В каком году крестили русь википедия: 28 июля отмечаются два праздника – День крещения Руси и день памяти князя Владимира

Почему в День Крещения Руси Зеленский назвал Украину единственной законной наследницей древнерусского государства

По-своему, по-западенски решил отметить 1034-й год со дня крещения Древней Руси президент Украины Владимир Зеленский. Он заявил, что Украина является «единственной законной наследницей Киевской Руси». Хорошо, хоть права на православие не предъявил. Хотя почему не предъявил? За него это сделали раскольники, основав новую церковь, храмы которой уже который год стоят пустыми, несмотря на беспрецедентную государственную поддержку. Всё прямо по евангелисту Луке в прямом и в переносном смысле: «Се, оставляется дом ваш пуст…» А как же всё было на самом деле?

Некиевская русь

На самом деле Древнюю Русь крестил новгородский князь Владимир, занявший киевский престол в результате длительной междоусобицы с братьями. Его брат Ярополк сидел на престоле в Киеве, а другой брат, Олег, правил землями древлян. Все они воевали друг с другом и очень удивились бы, если бы узнали о том, что их княжества называются Киевской Русью. Потому что само понятие «Киевская Русь» было введено в историческую науку только в XX веке при большевиках. Этому способствовал уроженец Полтавской губернии, советский историк Борис Греков, который сначала стал академиком у поляков и чехов, а уж потом, в 1939 году — и в СССР. До него в российской науке говорили о Малороссии, о Киевской губернии, а старинные летописи вообще упоминали о Киеве как о волостном или областном городе.

Василий Перов. «Первые христиане в Киеве». 1880. Картина иллюстрирует тайные встречи христиан в языческом Киеве. Фото © Wikipedia

Историк Сергей Соловьёв называл Киевскую губернию Юго-Западной Русью. Он отмечал: несмотря на то, что «Киевская область была главною сценою древней нашей истории, пограничность её, близость к полю или степи, жилищу диких народов, делала её неспособною стать государственным зерном для России, для чего именно природа приготовила Московскую область; отсюда Киевская область (Русь в самом тесном смысле) вначале и после носит характер пограничного военного поселения, остаётся страною казаков».

Даже Михаил Грушевский, уроженец царства Польского и отец украинского национализма, называл Украину «Руська держава» и ни разу не назвал ее «Киевской Русью». Зато этим термином пользовался другой российский историк XIX века — Василий Ключевский. Но и у него «Киевская Русь» была не каким-то отдельным государством, а периодом в истории Древней Руси, который закончился ещё в XII веке.

От империи Рюриковичей к Киевской Руси

Но вернемся к Грекову. Перед ним была поставлена задача соединить историю русского государствообразующего народа с большевизмом. Задача была сложной, ведь требовалось не просто переосмыслить историю в новом ключе, но и всячески избегать главенства православия и, главное, — термина «империя Рюриковичей», который в русофобском ключе упоминал Карл Маркс. От русофобства следовало держаться подальше, ведь именно в Древней Руси, в её героях нужно было отныне черпать патриотические силы советскому народу.

Термин «империя Рюриковичей» был, тем не менее, правильным, ведь к моменту нашествия монголов на Русь её огромные территории были под властью множества князей, и все они являлись потомками князя Рюрика и приходились друг другу родственниками. Да, не все они жили между собой мирно, но являли собой одно огромное государство — от нижнего течения Днепра на юге до Ужгорода и Берестья на западе, до Великого Новгорода и Ладоги на севере и Ростова и Мурома на востоке. Единство территорий было обусловлено единой православной верой, одним народом и одним языком — русским.

Памятник тысячелетию России в Новгороде с Рюриком в центре, Владимиром Великим слева и Дмитрием Донским справа (оба — Рюриковичи) Фото © Wikipedia

Тут же хочется напомнить, что в западных хрониках Новгород впервые упоминается в 350 году нашей эры, в связи с тем, что племена германцев осадили этот город. О Киеве тогда ещё и не слышали. Поэтому взамен «империи Рюриковичей» Греков ввёл термин «Киевская Русь». Он позаимствовал его у другого историка — Михаила Максимовича. При этом Греков проигнорировал тот факт, что Максимович употреблял термин «Киевская Русь» наравне с другими названиями: у него фигурировали и «Суздальская Русь», и «Червонная Русь», и другие регионы страны.

Но даже у Грекова термин обозначал не страну, а временные рамки существования русского государства — от князя Олега до периода междоусобиц, когда Киев перестал играть важную роль и, по меткому выражению самого Грекова, «затерялся среди других русских городов».

Русское море, русский князь и русский Киев

Ни о каких украинцах в те века никто и не слышал. Самая древняя русская летопись «Повесть временных лет» упоминает Киев как русский город, море Понт (Азов) называет «Русским морем», а князя Олега — «русским князем» и утверждает, что «русской» страна наша стала называться за 29 лет до Олега, при византийском императоре Михаиле. Известно об этом стало из греческих хроник: «В год 6360, индикта 15, когда начал царствовать Михаил, стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом. Вот почему с этой поры начнём и числа положим».

Термин Грекова «Киевская Русь» другие историки не жаловали. Владимир Мавродин настаивал на термине «Древняя Русь» или «Древнерусское государство». А публицист Егор Холмогоров отмечает, что и доныне у филологов нет термина «Киевская Русь». Есть «древнерусская литература», но нет ни «киевской литературы», ни «древнекиевской». Есть, правда, Киевская летопись, но она входит в древнерусскую литературу и написана не на мове, а русским языком того времени с включением церковнославянских слов и многочисленных народных пословиц.

Киевская Русь, Древнерусское государство, Древняя Русь. Фото © Wikipedia

В 1240 году, когда монгольский хан Батый взял Киев и разрушил его до основания, оставив из 40 тысяч населения в живых, дай бог, тысячи две, Киев на века потерял возможность встать с другими русскими городами хотя бы вровень. Такова жизнь. Кстати, не страхом ли перед монголами объясняются необыкновенная популярность у украинцев легенд «о бурятских танкистах» и активные попытки «поднять» бурят на русских? Не выйдет, времена не те.

Киев: от крещения до падения

«А что же православие? — спросите вы. — Ведь с Киева же началось крещение Руси?» Действительно, в 988 году князь Владимир, бывший в язычестве первым гонителем христиан, массово крестил население Киева, срубил и сплавил древних славянских идолов по Днепру. Честь и хвала ему за это.

Стоит заметить, что христиане и до него играли заметную роль на Руси: в Киеве постепенно строились православные храмы, есть свидетельства, что сам Владимир в период реформации дохристианских верований разрушил Ильинскую церковь, которая существовала в хазарском квартале Киева. Православная церковь стояла и на могиле Аскольда. В войске у Владимира были воины-христиане, да и византийские проповедники нет-нет да и захаживали на Русь. Недаром в той же «Повести временных лет» сохранилось свидетельство, что город Киев был основан в том месте, где на холме молился апостол Андрей Первозванный. Бабка Владимира — княгиня Ольга — была православной и, вернувшись после крещения из Константинополя, переписала на новый манер множество законов, запретив самые изуверские из древних обычаев.

Крещение княгини Ольги в Царьграде. Миниатюра из Радзивилловской летописи, XV век. Фото © Wikipedia

Но по удивительному стечению обстоятельств, несмотря на то, что Киев стал первым крещёным русским городом, он так и остался митрополией. Сначала — византийской, а после падения Константинополя и установления на Руси Патриаршества — митрополией РПЦ. Не иначе — промысел Божий.

Обретение Русской православной церковью автокефалии (самостоятельности) произошло после того, как Византия заключила с католиками Флорентийскую унию, то есть фактически отпала от веры. Это произошло при императоре Константине, который надеялся, что европейцы защитят его от нашествия турок, однако всё случилось так, как и всегда: европейцы обманули императора и реальной помощи не прислали — она была оказана лишь номинально. А вот Божьей помощи Константинополь лишился — накануне падения города его жители стали свидетелями того, как ангел Софийского собора покинул его: от купола Святой Софии в небо поднялся столб огня и исчез в тучах. Тогда же на Руси появилась легенда о том, что софийский ангел прилетел на Русь защищать её от ворогов.

Россия — новый Рим

Так как «ромеи» отреклись от веры, в 1448 году Русская православная церковь объявила о сохранении традиций православия и фактически стала самостоятельной. В XVI веке в Москве при Иване Грозном сформировалась философия «Москва — третий Рим, а четвертому — не бывать!», а во времена царствования его сына Федора Иоанновича у страны как у духовной преемницы Византийской империи появился собственный Патриарх. В 1589 году им был поставлен московский митрополит Иов, человек с нравственной точки зрения безупречный и весьма учёный. Случилось это по благословению и при участии константинопольского патриарха Иеремии II. Причём наречение Иова в патриархи производилось не в соборе, а в царских палатах. Делалось это умышленно: царь не хотел прилюдно благодарить константинопольского патриарха за такую честь.

Царь Иван Грозный. Фото © Wikipedia

Поставление же в патриархи прошло в Успенском соборе Московского Кремля 26 января 1589 года. Участь первого патриарха была тяжелой: в 1605 году он отказался признать Лжедмитрия и был низложен — избит до полусмерти и заточён в Старицкий монастырь. Вернуться на престол он не смог из-за немощи и благословил на патриаршество митрополита Гермогена. Вот такая история.

Учите историю, пан Зеленский!

Так что вся 30-летняя история государства Украина — это явная попытка свести счёты с более успешным соседом, который и на поклон к западу не пошёл, и веру сохранил. И великодушно готов признать, что православие к нему пришло через русский город Киев, стоявший на окраине Руси, от русского же князя Владимира Святителя, чей памятник по праву установлен на Боровицкой площади вблизи Кремля. Осталось, пожалуй, только восстановить историческую справедливость и сделать город Киев не только русским, каким он всегда был, но и российским. Пусть будет.

Можно было бы посоветовать президенту Зеленскому учить историю, но поздно. А то бы он много интересного узнал: и о «надежности» западных партнёров, и о последствиях отпадения от веры, и о старых добрых традициях предательства, существующих в Незалежной. Но теперь действительно поздно.

А всех православных — хоть в России, хоть на её окраинах — с Днем Крещения Руси!

Фото © ТАСС / РА / The Presidential Office of Ukraine

Чего пытается добиться Зеленский, делая подобные заявления?

Сказывается недостаток исторического образования бывшего квн-щика

Зеленский хочет доказать своей аудитории право на самостоятельность Киева

Свой вариант в комментарии

Зеленский назвал Украину единственной законной наследницей Киевской Руси

Майя Новик

  • Статьи
  • крещениеруси
  • Украина
  • Владимир Зеленский
  • Мировая политика
  • Политика
  • История

Комментариев: 0

Для комментирования авторизуйтесь!

Как проходило крещение Руси

Датой крещения Руси называют 28 июля 988 года, когда князь Владимир Святославич крестился сам, а позже приехавшее византийское духовенство провело массовый обряд крещения в водах Днепра. Но на самом деле процесс крещения Руси растянулся на долгие годы. Даже не десятилетия, а столетия. И проходил он очень непросто.

Наталья Ожогина

Wikipedia

Дата крещения Руси считается условной, потому что никто из историков точно не берётся её назвать. Тем не менее, это событие считается одним из самых важных в истории страны.

Содержание статьи

Как началось крещение Руси

Христианизация Руси происходила не в вакууме, она стала частью общего процесса крещения Северо-Восточной Европы, который проходил в конце 10 века. В это же время проходило крещение в скандинавских и славянских странах. И был этот процесс непростым. Как писал Василий Татищев — известный российский историк, Русь крестили «огнём и мечом». Другие историки называли какие-то, буквально фантастические, миллионные жертвы среди населения, которые никакими документами не были подтверждены… Действительно ли этот процесс происходил насильно?

Как принимали крещение люди

Вот что рассказал «Ленте. ру» религиовед и историк, публичный лектор Константин Михайлов: «В некоторых случаях по «Повести временных лет» мы видим, что языческие женщины действительно плакали по своим крещёным детям, как по мёртвым. Это был разрыв семей. Мы видим, что выступления волхвов, представителей старых культов, продолжаются практически до 1070 годов, то есть на протяжении почти столетия после крещения. И понятно, что вряд ли процесс крещения во всех обстоятельствах всегда был абсолютно ненасильственным и добровольным. Однако и оснований полагать, что крещение Руси было сопряжено с каким-то массовым сверхъестественным насилием, у нас тоже нет. «Повесть временных лет», рассказывающая о событиях крещения, нигде не сообщает нам о казнях волхвов или о сожжении противников христианства. Ничего этого не было».

Однако эксперт не отрицает, что крещение Руси было непростым процессом и, несомненно, акты насилия, в том числе и убийства — были. Многие язычники сопротивлялись насаждению новой веры, пытались отстоять от разрушений древние святилища, естественно, такие стычки не могли происходить совершенно мирно.

Крещение не уничтожило язычество

Христианская вера долгое время преодолевала негласное сопротивление простых людей, особенно сильным оно было среди жителей деревень Руси. Язычество и поклонение старым богам жило в народе ещё несколько веков. В деревнях народ долгие годы продолжал по-прежнему возводить курганы и справлял языческие праздники. Иногда, во время проведения обрядов и ритуалов, идолам приносили жертвы. На этом фоне языческие волхвы не раз поднимали народные смуты. 

Сколько лет длилось крещение Руси

Немало было и людей, которые не могли сделать выбор и молились как старым богам, так и новому. Таких богословы называли «двоеверами». По мнению историков, процесс христианизации Руси в некоторых регионах продолжался до 12 века, а закончился лишь где-то между 13 и 14 веками.

А вам интересна история крещения Руси?

Владимир Великий (958–1015) — Средневековые истории

Владимир Великий помнят как отца-основателя Киевской Руси.

Из рода викингов, он обратился в христианство в 987 году нашей эры и утратил свою варварскую ауру в более поздних хрониках

Теперь я продолжу свою критику и осуждение злых дел царя русских Владимира. Он получил жену по имени Елена [Анна] от греков. Раньше она была обручена с Оттоном III, но затем ему было отказано, хотя и обманом и хитростью. По ее наущению Владимир принял святую христианскую веру, которую, однако, не украсил праведными делами. Он был безудержным блудником и безжалостно нападал на беспомощных греков актами насилия. Он женил одного из трех своих сыновей на дочери князя Болеслава, нашего гонителя… Между тем царь Владимир узнал, что его сын тайно отвернулся от него по настоянию князя Болеслава. Затем он схватил не только своего сына и жену, но и Рейнберна [священнослужителя], поместив каждого из них в одиночную камеру.

Имя царя Владимира ошибочно истолковано как означающее «Сила мира». Действительно, то, что нечестивцы держат между собой или чем обладают обитатели этого мира, не является истинным миром, потому что он постоянно меняется. Истинный покой достигается лишь тем, кто отлагает всякую страсть души и ищет Царствия Божия с помощью терпения, преодолевающего всякое препятствие…

Впоследствии царь Владимир умер в полноте своих дней и оставил все свое наследство двум своим сыновьям. Третий сын остался в тюрьме, но позже сбежал и сбежал к тестю, оставив свою жену.

Царь Владимир носил ткань вокруг чресл в качестве афродизиака, тем самым увеличивая свою врожденную склонность к греху. Когда Кристи, хозяин нашего спасения, приказал нам перевязать чресла наши, переполненные опасными желаниями, он требовал большего воздержания, а не дальнейших провокаций. Поскольку король услышал от своих проповедников о горящем свете, он попытался смыть пятно своих грехов, постоянно раздавая милостыню…

Владимир умер, когда уже ослабел от старости и долго владел своим царством. Похоронен рядом с женой в великом граде Киеве, в храме священномученика папы Климента. Их саркофаги выставлены открыто посреди церкви. Власть короля была разделена между его сыновьями…


От: Титмар Мерзебургский: Хроника, Том VII, 72-74. Цитата: Оттонская Германия. Хроника Титмара Мерзебургского. трсл. и изд. Дэвид А. Уорнер. Издательство Манчестерского университета, 2001, стр. 358-59.

Владимир был одним из трех сыновей нормандско-русского царя Киевской Руси Святослава. Его дедом был Олег, сын Игоря, сына Рёрика, основателя ранней русской династии Рюриковичей или Рюриковичей.

Святослав первым из новгородских и киевских правителей получил «славянское» имя. В то время как его имя может быть «переведено» обратно на «скандинавское (Свейнельд), этого нельзя сказать о Владимире, которое является отчетливо славянским именем (возможно, производным от славянских владь vladĭ «править» и *mēri «великий»). В юности Владимира отправили управлять Новгородом под опеку брата матери Добрыни. К сожалению, его отец умер во время пребывания там, и братья Владимира заставили его бежать в Скандинавию.

Там ему удалось воспользоваться помощью дяди. С войском варяжских воинов он вернулся в Киевскую Русь и сумел победить своего оставшегося брата Ярополка. К 9 г. н.э.80 г. он полностью контролировал единое огромное государство, простиравшееся от Черного моря до Финского залива, Киевскую Русь. Царь Владимир также укрепил свои границы от болгарских и восточных кочевников, укрепив таким образом свое огромное царство.

В то же время Владимир начал чеканить монеты, на учете которых было около 340 серебряных и 11 золотых монет. Надписи на золотых монетах гласили: «Владимир на троне», или «Владимир и золото». Вероятно, эти монеты использовались в качестве знаков или подарков дружбы. Важным стилистическим элементом на этих монетах был сокол (трезубец), который обычно изображался летящим справа от Владимира. Этот сокол или трезубец был предложен в качестве отличительного стилистического элемента иконографии викингов. Сегодня сокол является национальным символом Украины.

Обращение в христианство
Крещение Владимира. Виктор Михайловит Васнецов. Википедия (общественное достояние)

В рамках усилий Владимира по консолидации своей «империи» он обратился в христианство в 987 году нашей эры. До этого Владимир энергично работал над поддержанием языческих институтов своего отца. Однако в конце 80-х годов византийский император был обеспокоен восстаниями и войнами и нуждался в наборе наемников в свою армию. Владимир предоставил свою помощь при условии, что он сможет заполучить высший символ статуса, настоящую порфирогенную принцессу.

Несмотря на то, что ранее была обручена с императором Священной Римской империи Оттоном III, сестра императора Василия II (976–1025) вскоре была обещана Владимиру. Помимо армии варяжских наемников, платой за это стало обращение Владимира в христианство. Наконец, в 987 году Владимир крестился со своей дружиной и «народом». Новое христианское богослужение было основано на византийских обрядах и литургиях и на старославянском языке. Благодаря этому маневру новая церковь была в некоторой степени отделена от немецкого вмешательства и любого влияния немецкой церкви и епископов. Отсюда явно уничижительные сочинения Титмара Мерзебургского, процитированные выше.

Одной из первых церквей, построенных в Киеве после преобразования, была Десятинная Десятинная церковь в Киеве. Спроектированный византийскими архитекторами и посвященный примерно 996 году нашей эры, он был первым пантеоном киевских правителей. Позже он был заменен как пантеон династии Рюриковичей Святой Софией (также построенной во время правления Владимира). Разрушенный во время монгольского нашествия, Десятин теперь лежит в виде руин в центре Киева.

Память о Владимире хранили бесчисленные народные баллады и легенды. В недавней статье Кристиан Раффенспергер утверждал, что то, что мы считаем «знанием» о Владимире, возможно, в большей степени является отражением культурных схем скандинавских скальдийских поэм, которые процветали в 10 веке.

В последующие годы Путин перестроил миф о том, что Владимир утверждает его как отца-основателя Великой России, состоящей из Собственно России, Украины и Белоруссии.

Как выглядел Владимир?

Чтобы прочувствовать его личность, начнем с восхитительного описания своего отца, которое оставил нам Лев Диакон. По Льву:

«Святослав прибыл плыть по реке в скифской легкой ладье, взявшись за весло и гребя со своими спутниками, как будто он был одним из них. Внешний вид его был таков: он был среднего роста, не выше среднего и не особенно низок; его брови были густыми; у него были серые глаза и курносый нос; борода его была чисто выбрита, но он пустил обильно расти волосы на верхней губе, где она была густой и длинной; и он полностью обрил голову, за исключением пряди волос, свисавшей с одной стороны, как знак знатности его предков; у него была крепкая шея, широкая грудная клетка и очень хорошо сочлененные остальные части тела; у него был довольно сердитый и дикий вид; на одном ухе была застегнута золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами и красным камнем между ними; его одежда была белой и ничем не отличалась от одежды его товарищей, кроме чистоты (глава IX:11)


Из: История Льва Диакона. Византийская военная экспансия в десятом веке.
Введение, перевод и аннотации Элис-Мэри Талбот и Дениса Ф. Салливана.
Думбартон-Оукс Исследования XLI. Вашингтон 2005

Монета Владимира Великого. Источник: Heritage Auction/ha.com

Увы, подробного описания внешности Владимира у нас нет. Однако у нас есть несколько монет, которые вместе с портретом, цитируемым выше немецким летописцем Титмаром Мерзебургским, содержат несколько интересных деталей.

Согласно Титмару, он носил набедренную повязку, а не — как мы можем предположить — длинную мантию, которая была стандартной и благоразумной одеждой членов королевской семьи и священнослужителей на рубеже 10-го века. Действительно, на некоторых владимирских монетах король выглядит так, как будто на нем килт. По крайней мере, он изображен с обнаженными ногами в сапогах на высоких каблуках. Дизайн этих монет значительно отличается от золотых имперских монет, которые, как часто утверждается, служили моделями.

Напротив, на монетах Василия II его портрет обрезан посередине и анфас. Подводя итог, можно сказать, что дизайн монет Василия и Владимира не похож друг на друга. Можно предположить, что монеты, отчеканенные Владимиром, имели своеобразный новый вид, созданный под его руководством. Принято считать, что чеканка началась после взятия Владимиром византийского монетного города Корсунь около 9 г.90. Позже город был возвращен императору, но он, возможно, оставил некоторых мастеров в качестве своих вассалов.

На одном из лучших сохранившихся образцов Владимир сидит на троне, в царской короне, в коротком одеянии, прикрытый плащом, со щитом в одной руке и скипетром в другой; справа от него ясно виден трезубец или, скорее, сокол. И на этой монете, и на монетах, отчеканенных его имперским зятем, правители украшены замысловатыми усами.

ИЗОБРАЖЕННОЕ ФОТО:

Одна из царских гробниц, выставленных в настоящее время в Музее Святой Софии. Источник: Википедия

ИСТОЧНИКИ:

Общие (Привет)Истории: Владимир Русь и Харальд Фэйрхейр из Норвегии
Кристиан Раффенспергер
В: The Russian Review (2009) Vol 68, pp. 569-82

Христианская Россия в процессе становления
Анджей Поппе
Routledge 2007

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

 

ПОДПИСАТЬСЯ

Получайте наши еженедельные новости о средневековых исследованиях, книгах и выставках

Адрес электронной почты *

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности для получения дополнительной информации.

Анна Багрянородная, княгиня Киевская и христианизация Руси – краткий обзор – Novo Scriptorium

Анна была сестрой императора Василия II, вышедшей замуж за Владимира I Киевского в 988 году. Была наградой Владимиру I за присылку варягов помочь Василию II в подавлении восстаний Варды Фоки и Варды Склероса. Однако Василий II постановил, что Владимир обратился, и, таким образом, брак Анны привел к тому, что, возможно, является самым значительным событием в русской истории, обращению Владимира I и Руси.

(Источник: « Исторический словарь Византии », Джон Х. Россер)

Анна была дочерью византийского императора Романа II и императрицы Феофано. Она также была сестрой императоров Василия II Булгароктона (Убийца булгар) и Константина VIII. Анна была Порфирогенитой, законной дочерью, родившейся в особой пурпурной комнате византийского императорского дворца. Рука Анны считалась такой наградой, что некоторые предполагают, что Владимир принял христианство только для того, чтобы жениться на ней.

Анна не хотела выходить замуж за Владимира и по дороге на свадьбу выразила глубокое беспокойство. Владимир был впечатлен византийскими религиозными практиками; этот фактор, наряду с его женитьбой на Анне, привел к его решению обратиться в восточное христианство. Из-за этих двух факторов он также начал христианизировать свое королевство. Выйдя замуж за великого князя Владимира, Анна стала великой княгиней Киевской, но на практике ее называли королевой или царицей, вероятно, в знак ее принадлежности к Императорскому византийскому дому. Анна принимала активное участие в христианизации Руси: выступала духовным советником Владимира и сама основала несколько монастырей и церквей. Неизвестно, была ли она биологической матерью кого-либо из детей Владимира, хотя некоторые ученые указывают на свидетельства того, что у нее и Владимира могло быть до трех детей вместе.

( Источник : https://en.wikipedia.org/wiki/Anna_Porphyrogenita)

Анна родилась в марте 963 года. Отец Анны, император Роман II, умер всего через два дня после ее рождения, оставив она и ее старшие братья Василий (5 лет) и Константин (2 года) сироты. Таким образом, на момент замужества с Владимиром Анне было двадцать шесть. Ее старшая сестра уже вышла замуж за Оттона, императора Запада.

Эти две королевские сестры привлекли внимание известного историка эпохи Просвещения 18-го века Эдварда Гиббона. Гиббон ​​описал, как после смерти Отто сестра Анны правила в качестве регента в восстановленной Западной империи в Риме, Италии и Германии. Историческое чутье Гиббона было превосходным. Он уделял особое внимание браку или брачной дипломатии Византийской империи в эти годы, особенно в связи с варварскими беспорядками на территориях к северу от Константинополя.

Более поздние историки иногда пишут, не зная об этой жизненно важной дипломатической практике. Они часто описывают свадьбу Анны и Владимира так, как будто Анна была не более чем движимым имуществом, предложенным в джентльменском соглашении между византийскими императорами и князем-варваром Владимиром. В некоторых отчетах Анна остается неназванной, как бы предполагая, что это был простой двусторонний разговор между императорами и Владимиром. Факты свидетельствуют о том, что это было вовсе не так.

Смелым военным ходом киевский князь Владимир только что взял у Византии причерноморский город Херсон. Он начал переговоры с византийскими императорами с прицелом на уход из этого стратегического города, если можно будет принять благоприятные для него меры. Брачный союз был частью обсуждения, но Анна сопротивлялась простому обмену, своей верности временному дипломатическому преимуществу своих братьев. «Меня отправляют как не что иное, как заложницу», — как сообщается, сказала она.

Между строк можно было прочитать, что Владимир удивил и потряс братьев Анны. Из Херсона он представлял реальную угрозу для Константинополя. Владимир стремился быстрой и неожиданной военной победой заставить Константинополь заключить поспешный и односторонний союз, скрепленный узами брака. В то время как Василий и Константин были склонны принять условия Владимира, Анна сопротивлялась.

Очевидно, она придерживалась мнения, что вместо того, чтобы выйти замуж за языческого принца просто для того, чтобы получить преимущество, «было бы лучше остаться здесь и умереть». Анна, по-видимому, искала третью альтернативу, и в этом она, по-видимому, руководствовалась стратегическим пониманием ситуации, которое было лучше, чем у ее братьев. Во-первых, она настаивала на личном обращении Владимира в христианство. Ее также привлекала возможность того, что ее усилия могут привести к покаянию (pokaiane) весь языческий народ, т. е. что она может стать агентом христианизации в этих северных районах за приморским городом Херсоном, в обширном регионе, еще более важном для стратегическое положение Византии. В конце концов она была убеждена, что может избежать любой из двух перспектив, представленных ее братьями. Она могла сделать больше, чем служить заложницей языческому князю или остаться в Константинополе и умереть. Вместо этого она уехала в Херсон, чтобы встретить своего жениха, имея в виду некую обширную и дальновидную третью альтернативу.

Здесь больше, чем предположение, что Владимир стремился к чему-то противоположному цели Ольги тридцать лет назад. Ольга приняла византийское христианство, но сопротивлялась брачному союзу с Византией. Владимир стремился к брачному союзу, но, похоже, не имел естественной склонности к христианству. Это было до вмешательства Анны. Анна опустила ногу. Гиббон ​​почти прав: «обращение Володомира было определено или ускорено его желанием римской невесты».

Мы можем многое добавить к рассказу старого Гиббона, но нам, вероятно, следует прислушаться к скептицизму Гиббона эпохи Просвещения в отношении причинной силы божественных сил. В Херсоне — так говорят летописцы — Анна нашла князя Владимира ослепшим. Анна предупредила его, что зрение не вернется, если он немедленно не примет крещения. Он согласился, и, как гласит история, к нему немедленно вернулось зрение. Он был убежден вне всякого сомнения в мудрости принятия христианства. Анна убедила или принудила Владимира принять христианство; затем она приняла его как мужа. Это был первый шаг в ее амбициозном плане: личное обращение принца.

Вторым этапом было обращение всей Руси, и это был более сложный и менее задокументированный эпизод. Это произошло не сразу, хотя мы иногда отождествляем личное обращение Владимира с последовавшим за ним национальным обращением. Личное обращение Владимира могло закончить религиозную историю прямо здесь, в Херсоне. Но по возвращении в Киев, через некоторое время после личного крещения и венчания, Владимир приступил к христианизации всей Руси. То, что сначала было семейной драмой, стало национальной драмой, когда Владимир заставил крестить всю Русь. Анна была шестой женой Владимира. У него было около дюжины детей от предыдущих браков. Одной из первых работ Анны по возвращении в Киев было обращение детей Владимира. И продолжала она усилия за стенами княжеского жилища, вовне, на всю Россию. Современник этих событий Дитмар фон Вальбек [Титмар, епископ Мерзебургский] прямо заявил, что Анна несет ответственность за христианизацию России. Дитмар мало дает Владимиру; у него были взгляды на русского князя, называя его не более чем «блудником безмерным».

Много факторов повлияло на обращение Руси, и мы не можем сбрасывать со счетов вклад Анны. Мы не можем забыть о длительном распространении христианства на Руси в течение десятилетий, предшествовавших браку Анны с Владимиром. Причины успеха христианства там многочисленны. Но мы не можем избежать чувства исторического удара и толчка в этом ранее медленном процессе, сначала с усилением языческих обрядов Владимиром ранее в Киеве, а затем с херсонской свадьбой. Вскоре последовали драматические события. Огромную статую языческого бога Перуна протащили с высокого постамента по улицам Киева, а население согнали в Днепр для массового крещения.

На основании того, что мы знаем о ее характере и ее более поздних достижениях, мы можем легко себе представить, что Анна сыграла роль не только в личном обращении Владимира, но и в решении обратить всю Русь. Она была активной советником Владимира и управляла значительными землями и многочисленной свитой по собственной власти княгини. Почти все источники согласны с тем, что во многом благодаря ее усилиям началось строительство первых христианских церквей в Киеве.

Анна была не просто козырем в отношениях между Византией и Русью; она помогла решить судьбу своей приемной родины. А Анна отвечала за определенное ответное влияние Руси на Константинополь. Анна работала над поддержанием и укреплением связей между приемной родиной и родиной, Византией. Она отправила дружину русских воинов на службу к своему брату Константину.

Дочь Анны, Мария, продолжила традицию брачной дипломатии, когда стала женой польского короля Казимира. Эта традиция получила дальнейшее развитие, когда в 1051 году правнучка Анны, дочери киевского князя Ярослава Мудрого, стала женой французского короля Генриха I. Мария подписала брачные обеты кириллицей и латиницей, а француз нацарапал его безграмотный «Х».

Анна, видимо, была матерью Бориса и Глеба, первых великих русских святых мучеников. Владимир поставил кулак за христианизацию Руси, но, кажется, именно Анна поставила волю и дух. И все же, как мало она получает признания на страницах истории. Как хорошо заметил Гиббон, «Володомир и Анна» — святые Русской Церкви, «но мы знаем его пороки, а ее добродетели не знаем».

Документация об этой ранней эпохе скудна и часто сомнительна, поэтому наше невежество в отношении достоинств Анны не может быть полностью развеяно. В своем старомодном выражении влиятельный русский историк Николай Карамзин заключил, что Анна «была орудием Небесного благоволения, выведшим Россию из мрака идолопоклонства». Анна не только помогла христианизировать Россию, но и дала русским правителям их первые настоящие права на имперское происхождение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *