Зороастризм и ислам: как они взаимодействовали, конфликтовали и приспосабливались друг к другу. Интервью с Эндрю Магнуссоном
В Персии и в Центральной Азии когда-то за господство боролись две религии. В конце концов, зороастризм, который исповедуется и по сей день, был вынужден уступить место более могущественному исламу. И хотя в начале некоторые мусульмане пытались встроить зороастрийцев в империю исламского права, впоследствии они стали менее уступчивыми и выбрали путь силы. В этом интервью исследователь Эндрю Д. Магнуссон описывает взаимодействие между зороастризмом и исламом – то как оно эволюционировало от гибкого к жесткому. Он также рассказывает, как зороастризм, изначально пришедший из Центральной Азии, сосуществовал с исламом, как сохранился по сей день, в том числе и в Иране, и почему его история важна для изучения ИГИЛ сегодня.
В вашей книге Zoroastrians in Early Islamic History: Accommodation and Memory («Зороастрийцы в ранней исламской истории: приспособление и память»)
Зороастризм — это современный зонтичный термин для группы религиозных верований, которые сосредоточены вокруг признания пророка, известного как Зороастр (Ζωροάστηρ) на греческом языке или Заратустра на персидском языке. Это пророк, живший в Центральной Азии, вероятно, недалеко от Балха, современного Мазари-Шарифа в Афганистане, в период, возможно, 1800 г. до н.э. или позднее в 1200 г. до н.э. — немного сложно определить точный временной период Зороастра. Так или иначе Зороастр был индоевропейским жрецом, который учил людей поклоняться Ахура Мазде. Жители Центральной Азии в то время уже знали множество ангельских и демонических фигур. Но Зороастр принес послание, где в центре был Ахура Мазда; он также учил, что Ахура Мазда вел борьбу с Ахриманом, силой тьмы и олицетворением зла. Люди, поклонявшиеся Ахура Мазде, могли помогать этой борьбе: они могли ослабить Ахримана, практикуя чистоту в своей жизни.
Это была чистота не только в физическом смысле омовения и тому подобного, но и в смысле нравственного поведения, соответствующего учению Ахура Мазды. Эту чистоту можно было поддерживать через жрецов — Зороастр был одним из жрецов, известных как маги, — которые совершали ритуалы или молитвы. Молитвы часто исполнялись в виде гимнов; позже они были собраны воедин и теперь составляют книгу, известную сегодня как Авеста. Если хотите, Авеста — своего рода зороастрийская книга священных писаний, хотя с тех пор были добавлены другие книги, комментарии и т. д . Храм огня в Баку, 1865 год. Изображение взято из книги «Путешествие из Лондона в ПерсепольДля проведения своих ритуальных церемоний зороастрийцы построили храмы для магов – «храмы огня». Я бы сказал, что зороастризм действительно утвердился, когда в третьем веке нашей эры Сасанидская Персидская империя сделала зороастризм своей официальной религией. До этого зороастризм, возможно, был официальной религией различных императоров, персидских и других. Но когда зороастризм стал официальной государственной религией, именно тогда начал распространяться зороастризм, и мы знаем, что он имел большое влияние от современной Турции до Китая и, конечно, на Ближнем Востоке, от таких мест, как Армения, вплоть до Йемена. Так что это одна из великих мировых религий и одна из самых значимых в мировой истории, но сегодня она малоизвестна, отчасти потому, что число зороастрийцев с годами значительно сократилось. Причина этого снижения на самом деле является одной из загадок, привлекших меня к этому исследованию. Существует много стереотипов или предположений о том, что случилось с зороастрийцами и почему их вера так сократилась в масштабах, и мое исследование действительно пытается заполнить некоторые из этих пятен реальными фактами из источников.
Один из интересных вопросов, который возникает при изучении зороастризма, заключается в том, в какой степени зороастризм является монотеистической религией, то есть верой в одного Бога, или дуалистической религией, то есть верой в двух богов. В зороастризме, конечно, есть два бога – Ахура Мазда и Ахриман. Поэтому часто увлекательной и трудной задачей изучения зороастризма является его определение — это его классификация: монотеистическая, дуалистическая или политеистическая вера? Я бы сказал, что большинство зороастрийцев сегодня считают себя монотеистами, и это важно отметить.
Как мы знаем, ислам зародился в седьмом веке с приходом пророка Мухаммеда в Аравии, который проповедовал идею о том, что Бог един, что в некотором смысле похоже на послание Зороастра об Ахура Мазде как единственном божестве, которому следует поклоняться. Пророк Мухаммед делился своими откровениями на арабском языке, которые позже были собраны в книгу под названием Коран. Это послание Мухаммеда очень быстро распространилось из Медины, где он первоначально обосновался и установил свою политическую власть, чтобы завоевать Мекку, которая была его родным городом, где он изначально не преуспел в распространении своего послания. В итоге Мухаммед стал политическим лидером большей части Аравии. Но после его смерти мусульмане некоторое время пребывали в неопределенности, что делать дальше.
Мухаммед был общепризнанным последним пророком, и поэтому после его смерти возник вопрос о статусе его политической власти. Позже она трансформировалась во власть халифа — преемника Мухаммеда. Затем эти халифы распространили ислам по всей Северной Африке и Центральной Азии. Отсюда некоторые сходства и различия между зороастризмом и исламом, где акцент делается на пророках. Хотя мусульмане признают Мухаммеда последним пророком, они не обязательно признают Зороастра пророком. Мусульмане обычно признают, что евреи и христиане имеют свои книги священных писаний, тогда как у зороастрийцев есть книга под названием Авеста, которую мусульмане не всегда признают законным священным писанием. Таким образом, между исламом и зороастризмом есть много общего, но не все из них признается сходством. На самом деле, по иронии судьбы, многое часто объявляется как различие.
Если вы посмотрите на раннюю исламскую историю, мусульмане не составляли большинства на Ближнем Востоке или где-либо еще очень долгое время.
Вы пишете, что одни мусульмане считали зороастрийцев язычниками и стремились ограничить общение с ними, а другие находили способы включить их в империю исламского права. Как произошло окончательное принятие зороастрийцев и почему, по мнению арабских историков, нет общей истории между зороастрийцами и мусульманами?
Книга называется «Зороастрийцы в ранней исламской истории: приспособление и память». Так что я действительно смотрю на встречу между этими двумя верами через две линзы: приспособление (аккомадацию) и память.
Приспособление — это идея о том, что обладающие властью в обществе группы будут давать особые привилегии или исключения группам, которые не являются нормативными, которые не соответствуют шаблону. Я думаю, что зороастризм подходит под это описание, потому что мусульмане, как я уже говорил, столкнулись с проблемой, как классифицировать зороастризм. Как его интерпретировать? Были ли эти люди похожи на иудеев и христиан? Были ли они другими? Возможно, вам знакомо понятие из Корана “люди Писания” — это термин, который обычно относится к последователям иудаизма и христианства, которые считают Божественными Писаниями имеющиеся у них книги.
Я искал ответы на этот вопрос: могут ли они взаимодействовать? И ответ, который я нашел, был положительным. Мусульмане в целом соглашались с тем, что могут облагать зороастрийцев налогом, что зороастрийцы могут существовать в их империи и жить с ними бок о бок. Но в то же время мусульмане в целом соглашались, что не признают зороастрийцев «людьми Писания».
Вот тут-то и появляется идея приспособления. Мусульмане решают позволить этим людям интегрироваться в свое общество, но в то же время не признают их как один из приемлемых классов с теологической точки зрения. И это, на мой взгляд, прекрасно описывает такое приспособление.
Таким образом, зороастрийцы могли быть полезными – платить налоги ради процветания мусульманской империи, но мусульманам не нужно было признавать их “людьми Писания”. Таким образом, первый способ, который я изучал в отношениях зороастрийцев и мусульманам: приспособление. Мусульмане готовы быть гибкими, позволяя некоторое признание этих людей, но только в рамках своих стандартов.
Второй способ, который я выбрал для рассмотрения этого вопроса, — через память. Потому что, несмотря на то, что в ранней исламской истории существовала эта идея гибкости — признавая зороастрийцев в одних отношениях, но не в других, — мусульманские источники позже вспоминали об этом совсем по-другому. Когда я читал такие источники, как местные персидские истории, они не говорили о приспособляемости и гибкости, когда описывали прошедшие события; они писали, что ислам пришел в Персию в седьмом веке и уничтожил все религии, существовавшие до этого. Таким образом эти источники проявляют очень жесткую память об этой истории. В среднеазиатском контексте, например, мы говорим о «Тарихи Бухара» («История Бухары» Абу Бакра Мухаммада ибн Джафара аль-Наршахи), в которой говорится примерно так: «Кутайба ибн Муслим пришел и был первым завоевателем, который пришел — и он разрушил все храмы огня и построил над ними мечети, и тогда мусульмане стали править». Поэтому, если ранние источники говорят о гибкости и приспособлении, более поздние источники говорят о негибкости, завоевании и господстве.
Что я пытаюсь сделать в книге, так это показать, что эта встреча мусульман и зороастрийцев имеет разные оттенки и состоит из разных частей, в зависимости от того, какие источники вы читаете. Есть источники, которые подчеркивают гибкость — я думаю, что это более ранние источники — и есть источники, которые подчеркивают доминирование — это более поздние, которые проецируют воспоминания в прошлое.
Зороастризм, пришедший из Центральной Азии, влияет почти на все остальные религии мира, особенно на три крупнейшие монотеистические религии: иудаизм, христианство и ислам.
После арабского завоевания Сасанидского Ирана многие зороастрийцы в конце концов обратились в ислам. В каких условиях жили древние зороастрийцы под властью ислама? Насколько суровы были ограничения и преследования зороастрийцев? Как им удалось сохранить свои традиции, такие как празднование Новруза, которое, вероятно, является самой сильной зороастрийской традицией, которая все еще жива сегодня?
Как я упоминал ранее, я вижу во многих исламских источниках приспособление зороастрийцев. Но у этого есть ограничения. Были сферы, в которых мусульмане не желали идти на уступки или идти на компромисс с зороастрийцами: мусульмане позволяли зороастрийцам жить в халифатах, но никогда не признавал их «людьми Писания». Так каковы же были последствия непризнания их «людьми Писания»?
В Коране сказано, что мусульмане могут жениться на «людях Писания». В Коране сказано, что мусульмане могут есть пищу, особенно мясо, приготовленное «людьми Писания». Но если зороастрийцы никогда не признавались «людьми Писания», то теоретически мусульмане не должны были жениться на них и не должны есть приготовленную ими пищу, особенно мясо. И поэтому, когда вы спрашиваете о том, какой была жизнь зороастрийцев под властью мусульман, в ней было много ограничений. В некоторых случаях зороастрийцы подвергались тем же ограничениям, что и все немусульмане: они должны были платить дополнительный налог, называемый джизья, им часто приходилось одеваться не так, как мусульмане, иногда они не могли строить новые молитвенные дома. Но на зороастрийцев, поскольку они не были «людьми Писания», также были наложены дополнительные ограничения — то есть мусульмане не могли жениться на них и не могли есть их мясо. И это хорошо задокументировано. Таким образом, один из вопросов, которые я задаю в книге, звучит так: насколько эффективны были эти ограничения?
И я обнаружил, что если вдаться более глубоко, то окажется, что зороастрийцы не следовали этим правилам и даже мусульмане им не следовали. Например, я упомянул, что мусульманам не полагалось есть мясо, приготовленное зороастрийцами. Интересно, что есть много хадисов — это высказывания, приписываемые пророку Мухаммеду, — которые разрешают мусульманам есть сыр, сделанный зороастрийцами. Сейчас сыр и мясо — разные вещи, но в прошлом люди делали сыр так: они забивали животное — скажем, корову, — внутри которой свернулось молоко, а затем использовали это свернувшееся молоко для изготовления сыра. Таким образом, мясо и сыр — очень похожие объекты в мусульманских представлениях о пищевых законах. И были все эти правила или утверждения, приписываемые Мухаммеду, которые говорили, что можно есть сыр зороастрийцев. Майкл Кук из Гарвардского университета обнаружил, что эти заявления часто распространялись мусульманскими юристами в таких местах, как Куфа, Ирак. Ирак был одним из мест, где в древности проживало большое зороастрийское население. Итак, Майкл Кук предлагает, а я расширяю идею о том, что зороастрийцы и мусульмане взаимодействовали на рынках: они покупали друг у друга продукты и товары. Таким образом, исламское право стало достаточно гибким, чтобы включать такие товары, как сыр.
Есть еще один пример, который я рассматриваю в книге, потому что я не хочу создавать впечатление, будто жизнь зороастрийцев под исламским правлением была радужной. Очевидно, были ограничения, и некоторые из этих ограничений применялись — и временами они были жесткими. Существует документ под названием Ахнаме. Это документ, который пророк Мухаммед предположительно дал Салману аль-Фариси. Салман аль-Фариси был одним из первых сподвижников Пророка. Он был персом, как следует из его имени, и некоторые источники сообщают нам, что он перешел из зороастризма в ислам. Этот документ не является подлинным, надо сразу это сказать. Но как исторический документ он показывает, как мусульмане и зороастрийцы представляли себе встречу друг с другом. В этом документе, предположительно переданном пророком Мухаммедом, говорится, что зороастрийцы свободны от многих положений исламского права. Так там говорится, что зороастрийцы не должны платить джизью — дополнительный налог, что семья Салмана, например, может контролировать свои храмы огня и что мусульмане не должны приближаться к их храмам огня. Также там говорится, что семья Салмана не обязана одеваться иначе, чем мусульмане.
Таким образом, многие правила исламского права, которые фактически разделяли мусульман и зороастрийцев, в этом документе оказались нарушены. Но опять же, то, что у нас есть этот документ, не означает, что ему следовали. Я смог изучить историю этого документа и то, как он передавался из поколения в поколение, и обнаружил, что мусульмане очень интересовались этим документом. Они последовательно копировали и передавали этот документ вплоть до современного периода. На самом деле мусульмане привезли этот документ в Индию, где жила небольшая группа зороастрийцев, называемых парсами, и парсы скопировали этот документ, и тогда этот документ стал очень известен среди зороастрийцев.
Вкратце, что касается вопроса о том, с какими ограничениями жили зороастрийцы по исламскому праву, то было много правил, много законов, но мы всегда должны спрашивать себя, в какой степени они соблюдались. Потому что у нас есть такие документы, как Ахнаме, в которых говорится, что некоторые зороастрийцы получают исключения. Кроме того, у нас есть и другие свидетельства, как зороастрийский сыр, которые показывают, что мусульмане могли вполне пренебречь своими собственными ограничениями. И поэтому мы всегда должны спрашивать, в какой степени эти правила соблюдались.
Традиционное празднование Навруза в Таджикистане. ВикипедияТак как же им удалось сохранить такие традиции, как Новруз?
Я думаю, что вы правы, отождествляя Новруз с зороастризмом. Этот праздник определенно соблюдался в Сасанидской империи — возможно, даже раньше. Новруз – праздник весеннего равноденствия. Это очень сильно связано с сельскохозяйственными циклами, с положением солнца, которое влияет на эти циклы.
Новруз задокументирован задолго до исламского периода и остается популярен как праздник в Иране и Центральной Азии — на самом деле, везде, где было влияние персидской культуры. И это еще одно свидетельство того, что мусульмане и зороастрийцы ладили, нашли способы объединить свои религии, опираясь на традиции друг друга. Настолько, что сегодня, я думаю, мы бы назвали Новруз персидским праздником, а не зороастрийским праздником или мусульманским праздником, хотя его отмечают и зороастрийцы, и мусульмане. В чем общность? Все они прославляют персидскую культуру. Это в равной степени относится и к Центральной Азии. Центральная Азия — это сфера влияния персидской культуры и поэтому Новруз также имеет там большое влияние. Так что это отличный пример того, как мусульмане и зороастрийцы нашли общий язык. Есть обычаи, которые мусульмане переняли у зороастрийцев, которые хорошо известны и общепризнаны, а также есть обычаи, которые зороастрийцы переняли от мусульман.
Вы когда-нибудь задумывались, как изменилось положение зороастрийцев с созданием Исламской Республики в Иране?
Я должен сказать здесь, во-первых, что я историк древнего мира, а не современного мира. И поскольку я обучался в основном ближневосточным исследованиям, мои знания о Центральной Азии не всегда были такими глубокими. Но позвольте мне рассказать вам об Иране, который я изучал больше всего.
Как мы знаем, большие перемены произошли в Иране в 1979 году, когда произошла революция, свергнувшая шаха. В 20 веке Иран очень снисходительно относился к зороастризму. Шах часто продвигал древнюю персидскую историю как основу иранской идентичности, включая зороастрийские символы и обычаи.
Ситуация изменилась с революцией в Иране, когда шиитский ислам стал официальной религией нового правительства. Но для зороастрийцев в этой новой Исламской республике было отведено свое место. Например, Исламская Республика гарантирует одно место в Меджлисе — парламенте — для представителя зороастрийцев. Зороастрийцы также имеют право на особые условия – им разрешено поклоняться в своих домах, в своих храмах огня. Им разрешено смешиваться друг с другом в смешанных группах, что точно так же невозможно для мусульман в Иране. Зороастрийцам в Иране также разрешено употреблять алкоголь. Эти исключения существуют, потому что они не являются мусульманскими гражданами Ирана, а государство является явно исламским. Таким образом, это отчасти возвращает нас к идее о том, что мусульмане должны приспосабливаться к людям, которые отличаются от них. Но это не означает, что зороастрийцы не сталкиваются сегодня с большими трудностями в Иране.
Вот лишь некоторые из них. В Иране много дискриминации, особенно в сфере занятости и образования. Зороастрийцев часто обходят стороной при продвижении по службе или руководящих должностях, потому что они не мусульмане. Зороастрийцам также трудно поступить в университеты Ирана, потому что вступительные экзамены в университеты проверяют знание ислама. Но, будучи зороастрийцами, они не обучаются исламскому богословию. Фактически, школьные программы позволяют зороастрийцам изучать свою религиозную историю, в то время как мусульмане изучают ислам. Тем не менее, когда дело доходит до вступительных экзаменов, каждый должен быть проверен на знание ислама, что по своей сути несправедливо. Это создает трудности для зороастрийцев. Есть и другие трудности. Зороастрийские пространства были присвоены Исламской Республикой. Например, в Тегеране есть большое кладбище, которое столетиями принадлежало зороастрийской общине, но Исламская гвардия захватила его и использует как тренировочную площадку. Так что зороастрийцам трудно хоронить своих покойников, потому что они иногда не могут попасть на собственное кладбище. В результате многие зороастрийцы мигрировали. Они покинули Иран. Многие из них приезжают в США. Они могут получить специальные визы, связанные, в частности, с религиозным преследованием. Созданы специальные агентства, которые делают этот переезд возможным. И потому что многие зороастрийцы уехали из Ирана, община зороастрийцев в Иране постепенно сокращается.
Но сегодня в Иране есть движение, которое набирает силу, заявляющее, что зороастризм это родная религия Ирана. Люди, которые протестуют против нынешнего правительства Ирана — против его исламской основы — говорят: «Ислам на самом деле не соответствует персидской идентичности. Персы изначально были зороастрийцами. Поэтому, если мы хотим быть верными нашей религиозной вере, мы должны вернуться к зороастризму». И поэтому среди молодежи есть движения, выступающие, например, за ношение фаравахара, который является главным символом зороастризма.
Есть ли что-то интересное в истории зороастрийцев в Центральной Азии? Известно, что согдийцы были зороастрийцами и смогли распространить религию по торговым путям между Востоком и Западом. Дошли ли они до Китая со своей религией? Как работала религиозная пропаганда в те времена?
Китайская глиняная фигурка династии Тан 8-го века, изображающая согдийца (жителя Восточного Ирана) в характерной шапке и вуали для лица, возможно, всадника на верблюде или даже зороастрийского священника, так как вуали для лица использовались, чтобы не загрязнять священный огонь дыханием или слюной; Музей восточного искусства (Турин), Италия. ВикипедияЗороастризм на самом деле пришел из Центральной Азии. Первоначально он зародился там, в степи, как учение Зороастра в 1200 г. до н.э. на территории современного Мазари-Шарифа в Северном Афганистане, и стал одной из самых влиятельных религий в мире. И это очень интересно, потому что я думаю, что это дает Центральной Азии признание, которого регион часто не получает. Это слишком часто упускается из виду.
Я думаю, вы правы, когда отмечаете, что торговля с согдийцами и другими народами вывела зороастризм за пределы его первоначальных границ, потому что, конечно же, зороастризм утвердился в Центральной Азии с Зороастром, затем он был доставлен в Персию и стал официальной персидской религией. И уже потом он распространяется еще шире оттуда – действительно доходя до Китая.
Сасанидская империя была последней персидской империей, завоеванной мусульманами, а ее последним императором в древности был Йездигерд III. И он бежал от мусульманских войск, которые преследовали его по всему Ирану. В конце концов он был убит в Мерве, на территории современного Туркменистана. Но его семья продолжала жить в изгнании, и они дошли до самого Китая. Они бежали к династии Тан в Китае, и династия Тан приняла их. И есть несколько документов — немного, и большинство из них на китайском языке, — которые описывают этих персов, живущих в Китае. И в конце концов династия Тан отправила сына Йездигерда обратно в Персию. Он жил на границе с Персией, которая сегодня называется Систан — своего рода граница между Афганистаном и Ираном, — и какое-то время была надежда, что он восстановит Персидскую империю, что он победит мусульманские силы. Очевидно, этого не произошло, но это показывает интерес и влияние Китая в Центральной Азии вплоть до VIII-VII веков.
Зороастризм, пришедший из Центральной Азии, влияет почти на все остальные религии мира, особенно на три крупнейшие монотеистические религии: иудаизм, христианство и ислам.
Ахура Мазда (справа, с высокой короной) преподносит Ардаширу I (слева) кольцо царствования (Накш-е Рустам, 3 век нашей эры). ВикипедияЗороастризм, вероятно, является источником идеи рая и ада как награды для верующих. Зороастр подчеркивал, что есть бог света, Ахура Мазда, и бог тьмы, Ахриман, что разделяет исход верующих в два отдельных царства. Вообще идея о злобном искушении или дьяволе имеет очень зороастрийское происхождение. Идея о том, что человечество предстанет перед окончательным судом исходит прямо из зороастризма. Например, мы знаем, что еврейские писания имеют большое зороастрийское влияние. Затем это влияние подхватили и христиане — не только от евреев, но и потому, что Римская империя взаимодействовала с Персидской империей. Это были два великих соперника: в Римской империи было христианство, в Персидской империи был зороастризм, и они соперничали. И таким образом, такие места, как Ирак, были религиозно смешаны. Такие места, как Армения, были религиозно смешаны. И это оказало влияние на римскую религию. Например, в римской религии существовал официальный вид культа Митры. Митра — зороастрийское божество.
В своей книге вы проводите аналогию между проблемами древних зороастрийцев и возникновением Исламского государства Ирака и Сирии (ИГИЛ) в 2014 году. Какова связь между этими историческими событиями?
Мне нравится этот вопрос, потому что он позволяет мне продемонстрировать современное значение этой работы. Иногда люди говорят: «Вы изучаете древнюю историю, все это в прошлом, это уже не имеет значения», но это очень конкретный способ показать, что эта история имеет значение сегодня.
В заключение своей книги я рассказываю о происхождении Исламского государства. В 2014 году, когда «Исламское государство» вышло из Сирии и вторглось в Северный Ирак, они начали массовые убийства коренных жителей Северного Ирака. В Синджарском округе Ирака живут езиды. Езиды – это курды, которые поклоняются езидизму, сочетающему множество различных религиозных влияний. Я думаю, что лучше всего описать его как местную религию этого региона, но, безусловно, есть некоторые влияния, которые кажутся христианскими, исламскими и зороастрийскими.
Когда ИГИЛ пришло в Северный Ирак, оно не признало религию езидов законной. Они сказали: «Езиды не «люди Писания», поэтому мы можем их убить». ИГИЛ вырезало езидских мужчин и порабощало езидских женщин. Это была трагедия, которую ИГИЛ оправдывало тем, что эти люди не были законными в религиозном отношении.
Таким образом, один из примеров, на который я указываю, – это то, как исламские ученые оспаривают представление о том, что езиды неприемлемы с религиозной точки зрения. Многие ученые подписали открытое письмо Абу Бакру аль-Багдади — самопровозглашенному халифу Исламского государства — и призвали его к ответу. В их число входили более сотни мусульманских экспертов по исламскому праву из таких мест, как Египет, Малайзия и даже Узбекистан, и все они писали и говорили: «Нет, исламский закон рассматривает езидов как зороастрийцев, а зороастрийцы в прошлом были приспособлены к исламу. Следовательно, убийства и порабощение ИГИЛ абсолютно незаконны с точки зрения ислама». И данные аргументы о том, что зороастрийцев следует приспосабливать, были точно такими же, как и в моей книге.
И поэтому это было захватывающим открытием для меня: увидеть, как мои исследования открыли подлинное исламское прошлое, которое люди сегодня познают. И этот опыт прошлого можно использовать, чтобы избежать некоторых крайностей настоящего. Подлинное изучение истории прошлого может помочь найти способы, с помощью которых мусульмане приспосабливались, они были гибкими и могли включать ненормативные группы в свое общество. Я думаю, что это ценный урок для настоящего времени.
Zoroastrianism and Islam: How They Interacted, Clashed, and Accommodated One Another. An Interview with Andrew Magnusson
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Facebook Notice for EU! You need to login to view and post FB Comments!
Total
10
Shares
Криптология, стеганография, спецсвязь, радиоразведка, прослушка, перлюстрация — Зороастризм
Зороастризм — одна из древнейших религий, берущая начало в божественном откровении пророка Зороастра (Заратуштры). В основе зороастрийского учения — свободный нравственный выбор человеком благих мыслей, благих слов и благих деяний. Заратуштра говорил о фундаментальной оппозиции добра и зла, по этой причине зороастризм называют первой дуалистической религией, послужившей основой развитию позднейших дуалистических учений и элеменов других религий.
Все явления мира представляются в зороастризме в виде борьбы двух изначальных сил — добра и зла, бога Ахура Мазды (Ормузда) и злого демона Ангра-Майнью (Аримана). Ахура Мазда в конце времён побеждает Аримана. Зороастрийцы не считают Аримана божеством, поэтому зороастризм иногда называют асимметричным дуализмом и даже монотеизмом.
Согласно учению зороастризма свет является зримым образом бога в физическом мире. Поэтому желая обратиться к богу, зороастрийцы обращаются лицом к свету — источник света представляет для них направление молитвы. Особое уважение они придают огню, как наиболее важному и доступному для человека с давних времён источнику света и тепла. Отсюда распространённое внешнее определение зороастрийцев как «огнепоклонников». Между тем, не меньшим почтением в зороастризме пользуется и солнечный свет.
Учение Заратуштры было одним из первых, что провозгласило личную ответственность души за совершённые деяния в земной жизни. Заратуштра называет рай «наилучшим существованием». Ад именуется «дурное существование». Рай имеет три ступени: благие мысли, благие слова и благие деяния и высшую ступень «Дом Песен», «Бесконечные сияния», где пребывает Сам Бог. Симметрично ступени ада: дурные мысли, дурные слова, дурные деяния и средоточие ада — «Дом Лжи».
Избравших Праведность (Ашу) ждёт райское блаженство, избравших Ложь — мучения и саморазрушение в аду. Зороастризм вводит понятия посмертного суда, представляющего собой подсчёт деяний, совершённых в жизни. Если добрые дела человека хотя бы на волосок перевесили злые, ангелы ведут душу в «Дом Песен». Если перевесили злые дела, душу утаскивают в ад.
Суть зороастризма
Зороастрийский календарь
Тотемы лет
Тотемы месяцев
Тотемы дней
Лунный календарь
Колесо Зороастра (жизни и смерти)
Главные авестийские молитвы
Основные зороастрийские мантры
Десять заповедей зороастризма
Шканд Гуманиг Визар
Изображения Амеша Спента
Зороастрийский пантеон
Фаравахар — символ зороастризма
Зервано-зороастрийские праздники
Священная одежда зороастрийцев
Посвящение в зороастрийцы
Аудиофайлы о зороастризме
Праздники «Гаханбар»
Праздники «Джашн»
Традиция «Хафт-Син (Шин)»
Осознание позиции света и тьмы
Зороастрийские встречи и лекции
«Практический зороастризм»
Зороастрийский взгляд на проблему искусственного оплодотворения
V Конференция по Зороастрийским духовным практикам 2010
О зороастризме
Краткий очерк истории зороастризма
АВЕСТА и история башкиров
Узбекские памятники зороастризма
Иранские памятники зороастризма
Наши предки знали Заратуштру. ..
О затмениях Солнца и Луны
Стихи о зороастризме
Памятники зороастризму
Опера и мультфильм «Зороастр»
Комикс «Заратуштра»
Товары с символикой зороастризма
Надпись на стене Каабы Зороастра
Зороастрийцы Санкт-Петербурга посетили Иран
Навруз признан ООН международным праздником
Музыкальный альбом Сина Воджани «Заратуштра»
Книга «По следам Авесты» Наши предки знали Заратуштру…
Зерванизм
Ван-дер-Варден о зерванизме
Зерванизм в Иране в эпоху Сасанидов
Медная плита Лорестана
Диссертация по зерванизму
Феномен осевого времени
Видео о зороастризме Литература о зороастризме
Зороастризм | Определение, верования, основатель, Священная книга и факты
Зороастрийский Храм Огня Йезд, Иран
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Заратуштра Р.К. Зенер Эжен Бюрнуф аль-Муканна
- Похожие темы:
- маздакизм Ахура Мазда зурванизм Апауша Атар
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Что такое зороастризм?
Зороастризм — одна из древнейших монотеистических религий мира, зародившаяся в Древней Персии. Он содержит как монотеистические, так и дуалистические элементы, и многие ученые считают, что зороастризм повлиял на системы верований иудаизма, христианства и ислама.
Когда возник зороастризм?
Зороастризм восходит к VI веку до нашей эры. Основанный в древней Персии, он, вероятно, повлиял на развитие иудаизма и предшествовал как христианству, так и исламу.
Как возник зороастризм?
Зороастризм был основан в Персии в 6 веке до н.э. жрецом Заратустрой, известным грекам как Зороастр. Заратустра реформировал существующее персидское многобожие своими учениями о высшем боге Ахуре Мазде и его первобытном столкновении с Ангра-Майнью, Разрушительным Духом. Учения Заратустры стали доминировать в Персии, но их популярность колебалась по мере того, как регион захватывали различные империи и культуры.
Где исповедовали зороастризм?
Зороастризм был основан в Персии (ныне Иран), но зороастрийцы подвергались преследованиям со стороны исламских режимов. Зороастризм более свободно процветает в Индии, куда в 10 веке иммигрировал ряд персидских последователей. Они известны как парсы.
Каковы основные верования зороастризма?
Основные верования зороастризма можно найти в его основном священном тексте, Авесте. В этом тексте утверждается, что высший бог и создатель, Ахура Мазда, участвует в первобытной битве против Ангра-Майнью, Разрушительного Духа. Верующие предвидят возможную победу Ахура Мазды, после которой последователи Ангра-Майнью будут страдать, прежде чем все человечество испытает вечное блаженство.
Зороастризм , древняя доисламская религия Ирана, которая сохранилась там в изолированных районах и, более процветая, в Индии, где потомки зороастрийских иранских (персидских) иммигрантов известны как парсы или парсы.
Иранский пророк и религиозный реформатор Заратуштра (расцвет жизни до VI века до н. э.) — более известный за пределами Ирана как Зороастр (греческая форма его имени) — традиционно считается основателем религии. Зороастризм содержит как монотеистические, так и дуалистические черты. Вероятно, это повлияло на другие основные западные религии — иудаизм, христианство и ислам. Для обсуждения контекста, в котором возник зороастризм, см. древнеиранская религия.
Природа и значение
Древние греки видели в зороастризме архетип дуалистического взгляда на мир и судьбу человека. Предполагалось, что Заратуштра обучал Пифагора в Вавилоне и вдохновил халдейские доктрины астрологии и магии. Вполне вероятно, что зороастризм повлиял на развитие иудаизма и зарождение христианства. Христиане, следуя иудейской традиции, отождествляли Зороастра с Иезекиилем, Нимродом, Сифом, Валаамом и Варухом и даже, через последнего, с самим Иисусом Христом. С другой стороны, как предполагаемого основателя астрологии и магии, Заратуштру можно было считать архиеретиком.
Хотя зороастризм никогда не был, даже по мысли его основателя, столь настойчиво монотеистическим, как, например, иудаизм или ислам, он все же представляет собой оригинальную попытку объединить под культом одного верховного бога политеистическую религию, сравнимую с религиями античности. древние греки, латиняне, индийцы и другие древние народы. Другая ее отличительная черта, а именно дуализм, никогда не понималась в строгой и абсолютной форме. Добро и зло ведут неравную битву, в которой первому гарантирована победа. Таким образом, всемогущество Бога лишь временно ограничено. В этой борьбе должны принять участие все люди в силу их способности к свободному выбору. Они делают это с душой и телом, а не против тела, ибо противоположность между добром и злом не то же самое, что между духом и материей. В отличие от христианского или манихейского (от манихейства — эллинистической дуалистической религии, основанной иранским пророком Мани) отношения, пост и безбрачие запрещены, кроме как в рамках очистительного ритуала. Борьба человеческая имеет, тем не менее, негативный аспект, заключающийся в том, что она должна стремиться к чистоте и избегать осквернения силами смерти, соприкосновения с мертвой материей и т. д. Таким образом, зороастрийская этика, хотя сама по себе возвышенна и рациональна, имеет ритуальный аспект, который является всепроникающим. В целом зороастризм оптимистичен и остался таковым даже несмотря на лишения и притеснения своих верующих.
История
Дозороастрийская иранская религия
Религия Ирана до времен Заратуштры недоступна напрямую, поскольку нет более древних надежных источников, чем те, которые были составлены или приписаны самому пророку. Его приходится изучать косвенно на основе более поздних документов и сравнительным подходом. Язык Ирана очень близок к языку северной Индии, и, следовательно, люди этих двух земель, вероятно, имели общих предков, говоривших на общем индоарийском языке. Религия этих народов была реконструирована с помощью общих элементов, содержащихся в священных книгах Ирана и Индии, главным образом в Авесте и Ведах. Оба сборника демонстрируют один и тот же политеизм со многими из одних и тех же богов, в частности с индийским Митрой (иранским Митрой), культом огня, жертвоприношениями с помощью священного напитка (9).0057 сома в Индии, в Иране хаома ) и другие параллели. Кроме того, имеется список индоиранских богов в договоре, заключенном около 1380 г. до н. э. между хеттским императором и царем Митанни. В список входят Митра и Варуна, Индра и два Насатья. Все эти боги также встречаются в Ведах, но только первый в Авесте, за исключением того, что Индра и Нанхайтья появляются в Авесте как демоны; Варуна, возможно, выжил под другим именем. Таким образом, на иранской стороне должны были произойти важные изменения, не все из которых можно приписать пророку.
Индоиранцы, по-видимому, выделяли среди своих богов daiva (индоиранский и древнеперсидский эквивалент авестийского daeva и санскритского deva , связанного с латинским deus ), что означает «небесный, » и асура , особый класс с оккультными способностями. Эта ситуация нашла свое отражение в ведической Индии; позже асура стало означать на санскрите своего рода демона из-за зловещего аспекта асуры 9.Невидимая сила 0058. В Иране эволюция, должно быть, была иной: ахура превозносились, исключая дэвов , которые были низведены до ранга демонов.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас
Реформация Заратуштры
Заратуштра (Зороастр) был жрецом некоего ахура (авестийский эквивалент санскрита асура ) с эпитетом mazdā , «мудрый», которого Заратуштра упоминает однажды в своих гимнах с «[другим] ахура s». Точно так же Дарий I (522–486) и его преемники поклонялись Аурамазде (Ахура Мазде) «и другим существующим богам» или «Ахура Мазде, величайшему богу». Два исторически связанных факта явно параллельны: с обеих сторон присутствуют зачатки монотеизма, хотя и в более разработанной форме у пророка Заратуштры.
Еще не было возможности поместить гимны Заратуштры, Гаты, в их исторический контекст. Ни одно место или лицо, упомянутое в них, не известно ни из каких других источников. Виштаспа, защитник пророка, может быть только тезкой отца Дария, царя Ахеменидов. Все, что можно с уверенностью сказать, это то, что Заратуштра жил где-то в восточном Иране, вдали от цивилизованного мира Западной Азии, до того, как Иран объединился под властью Кира II Великого. Если Ахемениды когда-либо и слышали о нем, они не сочли нужным упоминать его имя в своих надписях и не упоминали о существах, окружавших великого бога и впоследствии названных amesha spana s, или «благородные бессмертные» — неотъемлемая черта учения Заратуштры.
Религия при Ахеменидах находилась в руках волхвов, которых греческий историк Геродот описывает как мидийское племя с особыми обычаями, такими как разоблачение мертвых, борьба со злыми животными и толкование снов. Опять же, историческая связь с Заратуштрой, которого Геродот также игнорирует, туманна. Неизвестно, когда учение Заратуштры достигло западного Ирана, но, должно быть, это было до времени Аристотеля (384–322), который намекает на его дуализм.
Дарию, когда он захватил власть в 522 году, пришлось сражаться с узурпатором Гауматой Магом, выдававшим себя за Бардию, сына Кира Великого и брата царя Камбиса. Этот Маг разрушил культовые святыни, айадана с, которые Дарий восстановил. Одно из возможных объяснений этих событий состоит в том, что Гаумата принял зороастризм, доктрину, основанную на верности простых людей, и поэтому разрушил храмы или алтари божествам знати. Дарий, который был обязан своим троном поддержке некоторых дворян, не мог не поддерживать их культ, хотя и принял Аурамазду как средство объединения своей империи.
Ксеркс, преемник Дария, упомянул в одной из своих надписей, как в некоем (неназванном) месте он заменил поклонение Аурамазде поклонением даэва s, что не означает, что он выступал против культа даева как такой, как поступил бы истинный зороастрийец, но только то, что он искоренил где-то — вероятно, в Вавилоне — культ божеств, чуждых религии ахура с. Это указывает на изменение отношения по сравнению с терпимостью Кира к чуждым религиям, таким как вавилонская или иудейская религия.
Начиная с Артаксеркса II (404–359/358) и далее в надписях помимо Аурамазды упоминаются Митра и богиня Анахита (Анаит), что доказывает лишь изменение акцента, а не появление новых божеств.
В результате завоевания Александром иранская религия была почти полностью поглощена волной эллинизма. Например, в Сузах, которые были одной из столиц Ахеменидов, но где религия Аурамазды не была местной, чеканка периодов Селевкидов и Аршакидов не представляет ни одного иранского божества.
Затем постепенно снова возникла иранская религия. В Коммагене середины I в. до н. э. боги носят сочетания греческих и иранских имен: Зевс Оромазд, Аполлон Митра, Гелиос Гермес, Артагнес Геракл Арес. Первое доказательство использования зороастрийского календаря, подразумевающее официальное признание зороастризма, найдено примерно 40 лет назад в Нисе (недалеко от современного Ашхабада в Туркменистане). К тому времени должна была установиться какая-то форма ортодоксии, в которой Аурамазда и сущности (силы, окружающие его) соседствуют с другими богами, такими как Митра, Солнце и Луна.
В Персии (современный Фарс), с начала христианской эры до прихода сасанидов (начало 3 века н.э.), любые намеки на культ огня исчезают. Монеты, по-видимому, указывают на то, что не изображен огненный алтарь, что принц потерял интерес к иранской религии.
Заратуштра | Биография, религия и факты
Ахура Мазда
Смотреть все СМИ
- Дата рождения:
- около 628 г. до н.э. Иран
- Умер:
- около 551 г. до н.э. г.
- Известные работы:
- Авеста
- Предметы изучения:
- Зороастризм
См. все связанные материалы →
Заратуштра , также пишется Заратуштра , греческое Зороастр , (родился во 2-м тысячелетии до н.э., вероятно, восточный Иран), иранский религиозный реформатор и пророк, традиционно считающийся основателем зороастризма.
Крупная фигура в истории мировых религий, Заратуштра был объектом пристального внимания ученых, в значительной степени из-за его очевидного монотеизма (его концепции единого бога, которого он называл Ахура Мазда, или «Мудрый Господь»). »), его предполагаемый дуализм (на что указывает резкое различие, проведенное в некоторых зороастрийских текстах между силами добра и силами зла) и возможное влияние его учений на впоследствии возникающие ближневосточные религии (например, иудаизм).
Еще из Британники
Зороастризм
Изучающий религию сталкивается с несколькими проблемами, касающимися Заратуштры. Первый касается дат его рождения и смерти, которые невозможно установить с какой-либо степенью уверенности. Хотя некоторые ученые продолжают считать «традиционными» приблизительные даты рождения и смерти, указанные в более поздних текстах Авесты (писаниях зороастризма), согласно которым Заратуштра жил с ок. с 628 по ок. 551 г. до н.э., другие, цитируя более ранние тексты и другие свидетельства, правдоподобно утверждали, что он жил где-то во 2-м тысячелетии до н.э.
Другие проблемы касаются содержания и влияния учений Заратуштры. Неясно, например, какая часть зороастризма восходит к племенной религии Заратуштры, а какая является новой в результате его видений и творческого религиозного гения; степень, в которой поздняя зороастрийская религия сасанидского периода (224–651 гг. н. э.) действительно отражала учение Заратуштры; и степень, в которой источники — Авеста и отчеты различных греческих авторов — предлагают подлинное руководство к идеям Заратуштры. Авеста содержит, среди прочего, Гаты, набор гимнов, составленных Заратуштрой на древнеавестийском языке.
Teachings
Вышеупомянутые источники указывают на то, что Заратуштра, вероятно, был жрецом древней иранской религии. Получив видение от Ахура Мазды, поручившего ему проповедовать истину, Заратуштра учил, что Ахура Мазда занимает центр царства справедливости, обещающего бессмертие и блаженство. Уверенный в истине, открытой ему Ахура Маздой, Заратуштра, по-видимому, не пытался ниспровергнуть веру в старую иранскую религию, которая была политеистической. Однако он попытался реформировать его на основе существующих социальных и экономических ценностей. Его учение сначала вызвало противодействие со стороны гражданских и религиозных властей в тех областях, где он проповедовал.
Ахура Мазда и благодетельные бессмертные
Учения Заратуштры, как отмечалось выше, были сосредоточены на Ахуре Мазде, которого он изображал как высшего бога и единственное божество, достойное поклонения. Согласно Гатам, Ахура Мазда является творцом неба и земли, т. е. материального и духовного мира. Он источник смены света и тьмы, верховный законодатель и самый центр природы. Кроме того, в Гатах он характеризуется семью взаимосвязанными качествами или состояниями бытия, которые в более поздних авестийских текстах аллегорически обозначаются как 9.0057 амеши стратас , или «благотворные бессмертные». Олицетворенными качествами или состояниями являются Спента Майнью (добрый или благотворный дух), Аша Вахишта (справедливость, истина или правильный порядок), Воху Манах (праведное мышление), Армаити (хорошие мысли, слова и действия), Кшатра Вайрия (желаемое правило). или владычество), Хаурватат (целостность или завершенность) и Амеретат (бессмертие). Добрые качества, представленные этими существами, также должны заслужить и обладать последователи Ахура Мазды. Это означает, что и боги, и человечество обязаны соблюдать одни и те же этические принципы. Если амеши, потраченные как , показывают работу божества и в то же время составляют порядок, связывающий приверженцев Мудрого Господа, тогда мир Ахура Мазды и мир его последователей ( ашаван ) приближаются друг к другу.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас
Добро и зло
Поздние авестийские и пехлевийские тексты об Ахура Мазде характеризуются ярко выраженным дуализмом добрых и злых духов: у Мудрого Господа есть противник, Ангра-Майнью, или Ариман (разрушительный дух), который олицетворяет принцип зла; его последователи, свободно избравшие его, также злы. Этот этический дуализм уходит своими корнями в зороастрийскую космологию. Более поздний аллегорический текст также учил, что в начале была встреча между Спента-Майнью и Ариманом, которые были свободны выбирать «жизнь или не жизнь». Этот первоначальный выбор породил принцип добра и принцип зла. Первому соответствует царство справедливости и правды, а второму — царство лжи (друдж), населенное даэвы , злые духи (изначально известные древние индоиранские боги). Мудрый Лорд вместе с амешей , потраченной как , наконец победит дух зла, тем самым подразумевая конец космического и этического дуализма.