Онтология философия стоицизма: НОУ ИНТУИТ | Лекция | Философия эллинистического-римского периода

Онтология стоицизма. Р. Декарт, “Размышления о первой философии”.

1. Онтология стоицизма.

Зенон из Кития, Хрисипп (ранняя стоя), Луций Аней Сенека, Марк Аврелий (поздняя стоя)

Космос представляет собой единый одушевлённый организм, отождествляемый с Богом (пантеизм). Душа мира (пневма), состоящая из смеси огня и воздуха, есть манифестация божественного разума – Логоса, который и правит миром, подобно тому как душа управляет телом. Всё сущее, будучи лишь частью единого космического организма, всецело определяется последним (отождествление логической необходимости с причинностью, отрицание случайности – абсолютный детерминизм). Всё, что происходит с человеком, также предопределено (фатализм).

[Сократ был главным «божеством» стоиков. Основные доктрины стоиков: доктрина космического детерминизма и человеческой свободы. Вначале существовал только огонь; затем постепенно появились другие элементы: воздух, вода, земля. Но рано или поздно свершится космический пожар, и всё снова станет огнём. Но это не окончательная смерть, а только завершение цикла: весь процесс будет повторяться бесконечно.

Развитие природы предопределено законодателем, который является также и благодетельным провидением. Всё [в природе] имеет свою направленность, связанную с человеческими существами. Верховная власть иногда называется Богом, иногда – Зевсом. Бог не отделён от мира, он – душа мира, и в каждом из нас есть частица божественного огня. Индивидуальная жизнь хороша, когда она находится в гармонии с природой. Добродетель – это воля, находящаяся в согласии с природой.]

Очевидные логические трудности доктрины стоиков: если добродетель — единственное благо, то благодетельное провидение должно быть заинтересовано только в том, чтобы вызывать добродетель, тогда почему столько грешников?; если добродетель — единственное благо, не может быть доводов против жестокости и несправедливости, поскольку, по стоицизму, они дают возможность упражняться в добродетели; если мир полностью детерминирован, законы природы сами решат, буду ли я добродетелен или нет.

2. Р. Декарт, “Размышления о первой философии”.

Декарта обычно считают основателем современной философии, он пытается создать заново законченное философское здание. Декарт был философом, математиком и учёным.

Метод «картезианского сомнения». Декарт начинает со скептицизма относительно чувств. Усомниться можно во всём, но только не в том, что я сомневаюсь. Сомнение – акт мысли, значит я мыслю. Но я не мог бы мыслить, если бы не существовал. Я мыслю, следовательно я существую. Кроме того, я есть мыслящее существо. Декарт принимает эту истину за первый искомый им принцип философии. Этот принцип делает сознание более достоверным, чем материю, и мой ум (для меня) более достоверен, чем ум других.

Одни идеи представляются смутными, другие – ясными и отчётливыми. Принцип cogitoergosumименно потому так очевиден, что он ясен и отчётлив и, следовательно, истинен. Другая ясная идея – идея Бога – идея бесконечной, независимой, в высшей степени разумной и всемогущей субстанции.

Но такая идея не может исходить из меня самого, поскольку сам я конечен, и также не может быть выведена из других идей. Идея Бога может исходить лишь от того, что содержит в себе не меньше реальности, чем мыслится в этой идее, т.е. лишь от самого Бога.

Можно ли положиться на способность суждения, которая позволяет мне отличать истину от заблуждения (а вдруг демон)? Но невозможно, чтобы Бог меня обманывал. Поэтому я могу доверять этому естественному свету разума, при условии, конечно, что я правильно им пользуюсь.

Метод достижения истины. Следует соблюдать лишь 4 правила: 1) принимать за истинное только то, что представляется уму ясно и отчётливо; 2) делить трудности; 3) располагать мысли в порядке от простого к сложному; 4) делать перечни настолько полными, чтобы ничего не пропускать.

Рассматривая вопрос о нашем познании тел, Декарт приводит пример с воском. [Самый воск составлен из протяжённости, гибкости и движения, которые понимаются умом, а не воображением. Вещь, которая является воском, сама по себе не может быть чувственно воспринимаемой, так как она равно включена во все явления воска, данные различным органам чувств. То, что я своими органами чувств вижу воск, достоверно говорит о моём собственном существовании, но не о существовании воска. Познание внешних вещей должно осуществляться умом, а не чувствами.]

Ум бессмертен.

Я сомневаюсь – я мыслю – я существую – я вещь мыслящая

Идеи – копии, подобия вещей вне меня

Идея Бога – идея бесконечной субстанции

Метод достижения истины:

истинно то, что представляется уму ясным и отчетливым

поделить на части до достижения полной ясности

соблюдать последовательность мыслей – от простого к сложному

делать всеохватывающие перечни обзоры, чтобы ничего не упустить.

Раз мир познаваем, значит, мир устроен разумно.

Все сущее: вещи мыслящие и вещи протяженные

Проблема взаимодействия духа и материи:

Дух: мыслит, непротяжен, неделим

Материя: не мыслит, протяженна, делима, как они взаимодействуют и как дух может хоть что-то знать о материи и наоборот, если они негде не пересекаются

*сам себе противоречит: говорит, что дух первичен, а материя вторична, но все равно ищет пересечения

Пустое пространство

Отождествление телесности с протяженностью ведет к отрицанию пустого пространства, т.е. тело ограничено некими очертаниями и местом, и так заполняет пространство, что исключает присутствие в этом пространстве любого другого тела

Психика животных

Животные автоматы. Отождествлении психики с логическим мышлением ведет к отрицанию психики у животных.

«врожденные идеи»

Насколько истинны? Естественный свет разума (истинно то, что представляется уму ясным и отчетливым). Идея Бога не могла быть увидена/вымышлена – она могла быь только вложена в голову человека – есть идея того, чем я не обладаю.

Билет 3.

Онтология стоиков — Студопедия

Физика стоиков

Логика стоиков.

Стоицизм.

Кто знает, эта жизнь не есть ли смерть,

И смерть не есть ли то, что жизнь, для смертных?

Стоицизм– философское направление, основателем которого считается Зенон из Китиона.

Стоицизм делится на 3 периода:

1. Ранняя стоя (Зенон, Клеанф, Хрисипп, их ученики, 3 – 2 века до н.э.).

2. Средняя стоя (Понэтий, Посидоний, Гекатон и др., 2 – 1 вв. до н.э.).

3. Поздняя (или римская) стоя (Сенека, Мусоний Руф, Эпктет, МаркАврелий, 1 – 2 вв. н.э.). Как кинизм, эпикуреизм, скептицизм стоицизм – практически ориентированное учение.

Цель стоицизма – обоснование мудрости как этического идеала. Стоики претерпели влияние философии Аристотеля в логике, физике, а их этика развивалась под влиянием киников и Платона.

Учение стоиков делится на логику, физику, этику.

Оно выражает идею всеобщей логичности бытия, единства мирового разума Логоса в сферах познания, мироустройства, этики.

Логика – основная часть учения стоиков. Её задача – обосновать всеобщие законы разума, а философию – как строгую научную процедуру. Гносеология стоиков исходит из того, что познание начинается с чувственного восприятия. Познавательный акт стоиков строится по схеме «впечатление – согласие – постижение». «Впечатление» («отпечаток в душе») проверяется на верность в интеллектуальном акте «согласия», который приводит к «постижению». Критерием истинности является «постигающее представление», возможное при наличии предметности. На этом этапе происходит первичный синтез чувственных данных.

Стоики оперируют такими категориями как «субстрат», «качество», «состояние», «состояние в отношении», родственными категориям Аристотеля.

Физика стоиков делится на онто-космологию и антропологию.

Стоики считали, что в основе мира – противостояние 2 вечносущих начал (активного начала, под которым разумеется бог-Зевс-Логос, и пассивного начала (бескачественное вещество)). Они являются принципами организации едино сущего. Стоики считали. Что тело мира образовано из огня, воздуха, воды, земли. Душа мира – это огненная и воздушная пневма (Хрисипп). Мировая душа, согласно Хрисиппу, — подвижный эфир, лёгкий женственно-нежный вид материи.

На первом этапе космогонии активные элементы (огонь и воздух) взаимодействуют с пассивными элементами (земля и вода) при действующем проявлении Логоса, и возникает Космос – окружённая беспредельной пустотой сфера с неподвижной Землёй в центре и огненным эфиром на периферии. Космос преходящ, но в каждом новом цикле мир возрождается из огненного субстрата в прежнем виде.

Стоицизм — Философская энциклопедия Routledge

Поделиться

Загрузка контента

Нам не удалось загрузить контент

Печать

Содержание

  • Резюме статьи
  • 1

    История школы, источники

  • 2

    Части философии

  • 3

    Основы физики

  • 4

    Континуум

  • 5

    Космология и теология

  • 6

    «Категории»

  • 7

    Пространство и время

  • 8 Лектон
  • 9

    Особые и универсальные

  • 10

    Диалектика

  • 11

    Выводная логика

  • 12

    Когнитивная уверенность

  • 13

    Критерии истинности

  • 14

    Ойкейосис

  • 15

    Безразличные

  • 16

    Доброта

  • 17

    Цель

  • 18

    Космический город

  • 19

    Страсти

  • 20

    Судьба

  • 21

    Ответственность

  • 22

    Позднее состояние

  • Библиография

Тематический

  • От
  • Седли, Дэвид

DOI

10. 4324/9780415249126-A112-1

Версии

  • контент разблокирован

    версия 1

  • содержимое заблокировано

    версия 2

DOI: 10.4324/9780415249126-A112-1
Версия: v1, Опубликовано в Интернете: 1998
Получено 21 января 2023 г. с https://www.rep.routledge.com/articles/thematic/stoicism/v-1


Кажется, нет места для универсалий в стоическом мире, где существовать значит быть телом и, следовательно, кажется, частным. Высшим онтологическим классом, признаваемым стоицизмом, является класс «нечто» (

ti , множественное число tina ), класс настолько широкий, что включает как тела, так и бестелесные. Однако даже этот класс исключает некоторые «не-что-то» (9).0003 outina ), которые стоики отождествляют с универсалиями. То, что всеобщее есть «не-что-то», они демонстрируют с помощью следующего силлогизма, несостоятельность которого диагностируется именно потому, что в малой посылке он неправомерно заменяет «кто-то» всеобщим, «человеком» ( tis , мужская форма, соответствующая к среднему роду ti ) в большой посылке: «Если кто-то в Афинах, то не в Мегарах; но человек в Афинах; следовательно, человека нет в Мегарах». Таким образом, универсалии, по-видимому, являются метафизическими изгоями, неподатливыми даже для основных логических законов.

С другой стороны, универсалии занимают фундаментальное место в работе диалектика. В традиции, завещанной Платоном, стоики рассматривают диалектическую науку (см. § 10) как в значительной степени связанную с деятельностью по делению и определению: делению родов на виды и определению индивидуальных терминов. А разделенные и определенные вещи суть, конечно, универсалии, на что уже указал Платон, приравняв их к Формам.

Отсюда возникает дилемма: универсалии необходимы для диалектики, и все же они являются логически непоследовательными элементами, которым нет места в стоической онтологии. Их решение дилеммы состоит из двух частей: одной логической, другой эпистемологической. Логически использование диалектиком универсалий оправдывается повторным анализом. Определение диалектика, например, «Человек есть разумное смертное животное», на самом деле означает: «Если что-то ( ti ) — человек, это разумное смертное животное».

Аналогичный анализ был предложен для утверждений о разделении. Таким образом, диалектические высказывания, которые, как кажется, имеют в качестве субъектов универсалии, легитимны только потому, что они являются замаскированными условными высказываниями о партикуляриях («нечто»). (Частичную аналогию можно найти в современных попытках повторно проанализировать как логически последовательную фразу «У среднего человека 2,4 ребенка».)

Эпистемологическая сторона решения необходима, поскольку Платон утверждал, что универсалии как таковые являются надлежащими объектами. мысли. На этот раз условный повторный анализ мало помогает в формулировании стоического ответа. Скорее, они отвечают, что универсалии действительно являются объектами мысли или «понятиями» (9).0003 ennoēmata ), но они далеки от того, чтобы быть объективными частями обстановки мира, они не более чем мыслительные конструкции. Сами мысли достаточно реальны: будучи «представлениями» ( ennoiai ), они являются просто нашим ментальным pneuma в известном состоянии и, следовательно, телами; но «понятия», составляющие интенциональные объекты этих понятий, сами по себе не являются телами или вообще ничем. Эта позиция позволяет назвать стоическое учение об универсалиях ранней разновидностью «концептуализма» (см. Номинализм § 1).

Поделиться

Загрузка содержимого

Нам не удалось загрузить контент

Печать

Ссылка на эту статью:
Седли, Дэвид. Частное и универсальное. Стоицизм, 1998, doi: 10.4324/9780415249126-A112-1. Философская энциклопедия Рутледжа, Тейлор и Фрэнсис, https://www.rep.routledge.com/articles/thematic/stoicism/v-1/sections/particular-and-universal.
Copyright © 1998-2023 Рутледж.

Похожие запросы

Темы
  • Метафизика
  • Эпистемология
  • Этика
Периоды
  • Древний

Связанные статьи

  • Клеомед (ок. 2 век нашей эры) Тодд, Роберт Б.
  • Эпиктет (ок. 50–120 гг. Н. Э.) Инвуд, Брэд
  • Мусоний Руф (1 век нашей эры) Инвуд, Брэд
  • Пролепсис Скотт, Доминик

Подпишитесь на рассылку новостей

  • Подпишитесь на рассылку новостей
  • фейсбук
  • твиттер

© 2023 Informa UK Limited, компания Informa Group

Концепции стоицизма — телеработа

Мудрость и философия

Стоическая философия представляет собой связное целое: это философия тотальности, которая стремится к сознательной систематике, что является одной из характерных черт древних систем мышления. Это учение переходит к разделам философского дискурса, которые используются для изложения учения и для его преподавания.

Как и другие эллинистические философы, стоики считают цель философии этической: для них надо «жить в согласии с природой».

Определения мудрости и философии

Мудрость ( sophia / σοφία ) — это научное знание божественных и человеческих вещей.

Согласно различению Сенеки, эта мудрость есть благо человеческого духа, достигшего своего совершенства, тогда как философия есть любовь к мудрости и устремление к ней через практику и теорию: «Философия стремится туда, где достигла другая». Такова практика ( askesis / ἄσκησις ) искусства ( technè [ τεχνή ) полезного, которое есть единство и высшая степень добродетели.

Философия делится на три части в соответствии с разделением добродетелей на их родовом уровне: физическая добродетель, этическая добродетель и логическая добродетель.

Разделы философии

Философский дискурс состоит из трех частей:

  • физика — исследование мира и объектов в нем;
  • этика о действии;
  • логика (или диалектика), которая касается дискурса.

Каждая из этих частей в свою очередь делится на несколько частей. Это общее деление, согласно Диогену Лаэртскому, было изобретено Зеноном из Китиона в его трактате «О рассуждениях » и было подхвачено Хрисиппом из Солеи, Диогеном из Вавилона и Посидонием. Клеанф, кажется, отклонился от этого деления — он дает шесть: диалектика, риторика, этика, политика, физика, теология.

Эти части называются видами, родами (или родами теорем) или даже местами ( topoï / τόποι ), согласно философам. Для описания этого раздела философии стоики прибегали к нескольким сравнениям, отражающим разногласия внутри школы:

  • Согласно первому, физика является центром:
    • философия подобна яйцу: логика — скорлупа; белый — это этика, а физика — желтый.
  • Согласно трем другим, этика занимает центральное место:
    • философия — благодатное поле: земля — это физика; фрукты, этика; и стена вокруг него, логика.
    • они, наконец, сравнивают философию с живым существом, сравнение, отличающееся от предыдущих тем, что подчеркивает, что части философии неразделимы; таким образом, для Посидония: физика — его кровь и его плоть, логика — его кости и сухожилия, этика — его душа.
    • наконец, для Сенеки этика «составляет сердцевину» философии.

Образ живого существа, кажется, предполагает, что логика не является инструментом или вспомогательной частью, предназначенной только для защиты существенного: физического и/или этического. Он не подчинен этике или физике, как часть своему целому (так скорлупа служит желтку, стена служит плоду, защищая их обоих). Это первичная часть философии, а не часть части.

Если мы последуем Посидонию и свидетельству Аммония в этом пункте, то три части в то же время различны, соединены и неразделимы. Теперь из текстов неясно, частями чего являются эти части: являются ли они частями «философии» или только частями «философского дискурса» — ведь наряду с философским дискурсом существует и философская жизнь? Если мы придерживаемся того, что сообщает Сенека, так же, как космос един, философия едина и неделима сама по себе. Такой она представляется мудрым. Но для философа (мудрого ученика), который еще не может иметь общего представления о нем, хорошо различать части. В этом случае эти части (логическая, физическая, этическая) были бы не столько частями философии, сколько частями философского учения.

Для некоторых стоиков между этими жанрами нет иерархии, поэтому они учили их вместе, потому что они смешаны; другие, напротив, начинают с логики (Зенон из Китиона, Хрисипп), с этики (Диоген из Птолемеи) или с физики (Панетий из Родоса, Посидоний из Апамеи).

Стоическая онтология

Разделения бытия

Высший жанр стоической метафизики называется, по Сенеке, «нечто»; но, согласно Сексту Эмпирику, высшим родом будет «существующий». Тем не менее, несмотря на это различие во взглядах, общепризнано, что стоики делят вещи вообще на сущее и сущее.

Все, что в природе существует или не существует, называется «что-то». нечто имеет своей противоположностью «не-что-то», т. е., по стоикам, универсалий . Все сущее есть тела. К роду несуществующих относятся бестелесные вещи и вещи, находящиеся в уме, ложно сформированные мыслью, как, например, кентавры и великаны, и вообще все то, что производит впечатление на направляющую способность, не имея субстанции. Эти неосязаемые объекты называются «субстистентами» — например, вымысел в уме имеет реальность только в мыслях. Этот последний случай, тем не менее, кажется, показывает существование дальнейшего деления нечто : то, что не является ни телесным, ни бестелесным. Говорят, что существуют только телесные тела.

«Нечто», таким образом, являются (существующими) телами или (существующими) бестелесными.

Стоики различают четыре вида телесных: субстрат, определяемый (в общем или особым образом), расположенный, относительно расположенный (Симплиций Киликийский, О категориях Аристотеля , 66).

Они различают четыре вида бестелесного: произносимое, пустота, место и время.

Если существующие являются телесными индивидуальными сущностями, принадлежащими в одно и то же время к четырем видам телесного, то каждое «нечто» является индивидуальной сущностью: следовательно, быть чем-то означает быть конкретной вещью, телесной или бестелесной. Таким образом, «нечто» либо существует, либо существует; сущее присуще только телам, но «нечто» присуще и бестелесным.

Поскольку у стоиков существование телесно, а то, что воздействует на тело, есть тело, действие есть свойство только тел: добродетель и знание, таким образом, являются телесными реальностями. Эта онтология ставит некоторые проблемы для объяснения каузального действия бестелесного на тело.

Некоторые элементы этой метафизики мы находим в XIX веке у Алексиуса Мейнонга и Бертрана Рассела.

Нематериальные активы

Первый бестелесный касается семантики и логики; остальные три физики.

Логика

Риторика

Риторика — это наука о том, как красиво говорить в речах. Он делится на три части: парламентскую, судебную и панегирическую, или в вымысле, изложении, плане и постановке. Они делят риторический дискурс на преамбулу, повествование, ответ оппонентам, эпилог.

Диалектика

Диоген Лаэртский (VII, 41-44) дает два стоических определения диалектики:

  • диалектика есть наука о правильной дискуссии в речах путем вопросов и ответов;
  • диалектика есть наука о том, что истинно, что ложно, а что не является ни тем, ни другим.

Он разделен на два места: означаемые и звуковые эмиссии; место означаемых, в свою очередь, делится на впечатления и высказывания, производные от впечатлений. Место голосовых эмиссий касается артикуляции по буквам, различения частей речи, имеет дело с солецизмами, варваризмами и т. д.

Высказанные

Понятие высказанного является основой стоической логики; это бестелесное.

Предложения

Хрисипп в своих диалектических определениях (цит. по Диогену Лаэртскому, VII, 65) определяет предложение как «то, что истинно или ложно, или полное положение вещей, которое, поскольку оно само касается , можно утверждать».

Рассуждение и доказательство

Согласно Диогену Лаэртскому (VII, 76-81), стоики называли аргумент (по-гречески logos / λόγος ) то, что состоит из одной или нескольких посылок (по-гречески lèmma / λῆμμα ), дополнительной посылки и заключения.

Теория познания

Впечатления

Истина и достоверность в наиболее распространенных представлениях, которые необходимо систематизировать. Таким образом, познание начинается с представления или образа ( phantasia / φαντασία ), впечатления реального объекта в душе (подобно восковой печати у Зенона). Это первое суждение о вещах, на которое душа может давать или не давать свое согласие: если она верна, то имеет разумение, или созерцание (9).0003 katalepsis / κατάληψις ) объекта, который является непосредственным: достоверность вещей как таковых.

Таким образом, ощущение отличается от образа, поскольку оно является действием ума. Чтобы восприятие было верным, изображение должно быть верным. Достоверный образ, как критерий истины, называется всеобъемлющим изображением. Он пассивен, но способен производить истинное согласие и восприятие.

Критерии истины

Наука тогда будет твердым и устойчивым восприятием, непоколебимым разумом: основательность благодаря поддержке достоверности между ними, их разумным соглашениям. Таким образом, верное и полное восприятие есть систематическая и рациональная наука, система восприятий, приобретаемых опытным путем, направленных на определенную цель, полезную для жизни. Помимо этих чувственных реальностей, нет никакого другого знания.

Однако, помимо деликатных вещей, есть и то, что можно сказать об этом. Таким образом, диалектика имеет дело с утверждениями, которые являются истинными или ложными по отношению к вещам. Эти высказывания произносятся в форме подлежащего и признака, выраженного глаголом: «Сократ идет». Это простое суждение, выражающее отношение между фактами, которое выражается сложным суждением: если свет, то день. Следовательно, это де-факто связь между антецедентом и консеквентом.

Критики

Парресия / παῤῥησία — добродетель в Древней эллинистической Греции; это древнегреческое слово, образованное от pan / πᾶν («все») и rhema / ῥῆμα («то, что сказано»), берет свое начало в стоической и эпикурейской философиях, доктринах, отстаивающих необходимость свободы. речи среди друзей.

Этика

Стоическая этика согласуется с этой физикой.

Нам известны несколько разделов стоической этики:

«[Они] делят этическую часть философии на несколько мест: от импульса, от добра и от зла, от страстей, от добродетели, от цели, от первой ценности и действий, от собственных функций, от того, что советовать и чего посоветовать».
— Диоген Лаэртский, VII, 84

Диоген указывает, что это деление принадлежит не древнейшему стоицизму (Зенону Китионскому и Клеанфу, трактовавшим его, по его мнению, проще), а Хрисиппу, Аполлодору , Посидоний и т. д. Сенека учит нас тройственному разделению стоической этики:

«[…] на первом месте стоит ценность, которую вы приписываете каждой вещи, на втором месте упорядоченный и размеренный импульс, который вы имеете для вещей, на третьем месте, наконец, осуществление соответствия между ваш порыв и ваш поступок, чтобы во всех этих случаях вы были в гармонии с самим собой».

Эпиктет указывает на три этических предмета ( Интервью , III, 2), относящихся к упражнениям, которые нужно выполнять, чтобы стать хорошим человеком:

  • Желания и антипатии: не упускать желаемое, не попадаться на объект отвращения
  • Импульсы и отталкивания, т. е. то, что касается надлежащей функции (действовать по порядку, разумно и без небрежности)
  • Избегай ошибки и поспешности, то есть того, что касается согласия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *