Жизнь и идеи Томаса Мора (1478–1535)
Человек, изображенный на этом портрете, умер столетия назад. Его голова упала под топором палача 6 июля 1535 года.
Казнил его английский король Генрих VIII, а еще только за два года до оказии Томас Мор был лордом-канцлером английского королевства – первым министром короля.
Такая злая судьба была у этого человека. Время, когда он жил, было жестоким. Людей казнили десятками тысяч только за то, что они верили в Бога не так, как требовала церковь.
Костры, на которых церковь сжигала еретиков, пылали во всех странах Европы, и у многих людей было гораздо меньше шансов умереть в собственной постели, чем погибнуть на костре.
Конец Томаса Мора был концом многих людей его времени. Однако люди помнят Томаса Мора совсем не потому, что он умер на эшафоте. Мысли Мора пережили его на многие столетия и
будут жить еще долгие века. Томас Мор был одним из самых умных людей своего времени. Замечательный живописец Ганс Гольбейн показывает нам этого умного, проницательного и добродушного человека.
Чем же знаменит в веках этот человек шестнадцатого столетия?
Век, в котором жил Мор, был веком великих географических открытий: вслед за Колумбом европейцы-путешественники открывали новые земли и острова.
Томас Мор знаменит тем, что он первый и единственный в то время «открыл» неизвестный остров Утопию. Добраться до этого острова было нелегко.
«Вход в залив, – писал он, – очень опасен из-за мелей с одной стороны и утесов – с другой. Почти на середине этого расстояния находится одна скала, которая выступает из воды, вследствие чего она не может принести вреда. На ней выстроена башня, занятая караулом. Остальные скалы скрыты под волнами и губительны. Проходы между ними известны только утопийцам».
Утопия остров не только неизвестный, но даже не существовавший на самом деле. Впрочем, некоторые читатели поверили в него.
Но доехать туда нельзя было никак. Это был остров будущего. Мор населил его людьми, которые жили совсем другими порядками, чем весь остальной человеческий мир.

Она о том времени, когда люди будут устраивать свою жизнь наилучшим образом, не притесняя и не эксплуатируя других людей. Такой строй называется социализмом.
Томас Мор был первым человеком в мире, который описал, какой могла бы быть такая жизнь. После него жили еще люди, мечтавшие о золотом времени для человечества, и мы называем их социалистами-утопистами по имени того острова Утопии, который был «открыт» Мором. Утопистом называется вообще всякий мечтатель о неосуществимом и несбыточном. В отличие же от социалистов-утопистов, социалистов-мечтателей, мы знаем и представителей научного социализма. Это, например, Карл Маркс. Сегодня во многих парламентах современных государств есть социалистические партии. Во времена Мора социализм был абсолютно несбыточен.

Вот этот остров. В средней части, в самом широком месте, он простирается на двести миль, затем его ширина уменьшается, и в направлении к концам остров мало-помалу суживается. От материка он отделяется проливом в пятнадцать миль. На острове пятьдесят четыре города. Столица острова, город Амаурот, расположен на реке Анидре. В ней чередуются прилив и отлив. Во время прилива море оттесняет реку назад и заполняет русло Анидры своими волнами.
С противоположным берегом реки город соединен мостом не на деревянных столбах и сваях, а на каменных арках.
Да ведь это Лондон! А Утопия? Посмотрите на карту: это Англия! И в Англии было тогда пятьдесят четыре города, и ее отделял от материка пролив шириной в пятнадцать миль.
Это Англия, но не та Англия, в которой жил Томас Мор, не та Англия, где правил король-тиран, где голодных, укравших кусок хлеба, удавливали на виселицах, не та Англия, где помещики сгоняли крестьян с полей, чтобы взять их поля как пастбища для овец, и где крестьяне превращались в нищих, для того чтобы Англия богатела, торгуя овечьей шерстью, не та Англия, где, по выражению Мора, овцы съели людей.

Утопия – это Англия, какой ее хотел видеть Томас Мор. В ней все трудятся и все принадлежит всем. У всех есть одно общее занятие – земледелие, от которого никто не избавлен, но, кроме земледелия, каждый изучает какое-либо одно ремесло как специальное. Женщины имеют более легкие занятия: они обычно обрабатывают шерсть и лен. Мужчинам поручаются остальные ремесла, более трудные. Люди работают только шесть часов в день, но у них всего хватает, потому что все работают. Не работают только люди, которым поручено заниматься наукой, и сифогранты – общественные выборные.
Никому не запрещено обедать дома, но никто не делает этого охотно, потому что считается непристойным и глупым тратить труд на приготовление худшей еды, когда во дворце, отстоящем так близко, готова вкусная и обильная пища.

У этого народа – утопийцев – всего вдоволь. А вдруг в каком-либо городе неурожай! Тогда утопийский сенат – выборные от всего народа – добавляет тем, у кого не уродилось, оттуда, где урожай.
Остров составляет как бы одно семейство. Денег на острове Утопии нет. А с золотом и серебром, из-за которых люди в Англии и во всем мире воюют, сажают в тюрьмы и убивают друг друга, утопийцы обращаются с презрением. Из золота и серебра они делают ночные горшки, выковывают из них цепи и кандалы для рабов. Если кто-нибудь опозорит себя каким-нибудь преступлением, в уши ему вдевают золотые кольца, золотом обвивают пальцы, на шею надевают золотую цепь, голову украшают золотым обручем.
Как-то, рассказывает Мор, в Амаурот приехали анамолийские послы. Они не знали утопийских обычаев и, видя, что утопийцы ходят в одной и той же грубой одежде, решили ослепить их блеском и роскошью своих нарядов. Напялив на себя все, что у них было дорогого, анамолийские послы, петушась, ехали по утопийским улицам.

В Утопии драгоценные камни служили только для забавы совсем маленьких детей. Подраставшие ребята уже стыдились играть жемчугами и бриллиантами. Поэтому, когда ребята увидели драгоценные камни на шапках послов, они обращались к своим матерям с такими словами:
– Вот, мама, какой большой остолоп, он все еще возится с жемчугом и блестящими камушками, как будто маленький.
А мать отвечала:
– Молчи, сынок, это, думаю я, кто-нибудь из посольских шутов.
Как же могли существовать рабы на таком острове свободы? А ведь рабы там были. Они выполняли всякие тяжелые, черные работы и были закованы в цепи. Мор был прогрессивный человек, каких немного было в его время, но и он не мог представить себе страны, даже самой счастливой, без рабов. Правда, утопийские рабы не такие, как в других странах: это либо пленные, взятые в бою, либо преступники, такие, которых в других странах приговаривали к смертной казни, но это рабы.

Утопийцы ненавидят войну, но постоянно упражняются в военных науках. Мор пишет про них, что они никогда не начинают войны зря: они воюют только в тех случаях, когда защищают свои пределы, или прогоняют врагов, вторгшихся в страну их друзей, или сожалеют какой-либо народ, угнетенный тиранией, и своими силами освобождают его от ига тирана.
Некоторые главы из «Утопии» кажутся поразительными, когда читаешь их теперь. Ведь все это написано столько веков назад! Какой ум и какое сердце нужно было иметь, чтобы хотя бы в мечтах создать такую страну справедливости в такое несправедливое и жестокое время!
В Утопии много религий. Одни утописты считают богом солнце, другие – луну, третьи – одну из планет.

Это одна из самых удивительных глав его «Утопии», потому что Мор сам был католиком и признавал римского папу единственным и главным представителем Бога на земле. Мало того: казнен он был королем Генрихом VIII именно за то, что не соглашался с ним, когда тот решил отделиться от католической церкви и перестал признавать папу главой религии.
Король старался переманить Мора на свою сторону, потому что его очень уважали в Англии. Он сделал его первым министром королевства.
Когда Мор вступал в эту должность, два герцога: Норфолькский и Суффолькский – провожали его во дворец. Один из герцогов при огромном стечении народа произнес в честь него хвалебную речь. В ответ на нее Мор сказал герцогу:
– Я считаю это кресло местом, полным опасностей и трудов и далеко не слишком почетным. Чем выше место, тем сильнее падение с него.

Три года пробыл лордом-канцлером Томас Мор, бывший судья, а потом посол английского королевства. Через три года он ушел со своего поста, потому что не хотел поддерживать короля против его подданных. Генрих VIII не простил ему этого и стал преследовать его со всей силой своей мстительной натуры.
– Опасно воевать с государями, и я желал бы, чтобы вы уступили желанию короля. Ведь, гнев короля равносилен смерти!
– И это все, милорд? – возразил Мор. – Тогда ведь между мной и вами лишь та разница, что я умру сегодня, а вы завтра.
Наконец, король добился того, чего хотел: его, а не римского папу, признали главой английской церкви, и Томасу Мору предложили принести присягу королю. Он отказался. Тогда его бросили в тюрьму в Тауэр, а через год осудили за измену и вынесли такой приговор:
«Вернуть его при содействии шерифа Вильяма Бингстона в Тауэр, оттуда влачить по земле через все лондонское Сити (центральная часть города) в Тиберн, там повесить его так, чтобы он замучился до полусмерти, снять с петли, пока он еще не умрет, вспороть живот, выдернуть и сжечь внутренности, затем четвертовать его и прибить по одной четверти его тела над всеми четырьмя воротами Сити, а голову выставить на лондонском мосту».

Король «помиловал» его: он заменил ему эту казнь простым отсечением головы. Юмор никогда не покидал Мора. Говорят, услышав об этом, он сказал:
– Избави, Боже, моих друзей от такой милости.
Его привезли на место казни. Эшафот был плохо сколочен – он зашатался, когда Мор вступил на него. Тогда Мор вежливо обратился к тюремному офицеру:
– Пожалуйста, помогите мне взойти, вниз я уж как-нибудь сам сойду.
Он хотел сказать речь народу, но ему не позволили, тогда он обернулся к палачу и сказал:
– Только смело, не страшись своей работы. Шея моя коротка, целься хорошенько, чтобы не осрамиться.
Так погиб Томас Мор.
Утопия в переводе с греческого означает «несуществующее место». Тогда и не могло существовать место, где бы люди жили счастливо. Возможно, такое место еще когда-нибудь будет.
Томас Мор: идеи, творчество : VIKENT.RU
Английский государственный деятель и писатель. Один из основоположников утопического социализма. Друг Эразма Роттердамского (В 1509 году именно в его доме Эразм написал «Похвалу глупости»). В 1935 году Томас Мор был канонизирован Католической церковью.
В 1516 году Томас Мор написал своё самое известное произведение: «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии». Позже слово «утопия» (буквальный перевод в греческого – «место, которого нет») стало нарицательным понятием.
«Великие географические открытия конца XV — начала XVI века и их описания, такие, как изданные в 1507 г. письма Америго Веспуччи, подсказали саму форму сочинения Томаса Мора, как и положение Утопии где-то в Новом Свете (хотя образ утопийского общества не содержит в себе никаких ссылок на экзотические реалии). Текст построен как запись бесед между автором и неким путешественником Рафаилом Гитлодеем. Первая часть его по сути своей — критическое рассуждение о современной Мору Англии, увиденной как бы со стороны, глазами иноземца…»
Иконников А. В., Утопическое мышление и архитектура, М., «Архитектура-С», 2004 г., с. 27.
«Чем же достигается изобилие на острове, позволяющее полностью удовлетворять все жизненные потребности граждан? Для этого, по мнению Мора, достаточно ликвидировать паразитизм, ведь в Утопии трудятся все — и мужчины и женщины, здесь нет ни знати, ни челяди, ни других дармоедов. А сколько таких паразитов в любом современном государстве, где господствует частная собственность! Например, «какую огромную и праздную толпу представляют священники и… монахи. Прикинь всех богачей, которых обычно именуют благородными и знатью, причисли к ним челядь… весь этот сброд ливрейных бездельников… и в результате тебе придётся признать, что число тех, чьим трудом создаётся всё то, чем пользуются смертные, гораздо меньше, чем ты думал». С другой стороны, Мор всё время подчёркивает скромность потребностей граждан Утопии. Взять к примеру их одежду: во время работы они небрежно покрываются шкурами, которых хватает на семь лет, после работы они облачаются в грубые шерстяные одежды одинакового цвета. Каждый довольствуется одним платьем на два года. Такой примитивный подход Мора к проблеме удовлетворения потребностей даже в условиях идеального общественного строя не случаен. Ведь уровень развития ремесла и земледелия XVI века не давал возможность даже мечтать о том неограниченном изобилии материальных и духовных благ, которые приносит прогресс техники. В этом смысле даже воображение такого гениального мыслителя, как Т. Мор, было ограничено рамками его века. Простые люди тогдашней Англии, тысячами погибавшие от голода, нищеты и болезней, не могли мечтать даже о таком удовлетворении своих жизненных потребностей, какое допускало «изобилие» утопийцев. В Утопии всё бесплатно, каждый получает с общественных складов всё, что ему необходимо. Питаются утопийцы, как правило, в общих столовых — дворцах, где «всегда готова роскошная и обильная пища. Ни один ужин не проходит без музыки, ни один десерт не лишен сладости… зажигают благовония, распрыскивают духи, и вообще делают всё, что может создать за едой весёлое настроение».
Каждая трапеза сопровождается увлекательными беседами. Утопийцы любят и ценят красоту, любят жизнь со всеми её радостями и умеют жить. Мор выразил в «Утопии» своё гуманистическое убеждение, что человеческая душа рождена для счастья. Ведь даже цель своего повседневного труда утопийцы видят в том, чтобы «обеспечить, насколько это возможно… всем гражданам наибольшее количество времени после телесного рабства для духовной свободы и образования. В этом, по их мнению, заключается счастье жизни». Вся книга Мора проникнута изумительным пафосом любви к людям и ненависти к эксплуатации, к угнетению человека. В частности, это проявляется в отношении граждан Утопии к золоту, серебру и драгоценностям. Золото и серебро утопийцы ценят ниже, чем железо, потому что железо полезно, без него люди не могут жить, так же как без огня и воды, а золото — бесполезный металл, презираемый утопийцами. Из золота в Утопии делают ночные горшки и прочую посуду для самых грязных надобностей. Из золота куют цепи и кандалы для преступников, золотом обвивают шею и пальцы опозорившихся граждан.
«Таким образом, утопийцы всячески стараются о том, чтобы золото и серебро были у них в позоре». И это не просто курьёз. Ведь для Мора власть денег, власть золота над людьми — одно из самых позорных, самых ненавистных явлений современной жизни. Там, где господствует частная собственность, там и власть золота над людьми: «… дело доходит до того, — пишет Mop, — что какой-нибудь медный лоб, у которого ума не больше, чем у пня, и который столько же бесстыден, как и глуп, имеет у себя в рабстве многих умных и хороших людей исключительно по той причине, что ему досталась большая куча золотых монет…».
Осиновский И.Н., Томас Мор, М., «Наука», 1974 г., с. 66-67.
«Приговор Томасу Мору гласил: «Вернуть его в Тауэр, оттуда влачить по земле через всё Лондонское Сити в Тайберн, там повесить его так, чтобы он замучался до полусмерти, снять с петли, пока он ещё не умер… Затем четвертовать его и прибить по одной четверти его тела над четырьмя воротами Сити, а голову выставить на Лондонском мосту». Король милостиво заменил эту жесточайшую и бесчеловечную казнь простым «отсечением головы». Томас Мор, не утративший юмора даже в трагические последние минуты своей жизни, с ядовитым сарказмом заметил: «Избави, боже, моих друзей от такой милости»».
Мартыненко Ю.Я., Лента длиною в жизнь, М., «Молодая гвардия», 1965 г., с. 29-30.
COMM 149F — Краткое изложение Утопии Томаса Мора
COMM 149F — Краткое изложение Утопии Томаса МораКраткое изложение Томаса Мора Утопия Мора
Мор, Т. (1516/1997). Утопия. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Dover Thrift Edition.
Утопия (опубликовано в 1516 г.)
попытки предложить практический ответ кризисам XV в.
и шестнадцатом веках, тщательно определяя идеальную республику. в отличие
Республика Платона, в значительной степени абстрактный диалог о справедливости, утопия
фокусируется на политике и социальной организации в мельчайших деталях. Книги
начать разговор между Томасом Мором и Рафаэлем (на иврите «Бог
выздоровел»). Рафаэль — путешественник, повидавший большую часть мира.
мало что впечатляет. Даже монстры вряд ли достойны
беспокойство. В конце концов, «Никогда не бывает недостатка в ужасных тварях».
которые охотятся на людей, похищают их пищу или пожирают целиком
население; но примеры мудрого социального планирования не так легко
найти» (стр. 40). [Примечание: на протяжении всего этого эссе я цитирую перевод Тернера.]
Вскоре становится ясно, что Рафаэль предлагает проницательный анализ
различные сообщества по всему миру — и что он находит большинство из них
быть в чем-то неисправным. Даже Тюдоровская Англия мало что предлагает в форме
цивилизации. Рафаэль иллюстрирует этот упрек, отмечая, что воры
в английском обществе казнят, когда вместо этого их следует пожалеть
и помог. Захват земли олигархами, содержание
расточительная постоянная армия, практика азартных игр и дармовых
украшения — все эти социальные беды ведут к больному обществу,
по Рафаэлю. Более того, эти недуги порождают порабощенных людей:
«ты создаешь воров, а потом наказываешь их за воровство» (с. 49)!
Конечно,
Рафаэль остается чужаком для цивилизации, несмотря на свою мудрость. Когда
Мор спрашивает, может ли он служить советником какого-нибудь короля, Рафаэль отвечает
что ни король, ни двор не потерпят советника, который может бросить вызов
их твердые (и ошибочные) предположения. Говоря о Платоновской республике,
Рафаэль отмечает, что вероятность того, что король действует как философ или
просто терпеть один, в лучшем случае совпадение: «Меня тут же бросили бы
или просто рассматривать как шутку» (стр. 57). Мор отвечает, что
социальная реформа — приятный идеал, но этот консерватизм более
соответствующие этим ненадежным дням: «то, что вы не можете исправить, вы
нужно стараться делать как можно меньше ошибок. Для вещей никогда не будет
совершенны до тех пор, пока люди не станут совершенными, чего я от них не ожидаю.
быть в течение многих лет »(стр. 64)! Рафаэль заключает первую книгу Утопии
отвечая, что лекарства от социальных болезней требуют систематического исцеления
тело политическое. Никакое улучшение общественной жизни не может произойти без
устранение социальных болезней на самом глубоком уровне. Это не просто
фантазия, напоминает Рафаэль своему другу; хорошая жизнь может быть реализована, если она
можно визуализировать. На протяжении всей второй книги Рафаэль помогает Подробнее
визуализировать совершенную историю, набросав его воспоминание о
далекий остров: Утопия. Я решил организовать его повествование в соответствии с
четырем принципам:
• ликвидация частной собственности
• всеобщий труд
• умеренное удовольствие
• семья как микрокосм государства
Этот первичный организующим принципом утопии является ликвидация частной собственности. Все товары находятся в общем владении и распределяются свободно. Последствия этой формы общественной жизни являются значительными:
В
другие «республики» это практически каждый знает, если не смотреть
для себя, он умрет с голоду, какой бы процветающей ни была его страна
может быть. Поэтому он вынужден отдавать приоритет своим интересам.
над общественными; то есть других людей. Но в Утопии
где все находится в государственной собственности, никто не боится идти
короче, пока общественные склады полны. Каждый получает ярмарку
делитесь, чтобы никогда не было нищих, ни нищих. Никто не владеет
что угодно, но все богаты — ибо какое большее богатство может быть
чем бодрость, душевный покой и свобода от беспокойства? (стр. 128)
Нет недостатка в этом сообществе, потому что так мало вещей имеют ценность, как по сравнению с английским обществом, в котором ценные вещи обязательно находятся в дефицит. Золото и серебро, ценившиеся среди английских владений, использовался в ночных горшках и оковах рабов в Утопии. Потому что у всех есть работа по производству основных продуктов общества, мало причин для долгие рабочие дни. Утописты производят только то, что нужно обществу. выживать.
Отсюда вытекает второй ключевой принцип: универсальный характер труда. Таким образом, Утопия отличается от республики Платона. Все люди (за исключением горстки ученых и чиновников)
должны работать — и все должны получать пользу от своего общего труда. Салливан
(1983) освещает это ключевое различие: «В то время как общая жизнь
во главе только солдаты и стражи Республики, которые также
освобожденные от ручного труда, все утопийцы получают долю в произведенных товарах.
и все [за исключениями, отмеченными выше] работают фермерами или
ремесленников» (с. 33). В отличие от «Республики», «Утопия» Мора стремится
создать в значительной степени бесклассовое общество (за ключевым исключением рабов),
а не общество, в котором многие работают, чтобы поддерживать общественную жизнь в течение
несколько.
В идеале Мора сообщество, труд служит средством социальной сплоченности и контроля. Кто-то, кто покидает свой город и место работы без разрешения будет строго наказан. Даже когда человек посещает другой город на остров, он должен работать, чтобы есть:
Где угодно
вы, вы всегда должны работать. Никогда нет оправдания
безделье. Нет также ни таверн, ни пивных, ни борделей,
никаких возможностей для соблазнения, никаких тайных встреч. Каждый имеет
его взгляд на вас, так что вы практически вынуждены продолжать свою работу,
и правильно использовать свободное время. (стр. 84)
Несмотря на это постоянное наблюдение, утопическая этика и религия подчеркивают, что хорошая жизнь проходит в приятных занятиях, и эта работа приятный. В свободное от работы время утописты читают, наслаждаются беседами, играть в игры или посещать публичные лекции.
Это приводит к третьему принципу общества в утопии Мора:
роль умеренных удовольствий в общественной жизни. Общественная жизнь организована
вокруг принципа, согласно которому человек может быть счастлив на этой земле постольку, поскольку
умерен в своих удовольствиях и не стремится ограничивать удовольствия
других. Воистину, высшие наслаждения следуют за теми, кто добровольно
жертвовать своим счастьем ради счастья других. религиозный
терпимость следует этому принципу — люди могут верить в Бога, однако
они желают, пока не навязывают свои взгляды другим людям, которые
может верить по другому. Большинство утопийцев верят в какого-то Бога, но
никого не принуждают следовать определенному образу веры. Пока это понятие
может показаться современному читателю обычным, следует помнить, что
Мор писал свою философию в эпоху, когда желания людей были
легко препятствуют церкви и государству. Сам Мор был казнен за
его нежелание подчиниться религиозному указу, изданному его королем Генрихом
VIII. В Утопии можно исповедовать любую религию, потому что правильно это или неправильно,
вера в какого-то Бога служит для объединения сообщества. Только
атеист, не боящийся суда в загробной жизни, подвергается остракизму
утопическое общество.
Четвертый принцип Утопии
роль семьи как микрокосма государства. Семейная жизнь
организованы вокруг нужд государства, по образцу профессий
больше, чем биологическая родословная. Таким образом, ребенок, который предпочитает быть
столяра переведут в семью плотников. Семьи
патриархальный: «Когда девушка вырастает и выходит замуж, она присоединяется к своей
дома мужа, но мальчики каждого поколения остаются дома,
под контролем своего старшего родственника мужского пола» (стр. 79).
патриархат проявляется в утопической религии, где женщины должны признавать
свои грехи своим мужьям еще до посещения церкви. Как Герцлер
(1965) отмечает: «Больше отошло от Платона и большинства писателей-коммунистов,
считали семью дополнением или оплотом собственности. Они
считал, что отказ от имущества означает уничтожение
семья. А вот Море удовлетворился контролируемым спариванием и семьей
жизни» (стр. 139). В отличие от пятой книги «Республики», утопическая семья Мора представляет государство на самом низком уровне в индивидуальной жизни его граждан.
Утопия, как и все причудливые произведения об общественной жизни, на самом деле о современной времена его автора. Обстановка общественной жизни, как у Платона. Республика, город — в данном случае не слишком завуалированное описание Лондон, каким он мог быть в начале шестнадцатого века. Из Конечно, этот Лондон, которого нет, совершенствуется и совершенствуется утопическим социальный заказ:
улицы хорошо спроектированы как для движения транспорта, так и для защиты от
ветер. Здания далеко не невпечатляющие, потому что они занимают
в виде террас, обращенных друг к другу и идущих по всей длине
улица. Фасады домов разделены двадцатифутовым
проезжая часть. За ними большой сад, такой же длинной, как и улица
собой, и полностью огорожен тылами других улиц. Каждый
дом имеет парадную дверь, ведущую на улицу, и заднюю дверь на
сад. В обоих случаях это двойные распашные двери, которые открываются в
коснитесь и автоматически закроется позади вас. Так что любой может войти и выйти
— Потому что нет такой вещи, как частная собственность. (стр. 73)
Таким образом, Утопия является своего рода Континуумом Гернсбака. — идеальное сообщество, которое существует чуть-чуть за пределами мира Томас Мор и современные читатели. Это сообщество существует благодаря общее стремление его читателей создать его. Их артефакты — книги, речи, рисунки и тому подобное — позволяют перейти от реального к идеал, хотя бы на мгновение.
Ссылки
Hertzler, J.O. (1965).

Мор, Т. (1516/1965). Утопия (П. Тернер, пер.). Нью-Йорк: Книги пингвинов.
Салливан, Э.Д.С. (1983). Место и не место: Примеры упорядоченного общества в литературе. В Э.Д.С. Салливана (ред.), Утопическое видение. Сан-Диего, Калифорния: Издательство государственного университета Сан-Диего.
Утопические идеи Томаса Мора
Памела Бедор, доктор философии, Университет Коннектикута
Утопия Томаса Мора похожа, но отличается от Англии 1516 года. реорганизовать свое общество. Могут ли утопические идеи работать как реальная политика?
В своей книге Томас Мор критикует современные доктринальные интерпретации, используемые для оправдания неравенства в Британии эпохи Возрождения. (Изображение: ronstik/Shutterstock) Вымышленный остров Томаса Мора, Утопия, почти такого же размера, как Англия. И в Утопии, и в Англии 54 города-государства. Итак, в чем разница между этими двумя местами? Давайте взглянем на утопическое общество, чтобы найти ответ на этот вопрос.
Это стенограмма из серии видео
Великие утопические и антиутопические произведения литературы . Смотри, Вондриум .
Экономическая модель Утопии
Рафаэль Хитлодей в Утопия говорит Томасу Морусу, что в этой экономике нет нужды в деньгах, поскольку все товары находятся в централизованном владении, и граждане могут извлекать их по мере необходимости. Основные потребности выживания — такие как кров, еда, медицинское обслуживание — производятся сообща.
Хитлодей объясняет, что каждый горожанин тратит некоторое время на изучение сельского хозяйства. Граждане регулярно переезжают каждые несколько лет между сельской и городской жизнью, и те, кто отдает предпочтение тому или другому, обычно могут торговать с другим человеком с противоположными наклонностями.
Но даже любящие сельское хозяйство граждане не участвуют в одном центральном аграрном акте: забое животных. Тем не менее, они едят мясо. Так кто же занимается необходимой бойней?
Рабы в утопическом обществе
Рабы убивают животных. Помимо забоя животных, рабы выполняют всю особо грязную и тяжелую работу по дому. Интересно, что Хитлодей и Морус обсуждают прагматику рабства, но никогда не обсуждают этику. Hythloday объясняет правила:
«Утопийцы держат в рабстве только пленных, захваченных в войнах, которые вели сами утопийцы. Дети рабов не рождаются в рабстве, и рабы не ввозятся из-за границы. Большинство из них либо их собственные граждане, порабощенные за какой-то гнусный проступок, либо иностранцы, приговоренные к смерти в своей собственной стране».
С рабами, бывшими когда-то гражданами, — преступниками из Утопии — с ними обращаются гораздо суровее, чем с иностранными рабами, приобретенными в результате войны, или путем покупки по очень скромной цене, или в виде подарка.
Брачные обычаи в Утопии
Томас Мор был набожным католиком. Это объясняет, почему добрачный секс строго запрещен в его Утопии.
Добрачный секс строго запрещен, что позорит семью правонарушителей и запрещает когда-либо вступать в брак, если только правонарушитель не будет помилован принцем, что является обычным исключением в уголовном праве Утопии.
Прелюбодеяние наказывается еще суровее: за первое нарушение — обращение в рабство, за второе — смерть.
Поскольку запреты на добрачный и внебрачный секс очень строги, практика выбора супруга считается чрезвычайно важным решением. Утопийцы следуют особому обычаю, согласно которому жених и невеста видят друг друга обнаженными перед брачной церемонией.
Как и во многих других случаях, у утопийцев гораздо больше гендерного равенства, чем у англичан того же периода. Невесты не используются в качестве объекта обмена для укрепления политических или экономических связей между двумя семьями. Вместо этого у потенциальных невест, как и у потенциальных женихов, есть возможность отказаться от партнера.
Узнайте больше о Сэмюэле Батлере и утопических технологиях.
Закон и договоры в Утопии
Существует нюансированный подход к преступлениям, кроме прелюбодеяния, когда сенат выслушивает факты непосредственно от преступника, поскольку в Утопии нет адвокатов. Хитлодей, похоже, поддерживает такой подход, поскольку он отмечает, что отсутствие адвокатов облегчает установление истины.
Хитлодей не столь благоприятен в своем описании решения утопийцев не заключать никаких договоров с другими народами, говоря, что эта практика исходит из того факта, что договоры часто плохо соблюдаются. Отвращение к договорам на самом деле выходит далеко за рамки практических соображений обеспечения соблюдения юридических документов.
Для утопийцев договоры основаны на идее, что нации будут воевать друг с другом, если они не заключат юридически обязывающее соглашение не делать этого. Эта причина, заключающаяся в том, чтобы воздерживаться от юридических соглашений с соседями, имеет глубокую философскую основу, возможно, ту, которая примерно аналогична спору Просвещения о том, к добру или злу влечет людей естественным образом.
Узнайте больше о Utopia: Идеальное нигде.
Международные отношения в Утопии
К счастью для утопийцев, остров довольно изолирован, поэтому им не приходится ежедневно иметь дело с другими народами. Они также очень справедливы, поэтому у них не так много конфликтов, а когда они случаются, они склонны полагаться на санкции, а не на насилие. В тех редких случаях, когда на них нападают или когда обижают дружественную нацию, они реагируют прагматично.
Поскольку они считают войну совершенно бесславной, лучше избежать ее хитростью, чем участвовать в деятельности, которая приводит к гибели людей. Если их принуждают, они собирают армию добровольцев, и женщины так же приветствуются на поле боя, как и мужчины.
Но утопийцы — мирный народ, поэтому у них не так много солдат-добровольцев. Из-за своего большого богатства из-за своей коммунистической экономики они обычно нанимают солдат, чтобы представлять их интересы в войнах.
После войны утопийцы всегда действуют с состраданием и рациональностью: они никогда не сжигают посевы и не разоряют вражескую территорию. Утопийцам не нужны военные трофеи; у них уже есть все необходимое для выживания.
Религия в Утопии
Утопийцы придерживаются самых разных религиозных верований и обрядов. Может быть, есть что-то мистическое в обращении в христианство многих утопийцев. Однако более вероятно, что утопийцев привлекает христианство, потому что «Христос поощрял свои дисциплины к практике общности благ, и что среди самых истинных групп христиан эта практика все еще преобладает».
Утопия напоминает читателям о важной христианской практике делиться имуществом с другими. (Изображение: Freedom Studio/Shutterstock)Во-первых, христианство восхваляется многими счастливыми, рациональными утопистами, которые принимают его, как только узнают о нем. Но есть также критика современной христианской практики, подразумеваемая напоминанием о том, что Христос в книге Деяний велел своим ученикам делиться своим имуществом.
Это не то, как христиане эпохи Возрождения распределяли ресурсы, поэтому читатели могли увидеть в этом пример подрывной деятельности Мора, критикующей современные доктринальные толкования, используемые для оправдания неравенства.
В заключение, книга Мора устанавливает условности для современного утопического жанра. Он предоставляет тщательно проработанные детали полностью функционирующего общества. В то же время он включает встроенную критику самой идеи утопии. Мы видим это по мере того, как постоянно все глубже и глубже погружаемся в противоречия, которые, возможно, присущи самому проекту воображения лучшего места, лучшего общества.
Общие вопросы об утопических идеях Томаса Мора
В: Что делают утописты после войны?
После войны утопийцы всегда действуют с состраданием и рациональностью: они никогда не сжигают посевы и не разоряют вражескую территорию.
В: Прелюбодеяние является наказуемым преступлением в Утопии?
В Утопии существует суровое наказание за супружескую измену: рабство при первом нарушении и смерть при втором.
В: Какие задачи выполняют рабы в Утопии?
Рабы забивают животных и выполняют всю особенно грязную и тяжелую работу в Утопии.