«Ленинград», Мандельштам, Осип Эмильевич — Поэзия
Я вернулся в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухлых желез.
Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей,
Узнавай же скорее декабрьский денек,
Где к зловещему дегтю подмешан желток.
Петербург! я еще не хочу умирать!
У тебя телефонов моих номера.
Петербург! У меня еще есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.
Я на лестнице черной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок,
И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.
Автор:
Мандельштам, Осип Эмильевич
Год написания:
1 930 год
Осип Мандельштам родился в Варшаве, однако своим любимым городом всегда считал Петербург, где провел детские и юношеские годы. Ему довелось учиться за границей, бывать в Москве, которая произвела на поэта неизгладимое впечатление, и исколесить всю Россию после гражданской войны, проведя несколько лет в скитаниях. Однако
В конце 20-х годов мечта Мандельштама осуществилась, однако ему понадобилось некоторое время, чтобы придти в себя от увиденного. Город преобразился, а его улицы заполнили люди самых различных национальностей и социальных слоев. Правда, на набережной Мойки уже невозможно было встретить романтических барышень в кисейных платьях и кавалеров в элегантных костюмах – их место заняли угрюмые мужики в лаптях и растоптанных сапогах, а также крестьянские бабы в платках. Но этот по-прежнему был город юношеских грез поэта.
Удручающее впечатление на Мандельштама произвели старинные питерские особняки, превращенные в коммуналки, где в каждой квартире могло проживать до 50-60 человек.
Действительно, всего за 13 лет город, созданный Петром I, изменился до неузнаваемости, однако для Мандельштама он по-прежнему «знакомый до слез», и «рыбий жир ленинградских речных фонарей

Сам же поэт утверждает: «Я на лестнице черной живу, и в висок ударяет мне вырванный с мясом звонок». Это заявление соответствует действительности, так как семья Мандельштама действительно снимает каморку под лестницей в бывшем доходном доме на 8 линии Васильевского острова. При этом поэт опасается ареста, отмечая: «И всю ночь напролет ожидаю гостей дорогих».
Предчувствия Мандельштама не обманывают, так как спустя 3 года он первый раз будет взят под стражу, а в 1937 году вновь попадет в застенки НКВД. Но это случится в Москве, чужой и холодной. А угрюмый послереволюционный Ленинград навсегда останется для поэта самым уютным и дорогим местом на земле.
Не нравится
на русском языкеЗапомнить
Или войти, используя соцсети:
Публикация стихотворений онлайн. Poesy.site@2017-2019о чём стих, история написания, каким стал город Петербург
Анализ стихотворения
12.11.21
7 мин.
Поэт Осип Мандельштам написал стихотворение «Ленинград» после того, как долгое время не был в своём родном краю. Когда ему всё же удалось вернуться, он увидел, что город изменился до неузнаваемости. Вместе с ним изменились и люди, которые раньше жили в особняках, а теперь ютятся в коммуналках. Все это подвигло поэта написать «Ленинград». Анализ стихотворения даст понять читателю, какие мысли возникли у автора, когда он вернулся на родину.
Оглавление:
- История написания
- Тема и проблематика произведения
- Композиция, жанр и средства выразительности
История написания
Осип Мандельштам — один из крупнейших русских поэтов и прозаиков XX века, автор множества известных произведений, в том числе стихов:
- «Ласточка»;
- «Адмиралтейство»;
- «Раковина» и др.
Родился в Варшаве в 1891 году, но всё своё детство провёл в Петербурге. Поэт считал своей родиной этот русский город. Однако писатель учился за границей, и ему пришлось покинуть свою родину. Во время Гражданской войны он успел побывать в разных странах мира. За время путешествий Петербург был переименован в Ленинград. Именно из-за этого в стихотворении используются сразу два названия.
В 1930 году поэт был вынужден поехать на Кавказ на 12 месяцев. Мандельштам очень ждал своё возвращение домой и написал стихотворение, посвящённое своему родному краю, которое получило название «Ленинград». В 1931 году произведение было обнародовано в «Ленинградской газете».
Тема и проблематика произведения
Поэт в своём стихотворении поднимает тему долгожданного возвращения на родину. Главными героями произведения являются сам автор и Петербург. В первых же строчках читателю показывается возвращение Осипа в родной город, в котором он провёл всё своё детство. Во второй строфе поэт обращается к себе же: «глотай же скорей рыбий жир ленинградских речных фонарей».
Если читатель знает не самый приятный вкус рыбьего жира, то он может сделать вывод, что поэту не очень понравилось видоизменение города. Мандельштам сравнивает Петербург с чем-то мрачным, но всё равно пытается найти хоть что-то хорошее. Лирический герой обращается к своему родному городу. Восклицательные предложения показывают, насколько поэт взволнован и эмоционален.
Писатель признаётся, что изменения Петербурга не повлияли на его взгляды. Осип до сих пор считает этот город своей родиной, так как он хранит в себе номера и адреса друзей.
Мандельштам очень хочет опять встретиться со своими знакомыми и друзьями. Из-за этого он практически живёт на лестнице. Однако, спустя время, его так никто и не навестил. Поэта это очень опечалило. Именно поэтому любой звонок в дверь напоминал ему выстрел из пистолета, а дверная цепочка сравнивается с кандалами, в которые закован писатель.
Проблематика произведения:
- связь с прошлым;
- патриотизм;
- проблема верности родине.
Композиция, жанр и средства выразительности
Произведение является рассказом поэта о своей бесконечной любви к родному городу.
Жанром произведения является элегия, так как писатель с грустью рассказывает о том, как изменилась его родина за время его отсутствия. Его также гложет, что никто из старых друзей и знакомых так и не пришёл с ним увидеться. В последних строках произведения особо ярко подчёркивается та печаль, которая засела у поэта глубоко в душе.
Строки стихотворения объединены перекрёстной рифмовкой. Стихотворный размер — четырёхстопный анапест.
Средства выразительности в произведении Мандельштама играют важную роль. При помощи различных приёмов поэт красочно выражает свои мысли и подробно описывает каждую деталь изменённого Петербурга.
Одним из таких средств выразительности является метафора: «к зловещему дёгтю подмешан желток», «рыбий жир ленинградских ночных фонарей».
Кроме того, особое место в произведении занимают эпитеты, при помощи которых поэт задаёт настроение общей картине: «лестница чёрная», «декабрьский денёк». Такие выразительные средства характерны для модернистской литературы.
Анализ произведения Осипа Мандельштама «Ленинград» даёт понять читателю, какие эмоции испытывал автор по приезде в свой родной край. Его очень опечалил внешний вид города, но от этого его любовь не пропала. Ведь именно в этих краях писатель провёл всё своё детство. Стих может послужить аргументом для сочинения на тему «Связь с прошлым».
Не успеваете написать работу?
Заполните форму и узнайте стоимость
Вид работыПоиск информацииДипломнаяВКРМагистерскаяРефератОтчет по практикеВопросыКурсовая теорияКурсовая практикаДругоеКонтрольная работаРезюмеБизнес-планДиплом MBAЭссеЗащитная речьДиссертацияТестыЗадачиДиплом техническийПлан к дипломуКонцепция к дипломуПакет для защитыСтатьиЧасть дипломаМагистерская диссертацияКандидатская диссертацияКонтактные данные — строго конфиденциальны!
Указывайте телефон без ошибок! — потребуется для входа в личный кабинет.
* Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Подтверждение
Ваша заявка принята.
Ей присвоен номер 0000.
Просьба при ответах не изменять тему письма и присвоенный заявке номер.
В ближайшее время мы свяжемся с Вами.
Ошибка оформления заказа
Кажется вы неправильно указали свой EMAIL, без которого мы не сможем ответить вам.
Пожалуйста проверте заполнение формы и при необходимости скорректируйте данные.
Сборник электронных книг UC Press, 1982–2004 гг.: форма поиска
| |||||||||||||||||||||||
Ключевое слово SearchAdvanced Search Поисковые книги для: Советы по поиску
966967. Show all books public access books [?] | |||||||||||||||||||||||
Осип Эмильевич Мандельштам | YourDictionary
Русский поэт Осип Эмильевич Мандельштам (1891-1938) начинал как участник акмеистического движения, а затем развил стиль, отличающийся ясностью, дикцией, заботой о форме и классическими аллюзиями. Его поэзия очень эрудирована и сложна.
Осип Мандельштам родился 15 января 1891 года в Варшаве в семье еврейского торговца кожей. Вскоре семья переехала в Санкт-Петербург (Ленинград). Мандельштам закончил среднюю школу в 16 лет и сразу уехал в Париж. В 1910 лет он учился в Гейдельберге и посетил Швейцарию. На следующий год он поступил в Санкт-Петербургский университет для изучения старофранцузского языка.
Студенческие годы Мандельштама были и годами его дебюта как поэта. Классическое изящество и эрудиция его поэзии сразу же принесли ему успех. Его первая книга стихов, Stone (1913), была хорошо принята. В годы, предшествовавшие Первой мировой войне, Мандельштам работал в Гильдии поэтов, акмеистической мастерской, которая подчеркивала художественное мастерство. В 1922 вышла его вторая книга стихов, Tristia, .
В 1920-х и начале 1930-х годов отношение Мандельштама к русской революции и новому советскому режиму было равнодушным. Он мало верил в марксистский взгляд на историю как на прогресс. Он осуждал популяризацию культуры за счет истинных культурных достижений. Его поэзия этих лет отмечена спокойной дикцией, стремлением к равновесию и напряжению. Многие из его стихов прославляют архитектурные памятники, воплощающие этот баланс и напряжение, такие как Нотр-Дам в Париже и Собор Святой Софии в Стамбуле. В своих критических очерках и художественной прозе Мандельштам обращается к классикам западной культуры, чтобы показать, что достигнутый уровень культуры не обязательно является результатом общественных или производственных достижений. Его огорчала безрадостность советской жизни по сравнению с блеском его любимого города Санкт-Петербурга. Он считал новую массовую аудиторию советской литературы вредной для создания хорошей литературы и направлял свои произведения на будущую просвещенную аудиторию.
В 1930-е годы аполитичность Мандельштама и откровенность его произведений привели его к прямому конфликту со Сталиным. В 1934 году он был арестован за написание нелестной эпиграммы в адрес Сталина и выслан из крупных российских столиц на 3 года. По возвращении в Москву
Из ссылки в 1937 году жизнь Мандельштама оказалась крайне трудной. В мае 1938 года вновь арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и приговорен к 5 годам заключения в концлагере на Дальнем Востоке. Эти лишения вскоре свели его с ума, и он умер суровой зимой 1938.
Advertisement
Дополнительная литература об Осипе Эмильевиче Мандельштаме
Лучшие переводы поэзии Мандельштама — переводы в Ольге Карлайл, изд., Поэты на углах улиц: портреты пятнадцати русских поэтов (1968). Предпочтительное обсуждение жизни Мандельштама содержится в трогательном отчете его вдовы Надежды Мандельштам, Надежда против надежды: мемуары (пер. 1970). Интересные взгляды на его жизнь и творчество в книге Елена Мучник, Русские писатели: заметки и очерки (1971). Его жизнь и творческий метод исследуются во введении Кларенса Брауна к «Проза Осипа Мандельштама » (пер. 1965). Познавательная книга о Мандельштаме и его месте в современной поэзии — Леонид Иванович Страховский, Мастера слова: Три поэта современной России (1949).