Подвиг седьмой критский бык: Критский бык (Седьмой подвиг Геракла): читать сказку, рассказ для детей, текст полностью онлайн

Подвиги Геракла. Критский бык (Опыт историософско-антропологического прочтения) | Александр Чупров | Онтологические прогулки | Топос

 

 

 

 

Седьмой подвиг Геракла — усмирение Критского быка (тавра). Этим мифом начинается следующий цикл историй о подвигах, которые герой совершает уже за пределами Пелопоннеса, отправляясь поочередно на юг, север, запад и восток. Объективно, эти подвиги, как и предыдущие, совершены во имя процветания символической «Аркадии счастливой» — символа успешного развития человеческого рода в целом, рая на земле.

Н.А. Кун так излагает суть седьмого подвига Геракла:

Чтобы выполнить седьмое поручение Эврисфея, Гераклу пришлось покинуть Грецию и отправиться на остров Крит. Ему поручил Эврисфей привести в Микены критского быка. Этого быка царю Крита Миносу, сыну Европы, послал колебатель земли Посейдон; Минос должен был принести быка в жертву Посейдону. Но Миносу жалко стало приносить в жертву такого прекрасного быка — он оставил его в своем стаде, а в жертву Посейдону принес одного из своих быков. Посейдон разгневался на Миноса и наслал на вышедшего из моря быка бешенство. По всему острову носился бык и уничтожал все на своем пути. Великий герой Геракл поймал быка и укротил. Геракл сел на широкую спину быка и переплыл на нем через море с Крита на Пелопоннес. Геракл привел быка в Микены, но Эврисфей побоялся оставить быка Посейдона в своем стаде и пустил его на волю. Почуя опять свободу, понесся бешеный бык через весь Пелопоннес на север и, наконец, прибежал в Аттику на Марафонское поле. Там его убил великий афинский герой Тесей

[i].

 

В реконструкции этого мифа у Р. Грейвса есть существенное замечание: многие до сих пор отказываются отож­дествлять Критского и Марафонского быков[ii]. Таким образом, сразу возникает вопрос, было ли у седьмого подвига Геракла продолжение в виде победы афинского героя Тесея над Марафонским быком или это «совсем другая история»? От решения этого вопроса зависит понимание смысла победы Геракла над Критским быком.

Решить этот вопрос вряд ли возможно, анализируя буквальное содержание дошедших до нас античных источников. Скорее, наоборот: понимание аллегорического содержания мифа о Геракле позволит нам ответить на вопрос, связаны ли между собою подвиги двух мифологических героев.

 

***

Разгадка седьмого подвига Геракла, отправившегося через море на юг от Пелопоннеса, как всегда, кроется уже в самом словосочетании — «Критский бык».

Образ быка в мифологии занимает одно из центральных мест. Он означает не только очевидное — мужскую мощь и плодовитость, но и земное воплощение бога, олицетворяя победу над звериной природой человека и жизнь, прошедшую через смерть. Бык символизировал власть, обретенную в борьбе, в схватке с соперниками. Например, у аккадцев «сломать рог» означало «преодолеть, победить». У греков бык считался атрибутом Зевса как небесного бога, а также Диониса, который изображался с ро­гами, а иногда и с головой быка. Голова быка означала жертву и смерть. Сексуальный символизм быка подтверждается оргийными обрядами с участием быков в честь Диониса, а также тем, что Зевс предстал перед красавицей Европой в образе смирного белого быка, чтобы похитить ее.

Образ быка связан и с Посейдоном, виночерпиями которого в Эфесе были «быки». Быка приносили в жертву и богу землетрясений (всё тому же Посейдону[iii]): «Быку возрадуется тот, кто Землей потрясает» (Гомер). Греки приносили быка в жертву еще одному могущественному богу — Аполлону, поскольку бык — это еще и мужской символ Солнца. Стада «Солнечных быков» в античной мифологии — это облака, которые приносят на Землю живительные дожди, а обливание бычьей кровью во время религиозных ритуалов символизировало поток Жизни. Древние критские культы делали быка объектом атлетических танцев-перепрыгиваний, в которых человек пытался доказать свое превосходство и ощутить вкус победы над тупой животной природой зверя
[iv]
.

Таким образом, само название мифа о седьмом под­виге Геракла указывает на основной смысл усмирения Критского быка — овладение силами природных стихий человеком. Если в мифах о Немейском льве, Лернейской гидре и Стимфалийских птицах речь шла о выживании человека в царстве природы, то миф о Критском быке повествует об усмирении и даже частичном и временном подчинении природных стихий воле человека.

То, что в мифе о Геракле бык связан именно с Критом, далеко не случайность. Для древних греков Крит — место рождения самых могущественных богов и множества других мифологических персонажей, в том числе царей, создававших государственность как таковую, то есть законы жизни общества

[v]. Именно на Крите Рея родила Зевса (там же находится и его символическая могила), здесь родились его дети Аполлон и Артемида, Афина и Дионис. Здесь Гера стала женой Зевса. Старшая сестра олимпийских богов, хранительница домашнего очага богиня Гестия[vi], основала древнейшую столицу Крита — Кносс (Κνωσσός), а Гефест, сын Зевса и Геры — древнейшую царскую династию, став отцом первого царя Крита Радаманта[vii]. Сюда же привез Зевс похищенную финикийскую царевну Европу (похищение Европы символизировало преемственность Крито-микенской цивилизации Финикий­ской культуре, давшей грекам письменность, а через нее — с Египетской и Шумерской цивилизациями). Именно поэтому, продолжив (разумеется, по велению богини Геры и приказанию царя Эврисфея) свершение своих подвигов за пределами Пелопоннеса, Геракл в первую очередь отправляется на юг, ибо там — родина Олимпийских богов и государственных законодателей. Чтобы понять смысл и величие седьмого подвига Геракла, необходимо обратить внимание на те события, которые предшествовали усмирению Гераклом Критского быка, и те, к которым привело это великое деяние героя.

 

***

История об усмирении Гераклом Критского быка началась задолго до этого, а именно с похищения Зевсом Европы (Εὐρώπη)[viii], дочери финикийского царя Феникса, которую громовержец, обернувшись быком (!), увез на своей спине на остров Крит. Там Зевс принял вид красивого юноши и овладел ею. От этого союза родились три сына — Радамант (названный в честь древнего царя Крита, сына Гефеста), Минос и Сарпедон. Впоследствии Европа вышла замуж за Астериона, царя Крита, который, умирая бездетным, оставил власть усыновлённым и воспитанным им сыновьям Европы и Зевса[ix].

Первым царствовал Радамант, прославившийся своей справедливостью. Он дал Криту законы. После смерти Радамант стал судьей в Аиде[x], а между его братьями, Миносом и Сарпедоном, началась борьба за трон, принявшая вид соперничества за любовь Милета (сына Аполлона и Акакаллиды), символизировавшего наслаждение властью. Поскольку юноша отдавал предпочтение Сарпедону, Минос начал с младшим братом войну. В этой схватке за власть и любовь Минос испросил победы у Посейдона, и тот послал ему силу и мощь в образе белого быка, вышедшего из морских глубин[xi]. Сарпедону же пришлось бежать с Крита. Зато Зевс даровал ему три жизни, и погиб он, как герой, от меча Патрокла уже в Троянской войне[xii].

Став царем Крита, Минос должен был принести в жертву (в сущности, вернуть) Посейдону его белого быка, но жажда обладания этим символом природной мощи, о которой и по сей день мечтает почти всякий правитель на земле, взяла верх. Поэтому Минос принес в качестве священной жертвы вместо быка Посейдона обычного быка.

Разгневанный попыткой обмана, Посейдон наслал на посланного быка бешенство, и тот стал в слепой ярости крушить всё, что попадалось на его пути. Усмирить его, спасая Крит, где зародилась Крито-микенская цивилизация, от взбесившейся природной стихии, и привести быка в Микены и было приказано Гераклу. Таким образом, в мифе о седьмом подвиге наряду с основным (подчинением природных стихий воле человека) обнаруживается и другой смысл — спасение уже имеющейся культуры от безрассудства неутолимой жажды могущества земных правителей и перенесение (распространение) этой культуры на Пелопоннесе.

Напуганный бешенством быка, царь Минос предложил Гераклу всяческую помощь в усмирении быка, но герой отказался. На Крите, где сила быка была мерилом силы мужчин, а минойские акробаты совершали сальто с опорой на острые бычьи рога

[xiii], согласиться на такую по­мощь было бы равносильно трусости. Как когда-то Немейского льва, Геракл усмирял Критского быка голыми руками, схватив его за рога. Это была схватка природной стихии и небесного начала, материи и закона, Посейдона и отца Геракла Зевса. Победил закон. На спине усмиренного белого быка Геракл поплыл через море к берегам Пелопоннеса, а затем привел быка в Микены.

Царь Эврисфей, как обычно, отказался от столь опасного трофея и отпустил быка Посейдона на волю, после чего бык натворил еще немало бед и на полуострове. На словах Эврисфей принес его в жертву Гере, но та отказалась. Ведь подарить Гере бешеного быка, одержимого слепой энергией (волей), каковой и была сама богиня, это все равно что подарить человеку нечто, не просто изначально у него имеющееся, а он и есть это нечто. Сначала Гера отправила Критского быка в Спарту, а затем опять в Ар­кадию и через Истм [в древности, название Коринфского перешейка] — в аттический Марафон, но и тут бык продолжал бесчинствовать. Там афинский герой Тесей

[xiv] (по распоряжению своего отца царя Эгея, в которого перевоплощался Посейдон, зачиная Тесея) либо убил быка, либо пленил и живым привел в столицу, но в любом случае принес в жертву богине мудрости Афине.

Символика перемещения Критского быка достаточно очевидна: овладение силами природы сначала всегда пред­принимается для укрепления власти (Крит), затем эти силы используются для войны (Спарта), потом находят свое место в искусстве и мечте (Аркадия)[xv], продолжаются спортивной

игрой, синтезом войны и искусства (Марафон), но в каждом конкретном случае всё должно заканчиваться мудростью (Афины) в использовании практически безграничных по своей мощности сил природы. Что же касается спора о том, являлся ли Критский бык и Марафонский, которого усмирял Тесей, одним и тем же быком, то, на мой взгляд, да. Просто надо иметь в виду, что бык этот не был обычным животным, а представлял собой воплощение и, соответственно, был символом еще необузданной и неосвоенных культурой энергии природных стихий.

 

 


[i] Кун Н.А. Мифы Древней Греции. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1954. http://www.sno.pro1.ru/lib/kun/79.htm

[ii] Грейвс Р. Седьмой подвиг: Критский бык. http://www.sno.pro1.ru/lib/graves/118-147/129.htm

[iii] Посейдон. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%B9%D0%B4%D0%BE%D0%BD

[iv] См.: Энциклопедия знаков и символов. Бык. http://www.symbolarium.ru/index.php/%D0%91%D1%8B%D0%BA

[v] Мифы Крита. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%84%D1%8B_%D0%9A%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B0

[vi] Гестия. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%8F

[vii] Гефест. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%82

[viii] Εὐρώπηё, возможно, от финикийского «закат солнца», или «Запад»; по другой версии А.Ф. Лосева — «широкоглазая», то есть «подобная Луне», что, на мой взгляд, больше соответствует этимологии древнегреческого слова: εὐρο — обширный, широкий. Лосев А.Ф. Европа. — Советская энциклопедия. — М., 1987. — Т. 1. С. 419–420. С этим значением согласуется и причас­тие εὔροπος, которое означает «легко скользящий».

[ix] Европа (мифология). https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B0_(%D0%BC%D0%B8%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F)

[x] Рамадант. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%82

[xi] Минос. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81

[xii] Сарпедон (старший). https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D1%80%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%BD_(%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%88%D0%B8%D0%B9)

[xiii] Грейвс Р. Седьмой подвиг. Критский бык. http://www.sno.pro1.ru/lib/graves/118-147/129.htm

[xiv] Тесей. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%B9

[xv] Аркадия. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%8F

 

 

 

 

 

 

 


[i] Кун А.Н. Мифы Древней Греции.

[ii] Грейвс Р. Седьмой подвиг: Критский бык.

[iii] Посейдон.

[iv] См.: Бык.

[v] Мифы Крита.

[vi] Гестия.

[vii]  Гефест. 

[viii] Εὐρώπηё, возможно, от финикийского «закат солнца», или «Запад»; по другой версии А.Ф. Лосева – «широкоглазая», то есть «подобная Луне», что, на мой взгляд, больше соответствует этимологии древнегреческого слова: εὐρο – обширный, широкий. Лосев А.Ф. Европа. – Советская энциклопедия. – М., 1987. – Т. 1. С. 419–420.  С этим значением согласуется и причастие εὔροπος, которое означает «легко скользящий».

[ix] Европа.

[x]  Радамант.

[xi]  По другой версии, сына Аполлона и Кассиопеи Атимния.

[xii] Минос.

[xiii] Сарпедон

[xiv] Грейвс Р. Седьмой подвиг: Критский бык.

[xv] Тесей.

Критский бык (7 подвиг Геракла) — читать миф и легенду

Шесть раз уже возвращался Геракл в Микены и по приказанию Эфрисфея отправлялся в полный опасностей путь. Шесть славных дел он совершил: убил Немейского льва, уничтожил Лернейскую гидру, поймал Керинейскую лань, победил Эриманфского вепря, выгнал из Эллады Стимфальских птиц, за один день очистил конюшни царя Авгия.

Дни тянулись за днями, а Эврисфей словно забыл о существовании Геракла. Однажды к Гераклу пришел посланник от Ясона, сына иолкского царя, у которого отнял власть над городом Иолком его родственник Пелий.

«Мой повелитель Ясон,— сообщил посланник,— собирает самых отважных героев Эллады, чтобы вместе с ними отправиться морским путем на край света, в Колхиду, за шкурой золоторунного барана. Царь Колхиды Ээт не по праву владеет этим руном. Вернуть в Элладу золотое руно — дело доблести и чести. Принимаешь ли ты приглашение Ясона?»

«Пропади она пропадом эта служба трусливому Эврисфею! — вскричал Геракл.— Я не раб ему! Я иду с тобой!»

Так пришел Геракл в фессалийский Иолк. Лучшие сыны Эллады уже собрались там, чтобы отправиться на крепком быстроходном корабле названным «Арго» в царство Ээта.

Когда «Арго» миновал середину пути к далекой Колхиде, случилось несчастье: пропал Гилас, самый юный среди аргонавтов и большой друг Геракла.

Долго искал Геракл своего любимца на неприветливом берегу, куда высадились аргонавты, чтобы пополнить запасы пресной воды, но так и не нашел его. Опечаленный потерей друга, Геракл отказался плыть с аргонавтами дальше и вернулся в Микены.

А там его ждал новый приказ Эврисфея: укротить Критского быка и доставить его в Арголиду. Этот бык приплыл когда-то к острову Крит, и критский царь Минос обещал богу морей Посейдону принести быка ему в жертву24. Но белоснежный бык с золотыми рогами так понравился Миносу, что царь оставил его себе, а Посейдону принес в жертву другого быка. Разгневался бог моря и наслал бешенство на золоторогого красавца. Вырвался бешеный бык из стойла, убежал с царского двора и стал грозой всего острова.

Получив приказ Эврисфея, Геракл отправился на берег моря и сел на финикийский корабль, направлявшийся к Криту.

Были то козни Геры или веление рока, но как только корабль вышел в открытое море, налетела свирепая буря. Долго носился корабль среди бушующих волн, пока не разбился о берег чужой незнакомой страны.

Здесь росли деревья, похожие на пучки больших перьев: прямо из ствола выходили толстые стебли, на которых качались листья, такие большие, что под каждым мог укрыться человек.

Геракл и его уцелевшие спутники пошли вдоль берега по горячему желтому песку и пришли в большой город у моря. «Вы в Египте,— сказали жители города,— а правит Египтом великий Бусирис, могучий и грозный царь».

Геракл попросил отвести его к царю. Но едва он вошел во дворец, как был схвачен и закован в цепи.

«Ты пришел вовремя, чужеземец,— сказал ему властитель Египта.— Сегодня праздник в моей стране, и я принесу тебя и твоих спутников в жертву нашим богам».

«Боги не принимают человеческих жертв», — возразил ему Геракл.

Бусирис засмеялся: «Не одну сотню лет в Египте приносят в жертву всех чужеземцев, и боги пока не разгневались на нас. Мы, египтяне, превзошли все народы в благочестии, и не тебе нас учить».

Когда Геракла подвели к алтарю и жрец в длинной белой одежде занес над ним жертвенный нож, могучий сын Зевса легко разорвал цепи, которыми был закован. Обрывком цепи он ударил жреца, расшвырял царскую стражу, потом отнял у Бусириса меч и заколол жестокого царя.

Пораженные силой героя, египтяне не посмели его тронуть. Геракл освободил своих спутников и поспешил с ними в гавань. Там они нашли корабль, который за скромную плату доставил их на остров Крит.

Исполнение самого подвига, ради которого он был послан, не было для Геракла трудным. Встретившись с бешенным Критским быком, Геракл прыгнул ему на спину, обвил рога цепью и туго затянул ее. Тщетно старался бык сбросить со спины неожиданную ношу — крепко сидел Геракл, все сильнее и сильнее сжимая ногами его ребра. Жалобно мыча, побежал бык к морю, бросился в волны и поплыл. В море бешенство покинуло его, и он стал смирным, как рабочий вол на поле. Направляемый рукой Геракла, поплыл бык через море до самого Пелопонеса.

Геракл сам отвел быка на скотный двор Эврисфея. Но пастухи не смогли удержать его в хлеву. Вырвался бык на свободу и ушел гулять по всему Пелопонесу, никому не даваясь в руки, пока его не поймал молодой Тесей, сын афинского царя Эгея.

Седьмой подвиг Геракла: критский бык

Критский бык

После запутанного дела со стимфалийскими птицами Геракл легко избавился от критского быка.

В то время Минос, царь Крита, контролировал многие острова в морях. вокруг Греции и был настолько могущественным правителем, что афиняне каждый год присылали ему дань. О Крите рассказывают много бычьих историй. Зевс в образе быка имел перевезли на Крит Европу, мать Миноса. а критяне любили прыжки через быков, в которых участники схватили быка за рога и перекинули через его спину.


Фреска с изображением быка из дворца Миноса в Кноссе
Фотография предоставлена ​​Департаментом археологии Бостонского университета, коллекция Сола С. Вайнберга

Сам Минос, чтобы доказать свои претензии на трон, обещал морскому богу Посейдону, что он принесет в жертву все, что бог послал ему из моря. Посейдон послал быка, но Минос подумал, что это слишком красиво, чтобы убить, и поэтому он принес в жертву другого быка. Посейдон был в ярости из-за того, что Минос нарушил свое обещание. В гневе он сделал быка буйствовал по всему Криту и заставил жену Миноса Пасифаю влюбиться в животное. В результате Пасифаи родила Минотавра, чудовище с голова быка и тело человека. Миносу пришлось заткнуть этого зверя в Лабиринт, огромный лабиринт под дворцом, и каждый год он кормил его заключенных из Афин.

Когда Геракл добрался до Крита, он легко повалил быка на землю и вернул его царю Эврисфею. Эврисфей выпустил быка на волю. Он бродил по Греции, терроризируя народ, и оказался в Марафоне, городе недалеко от Афин.

Веревки Геркулеса Критский Бык
Миссисипи 1977.3.61a и b, Аттическая амфора с черной фигурой на шее, ок. 530-520 гг. до н.э.
Фотография Марии Дэниелс, любезно предоставлена ​​университетскими музеями, Университет Миссисипи
Геракл гонит быка обратно в Микены
Бостон 99.538, Аттическая двуязычная амфора, ок. 525-500 гг. до н.э.
Из Caskey & Beazley, табличка LXVII. С разрешения Музея изящных искусств в Бостоне.

Афинский герой Тесей подвел итоги этой истории. Он убил Критский бык на марафоне. Позже он отплыл на Крит, нашел дорогу к центр Лабиринта и убил Минотавра.


Тесей сражается с Минотавром
RISD 25.083, Аттическая амфора с черной фигурой, ок. 550-530 гг. до н.э.
Фотография Марии Дэниэлс, предоставлено Художественным музеем RISD, Провиденс, Род-Айленд.

(дас)

Дополнительные сведения об этих темах см. в разделе Дополнительные ресурсы.


  • Подвиг 1: Немейский лев
  • Подвиг 2: Лернейская гидра
  • Подвиг 3: Олень Керинии
  • Подвиг 4: Эриманфский кабан
  • Подвиг 5: Авгиевы конюшни
  • Подвиг 6: Стимфалийские птицы
  • Подвиг 7: Критский бык
  • Подвиг 8: Лошади Диомеда
  • Подвиг 9: Пояс Ипполиты
  • Труд 10: Крупный рогатый скот Гериона
  • Подвиг 11: Яблоки Гесперид
  • Труд 12: Цербер

Этот экспонат является подмножеством материалов из цифровой библиотеки проекта «Персей» и защищен авторским правом. Пожалуйста, присылайте нам свои комментарии.

Седьмой подвиг критского быка Геракла роялти бесплатно вектор

Седьмой подвиг критского быка Геракла роялти бесплатно вектор
  1. лицензионные векторы
  2. Геракл векторов
ЛицензияПодробнее
Стандарт Вы можете использовать вектор в личных и коммерческих целях. Расширенный Вы можете использовать вектор на предметах для перепродажи и печати по требованию.

Тип лицензии определяет, как вы можете использовать этот образ.

Станд. Экспл.
Печатный / редакционный
Графический дизайн
Веб-дизайн
Социальные сети
Редактировать и изменять
Многопользовательский
Предметы перепродажи
Печать по запросу
Способы покупкиСравнить
Плата за изображение $ 14,99 Кредиты $ 1,00 Подписка $ 0,69

Оплатить стандартные лицензии можно тремя способами. Цены $ $ .

Оплата с помощью Цена изображения
Плата за изображение $ 14,99 Одноразовый платеж
Предоплаченные кредиты $ 1 Загружайте изображения по запросу (1 кредит = 1 доллар США). Минимальная покупка 30р.
План подписки От 69 центов Выберите месячный план. Неиспользованные загрузки автоматически переносятся на следующий месяц.
Способы покупкиСравнить
Плата за изображение $ 39,99 Кредиты $ 30,00

Существует два способа оплаты расширенных лицензий. Цены $ $ .

Оплата с помощью Стоимость изображения
Плата за изображение $ 39,99 Оплата разовая, регистрация не требуется.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *