Какими правами обладали рыцари в средние века: Рыцари печального образа. Какими были настоящие мужчины и почему их больше нет

Содержание

Рыцари печального образа. Какими были настоящие мужчины и почему их больше нет

Related video

Женский праздник — не повод помолчать о гендерных проблемах. Тем более что одна из них касается большинства женщин и формулируется примерно так: настоящих рыцарей уже нет. Чтобы как-то приглушить боль этой утраты, порой говорят, что таковых никогда не было. На самом деле были. Еще как были.

Первыми настоящими рыцарями — такими, какими мы их привыкли видеть на картинках — принято считать конных дружинников короля франков Карла Великого. Самым отважным воинам король раздавал территории, вместе с населением и прочими природными ресурсами. Когда король умер, некоторые рыцари сочли, что их присяга не распространяется на наследников престола. У каждого нового короля был только один способ объединить державу: перебить или прогнать с насиженных мест строптивых вассалов предыдущего правителя и поставить на их место своих. Этот процесс повторялся при каждой смене главы государства на протяжении пятисот лет.

За несколько веков рыцари расселились по всей Европе, превратив ее в лоскутное одеяло королевств, княжеств, герцогств и курфюршеств. Образ феодала в массовом сознании не всегда совпадает с образом рыцаря. Но исторический факт: рыцари — это феодалы. Или бывшие феодалы — рыцари в изгнании, смысл жизни которых сводится к восстановлению статус-кво.

В большинстве своем это синие бороды и маркизы карабасы — обитатели крохотных и мрачных сельских замков (а вы думаете, откуда братья Гримм и Шарль Перро черпали свои сюжеты?). В монастырских библиотеках сохранилось довольно много летописей, военных хроник и гравюр, живописующих быт и нравы этих отнюдь не сказочных персонажей.

Посвящали в рыцари в довольно нежном возрасте — как только благородный юноша обретал достаточную физическую силу, чтобы держать в руках меч и справляться с воинской амуницией. Известны случаи посвящения 13-летних отроков. В 25 это уже были ветераны нескольких военных кампаний, многажды раненные, страдающие приступами энцефалопатии, вспышками немотивируемой агрессии и другими последствиями посттравматического синдрома.

Если позволяла геополитическая ситуация, рыцарь бросал походную жизнь и селился в замке. Заводил семью и хозяйство. Основными его занятиями были охота, грабежи, вражда с соседями и пытки крестьян. Дело в том, что в те времена не было монополии государства на насилие. Рыцарь в своих владениях сам определял преступников, проводил следствие и вершил суд.

Издевательства над живыми существами в те благословенные времена считались удовольствием. В Париже, например, в день Иоанна Крестителя устраивали аттракцион: по всему городу отлавливали кошек, заключали их в клетку и сжигали под праздничную музыку. Честь поджигания клетки принадлежала королю. Утонченный сибарит Карл IX запомнился своим подданным тем, что однажды в клеть с кошками посадил лисицу. Таковы были удовольствия толпы. А вот замучить человека имел право только благородный господин.

Пыточные были столь же неотъемлемой частью замковой инфраструктуры, как и винный погреб. Рядом с замком стояла виселица и такое приспособление для казней, как колесо. Данное спецоборудование не прятали на задворках, наоборот — выставляли напоказ. И не столько для устрашения селян, сколько в эстетических целях — чтобы рыцарь и его гости могли созерцать мучения своих жертв с балкона.

Помимо правоохранительной деятельности, рыцарь, конечно же, занимался любовью. Вернее, тем, что в те времена подразумевалось под этим словом. Самый фундаментальный исследователь французского Средневековья Дени Жан Ашиль Люшер более-менее детально описал нравы, царившие в замках. Половое влечение рыцарь удовлетворял по мере его возникновения. В распоряжении благородного господина была вся женская часть обслуживающего персонала.

Что же касается долгих ритуалов ухаживания, то они были возможны только в одном случае — если женщина была выше рыцаря по социальному положению

Рыцари, в том числе и женатые, часто поддавались сексуальным страстям. Внебрачные связи не осуждались.

Отношения в семье регулировались добрыми патриархальными традициями. Женщина была собственностью мужа. Люшер приводит отрывок из старофранцузской летописи о семейном ужине короля-рыцаря, в ходе которого королева осмелилась высказать свое мнение: «Король слушает, и лицо его делается гневным: он сжимает кулак и наносит жене удар по лицу, так что из ее носа падают четыре капли крови. Жена же говорит: «Благодарю Вас. Если Вам это доставляет радость, Вы можете сделать это еще раз».

Будучи профессиональными воинами, рыцари обладали большой физической силой. Попав под горячую руку, супруга могла лишиться нескольких зубов. Учитывая, что стоматологические технологии находились в зачаточном состоянии (а роль зубного врача и лицевого хирурга выполняли цирюльники, выдиравшие своим клиентам зубы), даже легкий удар мужа мог иметь драматические последствия для внешности благородной дамы.

Люшер отмечает, что среди «хозяек замков» порой встречался несколько необычный для современных представлений о высшем обществе типаж дворянки: крупная, мужеподобная женщина с тяжелой рукой. В случае чего такая баронесса могла дать достойный отпор мужу. Для этого девочки с детства занимались физическими упражнениями. Во многом они копировали повадки мужей: пили вино, ездили на охоту, пороли крестьян.

Счастливые браки, конечно же, были. В летописях сохранилась история об одной такой чете. Как и сегодня, в те времена супругов объединяло общее любимое дело, в данном случае — прикладная юриспруденция. Проще говоря, все те же издевательства над крестьянами. Пройдя через пыточную, люди, как правило, лишались трудоспособности и либо медленно умирали от голода, либо становились монахами в ближайшем монастыре.

Когда количество калек выросло настолько, что монастырь уже не мог их прокормить, аббат пожаловался королю на соседа-рыцаря: «Вся его жизнь проходит в грабежах, в разрушении церквей, в угнетении вдов и стариков. Ему особенно нравится калечить невинных. В одном-единственном монастыре черных монахов в Сарлате можно обнаружить сто пятьдесят мужчин и женщин, которым он отсек руки и выколол глаза. Столь же жестока его жена, помощница в его казнях. Она наслаждается тем, что пытает бедных женщин. Она приказывает вырезать им груди или вырывать ногти, чтобы они не могли работать». Но король не мог ничем помочь — его вассал, повторим, был вправе распоряжаться своими крестьянами и пленными по собственному усмотрению.

Социолог и историк Норберт Элиас писал: «Разбой, грабеж, убийства полностью соответствовали стандарту воинского общества того времени. Жестокость не являлась поводом для исключения человека из общества. Радость от созерцания мучений и смерти других была велика и имела общественно признанный характер». Норберт Элиас более-менее подробно описал процесс эволюции феодального сословия. Закат рыцарской эпохи естественным образом совпадает с первыми попытками окультуривания сельских дворян.

Распространение огнестрельного оружия и появление регулярных армий вытесняют благородных воинов на задворки истории. Чтобы как-то выжить и сделать карьеру, рыцари все чаще покидают свои родовые гнезда, тянутся в столицы, обретаются при дворе. Скопление большого количества рыцарей во дворце во время пира или совещания — страшное испытание и для короля, и для прислуги.

Их величества приказывали развешивать объявления такого содержания: «Недостойно мужа и бесстыдно без всякой робости и наподобие мужиков, никогда не бывавших при дворе, среди почтенных воспитанных людей отправлять свои потребности перед женской половиной либо в прихожей, перед дверями или окнами других помещений, но каждому во всякое время и повсюду и в словах, и в поступках следует быть разумным, дисциплинированным и почтительным» (отрывок из вернигеродского «Придворного уложения»).

Однако рыцари эти бумаги читали редко — в большинстве своем они были неграмотными. После их визитов на стенах оставались следы плевков, под столом валялись обглоданные кости, дворцовые ковры воняли мочой, а в прихожей слуги поскальзывались на фекалиях. Тогда короли велели придворным поэтам рифмовать «уложения о приличиях» и читать перед благородным обществом стихи, в надежде, что рифмованные строки будут легко запоминаться.

Вообще говоря, обед рыцаря, а особенно праздничный, был довольно специфической процедурой.

Если бы существовала машина времени и современную женщину, тоскующую по настоящим рыцарям, можно было катапультировать на вечеринку к своему идеалу, последствия могли быть самыми ужасными

Даже если бы рыцарь идентифицировал женщину как более высокую по положению и не стал бы трогать руками, вряд ли нашей современнице удалось бы избежать душевной травмы.

Начиналась торжественная трапеза с разделки туши целиком зажаренного быка. Эту функцию выполнял хозяин замка. Самым почетным гостям доставались лучшие куски. Ни столовыми ножами, ни вилками рыцари до XVI века не пользовались. За обедом съедалось огромное количество мяса и выпивалось много вина. Господа громко отрыгивали, сплевывали часть пищи на пол и стены, валились пьяные под стол. И особо не сдерживали свои аффекты, например, могли испустить газы, ибо «искусство сжимания ягодиц» считалось лакейским навыком. Обед мог длиться всю ночь. Праздничная музыка смешивалась с криками из соседних комнат, в которых пьяные гости насиловали служанок.

К середине XVI века рыцари начали вымирать как класс. Мало-помалу государство монополизировало право на применение насилия. Военное значение рыцаря в сопровождении небольшой свиты становилось смехотворным. Латы теряют свое прикладное значение, отныне они играют главным образом декоративную роль. На смену феодализму приходит абсолютистская монархия. В условиях формирования мощного государства происходит стремительное расслоение дворянства — одни сказочно богатеют, другие нищают.

В кругу придворной знати формируется новый этикет, правила приличия, романтические стандарты отношений между мужчиной и женщиной. Трансформируются представления о прекрасном. Как выразился бы Норберт Элиас, меняется структура чувственности. Под красивым дворяне понимают уже не виселицу на пороге замка, а пейзаж. В стихах, картинах и музыкальных произведениях проглядывает романтическая сентиментальность. Но это уже не Средневековье, а эпоха Возрождения.

Потомки удачливых рыцарей, сумевших приспособиться к новой реальности, превращаются в богатых горожан, становятся придворной аристократией. Дети небогатых помещиков пытаются делать офицерские карьеры в регулярной армии. Неудачники живут затворниками, промышляют грабежами, бережно хранят дедовские традиции. Но есть еще одна категория рыцарей, самая обездоленная, но относительно образованная — миннезингеры, они же трубадуры благородного происхождения.

Миннезингеры — довольно древняя рыцарская субкультура. В былые времена наиболее креативные воины воспевали свои злодеяния, совершенные во время Крестовых походов, — так родилось искусство миннезанга, его стилистика, основные направления и поджанры.

Затем миннезингеры специализировались на мадригалах и панегириках, посвященных королям и вообще сильным мира сего. В миннезингеры, как правило, шли безземельные рыцари в надежде найти пристанище при каком-нибудь богатом дворе. В период позднего Средневековья они измельчали и скатились до куртуазной лирики.

Итак, наступила эпоха Возрождения. Миннезингеры, эти утонченные потомки кровожадных воинов, вынуждены зарабатывать на хлеб музыкой, пением и поэзией. Бродяжат. Говоря языком Иосифа Бродского, идут «мимо ристалищ, капищ, мимо храмов и баров, мимо шикарных кладбищ, мимо больших базаров, мира и горя мимо…». Останавливаются у больших дворцов, жадно всматриваются в желтые окна, просятся на ночлег… Далее начинается самое интересное.

Удача для такого бродяги — обрести кров и пару монет. Если уж очень повезет, можно перезимовать в замке или дворце, заработать на башмаки или новый музыкальный инструмент. Для этого придется поэтизировать не только хозяина дома, но и всех его неотесанных предков. Так постепенно мифологизируется и фальсифицируется история рыцарства.

Но высший пилотаж — устроиться приживальщиком у какой-нибудь вдовствующей госпожи. Редкий успех — жениться на ней. Учитывая благородное происхождение такого трубадура, крохотный шанс есть. Но даже для того, чтобы забраться к ней в постель, несчастному миннезингеру порой годами приходилось истекать стихами о Прекрасной Даме и ее Печальном Возлюбленном. В этой стихотворной игре и зародились образы, которые были подхвачены последующими поколениями литераторов и отшлифованы всей мировой литературой. Такова генеалогия прекрасных рыцарей и их дам сердца.

Гламурный образ идеального мужчины (как и идеальной женщины) — ложь. И даже хуже, чем ложь, — это иллюзия. К тому же далеко не безобидная. Литературный яд, как и другие лекарства от реальности, вроде алкоголя или наркотиков, можно употреблять лишь в умеренных дозах. В противном случае есть риск испортить жизнь себе и близким. Каким образом? Например, сравнивая своего реального мужа (жену) с неправдоподобной картинкой. Понятно, что такое сравнение будет не в пользу живого человека.

Насиловали за даму сердца, сморкались в скатерть: какими были настоящие рыцари

Кого мы представляем себе, услышав слово «рыцарь»? Конечно же, галантного кавалера в сверкающих доспехах, сражающегося за честь своей дамы. Манеры рыцаря изысканны, он всегда готов защитить слабых, а потом спеть серенаду под окном возлюбленной. Вот только на самом деле рыцари были совсем другими.

Редакция сайта

Теги:

Слава

Взгляд в прошлое

Прошлое

История

Изнасилование

Мы, конечно, догадываемся, что изрядно романтизируем средневековых воинов и вряд ли они выглядели как в кино. Про гигиену тех времен все наслышаны: из мытья и чистки зубов культа не делали, и под начищенными латами у большинства героев было порядком грязное тело. Но, оказывается, идеализированными были не только тела, но и нравы рыцарей — и гораздо больше, чем мы можем себе представить.

Отношение к дамам

Многие слышали про почитание дамы сердца: мол, обязанность каждого настоящего рыцаря — выбрать себе возлюбленную, а потом преданно ей служить. Совершать в ее честь подвиги, слагать стихи, и всё это — исключительно платонически: настоящая любовь должна быть безответна. Так что «для сердца» разбирали даже замужних. Чужие жены подходили для этой роли даже лучше: такая не потащит венчаться и не родит пять детишек, уничтожив тем самым всю возвышенность и трагичность неразделенных чувств на корню.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вот только подвиги, совершаемые во имя дамы сердца, порой выглядели весьма странно. Например, рассказывает американский историк Ричард Кэупер, как-то один рыцарь, добиваясь расположения принцессы, пообещал в её честь… изнасиловать самую красивую женщину, «какую только сможет сыскать». Другой поклонник повысил ставки и заявил, что пришлет девушке головы всех соперников, убитых на турнире. 

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Слава и другие звезды, которые рано стали родителями

Настя Сланевская стала звездой случайно. В 2002 году девушку в караоке заметил режиссёр Сергей Кальварский. Так Анастасия превратилась в певицу Славу. В 17 лет Анастасия Сланевская забеременела. Отец дочки Александры — Константин Морозов занимался бизнесом, но у них со Славой были разные взгляды на жизнь. Вскоре после рождения Саши в 1999 году пара распалась, но Слава сделала всё возможное, чтобы её ребёнок ни в чём не нуждался. Сейчас у Анастасии уже двое детей: старшая Александра и младшая Антонина, которая родилась в 2011 году от бизнесмена Анатолия Данилицкого. У юной Саши уже есть серьезные отношения, но Слава не боится, что дочь повторит ее судьбу. Певица уверена, что будет отличной бабушкой.

1 из 5

Остается только гадать, что чувствовала сама принцесса, получая отчеты об изнасилованиях и окровавленные мешки с головами. Но одно понятно: никаких драконов — рыцари продолжали делать то, что им нравится, просто теперь это проходило под грифом «Во имя любви».

Что да посторонних дам, то и тут правила были не в пользу прекрасного пола. Например, в легенде о Ланселоте рассказывается об обычаях королевства Логр: если девица путешествует одна, то бояться ей нечего. А вот если ее сопровождает рыцарь, а другой рыцарь ее отобьет, то «победитель может взять даму или девицу, как только он пожелает, не навлекая на себя никакого стыда или вины». И что осталось за кадром истории любви Ланселота и Гвиневры, остается только гадать.

Турниры

Состязания, которые устраивали между собой рыцари для демонстрации воинских доблестей, тоже выглядели не так, как мы их себе представляем: участники, входя в раж, легко забывали о правилах и дисциплине.

Кэупер приводит в своих работах описание одного из таких инцидентов: Ланселот убил соперника копьем, а затем вытащил меч и начал наносить удары налево и направо, «убивая и рыцарей, и их коней, отрезая ступни и ладони, головы и руки, плечи и бедра, сражая каждого, кого видел, оставляя за собой скорбный след, так что вся земля была умыта кровью, где бы он ни проходил». Ну что ж, рыцарей можно понять: головы для принцессы противники сами себя не отрежут.

Остается только надеяться, что в зрительские ряды воины во время ристалищ не забредали.

Хочешь почитать о том, каким был легендарный Ланселот?

Ланселот, кстати, славился своим правилом никогда не убивать рыцаря, умолявшего сохранить ему жизнь. Вот только этический кодекс известного героя имел оговорки: пощада полагалась, только если Ланселот не поклялся ранее этого человека убить или если не мог убийства избежать. «Что поделать, друг, мне нужна голова для принцессы!»

Даже сценаристы «Игры престолов» и Джордж Мартин, почитав рыцарские легенды VI века и записанные 200 лет спустя, сказали бы: «Нет, это чересчур!» Насилие на каждой четвертой странице, длани отрубаются, копыта боевых коней топчут поверженных врагов, во время междоусобных во йн на одного убитого приходится пять отравленных… Так что средневековые рыцари легко могли посрамить своей кровожадностью любого викинга, выпившего настойку мухомора. 

А была ли галантность?

Какими были манеры средневековых «аристократов», можно судить по труду об этикете «О приличии детских нравов», написанному Эразмом Роттердамским в 1530 году и бывшему весьма популярным в Европе еще долгое время. Вот некоторые рекомендации из него: «Не сморкайтесь в скатерть, в ладонь или в рукав. Не держите носовой платок во рту. Неприлично разворачивать использованный носовой платок и пялиться в него, как будто из вашего носа могли вывалиться жемчуга и рубины».

Руководство больше похоже на советы для малышей, чем для взрослых людей: не мочитесь на гобелены, не чешите при всех промежность, не испускайте шумно газы, не здоровайтесь с человеком, который справляет нужду (что делать, если он использует для этого гобелен, не оговаривается — возможно, надо взять и подарить ему трактат Эразма). За столом велели не чавкать и не макать пальцы в соус на общем блюде, не вытирать приборы о скатерть и не пить из тарелки.

Утонченность, которую мы приписываем рыцарям, не была им свойственна. Скорее, они обладали детской непосредственностью и таким же нежеланием сдерживать свои порывы. Как говорит английская писательница Дороти Сэйерс в предисловии к своему переводу «Песни о Роланде», «идея, что сильный мужчина должен реагировать на личные драмы и любые общенациональные потрясения, едва заметно сжав губы и молча швырнув сигарету в камин, появилась совсем недавно».

Когда и почему всё изменилось?

Но как же эти бесцеремонные персонажи превратились в тех рыцарей, которых мы знаем? Не может быть, что их образ был полностью выдуман! Что произошло с грубиянами, рубящими части тела налево и направо и облизывающими пальцы за столом?

Объяснение довольно прозаично: за дело взялось окрепшее государство, которому постоянные сражения между феодалами и гибнущие при этом тысячами крестьяне наносили немалый урон. Убийство стало преступлением перед короной, а не сведением личных счетов. Уже не семья жертвы требовала компенсацию — имущество убийцы переходило лично королю. Основной задачей рыцарей стало служение монарху, а не попытки доказать, что в радиусе ста километров именно он, рыцарь, самый страшный и опасный зверь.

В милости оказались не горячие головы, а опытные управленцы. Больше нельзя было возвыситься, отрубая «длани и ступни», — надо было ехать ко двору и производить впечатление умом и манерами. Потому и пособия, объясняющие, как правильно сморкаться и вести себя за столом, начали приобретать популярность. «Из воинов — в придворные» — это, пожалуй, лучшее описание эволюции рыцарства от немецкого социолога Норберта Элиаса.

Потом «новым рыцарям» начали подражать и все остальные: куртуазные (от англ. court — «двор») манеры начала заимствовать буржуа, взаимодействующие со знатью, от них перенял этикет и средний класс. Минули столетия, и все забыли, какими были настоящие рыцари. Может, и к лучшему: к чему вспоминать кровожадных мародеров, присылающих вместо роз головы и насилующих одних женщин в честь других?

Так что пусть и дальше фраза «Ты настоящий рыцарь!» останется комплиментом, а реальные нравы средневековых воинов останутся в прошлом.

Фото: Getty Images, Legion-Media, Shutterstock

Рыцари — Феодализм: права и обязанности

Карл Смелый принимает клятву верности

Под сеньорами в социальной иерархии в феодальном строе стояли рыцари. Рыцари были профессиональными бронированными кавалерийскими воинами, некоторые из которых были вассалами, занимающими земли лордов, чьим армиям они служили.

Поскольку верность и почтение были ключевыми элементами феодализма, феодальное владение даровалось рыцарю после церемонии награждения, призванной создать прочную связь между вассалом и его лордом. Рыцарь присягал на верность своему господину — Клятва верности. Клятва верности была обещанием верно служить лорду. Принесение присяги было очень благоговейным делом; это было обращение к Богу, которым человек призывал на себя божественную кару, если он давал ложную клятву.

Средневековые рыцари в битве

Рыцарь в готических доспехах

Рыцарь, награжденный землей, присягнул на военную службу. Всякий раз, когда вспыхивала война, рыцари должны были сражаться, чтобы защитить Господа, землю и людей. Рыцари и их армии должны были сражаться ограниченный период в 40 дней. Лорды и рыцари должны были предоставить обученных солдат для битвы за короля, а также свое оружие, доспехи и одежду.

Сначала большинство рыцарей были скромного происхождения, большинство из них даже не владели землей, но к концу двенадцатого века рыцари считались членами знати и следовали системе учтивого рыцарского поведения, называемой рыцарством. Феодальная структура позволяла представителям одного социального положения переходить на следующий уровень, и именно к этому стремились многие. Сквайры и пажи средневековья жаждали стать рыцарями. Рыцарь, проявивший храбрость в бою, мог стать богатым. Затем самые богатые и могущественные рыцари присоединялись к дворянству.


Не каждый мог стать рыцарем. Во-первых, рыцари обычно происходили из богатой или знатной семьи. Мальчики, которые готовились стать рыцарями, обычно были сыновьями рыцарей или лордов. В раннем возрасте 7 лет мальчика отправляют в дом другого рыцаря или лорда и там даруют титул «пажа». За это время их научили правильным манерам и религии, а также тому, как читать, писать и говорить по-французски и по-латыни. Пажи приобрели свои первые навыки рыцарства, подражая рыцарям и практикуя бой друг с другом, используя деревянные мечи и копья.

Различные части рыцарских доспехов

Европейский меч X века

В возрасте 14 лет паж стал оруженосцем. Оруженосец был учеником рыцаря, который занимался доспехами рыцаря, подавал ему еду, ухаживал за его лошадью и чистил его оружие. Помимо выполнения своих обязанностей в доме лорда, оруженосцы изучали боевые искусства рыцарей. Оруженосцы также практиковались в ношении тяжелых доспехов, чтобы привыкнуть к весу и использованию оружия. Сквайр служил в этой роли семь лет и стал рыцарем в возрасте двадцати одного года.

У рыцарей, как и у лордов, тоже было свободное время. Обычным развлечением рыцарей была охота с луком и стрелами. Эта экспедиция могла длиться несколько дней, и охотничья группа обычно состояла из многих людей, включая друзей, домочадцев и посетителей, а также большое количество слуг. Турниры также были популярным развлечением на открытом воздухе. Иногда рыцарь мог даже зарабатывать этим на жизнь. Турниры были неотъемлемой частью феодализма, поскольку они служили необходимой тренировочной площадкой для рыцарей.

Часть земли, пожалованной рыцарю, будет оставлена ​​для самого рыцаря, а остальная часть будет роздана крестьянам и крепостным. Земли, предоставленные рыцарям в Англии, назывались поместьями, и рыцарь жил в поместье в своем вотчине. Их основная роль заключалась в том, чтобы защищать короля, и поэтому им платили довольно хорошо. Рыцарь также мог зарабатывать деньги и даже славу на турнирах. Таким образом, самые успешные из рыцарей смогли увеличить свои земли и приобрести больше солдат, которым они могли предоставить землю в свою очередь за присягу на верность.

крестьяне

Рыцарь. Обучение, чтобы стать рыцарем.

июль 02 2020

Средневековые рыцарей должны были пройти годы обучения обращению с оружием, верховой езде и военному делу. Часто представители дворянского сословия, рыцари отвечали за защиту территории своего феодала от соперников и поддержание местного крепостного права в соответствии с правлением лорда.

Они были элитным классом воинов, которые использовали оружие, такое как длинные мечи и копья, и специализировались на боях в доспехах верхом. Они вели себя в соответствии с Рыцарским кодексом, который касался придворного этикета, доблести в бою и преданности христианской вере.

История рыцарей

Истоки рыцарства можно проследить до греческого hippeis (ἱππεῖς) и римского eques . В Спарте гиппеев составляли королевский почетный караул, 300 спартанских юношей, которые служили в Криптее и/или были олимпийскими чемпионами. Они служили тяжеловооруженными пехотинцами в королевской охране. Во времена Римской империи легионерская кавалерия изначально набиралась исключительно из рядов патрициев. Государство выделило ему денежную сумму на покупку лошади для военной службы и корма для нее.

Первые рыцари появились во время правления Карла Великого в 8 веке, и более ранняя каролингская церемония вручения оружия юноше повлияла на появление рыцарских церемоний. В году Средневековья года в Европе рыцарское звание присваивалось конным воинам. В течение XII века рыцарство стало социальным званием, а военная роль кавалериста в полном вооружении получила отдельный термин «латник» (не все латники были рыцарями).

Первые военные рыцарские ордена были основаны вскоре после Первого крестового похода 1099 года. Это были Рыцари Гроба Господня и Рыцари-госпитальеры, за которыми последовали Орден Святого Лазаря (1100 г.), рыцари-тамплиеры (1118 г.) и тевтонских рыцарей (1190 г.).

К Позднему Средневековью этот ранг стал ассоциироваться с рыцарскими идеалами, кодексом поведения идеального придворного воина-христианина. Когда стали использоваться новые методы ведения войны, классические рыцари в доспехах устарели.

Фрагмент миниатюры рыцарей в замке верхом на слоне, отпугивающих конных нападавших. Англия, ЮВ (возможно, Рочестер). Изображение предоставлено Британской библиотекой.

Подготовка к рыцарству

Высшие дворяне даровали вассалам участки земли в обмен на их верность, защиту и службу. Они также обеспечивали своих рыцарей жильем, едой, доспехами, оружием, лошадьми и деньгами. Взамен рыцари несли военную службу, которая обычно длилась 40 дней в году.

Рыцарь начинал свою жизнь в замке как паж, а затем переходил на роль оруженосца. Они должны были родиться из знати — обычно сыновьями рыцарей или лордов, хотя были случаи, когда простолюдины были посвящены в рыцари в награду за исключительную военную службу. О детях заботились благородные приемные матери в замках, пока им не исполнилось семь лет, когда они получили титул страница   и были переданы на попечение лордов замка. Их раннее обучение включало охоту и академические занятия. Они также помогали старшим рыцарям в бою, носили и чистили доспехи, заботились о лошадях и упаковывали багаж.

Вольфрам фон Эшенбах и его оруженосец (Codex Manesse, 14 век). Изображение предоставлено Викискладом.

Когда мальчику исполнилось 15 лет, он стал оруженосцем после принесения присяги на мече, освященном епископом или священником. Оруженосцы продолжали тренироваться в бою, им было разрешено владеть доспехами, и они должны были освоить « семь очков ловкости ». Верховая езда, плавание и ныряние, стрельба из разных видов оружия, скалолазание, участие в турнирах, борьба, фехтование, прыжки в длину, танцы.

Когда оруженосцу исполнился 21 год, он имел право на посвящение в рыцари . Церемония посвящения в рыцари обычно проводилась во время одного из больших пиров или праздников, таких как Рождество или Пасха, а иногда и на свадьбе знатных или королевских особ.

Рыцарский кодекс

Рыцарство разработан как ранний стандарт профессиональной этики для рыцарей. В средние века это выросло из простого военного профессионализма в социальный кодекс, включающий ценности аристократизма, благородства и разумного отношения к другим.

Книга Рамона Луллия Рыцарского Ордена (1275) показывает, что к концу 13 века рыцарство влекло за собой особые обязанности, такие как верховая езда на боевых конях, рыцарские турниры, участие в турнирах, проведение Круглых столов и охота, а также как стремление к более эфирным добродетелям « веры, надежды, милосердия, справедливости, силы, умеренности и верности ».

Рыцарство и религия находились под взаимным влиянием в период крестовых походов, когда духовенство вводило религиозные обеты, которые требовали от рыцарей использовать свое оружие в основном для защиты слабых и беззащитных, особенно женщин и сирот, а также церквей.

Книги о рыцарях и средневековой жизни

Средневековый воин: оружие, технологии и боевые приемы