Как Пушкин относится к Татьяне Лариной (с цитатами)
Татьяна Ларина – любимая героиня Пушкина, его «милый идеал».
На страницах романа «Евгений Онегин» автор воссоздаёт её подробный психологический портрет, который для него важнее, чем описание внешности персонажа.
Для женского образа это необычно. Мы понимаем, что перед нами – особый герой.
С каким интересом приступает поэт к описанию Татьяны! Едва набросав портрет Ольги, Пушкин просит у читателя разрешения поскорей «заняться старшею сестрой»:
Её сестра звалась Татьяна…
Впервые именем таким
Страницы нежные романа
Мы своевольно освятим.
Давая своей героине старинное русское имя, Пушкин сразу же отправляет нас в мир патриархальный, потаённый, далёкий от светской моды и суеты.
«Татьяна» означает «держательница, устроительница». А её фамилия «Ларина» напоминает о ларах – духах домашнего очага. Так поэт связывает старшую сестру Ольги с образом дома, деревни, России, делая её хранительницей народных традиций.
Противопоставляя сестёр друг другу, Пушкин подчёркивает замкнутость Татьяны, одиночестве среди самых близких:
…Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна.
Эти черты близки и понятны Пушкину, который тоже провёл свои детские годы за чтением и сочинительством, в мире фантазий и грёз:
Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли всё;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо.
Поэт словно любуется диковатой прелестью Татьяны. Её всё время сопровождает эпитет «милая». Наконец, Пушкин прямо признаётся:
… Я так люблю
Татьяну милую мою!
Письмо Татьяны к Онегину он предваряет длинным предисловием, в котором оправдывает порывистый поступок своей героини. Он уверен, что её нельзя осудить:
…. За то, что в милой простоте
Она не ведает обмана
И верит избранной мечте.
…За то, что любит без искусства,
Послушная влеченью чувства.
…Что так доверчива она,
Что от небес одарена
Воображением мятежным,
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным.
Открытость, искренность, прямота Татьяны нравятся Пушкину.
Её письмо – свидетельство женской смелости, своеобразный подвиг любви, стоящей выше предрассудков.
Описывая Татьяну на светском рауте, поэт снова любуется своим созданием, но уже по-иному. Так любуется отец повзрослевшей дочерью, за которую ему не стыдно:
…Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей…
Всё тихо, просто было в ней…
Спустя годы Татьяна превратилась из деревенской девочки в знатную даму, но не потеряла душевной красоты. Наоборот, её внутренняя стать засияла в новой огранке ещё ярче!
Пушкин описывает красавицу-княгиню так, как будто сам в неё влюблён. Он не скрывает: Татьяна – его идеал.
Завершая роман слезами Татьяны и её знаменитым ответом Онегину: «Я вас люблю, к чему лукавить, // Но я другому отдана; // Я буду век ему верна…», Пушкин создаёт поистине величественный образ добродетельной и жертвенной женщины.
Татьяна отказывается от личного счастья, потому что ненавидит порок, измену, ложь. Читатель чувствует, что правда на её стороне, и любуется поступком героини.
Образ Татьяны созданный Пушкиным в «Евгении Онегине» (Евгений Онегин Пушкин)
Здесь главной задачей Пушкина было показать тип простой, казалось бы, обыкновенной русской девушки, провинциальной «барышни», лишенной по внешности каких бы то ни было романтических, необычных, из ряда вон выходящих черт, но в то же время удивительно привлекательной и поэтичной. Пушкин все время подчеркивает отсутствие в Татьяне черт, которыми постоянно одаряли своих героинь авторы классических, сентиментальных и романтических произведений: поэтическое имя, необычайная красота… Пушкин, наоборот, сразу сообщает нам, что Татьяна вовсе не красавица. Красавица в романе есть, это — Ольга, невеста Ленского:
* Как поцелуй любви мила.
* Глаза как небо голубые;
* Улыбка, локоны льняные,
* Движенья, голос, легкий стан,
* Всё в Ольге… но любой роман
* Возьмите и найдете, верно,
* Ее портрет: он очень мил,
* Но надоел он мне безмерно.
* О Татьяне Пушкин прямо говорит:
* Ни красотой сестры своей,
* Ни свежестью ее румяной
* Не привлекла б она очей.
Это же подчеркивается в последней главе, где мы видим Татьяну уже петербургской знатной дамой, «равнодушною княгиней, неприступною богиней роскошной, царственной Невы», «законодательницей зал». Пушкин не забывает напомнить:
* Никто б не мог ее прекрасной
* Назвать…
И в то же время она, сидя за столом рядом с «блестящей Ниной Воронскою», знаменитой петербургской красавицей, ничем не уступала ей, «беспечной прелестью мила». Очевидно, эта прелесть была не в ее внешней красоте, а в ее душевном благородстве, уме, простоте, богатстве душевного содержания. Пушкин нарочно дает своей героине необычное в тогдашних романах, простонародное имя — Татьяна. Теперь, в наше время, это имя ничем не отличается по характеру от остальных обыкновенных женских имен — Наталья, Катерина, Мария, Ольга, Анна, Вера и т. д. Но во времена Пушкина оно звучало как простое, деревенское имя, вроде Акулина, Матрена, Дарья, Прасковья… Пушкин сам указывает на необычность такого «грубого» имени для героини романа (хотя в жизни нередко в дворянских семьях встречались эти имена):
* Ее сестра звалась Татьяна…
* Впервые именем таким
* Страницы нежные романа
* Мы своевольно освятим.
Рисуя в своем романе пленительный образ простой русской девушки, не очень красивой, с деревенским именем, Пушкин и в характеристике ее душевного склада, и в изображении ее поведения нисколько не прикрашивает, не идеализирует ее, хотя и заявляет не раз о своей глубокой симпатии к этой девушке:
* Татьяна, милая Татьяна!
* С тобой теперь я слезы лью…
* Простите мне: я так люблю
* Татьяну милую мою!
Татьяна растет в семье дичком, одинокой, неласковой девочкой, не любящей играть с подругами, большею частью погруженной в себя, в свои переживания.
* Ей рано нравились романы;
* Они ей заменяли всё…
О жизни, о людях она привыкла судить по прочитанным ею романам. В них же она искала выражение своих собственных переживаний. Пушкин не раз писал в своих произведениях о громадном влиянии на деревенских барышень, помещичьих дочек, прочитанных ими книг, романов. «Воспитанные на чистом воздухе, в тени своих садовых яблонь,- писал Пушкин в повести «Барышня-крестьянка»,- они знание света и жизни почерпают из книжек». То же было и с Татьяной.
Окружающая ее жизнь, среда деревенских помещиков, их жен и детей мало удовлетворяла ее требовательную душу и пытливый ум. В книгах, в романах она видела другую жизнь, более значительную и богатую событиями, других людей, более интересных; она верила, что такая жизнь и такие люди не выдуманы авторами, а существуют на самом деле, и была уверена, что и ей предстоит когда-нибудь встретиться с такими людьми и пожить такой жизнью. Пушкин говорит:
* Она влюблялася в обманы
* И Ричардсона и Руссо.
Здесь названы два автора сентиментальных романов XVIII века. В других местах романа упоминаются и другие сентиментальные произведения. Во всех них говорится главным образом о любви, описываются глубокие чувства героев, сложные препятствия, стоящие на дороге влюбленных… Герой — обычно не похожий на других, высокоблагородный, способный на подвиги молодой человек… Пушкин иронически рассказывает о таком герое старого сентиментального романа:
* Свой слог на важный лад настроя,
* Бывало, пламенный творец
* Являл нам своего героя
* Как совершенства образец.
* Он одарял предмет любимый.
* Всегда неправедно гонимый,
* Душой чувствительной, умом
* И привлекательным лицом.
* Питая жар чистейшей страсти,
* Всегда восторженный герой
* Готов был жертвовать собой,
* И при конце последней части
* Всегда наказан был порок,
* Добру достойный был венок.
На таких романах и воспитывалась Татьяна. Таким она и представляла себе своего будущего избранника, и в такой счастливой судьбе для себя она была уверена… Неудивительно, что, увидев в первый раз Онегина, так разительно не похожего на всех знакомых ей молодых людей, провинциальных помещиков или офицеров, Татьяна, по своей крайней неопытности и непоколебимой вере в истину того, что она вычитала в романах, сразу приняла Онегина за такого «всегда восторженного героя» и влюбилась в него, как героиня ее любимых книг.
UW Press — : Татьяна Пушкина, Ольга Хасти, Висконсинский центр пушкиноведения, серия
Пушкинская
Татьяна
Ольга Хасти
Издание Висконсин
Центр пушкиноведения
Генеральные редакторы: Дэвид М. Бетеа и Александр Долинин
Свежий взгляд на героиню «Евгения Онегина»
тот, который в значительной степени застыл в клише, и резко
оживляет наше понимание этого и его глубокой смежности
с эстетико-философской мыслью Пушкина».
Роберт
Луи Джексон, Йельский университет
«Майор
вклад в пушкиноведение по случаю дня рождения поэта.
двухсотлетие. Ольга Хасти превосходно справляется с задачей перечитывания,
или, может быть, вернее впервые читаю, Татьяна.
«Исключительно
интересное и оригинальное исследование самых известных произведений русской литературы
героиня. Ольга Поспешная описывает, как никто до нее пушкинский
выравнивание сексуальной с творческой энергией, которая, в свою очередь, проливает
новый свет на его творческий процесс в написании «Евгения Онегина».
Стефани Сандлер, редактор журнала Перечитывая русскую поэзию
Один из самые обсуждаемые и неуловимые женские персонажи русской литературной традиция, пушкинская Татьяна Ларина – прародительница внушительного списка героинь, начиная от толстовской Анны Карениной в Пастернаковскую Лару Гишар в Доктор Живаго
.
Крупный ревизионист прочтение одного из центральных текстов русского канона, Поспешного «Татьяноцентрический» подход к Евгению Онегину оживляет наше понимание как героини Пушкина, так и романа в что она появляется. Поспешные шоу, с элегантностью и психологическим инсайт, как Татьяна способна реализовать свой творческий потенциал в контексте, полном реального риска и ограничений. Татьяна выходит как новая литературная, психологическая и культурная модель, именно те творческие напряжения и возможности, на которых Рисовал сам Пушкин.

Ольга Петерс
Поспешный — адъюнкт-профессор русской литературы Принстонского университета.
Она является автором «Орфических путешествий Цветёвой в
Worlds of the Word и соавтор Америка через русский язык
Глаза.
Запросы средств массовой информации и книготорговцев относительно рецензий, мероприятий и интервью можно направлять в отдел рекламы по адресу publicity@uwpress.wisc.edu или по телефону (608) 263-0734. (Если вы хотите проверить книгу на предмет возможного использования в курсе, см. нашу страницу «Учебники». Если вы хотите изучить книгу на предмет возможного лицензирования прав, см. раздел «Права и разрешения».)
Путеводитель по Евгению Онегину. Глава 5
Все предметы, которые либо пугали, либо очаровывали ее, с тайным смыслом, который они придавали…Святки
9000 2 Январь, выпал первый снег.
Обращение к темным силам
Завершающий ритуал, который она совершает, — вызвать вещий сон, и этот сон оказывается самым написанным о сне в истории русской литературы.
Поскольку она взывает к оккультным силам, перед сном ей приходится снять свой шелковый пояс, который обычно защищает ее от оккультизма. Над ее кроватью висит портрет Леля, древнеславянского эквивалента Эроса, а под подушкой она положила зеркало.
Сон
Ее сон ужасен и поистине пророческий! Она идет по заснеженному ландшафту и подходит к бурлящему потоку, который она не осмеливается пересечь. Появляется медведь и предлагает помочь ей перебраться. Хотя она в ужасе, она позволяет медведю помочь и пытается убежать от него, как только оказывается на другой стороне. В конце концов она падает, и медведь поднимает ее и несет в хижину. Внутри хижины за столом сидят гротескные монстры. К своему ужасу, она видит между ними Юджина; ясно, что он лидер монстров! Как только они замечают Татьяну, они начинают кричать: «Она моя! Она моя!» и тогда Онегин кричит: «Она моя!» и монстры исчезают. Онегин несет перепуганную девушку к постели, и тогда в избу входят Ольга и Ленский. Разгневанный тем, что их потревожили, Онегин закалывает Ленского ножом.
Сон наполнен общими элементами русских сказок: медведь, лес, избушка и чудища. Фрейд еще не родился, и целью сна было показать будущее, а не копаться в Таниной психике, но у Тани была книга, объясняющая сны. Набокову действительно удалось найти экземпляр книги Мартина Задека и найти те же символы, что и Таня в своем экземпляре. Он смог найти только три из списка: ворона предсказывает смерть родственника, ель предсказывает брак, а медведь означает богатство. Как мы увидим, все три сбудутся.
Несмотря на обещанное богатство и замужество, сон довольно зловещий. Особенно Онегин был в ее сне довольно темной фигурой; совсем не тот Онегин, к которому обращалась Таня в своем письме. Но во сне между ними было эротическое напряжение, которое было прервано приездом ее сестры и ее жениха. Поэтому неудивительно, что она изо всех сил пытается контролировать свои эмоции, когда видит Юджина в реальной жизни всего через несколько дней после сна.
именины Татьяны
Празднование именин перекликается со встречей монстров, которую она видела во сне. Онегин видит, что Таня с трудом приходит в себя, и догадывается, что он тому причиной. На краткий миг ей удается добиться его сочувствия, и он бросает на нее нежный взгляд, пробуждающий ее чувства к нему. Но больше всего Онегина бесит, что это не тот небольшой семейный сбор, который обещал Ленский, и он хочет наказать своего друга. Он флиртует с Ольгой весь вечер. Можно только представить, как это должно было волновать бедняжку Таню! Во всяком случае, глава 5 заканчивается тем, что Ленский ускакал прочь, собираясь вызвать Онегина на дуэль. ..
Пушкин во всей красе
В этой главе Пушкин действительно показывает нам, на что он способен. Здесь сошлись все его таланты. Это не просто фантастическая поэзия, наполненная аллитерациями и эмоциями; есть таинственная атмосфера сказки, есть старинные русские традиции, есть интригующая сюжетная линия. Я почти гарантирую вам, что вы уже взяли свою копию, чтобы перечитать некоторые строфы.
Пушкину удалось еще и несколько хитроумных структурных элементов: в главе 5 мы находим точную середину романа: строфа 5, строки 6-7: Все предметы либо пугали, либо очаровывали ее, с тайным смыслом, который они сообщали…
Начало 13-й строфы почти такое же, как 38-я строфа в 3-й главе, когда Таня убегает в сад. В главе 5 мы находим Ольгу, более румяную, чем предрассветная заря (21:11), напротив Тани, бледнее луны на заре (30:2).
Светлана
Эта глава посвящена Светлане, героине романтической баллады Жуковского, которую в кошмарном сне возлюбленный уносит в могилу.