Описание басни крылова ларчик: басня Крылова. Текст, содержание и мораль басни Крылова

Содержание

басня Крылова. Текст, содержание и мораль басни Крылова

Принесли ларец от мастера. Все любовались искусной работой и изяществом ларца. Тут пришел механик и, не обратив внимания на красоту, решил всем показать, какой он умный – сейчас же разгадает секрет механизма и откроет ларец.  Однако все его попытки были безуспешны. А ларчик просто открывался…

Читать басню Ларчик онлайн

Случается нередко нам
И труд, и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться.

К кому-то принесли от мастера Ларец.
Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался;
Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался.
Вот входит в комнату механики мудрец.
Взглянув на Ларчик, он сказал: «Ларец с секретом,
Так; он и без замка;
А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;
Не смейтесь так исподтишка!
Я отыщу секрет и Ларчик вам открою:
В механике и я чего-нибудь да стою».
Вот за Ларец принялся он:
Вертит его со всех сторон
И голову свою ломает;
То гвоздик, то другой, то скобку пожимает.
Тут, глядя на него, иной
Качает головой;
Те шепчутся, а те смеются меж собой.
В ушах лишь только отдается:
«Не тут, не так, не там!» Механик пуще рвется.
Потел, потел; но наконец устал,
От Ларчика отстал
И, как открыть его, никак не догадался:
А Ларчик просто открывался.

(Илл. Ирины Петелиной)

Мораль басни Ларчик

Надо искать простые способы решения проблемы, не мудрствовать понапрасну, пытаясь выказать свое мастерство. Ведь зачастую, это заводит в тупик в повседневной ситуации.

❤️ 139

🔥 100

😁 108

😢 60

👎 66

🥱 68

  добавить в избранное

Пожалуйста, оцените произведение

Оценка: 4.7 / 5. Количестов оценок: 184

Пока нет оценок

Помогите сделать материалы на сайте лучше для пользователя!

Напишите причину низкой оценки.

Если Вам понравилось, пожалуйста, поделитесь с друзьями.

Прочитано 3677 раз(а)

Ещё из раздела басни Крылова

  • Слон на воеводстве — басня Крылова

    Слона поставили воеводой в лесу. Он от природы был добр, но не умен. Поступила к нему от овец жалоба на волков, что сдирают с них шкуры. Слон …

  • Листы и корни — Крылов И.А.

    В прекрасный летний день,Бросая по долине тень,Листы на дереве с зефирами шептали,Хвалились густотой, зеленостью своейИ вот как о себе зефирам …

  • Волк и Журавль — Крылов И.А.

    Что волки жадны, всякий знает:Волк, евши, никогдаКостей не разбирает.За то на одного из них пришла беда:Он костью чуть не подавился.Не может Волк …

Всё из раздела басни Крылова

— здесь вы найдете все, что есть в разделе «басни Крылова» на нашем сайте.

Рекомендуем Вам прочитать

  • Рыбак и рыбка — басня Эзопа

    Один рыбак, на берегу морском живший И промышлявший удочкой своей тонкой, На конский волос как-то раз поймал рыбку И на сковороде ее хотел …

  • Ошибка — Михалков С.В.

    Басня про трусливого Зайца, который попросил Журавля поставить ему львиные клыки, чтобы рассчитаться с Лисой. Но оказалось, что даже с львиными …

  • Два купца — Толстой Л.Н.

    Басня про то, как один бедный купец перед своим отъездом, отдал на сохранение свой товар одному богатому купцу. Тот его продал, а деньги отдать …

смысл произведения Крылова, краткий разбор сюжета и аллегорий

Сочинения

12.11.21

7 мин.

«Ларчик» считается одной из самых известных басен Ивана Крылова. Она изучается в 5 классе на уроках литературы. Рекомендуется прочесть краткое содержание произведения перед ознакомлением с его анализом. Мораль басни «Ларчик» позволяет читателям обратить внимание на социальные проблемы общества, остающиеся актуальными в XXI столетии.

Оглавление:

  • История создания и смысл названия
  • Тематика произведения
  • Композиция и мораль

История создания и смысл названия

В 1806 г. Крылов составил план произведения. В Википедии указано, что басня «Ларчик» была написана в 1807 г. Автор презентовал ее в имении князя Шаховского. Гости положительно оценили басню Крылова. В течение года он корректировал произведение и добавлял новые строфы. В 1808 г. оно было официально опубликовано в литературном журнале «Драматический вестник», издававшемся в Санкт-Петербурге.

Название «Ларчик» имеет скрытый смысл. Ларец является шкатулкой или сундуком небольшого размера. При его изготовлении мастера используют сложные замки. Для их открытия требуются специальные ключи с острым вырезом.

Название описывает основную мораль басни и позволяет читателю понять, о чем говорится в произведении.

Тематика произведения

Главным героем басни является механик, работающий в мастерской. Увидев искусный ларчик без замка, он старался открыть ларец, но его попытки заканчивались неудачей. В результате механик устал и решил оставить ларчик. Вскоре герой обнаружил, что ларец открывается легко. Его старания были напрасными, что вызвало насмешку со стороны общества.

Основной темой басни «Ларчик» является высмеивание напрасных физических и умственных усилий для решения простых проблем. Главный герой имеет большой опыт работы с механическими приборами, что является предметом его гордости. Увидев искусный ларец без замковых механизмов, механик решил разгадать его секрет. Персонаж желает открыть ларчик, публично продемонстрировав свои навыки обществу.

Механик прикладывает большие усилия, но ларец ему не поддается. В результате он осознает, что ларчик не имеет секрета и открывается без лишних усилий. Герой преднамеренно усложнил задачу и приложил множество напрасных усилий. Он является примером людей, которые хвалят собственный ум, но не умеют справиться с простыми задачами. Автор осуждает этих личностей и высмеивает их самолюбие.

При подробном анализе басни «Ларчик» можно выявить, что писатель использует ларец в качестве аллегории.

Он представляет собой простую ситуацию, преднамеренно усложняемую людьми. В заключительной части произведения присутствует фраза: «А ларчик просто открывался». С ее помощью писатель объясняет читателям, что задачи необходимо решать простыми путями.

Композиция и мораль

Басня имеет классическую композицию. Ее главной составляющей является повествование. В произведении также присутствуют описательные элементы, характеристики отдельных предметов и главного героя. Басня Крылова состоит из следующих частей:

  1. Вступление автора: краткое описание смысла произведения.
  2. Основная часть: раскрытие персонажей, развитие сюжетных линий и кульминация басни.
  3. Нравоучительный вывод: главная мораль произведения, где высмеиваются негативные персонажи, и приводятся аналогии из реальной жизни.

Основная мораль басни Крылова «Ларчик» заключается в том, что не нужно решать задачи сложными методами. Она описывается следующими словами:

«Случается нередко нам

И труд, и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться,

За дело просто взяться».

С помощью этих строк Крылов старается объяснить, что нужно найти простые способы решения проблемы и не углубляться в поиск различных секретов или тайных замков. В противном случае мудрец становится глупцом, который не может решить элементарную задачу. Мораль «Ларчика» учит читателей размышлять разумно и не совершать глупых ошибок.

Заканчивается произведение нравоучительным выводом. Крылов советует расходовать энергию рационально. Из-за гордыни и тщеславия люди часто не могут адекватно оценить ситуацию и правильно решить проблему без больших усилий.

Многие литературоведы считают, что в басне «Ларчик» присутствует второстепенная мораль: у проблемы есть несколько путей решения, для выбора правильного выхода необходимо тщательно проанализировать ситуацию и адекватно оценить свои возможности. Крылов не указал в произведении, каков механизм открытия ларца. При подробном разборе произведения можно выявить 2 основных варианта развития сюжета:

  1. Центральный персонаж не смог открыть ларчик из-за отсутствия замка.
  2. Ларец был оснащен замком, но механик не смог его найти из-за собственной глупости.

Истинный вариант сюжета не указан ни в мемуарах или сочинениях современников Крылова, ни в конспектах профессиональных литературоведов. Автор хотел показать, что в произведении нет универсального финала. Он желал, чтобы читатели самостоятельно выбрали, какой вариант сюжет является правильным.

Не успеваете написать работу?

Заполните форму и узнайте стоимость

Вид работыПоиск информацииДипломнаяВКРМагистерскаяРефератОтчет по практикеВопросыКурсовая теорияКурсовая практикаДругоеКонтрольная работаРезюмеБизнес-планДиплом MBAЭссеЗащитная речьДиссертацияТестыЗадачиДиплом техническийПлан к дипломуКонцепция к дипломуПакет для защитыСтатьиЧасть дипломаМагистерская диссертацияКандидатская диссертация

Контактные данные — строго конфиденциальны!

Указывайте телефон без ошибок! — потребуется для входа в личный кабинет.

* Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Подтверждение

Ваша заявка принята.

Ей присвоен номер 0000.
Просьба при ответах не изменять тему письма и присвоенный заявке номер.

В ближайшее время мы свяжемся с Вами.

Ошибка оформления заказа

Кажется вы неправильно указали свой EMAIL, без которого мы не сможем ответить вам.
Пожалуйста проверте заполнение формы и при необходимости скорректируйте данные.

О чем говорится в басне про крыловский сундук. Разбор басни Шкатулка, главные герои басни

Часто с нами бывает

Где тут угадать
Легко взяться за дело.
————
Принесли Ларец от мастера кому-то.
Убранство, чистота Ларца бросились в глаза;
Что ж, каждый Ларец любовался прекрасным.
А вот и мудрец в комнату механики.
Посмотрев на Ларец, он сказал:
«Шкатулка с секретом,
Итак; он без замка;

Не смейтесь так исподтишка!

Вот он начал работать над Ларцом:
Крутит его со всех сторон
И ломает голову;
То гвоздик, то другой, то скоба качает.
Вот, глядя на него, другой
Головой качает;
Те шепчутся, а те между собой смеются. не так, не там!» Механик больше разрывается.
Потел, потел; но окончательно надоело
Я отставал от Шкатулки
И как ее открыть я никак не догадался:
А Шкатулка только открылась.

Басня «Шкатулка»

Сведения о басне Крылова Шкатулка

Басня «Шкатулка» И. А. Крылов написал в 1807 году. Баснописец всегда выступал против пустого философствования, которое не могло быть подкреплено практическим опытом или не следовало от традиций народа и не нашла опоры в его исторической жизни. С таким же порицанием относился он и к тем, кто не умел с умом и ловкостью «просто взяться за дело», а предавался праздным и вдумчивым рассуждениям. Этой теме он посвятил несколько басен, среди которых басня «Шкатулка».

В басне «Шкатулка» бросаются в глаза два вида сравнений: с одной стороны, «мастер», искусно изготовивший Шкатулку, а с другой стороны, «мудрец-механик», который, будучи назван «мудрецом», , еще ничего не делал.

Самое главное в басне Крылова — рассказ, в котором баснописец передает пустое философствование («ломает голову») и ненужные действия «мудрого механика».

Смех Крылова над незадачливым героем усиливается, поскольку «мудрец механики» случайно находит истину (Ларец «без замка»), но проходит мимо, не понимая, что Ларец не заперт (замка у него тоже нет) . Он задумчиво полагает, что Шкатулка без замка имеет какой-то хитрый секрет. Впрочем, секрет в том, что секрета нет: «А ларчик только открывался». Крылов смеется над «механикой мудреца»: дело не только в том, что задача проста, и герой напрасно искал каких-то трудностей, но и в том, что крышку Ларца надо было приподнять. Таким образом, последняя фраза «И ларчик только открывался» имеет два значения. Во-первых, секрет Шкатулки прост. В этом случае ударение должно быть на слове «простой». Из второго следует, что Шкатулка не была заперта. И тогда ударение в последних словах должно быть на слове «открылся». Весело смеясь, Крылов играет этими смыслами, придавая басне многогранный, широкий и глубокий смысл.

Мораль басни Шкатулка

Часто бывает с нами
И труда и мудрости там видать,
Где гадать
Легко взяться за дело.

Шкатулка басни — анализ

«Шкатулка» — значимое для великого баснописца произведение. Анализ басни Крылова Ларец обычно начинают с конца, с фразы «И ларец только что открылся». Этими словами Крылов говорит о том, что не следует слишком усложнять поставленные задачи, не пытаясь решить их самым простым способом.

Но в этом контексте немаловажное значение имеют и многолетние усилия опытного мастера, нелепые подсказки публики. Это олицетворение попыток понять самого Крылова. Писатель утверждает, что к его басням нет необходимости тщательно подбирать ключ — чаще всего он лежит прямо на поверхности!

Есть и другой способ прочтения этой работы. Писатель не дал читателю конкретного понимания, как именно был открыт ларец? Отсюда следует еще одна мораль басни Крылова Шкатулка – ни одна проблема не имеет единственно правильного решения, каждый случай требует особого подхода. Читатель сам должен понять, действительно ли у ларца не было замка, или механик просто не смог его найти.

Ответы на вопросы по басне Крылова Шкатулка

1 Как И.А. Крылова «Сундук»?
1. Бывает с нами часто
И труд и мудрость видеть там,
Где догадаться
Легко взяться за дело.
2? Что грудь бросила в глаза?
2. Отделка чистая.
3? Ну и все любовались красивой шкатулкой.
А вот и комната… Продолжайте.
3.Мудрец механики.
4? Мудрец-механик, взглянув на Ларец, сказал: … Что сказал мудрец-механик?
4. «Ларчик с секретом,
Итак; он без замка;
И я берусь открыть; да, да, я в этом уверен;
Не смейтесь так исподтишка!
Я найду секрет и Я вам скажу Ларец:
В механике я тоже чего-то стою.»
5? Что ломает механику шалфея?
5. Разбивает голову.
6? Что пожинает мудрец?
6. Теперь гвоздик, потом еще, потом скобка.
7? Что у тебя в ушах только эхом отдается?
7. «Не здесь, не так, не там!»
8? Как открыли сундук?
8. Ларец только что открылся.
9. Что Крылов хотел сказать этими словами?
9. Этими словами Крылов говорит о том, что не следует слишком усложнять поставленные задачи, не пытаясь решить их самым простым способом.
10? Еще одна мораль басни.
10. Еще одна мораль басни Крылова Шкатулка — ни одна проблема не имеет единственно правильного решения, каждый случай требует особого подхода.

С нами часто бывает
Где угадать
Приступить к делу легко.

Кому-то принесли Шкатулку от мастера.
Убранство, чистота Ларца бросились в глаза;
Что ж, каждый Ларец любовался прекрасным.
А вот и мудрец в комнату механики.
Глядя на Шкатулку, он сказал: «Ларчик с секретом,
Итак; он без замка;
И берусь открыть; да, да, я в этом уверен;
Не смейтесь так исподтишка!
Я найду секрет и расскажу тебе Шкатулку:
В механике я тоже чего-то стою.
Вот он начал работать над Шкатулкой:
Крутит его со всех сторон
И ломает голову;
То гвоздик, то другой, то скобка качает.
Вот, глядя на него, другой
Головой качает;
Те шепчутся, а те между собой смеются.
Уши просто раздаются:
«Не сюда, не так, не туда!» Механик больше рвется.
Потел, потел; но наконец устал
Я отстал от Ларца
А как его открыть я никак не догадался:
А Шкатулка только что открылась.
_____

Часто бывает с нами
И труд и мудрость видеть там,
Где гадать
Легко взяться за дело.

«Шкатулка» — одна из первых оригинальных басен Крылова. Басня Крылова Шкатулка повествует об опытном механике, который безуспешно пытался открыть сундук. Несмотря на старания мастера и подсказки собравшихся зрителей, ларец так и не открыли — оказалось, что замка в нем просто нет.

Басня Шкатулка читать

Часто бывает с нами
И труд и мудрость видеть там,
Где гадать
Легко взяться за дело.

Кому-то принесли Шкатулку от мастера.
Убранство, чистота Ларца бросились в глаза;
Что ж, каждый Ларец любовался прекрасным.
А вот и мудрец в комнату механики.
Взглянув на Шкатулку, он сказал: «Ларчик с секретом,
Так вот; он без замка;
И я берусь открыть; да, да, я в этом уверен;
Не смейтесь так исподтишка!
Я найду секрет и скажу тебе Шкатулку:
В механике я чего-то стою.
Вот он начал работать над Шкатулкой:
Крутит его со всех сторон
И ломает голову;
То гвоздик, то другой, то скобка качает.
Вот, глядя на него, другой
Головой качает;
Те шепчутся, а те смеются между собой
Уши просто отдают:
«Не здесь, не так, не там!» Механика больше рвется.
Потный, потный; но окончательно надоело
Я отставал от Шкатулки
И как ее открыть я никак не догадался:
А Шкатулка только открылась.

Мораль басни Шкатулка

Часто бывает с нами
И труда и мудрости там видеть,
Где гадать
Легко взяться за дело.

Шкатулка басни — анализ

«Шкатулка» — значимое для великого баснописца произведение. Анализ басни Крылова Ларец обычно начинают с конца, с фразы «И ларец только что открылся». Этими словами Крылов говорит о том, что не следует слишком усложнять поставленные задачи, не пытаясь решить их самым простым способом.

Но в этом контексте немаловажное значение имеют и многолетние усилия опытного мастера, нелепые подсказки публики. Это олицетворение попыток понять самого Крылова. Писатель утверждает, что к его басням нет необходимости тщательно подбирать ключ — чаще всего он лежит прямо на поверхности!

Есть и другой способ прочтения этой работы. Писатель не дал читателю конкретного понимания, как именно был открыт ларец? Отсюда следует еще одна мораль басни Крылова Шкатулка – ни одна проблема не имеет единственно правильного решения, каждый случай требует особого подхода. Читатель сам должен понять, действительно ли у ларца не было замка, или механик просто не смог его найти.

Басня Крылова «Сундук» расскажет юным слушателям о том, как слесарь пытался найти сложность там, где ее нет.

Прочтите текст басни:

Часто бывает с нами

И труд и мудрость там видать,

Где гадать

Легко взяться за дело.

Кому-то принесли Шкатулку от мастера.

Убранство, чистота Ларца бросились в глаза;

Ну, каждый Ларец любовался прекрасным.

Мудрец входит в мастерскую.

Взглянув на Шкатулку, он сказал: «Шкатулка с секретом,

Итак; он без замка;

И я берусь открыть; да, да, я в этом уверен;

Не надо смейся так исподтишка!

Я найду секрет и расскажу тебе Шкатулку:

В механике, а я чего-то стою. стороны

И ломает себе голову;

То гвоздик, то другой, то скобка качается.

Вот смотрит на него другой

Качает головой;

Те шепчутся, а те смеются между собой.

Уши просто отдают:

«Не здесь, не так, не там!» Механика больше рвется.

Вспотевший, вспотевший; но окончательно надоело

Я отстал от Шкатулки

А как её открыть я никак не догадался:

А Шкатулка только открылась.

Мораль басни Шкатулка:

Мораль басни в том, что не следует искать трудности и скрытые смыслы там, где их нет и быть не может. Часто, подобно этому мастеру, люди пытаются придумать свои собственные факты для ситуации. Но таким образом они только усложняют то, что на самом деле просто и прямолинейно. Конечно же, главный герой басни — механик — был опытным ремесленником. Однако он не был достаточно умен, чтобы понять: в этой шкатулке нет ничего сложного. Баснописец учит, что искать тайный смысл в таких случаях просто значит усложнять жизнь себе и людям.

Часто бывает с нами
И труда и мудрости там видать,
Где гадать
Легко взяться за дело.

Кому-то принесли Шкатулку от мастера.
Убранство, чистота Ларца бросились в глаза;
Что ж, каждый Ларец любовался прекрасным.
А вот и мудрец в комнату механики.
Глядя на Шкатулку, он сказал: «Ларчик с секретом,
Итак; он без замка;
И берусь открыть; да, да, я в этом уверен;
Не смейтесь так исподтишка!
Я найду секрет и скажу тебе Шкатулку:
В механике я тоже чего-то стою.
Вот он начал работать над Шкатулкой:
Крутит его со всех сторон
И ломает голову;
То гвоздик, то другой, то скобка качает.
Вот, глядя на него, другой
Головой качает;
Те шепчутся, а те между собой смеются.
Уши просто отдают:
«Не здесь, не так, не там!» Механик больше рвется.
Потел, потел; но окончательно надоело
Я отставал от Шкатулки
И как ее открыть я никак не догадался:
А Шкатулка только открылась.

Герои

Механик

Сводка

Однажды механик был в мастерской. Там ему довелось увидеть красивый и искусно сделанный сундук. На этой шкатулке не было замка. Герой утверждал, что обязательно разгадает тайну механизма и откроет ларец. Механик пытался открыть сундук разными способами. Однако все попытки не увенчались успехом. Люди толпились вокруг него и смеялись над ним. В результате механик устал и сдался. Но, как оказалось, сундук было легко открыть.

Мораль

Довольно часто человек пытается найти трудные пути решения проблемы, когда на самом деле ее можно решить довольно легко.

Анализ басни

История создания

Басня «Ларчик» впервые прочитана И. А. Крыловым у князя Шаховского в мае 1807 года. Произведение опубликовано в журнале «Драматический вестник» в 1808 году. наименования

Шкатулка (или шкатулка) — устаревшее название небольшой шкатулки, сундучка, который часто имел какой-нибудь хитрый замок с секретом.

Основная тема

Основная тема произведения — насмешка над ненужными физическими и умственными усилиями в самом простом деле.

До появления мудреца никому и в голову не приходило, что Шкатулка может таить в себе какой-то секрет. Люди просто восхищаются прекрасной работой мастера.

Мудрец далек от понимания прекрасного, ему не терпится продемонстрировать свои глубокие познания в Механике. Отсутствие замка у Шкатулки только усиливает его подозрения о тайне. Однако все знания и умения мудреца не приносят ему никакого успеха. Вспотевший герой никак не может открыть Ларец и признает свое поражение.

Заключительная, поговорочная фраза («А ларчик только открывался») содержит едкую иронию над людьми, чрезмерно превозносящими свой ум, которые в бытовых ситуациях оказываются в тупике.

Проблемное

Главная проблема, присущая басне, — намеренное усложнение очевидных вещей и понятий. Автор приводит наиболее наглядный пример, но эта проблема возникает практически во всех сферах человеческой деятельности.

Показывая свою «сообразительность», люди стремятся возвыситься, искусственно поднять свой авторитет и добиться уважения окружающих. Но часто их мысленные потуги оказываются не только бесполезными, но и откровенно глупыми.

Композиция

Произведение имеет традиционную для басен Крылова структуру: краткое авторское вступление и основная часть, заканчивающаяся нравоучительным заключением.

Чему учит автор

Басня призвана показать, что при решении задачи надо прежде всего искать самый простой и доступный путь, а не углубляться в размышления и искать секреты. Мудрец превращается в дурака, потому что любой ребенок может легко открыть Шкатулку.

 

Полезно прочитать:

  • Страстная неделя, что нельзя делать;
  • Знаменитости, рожденные в год Обезьяны;
  • Узловая денежная магия: учимся на прибыль Денежный узел как правильно вязать;
  • Почему кошка лежит на животе беременной?;
  • Камни-талисманы по знакам зодиака;
  • Курсовая работа: Бизнес-план молочного производства;
  • Видеть во сне сухофрукты и орехи;
  • «Сонник Сапоги приснилось, к чему снится во сне Сапоги;

 

Человеческий порок в басне об осле и соловье


Иван Крылов. Басня «Осел и Соловей»
Произведения русских писателей 19 в.

И. С. Тургенев писал: «С детства Крылов всю жизнь был типичным русским человеком: его образ мыслей, взгляды, чувства и все его сочинения были истинно русский, и можно без всякого преувеличения сказать, что иностранец, досконально изучивший басни Крылова, будет иметь более ясное представление о русском национальном характере, чем если бы он прочитал множество сочинений, посвященных этому предмету.

В этом уроке вы узнаете еще об одном пороке российского общества, разоблаченном великим баснописцем.

Басня, о которой пойдет речь, была написана более ста лет назад, но не утратила своей актуальности и по сей день.

Рис. 1. Кипренский О.А. «Портрет И.А. Крылова», 1816 ()

Поводом к созданию басни послужил случай из жизни Крылова (рис. 1): «Некий дворянин (по одним данным — граф Разумовский, по другим — князь А. Н. Голицын), может быть, по примеру имп.Марии Федоровны, покровительствовавшей поэту, а может быть, искренне желая познакомиться с ним, пригласила его к себе и попросила прочитать две-три басни Крылов художественно прочитал несколько басен, в том числе одну заимствованную из Лафонтена Вельможа благосклонно выслушал его и задумчиво сказал: «Это хорошо, но почему вы не переводите, как Иван Иванович Дмитриев?» «Не умею», — скромно ответил поэт. На этом разговор и закончился. Вернувшись домой, баснописец, задетый за живое, излил свою желчь в басне «Осел и Соловей».

Кеневич В.Ф. Из» Библиографические и исторические примечания к басням Крылова»

После публикации басни Крылова ее стали называть «Соловей». Это прозвище вошло в литературу.

Обратимся к тексту басни.

Осел и Соловей (рис. 2)

Рис. 2. Кадр из мультипликационного фильма по басням И.А. Крылов «В мире басен» ()

Осёл увидел Соловья

И говорит ему: «Слушай, мой друг!

Вы, говорят, большой мастер пения.

Очень хотелось бы

Судите сами, слушая ваше пение,

Действительно ли ваше мастерство велико?

Тут Соловей начал свое искусство показывать:

Щелкнуло, засвистело

В тысяче ладов дернуло, перелилось;

Что нежно он ослабел

И томно вдали зазвенел флейтой,

Эта маленькая частица внезапно рассыпалась по роще.

Все обращали внимание тогда

На любимицу и певицу Авроры:

Ветры стихли, хоры птиц смолкли,

2 И пришли стада.

Немного отдышавшись, пастух любовался им

И только иногда

Слушая Соловья, пастушка улыбалась

Умерла певица. Осел, уставившийся лбом в землю;

«Справедливо, — говорит, — не ложно сказать,

Можно слушать без скуки;

Жаль, что не знаю

Ты с нашим петухом;

Даже если бы ты был более огорчён,

Если бы я мог немного поучиться у него.0271

Он вспорхнул и — полетел в дальние поля.

Избавь нас, Боже, от таких судей.

Владислав Феофилович Кеневич, современник и первый систематический исследователь литературной деятельности Крылова, в «Библиографических и исторических примечаниях к басням Крылова» писал: «Известно, что Крылов был несравненно строже к себе, чем к своим читателям: одну и ту же басню переписывал много раз , каждый раз переделывал ее и удовлетворялся только тогда, когда в ней не оставалось ни одного слова, что, как он выражался, «надоело».

Вот почему можно сказать, что каждое слово в басне И.А. Крылова несет определенную смысловую нагрузку.

Итак, в басне два ключевых образа: Осел и Соловей.

Какие слова и выражения использует баснописец для создания образа Осла? Обратимся к словарю.

«Приятель» — фамильярное обращение к другу (отметим, что Соловей не был другом Ослика, что делает его обращение еще более фамильярным и небрежным, что позволяет сделать вывод о невоспитанности Ослика).

Следующее слово «хозяин» , кажется, выражает восхищение. Мастер есть мастер, виртуоз своего дела, да еще и в превосходной степени. Но созвучие со словом «приятель», и даже явная тавтология «великий мастер» опять же отрицательно характеризует Осла, свидетельствуя о его невежестве.

ТАВТОЛОГИЯ (от греч. tauto — «тот же» и logos — «слово, понятие») — повторение одних и тех же разных слов. Как стилистический прием он относится к роду плеоназма (излишества).

«Значительно», — говорит Осел, наслушавшись пения Соловья. «Довольно» означает «значительно, превосходно». Однако в толковых словарях это слово всегда сопровождается пометкой «разговорный», что означает «разговорный». То же самое можно сказать и о словах. «присмотрелись» и «навострились».

Причастный оборот «смотрящий лбом в землю» напоминает нам ослиное упрямство. И сразу после него — совет «немного поучиться» пению у петуха, который, судя по местоимению «наш», является близким другом Осла. А теперь вспомним известную пословицу: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Ограниченный петух — друг такого же невежественного Осла.

Образ Осла заставляет читателя смеяться. Такое изображение называется COMIC .

Какими художественными средствами Крылов передает красоту и прелесть пения Соловья?

Пение Соловья напоминает целый концерт. Для этого Крылов использует однородные члены ряда: Глаголы «щелкнуло», «свистнуло», «дали», «рассыпало» . А также сравнение с флейтой, метафора «рассыпались, как дробинки» , эпитет «томный» флейта.

Пение Соловья производит чудесное впечатление на всех, кто его слышит. Он очаровал всех своим пением. Он принес мир в природу и жизнь людей: «ветры стихли», «птицы замолчали», «стада зверей легли», «пастух любовался пением».

Тогда все обращали внимание

Фаворитка и певица Авроры…

АВРОРА — богиня утренней зари (древнеримская мифология).

Обратим внимание на одну деталь: Соловей вообще не говорит, только поет, этим автор показывает, что несведущее (разговорное и просторечное) этому герою чуждо, в отличие от Осла, который постоянно что-то говорит, при этом используя в основном разговорную и разговорную лексику.

Автор использует прием антитезы , противопоставляя Соловья, мастера своего дела, истинного певца природы, завораживающего своим пением, и Осла, глупого, невежественного, невоспитанного, ничего не понимающего в действительности искусство.

АНТИТЕЗИС — стилистический прием, основанный на резком противопоставлении понятий и образов.

В басне описана ситуация, часто встречающаяся в реальной жизни. Кто-то самоуверенный и невежественный берется судить о том, о чем не имеет понятия.

Мораль басни заключена в словах: «Боже, избавь нас от таких судей». Используя прием аллегории, баснописец доносит до своего читателя мысль о том, что если о настоящем искусстве часто судят те, кто ничего в нем не понимает, вроде Осла, то истинным мастерам, подобно Соловью, приходится несладко.

МОРАЛЬ — это поучительный вывод из основного повествования, который дается в начале или в конце басни.

АЛЛЕГОРИЯ — аллегория — изображение абстрактного понятия через конкретный образ.

Басня «Осел и Соловей» написана Иваном Андреевичем Крыловым более ста лет назад, но до сих пор не утратила своей актуальности, ведь таких глупых судей, как Осел, можно встретить в жизни и в наше время. Источник).

Домашнее задание

  1. Приготовьтесь к выразительному чтению басен И.А. Крылова «Осел и Соловей».
  2. * Создать иллюстрацию к И.А. Крылова «Осел и Соловей», используя некоторые приемы создания комических образов. например гротеск (преувеличение) : огромная голова Осла, как признак «большого» ума, но преувеличенно маленькая фигура Соловья, подчеркивающая, что его значение не во внешности, а в умении петь . Или деталь . Например, у Ослика есть очки, которые ему не нужны, потому что он прекрасно видит и без них, поэтому смотрит не в свои очки, а поверх них.
  3. * Предположим, что Осел из-за своего упрямства все-таки решил познакомить Соловья со своим другом Петухом и написал об этом в письме. Соловей воспитан и вежлив, поэтому отвечает на письмо Ослика. завязанный мелкая переписка. Придумайте это соответствие (сохраните особенности речи каждого из персонажей).
  1. Какие человеческие пороки и недостатки высмеивает в своих баснях И. А. Крылов?
  2. Каждая басня Крылова — «ларец с секретом». В ней есть и мудрый совет, и предостережение, и просьба. Услышать голос автора дано не каждому. Желающие избавиться от пороков и недостатков услышат и сделают вывод. Пухлые, самовлюбленные, нечестные не найдут в басне ничего полезного для себя. Под масками Медведя, Лисы, Волка и других зверей и птиц прячутся люди. Баснописец замечает и высмеивает все отрицательные качества человека: лесть, трусость, нечестность, корысть, ложь, зависть, хитрость.

  3. Чем басня отличается от сказки?
  4. В чем исторический смысл басни И. А. Крылова «Волк на конуре»?
  5. В 1812 году началась Отечественная война, в которой сошлись две силы, две армии: французская под предводительством Наполеона и русская под предводительством Кутузова. Москва была обречена. Если бы Кутузов решил оборонять город, то русская армия понесла бы большие потери. Кутузов уехал из Москвы. Наполеон вошел в город и поджег его. Но он вскоре понял тактику русского полководца и послал Кутузову предложение мира, но тот не хотел вести переговоры с противником. Наполеону пришлось покинуть Москву. Кутузов сделал так, что Наполеон был вынужден идти к Можайску и отступать по старой Смоленской дороге. Эта дорога была для французов губительной: на ней стояли сожженные города и опустошенные деревни. В эти дни вышла басня Крылова «Волк на конуре». В сером волке каждый мог узнать Наполеона в его сером походном мундире, а в переговорах Волка с Охотником — попытки Наполеона договориться с Кутузовым.

    После боя под Красным Кутузов обошел войска, поздравив их с победой, а потом, улыбаясь, вынул из кармана сложенную вчетверо бумагу. «Вот послушайте, какую басню прислал мне наш красноречивый Крылов…» Кутузов стал читать. Дойдя до стиха «Ты сед, и я, приятель, сед», генерал снял фуражку, и все, видя его серебристо-седые волосы, не могли удержаться от восклицаний восторга. Когда же он дочитал последние слова басни, то по войску прокатилось громкое «ура».

  6. Почему Агнец (из басни «Волк и ягненок») никогда не сможет оправдаться перед Волком?
  7. В чем мораль этой басни?
  8. В басне о квартете Соловей судит музыкантов; в басне «Осел и Соловей» Осел выступает в роли судьи соловьиного пения. В чем разница между этими двумя судьями?
  9. Соловей сам мастер пения, поэтому имеет право сказать: «…ты не годишься в музыканты!» Ему даже не нужно слушать игру этих музыкантов — достаточно посмотреть на тех, кто составляет квартет. Осел – олицетворение бездарности, бессовестной и наглой глупости. Он советует, считая, что разбирается в искусстве лучше, чем Соловей, а сам в нем ничего не понимает.

  10. В чем мораль басни «Осел и Соловей»?
  11. В чем мудрость басен И. А. Крылова?
  12. Басни И. А. Крылова, написанные около двухсот лет назад, говорят о том, что всегда волновало и будет волновать людей. О добре и зле, о трусости и коварстве, об уме, таланте и глупости. В крылатых баснях — вся мудрость великого баснописца: «скупой все теряет, желая все получить»; «полезный дурак опаснее врага»; «сила без ума — худое сокровище»; «и дай вору хоть миллион — воровать не перестанет»; «почти у всех во всем один и тот же расчет: кто будет лучше всех дурить, и кто кого хитрее обманет»; «Ты серый, и я, приятель, серый» и т. д.

  13. Почему художникам легко иллюстрировать басни И. А. Крылова? материал с сайта
  14. С какой целью баснописец использует аллегорию?
  15. Что общего в авторском отношении к своим юным героям в баснях «Два мальчика», «Воронёнок», «Мальчик и змея»?
  16. Басни И. А. Крылова «Два мальчика», «Ворона», «Мальчик и змея» рассказывают о юных героях и обращаются к ним. При всем различии сюжетов и персонажей они учат юных читателей обращать внимание на тех, с кем им предстоит общаться. Отсутствие опыта и умения оценивать ситуацию мешает героям в самых разных обстоятельствах. Сена — к отношениям с бойким другом, Вороненка — во время его «охоты», беспечный Мальчик — к случайной встрече со Змеей.

Крылов написал много замечательных басен поучительных, и среди них хотелось бы выделить басню Крылова «Осел и Соловей», а для того, чтобы лучше познакомиться с сюжетом этой басни, предлагаем изучить Крылова басня «Осел и Соловей» вкратце.

Крылов Осел и Соловей

Все начинается со встречи осла и соловья. Увидел осел соловья и захотел послушать его пение, вот он и предложил спеть соловью, а тот послушает и сам рассудит: «Правда ли велико твое умение?» Соловью не составило труда петь для ослика и он пел. Соловей пел на тысячу ладов, и свистел, и щелкал, и тянул, и мерцал. Его песня была прекрасна. Пока он пел, все вокруг замерло: и река, и птицы, и стада, и тот же пастух слушал.

Но вот соловей запел. Ослик вместо того, чтобы похвалить соловья, сравнил его с петухом, а петуху посоветовал научиться петь. Не ожидал соловей такого суда, развернулся и улетел, лишь бы уйти от такого судьи.

Мораль басни Крылова Осел и Соловей

Мораль басни Крылова звучит в конце так: «Боже избави нас от таких судей». Другими словами, Крылов говорит в басне, что нельзя судить о знаниях и умениях других, если сам не в курсе, если сам не понимает и не понимает, например, пения. В то же время талантливые люди не должны обращать внимания на суждения таких судей, а ведь очень часто в жизни талантам приходится иметь дело с судьями, которые не понимают вопроса, глупы, как тот осел.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *