Определение ислам это: что это? Коротко о религии. Основы мусульманской веры

Ислам: основы, значение, особенности религии

Ислам — одна из трех основных мировых религий. В этой статье мы расскажем, кто и в каких странах исповедует ислам и каких традиций придерживаются мусульмане

ИЛЬДАР АХМАДЕЕВ

Журналист «КП»

Краткая история ислама

История ислама уходит корнями в VII век. Первые годы этой монотеистической религии связаны с именем пророка Мухаммеда, известного богослова и проповедника, который родился в 571 году в арабском городе Мекка.

В юности Мухаммед был пастухом, вместе со своим дядей ходил с караванами в Сирию, учился торговле и общался со множеством людей. В возрасте 40 лет он стал пророком Единого Бога — Аллаха и собрал вокруг себя единомышленников. Правившие тогда Меккой язычники изгнали Мухаммеда из города, после чего он, вместе со своими сподвижниками, перебрался в соседнюю Медину. Там Мухаммед основал первую мусульманскую общину — умму.

В 630 году основоположник ислама вернулся в Мекку, после чего эта религия стала господствующей на всем арабском полуострове, а затем пришла и в другие страны.

Основы ислама

В основе мусульманской культуры и религии стоят «Пять столпов Ислама» — пять обязательных ритуалов, священных для каждого последователя религии:

1. Шахада или «декларация веры». Со светской точки зрения, это фраза, которая переводится на русский как «Свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха и Мухаммед — пророк его». Для верующего человека эта фраза означает внутреннее принятие веры. Для того, чтобы человек стал мусульманином, ему достаточно произнести вслух эту фразу. Шахаду на арабском языке вы можете увидеть внутри любой мечети или, например, на флаге Саудовской Аравии.

2. Намаз — пять ежедневных молитв. Каждый правоверный мусульманин должен пять раз в день читать молитвы. В исламских странах на это время закрываются все магазины и рестораны, а перед началом каждой молитвы с минаретов всех мечетей звучит «азан» — призыв к молитве. Время намаза зависит от положения солнца — утренняя, полуденная, предвечерняя, вечерняя и ночная молитва.

3. Рамадан — пост в священный месяц. Рамадан длится 30 дней и зависит от лунного календаря. Во время поста мусульмане отказываются от еды и воды от восхода до заката солнца. Есть можно только ранним утром, до первого солнечного луча, и поздним вечером, когда солнце скрылось за горизонт.

4. Закят — мусульманский налог в пользу бедных и нуждающихся. Его платят раз в год, причем сумма налога зависит от дохода верующего.

5. Хадж — паломничество в Мекку. Каждый мусульманин хотя бы раз в жизни должен посетить Мекку — священный для ислама город.

Главная книга ислама — Коран. Именно в нем описаны основные правила поведения мусульманина и история ислама.

Читайте также

Курбан Байрам

Курбан-байрам (или Ид аль-Адха у арабов) — дословно переводится, как «праздник жертвоприношения»

Подробнее

Виды и основные течения ислама

Ислам, также как и христианство, имеет несколько религиозных течений. Самые популярные течения — суннизм и шиизм. Суннитами являются порядка 90% всех мусульман. Именно это течение наиболее популярно среди мусульманских народов России.

Шиизм исповедуют в некоторых странах Ближнего Востока и Кавказа, например в Иране и Азербайджане. Шииты признают в качестве преемников Мухаммеда 12 имамов — потомков Али ибн Абу Талиба. Али — двоюродный брат Мухаммеда и четвертый халиф Арабского халифата.

Между этими двумя течениями есть множество различий, но оба безусловно признают авторитет пророка Мухаммеда и священной книги Коран.

Мекка. Фото: pixabay.com

Какие страны исповедуют ислам

Ислам исповедуют около двух млрд человек по всему миру. Мусульмане живут как минимум в 125 странах, при этом в 28 странах ислам — государственная религия.

Ислам — господствующая религия арабских стран — от Саудовской Аравии до Марокко. На этой территории, которая включает в себя Ближний Восток и Северную Африку, когда-то существовал Арабский Халифат.

Ислам также исповедует большинство тюркских народов, живущих в Турции, Азербайджане, Казахстане, Киргизии, Туркменистане и Узбекистане. В России ислам исповедуют татары и башкиры, а также многие кавказские народы, в том числе чеченцы и дагестанцы. Много веков назад мусульманами стали ираноязычные народы Ирана и Таджикистана. Ислам исповедуют во многих странах Африки, в том числе в странах с темнокожим населением, например, в Судане и Сомали.

Самой же крупной по населению мусульманской страной является многонациональная Индонезия, 88% жителей которой исповедуют ислам.

На чем строится ислам?

Догмы ислама регулируются шариатом — сводом мусульманских правил. В странах, где ислам — государственная религия, шариат действует или вместо гражданских законов или наряду с ними. В светских государствах мусульмане сами стараются придерживаться норм шариата.

Правила шариата основаны на Коране — священной книге мусульман. Большинство верующих соблюдают главные нормы, те самые пять столпов. Они читают молитвы, платят религиозный налог, посещают Мекку.

Широко известны некоторые отдельные запреты ислама. Правоверным мусульманам нельзя употреблять алкоголь и есть свинину.

Ислам — господствующая религия арабских стран — от Саудовской Аравии до Марокко. Фото: pixabay.com

Более строгие правила зависят от традиций страны. Так, например, в России сложились свои традиции ислама. Верующие татары и башкиры далеко не всегда держат пост и не обязательно читают все пять молитв каждый день. В той же Саудовской Аравии правила куда более жесткие и до последнего времени женщина не могла выйти в магазин без мужа. Религиозные традиции тесно связаны с национальными и государственными и в разных странах могут сильно различаться.

Главные праздники ислама

Еще при жизни пророка Мухаммеда появились два главных праздника ислама:

Ураза-байрам (или Ид Аль-Фитр) — день завершения строго поста в месяц Рамадан. Его также называют праздником разговения. В этот день принято собирать всех родных за большим столом.

Курбан-байрам (или Ид Аль-Адха) — праздник жертвоприношения. Согласно традициям, в этот день принято приносить в жертву какое-нибудь животное, например барана или верблюда. Жертвенным мясом надо делиться с нуждающимися.

Остальные праздники признаются «памятными днями» и отмечаются, как правило, только наиболее правоверными мусульманами. Уразу-байрам и Курбан-байрам по традиции отмечают не только строго верующие люди, но и вообще все представители арабских, тюркских и иранских народов.

Читайте также

Рамадан: начало и конец поста

Рамадан — месяц обязательного мусульманского поста. Это один из 5 столпов, на которых держится ислам

Подробнее

Фото на обложке: pixabay.com

Комментарии для сайта Cackle

Что общего у ислама с христианством и иудаизмом, что такое джихад, кто такие шахиды

###1###Вопросы религии так или иначе затрагивают все социальные и гуманитарные науки: это и история, и философия, и социология, и многие другие. Очень часто (и справедливо) говорят, что ислам — это не только или не столько религия, сколько некий культурно-цивилизационный тип, ценностно-нормативная система, которая формирует особый историко-культурный тип человека.

ЧАСТЬ 1. «Ислам» — слово, которое нельзя перевести.

Ислам как явление исторического порядка появляется в VII веке нашей эры и связан с деятельностью пророка Мухаммеда, который и считается основателем ислама. Но с точки зрения самих мусульман ислам — явление внеисторическое. Это некая универсальная метафизическая традиция, своего рода изначальный монотеизм (то есть единобожие), универсальное Откровение, которое раскрывается в цепи пророков,

куда входят те же самые персонажи, о которых говорит Ветхий Завет, библейская и околобиблейская традиции.

«Ислам» — это слово, которое нельзя перевести. Имеющиеся словарные переводы, которые у нас есть, говорят, что «ислам» — это покорность, предание себя Богу. Но это не переводы, это паллиативные, то есть неисчерпывающие описания. Арабское слово «ислам» — это имя действия, происходящее от корня С-Л-М, который семантически несет в себе идею целостности, безопасности и правильности. Таким образом, «ислам» означает создание некоего правильного, целостного, ненарушенного состояния или приведение себя в это состояние. От этого же корня происходит широко известное и за пределами арабского языка слово «салам» — «мир». То есть ислам — это мир с Богом, примирение человека с Создателем, духовная и метафизическая гармония.

Это нельзя односложно перевести ни на какой язык, поэтому слово «ислам» остается без перевода.

Поэтому ислам — это не магометанство. То есть ислам не связан, подобно христианству, с именем учителя или пророка более чем случайно-исторически. С точки зрения мусульман, ислам — это фундаментальная идея универсального порядка. И эта универсальная истина манифестируется человечеству в рамках пророческой традиции, которая идет от прародителя человечества Адама до пророка Мухаммеда. Поскольку ислам сам себя описывает через термины проческой традиции и через апелляцию к общему культурному фону ближневосточного монотеизма, это вводит его в число религий так называемой авраамической традиции. Исторически ислам — одно из проявлений более широкого феномена, который можно назвать авраамическим монотеизмом.

Одним из ответвлений этого монотеизма является иудаизм, другим — христианство, третьим – ислам. Эти три ветви одного древа апеллируют к общей картине мира, к одной и той же мифологии, к одним и тем же персоналиям, представлениям о мироустройстве и имеют общие исторические корни.

Все эти три религии возникают в одном регионе, который с древнейших времен и является перекрестком культур и цивилизаций. На каком-то этапе на этом же универсальном перекрестке формируется почва для возникновения монотеизма как особенного типа мировоззрения, не свойственного другим высокоразвитым цивилизациям.

Ислам является исторически последней фазой развития ближневосточного монотеизма, которая дает ему новый импульс уже в эпоху раннего Средневековья и превращает его из факта истории и культуры Древнего мира в глобальный тренд, который в состоянии переходить через исторические эпохи. Иудаизм и христианство тоже дожили до наших дней. Это происходит потому, что монотеистическое миросозерцание как раз и отличает то, что монотеизм в своем сознании устремлен к некоему концу истории — Судному дню. Судный день и конец времен являются общей идеей для всех трех исторических религий. Монотеистическое мировоззрение предполагает не бесконечное вращение кармического колеса, из которого один только выход в нирвану, которая есть небытие, а некую устремленность, целенаправленность и конечность человеческого бытия и истории, после которых начинается другая эпоха — Апокалипсис, Судный день — и начинается «жизнь иная», инобытие.

Если говорить об истории, то ближневосточный монотеизм — продукт того, что известный немецкий философ-экзистенциалист Карл Ясперс называл «осевым временем». Ясперс имел в виду фундаментальный переворот в сознании человечества, когда на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское, сформировавшее существующий поныне тип человека. Этот переворот начинается в районе IX в. до н. э. и заканчивается в III в. н. э. институализацией христианства.

Ислам возникает в VII в. н. э. вдогонку осевому времени, когда появляются крупнейшие духовные учения, которые от старых прежних верований отличаются тем, что формируют возможность некоего глобального проекта и закладывают в себя возможности к экспансии и к моделированию некоего идеала человеческого бытия в истории.

Это не просто religio (это латинское слово означает «связь») как система связи человека с сакральным. Это некий проект того, как не только человек может быть связан с небесными силами, но и как небесный порядок может быть трансформирован в конечном человеческом бытии, которое и на индивидуальном уровне имеет начало и конец в виде рождения и смерти, и на уровне человеческой истории имеет начало и конец. В этом смысле ислам — неотъемлемая и логически завершающая часть развития монотеизма, без которого невозможно понять другие религии.

В то же время ислам невозможно понять, не адресуясь к библейской и околобиблейской традициям.

Христианская традиция не сводится только к канонам христианства: существуют апокрифические евангелия, в ветхозаветную эпоху также существовал корпус околобилейских письменных и особенно устных текстов — это довольно широкий культурный пласт, на него опирается та мифологема, к которой (в ее аравийской редакции) адресуется ислам.

Одни и те же персонажи признаются и в Ветхом и Новом Заветах, и в Коране: Адам, Авраам (Ибрахим), Моисей (Мусса), Иисус (Иса). Но, с другой стороны, в аравийской редакции в этот ряд включают ряд аравийских пророков, действующих в Южной Аравии, таких как Шуайб или Салих. Также несколько иначе излагаются и интерпретируются известные библейские сюжеты, например та же самая история с Авраамом и проблемой принесения им в жертву своего сына. В Библии эти события локализуются в Сирийской пустыне, в протомусульманской традиции — в Аравии. Весь ритуал хаджа связан с тем, что именно в Мекке происходила драма жертвоприношения Авраамом своего сына, от которой он в итоге был избавлен и принес в жертву агнца.

Мусульманский праздник жертвоприношения — это не праздник резни баранов на автобусных остановках, как нам пытались показать.

Это сюжет, связанный с драмой Авраама, поставленного перед тяжелейшем выбором принесения в жертву своего сына, дарованного ему в позднем возрасте. Авраам из любви к Богу готов был пожертвовать сыном, но Бог смилостивился и отозвал требование жертвы, тем самым навсегда закрыв тему человеческих жертвоприношений. После этого жертвы стали невозможны.

С другой стороны, аравийская редакция этого мифа, в отличие от еврейской редакции, которая на место этого сына помещает Исаака, ставит на роль сына Исмаила. И если Исаак — родоначальник евреев, то Исмаил — родоначальник арабов. Таким образом, аравийская версия ближневосточного монотеизма вступает в спор о духовном первородстве с евреями как претендующими на монопольное обладание истинной монотеистической традицией. Это очень значимый пафос демонополизации истины — оспаривание претензий талмудического иудаизма на духовную истину и свет. Талмудический иудаизм так трактует богоизбранность Израиля, что богоизбранный народ оказывается противопоставлен гоям, которым он даже не обязан доносить божественные откровения. Христианство было определенным образом реакцией на замкнутость монотеизма в еврейском круге.

Христианство, возникнув в еврейской среде и за счет массовой кооптации язычников открыв пути всем, вне зависимости от происхождения, стало первой ступенью на пути демонополизации монотеизма. Ислам предложил еще и альтернативную мифологему.

Христианство опирается на ветхозаветную мифологию и редакцию биографий пророков. Коран опирается на аравийскую редакцию авраамического мифа и, что важно, на редакцию, которая сохранялась в устной передаче и, таким образом, не была замкнута в узком кругу книжников, обладавших сакральным знанием чтения и письма. Это широкая, почти эпическая традиция — передавать информацию из уст в уста, любым людям, вне зависимости от степени их посвящения. Ислам предложил отредактированную мифологию и скорректированную метафизику, которая логически завершала процесс деиудаизации ближневосточного монотеизма и превращала его в достояние всего Ближнего Востока.

Затем в процессе формирования халифата ислам распространился на той территории, которая до этого была объединена в рамках империи Александра Македонского и где уже были созданы предпосылки для формирования некой универсальной космополитической культуры — то, что называется эллинизмом.

Это культурный стандарт средиземноморского происхождения, который был адаптирован к реалиям завоеванного Александром пространства от Северной Африки и Передней Азии до Средней Азии и Индии. Эллинизм значительно пережил политическую жизнь империи Александра Македонского и фактически просуществовал вплоть до повторной попытки объединить это пространство в рамках халифата. Политический расклад, который существовал там накануне и в эпоху возникновения ислама, в культурном отношении был пропитан эллинистическим универсализмом. Его другой стороной была разветвленная еврейская диаспора, образовавшаяся после разрушения второго Храма, которая во многом выживала за счет того, что ее представители были авангардом поздней эллинистической культуры и основными ее носителями, отличаясь только в религиозном плане.

Итак, в этом мире было, во-первых, представление об универсальном культурном субстрате и, во-вторых, наличие некой пассионарной группы носителей культурной идеи в виде еврейской диаспоры.+++

###2###ЧАСТЬ 2. Мусульман некуда выслать

Итак, был мир эллинизированного иудаизма, рассеянного по остаткам древнейших цивилизаций и пронизывающего и христианскую Византию, и Сасанидский Иран с его зороастризмом. Ислам накладывается на эту синкретическую культурную среду и становится своеобразной политической надстройкой, которая позволяет объединить это пространство. Когда над ней надстраивается политическая власть ислама, которая обеспечивает стабильность этому пространству, то эта культура приобретает исламский характер. В результате к X в. н. э. мы получаем наивысший расцвет того, что в советской литературе называется арабо-мусульманской культурой, а во всем мире — средневековой исламской цивилизацией. Таким образом, тренд к объединению средиземноморского и средневосточного мира был исламом закреплен. Ислам предоставил инструменты, чтобы зафиксировать эту культурную общность. Такими инструментами стали арабский язык (который начал функционировать как язык коранического откровения, а перешел к функционированию в виде латыни востока — универсального языка научной и культурной коммуникации в пределах исламского мира) и ислам как общая политическая идея.

Именно на арабский язык стали переводиться научные сочинения по математике, медицине, химии, астрономии и философии со всех языков, которые были в этом мире распространены — от греческого и арамейского до персидского и санскрита.

Халифат благодаря этому оказался наследником всех известных на тот момент достижений научной мысли и культуры, которые при этом были выражены на новом универсальном языке — им и стал арабский. В результате мы получаем культуру, арабскую по языку, но интернациональную по содержанию. Сам по себе ислам там является не довлеющим фактором: он ее просто форматирует по типологии, но не регулирует жестко догматически.

Исламская идентичность и базовая мифологема, связанная с монотеизмом, выступают как форматирующая рамка для всего этого культурного наследия, которое перерабатывается в границах тех фундаментальных мировоззренческих представлений, которые были сформированы исламом как последним воплощением ближневосточного монотеизма.

В настоящее время, по разным подсчетам, во всем мире насчитывается 1,2–1,5 млрд мусульман. Ядром мусульманского мира являются те территории, которые входили в свое время в халифат — Ближний и Средний Восток, Северная Африка и Средняя Азия.

К ним примыкает индийский субконтинент и Юго-Восточная Азия, где располагается страна, в которой проживает самое большое число мусульман — Индонезия. Также к этому ареалу примыкают те территории, куда ислам проник из этого ядра непосредственно — Индонезия, Восточный Туркестан, Поволжье и Северный Кавказ. Южный Кавказ (Закавказье) — это территория, которая входила в халифат.

В ареал распространения входит также евразийская степь, которая включает в себя пространство от северного Казахстана до Причерноморья, а дальше (что для России особенно важно) Среднее Поволжье, Волжско-Камскую Булгарию, где ислам был официально принят за несколько десятков лет до крещения Руси, в 922 году. Волжские булгары — это прямые предки современных казанских татар, являющихся одним из важнейших государствообразующих этносов в Северной Евразии, и это важный фактор не только для собственно татарской исторической памяти, но и для понимания истории нашей страны в целом.

К ядру мусульманского мира примыкают пространства Восточной и Субсахарской Африки. В средние века в это ядро входила часть Испании вплоть до Пиренеев. Помимо этого ядра и близкой к нему зоны существует по всему миру и мусульманская диаспора. В результате разных процессов (не только трудовой миграции) нет ни одной страны в мире, где мусульмане не были бы представлены.

В этом смысле ислам уже давно вышел за пределы религиозной культуры неких восточных регионов. Ислам уже далеко не только Восток — это и Запад, и Север, и Юг. Это такой же глобальный фактор духовного пространства, как и христианство, которое на каком-то этапе стало синонимом европейской культуры, но на самом деле является мировой религией. То же самое и ислам.

Есть ложная тенденция у непосвященного наблюдателя (или посвященного манипулятора) рассматривать ислам как редакцию христианских ценностей иногда в антихристианской трактовке.

На самом деле ислам такой же универсальный монотеизм, такая же глобальная религия с таким же глобальным размахом и масштабом, просто формировавшаяся в других условиях. Сегодня уже начали говорить о глобальном измерении ислама. К сожалению, об этом стали говорить пока только как о глобальном измерении исламского экстремизма, радикализма и терроризма.

Но необходимо говорить и о другом: ислам является фактом современного существования везде. Нет такой «исторической родины», куда мусульман можно было бы выслать.

Скажем, в начале XX века на фоне антисемитизма можно было попытаться депортировать евреев на виртуальную историческую родину — в Палестину, куда они затем в итоге и направились. Но такого места, куда бы можно было выслать современных мусульман из Европы, США и тем более России, просто не существует.+++

###3###ЧАСТЬ 3. Когда ведется джихад?

Существует концепция джихада, которая в узком смысле трактуется как «война за веру», а в широком понимании «борьба за Божье дело». Это может быть и борьба с врагами ислама, и борьба с собственными пороками, а в модернистской трактовке и борьба за урожай или за интенсификацию производства. Идея джихада — это идея того же библейского и околобиблейского круга, к которому восходит христианский архетип «Спаса в силах» — «Не мир я вам принес, но меч», то есть духовный меч, которым караются нечестивцы и безбожники. В исламе это как раз проявляется в доктрине джихада.

Здесь очень важно понимать, что постановка вопроса о воинственности или невоинственности той или иной религии навеяна современным пацифизмом. Есть представление, что существуют невоинствующие религии — это буддизм и индуизм, хотя, например, входящая в мифологическую базу индийской традиции «Махабхарата», повествующая о междоусобной борьбе эпических правителей, а наиболее известная ее часть «Бхагатват-Гита», являющаяся важным священным писанием индуизма, особенно вайшнавизма, — это проповедь Кришны, опровергающая сомнения Арджуны в необходимости войны со своими братьями. Так же как современный индуистский радикальный фундаментализм не менее реален, чем исламский, но говорят нам о нем несравнимо меньше.

Нет мирных или немирных религий. Есть духовная идея, вынужденная утверждаться в энтропийном мире, который с точки зрения любой духовной идеи находится в состоянии перманентного распада и дезинтеграции.

Поэтому всегда существует борьба как сопротивление тленности. В особенности это свойственно монотеистическим религиям, идея которых связана с концом света, наступающим тогда, когда человечество деградирует. Поэтому любой пророк монотеизма приходит не для того, чтобы растворить человечество в благостной нирване, а для того, чтобы реализовать диктат божественного провидения, чтобы силовым способом утвердить некую истину, которая может быть ключом к спасению от движущегося к апокалипсису мира.

Когда носитель этой идеи сталкивается с необходимостью ее утверждать в агрессивном мире, он оказывается перед выбором той меры силы, которую можно применить.

Исламская доктрина джихада — доктрина о мере той силы, которая может быть
приложена ради реализации истины. Эта мера опирается на базовый исламский императив «Нет принуждения в религии».

Изначально в исламскую аксиоматику закладывается невозможность насильственного обращения кого-либо в ислам.

Основная цель джихада в смысле «войны за веру» — это борьба не за обращение иноверцев в ислам, а за подчинение их божественному закону, явленному в пророческом откровении. Это божественный закон и практический опыт основателя ислама, создавшего общину (умму) в Медине. Это община, которая базируется на договоре между мусульманами и мединскими иудеями. И собственно иудеям, как иноверцам, предоставляется религиозная свобода, внутриконфессиональная автономия в обмен на политическую лояльность. Это базовый принцип, на котором строятся в исламском праве отношении с иноверцами.

Идея джихада требует политического подчинения немусульман, но не требует их обращения.

В более поздних трактовках, появившихся в XI веке, мир делился на две части — «мир ислама» и «мир неверия», который может быть подразделен на две субкатегории: либо с этими неверными можно достигнуть договоренности (это «пространство договора»), либо, если с ними договориться не удается, тогда эта территория становится пространством войны. Но эта война ведется для того, что перевести эту категорию в «территорию договора».

Военный джихад ведется при непосредственной угрозе жизни и имуществу мусульман. Если нет повода для вооруженной борьбы — есть повод для того, чтобы вести «джихад языка» (то есть проповеди ислама) или «джихад сердца» (то есть борьбу с недостатками самих мусульман). В этом смысле нельзя говорить про разные религии как религии войны или мира: мусульмане, христиане и иудеи могут быть более или менее воинственны, как могут быть менее или более фанатичны люди. Но сами по себе религии авраамического круга противополагают себя естественному ходу событий. Монотеистическая этика всегда предполагает как минимум усилие над самим собой, которое является в некоторой степени насилием.

Не нужно преувеличивать агрессивность ислама или мусульман, но и не нужно ожидать от ислама абстрактного пацифизма.

В исламе очень разработана этика защиты собственного достоинства, в том числе и методом нападения. Но этика джихада уделяет очень много внимания поддержанию справедливости в процессе осуществления вынужденного насилия. Гигантское количество правовых трактатов, связанных с вооруженным джихадом, посвящены в значительной степени ограничительным нормам. Например, когда можно и когда нельзя объявлять джихад (оказывается, нельзя чаще, чем можно). Или с кем воевать — только с теми, кто с тобой воюет; нельзя воевать с женщинами, детьми, безоружным населением, запрещается разорять дома и постройки. В то же время те, кто в Средневековье разрабатывал исламское богословие, разрабатывали эту теорию в формате военного джихада, поскольку война была едва ли не единственным способом распространения политического влияния. После исчезновения политической субъектности в лице халифата и поздней Османской империи, когда исчезла инстанция, которая может объявить джихад, многие современные мусульманские богословы признали основной формой джихада «джихад слова». Сейчас, например, известный проповедник Тарик Рамадан, собирающий стадионы в Швейцарии, Франции, Бельгии, в Англии и Америке, оперирует понятием «территория свидетельства».

Это предполагает, что немусульманские страны, в которых живут мусульмане, являются тем пространством, в котором мусульмане фактом своего проживания и проявлением религиозности свидетельствуют о финальном откровении и осуществляют миссионерскую функцию, реализуя тем самым свое назначение, поскольку человек создан Богом (согласно Корану), чтобы свидетельствовать о Боге.

Это называется «шахада». С этим понятием связано понятие «шахид» — тот, кто свидетельствует о присутствии божественного в мире. В частности, одной из героических форм свидетельствования о божественном является мученическая смерть на Божьем пути, которая также обозначается термином «шахада». Тот человек, кто погиб на этом пути, называется шахидом.

Смертников-самоубийц называют шахидами, потому что они считают себя мучениками на пути Божьем, а свою деятельность — джихадом.

Но поскольку они наносят ущерб женщинам, детям и безоружному населению, то их «шахидизм» осуждается подавляющим числом мусульманских богословов. Причем как суннитских, так и шиитских, хотя практика суицидального террора имеет исторические корни в крайних шиитских движениях (прежде всего у исмаилитов, которые с X века до середины XIII века, в эпоху расцвета мусульманского мира, были своеобразной антисистемой в рамках мусульманского мира — «химерой», по гумилевской терминологии). Восточные исмаилиты (низариты), будучи включены в полемику о легитимности власти и об идеальном мусульманском правлении, на определенном этапе сформировали подполье, которое боролось прямыми террористическими методами с мусульманскими правителями. Уничтожили исмаилитов только монголы. И именно тогда как антисистема возникает практика суицидального террора.

Какая бы теология под это не подводилась, понятно, что и современные террористы-смертники представляют антисистемные элементы по отношению не только ко всему миру, но и прежде всего к мусульманскому миру.

Это не выражение доминирующей тенденции в исламе, а именно терроризм, в первую очередь антиисламский.+++

###4###ЧАСТЬ 4. Манежная площадь – это не «столкновение цивилизаций»

Британский историк Арнольд Джозеф Тойнби внес наибольший вклад в разработку цивилизационного подхода в истории, стремясь построить универсальную теорию развития и взамодействия макроисторических общностей – цивилизаций. Его труд «A Study of History» (в русском переводе «Постижение истории») был ориентированной на продолжение попыткой понять закономерности развития человечества.

Практики «цивилизационного подхода» в политике и политологии, видимо, посчитали, что американский политолог Самюэль Хантингтон завершил этот процесс постижения истории своей концепцией «столкновения цивилизаций».

Хантингтон выдвинул идею, что определять новейшую историю будет конфликт между западной и исламской цивилизациями.

Но если различные ученые и философы, выделяя цивилизацию Западной Европы и Северной Америки, называли ее «европейской», «романо-германской», «западной» и т. д., то практические политики, начиная с президента США Рейгана, ввели термин «иудео-христианская цивилизация», абсурдный по своей сути.

Сегодня, в связи с обострением проблем с мигрантами, когда эйфория толерантности кончилась, а мультикультурализм признан проигравшим проектом, этот термин обрел новую жизнь в устах западноевропейских политиков. И это притом что Европа стремительно дехристианизируется даже на символическом уровне: реальная посещаемость церквей и реальная самоидентификация европейцев как христиан очень низки. То, что мы сейчас имеем на Западе, – это гиперсекуляризм (от французского secularisation и позднелатинского saecularis — мирской, светский), это постхристианское общество.

Можно ли назвать христианским общество, например, в Швеции, где лютеранскую церковь возглавляет открытая лесбиянка, венчающая гомосексуальные пары? Или, условно говоря, Ротшильды — это глубоко верующие иудеи?

Надо понимать, что цивилизационные модели — это некий конструкт. Современный западный мир, переходящий от индустриального общества эпохи модерна к постмодерну, противостоит вообще всему миру, поскольку это исключение из мирового тренда развития.

Европейцу, с его европоцентризмом, кажется, что это магистральный путь, но подавляющее большинство человечества не развивалось и не развивается по европейской модели.

Более того, попытка вписать его в рамки теории «догоняющего развития» обернулась провалом. Видели ли вы «развивающиеся страны», которые «развились»? Видели ли вы «переходные экономики», которые к чему-нибудь перешли, например к современному модернизационному типу экономики? Речь идет о том, что европейский опыт развития представляет собой исключение из общего правила. Европейской цивилизации противостоит в этом смысле весь остальной мир. Хантингтон выдвинул из этого остального мира ислам как авангард этого противостояния. Действительно, во всем остальном (не западном) мире ислам является единственным глобально-ориентированным ценностным проектом, сопоставимым по своему проектному потенциалу с западной, ныне называемой «иудео-христианской» версией.

Возникает вопрос: концепция Хантингтона — это теория или сценарий?

Одной из важнейших основ политологического анализа является теория игры. Если Тойнби выступал как историк, то работа Хантингтона — это модель политической игры. Как ее оценивать? Можно ли модель, сконструированную политологом, оценивать как отражение реальности? Может, стоит оценить, насколько это исполнимый сценарий? «Верить» или «не верить» в Хантингтона нельзя — надо оценивать, как это было использовано, а использовано это было как инструмент для дальнейшей дестабилизации в мире.

Действительно ли ислам представляет глобальную мировую угрозу? Оправданы ли страхи нашествия «Аль-Каиды» (организация запрещена в России)?

Оправданна не боязнь ислама, а страх перед хаосом.

Опасения дестабилизации мира в целом оправданны. Эта дестабилизация проявится в каком угодно виде — в исламском мире в своем обличье; в африканском в форме резни тутси и хуту с эпизодами людоедства; у нас она вот только что проявилась в качестве неоязыческого «зиг хайля» фанатов «Спартака» под антикавказскими лозунгами. Это какая «культурная матрица» проявилась на Манежной площади? Это какая «цивилизационная модель»? Или это модель клиники — подкорка, освобожденная из-под гнета интеллекта, вырвавшаяся на волне фрустрации?

Ислам семантически не может быть источником хаоса. И та деструкция, которая связывается с процессами, происходящими в исламском мире, является следствием хаотизации самого этого мира, то есть отсутствия ислама в буквальном смысле этого арабского слова.

Все, что является багажом культурной истории человечества — это элементы человеческой истории, а хаос является следствием действия антисистемных элементов. Надо не ислам противопоставлять иудео-христианству, а тройное наследие иудаизма, христианства и ислама противопоставлять антисистемным силам хаосам, которые вчера проявились в псевдошахидизме, выдающем суицидальный террор за мученическую смерть. Сегодня это проявилось в качестве языческого бунта болельщиков с антиисламским и антикавказским пафосом, а завтра это может проявиться как-то иначе.

Бороться с исламом — это фатальная ошибка современных политтехнологов и мирового политического класса, полагающих, что через секуляризацию исламского мира и превращение мусульман в подобие европейцев или американцев они снизят градус радикальности. Но радикальность, проявляемая в исламских терминах, вызывается не исламом, а ощущением глубокой фрустрации, второсортности, маргинализованности в рамках действующей модели глобализации.

Ислам как раз является позитивным регулирующим фактором, который помогает отличать добро от зла и прививает человеку определенные нравственные ценности, пусть и отличающиеся на первый взгляд от иерархии ценностей обитателей одноэтажной Америки.

Но даже и на этом уровне базовые ценности все те же и восходят к десяти заповедям, к ближневосточному монотеизму. Они все общие. Исламские ценности противостоят тогда не иудейским и христианским, а постхристианским ценностям. С другой стороны, есть противостояние традиционной ценностной системы в широком смысле, которая восходит к десяти заповедям, Нагорной проведи и прощальному хаджу Мухаммеда, и некой ценностной системы, которая под видом гуманизма, либерализма и прав человека последовательно нарушает эти же десять заповедей.

Сколько осталось заповедей, не опровергнутых современным западным обществом?
+++

Ислам — пять столпов, нация ислама и определение

Факты об исламе

  • Слово «ислам» означает «подчинение воле Бога».
  • Последователей ислама называют мусульманами.
  • Мусульмане монотеисты и поклоняются единому, всезнающему Богу, который по-арабски известен как Аллах.
  • Последователи ислама стремятся жить в полном подчинении Аллаху. Они верят, что ничего не может произойти без дозволения Аллаха, но у людей есть свобода воли.
  • Ислам учит, что слово Аллаха было открыто пророку Мухаммеду через ангела Гавриила.
  • Мусульмане верят, что несколько пророков были посланы для обучения закону Аллаха. Они уважают некоторых из тех же пророков, что и евреи и христиане, включая Авраама, Моисея, Ноя и Иисуса. Мусульмане утверждают, что Мухаммед был последним пророком.
  • Мечети – места поклонения мусульман.
  • Некоторые важные исламские святыни включают святыню Кааба в Мекке, мечеть Аль-Акса в Иерусалиме и мечеть пророка Мухаммеда в Медине.
  • Коран (или Коран) — главный священный текст ислама. Хадис – еще одна важная книга. Мусульмане также почитают некоторые материалы из иудео-христианской Библии.
  • Последователи поклоняются Аллаху, молясь и читая Коран. Они верят, что будет судный день и жизнь после смерти.
  • Центральной идеей ислама является «джихад», что означает «борьба». Хотя этот термин негативно используется в основной культуре, мусульмане считают, что он относится к внутренним и внешним усилиям по защите своей веры. Хотя редко, это может включать военный джихад, если нужна «справедливая война».

Мухаммед

Пророк Мухаммед, которого иногда называют Мухаммед или Мохаммад, родился в Мекке, Саудовская Аравия, в 570 году нашей эры. Мусульмане верят, что он был последним пророком, посланным Богом, чтобы открыть их веру человечеству.

Согласно исламским текстам и традициям, ангел по имени Гавриил посетил Мухаммеда в 610 г., когда он медитировал в пещере. Ангел приказал Мухаммеду читать слова Аллаха.

Мусульмане верят, что Мухаммед продолжал получать откровения от Аллаха на протяжении всей своей жизни.

Начиная примерно с 613 года, Мухаммед начал проповедовать по всей Мекке послания, которые он получил. Он учил, что нет другого Бога, кроме Аллаха, и что мусульмане должны посвятить свою жизнь этому Богу.

Хиджра, Абу Бакр

В 622 году Мухаммед отправился из Мекки в Медину со своими сторонниками. Это путешествие стало известно как Хиджра (также пишется как Хиджра или Хиджра) и знаменует собой начало исламского календаря.

Примерно семь лет спустя Мухаммад и его многочисленные последователи вернулись в Мекку и завоевали этот регион. Он продолжал проповедовать до своей смерти в 632 г.

После смерти Мухаммеда ислам начал быстро распространяться. Ряд лидеров, известных как халифы, стали преемниками Мухаммеда. Эта система руководства, которой руководил мусульманский правитель, стала известна как халифат.

Первым халифом был Абу Бакр, тесть и близкий друг Мухаммада.

Абу Бакр умер примерно через два года после своего избрания, и в 634 году его сменил халиф Умар, еще один тесть Мухаммеда.

Система халифата

Когда Умар был убит через шесть лет после того, как был назначен халифом, его роль взял на себя Усман, зять Мухаммеда.

Усман также был убит, а Али, двоюродный брат и зять Мухаммеда, был избран следующим халифом.

Во время правления первых четырех халифов арабы-мусульмане завоевали большие регионы на Ближнем Востоке, включая Сирию, Палестину, Иран и Ирак. Ислам также распространился по территориям Европы, Африки и Азии.

Система халифата существовала веками и в конце концов превратилась в Османскую империю, которая контролировала большие регионы на Ближнем Востоке примерно с 1517 по 1919 г.17, когда Первая мировая война положила конец османскому правлению.

Сунниты и шииты

Когда Мухаммед умер, возникли споры о том, кто должен заменить его на посту лидера. Это привело к расколу в исламе, и возникли две основные секты: сунниты и шииты.

Сунниты составляют почти 90 процентов мусульман во всем мире. Они признают, что первые четыре халифа были истинными преемниками Мухаммеда.

Мусульмане-шииты считают, что только халиф Али и его потомки являются настоящими преемниками Мухаммеда. Они отрицают легитимность первых трех халифов. Сегодня мусульмане-шииты имеют значительное присутствие в Иране, Ираке и Сирии.

Другие типы ислама

Существуют другие, более мелкие мусульманские конфессии в составе суннитских и шиитских групп. Вот некоторые из них:

  • Ваххабиты : Эта суннитская секта, состоящая из членов племени Тамим в Саудовской Аравии, была основана в 18 веке. Последователи соблюдают чрезвычайно строгое толкование ислама, которому учил Мухаммад бин Абд аль-Ваххаб.
  • Алавиты : Эта шиитская форма ислама распространена в Сирии. Последователи придерживаются схожих представлений о халифе Али, но также отмечают некоторые христианские и зороастрийские праздники.
  • Нация ислама : Эта преимущественно афроамериканская суннитская секта была основана в 1930-х годах в Детройте, штат Мичиган.
  • Хариджиты : Эта секта отделилась от шиитов после разногласий по поводу выбора нового лидера. Они известны своим радикальным фундаментализмом, и сегодня их называют ибадитами.

Коран

Назаруддин Абдул Хамед/EyeEm/Getty Images

Коран.

Коран (иногда пишется Коран или Коран) считается самой важной священной книгой среди мусульман.

Он содержит некоторую основную информацию из еврейской Библии, а также откровения, данные Мухаммеду. Текст считается священным словом Бога и заменяет все предыдущие записи.

Большинство мусульман верят, что писцы Мухаммеда записали его слова, которые стали Кораном. (Сам Мухаммад никогда не учился ни читать, ни писать.)

Книга написана с Аллахом как от первого лица, говорящего через Гавриила с Мухаммедом. Он содержит 114 глав, которые называются сурами.

Ученые считают, что Коран был составлен вскоре после смерти Мухаммеда под руководством халифа Абу Бакра.

Исламский календарь, символы

Исламский календарь, также называемый календарем хиджры, представляет собой лунный календарь, используемый в исламских религиозных культах. Календарь начался в 622 году нашей эры, отмечая путешествие Мухаммеда из Мекки в Медину.

Исламский календарь указывает надлежащие дни исламских праздников и торжеств, включая период поста и молитвы, известный как Рамадан, который приходится на девятый месяц календаря.

Как и во многих религиях, в исламе нет единого образа или символа, который был бы общепризнан всеми мусульманами во всем мире.

Полумесяц и звезда были приняты в некоторых преимущественно мусульманских странах как символы ислама, хотя считается, что изображение полумесяца и звезды появилось раньше ислама и изначально было символом Османской империи.

В некоторых других приложениях, таких как Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца по оказанию гуманитарной помощи, красный полумесяц означает, что к последователям ислама относятся с должным уважением и обращением.

Зеленый цвет также иногда ассоциируется с исламом, так как, как сообщается, это был любимый цвет Мухаммеда, и он часто фигурирует на флагах преимущественно мусульманских стран.

Пять столпов ислама

Мусульмане следуют пяти основным столпам, которые необходимы для их веры. К ним относятся:

  • Шахада : провозглашать свою веру в Бога и веру в Мухаммеда
  • Намаз : молиться пять раз в день (на рассвете, в полдень, днем, на закате и вечером)
  • Закят : отдать нуждающимся
  • Саум : поститься во время Рамадана
  • Хадж : совершить паломничество в Мекку хотя бы один раз в течение жизни человека 72 Шариат
  • , если человек в состоянии Закон

    Правовая система Ислама известна как Закон Шариата. Этот кодекс поведения, основанный на вере, указывает мусульманам, как им следует жить практически во всех аспектах своей жизни.

    Законы шариата требуют от мужчин и женщин скромной одежды. В нем также излагаются правила вступления в брак и другие моральные принципы для мусульман.

    Если совершаются преступления, шариат известен своими суровыми наказаниями. Например, наказание за кражу — ампутация руки. Прелюбодеяние может повлечь за собой смертную казнь через побивание камнями. Однако многие мусульмане не поддерживают такие крайние меры.

    Мусульманская молитва, праздники

    Пророку Мухаммеду приписывают строительство первой мечети во дворе своего дома в Медине. Мечети сегодня следуют некоторым из тех же принципов, которые он установил в 622 г. н.э.

    900:30 Мусульманская молитва часто проводится на большом открытом пространстве мечети или во дворе. Михраб — это декоративная деталь или ниша в мечети, которая указывает направление на Мекку и, следовательно, направление лица во время молитвы.

    Мужчины и женщины молятся отдельно, и мусульмане могут посещать мечеть пять раз в день для каждой из молитвенных сессий. Помимо проведения молитв, мечети часто служат местами общественных собраний и социальными центрами.

    Два основных мусульманских праздника:

    Курбан-Байрам : празднует готовность Пророка Авраама принести в жертву Аллаху своего сына.

    Ид аль-Фитр : знаменует окончание Рамадана — священного исламского месяца поста.

    Мусульмане отмечают и другие праздники, такие как Исламский Новый год и рождение Мухаммеда.

    Islamic Today

    В последние годы предполагаемая связь ислама с терроризмом и массовыми убийствами вызвала политические дебаты во многих странах. Спорный термин «радикальный ислам» стал широко известным ярлыком для описания связи религии с актами насилия.

    Недавние исследования показали, что в странах с высокой численностью мусульманского населения большинство мусульман крайне негативно относятся к террористическим группам, таким как ИГИЛ.

    В то время как мусульмане стремятся развеять неверные представления о своей вере, религия продолжает быстро распространяться. Сегодня ислам является самой быстрорастущей религией в мире. Эксперты предсказывают, что к концу века ислам превзойдет христианство как крупнейшую религию.

    Источники :

    Ислам, BBC.
    Ислам: вторая по величине мировая религия… и растущая религиозная терпимость.
    Быстрые факты об Исламе, CNN.
    Основные факты об исламе, PBS.
    Что такое законы шариата и как они применяются? Би-би-си.
    В странах со значительным мусульманским населением большое презрение к ИГИЛ. Исследовательский центр Пью.
    Исламские ритуалы и поклонение: символизм, Религиозная библиотека.
    Исламский календарь: TimeandDate.com.

    Ислам Определение и значение | Dictionary.com

    • Основные определения
    • Quiz
    • Examples
    • British
    • Cultural

    [ is-lahm, iz-, is-luhm, iz- ]

    / ɪsˈlɑm, ɪz-, ˈɪs ləm, ˈɪz- /

    See the слово, которое чаще всего путают с нацией ислама

    Сохранить это слово!


    сущ.

    религиозная вера мусульман, основанная на словах и религиозной системе, основанной пророком Мухаммедом и преподаваемой Кораном, основным принципом которой является абсолютное подчинение уникальному и личному богу, Аллаху.

    все верующие мусульмане, их цивилизация и страны, в которых их религия является доминирующей.

    СРАВНИТЬ ЗНАЧЕНИЯ

    Нажмите, чтобы сравнить значения. Используйте функцию сравнения слов, чтобы узнать разницу между похожими и часто путаемыми словами.

    ТЕСТ

    МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ОТВЕЧАТЬ НА ЭТИ ОБЫЧНЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ СПОРЫ?

    Есть грамматические дебаты, которые никогда не умирают; и те, которые выделены в вопросах этой викторины, наверняка снова всех разозлят. Знаете ли вы, как отвечать на вопросы, которые вызывают самые ожесточенные споры по грамматике?

    Вопрос 1 из 7

    Какое предложение верно?

    Происхождение ислама

    Впервые записано в 1610–1620 гг.; от османско-турецкого islām, от арабского islām «подчинение (Богу)», от aslama «сдаваться, смиряться, подчиняться (волю Бога)», от семитского корня šlm «быть целым, здоровым»; сродни арабскому салам и еврейскому шалом «мир», от семитского существительного шалам

    ДРУГИЕ СЛОВА ИЗ ИСЛАМА

    Исламский [ис-лам-ик, -лах-мик, из-], /ɪслæм ɪк, — ˈlɑ mɪk, ɪz-/, Is·lam·it·ic [is-luh-mit-ik, iz-], /ˌɪs ləˈmɪt ɪk, ˌɪz-/, прилагательное неисламское·ламское, прилагательное неисламское· it·ic, прилагательное

    Слова рядом Ислам

    Искандер Бей, Искендерун, Искур, остров, Исла де Паскуа, Ислам, Исламабад, Исламский фундаментализм, Исламист, Исламизм, Исламист

    Dictionary. com Unabridged Основано на словаре Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc. 2023

    Как использовать слово «ислам» в предложении

    • Его речь стала более подробной: «подчинение», что означает «ислам» на арабском языке, придает ему вид удовольствия.

      Зажигательный роман Уэльбека изображает Францию ​​с президентом-мусульманином|Пьер Ассулин|9 января, 2015|DAILY BEAST

    • Насколько я могу судить, этот журнал столько же времени высмеивал французских политиков, сколько и мусульман или ислам.

      Гарри Ширер об опасном бизнесе сатиры|Ллойд Гроув|8 января 2015 г.|DAILY BEAST

    • В Дрездене, Германия, антиисламские митинги каждую неделю собирают тысячи демонстрантов.

      Полицейская охота на подозреваемых в резне в Париже|Трейси Макниколл, Кристофер Дики|7 января 2015 г.|DAILY BEAST

    • Город, известный на арабском языке как Айн аль-Араб, настолько важен для ИГИЛ, что группировка называет его Айн аль-Ислам.

      Братья, устроившие засаду ИГИЛ|Мохаммед А. Салих|27 декабря 2014 г.|DAILY BEAST

    • В любом случае, Пакистан как нация не прощает никаких оскорблений ислама.

      Дискотека Мулла Богохульство подчеркивает лицемерие Пакистана|Шахин Паша|21 декабря 2014|DAILY BEAST

    • И принц призвал Аллаха в свидетели того, что их бедам пришел конец; что через три года они должны стать хозяевами всего ислама.

      Бог воля!|William Stearns Davis

    • Многие смело шли в мусульманский лагерь и исповедовали ислам в обмен на кусок хлеба.

      Бог воля!|Уильям Стернс Дэвис

    • Султаны снова и снова доказывали свою неспособность защитить границы ислама.

      The Contemporary Review, январь 1883 г. | Разное

    • Он был воспитан в религии Магомета и с верой придерживался обычаев ислама.

      Немец Помпадур|Мари Хей

    • Исламское предприятие претерпело несколько приливов и отливов в этом регионе.

      Encyclopaedia Britannica, 11th Edition, том 11, Slice 8 | Различные

    Определения британского словаря для ислама

    Ислам

    / (ˈɪZLːM) /


    NOUN

    — Musliam священное писание и учение о том, что есть только один Бог и что Магомет — его пророк; магометанство

    1. Мусульмане в целом и их цивилизация
    2. страны, где преобладает мусульманская религия

    Производные формы ислама

    Ислам, прилагательное аслама сдаться

    Английский словарь Коллинза — полное и полное цифровое издание 2012 г. © William Collins Sons & Co. Ltd., 1979, 1986 © HarperCollins Издательство 1998, 2000, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009 гг., 2012

    Культурные определения ислама


    Религия, основанная Мухаммедом, члены которой поклоняются единому Богу иудеев (см. также иудеев) и христиан (см. также христиан) (по-арабски Бог называется Аллах) и следуют учениям Корана. Ислам означает «подчинение воле Бога»; приверженцы ислама называются мусульманами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *