Лампи Старший И.Б. Портрет Екатерины II. 1792.
Портрет, ранее находившийся в собрании княжеского рода Юсуповых, поступил в коллекцию омского музея в 1927 году из Государственного музейного фонда. Эта картина занимает важное место в экспозиции русского искусства XVIII — начала XIX века и относится к такому явлению отечественной культуры данного период как «россика». Этим термином искусствоведы называют картины художников-иностранцев, работавших в России в XVIII веке.
Австрийский живописец Иоганн Баптист Лампи Старший являлся одним из лучших мастеров парадного портрета своего времени. Успехи его были стремительны: уже в 22 года Лампи стал членом Веронской академии художеств, быстро снискав себе славу отличного портретиста. В январе 1792 года русская императрица Екатерина II пригласила Лампи в Санкт-Петербург, где тот пробыл пять лет. В 1793 году Лампи написал с натуры портрет Екатерины II в полный рост (он хранится в Эрмитаже). Художник создал несколько подготовительных вариантов и эскизов к этому портрету, один из них находится в коллекции Омского музея. Это поколенный портрет, в точности повторяющий изображение императрицы с большого полотна, в котором совпадает расположение и разворот фигуры, а также костюм и аксессуары. Художник изобразил Екатерину Великую в светлом шелковом платье, горностаевой мантии, скрепленной алмазным аграфом. Её прическу украшают малая корона и диадема. Колорит картин Лампи – насыщенный, но вместе с тем нежный и приглушённый; для живописной манеры характерен свободный плавный мазок, смягчающий светотеневые градации. Художнику особенно удавалось эффектно поставить натуру и приукрасить её, но без значительного ущерба для сходства с действительностью. Портрет являет собой пример «деликатности» кисти австрийского живописца, глядя на него трудно поверить, что изображенной на нем женщине в момент написания картины было более шестидесяти лет.
Для парадных портретов той эпохи характерно стремление возвеличить натуру, представить ее с лучшей стороны, для чего в композиции использовалась особая «низкая» точка зрения. Человек изображался в полный рост на фоне богатого интерьера, предметов, рассказывающих о его положении в обществе, его значимых делах и увлечениях. «Портрет Екатерины II» из омского собрания не является исключением. Императрица предстает перед нами на фоне внутреннего убранства дворца. Мы видим часть трона, тяжелую ткань драпировки за ее спиной, а также аллегорическую фигуру Истины с зеркалом в руке, символизирующую справедливость правления Екатерины II. Высокий статус правительницы определяют атрибуты царской власти: скипетр, украшенный знаменитым бриллиантом «Орлов», подаренным Екатерине ее фаворитом графом Григорием Орловым, ленты орденов – голубая Андрея Первозванного, черно-оранжевая Георгия Победоносца и красно-черная князя Владимира. После знакомства с хранящимся в Эрмитаже большим портретом Екатерины II становится понятен жест ее левой руки. Она указывает на барельеф с портретом Петра I, над которым лежат книги. Очевидно, это введенный им Свод законов. Вся аллегорическая программа портрета призвана подчеркнуть то, что Екатерина является прямой продолжательницей дел Петра Великого.
Датскому портретисту русской императрицы отдают дань в Эрмитаже
ВыставкиСанкт-Петербург Россия
Вигилиус Эриксен. Портрет Екатерины II верхом. После 1762. Фрагмент.
Фото: Государственный Эрмитаж
№102
Материал из газеты
Вигилиус Эриксен (1722–1782) родился в Копенгагене, но профессиональный успех снискал в России. На выставке в Эрмитаже можно видеть его самые знаменитые портреты Екатерины II — конный и в коронационном платье
Вадим Михайлов
23.06.2022
Мы говорим — Эриксен, подразумеваем — Екатерина II. Один из двух ее портретов — а то и оба — кисти датского художника обязательно найдется на страницах книг про «мать Отечества» (так с 1767 года официально величали императрицу). Речь идет о конном портрете и портрете в коронационном платье. На первом Екатерина изображена на белом коне по кличке Бриллиант, возвращающейся из Петергофа в Петербург после отречения Петра III. На ней мужской костюм Александра Талызина, подпоручика Семеновского полка, активного участника переворота 1762 года. Художник гордился своей работой, подписав ее: «Вигилиус Эриксен датчанин изобрел и написал». На втором — Екатерина позирует в коронационном платье. На ней знаменитая алмазная корона Позье — Экерта, созданная по случаю коронации. С тех пор эту корону надевали все, по выражению Николая II, «хозяева земли Русской».
Под знамена своей основательницы Эрмитаж собрал на выставку 81 работу — картины, рисунки, гравюры, золотые табакерки — из крупнейших музеев обеих российских столиц. По понятным причинам картины Эриксена, которые хранятся в Дании, не приехали, но и без них проект получился интересным.
Центром выставки куратор Елизавета Ренне сделала три роскошных портрета.
Помимо екатерининского конного, это изображения на лошадях братьев Григория и Алексея Орловых во время знаменитой «карусели» 1766 года. Это был турнир по верховой езде, дамы также участвовали. Прототипом послужила парижская «карусель» 1662 года. Григорий был одет в костюм римского императора, Алексей — командующего турецким войском. Братья вышли в финал состязаний. Победил, как несложно догадаться, Григорий, в то время фаворит Екатерины. Рядом с этими портретами показан и тот самый мундир Талызина. Ранняя екатерининская эпоха в полный рост.
Вигилиус Эриксен. Портрет графа Григория Орлова. 1766. Фрагмент.
Фото: Государственный Эрмитаж
Вигилиус Эриксен (1722–1782) родился в Копенгагене. В 33 года решил поучаствовать в первом конкурсе на историческую картину, который проводила Королевская академия художеств. К своему удивлению, не получил золотой медали. И поехал искать счастья в России. Рисовал портреты знати и дипломатов. Получил право взглянуть на Елизавету Петровну, чтобы создать ее портрет. Императрица увядала и сильно переживала по этому поводу. Эриксен изобразил ее, как писал историк искусства Якоб Штелин, с «большим сходством», но без натуралистических подробностей. Датчанина заметила Екатерина, тогда еще великая княгиня. Ее портрет сделал художника своим в Петербурге. Последовали авторские повторения, уменьшенные копии и тому подобное. Эриксен написал портреты великого князя Павла, князя Александра Голицына, графа Петра Панина, пастора Антона Фридриха Бюшинга. На всех лицах — уверенность эпохи Просвещения.
Вигилиус Эриксен. Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Из собрания государственного музея-заповедника «Царское село».
Фото: Государственный Эрмитаж
В 1771 году Эриксен создал картину «Столетняя царскосельская крестьянка с семьей». По легенде, Надежде Матвеевой было тогда 120 лет, ее детям — от 75 до 49. Сейчас в этот рекорд долголетия никто не верит. Но заказ Екатериной группового портрета явно говорит о том, что ее интересовал крестьянский вопрос. Картина получилась реалистичной — тут и до передвижников недалеко.
Через год Эриксен, после 15 лет успешной работы в России, неожиданно уезжает в Копенгаген. Причины поступка остались неизвестными. Художник получил должность придворного портретиста, которой добивался в молодости. Но его лучшие творческие годы миновали.
Государственный Эрмитаж
«Вигилиус Эриксен — портретист императрицы. К 300-летию со дня рождения»
До 4 сентября
Подписаться на новости
Государственный Эрмитаж
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Выставки 2023 года: СССР, балет и юбилеи
Предстоящие в следующем году выставки не грешат однообразием, но в основном вынужденно обращаются к нашему проверенному и надежному наследию, иногда выворачивая к современному искусству или науке
07. 12.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Назад в будущее: какие проекты нам обещают музеи в наступающем году
Невозможность обмена экспонатами с западными коллекциями и необходимость сохранять приличествующую эпохе спецоперации политкорректность — условия, в которых создаются новые выставки
07.12.2022
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
Во Франции после продолжительной болезни скончалась Лиана Шелия-Рогинская (1951–2022), вдова художника Михаила Рогинского, много сделавшая для его признания
23.11.2022
Женский век от Гончаровой до Турновой
Идея гендера заложена в основу концепции выставки «И как нам создавать свою красоту?» в Alina Pinsky Gallery. На нее отобрали работы 18 русских художниц
17.11.2022
Великий шелковый путь: от Узбекистана до Лувра
В Париж привезли выставку самых важных и красивых артефактов из музеев Узбекистана, чтобы рассказать о нескольких тысячелетиях истории этого региона
22.11.2022
Дмитрий Левицкий | Портрет Екатерины II (ок. 1788 г.)
Средний
Состояние
Подпись
Сертификат подлинности
Ценовые диапазоны малых гравюр Пабло Пикассо
Просмотреть работы в этой категории
Пожалуй, самый влиятельный художник2 века, Пабло Пикассо, возможно, наиболее известен тем, что он был пионером кубизма и ломал двухмерную плоскость изображения, чтобы передать трехмерное пространство. Вдохновленный африканским и иберийским искусством, он также способствовал возникновению сюрреализма и экспрессионизма. Значительное творчество Пикассо выросло до более чем 20 000 картин, гравюр, рисунков, скульптур, керамики, театральных декораций и эскизов костюмов. Он написал свою самую известную работу «Герника» (1937) в ответ на гражданскую войну в Испании; тотемическое полотно гризайль остается определяющим произведением антивоенного искусства. На аукционе несколько картин Пикассо были проданы более чем за 100 миллионов долларов. Неутомимый художник был героем выставок в самых престижных учреждениях мира, от Музея современного искусства и Центра Помпиду до Stedelijk Museum и Tate Modern.
Холст, масло
73 × 106 дюймов | 185,4 × 269,2 см
Washington
Получайте уведомления о похожих работах
Хотите продать работу этого художника? Продажа с искусством
Средний
Состояние
Подпись
Сертификат подлинности
Ценовой диапазон малых гравюр Пабло Пикассо
Просмотрите работы в этой категории
Пабло Пикассо, возможно, самый влиятельный художник 20-го века. наиболее известен новаторским кубизмом и разрушением двумерной плоскости изображения для передачи трехмерного пространства. Вдохновленный африканским и иберийским искусством, он также способствовал возникновению сюрреализма и экспрессионизма. Значительное творчество Пикассо выросло до более чем 20 000 картин, гравюр, рисунков, скульптур, керамики, театральных декораций и эскизов костюмов. Он написал свою самую известную работу «Герника» (1937) в ответ на гражданскую войну в Испании; тотемическое полотно гризайль остается определяющим произведением антивоенного искусства. На аукционе несколько картин Пикассо были проданы более чем за 100 миллионов долларов. Неутомимый художник был героем выставок в самых престижных учреждениях мира, от Музея современного искусства и Центра Помпиду до Stedelijk Museum и Tate Modern.
Серия «Художник»
Портреты художников и скульпторов
113 available
Portraits of Artists and Sculptors
113 available
Portraits of Artists and Sculptors
113 available
Portraits of Artists and Sculptors
113 available
Portraits of Artists and Скульпторы
113 в наличии
Портреты художников и скульпторов
113 в наличии
Портреты художников и скульпторов
113 available
Portraits of Artists and Sculptors
113 available
Portraits of Artists and Sculptors
113 available
Portraits of Artists and Sculptors
113 available
Other works by Пабло Пикассо
Просмотреть все
Имя художника
Название произведения
Партнер
Имя художника
Название произведения
Партнер
Название художника
Разделение название
Партнер
Название художника
Название произведения
Партнер
Имя художника
Название произведения
Партнер
Другие работы Пабло Пикассо
Посмотреть все
Название художника
Разделение название
Партнер
Название художника
Имя
Название произведения
Партнер
Имя художника
Название произведения
Партнер
Имя художника
Название произведения
Partner
Artist Name
Artwork Title
Partner
Related works
Artist Name
Artwork Title
Partner
Artist Name
Artwork Title
Partner
Artist Name
Artwork Title
Партнер
Имя художника
Название произведения
Партнер
Имя художника
Название произведения
Партнер
Имя художника
Artwork Title
Partner
Artist Name
Artwork Title
Partner
Artist Name
Artwork Title
Partner
Related artists
Georges Braque
French 1900-2000
Georges Braque
French 1900-2000
Жорж Брак
Французский 1900-2000
Жорж Брак
Французский 1900-2000
Портрет Екатерины II, 1763, 155×139см.
Федор Степанович Рокотов: Описание произведенияЭтот портрет, написанный Рокотовым в Петергофе в 1763-м году в честь коронации Екатерины II, стал эталонным изображением императрицы. Чеканный профиль, как на монетах великих империй, выработанные годами упражнения и беспощадная корсетная поза настолько импонировали новоиспеченной российской императрице, что она повелевает и дальше изображать себя, ориентируясь на рокотовский оригинал.
Почему рев, который по официальной версии своего происхождения был всего лишь крепостным, получил разрешение на образ императрицы, до сих пор не ясно до конца. Аргунов, художник в то время куда более известный, к этой работе не допускался. Малоизвестный и относительно молодой (в 1763-м году ему было меньше тридцати).. – был. И насацать на престоле в результате государственного переворота Екатерину не остановило даже то, что ранее.. уже написал несколько портретов низложенного ее ненавистного супруга Петра Федоровича.
Как бы то ни было, но коронационный портрет вышел удачным и даже единственным в своем роде. Роарс выбрал редкий для восемнадцатого века тип – профиль, выстраивая композицию вокруг полукругло сидящей фигуры Екатерины. Ее дикая врожденная властолюбие, стоившее жизни Петру III, выглядит у Рокотовой утонченно и несколько красиво.
Голландец Георг Гроот писал ее раньше с мужем – еще по-юношески худой, с острым, выдвинутым вперед подбородком, с плотно сжатыми тонкими губами. У этого портье она выглядит отстраненной и напряженной – вряд ли такой она рисовала себе в воображении. Итальянец Пьетро Ротари позже напишет еще один портрет – уже начавший полнеть и худеть, психически аморфный (какой Екатерина никогда не была), подозрительно похожий на антипатию к ней, императрице Елизавете Петровне.
1763. Год написания Рокотовым и когда восходит на престол Екатерина. Понимая шаткость собственного положения, она ловко играет на усталости придворных кругов от крайностей самодержавия. Она заранее рисует всю программу оздоровления государства: либеральные послабления, уважение законности и человеческого достоинства, обещает расцвет просвещения, вербует сторонников, зачаровывает врагов. Судя по всему, Рыков в полной мере осознает все подробности этой политической ситуации, потому что изображает императрицу так, как будто она ведет диалог с невидимым собеседником. Взгляд у нее по-королевски снисходительный и в то же время стресс-внимательный. Она готова слушать и слышать, слушать и учиться (вспомним ее переписку с философами), но неизбежно поджатые губы и характерный сильный подбородок и произнесенное право окончательного решения отныне и навсегда оставляет за Екатериной.
Надо сказать, что в подавляющем большинстве своих картин Рев почти никогда не выписывает ткань и никогда не уделяет внимания фону, оставляя лишь нейтральный и однородный темный фон. Однако в случае с коронационным портретом Екатерины он смиренно принимает все неизбежные условности главного образа, причем делает это с легкостью и свободой истинного мастера.
Античная колонна на заднем плане, обитый бархатом трон, скипетр и держава (символ власти), детали платья и жемчуг в волосах – все это говорит, во-первых, об уровне художника, а во-вторых, о том, что его последующее обращение к камерному портрету было преднамеренным и программным. Несмотря на все плюсы близости ко двору, Рокотовой явно интереснее семейная жизнь модели, чем статусные атрибуты. Через несколько лет после написания коронационного портрета Екатерины.. мы не знаем мотивов самовольного разрыва с Академией, Петербург уходит и уходит в далекие от придворных интриг, чтобы уже не зависеть от переменчивых милостей двора и стать первым Русский «свободный художник».