Основание казанского ханства: Казанское ханство :: Татарская энциклопедия TATARICA

Казанское ханство :: Татарская энциклопедия TATARICA

Образование

Образовалось на территории Волжской Булгарии (Болгарское княжество, Джукетауское княжество, Казанское княжество) в период распада Золотой Орды.

Основатель – Улуг-Мухаммад, пришедший к власти в Казани при поддержке местной знати. При нем и его ближайших потомках территория ханства расширялась за счет присоединения других земель Прикамья и Южного Приуралья.

Ко второй половине XV в., в период наивысшего могущества, Казанское ханство включало территорию до бассейна реки Сура на западе, до реки Белая на востоке, до Самарской Луки на юге, до Верхнего Прикамья и Вятской земли на севере.

Административное устройство

Административное устройство Казанского ханства было традиционным для средневековых тюрко-татарских государств. Казанское ханство состояло из крупных округов – даруг, включавших зависимые области.

Первоначально было 4 даруги: Алатская (Северное Приказанье), Арская (Северо-Восточное Приказанье), Галицкая (Северо-Западное Приказанье, возможно, и Горная сторона Тауиле), Зюрейская (Центральное Предкамье).

Позднее была образована Ногайская даруга (Южное Предкамье и Приказанье, частично Горная сторона) для «кормления» ногайцев.

Управляли даругами обычно карачибеки или знатные эмиры, беки.

Даруги делились на улусы («сотни»), которые объединяли земли нескольких поселений. Как правило, они соответствовали территориальным общинам – джиенам (например, Ашыт, Байтеряк, Кирэм, Кушкапка, Мукши, Тукташ, Чабыр).

На территории Казанского ханства насчитывалось свыше 700 населенных пунктов.

Во главе улусов стояли улусные, сотные эмиры (хакимы), мурзы, старшины и т. д., которые осуществляли сбор налогов, судопроизводство, набор военного ополчения и командование им.

Столица ханства – Казань.

Другие города Казанского ханства: Алат, Арча, Кашан, Болгар, Иски-Казань, Лаеш, Тетюши, Чаллы – были центрами даруг, экономической, религиозной и культурной жизни населения. Во главе их стояли эмиры.

Население

На землях Казанского ханства жили тюркоязычные (татары, ногаи, предки современных чувашей и башкир) и финно-угорские (предки современных марийцев, удмуртов, мордвы) народы.

Знать именовалась татарами, а основное население чаще всего определяло себя по религиозному признаку – мусульмане.

Язык

Наиболее распространенным (разговорным и официальным) языком в Казанском ханстве был тюрки (в форме поволжского тюрки), на котором осуществлялось делопроизводство, велась дипломатическая переписка.

Основные занятия населения

Основные занятия населения – земледелие (на основе трехпольной системы и степного перелога), скотоводство, бортничество, рыболовство.

В городах, особенно крупных, развивались ремесленные производства – железоделательное, оружейное, гончарное, ювелирное, кожевенное, деревообрабатывающее и др.

Важной отраслью хозяйства была торговля, как местная – с Верхним Прикамьем и Южным Уралом, так и международная – с Русью, странами Средней Азии и Кавказа.

Наиболее важные предметы вывоза – меха, кожаные изделия, мед, хлеб; ввоза – предметы роскоши, дорогое оружие, ткани, пряности, скот и др.

Наиболее известные ярмарки – Ташаяк, на Гостином острове, Арском поле.

Власть

Верховная власть в Казанском ханствео принадлежала ханам из рода Джучи: до 1518 г. ханами были потомки Улуг-Мухаммада, позднее – из династии Кичи-Мухаммада, в 1518–1552 гг. (с перерывами) – Гирея (см. Гиреи), в 1521–1551 гг. (с перерывами) – Шибана, в 1552 г. – Ахмада.

Ханами могли быть только Чингисиды, исповедовавшие ислам.

Формально ханы являлись единовластными монархами, их имена произносились во время молитвы в мечетях (например, в хутбе), они скрепляли своей печатью все законы, выполняли другие государственные функции.

Фактически же власть в Казанском ханстве принадлежала дивану, состоявшему из представителей высшей татарской знати; решающую роль в нем играли карачибеки из правящих родов Ширин, Аргын, Барын и Кипчак.

Высшую административную и военную власть осуществлял улуг (великий) карачибек, который чаще всего назначался из представителей рода Ширин (Булат Ширин, его сын Нур-Али).

Социальная структура

Социальная организация знати в Казанском ханстве имела иерархическую систему, связанную с правами на землевладение (или взимание определенного налога), за которые их обладатели были обязаны служить своему сюзерену.

Владение разделялось на условное – суйургал и безусловное или частично безусловное – тархан (освобождение от всех или части налогов и пошлин).

Высший слой знати составляли потомки Джучи – огланы, султаны, беки, в т.ч. карачибеки и эмиры, далее мурзы, слой рыцарства (чура) – бахадуры (батыры) и казаки.

Важнейшие дела в государстве (возведение на престол ханов, их низложение, объявление войны, заключение мира и т.д.) решались на собраниях знати – курултаях.

Основная масса населения состояла из податного сословия (кара халык), платившего налоги хану или феодалу. Главным налогом был ясак (ясак-калан). Кроме того, взимались поземельные и подоходные налоги и пошлины (салыг муссама, тамга-тартнак, харадж и др.), накладывались различные повинности: поставка провианта войскам, властям (анбар-малы, улуфа-сусун и пр.), ямская (илчи-кунак) и др.

Существовали также ряд налогов на мусульман в пользу духовенства (гошер, закят), дани и налоги (джизья), которые платило зависимое немусульманское население. Число налогов и повинностей доходило до 16; их сбором ведали чиновники свыше 10 категорий.

Население зависимых от Казанского ханства областей также платило пошлины, ясак в пользу хана и отдельных феодалов и выполняло различные повинности (см. Сахиб-Гирея ярлык).

Войско

Войско Казанского ханства состояло из ополчений различных даруг и городов, личных отрядов хана и знати, а также из войск союзников (численность 30–50 тыс. человек).

Костяком армии была знать, которая составляла кадры военачальников и профессиональных воинов, главным образом тяжеловооруженных кавалеристов (5–10 тыс. человек). Вспомогательную роль в бою играла пехота.

В полевых сражениях и при обороне укреплений применялось огнестрельное оружие. При действиях на реках использовался боевой и транспортный флот.

Оперативное и тактическое военное искусство было довольно развито, применялись маневры и охваты противника, активная оборона, чередование ударов лучников и тяжелой конницы для прорыва рядов противника и его окружения в полевом бою.

Казанские ханы совершили ряд крупных походов на соседние земли, в том числе русские (1445, 1448, 1505, 1521, 1523, 1536).

Религия

Государственной религией в Казанском ханстве был ислам (ханафитского мазхаба). Духовенство владело обширными земельными угодьями – вакфами.

Главой духовенства Казанского ханства являлся сейид. Наиболее известные сейиды: Бараш (1491–1507), Шейх-Хусейн (1512–1516), Беюрган-сеид (1546), Мансур (1546) и Кул Шариф (1552). Все они пользовались большим почетом и уважением, принимали участие в управлении государством и дипломатических переговорах казанских ханов.

Шейхи, кази, муллы, имамы, хафизы и другие представители духовенства осуществляли богослужение, а также судопроизводство по гражданским делам по всей стране.

Есть также данные о распространении в ханстве суфизма (братство Накшбандийа).

Культура

Футляр для миниатюрного Корана. Казанское ханство. XVI в

Серебро, гравировка, золочение. Фонд Марджани

В ведении духовенства находились мектебы и медресе. Сохранились данные о существовании в Казани при Соборной мечети большого медресе и библиотеки, которыми в 1552 г. руководил Кул Шариф.

При многих медресе имелись рукописные библиотеки, работали переписчики книг. О грамотности и уровне культуры народа свидетельствуют надписи на сохранившихся предметах обихода, надгробиях и т. п.

Развивалась татарская литература: известные поэмы Мухаммадьяра «Төхфәи мәрдан» («Дар мужей», 1539–1540) и «Нуры содур» («Свет сердец», 1542), произведение Шарифи Хаджитархани (Кул Шариф?) «Зафар-наме-и вилайет-и Казан» («Послание о победе Казани», 1550), отдельные стихи поэтов Кул Шарифа, Мухаммад-Амина, Гариф-бека и др.

Существовала своеобразная историография, дошедшая до нас в отдельных родословных и в фольклорной традиции («Сборник летописей», «Дафтар-и Чингиз-наме»).

Высокого уровня достигли строительное дело и архитектура (в том числе белокаменная), мастерство резчиков, изготавливавших надгробные камни с растительным орнаментом (см. Эпиграфические памятники булгаро-татарские).

Памятники архитектуры этого периода не сохранились, но о некоторых монументальных зданиях – Даирова баня, Кул Шарифа мечеть, Отучева мечеть, Нур-Али мечеть и др. – нам известно из письменных источников (русские летописи, книга А.М.Курбского «История о великом князе Московском», 1573) и по материалам археологических раскопок последних лет на территории Казанского кремля.

В археологических раскопах Казани и других населенных пунктов обнаружены фрагменты декоративного убранства зданий (резные алебастровые плиты с арабесковыми узорами, детали архитектурных украшений из резного камня и др.), керамических изделий (хумы, кувшины, чаши, тарелки срезным орнаментом и подглазурной росписью), остатки кожаной обуви (см. Казанского ханства искусство).

Внешняя политика

Казанское ханство вело активную внешнюю политику. После укрепления внутреннего положения Улуг-Мухаммад предпринял ряд походов против Московского княжества (1439, 1444).

В 1445 г. его сыновья Махмуд и Якуб разгромили под Суздалем войска великого князя московского Василия II, которого взяли в плен. Он вынужден был пойти на соглашение, обязался дать большой выкуп и платить ежегодную дань (см. Битва под Суздалем). Примерно с этого же времени имя Улуг-Мухаммада в источниках не упоминается.

В 1445 г. сын Улуг-Мухаммада Махмуд изгнал из Казани братьев Якуба и Касима, занял престол и правил до 1467 г. В период его правления установились мирные отношения с Русским государством и оформилась административно-политическая структура Казанского ханство

После смерти Махмуда (1467) ханом стал его старший сын Халил, в том же году престол занял Ибрагим, но против него знатью был организован заговор, и на престол приглашен мещерский удельный князь Касим.

При поддержке великого князя московского Ивана III Касим предпринял поход на Казань, но был разбит (1467). Московско-казанская война (1467–1469) завершилась заключением мира, состоялся обмен пленными.

В 1470-е гг. внутренне положение Казанское ханство укрепилось, оно начало расширять свои владения в Верхнее Прикамье и Вятском крае (поход 1478 г. на город Хлынов). Ответные атаки русских войск и ушкуйников были отбиты (1478).

После смерти Ибрагима (1479) в Казанском ханстве началась междоусобная борьба, в которой победу одержал Ильхам (1479–1487), изгнавший претендента на престол султана Мухаммад-Амина. Последний, заручившись поддержкой Москвы, начал войну против Ильхама (поход 1482 г.).

Предположительно в 1484–1485 гг. Мухаммад-Амин занял Казань, но вскоре был свергнут. В ответ на усиление власти Ильхама был организован поход русских войск на Казань (1487), который закончился ее взятием после долгой осады и низложением хана.

В период правления хана Мухаммад-Амина (1487–1495) Казанское ханство фактически находилось под московским протекторатом и проводило единую с Москвой внешнюю политику, в частности, воевало против Большой Орды (1493).

Мухаммад-Амин ограничил власть дивана, что вызвало в 1495 г. взрыв недовольства знати. Он был изгнан с престола. Карачибеки Кул-Мухаммад, Урак, Садыр и Агиш возвели на престол сибирского царевича Мамука из рода Шибана. Но и его правление не удовлетворяло карачибеков, в 1496 г. на ханский трон был посажен младший брат Мухаммад-Амина Абдул-Латиф, живший на Руси. Он также пытался ограничить политическое влияние знати (в 1499 г. подавил мятеж во главе с карачибеком Ураком), что привело к конфликту с аристократами.

Первая половина XVI в.

В 1502 г. улуг карачибек Кул-Мухаммад низложил Абдул-Латифа и при помощи русских послов добился возвращения в Казань хана Мухаммад-Амина (1502). Он сумел подорвать политическое (казнь в 1502 г. Кул-Мухаммада) и экономическое (изменения в системе землевладения) влияние крупной знати и усилить верховную власть.

В 1505–1507 гг. Мухаммад-Амин нанес два серьезных поражения московским войскам под Казанью, заключил ряд мирных соглашений с Москвой (1507, 1508, 1512, 1516), восстановил равноправные и добрососедские отношения между Казанским ханством и Русским государством.

После смерти Мухаммад-Амина (декабрь 1518 г.) диван во главе с улуг карачибеком Булатом Ширином в 1519 г. возвел на казанский трон касимовского хана Шах-Али, обещавшего сохранить привилегии знати. Однако усиление влияния русских советников в ханстве и попытки ограничения власти карачибеков вызвали новый заговор знати и изгнание хана.

В 1521 г. на казан. престол при поддержке своей матери, царицы Нур-Султан, был возведен крымский султан Сахиб-Гирей. Новый хан, опираясь на союз с Крымом, начал активные военные действия против Русского государства: совершил победоносный поход на Москву (1521) и заставил ее платить дань Казанскому ханству.

В 1523 г. Сахиб-Гирей вновь начал войну с Москвой и Астраханью, но после смерти крымского хана внезапно решил вернуться в Крым, посадив в 1524 г. на престол Казанское ханство своего племянника Сафа-Гирея. При поддержке знати (Булат Ширин, эмир Атуч (Отуч), аталык Талыш и др.) в 1524 г. он организовал отпор русской армии, в 1526–1528 гг. заключил мир с Москвой.

В 1530 г. русское правительство разорвало мирный договор и начало поход на Казань. Однако казанцы, при помощи войск ногайцев и астраханцев, нанесли поражение русским полкам.

Новое усиление власти хана привело к мятежу знати, опиравшейся на поддержку Москвы. В 1531 г. Сафа-Гирей был изгнан, его сторонники казнены. Промосковски настроенный диван во главе с ханбике Гаухаршад, Булатом Ширином и мурзой Кичи-Али в 1531 г. пригласил на казанской трон касимовского хана Джан-Али, который с согласия московского правительства женился на Сююмбикедочери ногайского мурзы Юсуфа.

После смерти великого князя московского Василия III (1533) влияние Москвы в Казанском ханстве резко ослабело, что вызвало мятеж знати против политики хана и его окружения. Булат Ширин и Гаухаршад свергли в 1535 г. Джан-Али, на престол вновь был возведен Сафа-Гирей, который после смерти Джан-Али взял в жены Сююмбике.

Пользуясь междоусобной борьбой в Москве, Сафа-Гирей организовал успешный поход на Русь (1536–1537). По мере усиления его власти возрастало недовольство аристократии, которая вела переговоры с Москвой о смене правителя в ханстве (1541 и 1545). В ответ на это Сафа-Гирей казнил часть знатных казанцев, тем самым противопоставил себя казанской знати; был свергнут в результате нового заговора (во главе с Чурой Нарыковым, сейидом Беюрганом и беком Кадышем).

Заговорщики вновь пригласили на престол хана Шах-Али (см. Казанское восстание 1545–1546 гг.). Между тем Сафа-Гирей бежал к ногайскому бию Юсуфу, получив у него войско, вернулся в Казань и сверг хана Шах-Али.

Правление Сафа-Гирея (1546–1549) началось с казней его противников – Чуры Нарыкова, Кадыша и др. – и прихода к власти крымских и ногайских беков.

После смерти Сафа-Гирея (март 1549 г.) власть перешла к Утямыш-Гирею, его малолетнему сыну от Сююмбике. Она стала регентшей при сыне и опиралась на поддержку крымской гвардии во главе с огланом Кошчаком.

Завоевание Казанского ханства

Пользуясь расколом среди казанской знати и ослаблением ханской власти, московское правительство начало Казанские походы 1545–1551 гг.

После неудачных прямых военных походов Ивана IV на Казань в 1551 г. в устье реки Свияга на подступах к городу была возведена крепость Свияжск, что способствовало переходу на сторону царя населения Горной стороны, недовольного засильем крымцев. Правительство Сююмбике оказалось в изоляции. Она с сыном попыталась бежать в Ногайскую Орду, но была схвачена. Кошчак и его люди были казнены, Сююмбике и Утямыш-Гирей отправлены в Москву.

В 1551 г. при поддержке казанской аристократии: оглана – Худай-Кула, карачибека Нур-Али, Кул Шарифа, эмира Бейбарса (сына Раста) и др. – на престол Казанского ханства вновь взошел Шах-Али.

Решение хана о передаче Русскому государству Горной стороны вызвало недовольство знати. Большой курултай (14 (24) сентября 1551 г.) потребовал от хана вернуть ее. Шах-Али не пожелал выполнить это требование и, пользуясь поддержкой русского гарнизона, начал репрессии против знати (были убиты сыновья эмира Раста и еще 70 беков).

После низложения в 1552 г. Шах-Али казанцы выбрали посольство для принятия присяги царю Ивану IV. Это вызвало резкое недовольство части аристократии и населения Казанского ханства, чем воспользовались беки Ислам бей, Кебек и Аликей (сыновья Нарыка), поднявшие восстание против русских. Казанцы уничтожили гарнизон и начали войну с Русью, пригласив на престол астраханского султана Ядыгар-Мухаммада (1552).

В 1552 г. был снаряжен большой поход русских войск на Казань. В ходе 49-дневной осады город был взят штурмом (2 (13) октября 1552 г.), казанский хан схвачен и увезен в Москву (см. Взятие Казани).

Однако население Казанского ханства не смирилось с потерей своей государственности и развернуло упорное сопротивление захватчикам (см. Казанская война 1552–1556 гг.). К 1557 г. последние очаги сопротивления были подавлены, Казанское ханство окончательно перестало существовать, а его территория вошла в состав Русского государства и была передана в ведение Приказа Казанского дворца.

Тягу коренных народов к свободе сразу подавить не удалось, и они несколько раз (1572–1573, 1581–1584) пытались восстановить свое государство (см. Восстания в Казанском крае).

Период Казанского ханства был важной ступенью в истории и культуре татарского народа. Население ханства стало этнической основой для формирования современного татарского народа Поволжья и Приуралья; достижения культуры (языковые, религиозные традиции, произведения фольклора и письменной литературы) вошли как составная часть в культурно-историческое наследие татарского народа (см. Татары).

Ханы Казанского ханства

Улуг-Мухаммад (1438–1445),
Махмуд (1445–1462),
Халил (1463–1467),
Ильхам (1479–1484, 1485–1487),
Мухаммад-Амин (1484, 1487–1495, 1502–1518),
Мамук (1495–1496),
Абдул-Латиф (1496–1502),
Шах-Али (1519–1521, 1546, 1551–1552),
Сахиб-Гирей (1521–1524),
Сафа-Гирей (1524–1531, 1535–1545, 1546–1549),
Джан-Али (1531–1535),
Утямыш-Гирей (1549–1551),
Ядыгар-Мухаммад (1552).

Источники

История о Казанском ханстве. СПб., 1791.

Полное собрание русских летописей. СПб., 1859. Т. 8.; 1901. Т. 12, 13; 1910. Т. 23; М.–Л., 1949. Т. 25; М., 1962. Т. 27; 1963. Т. 28; Л., 1982. Т. 37.

Рахим А. Татарские эпиграфические памятники XVI в. Казань, 1930.

История Татарии в документах и материалах. Л., 1937.

Казанская история. М.–Л., 1954.

Сказание о царстве Казанском. М., 1959.

Усманов М.А. Татарские исторические источники XVII–XVIII вв. Казань, 1972.

Усманов М.А. Жалованные акты Джучиева Улуса ХIV–XVI вв. Казань, 1979.

Герберштейн С. Записки о Московии. М., 1988.

Посольские книги по связям России с Ногайской Ордой. 1489–1549 гг. Махачкала, 1995.

Литература

Баженов И. Казанская история. Казань, 1848.

Вельяминов-Зернов В.В. Исследование о касимовских царях и царевичах: в 2 ч. СПб., 1863–1864.

Перетяткович Г.И. Поволжье в XV–ХVI вв. М., 1877.

Загоскин Н.П. Спутник по Казани. Казань, 1895.

Рычков Н.И. Опыт Казанской истории древних и средних времён. СПб., 1907.

Рычков Н.И. История татар. М., 1994.

Худяков М. Очерки по истории Казанского ханства. Казань, 1923.

Калинин Н.Ф. Казань. Казань, 1955.

Мухамедьяров Ш.Ф. Земельные правоотношения в Казанском ханстве. Казань, 1958.

Юсупов Г.В. Введение в булгаро-татарскую эпиграфику. М.–Л., 1960.

Валеев Ф.Х. К истории архитектуры казанских татар XV – первой половины XVI вв. // Вопросы истории, филологии и педагогики. Казань, 1967. Вып. 2.

Чернышёв Е.И. Селения Казанского ханства (по писцовым книгам) // Археология и этнография Татарии. Казань, 1971. Т. 1.

Фахрутдинов Р.Г. Археологические памятники Волжско-Камской Булгарии и её территория. Казань, 1975.

Мухамадиев А.Г. Булгаро-татарская монетная система XII–XV вв. М., 1983.

Халиков А.Х. Татарский народ и его предки. Казань, 1984.

Исхаков Д.М. Сеиды в позднезолотоордынских татарских государствах. Казань, 1997.

Исхаков Д.М. От средневековых татар к татарам нового времени. Казань, 1998.

Халитов Н.Х. Архитектура ханской Казани. Казань, 2000.

Валеева-Сулейманова Г.Ф. Искусство Казанского ханства: раритеты и методика их изучения // Казанское ханство: актуальные проблемы исследования. Казань, 2002.

Измайлов И.Л. Завоевание Казанского ханства: причины и последствия // Татарский народ после 1552 года: потери и приобретения. Казань, 2003.

История татар с древнейших времен: в семи томах. Казань, 2014. Т. IV: Татарские государства XV–XVIII вв. / под ред. И. Миргалеева.

Атласов Х. Казан ханлыгы. Казан, 1913.

Губайдуллин Г.С. Татар тарихы. Казан, 1922.

Татар әдәбияты тарихы. Казан, 1984.

Keenan E. Moscovy and Kazan. 1445–1552: A Study in steppe politics. Harvard University, 1965.

Pelenski J. Russian and Kazan: Conquest and Imperial Ideology (1438–1560). P., 1974.

Автор – И.Л.Измайлов

Казанское ханство – образование территории, население, культура, религия кратко

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 99.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 99.

Казанское ханство возникло в Среднем Поволжье и на территории бывшего Булгарского улуса Золотой Орды в середине XV века. Датой образования этого государства следует считать 1438 год. Оно просуществовало 114 лет. Кратко образование Казанского ханства изучают в 7 классе.

Характеристика ханства

Упадок Золотой Орды начался после смерти хана Джанибека в 1357 году.

На ее огромной территории, раскинувшейся от Крыма до равнин Западной Сибири, появилось несколько новых политических центров.

Рис. 1. Казанское ханство.

В первой половине XV века ханы Золотой Орды часто воевали друг с другом. Один из них, Улуг-Мухаммед, в 1438 году захватил Казань и объявил себя правителем отдельного государства. Он скончался в 1445 году и наследником престола стал его сын Махмуд, который правил до 1466 года. Далее, до 1552 года, престол занимали 12 ханов. Некоторым из них власть доставалась по два или три раза. Например, Мухаммед-Амин правил трижды:

  • 1484–1485;
  • 1487–1496;
  • 1502–1518.

В первой половине XVI века за престол в ханстве боролись представители промосковской касимовской и крымской династий. К первой относился хан Шах-Али, а ко второй — Сафа-Гирей.

Последним ханом стал Ядыгар из астраханской династии. Он был свергнут в 1552 году царем Иваном IV. Формально до 1556 года престол принадлежал Али-Акраму из ногайской династии.

Административные единицы в составе ханства назывались даруги, всего их было пять, они делились на улусы. К основным городам, помимо Казани, следует отнести Болгар, Кашан, Алат, Арча, Зюри.

Этнический состав населения Казанского ханства был достаточно пестрым:

  • тюркские народности: татары, башкиры, чуваши, ногайцы;
  • финно-угорские народности: мордва, удмурты, марийцы;
  • армяно-кыпчаки и славяне, например, в качестве пленных.

Численность жителей можно оценить в 500 тыс. человек, но с учетом зависимых территорий их могло быть и больше.

Главой государства был хан. При нем заседал постоянный совет из знати — Диван. Периодически созывался законодательный орган власти – курултай. Важную роль в управлении ханством играла аристократия, то есть мурзы и беки, а также духовенство, так как основной религией был ислам. Этот фактор влиял и на особенности культуры: строительство мечетей и медресе, использование арабской графики, восточная поэзия.

По карте заметно, что ханство полностью находилось в Европе. У него не было владений в Азии. В период расцвета оно занимало территорию около 700 тыс. кв. км. Ханство простиралось от современной Уфы на востоке и до реки Сура на западе, от Саратова на юге и до верховьев реки Вятка на севере.

Рис. 2. Казанское ханство. Карта.

Внешняя политика и экономика

Основой войска казанских ханов была кавалерия. Ее они использовали для набегов и для захвата пленных. Пехоту использовали редко. Столица ханства представляла собой сильную крепость, она была защищена артиллерией.

Основным внешнеполитическим противником Казанского ханства было Великое княжество Московское, которое с 1547 года стало царством Русским. В 1445 году хан Улуг-Мухаммед смог разгромить войско Василия II и взять его в плен. В 1487 году московский князь Иван III совершил поход на Казань и посадил на престол своего ставленника. Ханство почти на 20 лет попало под русское влияние. С 1505 года, то есть после смерти Ивана III, между государствами началось долгое противостояние, которое шло с переменным успехом и завершилось взятием Казани войском Ивана IV в октябре 1552 года.

Казанское ханство отличалось от Астраханского и Крымского тем, что его население было в большей степени земледельческим. От Волжской Булгарии оно унаследовало традиции оседлого землепашества. Из-за месторасположения на средней Волге важную роль в его экономике играла торговля с Северным Кавказом и Средней Азией.

Рис. 3. Казанское ханство 1552 г..

Что мы узнали?

Казанское ханство существовало с 1438 по 1552 гг. Оно стало одним из самых крупных государств на территории бывшей Золотой Орды и было присоединено к России в 1552 году.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка доклада

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 99.


А какая ваша оценка?

История Казанского ханства

WHKMLA : История Казанского ханства

История по странам . А . Б . С . Д . Е

. Ф . Г . Привет . ДжК . л . М . Н . ОП . QR . С . ТУВ . ШXYZ
Кыпчак Татарский
Ханство
Великое княжество Московское
Впервые опубликовано 6 сентября 2010 г.

Кыпчакско-татарское ханство, основанное в 1240 г., распалось в течение 15 в. Казанское ханство отделился в 1438 году, другие государства-преемники включают Астраханское ханство, крымскотатарское и сибирское ханства.
Государственной религией Казанского ханства был ислам. В 1552 году Казань была завоевана и присоединена к Великое княжество Московское (или Российская империя; вопрос терминологии).

Современные Республики Татарстан, Марий Эл, Чувашия, Мордовия, Удмуртия и Башкортостан составляют территорию когда-то входил в состав Казанского ханства.

Исторический атлас, Российская империя, Европа Страница, Кыпчакско-Татарское ханство / Золотая Орда Страница

Внешний . Ф и л ы
Профили стран Ссылки, порталы
Организации
Счета истории Политика Военная история Экономическая история
Социальная история Этнография История религии Региональная история Краеведческая история Учреждения Культура
биография Другие
Документы
Исторические данные Документы Учреждения Национальные символы
Р и н т е д . Ссылка
Библиографии Интернет-библиотеки Интернет-журналы Общие счета Конкретные темы Исторические словари Другие
ВЕБ-БИБЛИОГРАФИЯ . . . ВНЕШНИЕ ФАЙЛЫ
Профили стран Текущий Статьи : Казанское ханство , из Википедии
Казанское ханство, из История Татарстана
Исторический Официна Эльзевириана, Russia seu Moscovia itemque Tartaria commentario topographico atque politico , 1630, латиницей, ГБ
Ссылки, по истории Категория : Казанское ханство , из Википедии
Виртуальная библиотека Восточной Европы , поддерживается в Германии, большинство источников на немецком языке
Организации Институт истории РАН, с ДВИФХС
Российское историческое общество, с Санкт-Петербургская энциклопедия
Исторический словарь
Хронология России Хронология, Россия с по 1910 , из timelines. ws
Хронология Казани
Счета истории Казань современный Статьи : Казанское ханство , из Википедии
Казанское ханство, из История Татарстана
Казань исторический Эбулгази Бахадир Хан, Всеобщая история тюрков, моголов и татар, вульгарно именуемых татарами, vol.1 , 1730, GB
J. de Guignes, Histoire generale des Huns, des Turcs, des Mongols et des autres Tartares т.1 ч.1 , 1756, т.1 ч.2 , 1756, т.2 , 1756, т.3 , 1757, т.4 , 1758, vol.5 , 1758, на французском языке, GB
J.G. Георгий, Россия, или Полный исторический отчет обо всех народах, составляющих эту империю, т.4: монголы , 1783, GB
HH Howorth, History of the Mongols: from the 9th to the XIX века, pt.2.2: Так называемые татары России и Средней Азии , 1830, GB
E.T. Тернерелли, Россия на границах с Азией: Казань, древняя столица татарских ханов, со счетом провинции, к которой она Принадлежит Племенам и Расам, составляющим его Население, и т.д. Историография
Международные отношения
Военный Статьи : Список татаро-монгольских набегов на Русь 1223-1480, Русско-Казанские войны , Большая стоянка на реке Угре 1480, из Википедии
Д. Смит, Московская армия XVI века , разместил Ксенофонт
Д. Смит, Московская армия Ивана IV Грозного , отправленный Ксенофонтом
Экономика и финансы Валиев Р.Р., Кожевничество в Казанском ханстве , Антропология и археология Евразии 48/2, 2009; реферат
Этнография Артикул: Поволжские татары , из Википедии
Религия Эльмира Ахметова, Ислам в Поволжье
История регионов член парламента Романьелло, Завоевание, Колонизация и православие: Московия и Казань, 1552-1682 , диссертация 1998
Краеведение Статьи Казань: История , Болгар (Спасск, Куйбышев), из Википедии
История Казани, из Информационный центр России
Учреждения
Культура
Биографии
Другие М. Ходарковского, Казань в московской идеологии и основании Российской империи , 2005
М.П. Ромамиелло, Завоевание, колонизация и православие: Московия и Казань, 1552-1682 , диссертация Университета штата Огайо. 1998

ВЕБ-БИБЛИОГРАФИЯ . . . ВНЕШНИЕ ДОКУМЕНТЫ
Исторические данные Списки государственных деятелей Список: Список казанских ханов , из Википедии
Банки данных изображений Europeana
Wikimedia Commons
Архивные депозиты Онлайн
Архивные депозиты Каталог онлайн
Коллекции документов
Индивидуальные документы
Исторические карты Карты: Восточное полушарие 1400 г. н.э. , Восточное полушарие 1500 г. н.э. , Томас Лессман
Карты: Европа года 1400 , 1500 , 1600 , из Евратласа
Исторические
Энциклопедические статьи
Общий Артикул Касан , Татарен , из Meyers Konversationslexikon 1885-1892, на немецком языке
Статьи: Города: Казань , Национальности : Татары , из ЕВ 1911
Религиозный
Экономичный
Географический
Этнологический
Исторический Правительственный Казан: Казанские татары, стр. 231 в томе 31 из . Современная часть Всеобщей истории, , 1783, ГБ
Де Татар де Казан, стр.213-247 в т.2 П.Ч. Левеск, Histoire des different peuples soumis a la domination des Russes , 1783, на французском языке, Великобритания
Де Татар де Казан, с.185-212 в т.8 П.Ч. Левеск, Histoire de Russie et des Principales Nations de l’Empire Russe , 1812, на французском языке, Великобритания
Путешествия
Учреждения Архивы ArcheoBiblioBase (занесен в Российский архив)
Памятники Артикул: Казанский Кремль , из Википедии
Библиотеки
Национальные символы Флаги, гербы Предполагаемые исторические гербы Казанского ханства, из FOTW
Монеты Поиск Архивы монет для Казани
Поиск Ранние датированные монеты для Казани

ПЕЧАТНАЯ ССЫЛКА
Библиографии генерал Библиография RHS
Интернет-библиотека Национального архива Великобритании
на Казани
по отдельным вопросам
По России/Московии
Интернет-библиотеки генерал Интернет-архивы
Онлайн-библиотека Гутенберга
в Центральной и Восточной Европе Национальная библиотека Эстонии: Электронная библиотека
Онлайн-библиотека Центральной и Восточной Европы
Виртуальная библиотека Восточной Европы , поддерживается в Германии, большинство источников на немецком языке
Интернет-журналы ссылки Алфавитный список журналов по истории России и журналов по истории России, из Виртуальная библиотека История России
полный текст онлайн
Общие счета по России Мелвин К. Рен, Курс истории России, Waveland, 1997, 617 стр., KMLA Lib.Sign. 947 W945
Чарльз Э. Циглер, История России, Гринвуд, 1999, 272 стр., KMLA Lib.Sign. 947 Z66t
на Казани
Специальные темы
Исторический атлас Джон Ченнон, Исторический атлас пингвинов России , Лондон: Penguin 1995, KMLA Lib.Sign. R 947 C458p
Мартин Гилберт, Атлас истории России, нет места : Дорсет Пресс 1972 [G]
Атлас Офисера, Москва 1984 [G]
Исторический словарь Б. Раймонд, П. Даффи, Исторический словарь России, Метуан: Пугало 1998, KMLA Lib.Sign. р 947,8 R268h

Impressum · Datenschutz

Историко-архитектурный комплекс Казанского кремля

Выдающаяся мировая ценность

Краткое обобщение

Построенный на месте, заселенном с древнейших времен, Казанский Кремль восходит к исламскому периоду истории Волжская Булгария, Золотая Орда и Казанское ханство. В X-XIII вв. Казань была домонгольским булгарским городом с укрепленным торговым поселением, окруженным рвами, валами и частоколом. В XII веке была построена белокаменная крепость, и город стал форпостом на северной границе Волжской Булгарии. В 13-16 веках город развивался в рамках Золотой Орды и Казанского ханства. В первой половине 15 века он стал столицей государства и активным политическим, военным, административным, торговым и культурным центром. Он был завоеван в 1552 году Иваном Грозным и стал христианским престолом Поволжья и Востока. Кремль, во многом сохранивший планировку древней татарской крепости и ставший важным центром паломничества, состоит из выдающейся группы исторических зданий, датируемых 16-19 вв.веков, объединяя остатки более ранних построек 10-16 веков.

В настоящее время Кремль включает в себя несколько историко-архитектурных и археологических комплексов, в том числе: оборонительные сооружения, Губернаторский дворец и башню Сююмбеки, Благовещенский собор, Государственные учреждения, Спасо-Преображенский монастырь, Кадетское училище, Пушечный литейный завод. Глубина археологических слоев варьируется от 3 м до 8 м.

Цитадель является исключительным свидетельством исторической преемственности и культурного разнообразия. Помимо своих замечательных эстетических качеств, это место сохранило следы основания в 10 веке, а также в период ханства (15-16 века). Казанский кремль — последняя сохранившаяся татарская крепость со следами своего первоначального градостроительного замысла в России. Эта историческая цитадель – результат взаимодействия различных культур – булгарской, золотоордынской, средневековой казанско-татарской, итальянской, русской и современной татарской. Это северо-западная граница распространения ислама и южная оконечность псковско-новгородского стиля. Уникальный синтез татарского и русского архитектурных стилей отражен в его ключевых памятниках (башне Сююмбеки, Благовещенском соборе, Спасской башне). Ансамбль неотделим от его окрестностей и всего города, где исторические кварталы образуют буферную зону. Новую мечеть, построенную в комплексе, можно понимать как новую постройку в историческом контексте. Однако следует отметить, что сооружение воссоединяет ансамбль Кремля, обогащает архитектуру города и символизирует мирное сосуществование разных культур, ислама и христианства, что делает мечеть исключительным памятником.

Критерий (ii): Комплекс Казанского Кремля представляет собой исключительное свидетельство исторической преемственности и культурного разнообразия на протяжении длительного периода времени, что привело к важному обмену ценностями, порожденными различными культурами.

Критерий (iii): Историческая цитадель представляет собой исключительное свидетельство ханского периода и является единственной сохранившейся татарской крепостью со следами первоначальной градостроительной концепции.

Критерий (iv): Казанский кремль и его ключевые памятники представляют собой выдающийся пример синтеза татарского и русского влияний в архитектуре, интеграции различных культур (булгарской, золотоордынской, татарской, итальянской и русской), а также показывая влияние ислама и Христианство.

Целостность

Целостность комплекса обеспечивается утвержденными границами объекта, включающими все его атрибуты, и буферной зоной. Это единый комплекс, имеющий документально и археологически подтвержденную многовековую историю, свою городскую ткань, многовековую преемственность функционально-планировочного развития и природного ландшафта.

Городская ткань Казанского Кремля легла в основу непрерывной застройки центральной части города Казани, где центральным элементом композиции является цитадель. Уникальная целостность Кремля подтверждается рядом атрибутов объекта, позволяющих проследить процесс и результаты его развития.

Важные визуальные связи между объектом и водным ландшафтом могут оказаться под угрозой из-за неправильной застройки вокруг Кремля. Новое строительство в собственности может повредить ее целостность и должно быть полностью исключительным.

Подлинность

Казанский кремль датируется X веком, и его подлинность подтверждена рядом исторических летописей и исторических сочинений (Никоновская летопись, Рогожский летописец, Новгородские летописи, История Казанского царства , Легенда князя Курбского о покорении Казани), обилием археологических материалов, документов и архивных свидетельств, а также самой городской застройкой. Первоначальная планировка Казанского Кремля практически не изменилась с булгарских времен и послужила основой для непрерывного развития города во все последующие периоды. При всем стилистическом разнообразии архитектурные памятники воспринимаются как ансамбль, а Кремль остается важнейшим композиционным звеном города Казани.

За свою историю территория Кремля претерпела множество изменений, включая снос и реконструкцию. Некоторые потери сталинского периода достойны сожаления и впоследствии потребовали серьезных вмешательств в плане реставрации и реконструкции. Однако такие изменения теперь можно рассматривать как часть его исторических пластов. В последние десятилетия в разных частях комплекса было проведено большое количество реставраций. Сохранились документальные свидетельства реставрации.

Особый случай в кремлевском комплексе — мечеть Кул Чариф. Точных сведений о первоначальной мечети, разрушенной при взятии города Иваном Грозным в 1552 году, нет. Поэтому мечеть можно рассматривать как новую постройку. Проект строительства мечети был выбран на учрежденном правительством архитектурном конкурсе. Утвержденный проект придерживается традиционного видения пространственной концепции и декора; однако применяются современные материалы и конструкционные системы. Это впечатляющее сооружение можно рассматривать как знак непрерывности духовного диалога и баланса между различными культурами.

Требования к охране и управлению

Законодательные и организационные основы для эффективного сохранения и управления Выдающейся универсальной ценностью историко-архитектурного комплекса Казанского Кремля установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан.

Статус памятника государственного значения, находящегося под охраной государства, позволил сохранить в хорошем состоянии все архитектурные объекты и археологические культурные слои.

Сайт управляется и функционирует в соответствии с Концепцией музеефикации и развития Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский Кремль» на 2006-2020 годы.

К ключевым вопросам управления относятся изучение, консервация и научная реставрация памятников, учреждение музейного дела и создание новых музеев, а также организация интенсивного потока посетителей и экскурсий для них с целью сохранения всех характеристик в первозданном виде. .

Для достижения уставных целей, аккумулирования внебюджетных средств и направления их на сохранение и развитие Комплекса создан Попечительский Совет Музея-заповедника «Казанский Кремль».

Долгосрочная стратегия определяет средства защиты и управления, направленные на предотвращение серьезных угроз имуществу, на снижение уязвимости и негативных изменений подлинности и целостности комплекса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *