Творчество фонвизина: Краткая биография Фонвизина, творчество Дениса Ивановича и интересные факты

Творческий путь Д. И. Фонвизина

1. Начало пути: Фонвизин — басенник.
2. Комедия «Бригадир»
3. «Недоросль» как сатира своего времени.
4. Новаторство писателя.

Д. И. Фонвизин — писатель во многом знаковый для литературы 1760 — 1780-х годов. Своеобразие и отличие творчества Фонвизина определяется в первую очередь тем, что писатель стоит у истоков нового этапа развития русской сатиры.

 

Деятельность Фонвизина-литературоведа началась с перевода басен известного в то время датского поэта Гольберга. Позже он и сам начал писать еще во многом «сырые», но интересные для своего времени басни и притчи. Однако, будучи уже известным как переводчик, Фонвизин не раз попадал в неловкое положение — большинство созданных им басен считали либо изящно выполненными переложениями иностранных произведений на русский язык, либо откровенным плагиатом. Все же несколько басен до сих пор известны как подлинное творчество Фонвизина и представляют особый интерес для раскрытия начальных этапов творческого пути мастера.

Это политическая басня «Лисица-казнодей» и сатира «Послание к слугам моим, Шумилову, Ваньке и Петрушке», написанные в 1760 году.

Первое названное произведение было написано вскоре после смерти императрицы Елизаветы и стало гневным откликом на церковную церемонию, связанную с ее похоронами. Писатель высмеял в своем произведении подхалимство и лизоблюдство придворных и раскрыл перед читателем истинную суть поступков высших мира сего. Император «Царь-лев» изображен как «пресущий скот», а царство его и руководство народом основаны на угнетении и насилии:

В его правление любимцы и вельможи
Сдирали без чинов с зверей невинных кожи.

Второе произведение представляет читателю разговор автора со своими слугами. На вопрос: «На что сей создан свет? — автор так и не смог получить внятного ответа. Шумилов считает, что смысла в вопросе нет, что удел крепостного — вечное рабство и унижение слуги; он просто не готов высказать свои мысли, которых скорее всего и нет вовсе.

Ванька высказывает свое мнение о том, что «здешний свет» дурен, и говорить о нем — безделица, ничего не стоящий разговор. Петрушка, лакей, также не может ответить на вопрос, однако с гордостью заявляет о своем намерении пожить в свое удовольствие в этом свете. Становится очевидным для всех, что никакого высшего божественного замысла нет, и что общество и деление на сословия устроено, по меньшей мере, неразумно. Первым крупным сатирическим произведением писателя стала комедия «Бригадир», написанная в 1763 году. В комедии блестяще обыгран распространенный в XVIII веке сюжет, при этом избитая комедийная тема получила новое осмысление и стала чуть ли не новаторством в театральной традиции. Родители стремятся выгодно женить детей, которые давно отдали свои сердца другим. Две семьи — Советника и Бригадира — решают устроить брак бригадирского сына Ивана и советничьей дочери Софьи. При этом начавшую было развиваться по стандарту интрижку Фонвизин «закручивает» в совершенно иную сторону: бригадирский сынок начинает ухлестывать за Советницей, при этом Бригадир готов подвинуть своего сына в битве за прекрасную даму.
За Бригадиршей начинает охоту Советник, и благоразумную Софью оставляют в покое, с выбором ее сердца. Подобные столкновения чувств и интрижки введены Фонвизиным в текст не случайно. Таким образом, автору удается продемонстрировать всю нелепость и пошлость поведения крепостников и щеголей-галломанов. В отношении жанра «Бригадир» — комедия для русской литературы необычная. Это одна из первых в истории русской сатиры и драматургии «комедия нравов». Процесс становления подобного рода характеров еще не показан автором, но объяснение поведения и порывов каждого из персонажей уже присутствует в тексте комедии. Множество новаторских приемов — саморазоблачение, откровенная буффонада, гротеск, — делает комедию понятной и смешной даже для современного читателя.

Следующее произведение Фонвизина «Недоросль», комедия, написанная в 1781 году. Она является важнейшим этапом в жизни и творчестве писателя. Это произведение стало программным и явилось наивысшей точкой развития отечественной сатиры XVIII века.

Основной задачей, которую автор поставил перед собой, было разоблачение гнилых нравов того времени, становление которых обусловлено сложившийся традицией взаимоотношений людей внутри закомплексованного и законсервированного общества.

Основная тема комедии — злонравие крепостников, которое Фонвизин представляет как самое страшное социальное зло. Основной конфликт эпохи — помещичий произвол и бесправие крепостных крестьян — является лейтмотивом всего произведения. Основной предмет изображения, таким образом, не дворянство само по себе, а дворянское сословие, показанное в тесном взаимодействии с крепостными.

 

Проблема комедии — разложение дворянства как основного правящего сословия страны. Автор представляет зрителю непривычный, но легко представимый даже современному читателю мир, где одни люди владеют другими. Правящей фигурой этого мира является госпожа Простакова — «презлая фурия» и «госпожа бесчеловечная». Полновластная хозяйка этого мира, Простакова подчиняет себе и рабов-крепостных (старуху Еремеевну, Тришку, девку Палашку), и родных и близких себе людей, в которых она не может найти ни поддержки, ни опоры.

Автор стремится открыть две проблемы современного ему общества. Дело в том, что раболепие крепостного строя не только убивает все человеческое в крепостных, делая их бездушным и безропотным стадом, но и развращает самих крепостников, дает упиться властью над людьми и с каждым новым непристойным поступком толкает вниз по наклонной плоскости все ниже и ниже.

 

Впервые в русской драматургии Фонвизиным было не только качественно и полно дано возможное решение социального вопроса, но и полновесно и объемно описаны положительные герои. До этого только зло получалось зримым и весомым, положительные герои при этом воспринимались по-другому — их речи и поступки казались слишком прямолинейными и наигранными. У Фонвизина и положительные герои получили право на жизнь. Они чувствовали, говорили и действовали как живые герои, а не как запрограммированные на добро машины.

Сложно создать произведение, которое стало бы актуальным не только для современного читателя, но и для грядущего поколения.

Одной злободневной темы мало, требуется еще и недюжинный писательский талант в сочетании с чистой и ясной мыслью. Однако и талант не такая уж и простая вещь. Даже природный талант требует постоянного развития, шлифовки.

Фонвизин прошел сложный творческий путь. Начав с довольно «сырых» и серых произведений, он смог отточить свой писательский дар до такой степени, что стал не только выдающимся писателем своего времени, но и автором-новатором, открывшим всей русской литературе двери на новую ступень развития.

Жизнь и творчество Дениса Ивановича Фонвизина (14 апреля- 275 лет со дня рождения просветителя и дра — МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ «МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА КУРЧАТОВСКОГО РАЙОНА» КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Денис Иванович Фонвизин – жизнь и творчество.

Русский литератор екатерининской эпохи, создатель русской бытовой комедии. Секретарь главы русской дипломатии Н. И. Панина, статский советник. Старший брат сенатора П. И. Фонвизина.

Родился: 3 апреля 1745 г. , Москва, Российская империя

Умер: 12 декабря 1792 г. (47 лет), Санкт-Петербург, Российская империя

Краткая биография Фонвизина Дениса Ивановича.

Денис Иванович Фонвизин родился в Москве 3 апреля 1745 года. Его фамилия происходит от Лифляндского древнего рода. Немецкий барон Петр Фон Висин ещё при царствовании Иоанна Грозного покинул родину и переехал в Россию. После середины XIX века фамилия Фон Висин стала писаться слитно – Фонвизин. В семье Дениса Ивановича было восемь детей. Отец сам занимался их обучением. Как только в Москве открылась дворянская школа, Иван Фонвизин отдал туда своих старших сыновей – Павла и Дениса.

Университетские годы.

Денис отлично учился в гимназии. Как лучшего ученика его представили императрице Елизавете Петровне и меценату Московского университета Ивану Ивановичу Шувалову. Великолепие Петербурга, шик и роскошь царского дворца, спектакли в театре – все это произвело на Дениса огромное впечатление. К окончанию гимназии Фонвизин участвовал в публичных выступлениях как на русском, так и на немецком языке. В 1759 году он стал студентом университета и с блеском закончил его через 3 года, не достигнув восемнадцати лет.

Московский университет был первым университетом Российской империи с тремя факультетами: права, медицины и философии. Его особенностью было наличие гимназии, состоящей из двух отделений – для дворян и разночинцев. В то время университет только начал своё развитие, но Фонвизин вышел из него с довольно обширными знаниями, культурной заинтересованностью и владением иностранными языками. В то время университет был средоточием культурной жизни всего города. Асессор Михаил Херасков (эта должность предполагала вести контроль над студентами) стал руководить университетским театром, тогда же взял попечительство над типографией и выпустил журнал «Полезное Увеселение». Основная тема журнала – это оды, элегии, проза философского характера. Увлечение литературой захватило и Фонвизина. В «Полезном Увеселении» был напечатан его перевод повествования «Правосудный Юпитер». Денис Иванович стал заниматься переводом с немецкого языка: Перевод сказок датчанина Гольберга. Несколько переводных статей были изданы в журнале «Собрание лучших сочинений». Перевод Овидия «Метаморфозы». Перевод произведения «Геройская добродетель» Террасона Перевод стихами трагедии Вольтера «Альзира».

Карьера.

После окончания университета он пошёл на военную службу, но как только появилась возможность, перевёлся в коллегию иностранных дел на должность переводчика. Вскоре он переехал в Петербург, где за короткое время сделал успешную карьеру. Такой стремительный успех по службе объясняется тем, что Денис был очень грамотным и светским человеком. А литература и переводы помогали ему завести полезных друзей и покровителей. С возрастом у Фонвизина развилось большое острословие и ирония. Он подмечал все недостатки общества и остроумно их высмеивал, чем нажил себе немало врагов. Одним из них был драматург Владимир Игнатьевич Лукин, секретарь министра Елагина. Лукин признавал таланты Фонвизина, но вражда между ними не прекращалась, вплоть до увольнения Лукина. Несмотря на государственную службу, Денис Иванович продолжал заниматься литературной деятельностью. Он увлёкся учением французских философов-атеистов, что отразилось в некоторых его произведениях. Отказ от веры был недолгим, и литератор снова стал глубоко религиозным человеком.

Самое главное произведение.

После написания знаменитой комедии «Бригадир», автор стал знаменит на весь Петербург. Фонвизина приглашали читать своё произведение в известные дворянские дома и даже во дворец к императрице.

 Позже «Бригадир» был поставлен на сцене театра и долгое время имел необыкновенный успех. Помимо комедии, Денис Иванович продолжал заниматься переводами в прозаической форме. В 1769 году, Фонвизин перешёл на службу к графу Никите Ивановичу Панину в коллегию по иностранным делам. Здесь он быстро пошёл вверх по карьерной лестнице, очень много работал, вёл переписку и помогал Панину во всём. За усердную службу Панин щедро наградил своего подчинённого. Он подарил ему больше тысячи крепостных крестьян в Витебской области.

Семья Фонвизина.

В 1774 году Денис Иванович Фонвизин женился на Екатерине Роговиковой (Хлоповой). Со своей женой он прожил счастливую жизнь, построенную на уважении и доверии друг к другу. Хотя всю жизнь он любил только одну женщину Анну Приклонскую. Приклонская была замужем, не обладала сверхъестественной красотой, но считалась очень умной и образованной женщиной. Она отвечала Фонвизину взаимностью, но расстояние и замужество Анны помешало им создать союз. После отставки своего начальника Панина, Фонвизин не покинул его. Они продолжали совместную работу над государственными реформами. В 782 году Денис Иванович вышел в отставку с пожизненной пенсией, пожалованной ему императрицей. Получив в своё распоряжение много свободного времени, литератор занялся постановкой на сцене ещё одного своего знаменитого произведения «Недоросль». Пьеса стала настолько популярной, что была переведена на немецкий язык и поставлена в европейских театрах. В пожилом возрасте Фонвизин страдал от серьёзных заболеваний. Но даже в таком положении он не переставал работать над литературными трудами. После смерти Денис Ивановича прошло уже больше двухсот лет, а его сатира, литературные идеи и произведения до сих пор не потеряли свою актуальность.

Интересные факты.

Написать комедию «Бригадир» его сподвигло заграничное путешествие. Любимым автором Фонвизина был Жан-Жак Руссо. Ему посвящена страничка в Википедии. Именем Дениса Фонвизина названо несколько улиц и переулков в России и Украине. О нем много писал Пушкин. Фонвизин не успел написать своё самое последнее произведение до конца «Чистосердечное признание».

Интересные факты из жизни Фонвизина

1.Предки Фонвизина были рыцарями родом из Лифляндии. В своё время они переехали в Россию, где с течением лет и ассимилировались.

2.Изначально их фамилия писалась, как «фон Визин», но в России прижилось слитное написание. Эту трансформацию на русский манер одобрил и Пушкин (см. интересные факты о Пушкине).

3.В Московском университете Денис Фонвизин проучился всего два года, что не помешало ему получить направление в университет Санкт-Петербурга и характеристику лучшего ученика философского факультета.

4.Своим любимым писателем сам Фонвизин считал Жана-Жака Руссо.

5.Знаменитый литературный критик Белинский высоко оценивал творчество Фонвизина, особенно раннее (см. интересные факты о Белинском).

6.В тексте пушкинского «Евгения Онегина» упоминается имя Фонвизина.

7.В Украине три улицы носят имя великого писателя. В России — пятнадцать улиц и один переулок.

8.Высший свет впервые обратил внимание на талант Фонвизина после того, как он опубликовал свой перевод произведения француза Вольтера «Альзира», очень качественный. Французским языком литератор владел в совершенстве.

9.Во время работы на государевой службе Фонвизин приложил руку к законопроектам о реформах, призванных освободить крестьян от повинностей.

10.Наиболее известным произведением за авторством Фонвизина считается «Недоросль». Об этой книге высоко отозвался сам В. Ключевский.

11.Писатель творил в разных жанрах, как серьёзных, так и не очень. Первой его комедией стало произведение «Бригадир».

12.В последние годы жизни Фонвизин страдал от тяжёлой болезни, но так и не оставил творчества. На закате жизни он начал писать автобиографическую повесть, но так и не успел её закончить.

Артур Фонвизин Советский художник-акварелист :: люди :: Россия-ИнфоЦентр

Артур Фонвизин

Дата рождения: &nbsp 11 января 1883 г.
Умер: 19 августа 1973 г.

Советский художник-акварелист

Артур Владимирович Фонвизин родился в семье лесничего. В 1901 поступил в Московский университет живописи, ваяния и зодчества, но был отчислен вместе с двумя друзьями, Михаилом Ларионовым и Сергеем Судейкиным, за организацию выставки без разрешения администрации университета.


В 1904-06 годах продолжил образование в частных студиях Мюнхена, Германия.
В первое десятилетие века он был активным и заметным участником известных выставок, таких как «Голубая роза», «Венок», «Салоны золотого руна», «Венок-Стефанос», «Мир искусства».
В 1920-е годы стал членом объединения «Маковец», преподавал в мастерских Тамбовского пролеткульта, Нижегородского художественного техникума.
На раннем этапе своего творчества Артур Фонвизин работал в так называемом лирическом примитивизме в русле символизма. Полотна Фонвизина того времени отличаются утонченной палитрой. Они словно излучают какой-то мерцающий таинственный свет, создающий определенное состояние души. Таковы его произведения «Невеста» (1902), «Леда», «Композиция с Христом» (обе 1904).
Однако сегодня Артур Фонвизин более известен как непревзойденный виртуоз акварельной живописи. К 1930-м годам он окончательно выбрал свою основную и излюбленную акварельную технику и выявил романтически возвышенную систему своего искусства. Он очертил круг любимых тем, связанных с праздничными образами театра и цирка и детскими воспоминаниями в веселой дымке. Он писал с натуры без всякого карандашного контура; это были воздушные цветочные натюрморты, туманные пейзажи и, прежде всего, портреты.
Его излюбленными персонажами были актрисы, часто надевавшие сценические костюмы для определенной роли и погружавшиеся в приподнятую эмоциональную атмосферу сцены (Портрет Д. В. Зеркаловой, Портрет Ю. С. Глизера, оба 1940 г. и др.). Детская любовь к цирку заставила его сделать бесчисленное количество цветных зарисовок элегантных наездников (серия «Цирк», 1940-70-е годы). Романтическая дымка окутывает его персонажей из популярных романсов и детских воспоминаний о провинциальной жизни.
Между тем ни импровизационная свобода его акварели, ни романтическая задумчивость его персонажей не соответствовали официальным художественным установкам XIX в.30-х и 1940-х годов. Таким образом, творчество Артура Фонвизина подвергалось критике в печатных СМИ. В годы войны был на некоторое время сослан в Казахстан в связи с немецким происхождением. Тем не менее художник остался верен своему таланту и до конца жизни развивал и варьировал одни и те же излюбленные мотивы.


Теги: Артур Фонвизин Российские художники    

Художник Алла Белякова

Художник Алла Белякова: снова в центре внимания

Текст и изображения Ольга Слободкина-фон Бромссен

T Распад Советского Союза ознаменовал собой начало новой эры во многих смыслах. В московских художественных кругах это означало, что последние остатки социалистического реализма уступают место вольнодумному художественному творчеству. Это также означало возобновление карьеры художников, маргинализированных советским режимом. Одним из таких людей была акварелист Алла Белякова, которая в свои 80 лет пережила возрождение в мире искусства как в России, так и за рубежом, принесшее ей признание, ускользавшее от нее столько лет.

Алла Куколь-Яснопольская родилась в 1914 году в аристократической русской семье, которую через три года, после революции 1917 года, отправили жить в Туркестан. Учитывая ее классовое происхождение, о высшем образовании для юной Аллы не могло быть и речи в условиях нового общественного порядка, царившего в том, что к 1922 году стало Союзом Советских Социалистических Республик.

К началу 1930-х замужняя Алла Белякова вместе с мужем переехала в Москву и устроилась работать в архитектурно-проектное бюро. Признавая ее талант, организация зачислила ее на трехгодичный курс обучения в Московский архитектурный институт, где она получила свое первое официальное художественное образование. После Второй мировой войны она начала работать в Архитектурной академии, где познакомилась с коллегой-художником, который впоследствии стал влиятельным учителем и, в конечном итоге, партнером Беляковой. «На самом деле именно Артур Фонвизин сделал меня живописцем, — вспоминала впоследствии Белякова.

Белякова познакомилась с Артуром Фонвизиным в 1948 году, когда он был одной из самых ярких фигур на российской художественной сцене. Фонвизин написал 50 портретов своей талантливой ученицы, в которую был страстно влюблен (по крайней мере, то есть по Беляковой). Один из самых известных называется Lady Hamilton , на котором Белякова изображена сидящей в кресле в шикарной черной шляпе.

В 1962 году Белякова предложила Фонвизину совместную работу над серией литографий. Фонвизин делал рисунки, а Белякова переносила их на литографский камень и раскрашивала, добавляя свои детали и делая все оттиски от руки (не более 10 с каждого рисунка). Эти торжественные, многоголосые произведения представляют собой тонкие узоры, словно отступающая волна оставила на песке кружевной узор из пены. Но при ближайшем рассмотрении обнаруживается маленькая элегантная женщина верхом на лошади с зонтом в руках.

Совместный проект продемонстрировал как артистизм Фонвизина, так и мастерство Беляковой в работе с камнем. Всего серия состоит из 30 изображений, и только один музей — не в Москве, а в сибирском городе Чите — может похвастаться полной коллекцией этих дивных гравюр. Проект положил начало творческому сотрудничеству, которое продолжалось до самой смерти Фонвизина в 1973 году.

Другим влиятельным учителем в жизни Беляковой был русский художник Роберт Фальк (1886-1919).58), с которым она познакомилась в 1954 году, когда он посетил ее первую персональную выставку. Фальк, который в первой четверти XX века был членом московской художественной группы «Бубновый валет», немедленно пригласил Белякову учиться у него, и искусствоведы приписывают ему помощь Беляковой выйти из-под мощного влияния Фонвизина и развить свою собственную оригинальный стиль.

Помимо совместной работы с Фонвизиным и некоторых собственных гравюр, в основном черно-белых, Белякова известна в основном своими акварелями — натюрмортами, пейзажами и портретами. Говоря об основной теме своего творчества – цветах, художница говорила: «Я люблю музыку, я люблю поэзию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *