, как карьеризм,
ограниченность, наглость,
самоуверенная пошлость,
стремление
подражать
тому, что входит в моду у
избранной публики

13. Сравнительная характеристика Пискарёва и поручика Пирогова

Философия
Пискарёв
Пирогов
Таланты
Художник (красота)
Волочится за женщинами, искусство
обольщения (пошлость, разврат)
Цель
Результат
Спасти понравившуюся девушку
Обольстить, получить наслаждение
Погибает, т.к. не в силах бороться с
Петербургом, городом пошлости.
Человеку-романтику, мечтателю нет
места в жестоком и пошлом мире
человеческих
отношений,
олицетворением которых предстаёт
Невский проспект. Какой смысл
вкладывал Гоголь в именование
своего героя? Фамилия Пискарёв( от
слова писк. Человек так угнетён,
притеснён, ему ещё хватает сил на
какое-то слабое сопротивление, но
безжалостный Петербург убивает
любую живую душу, т. к. этот
продажный бездушный мир задавит
любого.
После позорной истории быстро
утешился в булочной.
Фамилия героя говорящая – автор
подчёркивает круг интересов и
пустую сущность этого человека. Он
из числа тех усов, фраков, которые
прогуливаются по проспекту.
Значение фамилии
Фамилия Пискарёв от слова писк.
Человек так угнетён, притеснён,
ему ещё хватает сил на какое-то
слабое
сопротивление,
но
безжалостный Петербург убивает
любую живую душу, т. к. этот
продажный бездушный мир задавит
Фамилия героя говорящая – автор
подчёркивает круг интересов и
пустую сущность этого человека. Он
из числа тех усов, фраков, которые
прогуливаются по проспекту.
Докажите, что повесть
Н.Гоголя
носит
автобиографический
характер и отражает его
религиозные
представления о морали и
нравственности?
Какая
общая мысль объединяет
все петербургские повести
Н.Гоголя? Аргументируйте
своё мнение

15.  Итог урока

Итог урока
Повесть утверждает мысль автора о том, что нельзя жить
только романтическими иллюзиями, верить в несбыточные
мечты. Они неизбежно будут разрушены самой жизнью.
В жизни постоянно идет борьба добра и зла, тьмы и света, и
нужно учиться их различать, понимать, что очень многое в
жизни — это обман, призрачность. Как и на Невском
проспекте, в нашей жизни именно «демон зажигает лампы для
того только, чтобы показать все не в настоящем виде».
Вернуть всему истинный вид может только гротеск,
фантастика, которые восстанавливают и обнажают глубинную
правду и содействуют ее пониманию.

Гоголь «Невский проспект» — презентация для 10 класса

Слайды и текст этой презентации

Слайд №1



Н. В.Гоголь
«Невский проспект»

Слайд №2



Из истории создания повести Гоголя «Невский проспект»

«Невский проспект» впервые был опубликован в сборнике «Арабески» (1835), получившем высокую оценку В.Г. Белинского. Гоголь начал работать над повестью в период создания «Вечеров на хуторе близ Диканьки» (примерно в 1831 году). В его записной книге сохранились наброски «Невского проспекта» вместе с черновыми записями «Ночи перед Рождеством» и «Портретом».

Слайд №3



Повести Гоголя «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет» (1835), «Нос» (1836), «Шинель» (1842) относят к циклу петербургских повестей. Сам писатель не объединял их в особый цикл. Все они написаны в разное время, не имеют общего повествователя или вымышленного издателя, однако вошли в русскую литературу и культуру как художественное целое, как цикл. Это произошло потому, что повести объединены общностью тематики (жизнь Петербурга), проблематики (отражение общественных противоречий), схожестью основного героя (“маленький человек”), целостностью авторской позиции (сатирическое разоблачение пороков людей и общества).

Повести Гоголя «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет» (1835), «Нос» (1836), «Шинель» (1842) относят к циклу петербургских повестей. Сам писатель не объединял их в особый цикл. Все они написаны в разное время, не имеют общего повествователя или вымышленного издателя, однако вошли в русскую литературу и культуру как художественное целое, как цикл. Это произошло потому, что повести объединены общностью тематики (жизнь Петербурга), проблематики (отражение общественных противоречий), схожестью основного героя (“маленький человек”), целостностью авторской позиции (сатирическое разоблачение пороков людей и общества).

Слайд №4



Тематика повести

Основная тема повести — жизнь Петербурга и судьба “маленького человека” в большом городе с его социальными контрастами, вызывающими разлад между представлениями об идеале и действительностью. Вместе с основной раскрываются темы равнодушия людей, подмены духовности меркантильными интересами, продажности любви, пагубного влияния наркотиков на человека.

Слайд №5



Показывая фальшь Невского проспекта, скрывающуюся за его парадным видом изнанку жизни, трагическую её сторону, разоблачая пустоту внутреннего мира гуляющих на нём, их лицемерие, автор использует ироническую патетику. Это подчёркивается тем, что вместо людей действуют детали их внешнего облика или одежды: “Здесь вы встретите усы чудные, никаким пером, никакою кистью неизобразимые <…> Тысячи сортов шляпок, платьев, платков <…> Здесь вы встретите такие талии, какие даже вам не снились никогда <…> А какие встретите вы длинные рукава”.

Показывая фальшь Невского проспекта, скрывающуюся за его парадным видом изнанку жизни, трагическую её сторону, разоблачая пустоту внутреннего мира гуляющих на нём, их лицемерие, автор использует ироническую патетику. Это подчёркивается тем, что вместо людей действуют детали их внешнего облика или одежды: “Здесь вы встретите усы чудные, никаким пером, никакою кистью неизобразимые <…> Тысячи сортов шляпок, платьев, платков <…> Здесь вы встретите такие талии, какие даже вам не снились никогда <…> А какие встретите вы длинные рукава”.

Слайд №6



Невский проспект.

Невский проспект.
Здесь встретишь все, что хочешь. Утром он для служащих; с 12 — для гувернеров и детей; с 2-х часов дня — для родителей, общества. Невский проспект — это выставка людей. В 3 часа здесь обедающие чиновники, а с 4-х пусто, но вечером гуляют искатели счастья — молодые секретари.

Слайд №7



Так гуляли художник Пискарев и поручик Пирогов. Увидели они дам, и пошел каждый за своей.

Так гуляли художник Пискарев и поручик Пирогов. Увидели они дам, и пошел каждый за своей.

Слайд №8



С тайным трепетом спешил он за своим предметом, так сильно его поразившим…

С тайным трепетом спешил он за своим предметом, так сильно его поразившим…

Слайд №9



Он заперся в комнату и никого не впускал.

Он заперся в комнату и никого не впускал.

Слайд №10



И видит он сон: она – благородная дама, присылает за ним, его везут в дом, где она блистает. Она же на всех смотрит гордо, лишь на него с тоской.

И видит он сон: она – благородная дама, присылает за ним, его везут в дом, где она блистает. Она же на всех смотрит гордо, лишь на него с тоской.
Она:«Вам странной показалась наша встреча, я хочу открыть вам тайну».

Слайд №11



Пирогов прапорщик, только возведенный в этот чин, и потому гордящийся им. Он побежал за немкой глупой, женой Шиллера, жестяночного дел мастера.

Пирогов прапорщик, только возведенный в этот чин, и потому гордящийся им. Он побежал за немкой глупой, женой Шиллера, жестяночного дел мастера.
«Хорошенькая немка выступила на середину комнаты и подняла прекрасную ножку»

Слайд №12



Образы Пирогова и Пискарёва связаны с противоположными нравственными началами в характерах героев. Комический образ Пирогова противопоставлен трагическому образу Пискарёва. “Пискарёв и Пирогов — какой контраст! Оба они начали в один день, в один час преследование своих красавиц, и как различны для обоих них были следствия этих преследований! О, какой смысл скрыт в этом контрасте! И какое действие производит этот контраст!” — писал В.

Г. Белинский.

Образы Пирогова и Пискарёва связаны с противоположными нравственными началами в характерах героев. Комический образ Пирогова противопоставлен трагическому образу Пискарёва. “Пискарёв и Пирогов — какой контраст! Оба они начали в один день, в один час преследование своих красавиц, и как различны для обоих них были следствия этих преследований! О, какой смысл скрыт в этом контрасте! И какое действие производит этот контраст!” — писал В.Г. Белинский.

Слайд №13



«О, не верьте этому Невскому проспекту! <…> Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!»

Слайд №14



Спасибо за внимание!

Учитель русского языка и литературы
МСОУ «Возможность»
Рыбакова Г.П.

  • Автор: Виктория