Философия эллинистического периода: 11. Эллинистический период античной философии. Особенности, основные направления.

11. Эллинистический период античной философии. Особенности, основные направления.

Эллинистический период начался с III в. до н. э. Философы этого периода не обязательно были греками по рождению, а область распространения философии вышла далеко за пределы Греции. В этот период философия перестает быть единой наукой: она подверглась расчленению и разделению на части, которые были внешне независимыми друг от друга, на три части: логику (известную в некоторых школах как «каноника»), физику и этику, или теорию познания, теорию бытия и теорию блага. Значение, которое придавалось этим частям философии, было неодинаково, ибо перевес был на стороне этики.

Составление популярных греческих поучений о том, как лучше жить и достигнуть доступных человеку благ, стало главной задачей философов. Философы этого периода занимались также физикой и логикой, в коих областях ими были получены значительные результаты; между тем, этические положения были главным связующим звеном в их философских системах, и это нашло отражение в логических и естественнонаучных взглядах.

Если ранее, в прежние времена, главное место в философии занимала наукообразная теория природы, то теперь на ее место встала философская теория жизни.

Интерес к теоретическому выяснению картины мира, физике космологии, астрономии повсеместно снижается. Философов теперь интересует не столько вопрос о том, как надо жить в этом мире, чтобы избежать бедствий и опасностей. Философ, который в эпоху «великой классики» был ученым, исследователем, созерцателем, умопостигающим Микро- и Макрокосм, теперь становится «умельцем жизни», добытчиком не столько знания, сколько счастья. В философии он видит деятельность и строй мысли, освобождающей человека от ненадежности, обманчивости, от страха и волнений, которыми так полна и испорчена жизнь. Возникают и оригинальные, философско-этические концепции — прежде всего, это скептицизм (скептическая школа), стоицизм (стоическая школа) и этическая доктрина материалиста-атомиста Эпикура

(эпикурейская школа).

Основные направления. В эллинистический период развитие философии было сосредоточено в филос. школах. Это придает ему особый характер, так как каждая школа представляла собой замкнутое философское сообщество. Существовавшие ранее платоновская Академия и аристотелевский Ликей продолжали функционировать и развиваться. В начале рассматриваемого периода появились еще школы: стоическая, эпикурейская, скептическая и школа киников.

Киники — философская школа, которая обосновывала идею свободы вне общества (асоциальной свободы). Ее представители проверяли свои философские изыскания на себе. Киники вели паразитический, бродяжнический образ жизни, не имели семьи, игнорировали государство и законы, презирали традиционную культуру, мораль, богатство, концентрировали внимание на человеческих пороках. Наиболее яркими представителями философской школы киников являлись

Антисфен, Диоген Синопский. Главная цель кинического учения — не выработка глубоких философских теорий, а философское обоснование особого образа жизни — вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бродяжничество и т. д.) — и проверка данного образа жизни на себе.

Ответной реакцией на распространение идей киников стало возникновение и развитие философской школы стоиков («Стоя» — название портика в Афинах, где она была основана). Основателем данной философской школы считается Зенон Китайский. Основная идея философской школы стоиков (сходная с основной идеей философии киников) — освобождение от влияния внешнего мира. Но в отличие от киников, которые видели освобождение от влияния внешнего мира в отвержении ценностей традиционной культуры, асоциальном образе жизни (попрошайничестве, бродяжничестве и др.), стоики избрали иной путь для достижения этой цели — постоянное самосовершенствование, восприятие лучших достижений традиционной культуры, мудрость. Таким образом, идеалом стоиков выступает мудрец, поднявшийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещенности, знанию, добродетели и бесстрастию (апатии), автаркии (самодостаточности).

Наиболее известными представителями стоической философии являлись Сенека и Марк Аврелий.

Эпикурейская эллинистическая философская система была выражением крайне трезвого и позитивного способа мышления. Теоретическая философия подчинялась практическим целям жизни, приоритет отдавался этике, иные разделы философии трактовались как вспомогательные. Эта система была создана

Эпикуром. (смотри вопрос 5) Эпикурейская школа имела своих сторонников вплоть до конца эллинистического периода.

Эпикуреизм, главным образом,— это этика, которая признает лишь земные блага, считает человека ответственным за собственные счастье и несчастье, ценит покой как наиболее совершенное состояние человека; просвещение разума выступает в ней единственным средством против сил, которые нарушают его покой, являясь результатом его собственной глупости, наконец, видит парадоксальное в разумном, в культурном стиле жизни наилучшее средство для достижения эгоистического счастья, а в эгоистической основе — наиболее верный путь к счастью как таковому.

Эпикуреизм — это также философия природы, которая решительно отказалась от сверхъестественных сил и признает любой вид бытия телесным, тела, состоящими из атомов, события — причинно обусловленными

, а причины — действующими механически.

Скептици́зм. Школы, как таковой, скептики не создали, как это сделали стоики и эпикурейцы, однако идеи скептицизма сохранялись и развивались около пяти столетий. Скептицизм стоял несколько в стороне от других школ и всем им противопоставлял собственные философские доктрины, философы других направлений создавали теории, скептики же их только критиковали и отрицали. Скептицизмом стала называться философская позиция, которая отрицает возможность познания истины. Пиррон, первый из философов-скептиков.

Скептики приходят к выводу о невозможности достижения объективного знания о мире, а, следовательно, и невозможности рационального обоснования норм человеческого поведения. Единственная правильная линия поведения в этих условиях — воздержание от суждений. Основные положения античного скептицизма:

7. Философия эллинистического периода.

Философия эллинистов возникла во времена деятельности Александра Македонского. Она стала предпоследним периодом философии Древней Греции. Эллинистическая философия исследует вопросы общества и человеческой природы. Мыслители отходят от метафизики и углубляются в этику. Своей главной задачей они считают создание условий бытия, которые сделают жизнь комфортной и приятной.

Особенности философии киников: аскетизм и истинные ценности

Ки́ники, кинизм — одна из наиболее значительных сократических философских школ. Её родоначальником считается ученик Сократа Антисфен, ярким представителем — Диоген Синопский.

Основа философии кинизма – противопоставление себя существующему общественному строю. Это учение проповедует упрощение жизни. Киники отвергали разделение на богатых и бедных. Счастливым человек становится, только отказавшись от удовольствий, роскоши и стремления к славе. Не должно быть государства и правителей, которые угнетают народ.

Философия должна быть максимально приближена к природе и естественным процессам.

Одни из первых киников, Кратет и Гиппархия, не основывали школы в классическом понимании. Они не писали трактатов и не создавали учебных центров. Формирование учения происходило путем передачи информации от одного другому. Киники прославляли свободу, как высшую добродетель и призывали отказаться от всех благ и научится наслаждаться малым. Человек в киннийской философии должен быть отделен от государства, общества и семьи.

Известные киники: Антисфен (ученик Сократа), и его ученик Диоген, живший в 4 веке до н. э. Следуя наставлениям своего учителя, он презирал богатство и славу и единственной настоящей ценностью считал разум. Диоген считал, что земная жизнь ужасна, поэтому ее соблазнов нужно избегать.

Диогена считают одним из первых космополитов. Он отрицал существование государственных границ, которые только создают дополнительные проблемы и мешают людям свободно познавать мир.

Скептицизм: философия стремления к безмятежности

Скептицизм основан на идее изменчивости мира. Он возник под влиянием античной философии, проповедующей отказ от категорических суждений. Скептики полагали, что у одной и той же вещи могут быть разные признаки. Все зависит от того, кто и как ее воспринимает. Для одних людей вкус меда сладкий, для других – горький. Поэтому нельзя однозначно сказать, какой настоящий вкус меда. Ни одно утверждение не является истиной. Задача философа – не поиск единственного правильного ответа, а стремление к отказу от категоричности.

Пиррон, так же как и киники, не записывал свои измышления на бумаге и излагал их устно. Суть его учения – стремление к атараксии, состоянию полной безмятежности. Пирон считал, что истина открывается лишь тем людям, которые придерживаются аскетического образа жизни. Земные блага заслоняют истинную радость бытия и усложняют жизнь, делают человека злым и завистливым. Подлинное счастье мудрого человека – в невозмутимости.

Эпикуреизм: учение о гармоничной жизни

В эпоху философии эллинизма особую известность приобрел Эпикур и его школа эпикуреизма под названием «Сад Э». Эпикур видел природу, как бесконечное количество миров. Они появляются и развиваются спонтанно, в результате деления атомов. Пространство между мирами – «междумирье», Эпикур считал пристанищем бессмертных богов. Философ считал необходимым поклоняться богам, но он отрицал бессмертие души и возможность загробной жизни. Строение души он описывал, как скопление особых атомов: легких и подвижных.

Эпикур полагал, что ощущения являются истинными, а их толкование неистинным. Познавая природу через ощущения, человек избавляется от страха смерти и суеверий, приходит к духовному удовольствию. Прийти к истинному счастью человек способен благодаря разуму – божественному дару, наделявшему людей возможностью регулировать свое поведение. Человек сознательно отказывается от негативных эмоций, остается спокойным и сдержанным. Невозмутимый человек благочестив и дружелюбен, ему доступно настоящее понимание удовольствия. Понятие «эпикуреизм» в философии близко к «гедонизму», и означает стремление к наслаждению.

Стоицизм: философия добродетели

Классический стоицизм – еще одна школа древнегреческой философии. Ее название – производное от названия зала Стоя. В нем философ Зенон Элейский впервые выступал со своими выводами относительно концепции движения. Помимо Зенона, среди знаменитых стоиков выделяются:

Панетий;

Сенека;

Цицерон;

Марк Аврелий;

Эпиктета.

Большая часть письменных работ стоиков была утрачена, но по сохранившимся фрагментам, составлено общее представление об учении. Основа стоицизма – этика. Он состоит из добродетели: спокойствия, стойкости и невозмутимости. В стоицизме идеальный человек – это мудрец, способный преодолевать искушения. Он считает добродетель единственным благом и стремится к нему. Мудрец руководствуется только разумом и умеет контролировать чувства.

Стоики представляли мир, как единство материи и формы. Мир – один живой организм, обладавший особым типом дыхания «пневмой». В философию стоицизма включены 3 части:

физика;

логика;

этика.

Концепция стоиков позволяла достичь гармонии с природой, и одновременно быть независимым от нее. Достигнув равновесия с мирозданием, люди обретают гармонию, которую не разрушит никакое внешнее воздействие.

Неоплатонизм – закат эпохи эллинизма

Особенности идей эллинской философии прослеживаются и в последней эпохе, относящейся к древнегреческому периоду – неоплатонизме. Создатель неоплатонической школы – ученик Платона Плотин.

Плотином были написаны более 50 работ, в которых он рассматривает различные философские аспекты. Неоплатонизм развивается на фоне, начавшего зарождаться, христианства. Он стремится охватить разнообразные учения, сочетать конфликтующие элементы систем философии античности.

Свое учение Плотин развивает, опираясь на представления о людях, как о мыслящих существах, принадлежащих к разным группам. Для простого человека, телесное важнее идеального. Он сосредоточен на ощущениях и материальной стороне мира. Его жизнь и душа зависит от тела. Для мудреца на первом плане – душа. Его тело – лишь сосуд, который наполняется жизненной энергией благодаря действиям души.

Ключевой момент неоплатонизма – учение о сверхразумности первоначала. Под первоначалом понимается Бог – создатель всего. Он стоит на вершине мировой иерархии. За ним следует человек, после которого идут другие живые существа. Человек уподобляется Богу, но не сможет постичь его и достичь его могущества. Неоплатонизм стремится к мифологизации – возврату к нерациональному пониманию природных процессов. Этим он существенно отличается от школы Платона и противопоставляет себя раннему христианству.

В неоплатонизме переплетаются элементы восточной мифологии и магии. Он черпает отдельные фрагменты из учений Индии и Китая, соединяя их в новое учение. При очевидной враждебности к христианскому учению, впоследствии неоплатонизм оказывает на него существенное влияние. Он становится переходным моментом развития мировой философии после кризиса античного мира и становления теизма.

интеллектуальных занятий эллинистической эпохи | Эссе | Метрополитен-музей

На протяжении эллинистического периода (323–31 гг. до н. э.) Афины оставались ведущим центром изучения философии, взрастив несколько известных философских школ (1993.342). Первый из них, установленный в первой половине четвертого века до н.э. были Академия Платона и Перипат Аристотеля, последний был местом для прогулок, построенным на месте рощи, посвященной Аполлону Ликею. Во 2-й половине 4 в. до н. э. Зенон из Китиона (335–263 до н. э.) основал на Афинской Агоре свою стоическую философскую школу, названную в честь его обучающей платформы — стоа, или аркады. Примерно в то же время Эпикурос (341–270 гг. до н. э.) создал свою философскую школу Кепос, названную в честь сада в Афинах, где он преподавал (11.9).0). Школы, как следует из некоторых их названий, были не столько зданиями, сколько собранием людей, разделяющих схожую философию жизни (10.231.1). Они были посвящены получению и передаче знаний. Циники были еще одной философской группой, у которой не было места встречи. Скорее, они бродили по улицам и общественным местам Афин.

Двумя школами мысли, которые доминировали в эллинистической философии, были стоицизм, представленный Зеноном из Китиума, и труды Эпикура. Стоицизм, также значительно обогащенный и видоизмененный последователями Зенона, особенно Хрисиппом (ок. 280—207 до н. э.), разделял философию на логику, физику и этику. Эпикурос, с другой стороны, уделял большое внимание личности и достижению счастья. Афинские философские школы были поистине космополитическими институтами. Учиться приезжали учителя и студенты со всей Греции и Рима. Помимо философии, студенты занимались риторикой (искусством публичных выступлений), математикой, физикой, ботаникой, зоологией, религией, музыкой, политикой, экономикой и психологией.

В другом месте эллинистического мира правители македонского двора в Пелле и династии Селевкидов в Антиохии поддерживали стремление к знаниям как благотворители интеллектуалов. Во многих отношениях этот вид покровительства сначала развился в Александрии, Египет, где цари-Птолемеи создали известный интеллектуальный центр в ранний эллинистический период. Выдающиеся философы, писатели и другие ученые учились в Александрийской библиотеке и Мусейоне, учебном заведении, которое является корнем современного музея слов. Здесь ученые скопировали и систематизировали более ранние работы, такие как 9 Гомера.0007 Илиада и Одиссея (09.182.50). Они писали комментарии, сборники и даже энциклопедии. Они также имели доступ друг к другу и, скорее всего, кормились и размещались за счет царя. Во второй половине третьего века до нашей эры атталидские цари Пергама подражали династии Птолемеев, построив собственную библиотеку, которая привлекала художников и интеллектуалов из Афин и Александрии к своему царскому двору.

Эллинистический период был золотым веком греческой поэзии, исполнители которой легко могли сравниться с великими лириками греческой архаики и классического периода (09.221.4). Литература тоже процветала. Одному писателю, Каллимаху из Кирены, приписывают более 800 книг! Хотя сохранилось относительно немного эллинистической литературы, многое можно почерпнуть из римской литературы, на которую значительное влияние оказали греческие писатели. Вообще говоря, драма была менее популярна в эллинистический период, чем в классические времена, хотя Менандр (? 344/343–292/291), писатель-комик из Афин, был многочисленным исключением. Его пьесы воплощали новые способы представления и обсуждения жизни человека и семьи.

В эллинистический период были достигнуты огромные успехи в научном понимании. Еще раньше Евклид (ок. 325–250 гг. до н. э.) написал книгу по элементарной математике, которая стала стандартным учебником более чем на 2000 лет. Математик Аполлоний Пергийский (ок. 262–190 до н. э.) установил каноническую терминологию и методологию для конических сечений. А Архимед Сиракузский (ок. 287–212 гг. до н. э.), которого многие считают величайшим математиком древности, внес важный вклад в инженерное дело, включая создание удивительных машин, которые использовались против римлян при осаде Сиракуз в 212 г. до н. э. Другой эллинистический изобретатель, Ктесибий Александрийский (ок. 29 г.6–228 до н. э.), был первым, кто изобрел гидравлические машины, наиболее известными из которых являются его водяные часы.

Во второй половине второго века до нашей эры астроном Гиппарх (ок. 190–120 до н. э.) преобразовал греческую математическую астрономию из описательной в предсказательную науку. Его работа послужила основой для тринадцатитомного систематического трактата по астрономии Птолемея Александрийского, который был опубликован в середине второго века нашей эры, в 90 003 году.


Цитата

Хемингуэй, Колетт и Шон Хемингуэй. «Интеллектуальные поиски эллинистической эпохи». В Хайльбрунн Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/ipha/hd_ipha.htm (апрель 2007 г.)

Дополнительное чтение

Кассон, Лайонел. Библиотеки Древнего мира . Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 2001.

.

Лонг, А. А. и Д. Н. Седли. Эллинистические философы . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 1987.

.

Поллитт, Джером Дж. Искусство в эллинистическую эпоху . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1986.

.

Занкер, Пол. Маска Сократа: образ интеллектуала в древности . Беркли: University of California Press, 1995.

.
Дополнительные эссе Шона Хемингуэя
  • Хемингуэй, Шон. «Искусство эллинистической эпохи и эллинистическая традиция». (апрель 2007 г.)
  • Хемингуэй, Шон. «Греческие Hydriai (кувшины для воды) и их художественное оформление». (июль 2007 г.)
  • Хемингуэй, Шон. «Эллинистические украшения». (апрель 2007 г.)
  • Хемингуэй, Шон. «Микенская цивилизация». (октябрь 2003 г.)
  • Хемингуэй, Шон. «Африканцы в древнегреческом искусстве». (январь 2008 г.)
  • Хемингуэй, Шон. «Древнегреческая колонизация и торговля и их влияние на греческое искусство». (июль 2007 г.)
  • Хемингуэй, Шон. «Греческие боги и религиозные обряды». (октябрь 2003 г.)
  • Хемингуэй, Шон. «Искусство классической Греции (ок. 480–323 до н. э.)». (январь 2008 г.)
  • Хемингуэй, Шон. «Легкая атлетика в Древней Греции». (октябрь 2002 г.)
  • Хемингуэй, Шон. «Возвышение Македонии и завоевания Александра Македонского». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Шон. «Техника изготовления бронзовых скульптур в Древней Греции». (октябрь 2003 г.)
  • Хемингуэй, Шон. «Кипр — медный остров». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Шон. «Музыка в Древней Греции». (октябрь 2001 г.)
  • Хемингуэй, Шон. «Этрусское искусство». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Шон. «Доисторическое кипрское искусство и культура». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Шон. «Минойский Крит». (октябрь 2002 г.)
Дополнительные эссе Колетт Хемингуэй
  • Хемингуэй, Колетт. «Искусство эллинистической эпохи и эллинистическая традиция». (апрель 2007 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Греческие Hydriai (кувшины для воды) и их художественное оформление». (июль 2007 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Эллинистические украшения». (апрель 2007 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Микенская цивилизация». (октябрь 2003 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Ретроспективные стили в греческой и римской скульптуре». (июль 2007 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Африканцы в древнегреческом искусстве». (январь 2008 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Древнегреческая колонизация и торговля и их влияние на греческое искусство». (июль 2007 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Архитектура Древней Греции». (октябрь 2003 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Греческие боги и религиозные обряды». (октябрь 2003 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Искусство классической Греции (ок. 480–323 до н. э.)». (январь 2008 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Подвиги Геракла». (январь 2008 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Легкая атлетика в Древней Греции». (октябрь 2002 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Возвышение Македонии и завоевания Александра Македонского». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Техника изготовления бронзовых скульптур в Древней Греции». (октябрь 2003 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Женщины в классической Греции». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Кипр — медный остров». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Музыка в Древней Греции». (октябрь 2001 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Эрнест Хемингуэй (1899–1961) и искусство». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Этрусское искусство». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Доисторическое кипрское искусство и культура». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Сарды». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Медицина в классической древности». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Южно-итальянская вазопись». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Театр в Древней Греции». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Кифара в Древней Греции». (октябрь 2002 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Минойский Крит». (октябрь 2002 г.)

Эллинистическая мысль

Эллинистическая мысль
Страницы философии

  Словарь Учебное пособие Логика Часто задаваемые вопросы
История Хронология Философы Локк


Эллинистическая философия

Эллинистический мир

Великий золотой век афинской философии, охватывающий Сократ , Платон и Аристотель просуществовал всего около ста лет. В последующие столетия изменения в политическом и культурном климате древнего мира имели тенденцию препятствовать многим разновидностям философского мышления. Македонцы при Филиппе и Александре основали греческую империю, которая позже была завоевана римлянами. Хотя общая культура этого «эллинистического» периода оставалась греческой по духу, политическая власть принадлежала высокоцентрализованному государству, созданному и поддерживаемому в основном за счет широкомасштабного применения военной силы. (Когда-то) афинская традиция партисипативного правительства исчезла, поскольку отдельные граждане были исключены из значительного формирования социальной структуры своей жизни.

Таким образом, эллинистические философы уделяли меньше внимания, чем Платон и Аристотель, спекулятивному конструированию идеального государства, которое способствовало бы достижению счастливой жизни. Вместо этого этические мыслители этого более позднего периода сосредотачивались на жизни отдельного человека, независимо от общества в целом. подробно описывая типы характера и действий, которые могут позволить человеку жить хорошо, несмотря на преобладающие политические реалии. В целом, можно сказать, такие философы пытались показать, как мы должны жить, когда обстоятельства, не зависящие от нас, как будто делают бессмысленными все, что мы пытаемся совершить. Таким образом, эллинистические философские школы проявляют меньше уверенности и предлагают менее радикальные решения, чем их афинские предшественники в золотую эру.

Эпикур и эпикурейцы

Древние атомщики (Левкипп и Демокрит) уже разработали систематическое описание природного мира, включающее множество конкретных материальных частиц, механические взаимодействия которых объясняют все, что происходит. В эллинистический период внимание было обращено на последствия такого взгляда на поведение человека.


Эпикур
Жизнь и творчество
. . эпикурейство
Библиография
Интернет-источники

Эпикур и его последователи указывали (например, в Принципах Доктрины ) что, поскольку неразрушимые атомы, составляющие материальный мир, движутся, отклоняются и сталкиваются совершенно случайно, все, что происходит во вселенной, находится вне досягаемости прямого человеческого контроля. (Обратите внимание, как эта позиция проецирует эллинистическое политическое бессилие на мир природы.) Следовательно, человеческая жизнь по существу пассивна: все, что мы можем сделать, — это переживать то, что происходит, не предполагая, что мы способны изменить это. Тем не менее, Эпикур считал, что такая жизнь может быть хорошей, если переживания в основном приятны.

Таким образом, в Письме к Меноцею Эпикур утверждал, что истинная цель человеческой жизни — достичь умственного покоя {греч. αταραξια [атараксия]} и свобода от боли. Все наши чувственные желания естественны, и их удовлетворение следует желать, поскольку насыщение всегда доставляет удовольствие, а неудовлетворенное желание вызывает легкую боль. Материальные блага ценны лишь в той мере, в какой обладание ими способствует достижению мира. Более того, Эпикур считал, что у нас нет оснований жаловаться на то, что человеческая жизнь должна прийти к концу. Поскольку смерть приводит к уничтожению личности, утверждал он, ее нельзя пережить, и поэтому нечего бояться. Таким образом, эпикуреизм давным-давно резюмировался как точка зрения, рекомендовавшая нам «расслабляться, есть, пить, веселиться». ( Луки 12:19-20)

Пародия точна до конца: Эпикур действительно полагал, что успешная жизнь — это жизнь, состоящая из личного удовлетворения и достижения счастья в этой жизни. Но философы-эпикурейцы были менее уверены, чем многие их более поздние подражатели, в перспективах получения больших удовольствий в обычной жизни. Вместо этого они подчеркивали душевный покой, который приходит от принятия всего происходящего без жалоб и борьбы. Заметьте еще раз, что это разумная реакция на мир природы и социальную среду, которые не предусматривают эффективных индивидуальных действий.

Римский философ Лукреций защищал аналогичный набор тезисов, включая как атомизм в целом, так и эпикурейскую приверженность спокойствию в его философской поэме De Rerum Naturae ( О природе вещей ).

Эпиктет и стоики

Соперничающей философской школой в Афинах была школа стоиков. Как первоначально разработали Зенон из Кития и Хрисипп, стоицизм предлагал исчерпывающую коллекцию человеческих знаний, охватывающую формальную логику, физическое изучение мира природы и полностью натуралистическое объяснение человеческой природы и поведения. Поскольку каждый человек является микрокосмом вселенной в целом, полагали они, можно применять одни и те же методы изучения как к жизни, так и к природе в равной степени.


Эпиктет
Жизнь и творчество
. . Стоицизм
Библиография
Интернет-источники

В эллинистический период Эпиктет лаконично отметил основные черты жизни, прожитой таким образом в соответствии с природой, в его Энхейридион ( Руководство ). Опять же, ключ в том, чтобы понять, как мало из того, что происходит, находится под нашим контролем, и стоицизм заработал свою репутацию сурового образа жизни с рекомендациями принимать все, что преподносит нам судьба, без жалоб, беспокойства или каких-либо чувств. Поскольку семья, друзья и материальные блага преходящи, утверждал Эпиктет, мы никогда не должны привязываться к ним. Вместо этого мы относимся ко всему и ко всем, с кем сталкиваемся в жизни, как к временному благословению (или проклятию), зная, что все они уйдут от нас естественным путем.

Этот совет действительно кажется холодным и резким, но он работает! Если мы действительно не привязываемся и ни о чем не заботимся, то потеря никогда не нарушит спокойствие и мир нашей жизни. Такой образ жизни может быть счастливым даже для такого раба, как Эпиктет. Но более поздние римские стоики, такие как Сенека и Марк Аврелий ясно дал понять в своих жизнях и сочинениях, что это имеет значение даже для тех, кто богаче.

Философская этика
Предыдущий Следующий
Древние скептики

Еще одна школа эллинистической философии еще раз иллюстрирует преобладающее отсутствие уверенности, вызванное жизнью в эту эпоху. Скептики полагали, что возможности человеческого знания сильно ограничены по объему и применению.

Скептицизм начался с Пиррона Элидского, который учил, что помимо отрывочной информации, предоставляемой органами чувств, у нас нет подлинного знания о природе вещей. Не имея возможности достичь уверенности в общей структуре мира, люди часто должны практиковать воздержание от суждений, что является единственной рациональной реакцией на ситуации, в которых они невежественны. Этот курс, естественно, приводит к почти полному отсутствию активности, что Пиррон считал эквивалентом душевного спокойствия. Хотя он ничего не написал, Пиррон оказал сильное влияние на последующие поколения через своего ученика, Тимон Филий и члены более поздней Академии.

Столетия спустя Секст Эмпирик написал историю скептической философии, Очерки пирронизма и использовал пирронианский подход для критики претензий других школ мысли. Он ясно дал понять, что скептический вызов традиционным теориям познания проистекает из необычайно строгого определения самого знания. Если бы мы могли только правильно сказать, чтобы знать, что абсолютно уверен или несомненно, тогда действительно будет известно очень мало. Хотя в его время это широко игнорировалось, работа Секста сыграла важную роль в современное возрождение интереса к скептической философии.

Религия и философия

Несмотря на (или из-за) мрачные перспективы этих философских школ, поздний эллинистический период также привел к значительному продвижению к объединению древней греческой философской традиции с ближневосточными религиями иудаизма и христианства.

Филон Иудейский, например, пытался разработать комплексный взгляд, охватывающий как Платон и иудаизм. Это была непростая задача, поскольку традиционная религия Писания была конкретной и исторически укорененной, а философия Платона была чрезвычайно абстрактной и общей. Но поскольку он полагал, что одно и то же божество вдохновило человеческое осознание истины в обоих контекстах, Филон утверждал, что синтез должен быть возможен. Религиозные тексты он интерпретировал аллегорически, находя в их структуре ключи и намеки на более глубокую философскую истину. (Аллегория — опасно мощный инструмент; она часто позволяет или даже поощряет «открытие» почти любой понравившейся доктрины даже в самых прямолинейных прозаических текстах. Возможно, «Зеленые яйца и ветчина» — это глубоко подрывное выражение коммунистической политической идеологии, в то время как «Берт и Эрни» поощряют гомосексуальный образ жизни и . . . .) Для Филона благость единого трансцендентного бога выражается через божественное слово {греч. λογος [логос]}, который является организующим принципом, объясняющим все в космосе.

Отцы христианской церкви не отставали. Самые ранние из них либо рассматривали философию как источник еретического богословия (Ириней), либо выступали с общими антиинтеллектуальными тирадами против силы человеческого разума (Тертуллиан). Но Юстин Мученик тщательно отметил естественное сходство между зарождающимся христианским богословием и традициями мысли, восходящими к Платону, а Ориген явно стремился объединить их в единую систему. Этот путь развития продолжался веками, достигнув своего апогея у Григория Нисского и Амвросия, учителя Августин .

Плотин

Версия платоновской философии, которая была включена в богословие средних веков, имела, однако, довольно мало общего с мыслью самого Платона. Вместо этого оно было получено из квази-мистических сочинений Плотина. В афористической книге под названием Эннеады , Плотин использовал увлечение Платона абстрактным формы вещей в качестве отправной точки для всеобъемлющего метафизического взгляда на космос.

Согласно Плотину, форма Добра является трансцендентным источником всего во вселенной: из его центральной сердцевины другие формы исходят наружу, подобно ряби в пруду, теряя по пути меру реальности. Таким образом, хотя ранние эманации сохраняют большую часть абстрактной красоты своего источника, в тех, кто находится на окраинах космоса, осталось очень мало хорошего. Тем не менее Плотин полагал, что тщательное изучение чего бы то ни было в мире может привести нас к центральной реальности. если мы используем информацию, которую он предоставляет, как основу для наших рассуждений о его происхождении в чем-то более значительном. В принципе, последовательное применение этой техники в конце концов приведет нас к созерцанию самого Добра и познанию природы Вселенной.

Но поскольку Добро является для Плотина и причиной вселенной, и источником ее нравственных качеств, философское изучение есть искупительная деятельность. Достижение мистического единения с причиной мироздания обещает дать нам не только знание, но и истинные элементы добродетели. Именно эту неоплатоническую философию христиане нашли столь подходящей для своих теологических целей. Как только Добро отождествляется с богом писания, детали выясняются довольно естественно. Таким образом, мы обнаружим, что такого рода понятия были популярной чертой средневековой философии.

История философии
Предыдущий Следующий


The Philosophy Pages Гарта Кемерлинга находятся под лицензией Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *