Описание стародума фонвизин недоросль: Характеристика Стародума в комедии Недоросль кратко, образ с цитатами героя для сочинения в таблице

Биография Стародума Недоросль Сочинение 8 Класс – Telegraph



➡➡➡ ПОДРОБНЕЕ ЖМИТЕ ЗДЕСЬ!

Биография Стародума Недоросль Сочинение 8 Класс
Автор Ольга Серая На чтение 4 мин. Просмотров 1.8k. Обновлено 17 июля, 2020
Добавить комментарий Отменить ответ
Литеровед предлагает вашему вниманию итоговые сочинения
Сравнительная характеристика Остапа и Андрия в повести Н.
Ценителям зарубежной классической литературы рекомендуем
В данной работе представлены два возможных варианта
Уважаемые читатели! Вашему вниманию предлагаются несколько
Аргументы по направлению: «Время перемен» необходимы
Сочинение по литературе на тему «Смысл рассказа А.
Немаловажную роль в романе «Герой нашего времени»
Поняв, против чего направлен рассказ Л.Н.
Характеристика фамусовского общества в пьесе А.
Трагедия Гражданской войны в романе-эпопее М.
Литеровед представляет краткое сочинение на тему «Московское
Литеровел предлагает вашему вниманию краткое сочинение
Литеровед представляет краткое сочинение на тему «Сравнительная
Сочинение на тему: «Образ Стародума в комедии «Недоросль» (Д. И. Фонвизин)», представленное на сайте, помогает целостно понять один из главных образов произведения на основе сопоставления героя с другими персонажами.
Пьеса Дениса Фонвизина «Недоросль» – это классический роман-воспитание. Все образы направлены на то, чтобы выявить пороки или же лучшие качества общества. Одним из положительных героев произведения является Стародум. Этот персонаж несет в себе весь смысловой посыл пьесы «Недоросль». Фонвизин жил с цитатами Стародуба на устах, все фразы и мысли героя были ему близки. Именно идеи автора звучат так смело в речах этого немолодого мужчины.
В первую очередь стоит обратить внимание на говорящую фамилию, которой Фонвизин наделяет своего героя. «Стародум» – это человек, который придерживается старых порядков, думает по-старому. Также можно сказать, что фамилия «Стародум» означает мудрость, подпитываемую прожитыми годами. Все это действительно кратко дает характеристику персонажа.
Стародум – мужчина преклонных лет. Ему где-то около 60-ти. Он самый старый герой в пьесе «Недоросль». Когда его племянница Софья потеряла родителей, он взял ее к себе и воспитал настоящей нравственной личностью. Стародум вынужден был уехать в Сибирь, где тяжело работал и получил немало денег. В это время Софья проживала в дальних родственников Простаковых. Они думали, что Стародум уже умер и имели свои виды на бедную сироту. Но он вернулся и сразу же раскусил их планы и разрушил.
 Этот образ резко контрастирует со всеми другими действующими лицами пьесы. Особенно заметны различности между Стародумом и Простаковой в вопросах воспитания детей. Простакова пытается дать образование своему сыну, на самом деле вовсе им не интересуясь. Она выбирает ему преподавателей, далеких от наук, которым они обучают. Простакова не верит в силу ума. Она исполняет все прихоти своего сына, видит в нем неразумного ребенка.
Стародум же считает науку важною составляющею в плане полного образования человека. Он воспитывал в Софье, в первую очередь, честность, доброту, уважение и любовь к людям. Стародум считается с мнением Софьи, понимает, что она уже не ребенок и вправе сама решать за себя. Когда у нее появляется много женихов, дядя дает ей право выбирать, но не оставляет племянницу без мудрых указаний и установок.
Простакова учит Митрофана тому, что самое главное в этой жизни – это деньги. Благодаря им можно заполучить в руки полную власть и подчинить себе всех крестьян. Для Стародума же деньги не важны в этой жизни. Он честным путем заработал их в Сибири, исключительно ради того, чтобы обеспечить себе спокойную старость и хорошее будущее Софьи. Он даже говорит о том, что большие деньги молодежи ни к чему, ведь они портят молодых людей.
Мудро Стародум поступает и в вопросе женитьбы Софьи. Он видит насквозь грубого Скотинина, прекрасно знает о намерениях Простаковой и ее невоспитанного, глупого сына Митрофана. Поэтому дядя советует девушке умного и честного Милона, который, в общем-то, и так ей уже приглянулся. Для Стародума самое важное в этой жизни – благонравие. Он выражает мысль о том, что умному можно простить непросвещенность в некоторых вопросах, но простить честному подлость невозможно.
Стародум уверен, что потомков дворян должно воспитывать государство, иначе с них не будет проку. Сам же он был воспитан в честной семье. Родители заложили в него основы, которые позже помогли ему вырасти в достойную личность. Он очень ответственный и любит свою родину, готов не словами, а делами подтверждать подлинность испытываемых чувств. Стародум по-прежнему ориентируется на приоритеты старого мира и в то же время он высоко ценит роль образования в становлении человека как личности.
Фонвизин в пьесе противопоставляет новых дворян помещикам, а вот Стародум находится где-то между ними. Это тот человек, который взял лучшее от обоих. Фактически этот образ является идеалом самого Фонвизина. После создания пьесы автор даже надумал выпустить журнал под названием «Стародум», но, к сожалению, он был запрещен Екатериной II.
Еще одним из положительных качеств Стародума является его прямолинейность. Он не стеснялся говорить правду в лицо, тем более его раздражало лицемерие Простаковых. Этот дворянин никогда не опускался до их уровня и вел себя, как и подобает настоящему дворянину, даже с такими людьми, к которым он испытывал презрение.
Стародум – классический образ русской литературы. Этот образ символизирует мудрость поколений, которой, по словам Фонвизина, так недостает современному обществу.
Учитель украинского языка и литературы, зарубежной литературы и художественной культуры. Моя жизнь — книга, а я в ней — литературный персонаж.
Сохранить моё имя, email и адрес сайта в этом браузере для последующих моих комментариев.

сочинение по литературе на тему биография Стародума — Школьные Знания.com
Сочинение на тему: «Образ Стародума в комедии « Недоросль » (Д.И. Фонвизин)»
Сочинение школьника по комедии Д. И. Фонвизина » Недоросль » (тема…)
Картинка к сочинению Стародум в комедии Недоросль
« Биография Стародума » (по комедии Фонвизина « Недоросль ») :: сочинение по…
Образ и характеристика Стародума в комедии Недоросль
Характеристика Стародума в комедии « Недоросль » Фонвизина – описание. ..
Сочинение на тему Характеристика Стародума из комедии « Недоросль »…
Биография Стародума . Комедия Дениса Ивановича Фонвизина « Недоросль »
Сочинение : Образ Стародума в пьесе « Недоросль » (Д.И. Фонвизин) | Литрекон
Сочинение на тему Биография Стародума
Образ и характеристика Стародума в комедии » Недоросль «, описание, биография
Сочинение на тему жизнь стародума из комедии недоросль 8 класс
Стародум — биография персонажа, пьеса » Недоросль «, образ…
Характеристика Стародума в комедии « Недоросль » Дениса Фонвизина
Контрольная Работа Умножение Многочленов 7 Класс
Великие Географические Открытия И Их Значения Реферат
Пивной Напиток Эсса Апельсин И Вишня
Анализ Сочинения Юмористический Диалог
Сердце Его Физиологические Свойства Эссе

биография персонажа,пьеса «Недоросль», образ и характеристика,внешность, идеи, цитаты и афоризмы


История создания


Денис Фонвизин
Первые рукописи пьесы датируются 70-ыми годами XVIII века. Фонвизин долго работал над «Недорослем» и сделал первый набросок задолго до того, как пьеса была впервые поставлена на сцене. Во время работы автор привлекал к делу массу разнородных материалов — статьи из сатирических журналов, произведения современных Фонвизину авторов, российских и иностранных, и даже материалы комедий, которые писала императрица Екатерина Вторая. Окончательный вариант пьесы появился в 1781 году.

На следующий год состоялась первая постановка пьесы. Автору пришлось постараться, чтобы постановка стала возможна, потому что цензура не желала пропускать пьесу. В конце концов императрица Екатерина Вторая лично дала разрешение на постановку. Фонвизин сам подобрал актеров и выступил как режиссер. Спектакль прошел на Царицыном лугу в Вольном российском театре. Роль Стародума на премьере исполнил актер Иван Дмитриевский. Первая публикация пьесы на бумаге состоялась в 1783 году.

Философия в беседе

Между тем госпожа Простакова и ее брат затевают драку перед гостем. Когда женщина узнает о том, что этот человек — тот самый богатый дядя, то начинает ползать перед ним. Но мужчина остается равнодушным к лицемерию. Он объявляет, что завтра забирает племянницу в Москву и там выдаст замуж за того, кого она посчитает достойным. Стародум уверен, что выбор его дочери будет в любом случае правильный.

Барышня читает книгу, и дядя говорит про автора: «Тот пером своим нравов развращать не станет». Далее герой беседует с Софьей. Их разговор похож на философский трактат. Они размышляют о простых, но важных вещах для добропорядочной жизни. Здесь мужчина выступает учителем для девушки. Его слова умные, а содержание их — простое. Он легко объясняет ей разницу между настоящим счастьем и тенью, должностью и благородством. Советует по части семейной жизни: «Имей к мужу дружбу, которая на любовь бы походила». Поэтому читателю рисуется абсолютно четкий образ Стародума в комедии «Недоросль».

«Недоросль»


Персонажи комедии «Недоросль»
Стародум — дворянин шестидесяти лет, в прошлом состоял на военной службе. Герой считает, что только армия делает молодых людей достойными дворянского звания, которое досталось тем по происхождению, а не из-за личных качеств. В молодые годы герой воевал и был ранен, из-за чего лежал в тяжкой болезни. Потом героя взяли к императорскому двору.

Обширное состояние Стародума было заработано им самостоятельно. Стародум по собственному желанию уехал в Сибирь, прожил там несколько лет и нажил состояние исключительно собственными трудами, оставаясь при этом честным человеком. Сибирь герой выбрал, поскольку там можно было обзавестись деньгами честным путем — не унижая собственного достоинства, не выслуживаясь перед начальством и не воруя. Разбогатев, герой уехал в Москву.

Стародум — умный человек, который способен найти выход из затруднительного положения. Герой носит очки и читает книги, притом, что образование Стародума далеко от идеала. Отец старался дать герою наилучшее воспитание, однако, как говорит сам Стародум, во времена его молодости «к научению мало было способов», то есть система образования оставляла желать лучшего.


Митрофанушка

Отец героя служил еще при Петре Великом. Тогда царили простые нравы и люди обращались друг к другу на «ты». Стародум воспитан в старых традициях, сама говорящая фамилия героя отсылает к тому, что тот «думает по-старому». На героя не производят впечатления чины, и тот говорит с людьми просто и с искренностью, не обращая внимания на статус собеседника. Сам герой за чинами не гонится. Стародум покинул императорский двор без наград и богатства, но сохранив неповрежденными собственные принципы.

Стародуму свойственно прямодушие, которое люди иногда принимают за грубость, потому что герой не кривит душой, никогда не хитрит и говорит людям то, что думает. В других герой тоже ценит главным образом сердечность и «душу», как приучил героя отец. При этом герой с возрастом стал сдержанным человеком и перестал подчиняться первому порыву. В молодости Стародум был импульсивнее, о чем жалеет, считая, что если бы лучше владел собой, биография могла бы сложиться иначе.


Стародум и Софья

Герой повидал жизнь и способен разглядеть дурного человека. К негодяям герой относится без любви и называет себя «другом честных людей». Герой неравнодушен к людским несчастьям и не терпит несправедливости. Стародуму случалось, возмутившись отсутствием правосудия, уйти в отставку. При этом герой великодушен, умеет прощать людям неблаговидные поступки и не хочет ничьей погибели. Например, герой прощает подлость Простаковой.

Собственное состояние герой завещал племяннице Софье — единственной родственнице, к которой Стародум привязан. Для героя важно, чтобы избранник Софьи был достойным человеком. При этом Стародума не смущает бедность офицера Милона — возлюбленного и будущего мужа Софьи, потому что богатство героя достаточно велико, чтобы обеспечить семью племянницы. Стародум учит Софью собственному мировоззрению.

Стародум — пример того, насколько удачно может сложиться судьба честного и мудрого человека.

Симпатия к неизвестному гостю

Очень многогранный образ Стародума в комедии «Недоросль». Первое впечатление о нем складывается еще до его появления на сцене. Большинство из персонажей настолько недалекие, неграмотные и дикие люди, что читатель сразу проникается симпатией к неизвестному герою. На фоне жадной госпожи Простаковой, ее безвольного мужа, неразумного сына и корыстного брата дядя Софьи кажется рассудительным и добрым человеком. Об этом свидетельствует письмо, которое он написал племяннице. Мужчина отмечает, что очень скучал по своим родным и жалеет о том, что не мог держать с ними связь. Также герой сообщает, что он может послужить примером того, как следует честно зарабатывать большие деньги.

Не чужда ему и щедрость. Свои богатства решает отдать племяннице Стародум. «Недоросль» (характеристика каждого персонажа этой комедии требует отдельной статьи) — произведение, в котором чувства плавают на поверхности. Поэтому среди людей, ценящих деньги выше чувств, неизвестный читателю герой вызывает большую симпатию.

Сочинение Характеристика Стародума и его образ

Знаменитая комедия «Недоросль» – одно из лучших творений в среде драматических произведений, на основе классической литературы конца 18 века. Столь интригующая пьеса была написана в 1781 году публицистом и писателем, мастером своего дела – Д. И. Фонвизиным. Если говорить коротко о самой сути сочинения рассказа, то в нём описываются нравы и бытность дворянского общества на Руси, а, вернее, одной таковой семьи – Простаковых. Главные герои в данном произведении – весьма разносторонние люди, кто-то из них относится к положительным персонажам, а другие – к отрицательным. Одной из ключевых фигур здесь является, наличие действующего лица в образе – Стародума

. О его характеристики можно судить по тем качествам, которые он заложил сам в себе.

Итак, это однозначно положительный герой, с высоким интеллектуальным мышлением. Стародум отличается добропорядочными нравами и тягой к справедливости. Он умён, состоятелен, хорошо разбирается в людях и ему явно нравятся консервативные устои жизни. К воспитанию знатных особ, у него весьма пристальное отношение, недаром в его убеждениях кроется мысль, что именно государство должно этим заниматься.

Несмотря на свой почтенный возраст, доселе 60 лет, Стародум себе сделал весьма неплохую карьеру. Он служил при царском дворе, затем по состоянию здоровья вышел в отставку и переехал жить в Сибирь. У него есть только одна опора в жизни – племянница Софья, которая пребывает в имении Простаковых, известная своими корыстными манерами. Те, приютив маленькую девочку у себя, давно решили, что Стародум лежит в могиле. Оказалось, это вовсе не так. Более того, этот человек в своём письме к Соне, завещает ей наследство, причём огромное по тем временам. Всё это наводит на мысль госпожу Простакову – выдать замуж Софью за своего, с позволения, так сказать, недальновидного сына – Митрофана. Через некоторое время, Стародум и сам приезжает в дворянское имение Простаковых, здесь он знакомится с Правдиным (местный постоялец, госслужащий) и пытается забрать Софью к себе. Перед ним манерничает госпожа Простакова и делает всё, лишь бы «подползти» поближе к богатствам, теперь уже своего дальнего родственника. Её коварному плану так и не суждено было осуществиться, даже когда та силком, всё же попыталась обручить своего сынишку с Софьей, но в дело вмешался Милон (офицер, возлюбленный племянницы Стародума) и не позволил этого сделать. После такового события, они втроём благополучно покинули имение Простаковой, а Стародум напоследок даже позволил себе высмеять местную госпожу.

Вот таким благочестивым оказался наш герой, а ведь в его поступках действительно есть что-то вызывающее и прямо-таки нарочитое.

Стародум и Простакова

По сюжету комедии Стародум является дядей Софьи. Еще когда девушка была маленькой, ему пришлось уехать в Сибирь, где он честным путем нажил состояние, и теперь вернулся домой спокойно провести старость. В комедии Стародум является одним из главных героев и противопоставляется в пьесе, прежде всего, госпоже Простаковой. Оба персонажа – это родители, однако подход к воспитанию у них кардинально различается. Если Простакова видит в Митрофане маленького ребенка, требующего постоянной заботы, всячески его балует и потакает ему, то Стародум относится к Софье как ко взрослой сформировавшейся личности. Он заботится о ее будущем, выбирая в мужья ни грубого Скотинина или глупого Митрофана, а достойного, образованного и честного Милона. Беседуя с Софьей, он наставляет ее, объясняя как важно равноправие, уважение и дружба между супругами, к чему приводит непонимание и отстраненность в браке, тогда как Простакова даже не втолковывает Митрофану всю ответственность женитьбы, и юноша воспринимает ее как очередную забаву.

Помимо того, противопоставляются и основные ценности, внушаемые родителями своим детям. Так, Простакова объясняет Митрофану, что главное – это деньги, дающие неограниченную власть, в том числе над людьми – слугами и крестьянами, над которыми можно издеваться, как то вздумается помещику. Стародум же объясняет Софье, что главное в человеке – благонравие. Особо показательны его слова о том, что если умный человек не имеет какого-либо качества ума, то его вполне можно извинить, тогда как «честному человеку никак простить нельзя, ежели недостает в нем какого-нибудь качества сердца».

То есть для Стародума образцовая личность – это не обязательно тот, кто многого добился или много знает, а честный, добрый, милосердный, любящий человек с высокими моральными ценностями – без них, по мнению мужчины, личность является несостоявшейся. Представляя собой именно такую личность, Стародум противопоставляется и другим отрицательным героям – Митрофану, Скотинину и Простакову.

Характеристика Стародума в комедии «Недоросль» Дениса Фонвизина

Образ Стародума в комедии «Недоросль»

— один из самых сильных и однозначных. На фоне этого героя, другие персонажи комедии, особенно отрицательные, раскрываются особенно ярко, в полной мере являя свои неприглядные и без того черты характера. Без сомнения, Стародум — одна из ключевых фигур всего произведения, и жизненные принципы
Стародум актуальны и заслуживают уважения
и в наши дни.

В комедии Фонвизина описаны не просто события, касающиеся одной семьи, на ее примере описан весь быт и нравы дворянства и помещичий быт в основной массе. Безусловно, дядя Софьи — один из главных персонажей в пьесе, кроме того, он резонер — то есть, его устами говорит с нами автор, доносит ту мораль, которую он вкладывает в свой труд.

Характеристика и образ Стародума

Биография и воспитание Стародума

Из всех вышеприведенных пунктов можно сложить достаточно цельный образ героя — прямолинейный и честный человек преклонных лет, который честь и достоинство ставит превыше всего, а чужие стремления нажиться за чужой счет, грубость и скотство, вызывают у него горячее неприятие. Его прямодушие и искренность

, окружающие зачастую принимают за грубость, резкость. Никогда в своих делах, мыслях и словах, герой не шел против себя — если он чувствовал неприятие, он никогда не соглашался с этим, и не мирился.

Если говорить об афоризмах этого персонажа

, из текста пьесы их можно выделить десяток, если не сотню. Однако, самым главным, и по признанию Стародума, и по утверждению Правдина, является следующий:

«…У меня правило — в первом движении ничего не начинать…»

Эта знаменитая пьеса Фонвизина была написана им в 1782 году. Героями комедии стали люди разных социальных слоев XVIII века: дворяне, крепостные, государственные чиновники и самозваные модные учителя. Прежде чем раскрыть полнее тему «Биография Стародума», остановимся немного на обитателях дома Простаковых, ведь с них все и началось.

Стародум и Правдин

Образ Стародума в «Недоросле» противопоставляется не только отрицательным персонажам, но и положительному Правдину. Герои имеют, казалось бы, схожие взгляды на необходимость перевоспитания помещиков, оба являются носителями идей гуманизма и просвещения, оба считают важным благонравие и моральные ценности человека. Однако Правдина главным регулирующим механизмом становится буква закона – именно она определяет кто прав, а кто виноват – даже наказание Простаковой осуществляется только после появления соответствующего приказа. Он – прежде всего, чиновник, для которого ум человека, его достижения и рассуждения более важны, чем личные пристрастия. Стародум же более руководствуется сердцем чем умом – показательной является история о его друге, образованном умном человеке, который не захотел служить родине, думая больше о себе, чем о судьбе отечества. Тогда как Цыфиркин вызывает у Стародума сочувствие и благосклонность – учитель не имеет хорошего образования, но добр и честен, чем и привлекает мужчину.

Таким образом, при сопоставлении образов Правдина и Стародума, становится понятно, что чиновник – это современная рациональная личность эпохи Просвещения, для него важна справедливость закона, опирающаяся на гуманность и честность. Стародум же выступает образом, представляющим мудрость поколений – он осуждает устаревшие ценности помещиков, но не возносит на пьедестал рационализм новых дворян, придерживаясь вневременных, «вечных» человеческих ценностей – чести, сердечности, доброты, благонравия.

Горе от ума — суть названия. Значение названия комедии А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Значение названия комедии А.С. Грибоедов «Горе от ума»

А. С. Грибоедов, дипломат, талантливый поэт, композитор, вошел в историю русской литературы как автор единственной гениальной комедии «Горе от ума».

Человек с прекрасным образованием и блестящим складом ума, Грибоедов посвятил свою жизнь служению Родине, считая: «Чем просвещеннее человек, тем полезнее он отечеству». Близкое знакомство с декабристами и разделение их идей и ненависти к самодержавно-крепостническому строю многое дали поэту. Однако он не верил в революционный путь изменения русской действительности и в благополучный исход декабристского заговора. Раннее малоизвестное творчество Грибоедова было тесно связано с драматургией. Писатель в соавторстве с П. А. Катениным («Студент»), А. А. Шаховским и Б. М. Хмельницким («Семья его, или замужняя невеста»), Жандре («Притворная неверность», блестящий перевод комедии Г. Барта). Первое самостоятельное произведение» писателя — комедия «Молодые супруги» — вольная экранизация известного сюжета французского драматурга Ш. де Лессера.

Основная тема произведения — изображение действительности такой, какая она есть: порочность нравов и жизненных принципов загнивающей знати и печальное, во многом несправедливое положение передового человека, оказавшегося в такой среде . Проблемы, которые автор ставит в произведении, действительно серьезны. Они касаются положения русского народа, принципов воспитания и образования, отживших и отживших, самодержавия и самобытности России. Многие из них поднимались ранее в работах других авторов этого времени, но большинство из них так и не получили своего логического разрешения.

Название любого произведения является ключом к его пониманию; содержит указание (прямое или косвенное) на основную мысль, проблему, поставленную автором. Название комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», пожалуй, позволяет увидеть в конфликте пьесы необыкновенно важную категорию, а именно категорию разума. Источник такого выражения, которое легло в основу названия и первоначально звучало как «Горе уму», восходит к русской пословице, в которой противостояние умного и глупого заканчивалось победой дурака. Конфликт между мудрецом и дураком

был важен и актуален для комиков, предшествовавших А. С. Грибоедову, принадлежавших к школе классицизма (например, он присутствует в комедиях Мольера, Бомарше). В «Горе от ума» этот конфликт выглядит иначе, здесь он переосмыслен. Современники не могли этого не чувствовать, поэтому возникло несколько мнений, например, И. А. Гончаровой и А. С. Пушкина, о Чацком и о том, кто, по замыслу Грибоедова, является носителем разума в комедии. Гончаров в своей статье «Миллион мук» писал: «Грибоедов сам приписывал горе Чацкого его уму, а Пушкин отрицал у него вообще какой-либо ум. Но Чацкий не только умнее всех людей, но и положительно умен. Пушкин действительно говорил в письме Бестужеву, что «умный актер» в комедии — Грибоедов, а Чацкий — только «горячий, благородный и добрый малый», который провел некоторое время с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и был подпитываемый его мыслями, остротами и сатирическими ремарками». Так что же такое ум в комедии Грибоедова и кто в ней умный человек? Ум теоретически есть добродетель. человек, резонер в «Мизантропе» Мольера; добряки — Стародум, Правдин в «Недорослях» Фонвизина и т. д.). Наоборот, авторы высмеивали дураков (Митрофана в Фонвизине, например). Важно отметить, что это было соблюдение меры во всем, что считалось умом (поэтому для Мольера умный Альцест не идеал, достойный подражания).

Умом, как и чувством меры, обладает именно Молчалин, а не Чацкий. Ум Молчалина служит хозяину и основательно помогает ему, тогда как ум Чацкого (а «речь его кипит умом, остроумием», как говорит И. А. Гончаров) только вредит, сродни безумию для окружающих, именно он приносит ему «Миллион мук». «. Подобострастному уму Молчалина противостоит странный и возвышенный ум Чацкого, но это уже не противостояние ума и глупости. В пьесе А. С. Грибоедова нет дураков, ее конфликт построен на противостоянии разных типов разума. «Горе от ума» — комедия, перешагнувшая узкие рамки классицизма.

Категория разума связана с философским содержанием пьесы, наличие такого пласта просто невозможно в комедии классицизма, ориентированной на уже данные абсолютные истины. В своей работе А. Грибоедов ставит вопрос о том, что такое разум. Почти у каждого героя свой ответ, почти каждый говорит об уме (Фамусов:

«Скромный, да ничего, кроме проказы и ветра на уме»; Софья: «Острый, умный, красноречивый, / Ах, если кто кого любит , / Зачем умно искать и ехать так далеко» и т. д.), но это высказывания другого ряда. Каждый герой имеет свое представление об уме, которое он обосновывает по ходу своего появления в пьесе, поэтому комедия вовсе не сводится к четкому разграничению представителей высшего света и Чацкого для выявления разум. В пьесе А. Грибоедова нет эталона ума, поэтому нет в ней и победителя. «Комедия дает Чацкому только «Миллион мук» и оставляет, видимо, в том же положении Фамусова и его собратьев, в каком они были, ничего не говоря о последствиях борьбы. Чацкий отличается от других не тем, что он умнее, но в том, что он человечнее, чувствительнее («чуткий, и веселый, и острый», как говорит Лиза).Для Чацкого существуют две взаимоисключающие категории: ум и чувство (он говорит Софье, что его «ум и сердце не в гармонии»; описывая Молчалина, он опять различает эти понятия: «Пусть у Молчалина живой ум, смелый гений, / Но есть ли в нем та страсть? То чувство? на самом деле оказывается выше ума светского, изощренного (Чацкий в конце пьесы говорит: «Бегу, не оглянусь, пойду оглядываться по свету, / Где есть уголок для оскорбленного чувства!», т.

е. он убегает не для защиты своего одинокого ума, а для того, чтобы забыть об обидах, нанесенных его чувствам.) Любовная драма как бы становится выражением идейного одиночества героя. «Его личное горе исходило не от одного ума, а больше от других причин, где его ум играл страдающую роль, и это дало Пушкину повод отказать ему в своем уме. «Горе от ума» Чацкого в том, что ум его резко отличается от ума, признанного в свете, и по чувству («У него и сердце, и притом безукоризненно честен»), как говорит И. А. Го Нчаров в статье « Миллион мук», он, тем не менее, привязан к обществу, в котором вращается, в какой-то мере завися от мнений мира.

В названии пьесы А. Грибоедова «Горе от ума» заложен необычайно важный вопрос: а что такое ум у самого Грибоедова. Писатель не дает прямого ответа на этот вопрос, и в этом уже обнаруживается переосмысление традиций классицизма. Назвав Чацкого «умным», А. Грибоедов перевернул все с ног на голову, высмеяв старое понимание такого качества в человеке, как ум. А. Грибоедов показал человека, полного просветительского пафоса, постоянно сталкивающегося с нежеланием понять его, проистекавшим как раз из традиционного понятия «благоразумие», которое в «Горе от

ума» связана с конкретной общественно-политической программой. Комедия А. Грибоедова, начиная с названия, адресована вовсе не Фамусовым, а Чацким — веселым и одиноким («один умник на 25 дураков» ), стремясь изменить мир, не подверженный быстрым изменениям, с помощью рассуждений. А. Грибоедов создал нетрадиционную для своего времени комедию. Он обогатил и психологически переосмыслил характеры героев и внес в текст новые проблемы, несвойственные для комедии классицизма.Однако, хотя его метод близок к реалистическому, писатель все же не достигает реализма во всей его полноте при изображении характеров, быта, социальной среды и всех глубинных проблем, скрытых в обществе того времени.

Яркий, образный, афористичный язык комедии до сих пор делает произведение интересным для современного читателя. Нет такого произведения ни в русской, ни в зарубежной литературе, которое бы искрилось таким обилием крылатых слов и выражений. КАК. Пушкин отзывался о мастерстве Грибоедова так: «Я не о поэзии: половина должна стать поговоркой». крылатые фразы не только украшали текст произведения, органично вплетаясь в него и вытекая из него, но и становились достоянием русского языка, шли «в народ».

Актуальность комедии по-прежнему неоспорима. Глушители блаженны в мире. типичные люди и теперь встречаются только в масках приличия, с поведением, делающим их менее заметными в толпе, и с новым «лоском», на который падка современная Софья.

Каждый персонаж комедии стал нарицательным. О существовании таких изображений в реальной жизни, к сожалению, сомнений нет. Возьмем, к примеру, Репетилова — самого бесполезного, самого ненужного обществу человека, который, однако, был принят в него благодаря своим блестящим способностям — умению «прилипать» к более умному человеку и питаться его мыслями и идеями, извращая их и приписывая их авторство себе. Недаром в его уста вложили фразу, ставшую крылатой:

«Да, умный человек не может не быть мошенником.»

«Горе от ума» было для современников величайшим произведением в своем роде. До сих пор его образы живы, персонажи и темы существуют бок о бок с реальностью. Иногда страшно заглянуть в будущее.

— Проходят века, меняются поколения, но комедия Грибоедова продолжает существовать, ибо человеческая мысль и человеческие суждения во многом консервативны. И кто судьи? Постоянные Фамусовы и Молчалины. Чацкий? Их много, но они занимают то же место, что и несколько веков назад. Они могут критиковать, вполне справедливо и справедливо, могут ругать окостеневшие и ветхие, но от того не менее вульгарные общественные условия. Но дальше критики дело обычно не продвигается, и выход один: бежать, как главный герой комедии.

Вон из Москвы!

Я больше не приду сюда.

Бегу, не оглядываюсь

Иду искать мир

Где есть уголок для обиженного чувства.

Вневременное произведение Грибоедова останется таковым не только в силу особой остроты и актуальности, но и благодаря блестящему образному ряду, идеально наложенному на современное общество:

Ну мячик! Ну Фамусов!

Умейте звать гостей!

Какие-то уроды с запредельного света,

И не с кем поговорить, и не с кем потанцевать.

Комедия Грибоедова «Горе от ума» восхищалась, восхищалась, хвалилась, переписывалась от руки. И с не меньшей энергией — ругал и ругал.

И больше всего спорили о Чацком, что вполне понятно: он — главный герой. Непонятно было другое: умный ли он? Или, иначе говоря, горе от ума?

В январе 1825 года, отвечая на критику Павла Александровича Катенина, Грибоедов писал ему: «Вы находите главную ошибку в плане: мне кажется, что он прост и ясен по цели и исполнению — сама девушка не глупая, она предпочитает дурака умному человеку (не потому, что у наших грешников обычный ум, нет! А в моей комедии на одного здравомыслящего человека приходится двадцать пять дураков) — и этот человек, конечно, находится в противоречии с окружающее его общество, никто его не понимает, никто не хочет ему прощать, отчего он несколько выше других».
Так Грибоедов смотрел на своего героя. А вот у Александра Сергеевича Пушкина, гениального поэта и блестящего чтеца, ситуация оценивалась иначе. В январе того же 1825 года он поделился с князем Петром Андреевичем Вяземским: «Чацкий вовсе не умный человек, а Грибоедов очень умный». В другом письме Александру Александровичу Бестужеву он уточнил: «Вы знаете, кто такой Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший некоторое время с очень умным человеком (а именно с Грибоедовым) и питавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что он говорит, очень умно. Но кому он все это говорит? Фамусов? Фугу? На балу московских девушек? Мол-чалин? Это непростительно. Первый признак умного человека- знать с первого взгляда с кем имеешь дело и не метать бисер перед Репетиловым и ему подобными.

Михаил Александрович Дмитриев, рассердившийся на Грибоедова за его комедию «Московский старожил», высказался резче: Грибоедов хотел представить умного и образованного человека. Но мы видим в Чацком человека, который злословит и говорит все, что приходит на ум. Чацкий есть не что иное, как сумасброд, находящийся в компании людей вовсе не глупых, а необразованных, и умный перед ними, потому что считает себя умнее. Чацкий, который должен быть

Орест Михайлович Сомов не соглашался с Дмитриевым, ибо считал, что Грибоедов «представил в лице Чацкого умного, пылкого и доброго молодого человека, но не совсем свободного от слабостей: у него их две — высокомерие и нетерпение». Белинский ругал и Грибоедова, и его героя, Чацкого: «Он просто крикун, фразер, идеальный шут, который на каждом шагу оскверняет все святое, о чем говорит. и начать ругать всех в лицо дураками и скотами быть глубоким человеком?Это новый Дон Кихот,мальчик на палочке верхом на коне,который воображает,что он сидит на коне.Кто-то глубоко оценил эту комедию(вот она следует сказать о совпадении взглядов Белинского и Михаила Дмитриева), сказавшего, что это горе только не от ума, а от ума. Мы ясно видим, что поэт не на шутку хотел изобразить в Чацком глубокое противоречие между человеком и обществом, и Бог знает, что произошло? Позже взгляды Белинского стали меняться — «от порицания к восхищению».

С восхищением, а точнее, с явным сочувствием писал о Чацком Аполлон Александрович Григорьев. Он впервые в русской литературе сблизил героя комедии с декабристами. Федор Михайлович Достоевский тоже считал Чацкого декабристом, однако, в отличие от Герцена, другие делали из этого выводы: «Чацкий — декабрист. Вся его идея в отрицании былого недавнего, наивного поклонения. Все понюхали Европу, и им понравились новые нравы. Только манеры, потому что суть богослужения и холопства в Европе одна и та же», — отмечал Достоевский, размышляя об оторванности Чацкого от устоев русской жизни.

Трудно сказать, в какой мере слова Шатова, героя Весов, соответствуют взглядам Достоевского, но в подготовительных материалах к роману в его уста была вложена уникальная в своем роде оценка: «Чацкий сделал не понять, как ограничен глупец, до какой степени глуп он сам». Эти суждения долго хранились в бумагах Достоевского и, естественно, долго не были известны. Грибоедов создал нетрадиционную для своего времени комедию. Он обогатил и психологически переосмыслил характеры персонажей и традиционные для комедии классицизма проблемы, его метод близок к реалистическому, но все же не достигает реализма во всей своей полноте.

Проблема разума и безумия была актуальна во все времена. Умные, передовые люди своего времени часто оставались непонятыми современниками и объявлялись сумасшедшими. Так общество реагировало на идеи, идущие вразрез с общепринятыми идеями, которые проповедовали передовые люди своего времени. Не случайно Грибоедов затрагивает эту проблему в своем творчестве. Его комедия «Горе от ума», написанная до декабрьского восстания, рассказывает о передовом уме и реакции на него общества. Первоначальное название комедии было «Горе уму», затем автор изменил его на «Горе от ума». Главный герой Чацкий еще не появился в доме Фамусова, но представление о безумии связано с отрицательным отношением к образованию и просвещению. Так, Фамусов говорит: «И в чтении толку мало».

Позже об этом выскажутся все персонажи комедии, каждый выдвинет свою версию безумия Чацкого, но все общество единодушно придет к одному мнению: «Учение — чума, ученость — причина. ” Общество Фамуса избавится от Чацкого, объявив его сумасшедшим, не приняв обличительных речей, клеймящих их образ жизни, и изберет в качестве оружия сплетни. Фамусов, как типичный представитель своего общества, имеет свое мнение об уме и интеллигентном человеке.

Для него умный человек — это практичный, житейский мудрец. Хотя он и не отказывает Чацкому в своем уме, тем не менее считает Скалозуба более подходящей партией для Софьи: «Человек почтенный и набравший мрак отличий, не по годам и завидный чин, не сегодня, завтра генерал ». В разговоре со Скалозубом московский барин говорит об опасности, которая исходит от таких мудрецов, как Чацкий.

Кроме того, Чацкий неправильно использует полученные знания. Все должно быть направлено на достижение чинов, на соблюдение традиций, жить «как жили отцы».

Фамусов выдвигает свой идеал умного человека. По его мнению, это Максим Петрович, достигший высоких чинов и высокого положения в обществе благодаря своему практическому уму, умению «прогибаться», когда приходилось «обслуживать себя». Сам Фамусов таких высот не достиг, а потому заискивает перед князьями Тугоуховскими и Скалозубами. Молчалин, секретарь Фамусова, тоже олицетворяет практический ум. Это заметил Чацкий: Молчалин! — Кто еще так мирно все уладит!

Вот мопс вовремя погладит! Тут в самый раз карта потрется! По натуре Молчалин — мелочный человек, стремящийся любыми средствами достичь заветной цели в жизни, смысл которой сводится к тому, чтобы «брать награды и жить счастливо». В своей практике он следует заветам отца – «нравиться всем без исключения людям», но в то же время считает, что «в свое лето он не должен сметь ​​иметь собственного суждения», так как «он в малом разряды».

Любит Софью «по долгу службы», успокаивает разгневанную Хлестову игрой в карты. По словам Чацкого, Молчалин «достигнет известных уровней, потому что сейчас любят немых». Чацкий — полная противоположность Молчалину, несмотря на то, что оба они молоды.

У героя пылкая, страстная натура. Он готов пожертвовать всем ради своих идеалов, наполненных гражданским смыслом.

Он хочет служить «делу, а не людям». Для Чацкого ум и правда, правда и честь – главные жизненные ценности. Герой выступает против воспитания, принятого в фамусовом обществе, когда стремятся «набрать полковых учителей, больше числом, по более дешевой цене». Ему не чужды патриотические чувства, поэтому его раздражает «слепое подражание» всему иностранному.

Чацкий высказывает свои мысли в обличительных речах, направленных против основ Общества Фамус. Его монологи, ораторские по стилю, свидетельствуют об образованности и просвещенности главного героя, поэтому в них так много афоризмов. Ум Чацкого есть ум передового человека, именно поэтому инертное общество не принимает его взглядов и идей, так как они противоречат укладу старого московского дворянства. Любовь Чацкого к Софье не случайна, ведь она тоже имеет ум. Но ум Софии практичен.

Выберите только ОДНУ из предложенных тем эссе (2.1-2.4). В листе ответов укажите номер выбранной вами темы, а затем напишите эссе объемом не менее 200 слов (если эссе менее 150 слов, то оно оценивается в 0 баллов).

Опираться на позицию автора (в сочинении на лирику учитывать авторский замысел), формулировать свою точку зрения. Аргументируйте свой тезис литературными произведениями (в сочинении по лирике необходимо разобрать не менее двух стихотворений). Использовать литературоведческие концепции для анализа произведения. Рассмотрим композицию сочинения. Пишите эссе четко и разборчиво, соблюдая правила речи.

Пояснение.

Комментарии к рефератам

2.1. Какова роль положительных персонажей в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»?

Один из главных героев пьесы Фонвизина — Стародум. По своему мировоззрению он носитель идей русского дворянского просветительства. Стародум служил в армии, храбро сражался, был ранен, но обошелся с наградой. Его получил его бывший друг граф, отказавшийся идти в действующую армию. Выйдя на пенсию, Стародум пытается служить при дворе. Разочарованный, он уезжает в Сибирь, но остается верен своим идеалам. Он идейный вдохновитель борьбы с Простаковой. В действительности сподвижник Стародумы, чиновник Правдин, действует в имении Простаковых не от имени правительства, а «от своего подвига сердечного». Успех «Стародум» определил решение Фонвизина издавать в 1788 г. сатирический журнал «Друг честных людей, или Стародум».0005

Положительные персонажи изображены драматургом несколько бледно и схематично. Стародум и его соратники учат со сцены на протяжении всего спектакля. Но таковы были законы тогдашней драматургии: классицизм предполагал образ героев, произносящих монологи-поучения «от автора». За Стародумом, Правдиным, Софьей и Милоном стоит, конечно, сам Фонвизин с его богатым опытом государственной и придворной службы и безуспешной борьбой за свои благородные просветительские идеи.

2.2. Какие особенности лирики А. К. Толстого позволяют назвать ее романтической?

Романтизм — художественный метод, сформировавшийся в начале XIX века. Для романтизма характерен особый интерес к личности героя. Герой романтического произведения — человек с особыми сильными чувствами, он выше других ростом, но, как правило, одинок. Романтиков волнует характер отношения личности к окружающей действительности и противопоставление реального мира идеальному. Главным в лирике Толстой считал красоту и любовь, которые присутствуют в быту, но недостаточно «совершенны». Стихи поэта пронизаны тоской по красоте, грустью по единственной ценности земного бытия, настоящей человеческой любовью: «В ревнивом взоре твоем дрожит слеза…» (1858), «В стране лучей, невидимых нашим глазам (1856), «Среди шумного бала случайно…» (1851) и др.

2.3. Почему А. С. Грибоедов изменил первоначальное название своей комедии «Горе от ума» на «Горе от ума»?

В конце июля 1823 года Грибоедов уехал в имение Бегичевых, где закончил работу над двумя последними актами «Горя от ума». Уже в это время комедия получила свое окончательное название, которое звучит более комедийно, чем первоначальное «Горе уму».

Название любого произведения является ключом к его пониманию; содержит указание (прямое или косвенное) на основную мысль, проблему, поставленную автором.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *