Основателем москвы являлся князь: Кто является основателем Москвы? — ответ на Uchi.ru

Коллекция легенд об основании Москвы

Михаил МИНЦ

В 1997 г. отмечалось 850-летие Москвы. Понятно, что подобные цифры-юбилеи всегда несколько условны.
Общепризнанная дата основания нашей столицы взята из Ипатьевской летописи: под 1147 годом в ней описывается встреча суздальского князя Юрия Долгорукого и черниговского князя Святослава Ольговича, происшедшая в Москове.
Но уже из того, что в 1147 г. два князя избрали этот город местом своей встречи, следует, что основан он был значительно раньше.
По современным археологическим данным, Москва возникла, вероятнее всего, около 1000 лет назад. Однако точных данных о времени и, тем более, обстоятельствах ее основания нет. Отсутствие этих данных с успехом компенсируется множеством легенд, популярных и непопулярных, более или менее правдоподобных, самого различного содержания. Наиболее известные из них я хотел бы рассмотреть.

Князь, боярин, чудесное видение и кровная месть
Кремль в конце XV века.

Акварель А.М.Васнецова

Можно выделить восемь легенд об основании Москвы. Вначале следует остановиться на четырех из них, имеющих общие черты.
Самая подробная и известная из них — легенда о князе Юрии Долгоруком и боярине Степане Кучке. Она была записана в XVII в. по поручению царя Алексея Михайловича.
В то время поисками преданий о столице растущего Российского государства занимались независимо друг от друга четыре разных человека. Каждый из них слышал устные рассказы, которые, видимо, существенно разнились. В результате получилось четыре повести.
Рассказ о Степане Кучке — самый правдоподобный из них1.
Согласно легенде, в 1158 г. (!) князь Юрий Долгорукий ехал из Киева во Владимир.

Посреди болота он увидел «огромного чудного зверя. Было у зверя три головы и шерсть пестрая многих цветов… Явившись людям, чудесный зверь затем растаял, исчез, словно туман утренний».
Греческий философ на вопрос Юрия о значении видения сказал, что в этих местах «встанет град превелик треуголен, и распространится вокруг него царство великое. А пестрота шкуры звериной значит, что сойдутся сюда люди всех племен и народов».
Князь поехал дальше и увидел город Москву, бывшую во владении боярина Кучки. Юрий решил остановиться в этом городе, но Кучка «не почте великого князя подобающею честию»2.
Сначала он отказался впустить Юрия с дружиной в город под предлогом нехватки места в хоромах, которые якобы были недавно частично разобраны и теперь строились заново, а затем и вовсе отказался подчиняться князю, говоря, что все беглые из владимиро-суздальских вотчин сбегаются к нему, и он скоро станет вровень с Юрием.

Тогда князь, заподозрив Кучку в сговоре с новгородцами, повелел «того боярина ухватити и смерти предати»3. После непродолжительного боя суздальская дружина через главные ворота ворвалась в город, а Кучка через малые ворота вместе с воеводой Букалом (по другой версии этой легенды, изложенной А.Ф.Малиновским, Букал был отшельником и жил в маленькой хижине неподалеку от Москвы4) и остатком воинов бежал в леса, где был вскоре настигнут и убит воинами Юрия.
Город Москва стал частью владений великого князя.
К детям Кучки, попавшим в плен, Долгорукий отнесся милостиво, говоря, что они не виноваты в преступлении своего отца. Дочь боярина Улита была выдана замуж за сына Юрия, Андрея Боголюбского; сыновья Яким и Петр стали его слугами.
Долгое время они жили в мире и согласии, но однажды, уже после смерти Юрия Долгорукого, Улита неожиданно встретила в лесу воеводу Букала, уже глубокого старца, и узнала от него историю гибели своего отца. Рассказ Букала Улита пересказала братьям. Охваченные жаждой мести, они решили убить князя Андрея.
Кучковичи напали на князя во время охоты, но Андрею удалось ускакать от них. Загнав коня, князь отправился дальше пешком и вышел на берег реки. Там он увидел перевозчика и попросил перевезти его на другой берег, но тот, выманив у князя плату вперед, уплыл прочь. Андрей, оставшись один и опасаясь погони, спрятался на ночь в сруб-могилу.
Кучковичи же, боясь его мести, на следующий день отправились на поиски, взяв с собой по совету Улиты любимого княжеского пса-выжлеца. Пес привел их к срубу-могиле, где спрятался князь, всунул голову в сруб и, радуясь хозяину, замахал хвостом. Увидев это, Кучковичи, раскрыв крышу на срубе, набросились на князя и убили его.
Но вскоре слуга Андрея, Давыд, ночью убежал к брату князя — Даниилу Юрьевичу Киевскому (вымышленный персонаж) — и рассказал ему, что Андрей убит. После этого Даниил пришел с войском под Москву, и москвичи выдали ему Кучковичей. Улита с братьями были казнены, а тела их положены в берестяные короба и пущены в озеро.
Согласно легенде, эти короба до сих пор всплывают по ночам на поверхность, «ибо таковых злодеев ни земля, ни вода принять не хотят». Что касается Даниила, то он после этого решил не возвращаться в Киев и стал московским князем5.
Из всех легенд об основании Москвы эта является, пожалуй, самой правдоподобной, так как она единственная, которая соотносится с известными фактами.
Во-первых, среди убийц Андрея Боголюбского летопись действительно упоминает неких Якима и Петра Кучковичей.
Во-вторых, во Владимирской области до наших дней сохранилось предание, что в Плавучем озере под Владимиром плавают в дубовых коробах братья Кучковичи, убитые за вероломство великим князем Всеволодом Большое Гнездо6.
Наконец, в-третьих, в летописи есть упоминание о том, что Москва раньше называлась Кучковым: «До Кучкова, рекше [то есть] до Москвы»7. В XIV—XV вв. летописи несколько раз называют одно из московских урочищ (в районе Сретенских ворот, Чистых прудов и Лубянской площади) Кучковым полем.
Что же касается слабых мест легенды, то одно из них видно сразу же: князь Юрий Долгорукий умер в 1157 г., за год до времени ее действия. Кроме того, согласно той же летописи, в которой упоминаются братья Кучковичи, причиной убийства ими Андрея Боголюбского была не месть за смерть Степана Кучки, а решение Андрея казнить за какой-то проступок брата своего слуги Якима Кучкова — Петра. В ответ Яким и организовал упомянутый в легенде заговор.
Я думаю, реальными событиями могли быть война между Долгоруким и Кучкой, победа Юрия и, возможно, убийство Кучковичами князя Андрея. Остальное же является литературным вымыслом.
Одновременно с легендой о Юрии Долгоруком была записана и другая, согласно которой Москву основал сын Александра Невского Даниил, который отнял земли у уже упомянутого боярина Кучки и был убит за это сыновьями последнего. Эта версия почти полностью копирует предыдущую; возможно, она возникла в результате ее пересказа.
Чудесное видение упоминается еще в одной легенде, записанной тогда же. В ней также говорится о Данииле, только уже не об Александровиче, а об Ивановиче, который, в отличие от Александровича, является, скорее всего, вымышленным персонажем. Он, повинуясь видению, основал на указанном в нем месте город, получивший название Москва.
Интересно, что сцена убийства князя, абсолютно аналогичная сцене убийства Андрея Боголюбского, имеется и в другом рассказе, не имеющем ничего общего с легендой о Кучке и Юрии Долгоруком. Там не названо имя князя, но сказано, что убийцы были подосланы к нему неверной женой. Вскоре после убийства брат князя захватил в плен и казнил изменницу и ее наемников, а затем на месте совершенного ими преступления основал город — «около красных сел по Москве-реке» — и назвал его Москвой8.

Мосох и другие персонажи
У стен деревянного города.

Автолитография А.М.Васнецова

Есть и еще одна интересная легенда о начале Москвы, также записанная в XVII в. — одновременно с рассказами о боярине Кучке.
Согласно этой легенде, город основал библейский герой Мосох, сын Иафета, внук Ноя. Легенда гласит, что когда-то, в незапамятные времена, он поселился на реке, которая носит сейчас название Москва, и основал там город. Названия реки и города, по мнению автора, происходит от имени Мосоха и его жены Квы. У Мосоха и Квы был сын Я и дочь Вуза, от чьих имен происходит название реки Яузы9.
Такой набор имен сразу наталкивает на мысль, что не названия рек происходят от имен Мосоха и членов его семьи, а, наоборот, имена Ква, Я и Вуза происходят от названий соответствующих рек.

Тем не менее легенда эта весьма популярна.
А.Асов в статье «Сколько лет Москве» приводит рассказ дьякона удаленного от Москвы Холопьего монастыря на реке Мологе, Тимофея Каменевича Рвовского: «И созда же тогда Мосох-князь и градец себе малый на превысоцей горе той над устии Явузы-реки, на месте оном первоприбытном своем именно московском, иде же и днесь стоит на горе той церковь каменная святаго и великаго мученика Никиты, бесов мучителя»10.
Ссылка на церковь мученика Никиты сделана, очевидно, для того, чтобы придать рассказу максимальную достоверность. Асов указывает также, что легенда о Мосохе может быть подтверждена географическими данными: на Кавказе есть река Моква и племя месхов11.
Многие церковные деятели называют эту версию правильной и по сей день. Очень популярной была она и в XVII в.

Олег, Букал и другие

Помимо этих уже описанных легенд об основании Москвы существуют и другие, менее подробные и менее известные.

Согласно одной из них, Москву основал сам князь Олег, правивший в 879—912 гг.: «Олег же нача грады ставите … и прииде на реку, глаголемую Москву, в нея же прилежат реки Неглинная и Яуза, и поставил град не мал, и прозва его Москва»12.
Бытовала также легенда об отшельнике Вукале или Букале (тезке воеводы Степана Кучки), жившем где-то рядом с Москвой и предсказавшем городу его судьбу13.
Наконец — единственная, пожалуй, легенда, неверность которой доказана, — легенда о Саре и Подоне. Интересна она своим происхождением.

Дело в том, что в 1261 г. в городе Сарай-Бату, в столице Золотой орды, было учреждено православное Сарское епископство. Вскоре по аналогии было создано Подонское епископство. Сарский епископ поддерживал тесную связь с Москвой и другими русскими городами. В Крутицах, что на Рязанской дороге, было устроено подворье для сарских епископов или их представителей, приезжавших в Москву или проезжавших в северные княжества. В конце XIII или в начале XIV в. оно превратилось в Крутицкий монастырь.
Около возвышенности, на которой стоял этот монастырь, протекали две речки, одна с севера, другая с юга. Чуть позже эти речки получили названия в честь Сарского и Подонского епископств: северная стала называться Сарой, южная — Подоном.
Еще чуть позже происхождение этих названий забылось, и появилась легенда, по которой город Москву основали некие Подон и Сара14.
Итак, получается целая коллекция легенд, причем довольно разнообразная. Интересно не только число основателей города, но и продолжительность самого процесса его основания: от первых веков после всемирного потопа до времени княжения Даниила Александровича.
Среди описанных легенд есть такие, недостоверность которых очевидна, есть и довольно правдоподобная версия — история о Кучке и Юрии Долгоруком.
Наверняка существуют и другие легенды, не попавшие в эту коллекцию. Возможно, в будущем будут найдены какие-то новые источники, которые помогут выяснить истинные обстоятельства основания Москвы и установить, какая же из версий правильна.


1 См.: Забелин И.Е. История города Москвы. М., 1990. С. 22—47.
2 Цит. по: Адулаев Э., Забусов В., Морозов А., Сухов В. История Москвы (XII—XX вв.). Официальное издание Правительства Москвы /Под ред. О.Волобуева. М.: Авизон, 1997.
3 Там же.
4 См.: Малиновский А.Ф. Обозрение Москвы / Сост. С.Р.Долгова. М.: Московский рабочий,
1992. С. 5.
5 См.: Муравьев В.Б. Московские предания и были. Изд. 2-е, доп. М., 1988. С. 5—14.
6 См.: Латышева Г.П., Рабинович М.Г. Москва и Московский край в прошлом. М., 1973.
С. 50—53, 55—57.
7 Полное собрание русских летописей. М., 1962. Т. 2. С. 60.
8 См.: Рабинович М. Первое в Москве. М.: Детская литература, 1965. С. 4—6.
9 См.: Рюмина Т.Д. История Москвы: Учебное пособие для VIII—IX классов. М.: Международный Дом Сотрудничества, 1996. С. 12.
10 Асов А. Сколько лет Москве? // Наука и религия. 1996. № 9. С. 16.
11 См. там же.
12 Цит. по: Рогачев А.В. Москва: город — человек — природа: Экспериментальное учебное пособие для учащихся старших классов. М: МИРОС; Издательский дом «Дрофа», 1994. С. 53—54.
13 См. там же.
14 См.: Бураков Ю.Н. Под сенью монастырей московских. С. 141—143.

у кого Юрий Долгорукий отобрал Москву — Кириллица — энциклопедия русской жизни

2022-04-01 12:35:24

Мы привыкли считать, что основателем Москвы является князь Юрий Долгорукий. Однако, по другим версиям князь просто отобрал город у другого правителя. Во времена царя Алексея Михайловича была записана легенда, согласно которой Долгорукий выступает вовсе не градостроителем, а захватчиком чужих земель.

«Обед силен…»

Официальной датой основания российской столицы является 4 апреля 1147 года, когда, согласно Ипатьевской летописи, состоялась встреча Юрия Долгорукого и его троюродного брата, северского князя Святослава Ольговича, в «Москове», в честь которой был дан «обед силен».

Однако археологические находки свидетельствуют о том, что Москва как укрепленный город существовала как минимум за сто лет до этого летописного упоминания. Так, еще при строительстве Кремля находили остатки деревянных укреплений XI века.

Встреча со зверем

Итак, вот легенда, записанная в XVII столетии. Если верить ей, то во времена Юрия Долгорукого на месте будущего града Москва находилось поселение, которым владел боярин Степан Кучка. В 1158 году (как видите, даже дата не совпадает с официальной датой основания Москвы!), князь Долгорукий направлялся из Киева во Владимир и по пути посреди болота увидел «огромного чудного зверя. Было у зверя три головы и шерсть пестрая многих цветов…»

Греческий мудрец, к которому князь по обычаю той эпохи обратился за толкованием видения, предрек, что в том месте, где явился зверь, «встанет град превелик треуголен, и распространится вокруг него царство великое. А пестрота шкуры звериной значит, что сойдутся сюда люди всех племен и народов».

Далее Долгорукий прибыл во владения Степана Кучки, но тот отказался впустить гостя и не оказал ему почета. Тогда разгневанный князь вместе со своей дружиной решил вступить в бой с боярином. Силы оказались неравными. Княжеская рать ворвалась в крепость через главные ворота, а разбитое наголову войско Кучки во главе с воеводой Букалом покинуло ее через малые ворота. Однако в лесу на них вновь напали княжеские дружинники. Кучка и его самые верные соратники были убиты, и князь присоединил Москву к своим землям.

Легенды о Кучковичах

Больше Юрий Долгорукий, правда, не зверствовал. По преданию, он даже женил своего сына Андрея Боголюбского на дочери Степана Кучки – Улите. Сыновей же Кучки — Якима и Петра – взял к себе на службу.

Поскольку на момент смерти отца Улита, Яким и Петр были еще детьми, они долго не подозревали о том, кто виноват в их сиротстве. Но как-то раз Улита повстречала в лесу воеводу Букала – ему единственному из боярской дружины удалось уцелеть. Тот рассказал ей, что случилось с ее отцом на самом деле. После того как Улита передала рассказ старика братьям, они решили отомстить Долгорукому, убив его сына и по совместительству мужа Улиты Андрея Боголюбского.

Замысел удался. Но верный слуга Андрея Давыд донес обо всем второму сыну Долгорукого – киевскому князю Даниилу. Тот явился с дружиной в Москву и потребовал выдать ему убийц брата. Всех троих Кучковичей не просто казнили: будто бы их тела не захоронили должным образом, а положили в берестяные короба и спустили на дно озера. Иногда по ночам короба с их останками всплывали на поверхность, «ибо таковых злодеев ни земля, ни вода принять не хотят». Что же до князя Даниила Юрьевича, то он сам стал править Москвой.

Вот какую кашу якобы заварил Юрий Долгорукий! Тем не менее, легенда косвенно подтверждается некоторыми историческими фактами. Прежде всего, Андрея Боголюбского, согласно летописным источникам, действительно убили, и среди убийц встречаются имена Якима и Петра Кучковичей. Также источники упоминают о том, что братья Кучковичи были казнены за предательство великим князем Всеволодом Большое Гнездо, а их останки положены в дубовые короба и пущены в Плавучее озеро под Владимиром.

Наконец, в летописях встречается информация о том, что древнее название Москвы было Кучково: «До Кучкова, рекше до Москвы». А в XIV—XV столетиях одно из московских урочищ, расположенное в самом центре столицы, в районе нынешних Сретенки, Чистых прудов и Лубянки, называли Кучковым полем!

Но имеются и несостыковки. Например, те же летописные источники утверждают, что Юрий Долгорукий скончался в 1157 году. Как же он тогда мог захватить Москву в 1158 году?! Также, если верить летописям, Андрея Боголюбского Кучковичи убили вовсе не из мести за убийство своего отца, а за его намерение казнить за что-то Петра Кучковича.

Косвенной реабилитацией Долгорукого могут послужить и альтернативные предания о том, что град Москва был отобран у все того же Степана Кучки князем Даниилом, сыном Александра Невского, который затем был убит сыновьями боярина. В некоторых легендах отчество князя Даниила упоминается не как Александрович, а как Иванович.

Существует и еще один источник, где приведена сцена убийства князя, якобы по наущению неверной жены. Там говорится, что убийцы были захвачены в плен и казнены братом убитого, который затем «около красных сел по Москве-реке» основал город Москву… Никакие конкретные имена в тексте не упоминаются.

Читайте наши статьи на Дзен

Великие князья Московские

Московское княжество было одним из старейших княжеств северо-востока России. Когда в летописях впервые упоминается о существовании Москвы (1147 г.), это была лишь маленькая крепость-село, принадлежавшая владимирским князьям. В этот период Татарский хан был государем всей Руси. Этого-то русские и называли царем, и титул великого князя с относящимися к нему привилегиями передавался тому или иному из русских князей по его воле. Татары мало вмешивались во внутреннюю жизнь русского народа: они больше заботились о получении максимально возможной финансовой выгоды. Иван Калита, как и его преемники, нашел способ удовлетворить татарскую жадность. Прозвище калита означает «кошелек» или «мешок» и говорит нам о том, каким было качество «первой связать воедино землю Руси». Русские князья, которым татары доверили взимание дана, посылали послов в «Золотую Орду» или сами прибегали туда с богатыми дарами, чтобы снискать себе дружбу хана и его войска — дружбу, которая позволили им подчинить себе своих соперников, других русских князей.

Но чтобы победить в политической борьбе, Москва должна была сначала победить как экономический организм. Этой последней победе способствовало географическое положение Москвы, на важном торговом пути, соединявшем торговый район Смоленска с районом Волги, который пересекал другой тракт, ведущий из богатого Новгорода в Нижний Новгород. Когда после захвата Константинополя французами и итальянцами и подкрепления кочевников около устьев Днепра пришлось отказаться от знаменитого пути «из варягов в греки», был избран другой торговый путь — Дон- и одним из главных пунктов этого нового шоссе была Москва.

Позже, в десятом веке, Московское княжество вступило в торговые сношения с портами Белого моря и Северного Ледовитого океана и таким путем быстро вызвало оживленную торговлю между Англией и Россией. В настоящее время Москва стала расчетной палатой и центром всех торговых путей России; но уже к концу четырнадцатого века город насчитывал несколько десятков тысяч жителей и в этом отношении не уступал величайшим городам Европы.

Находясь в центре страны и поэтому мало беспокоясь о нападениях иностранных соседей, княжество извлекало экономическую выгоду из своего географического положения и давало убежище компактной массе земледельцев, чья продукция вскоре превысила продукцию Киевской области. Кроме того, колониальная политика московских князей способствовала развитию сельскохозяйственного производства государства; часть своих средств они употребили на выкуп русских военнопленных у татар и заселение ими своих владений.

Экономическая мощь Московского княжества и его дружба с ханом привели к притоку бояр. Многие вассалы князей тверских, нижегородских и других покинули своих сюзеренов и поступили на службу к князю московскому. Их примеру последовали и малые князья, превратившиеся из самостоятельных сеньоров в московских холопов, а других покорили силой.

Лишь в начале четырнадцатого века Москва стала отдельным княжеством при первом ее князе Данииле Александровиче, унаследовавшем Москву от своего отца, знаменитого Александра Невского. При Данииле и его преемнике Юрии Московское княжество быстро расширилось, поглотив города Коломну, Можайск и Переяславль-Залесский, и стало Великим или Высоким княжеством при втором преемнике Даниила, Иване Калите (1328 г.). Иван Калита (1328-1341) «собрал русские земли», и Москва стала митрополией. С этого времени Москва продолжала наносить удары по своим феодальным соседям, постепенно поглощая раздробленную землю России и централизуя политическую власть.

Благодаря этим фактам Москва была уже в первой половине XV века самым могущественным из феодальных государств России, или, точнее, самым могущественным из ее феодальных объединений, для княжеств того периода, как мы видели, были не государства в современном смысле этого слова, а союзы феодальных владений различных размеров. В середине XV века независимыми от Москвы были еще только два великих княжества — Тверское и Рязанское, но и они вскоре были поглощены.

Успех московских князей отчасти был обязан церкви, ибо интересы важнейших из феодальных церковников, митрополитов Владимирских, совпадали с интересами великого княжества Московского. Митрополит всегда был в соперничестве с архиепископом тверским, точно так же, как князь московский всегда боролся с князем тверским. Тверское княжество, находившееся в углу Московского княжества, затрудняло торговый обмен между Москвой и Новгородом. Тверское архиепископство, врезавшись в религиозные владения митрополита, давало приют всевозможным «еретическим» идеям и прежде всего движению церковной реформы, направленному против симонии, т. так высоко выгодно митрополиту.

Дмитрий Донской (1363-1389) установил первородство, а его сын Василий (1389-1425) правил первым потомственным князем. После смерти Василия произошла последняя борьба между сторонниками первородства и старшинства, и с 1450 г. было установлено правило, что наследник должен быть завещан старшему сыну. Москва стала наследственной монархией, поглотила княжества, сбросила татарское иго в 1480 г. и, наконец, в 1523 г. объединила русские земли в могущественное царство.

В конце XV века борьба московского князя с другими князьями, кровавый конфликт, отмеченный не одним преступлением, закончилась победой Москвы и объединением большей части Северо-Восточной Руси. Но это еще не была победа абсолютной монархии. Безусловно, количественные изменения в жизни Московского княжества и расширение последнего сопровождались качественными изменениями. Но принцип государства оставался прежним, и князь Московский оставался не столько государем и политическим начальником, сколько владельцем обширных владений. Характерное для феодализма смешение частного и публичного права еще имело место в Великом княжестве Московском. После своего триумфа над другими княжествами великий князь продолжал владеть своим городом Москвой, как он владел, скажем, своим столовым сервизом. Оба были его частной собственностью, с которой он обращался не как монарх, а как хороший землевладелец.

НОВОСТИ ПИСЬМО

Присоединяйтесь к списку рассылки GlobalSecurity.org
Введите свой адрес электронной почты

Благоверный князь Даниил Московский

Тропарь и кондак

Святой князь Даниил Московский родился во Владимире в 1261 году. Он был четвертым сыном святого Александра Невского (память 30 августа и 23 ноября) и его второй жены Вассы. Когда ему было два года, он потерял отца. Дата кончины его матери в летописях не указана; известно только, что она была погребена в храме Рождества Христова при Владимирском Успенском монастыре (Княжеский монастырь), а окружающие почитали ее как «Праведную».

В 1272 году князь Даниил получил в надел город Москву и прилегающие к ней земли. Святой князь построил церковь (и монастырь при ней) в честь своего покровителя, святого Даниила Столпника (память 11 декабря) на берегу Москвы-реки.

В этот период Московское княжество было небольшим и ненавязчивым. Подрастая, князь Даниил укреплял и расширял его, но не несправедливо и не насильственно, а мирно и доброжелательно. Это было время волнений. Между удельными князьями шла братоубийственная борьба. Нередко кровопролития удавалось предотвращать, благодаря князю Даниилу и его неустанному стремлению к единству и миру в Русской земле.

В 1293 году его брат, великий князь Александр, с призванными из Орды татарами во главе с Дюденем («Дюденевское войско») опустошил русские города: Муром, Суздаль, Коломну, Дмитров, Можайск, Тверь. Князь Даниил решил присоединиться к ним в Москве, чтобы спасти свой народ от гибели, ибо он был недостаточно силен, чтобы сопротивляться.

Принц приготовился к ужасным разрушениям и грабежам. Отстаивая свои права, святой Даниил был вынужден выступить против своего брата близ местечка Юрьево Толчище («Юрьевская Молотня»), но миролюбие его превозмогло, и кровопролитие было предотвращено.

В 1300 году, когда рязанский князь Константин тайно готовился к внезапному штурму Московского княжества, князь Даниил отправился с войском на Рязань. Он разбил врага, взял в плен Константина и истребил множество татар. Это была первая победа над татарами, хотя и не громадная победа, но достойная внимания как первый толчок к свободе.

Разбив рязанского князя и рассеяв его сообщников татар, князь Даниил не воспользовался своей победой для захвата чужих земель или взятия добычи, как это было принято в те времена. Вместо этого он показал пример истинного нестяжательства, любви и братства. Святой князь никогда не прибегал к оружию для захвата чужих земель и никогда не отнимал имущества других князей ни силой, ни предательством. И поэтому Господь счел нужным расширить границы своего княжеского царства.

Князь Иоанн Переславско-Залесский, племянник Даниила, был кроток и благочестив и благосклонен к бедным, а дядю почитал и любил. Умерев бездетным в 1302 году, он завещал свое княжество святому Даниилу. Переславские земли вместе с Дмитровом имели больше всего жителей после Ростова, с соответствующей фортификацией, приличествующей крупному городу. Переславль-Залесск был хорошо защищен со всех сторон. Но святой князь остался верен Москве и не перенес столицу своего княжества в более сильное и значительное место Переславль. Эта аннексия позволила Москве считаться самым значительным княжеством. Здесь был установлен принцип объединения Русской земли в единое могущественное царство.

Через века ясно явился промысел Божий о России и ее судьбе!

Благодарный за постоянные благословения Одигитрии как в личной жизни, так и в жизни Русского царства, отец святого Даниила, святой Александр Невский, сказал: «Не в силе Бог, но правильно!»

В 1303 году святой Даниил тяжело заболел. Он принял великую схиму и повелел похоронить его в Даниловом монастыре. В своем глубоком смирении он хотел, чтобы его похоронили не в церкви, а на общем монастырском кладбище. Святой князь скончался 4 марта.

Не прошло и тридцати лет после преставления святого князя Даниила, как основанный им Данилов монастырь был преобразован в Московский Кремль, храм — в приходской, а кладбище — в немонастское.

При великом князе Иване III (1462-1505) святой Даниил напоминал о себе своим забывчивым потомкам. Он явился как незнакомец юноше, посещавшему великого князя, и сказал: «Не бойся меня. Я был христианином и хозяином этого места, меня зовут Даниил, князь Московский, и по воле Божией я здесь. Скажи великому князю Иоанну обо мне, говоря: ты развлекаешься, а меня забыл, а Бог меня не забыл».

После этого Великий Князь приказал петь в соборе панихиды по своим князьям-предкам. При царе Иване Грозном на могиле преподобного Даниила исцелился умирающий сын купца. Царь, пораженный чудом, отремонтировал древний Данилов монастырь и установил ежегодный крестный ход. Митрополит провел к гробнице святого князя и отслужил там панихиду.

В 1652 году святой князь Даниил прославился обретением нетленных мощей, которые 30 августа были перенесены в храм святых отцов Седьмого Вселенского Собора.

Святые мощи помещены в раку «во славу Святой Троицы и для исцеления немощных». Митрополит Московский Платон (+ 1812) в составленном им Житии святого князя пишет: «Основатель заложил основу величия Москвы, скромно проделав к ней только малый путь. Как всякое здание, построенное не с излишней поспешностью, а с большим искусством и искусством, получает особую твердость и стоит нерушимо долгое время; подобно высокому дереву, которое растет в течение многих столетий, начав с маленького деревца, а затем постепенно становится более крепким, с его ветвями, раскинувшимися далеко вокруг, так и этот город должен был вырасти из небольшого, но прочного начала, чтобы его первая искра не ослепляла глаза завистников, и поэтому он не будет колебаться или падать рано, прежде чем он достигнет своей полной высоты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *