Церковный подъем с переворотом / Факты и комментарии / Независимая газета
Тэги: гкчп, августовский путч, 1991 год, патриарх алексий, ридигер, ельцин, белый дом, патриарх кирилл, геополитическая катастрофа, саров, перестройка, ссср
В августе 1991 года патриарх Алексий II сделал ставку на молодую демократию во главе с Борисом Ельциным. Фото РИА Новости
Незадолго до путча ГКЧП, 1 августа 1991 года, патриарх Московский и всея Руси Алексий II приехал в город физиков-ядерщиков Саров и встретился там с сотрудниками научного центра. По правую руку от патриарха сидел Юрий Христораднов, председатель Совета по делам религий при Совете министров СССР, которого глава РПЦ в первую очередь представил собравшимся.
Спустя ровно 25 лет, 1 августа с.г., в Сарове побывал преемник Алексия патриарх Кирилл. Рядом с ним, естественно, не было никакого председателя Совета по делам религий, потому что ни совета, ни СССР нет уже четверть века.
Вот так. 25 лет назад Алексий II всего лишь высказал предположение, что приходской храм, который РПЦ собиралась строить в наукограде, не помешает ученым мужам. Сегодня ученые мужи передают в руки церковников ответственность за судьбу государства, вкладывают им в уста саму идею державности и величия, доставшуюся в наследие от «богоборческих» советских времен.
Этот перелом произошел спустя 18 дней после того, как Алексий II побывал в Сарове под присмотром советского чиновника Христораднова. 19 августа 1991 года в СССР было объявлено чрезвычайное положение, демократизация страны признавалась незаконной, а вместе с этим опасность нависла над религиозной свободой, которую отстаивали реформаторы. Начался путч ГКЧП.
Анафема реваншистам
«Тяжким, сложным, но жертвенным был весь исторический путь Русской православной церкви. Трагичной была ее жизнь на протяжении 70 послереволюционных лет. Но никогда наша Церковь не отделяла себя от судьбы своего народа. Происшедшие в последние годы положительные изменения в нашей стране милостью Божией коренным образом изменили положение в ней религии». Так начинается послание патриарха Алексия II на Рождество 1991 года.
Вскоре Церкви придется доказать, что ее судьба нераздельно связана с судьбой народа. Надо сказать, что в выступлениях патриарха первой половины 1991 года то и дело проскальзывают тревожные нотки. Он ощущает близость надвигающихся потрясений, возможно, даже кровопролития. «Непростое время сегодня переживаем. Время противостояний, противоречий, нетерпимости, озлобления», – говорит он в одном из выступлений. И когда настает переломный момент, Церковь во главе со своим патриархом делает политический выбор в пользу демократических преобразований, отвергая стремление путчистов вернуть прежний строй.
В 1.30 ночи 21 августа Алексий II обращается к согражданам, начиная словами, от которых советские люди не могли не вздрогнуть: «Братья и сестры! Взорван хрупкий гражданский мир в нашем обществе. По поступающим сообщениям, начинаются открытые вооруженные столкновения и кровопролитие. В этих условиях мой долг патриарха предупредить всех, кому слово Церкви дорого и небезразлично: всякий, кто поднимет оружие на своего ближнего, против безоружных людей, приемлет на душу тягчайший грех, отлучающий его от Церкви, от Бога… Потому и предупреждаю я всех соотечественников: Церковь не благословляет, не может благословить беззаконные, насильственные, кровопролитные действия. Я прошу всех вас, дорогие, сделать все, чтобы не вспыхнул пламень междоусобной войны. Остановитесь!»
Впоследствии это обращение будут трактовать как угрозу анафемой участникам ГКЧП. К тому моменту, когда прозвучали слова патриарха, путч уже шел на протяжении двух дней. Было известно, что военную технику ввели в Москву именно путчисты. Обращение прозвучало в ночь, когда спецназ по приказу Владимира Крючкова готовил штурм Белого дома. Соответственно адресатом слов о виновниках кровопролития можно полагать именно ГКЧП.
Но можно ли считать, что вмешательство патриарха остановило кровопролитие? Вероятно, составляя свое обращение, Алексий II еще не знал, что военачальники в эти минуты склонялись к тому, чтобы не выполнить приказ ГКЧП о штурме здания, где собрались сторонники Бориса Ельцина. Но еще накануне вся страна увидела дрожащие руки Янаева. Кроме того, путчисты были членами Компартии, звали страну в прошлое, и вряд ли церковное отлучение могло пугать старых большевиков. С другой стороны, авторитет Церкви, замешенный на «мученичестве» в годы безбожия, был в то время как никогда высок. В раздувании значения Церкви постаралась до этого перестроившаяся КПСС. С осуждением патриарха путчисты теряли остатки симпатий населения.
Тем не менее хроника событий той ночи показывает, что путч ночью 21 августа фактически потерпел поражение, и призыв патриарха прозвучал уже тогда, когда участники событий были уверены в проигрыше ГКЧП.
Спустя несколько месяцев после неудачи путчистов, то ли в результате этого поражения, то ли, наоборот, ускоренный неуклюжей попыткой переворота, распался Советский Союз.
Главная геополитическая катастрофа
Кровь все-таки пролилась. Прощание с Ильей Кричевским, Дмитрием Комарем и Владимиром Усовым, погибшими при защите Белого дома 21 августа 1991 года. Фото РИА Новости |
В 2011 году, вспоминая 20-летие крушения СССР, патриарх Кирилл оценил это событие негативно. За несколько лет до патриаршей оценки прозвучали знаменитые слова Владимира Путина о том, что распад СССР стал «крупнейшей геополитической катастрофой XX века». К этому моменту стала уже расхожей фраза про «лихие 90-е».
«В этом году мы вспоминаем 20-летие крушения Советского Союза. Я в связи с этим предпочитаю говорить о крушении исторической России», – сказал патриарх Кирилл. По его словам, многие задаются вопросом, почему произошел распад СССР, и существует много ответов.
«Среди причин, несомненно, упадок национального самосознания, национальной гордости, восприятия истории во всей ее совокупности, понимания огромного значения исторической общности людей для их в том числе материального и духовного процветания», – сказал глава РПЦ. Он призвал россиян заботиться «о росте национального самосознания, достоинства для того, чтобы никогда в истории больше не повторилось то, что произошло в начале 90-х годов, и чтобы никакие ссылки на неудовлетворительное управление, неправильную идеологию не подталкивали людей к тому, чтобы разрушить государственность, потому что целились в режим, а попали в историческую Россию».Впоследствии патриарх Кирилл неоднократно добрым словом поминал советские времена – но только не в том случае, когда советская власть преследовала Церковь. «Не было бы сегодня современной России, если бы не было подвига предшествующих поколений, которые в 20–30-е годы не просто пахали землю, хотя и это было важно, создавали промышленность, науку, оборонную мощь страны», – заявил духовный лидер 4 ноября 2015 года на открытии XIV выставки-форума «Православная Русь.
Нет ничего нового под солнцем
Попробуйте угадать, когда и кем сказаны следующие слова:
«Сегодня наше общество с надеждой смотрит на Церковь, потому что Церковь, несмотря на все испытания, которые выпали на ее долю за тысячелетие, сохранила свои духовные ценности и идеалы и готова поделиться ими с обществом, которое находит дорогу к храму…»
«Церковь продолжает испытывать немалые трудности, связанные с конфликтом между православными и католиками восточного обряда в западных областях Украины, с активным разрушением церковного единства раскольниками-автокефалистами на Украине…»
«Есть сегодня силы, которые стремятся привнести к нам западную веру исповедания, западную идеологию, западное мышление…»
Это выдержки из разных выступлений патриарха Алексия II, сделанные им в 1991 году, до августовского путча, еще во времена Советского Союза.
Впрочем, кое-что в словах «советского» патриарха уже не актуально или не так актуально. Алексий II сетует на «разрушительные «деяния» старающегося внести смуту в жизнь нашей Церкви так называемого Архиерейского собора Русской православной церкви Заграницей». Соборы РПЦЗ, уже не «так называемые», а признанные Московским патриархатом, да и сама Зарубежная церковь объединилась с РПЦ, хотя и не во всем сняты противоречия. Сохраняются параллельные иерархии, обе Церкви по-разному оценивают историю все того же СССР, в том числе покушаются на священную для России память о Великой Отечественной войне.
«Осуществляется католическая экспансия, – писал Алексий II в 1991 году. – Началась она в западных областях Украины, затем охватила Белоруссию, центр России, Сибирь и Дальний Восток. Тот вакуум, ту пустоту, которая образовалась в духовной жизни общества, сейчас пытаются заполнить различные силы: и Римско-католическая церковь, и различные протестантские организации, возрождается язычество, создаются объединения колдунов во многих областях страны. ..» Страсти по поводу католической экспансии бушевали на протяжении 1990-х годов, особенно после того как Ватикан создал в России свою епархию, но в последнее время, кажется, в РПЦ с этим смирились. А католики демонстративно отказались от миссии среди россиян. Патриарх Кирилл даже встречался с папой Римским Франциском, хотя при этом, как утверждают злые языки, руки у русского первоиерарха слегка дрожали…
Церковные свечи белый цвета в категории «Дом и сад»
Светодиодная свеча plastic swinging candle Led 12 шт. цвет белый+рисунок 12 см | Свеча-светильник bs
Доставка по Украине
1 381 грн
Купить
Церковный женский платок на голову красивый с кружевом и бахромой «Вероника» белого цвета
На складе в г. Хмельницкий
Доставка по Украине
350 грн
Купить
Хмельницкий
Свеча — Призма белого цвета
На складе
Доставка по Украине
264 грн
Купить
Свечи чайные ароматические (таблетки) Белые цветы
Доставка по Украине
75 грн/упаковка
Купить
Свеча восковая янтарного цвета Сердечко
На складе
Доставка по Украине
35 грн
Купить
Свечи из воска красивые желтого цвета Крученая 48 шт
На складе
Доставка по Украине
1 400 грн/упаковка
Купить
Новогодняя подарочная свеча белый Цвет
Доставка по Украине
450 грн
Купить
Свеча церковная Христово Воскресение 2 кг. Натуральный цвет
Доставка по Украине
по 1 260 грн
от 2 продавцов
1 260 грн
Купить
Свеча церковная Христово Воскресение 0,5 кг.
Доставка по Украине
372 — 408 грн
от 3 продавцов
372 грн
Купить
Свечи для торта. «Спиральки сердца». Цвет: Розовый, Белий.
На складе в г. Харьков
Доставка по Украине
20 — 24 грн
от 2 продавцов
24 грн
Купить
Харьков
Свеча из соевого воска ELIKOR «Апельсиновые цветы» хлопковый фитиль
Доставка по Украине
350 грн
450 грн
Купить
Свеча из соевого воска ELIKOR «Апельсиновые цветы» Двойной деревянный фитиль
Доставка по Украине
390 грн
490 грн
Купить
Свечи церковные пучек 1 кг. Натуральный цвет №60
Доставка по Украине
по 694 грн
от 2 продавцов
694 грн
Купить
Свечи церковные пучек 1 кг. Натуральный цвет №30
Доставка по Украине
по 694 грн
от 2 продавцов
694 грн
Купить
Свеча церковная Христово Воскресение 2 кг. Натуральный цвет
Доставка по Украине
по 1 360 грн
от 2 продавцов
1 360 грн
Купить
Смотрите также
Свечи церковные пучек 1 кг. Натуральный цвет №100
Доставка по Украине
по 692 грн
от 2 продавцов
692 грн
Купить
Свечи церковные пучек 1 кг. Натуральный цвет №120
Доставка по Украине
по 692 грн
от 2 продавцов
692 грн
Купить
Ароматическая свеча Aroma Home Белые цветы, 155 г
Доставка по Украине
417 грн
Купить
Ароматическая свеча Aroma Home Black Series Candles Белые цветы 83513 White Blossom 155г
Доставка по Украине
по 383.35 грн
от 3 продавцов
383.35 грн
451 грн
Купить
Цветные восковые свечи 20 см, (20 шт/упаковка) 100% пчелиный воск, хорошо скручиваются
На складе в г. Кропивницкий
Доставка по Украине
120 грн
Купить
Кропивницкий
Свеча чайная ароматизированная Bispol Белые цветы 1. 5 см 6 шт (p15-179)
На складе
Доставка по Украине
32.15 — 39.1 грн
от 2 продавцов
32.15 грн/упаковка
52.70 грн/упаковка
Купить
Восковые белые свечи 27см (12шт)
На складе в г. Киев
Доставка по Украине
171 грн/упаковка
Купить
Белые восковые свечи 12см (25шт)
На складе в г. Киев
Доставка по Украине
160 грн/упаковка
Купить
Белые восковые свечи 20см (50шт)
На складе в г. Киев
Доставка по Украине
179 грн/упаковка
Купить
Свеча декоративная 5candles Стелла любви восковая 13,5 см белая
На складе в г. Киев
Доставка по Украине
63 грн
Купить
Красители для изготовления свечей жидкие 15 цветов по 10 мл.
Доставка по Украине
650 грн
Купить
Свеча столбик Sw60/100-011, 38h Цвет: белый
Доставка по Украине
85 грн
Купить
Свеча столбик Sw 50/100-011, 20h Цвет: белый
Доставка по Украине
75 грн
Купить
Свеча столбик Sw 60*120-011, 38h Цвет: белый
Доставка по Украине
90 грн
Купить
Церковь Св.
Иоанна – Историческая ассоциация Белого домаСвободные и порабощенные афроамериканцы, вступившие в брак и крестившиеся в президентском приходе
Все президенты, начиная с Джеймса Мэдисона, посещали службы в церкви Св. Иоанна. Эта характерная желтая церковь была вторым зданием, построенным на площади Лафайет, и всегда была символическим и важным молитвенным домом в Вашингтоне, округ Колумбия. Посетители площади Лафайет могут войти в церковь Святого Иоанна со стороны 16-й улицы, чтобы увидеть святилище и церковь. Президентские скамьи.
Церковь Св. Иоанна, спроектированная Бенджамином Латробом, представляет собой раннее историческое здание на площади Лафайет в Вашингтоне, округ Колумбия.
Покажи мне больше
Преподобный Уильям Хоули, второй настоятель церкви Св. Иоанна, крестил и женился на афроамериканцах всех правовых статусов, когда руководил Церковью с 1817 по 1845 год. Многие из этих браков заключались в собственном доме настоятеля, примыкающем к церкви, с его жена и семья в качестве свидетелей. Согласно реестру браков Сент-Джонс, преподобный Хоули провел свадьбы для 6 пар, идентифицированных как «рабы», 38, идентифицированных как «цветные», и 2, идентифицированных как «цветные (свободные)». Например, 11 января 1828 года преподобный Хоули женился на Эммелин Мэтьюз, числившейся «цветной», на Уильяме Пратсе, числившемся рабом. Следующий брак, который он заключил, был для сына Джона Куинси Адамса Джона и его невесты Мэри Хеллен. Доступна выбранная транскрипция.
.«Одна семья на земле мы / На всем ее протяжении: О помоги нам везде видеть / Братство людей».
— Отрывок из гимна 533, исполненного во время молебна в поддержку Марша на Вашингтон
В 1865 году настоятель церкви Св. Иоанна работал с группой из 28 афроамериканцев над созданием новой епископальной церкви. Член церкви Св. Иоанна пожертвовал землю в районе Фогги Боттом в Вашингтоне для строительства церковного здания, которое в 1867 году было названо Часовней Святой Марии для цветных людей. Шесть лет спустя церковь Святой Марии наняла своего первого афроамериканского настоятеля. , Александр Краммелл.
В августе 1963 года некоторые жители города были не уверены в предстоящем марше на Вашингтон за рабочие места и свободу. Настоятель церкви Святого Иоанна, преподобный Джон К. Харпер, был предупрежден церковными старостами, чтобы он избегал разногласий внутри церкви, держась подальше и закрывая двери церкви Святого Иоанна, поскольку «это может привести к кровавой бойне». Преподобный Харпер был вдохновлен молодым священником, преподобным Х. Вэнсом Джонсоном, сделать прямо противоположное. Преподобный Харпер не только оставил церковь открытой, но и церковь Св. Иоанна также планировала провести молебен, представляющий их деноминацию, в рамках призыва межконфессиональных церковных советов поддержать марш и его участников. В 11:00 28 августа состоялось специальное молебное богослужение, в котором приняли участие 700 участников всех скачек, наполнивших Сент-Джонс. После этого преподобный Харпер разослал своим прихожанам письмо, в котором заявил о своей поддержке будущей политики доктора Кинга и св. Иоанна: этот приход распространяется на всех, кто ищет его; наше общение друг с другом не имеет никаких ограничений».
страницы из реестра браков церкви Св. Иоанна с указанием афроамериканских пар.
Церковь Святого Иоанна
Покажи мне больше
Избранные записи из реестра браков церкви Св. Иоанна
Преподобный Хоули иногда записывал расовую принадлежность афроамериканских пар и информацию о том, были ли они порабощены или свободны. Часто в реестре людей просто идентифицируют как «цветных», что может означать, что он не был уверен в их правовом статусе. Некоторые из перечисленных свадеб:
- «Генри Батлер, раб капитана Джона Роджерса, и Сьюзан Смит, рабыня Джорджа Грэма, эсквайра. 3 мая 1827 года. Свидетели: семья и друзья мистера Грэма. У мистера Грэма. Цветные».
- «Таддеус Хьюз, раб полковника Тейлоу, и Китти Томас, рабыня миссис Джоз Бейкер. 2 февраля 1826 года. Свидетели: семья преподобного Хоули. У преподобного Хоули».
- «Джон, раб полковника Тейлоу, и Винни, раб миссис Кегли. 3 октября 1822 года. Свидетели: семья преподобного Хоули. У преподобного Хоули».
- «Дэвид Холл и Сидни А. Нил. 4 апреля 1819 года. Свидетели: Эмили Чизхолм и Сьюзен Кинг. У преподобного Хоули. Цветные».
Страницы из реестра крещений церкви Св. Иоанна с изображением афроамериканских младенцев.
Церковь Святого Иоанна
Покажи мне больше
Эра гражданских прав в церкви Святого Иоанна
Хотя настоятель церкви Св. Иоанна женился на афроамериканцах в 1840-х годах, в 1960 году в церкви не было афроамериканцев. По мере того, как Движение за гражданские права набирало силу, церковное руководство осознавало необходимость активно приветствовать прихожан всех рас. В августе 1963 года, в том же месяце, когда состоялся Марш в Вашингтоне за рабочие места и свободу, во время которого преподобный Мартин Лютер Кинг-младший произнес речь «У меня есть мечта», преподобный Джон К. Харпер направил письмо своему прихожан, которые читают: «Здание этой церкви открыто, как и всегда, для всех, кто хочет поклоняться здесь; служение этого прихода распространяется на всех, кто ищет его; наше общение друг с другом не имеет никаких ограничений». В день марша на Вашингтон более 700 человек, собравшихся на марш, заполнили Сент-Джонс.
Вам также может понравиться
Коллекция Кварталы рабов в доме Декейтера
В 1821-1822 годах Сьюзен Декейтер потребовала построить служебное крыло. На первом этаже была большая кухня, столовая,…
Коллекция Коренные американцы и Белый дом
Коренные американцы занимают важное место в истории Белого дома. На протяжении тысячелетий коренные народы, в том числе накотчтанки и…
Подкаст Св. Иоанна, церковь президентов
Со времен президентства Джеймса Мэдисона церковь Св. Иоанна была важной частью жизни Лафайет-сквер и…
Коллекция Праздничное настроение в Белом доме
Празднование Рождества в Белом доме до начала двадцатого века не было официальным мероприятием. Первые семьи украшали дом…
Коллекция Протест у Народного дома
Уже более века тысячи американцев собираются в парке Лафайет напротив Белого дома, чтобы тренироваться…
Подкаст Наша работа и недавние события: вопросы и ответы с Дэвидом М. Рубенштейном
В этом специальном выпуске «Сеансов 1600» финансист и филантроп Дэвид Рубенштейн берет интервью у президента Исторической ассоциации Белого дома Стюарта Маклорина. ..
Коллекция Женщины и Белый дом
Хотя женщины-президента еще не было, женщины сыграли неотъемлемую роль в формировании Белого дома…
Коллекция Исторический дом Стивена Декейтера
В 1816 году коммодор Стивен Декейтер-младший и его жена Сьюзан переехали в зарождающуюся столицу Вашингтон, округ Колумбия.
Подкаст Жизнь на площади Лафайет
На протяжении более двухсот лет площадь Лафайет была домом для самых разных исторических деятелей, от дипломатов до. ..
Подкаст Декейтер Хаус, сосед президента
В течение двухсот лет Декейтер-Хаус был ближайшим соседом Белого дома через Лафайет-сквер. Стюарт…
Коллекция Призраки и традиции кануна Дня Всех Святых
Сегодня празднование Хэллоуина вызывает в воображении образы костюмированных угощений, сладостей и фонарей из тыквы; но было время, когда все…
Коллекция Рабочий Белый дом
Более двух столетий Белый дом был резиденцией американских президентов. Мощный символ…
Новое здесь? — Церковь Нортриджа
Впервые здесь?
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ в церковь Нортриджа! Если вы просто посещаете или ищете церковный дом, мы очень рады, что вы у нас есть. Нортридж — это реляционная и динамичная церковь, в которой люди из всех слоев общества являются «совершенно несовершенными». Проще говоря, мы Любим Бога и Любим Людей. Каждый человек, который входит, должен чувствовать себя желанным гостем с того момента, как вы въедете на нашу парковку, и до того, как вы уйдете. Если вы новичок в Нортридже, вы считаетесь нашим VIP. Мы хотели бы, чтобы вы остановились в нашем специальном VIP-месте, чтобы мы могли вручить вам специальный приветственный пакет перед отъездом.
Церковь Нортриджа верит в то, что мы вкладываем САМОЕ САМОЕ ЛУЧШЕЕ в каждое из наших детских служений от новорожденных до старшеклассников. Мы верим в важность преподавания Слова Божьего нашим детям для подготовки к воспитанию следующего поколения благочестивыми мужчинами и женщинами. В Нортридже есть фантастическая детская, детская и молодежная программа. Есть что-то для каждого члена вашей семьи. Если вам нужна помощь в поиске любой из этих областей, у нас есть встречающие, которые будут рады помочь вам добраться туда, куда вам нужно.
Если у вас есть дополнительные вопросы и вы хотите, чтобы один из наших пасторов или сотрудников связался с вами, пожалуйста, выберите «Подключить карту» ниже.
Подключить карту
Узнайте все самое интересное с помощью приложения nrchurchtn
ГДЕ ВЗЯТЬ СВОИХ ДЕТЕЙ6 НЕДЕЛЬ — PRE-K
Детские сады и дошкольные классы расположены внизу. Наряду с некоторыми из наших сотрудников у нас есть фантастическая группа волонтеров, которые позаботятся о том, чтобы ваш ребенок был помещен в правильный класс в соответствии с его / ее возрастом.
ВХОД — Первый раз? — Сотрудник группы регистрации поможет вам войти в систему на стойке регистрации. Ваш ребенок будет внесен в нашу компьютерную систему для облегчения повторных посещений, а также будет снабжен ярлыком для вас и вашего ребенка для дополнительной безопасности.
Полезная информация: Рекомендуется приходить на несколько минут раньше для регистрации присмотра за детьми.
Пожалуйста, посетите нашу контактную страницу, чтобы узнать время обслуживания. [email protected] .
EDGE
ДЕТСКИЙ САД — 5 КЛАСС
Наша Детская церковь называется EDGE . Вы найдете министерство EDGE, расположенное наверху. Просто ищите двойные двери. Пастор нашей детской церкви Коди Хантер хотел бы встретиться с вами и вашим ребенком перед служением. Его сотрудники-добровольцы позаботятся о том, чтобы ваш ребенок объединился с приятелем и чувствовал себя комфортно, прежде чем вы отправитесь на службу.
Чтобы узнать о текущих событиях в этом служении, перейдите на www.