Леонардо да винчи прекрасная ферроньера: «Прекрасная Ферроньера», Леонардо да Винчи — описание картины

Прекрасная Ферроньера Картина Леонардо да Винчи

1490-е годы. Музей Лувр, Париж.

Leonardo da Vinci. Леонардо да Винчи, его картины и творчество ►

Искусство Италии 15 и 16-го веков
Картина художника Леонардо да Винчи «Портрет молодой женщины» имеет также и другое название «Прекрасная Ферроньера» (La belle Ferroniere). Эта работа начата Леонардо да Винчи в 90-м году 15-го столетия и по некоторым свидетельствам длилась несколько лет с перерывами. Размер этого произведения искусства 63 x 45 см, дерево, масло. Завершил картину, по всей видимости, кто-то из его учеников (Амброджо де Предис, Бернардино де Консти или Больтраффио). Картину иногда называют «Портрет неизвестной», подчеркивая нерешенность вопроса о личности изображенной молодой женщины, но гораздо чаще эту работу Леонардо именуют «Прекрасная Ферроньера».

На мысль о работе ученика мастерской Леонардо исследователей творчества великого мастера наводит отмечаемая ими небрежность в выполнении картины, хотя это может объясняться следованием традициям миланской придворной живописи, требовавшим изображать модель в неестественной позе и уделять больше внимания деталям одежды и украшениям, чем лицу портретируемого.

В 19 веке эта картина пользовалась очень большой популярностью и часто копировалась многими художниками. По наиболее распространенной версии это портрет Лукреции Кривелли, любовницы герцога Миланского Лодовико Сфорцы, покровителя Леонардо да Винчи. До Лукреции Кривелли сердце герцога было пленено Цецилией Галлерани, которую в семнадцатилетнем возрасте также изобразил Леонардо на картине «Дама с горностаем».

Раньше считалось, что на этих портретах великого художника изображена одна и та же женщина, потому что в левом верхнем углу картины «Дама с горностаем» c серьезными грамматическими ошибками написано… «LA BELE FERIONIERE/LEONARD D’AWINCI». Считается, что эта надпись по недоразумению была сделана на картине при её реставрации вскоре после того, как ее приобрел в 1798 году и перевез в Польшу Адам Ежи Чарторыйский, будущий министр иностранных дел Российской Империи.

Отличительные особенности манеры портретной живописи Леонардо да Винчи – это не только светотень и мягкие темные полутона, но и особая красота линий и мягкость рельефной моделировки. Так, в его великолепных рисунках голов, то непосредственно выполненных с натуры, (например, этюд женской головы к «Мадонне Литта»), то отмеченных большой степенью художественного преображения (голова апостола Филиппа к «Тайной вечере»), линия обладает поистине могущественной выразительностью. Не теряясь в подробностях, но и не избегая их, она исчерпывающе и в то же время без малейшего схематизма выражает само существо натуры. Линия у Леонардо да Винчи – это не только очерчивающий контур, она обладает также определенными пространственно-стереоскопическими качествами, создавая реальное ощущение объема, живой пластики, которое усиливается характерной для Леонардо мягкой косой штриховкой. И главное, собственно штудийный элемент отступает в этих рисунках перед переполняющим их поэтическим чувством. Подобное слияние образной яркости и большого художественного обобщения свойственно также портретным рисункам великого живописца.

Перейти к следующей работе мастера ►

Прекрасная Ферроньера — Леонардо да Винчи

Картины и художники  ·  26. January 2021

Прекрасная Ферроньера (La belle ferronnière — фр)  — портрет неизвестной миланской дамы, написанный Леонардо да Винчи (или кем-то из его учеников), предположительно в 1490-ом году и настоящий момент находящийся в коллекции Лувра.

 

 

Ферроньера — вовсе не имя богатой дамы, как можно было бы подумать. Картина впоследствии была названа так по причине того, что лоб модели украшен так называемой фероньеркой, завязанной сзади и украшенной драгоценным камнем — в полном соответствии с канонами тогдашней ломбардской моды.

 

Что касается самой модели — принято считать, что в ее роли выступила Лукреция Кривелли — любовница герцога миланаского Лодовико Сфорцо, при дворе которого служил Леонардо.

Интересно, что ранее фавориткой герцога миланского была Чечилия Галлерани, которую Леонардо также запечатлен на картине «Дама с горностаем». Впоследствии «приоритеты» лодовико поменялись, Чечилия получила «отставку», а Леонардо, соответственно — новый заказ на изображение очередной любовницы Лодовико.

Существует также мнение, что на картине изображена Изабелла Арагонская — жена Джан Галеаццо Сфорца (та самая, которая по мнению некоторых исселодвателей, могла послужить моделью для «Моны Лизы») — однако большинство специалистов считают эту точку зрения несостоятельной.  

Если в случае с картиной «Дама с горностаем» авторство Леонардо не вызывает сомнений, в «Прекрасной Ферроньере» есть ряд моментов, которые свидетельствуют в пользу того, что эту вещь написал кто-то из учеников Леонардо: Бернардино деи Конти, Больтраффио или, возможно, Франческо Мельци. 

Были претензии и к некоторой «топорности» композиции, и к неестественной позе модели — однако эти особенности в равной степени можно объяснить тогдашними традициями миланской придворной живописи, как требовавшими изображать модель в не совсем естественной позиции. 

Основой для подобных сомнений является определенная небрежность изображения, а также гораздо более пристальное внимание к украшениям и деталям одежды, нежели к самой модели.

 

Не исключено, что картина была написана Леонардо с содружестве с кем-то из своих учеников — точно так же, как сам Леонардо, находясь в мастерской Верроккьо, дописывал картины своего учителя. 

Тем не менее, тот факт, что картина вышла именно из мастерской Леонардо да Винчи, в наши дни подтвержден научно. Исследования показали, что «Дама с горностаем» и «Прекрасная Ферроньера» написаны на досках из одного и того же древесного ствола. Кроме того, рентген выявил большие аналогии в наброске картины с подготовительным рисунком «Моны Лизы». 

Следует отметить, что 21-ый век внес свои существенные коррективы в общепринятую трактовку этой работы. Если раньше, как мы уже говорили, большинство специалистов считало, что на портрете изображена любовница герцога миланского Лукреция Кривелли, то в нашем столетии на роль натурщицы все более активно «продвигают» герцогиню Беатриче д’Эсте — законную жену герцога Лодовико. 

Что касается авторства Леонардо, или, по крайней мере, степени его участия в написании «Прекрасной Ферроньеры» — это, увы, тайна, покрытая мраком. Конечно, будь на картине руки — можно было бы с гораздо большей вероятностью делать заключения: все-таки в умении писать руки с Леонардо не мог сравниться никто. 

ТЕАТР-МУЗЕЙ САЛЬВАДОРА ДАЛИ

ТОП-12 ЭКСКУРСИЙ В БАРСЕЛОНЕ

La Belle Ferronniere — Леонардо да Винчи

Предоставлено LeonardoDaVinci.net

Сесилия Галлерани была первой любовницей Людовико Сфорца, и Леонардо нарисовал ее в образе Дамы с горностаем. Позже герцогу предстояло завести еще одну любовницу, Лукрецию Кривелли, и, как считалось, она быть предметом этой картины. Альтернативное предположение, хотя и менее принятое, состоит в том, что на этой картине изображена Изабелла Арагонская.

Это может быть, а может и не быть работа Леонардо. Поза жесткая, что было бы необычно для Леонардо, а черты лица женщины толще и тяжелее, чем обычно на его портретах. Бернар Беренсон однажды сказал об этом портрете: «было бы жаль принять это как собственную работу Леонардо». Сторонники того, что это настоящий Леонардо, указывают на завязанные узлом ленты на ее плечах и шнуры на шее, которые действительно напоминают стиль Леонардо.

Возможно, эту работу выполнил подмастерье, или Леонардо, возможно, был вынужден сделать несколько традиционных миланских придворных портретов по прихоти своего покровителя; традиция требовала неестественной позы, как показано на этой картине. Это также придавал большое значение эффектным платьям, украшениям и другим украшениям, как показано в этой работе. Другой возможный ответ заключается в том, что это был совместный проект, выполненный несколькими художниками из Школы Леонардо и основанный на его дизайне.

Написанная около 1495 года, эта картина получила свое название от ферроньеры, которую натурщица носит вокруг лба, что является обычным ломбардским стилем. В девятнадцатом веке эта работа вызывала восхищение и широко копировалась, хотя ни одному другому художнику не удалось запечатлеть красивое моделирование лица. Считается, что изначально картина могла быть уравновешена архитектурным элементом слева, но эта работа вызывает больше вопросов, чем ответов.

  • Мона Лиза

  • Тайная вечеря

  • Витрувианский человек

  • Спаситель мира

  • Автопортрет

  • Богородица с младенцем и святой Анной

  • Поклонение волхвов

  • Мадонна с моталкой

  • Крещение Христа

  • Благовещение

  • Дама с горностаем

  • Бахус

  • Голова женщины

  • Литта Мадонна

  • Портрет Джиневры де Бенчи

  • Битва при Ангиари

  • Святой Иоанн Креститель

  • Эмбрион в утробе матери

«Прекрасная Ферроньера» Леонардо да Винчи

«Прекрасную Ферроньеру» можно считать одним из самых совершенных портретов Леонардо да Винчи, он был завершен примерно в 1490–1495 годах.

Сегодня он находится в Лувре в столице Франции Париже.

Этот прекрасно выполненный портрет сегодня назван в честь небольшого элемента головного убора, который носил персонаж, а именно «Ферроньер». Однако на протяжении многих веков он был известен вместо этого как «Портрет неизвестной женщины», и также велись ожесточенные споры о том, был ли он вообще создан рукой великого мастера. Тщательное исследование произведения опровергло эти теории, и большинство теперь считают, что оно принадлежит самому Леонардо да Винчи. Большая часть доказательств, позволяющих сделать этот вывод, заключалась в техническом совершенстве произведения и его сходстве с рядом известных картин да Винчи примерно того же периода. В то время как эти дебаты ушли в прошлое, новый акцент делается на личности самой модели.

К этой картине было причастно несколько любовниц, а ряд рисунков художника также был предложен в качестве возможных подготовительных этюдов. Никаких выводов так и не было сделано, и вряд ли эта загадка когда-либо будет разгадана. По крайней мере, мы можем оценить, что это действительно работа да Винчи, благодаря сходству используемой для нее древесины грецкого ореха, которая снова появляется в других местах его творчества. Здесь также показан уровень технического мастерства, который по существу исключает всех его последователей и связанных художников того периода. Есть слои краски, красиво слитые вместе, что делает общий вид почти реалистичным, с использованием тонких вариаций, которые сливаются вместе, когда их видит человеческий глаз.

Помимо очевидных инноваций Да Винчи, La Belle Ferronnière также демонстрирует влияние северного итальянского искусства того периода, например, то, как зритель и модель разделены каменным уступом. Углы позы модели и ее взгляд на нас также соответствуют его опыту в Милане и его окрестностях. Художник проживал в этом городе между 1482 и 1499 годами, поместив его в поворотный период своей жизни, превратив его из подающего надежды молодого ученика в полностью развитого художника к тому времени, когда он завершил такие работы, как «Тайная вечеря». К началу 1490s он уже усовершенствовал свои навыки портретной живописи, и большая часть этих способностей проявляется здесь, в La Belle Ferronnière.

В этой статье мы подробно рассмотрим La Belle Ferronnière, проследив ее путь до наших дней. Мы сравниваем его с творчеством да Винчи, а также выделяем стилистические элементы, которые позволяют предположить, что он был его рукой. Мы также коснемся жанров, в которых он работал на протяжении 1490-х годов, где светские работы заменили религиозные темы, вплоть до того, что он переключился на «Тайную вечерю». Многие качества художника можно найти в La Belle Ferronnière, и к этому моменту он приближался к своему пику как художник, оставив свое ученичество несколькими десятилетиями ранее и используя годы, прошедшие с тех пор, чтобы проложить свой собственный творческий путь, для которого мы всегда продолжаем оставаться такими благодарными сегодня.

Table of Contents

  1. Introduction
  2. Description
  3. Portrait Model
  4. Attribution
  5. Size and Medium
  6. Date
  7. Location
  8. Related Paintings
  9. Large Image
  10. References

By the 1490s, Leonardo da Винчи полностью зарекомендовал себя как профессиональный художник. Ему было около сорока, и он вышел из тени своего учителя, Андреа дель Верроккьо, что проявилось в работах, которые он создавал. Первоначально специализируясь на религиозных темах, да Винчи теперь снабжал частных лиц светскими портретами и был полностью сосредоточен на этом жанре в то время, когда создавал «Прекрасную Ферроньеру». Мы видим, что многие из нововведений более ранних портретов появляются в этом мастерском произведении, и они продолжатся в последующие десятилетия, например, в культовой Моне Лизе. Как и в случае с большей частью его карьеры, вокруг этого произведения остаются некоторые разногласия, такие как личность модели и в течение некоторого времени даже атрибуция самой картины. Однако в современную эпоху, похоже, большинство признало, что это действительно произведение руки Леонардо да Винчи.

В этой простой композиции изображена молодая женщина с тонкими женственными чертами лица, которые считались модно красивыми в то время. Она расположена боком к зрителю, но с повернутой к нам головой. Она носит элегантное красновато-коричневое платье с пышными деталями, такими как завязанные ленты на плечах и вышитые узоры на вырезе. На ее шее и на лбу также есть украшения, которые придают изделию некоторый эстетический интерес, а фон остается полностью черным. Простой каменный выступ (парапет) находится у подножия картины, создавая впечатление, что она находится на балконе или, возможно, в уличной комнате. Этот стиль отделения зрителя от портретной фигуры был обычным явлением в искусстве Северной Италии того периода. Леонардо да Винчи экспериментировал с разными фонами в своих портретах, иногда выбирая глубокие пейзажи, а в других случаях, например, оставляя эту часть сцены полностью лишенной деталей.

Женская фигура в La Belle Ferronnière поджала губы с серьезным выражением лица, и этот взгляд неоднократно повторялся Да Винчи на протяжении всей его карьеры. Неоднозначный характер этого выражения привел к тому, что ученые последние несколько столетий спорили о точном настроении и атмосфере его портретов. Некоторые даже добавили символизма внешнему виду многих моделей да Винчи, и большинству будет знакома особая улыбка Моны Лизы, которая появилась несколько лет спустя.

Термин «Ferronnière», данный названию картины, может относиться к украшениям, которые модель носила на лбу, хотя это также могло быть связано с личностью модели, как мадам Ле Ферон, известной любовница Франциска I Французского. Нынешние владельцы картины сочли предыдущее объяснение более вероятным, хотя картина не была известна как La Belle Ferronnière до 18 века.

Личность женской фигуры

В отношении личности модели для этой картины было выдвинуто множество теорий за столетия, прошедшие с тех пор, как произведение было впервые закончено. Помимо мадам Ле Ферон, были предложены и другие, включая Сесилию Галлерани, одну из любовниц Людовико Сфорца, герцога Миланского, которая также появилась в « Даме с горностаем» , хотя это могло быть просто из-за того, что люди перепутали две картины. Действительно, в течение многих лет La Belle Ferronnière была известна под альтернативным названием «Портрет неизвестной женщины». Беатрис д’Эсте, жена Людовико Сфорца, также недавно была выдвинута в качестве вероятной модели, отчасти из-за ее появления на ряде рисунков художника, в то время как другие предположили, что это была Лукреция Кривелли, которая была еще одной моделью Людовико. Многочисленные любовницы Сфорца.

Сегодня считается, что эта картина написана Леонардо да Винчи. В течение многих лет вместо них выдвигались другие имена, такие как Бернардино де Конти и Джованни Антонио Больтраффио, при этом некоторые ученые до сих пор считают, что, возможно, La Belle Ferronnière на самом деле была создана членом мастерской художника или где-то еще в городе Милан. . Ряд рисунков из карьеры Леонардо да Винчи имеют некоторое сходство с этим портретом и были предложены в качестве возможных подготовительных частей для этой работы маслом, хотя ничего в этом отношении так и не было подтверждено. Также важно помнить, что общий стиль и план этого портрета полностью соответствуют подходу, который использовали многие североитальянские художники в конце 15-го века, хотя некоторые из наиболее искусных, замысловатых штрихов действительно несут на себе отпечатки да Винчи. сам.

Размер и средний размер

La Belle Ferronnière имеет размеры 62 см × 44 см (24 дюйма × 17 дюймов) и была изготовлена ​​с использованием масла на панели из орехового дерева. Этот портрет остается одним из самых маленьких портретов Леонардо да Винчи. Исследователи полагают, что то же дерево использовалось и для «Портрета Чечилии Галлерани», и эти небольшие размеры означали, что художнику не нужно было склеивать панели вместе, как это было с некоторыми из его более крупных произведений. Используя одно и то же дерево для этих двух картин, становится намного легче с уверенностью отнести La Belle Ferronnière незадолго до 1500 года, которая появилась вскоре после ряда других небольших портретов светских деятелей. Это также упрощает приписывание произведения непосредственно Леонардо да Винчи, а не одному из его помощников в студии, поскольку в этом отношении возникла некоторая путаница в отношении ряда других произведений искусства.

Дата

La Belle Ferronnière, также известная как «Портрет неизвестной женщины», приблизительно датируется примерно 1490–1495 годами. Именно использование древесины грецкого ореха связало это произведение с рядом других произведений искусства того же периода, хотя другие подсказки также укрепили это убеждение. Например, другие картины да Винчи, предшествовавшие этому моменту, были одиночными портретами женщин, как и эта, поэтому жанр и композиция соответствовали периоду 1490-1495 годов. «Портрет музыканта», «Дама с горностаем» и «Мадонна Литта» были особыми работами 1485-149 гг.0, так что La Belle Ferronnière вполне могла быть просто продолжением этой преданности портретной живописи. Вскоре после этого да Винчи перешел к другим жанрам, таким как « Дева в скалах» и «Тайная вечеря» , которые появились между 1495 и 1497 годами, с некоторыми изменениями, внесенными на рубеже веков.

Расположение

La Belle Ferronnière можно найти сегодня в Лувре в Париже, Франция. Это одна из многих работ Леонардо да Винчи, которые можно найти в этой впечатляющей постоянной коллекции, в которую также входят «Святой Иоанн Креститель», «Вакх», «Мона Лиза» и «Богоматерь с младенцем и святой Анной».

Выставка, посвященная Да Винчи, прошла совсем недавно, в 2019 году.в Lovure, и это объединило эти впечатляющие предметы вместе с рядом дополнительных кредитов, которые увеличили экспозицию примерно до тридцати предметов из его карьеры, включая многие из его подготовительных рисунков, которые обычно разбросаны по различным частным и публичным международным коллекциям.

La Belle Ferronnière появилась в то время, когда Леонардо да Винчи концентрировался на одиночных портретах светской тематики. Ближе к концу 15 века он также завершил « Портрет музыканта» , « Дама с горностаем» и « Мадонна Литта» , ранее посвященный религиозным темам с тех пор, как стал талантливым учеником под руководством Андреа дель Верроккьо. Да Винчи усовершенствовал некоторые сложные техники рисования, которые позволили ему создать лучшие портреты, когда-либо виденные, с тонким использованием цвета и многослойной краской, которые воспроизводили образы в реалистичной манере. Эти навыки были полностью развиты к тому времени, когда он работал над La Belle Ferronnière, и в последующие десятилетия он продолжал использовать их в других жанрах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *