Федор Достоевский ★ Бобок читать книгу онлайн бесплатно
1234567
Достоевский Федор Михайлович
Бобок
Федор Михайлович Достоевский
БОБОК
На этот раз помещаю «Записки одного лица». Это не я; это совсем другое лицо. Я думаю, более не надо никакого предисловия.
ЗАПИСКИ ОДНОГО ЛИЦА
Семен Ардальонович третьего дня мне как раз:
— Да будешь ли ты, Иван Иваныч, когда-нибудь трезв, скажи на милость?
Странное требование. Я не обижаюсь, я человек робкий; но, однако же, вот меня и сумасшедшим сделали. Списал с меня живописец портрет из случайности: «Все-таки ты, говорит, литератор». Я дался, он и выставил. Читаю: «Ступайте смотреть на это болезненное, близкое к помешательству лицо».
Оно пусть, но ведь как же, однако, так прямо в печати? В печати надо все благородное; идеалов надо, а тут…
Скажи по крайней мере косвенно, на то тебе слог. Нет, он косвенно уже не хочет. Ныне юмор и хороший слог исчезают и ругательства заместо остроты принимаются. Я не обижаюсь:
не бог знает какой литератор, чтобы с ума сойти. Написал повесть — не напечатали. Написал фельетон — отказали. Этих фельетонов я много по разным редакциям носил, везде отказывали: «Соли, говорят, у вас нет».
— Какой же тебе соли, — спрашиваю с насмешкою. — аттической?
Даже и не понимает. Перевожу больше книгопродавцам с французского. Пишу и объявления купцам: «Редкость! Красненький, дескать, чай, с собственных плантаций…» За панегирик его превосходительству покойному Петру Матвеевичу большой куш хватил. «Искусство нравиться дамам» по заказу книгопродавца составил. Вот этаких книжек я штук шесть в моей жизни пустил. Вольтеровы бонмо хочу собрать, да боюсь, не пресно ли нашим покажется. Какой теперь Вольтер; нынче дубина, а не Вольтер! Последние зубы друг другу повыбили! Ну вот и вся моя литературная деятельность. Разве что безмездно письма по редакциям рассылаю, за моего полною подписью. Все увещания и советы даю, критикую и путь указую. В одну редакцию на прошлой неделе сороковое письмо за два года послал; четыре рубля на одни почтовые марки истратил. Характер у меня скверен, вот что.
Думаю, что живописец списал меня не литературы ради, а ради двух моих симметрических бородавок на лбу: феномен, дескать. Идеи-то нет, так они теперь на феноменах выезжают. Ну и как же у него на портрете удались мои бородавки, — живые! Это они реализмом зовут.
А насчет помешательства, так у нас прошлого года многих в сумасшедшие записали. И каким слогом: «При таком, дескать, самобытном таланте… и вот что под самый конец оказалось… впрочем, давно уже надо было предвидеть…» Это еще довольно хитро; так что с точки чистого искусства даже и похвалить можно. Ну а те вдруг еще умней воротились. То-то, свести-то с ума у нас сведут, а умней-то еще никого не сделали.
Всех умней, по-моему, тот, кто хоть раз в месяц самого себя дураком назовет, — способность ныне неслыханная! Прежде, по крайности, дурак хоть раз в год знал про себя, что он дурак, ну а теперь ни-ни. И до того замешали дела, что дурака от умного не отличишь. Это они нарочно сделали.
Припоминается мне испанская острота, когда французы, два с половиною века назад, выстроили у себя первый сумасшедший дом: «Они заперли всех своих дураков в особенный дом, чтобы уверить, что сами они люди умные». Оно и впрямь, тем, что другого запрешь в сумасшедший, своего ума не докажешь. «К. с ума сошел, значит, теперь мы умные». Нет, еще не значит.
Впрочем, черт… и что я с своим умом развозился: брюзжу, брюзжу. Даже служанке надоел. Вчера заходил приятель: «У тебя, говорит, слог меняется, рубленый. Рубишь, рубишь — и вводное предложение, потом к вводному еще вводное, потом в скобках еще что-нибудь вставишь, а потом опять зарубишь, зарубишь…»
Приятель прав. Со мной что-то странное происходит. И характер меняется, и голова болит. Я начинаю видеть и слышать какие-то странные вещи. Не то чтобы голоса, а так как будто кто подле: «Бобок, бобок, бобок!»
Какой такой бобок? Надо развлечься.
______________
Ходил развлекаться, попал на похороны. Дальний родственник. Коллежский, однако, советник. Вдова, пять дочерей, вое девицы. Ведь это только по башмакам, так во что обойдется! Покойник добывал, ну а теперь пенсионишка. Подожмут хвосты. Меня принимали всегда нерадушно. Да и не пошел бы я и теперь, если бы не экстренный такой случай. Провожал до кладбища в числе других; сторонятся от меня и гордятся. Вицмундир мой действительно плоховат. Лет двадцать пять, я думаю, не бывал на кладбище; вот еще местечко!
Читать дальше
1234567
Фёдор Достоевский лучшие книги читать на ReadRate
Фёдор Достоевский — русский писатель.
Фёдор Михайлович Достоевский родился в Москве осенью 1821 года. Отец принадлежал к древнему дворянскому роду Достоевских, работал врачом. Мать — дочь купца. У Фёдора было семь братьев и сестёр. Семья жила скромно. Родители много трудились, чтобы обеспечить детям образование. Мальчика учила читать мать с помощью религиозных книг.
В юности старшие сыновья Достоевских, Фёдор и Михаил, учились у частных учителей французскому, математике и словесности. С 1834-го они три года обучились в престижном пансионе. После смерти матери будущий писатель вместе с братом уехал в Санкт-Петербург, чтобы готовиться к поступлению в Главное инженерное училище. Оба хотели связать жизнь с литературой, но отец не воспринимал их намерения всерьёз. Фёдор много читал. Его особенно интересовали Лермонтов и Гоголь, а среди зарубежных — Шекспир, Гофман, Гёте, Шиллер и Гомер.
В 1838 году юноша вместе с друзьями создал литературный кружок. Тогда же он начал сочинять свои первые произведения. После окончания учёбы в 1843 году Достоевский работал инженером-подпоручиком в Петербургской инженерной команде. Спустя год он решил уйти с должности и полностью посвятить себя литературе.
Произведение «Бедные люди» стало первой большой публикацией начинающего прозаика, которую высоко оценили критики и литераторы. Поднятые в романе темы нашли отклик и в сердцах читателей. Достоевского приняли в «кружок Белинского» и окрестили «новым Гоголем». Однако следующая книга «Двойник» в момент выхода уже не вызвала бурного восторга. Из-за ссоры с Тургеневым Фёдора Михайловича выгнали из «кружка». Потом он повздорил с Некрасовым, редактором издания «Современник», в котором он публиковал свои работы. С тех пор его печатали «Отечественные записки».
В 1946 году автор познакомился с Петрашевским, организатором встреч, именуемых «пятницами». Во время них говорили об отмене крепостного права, свободе книгопечатания и прочих прогрессивных изменениях в стране. Однажды на очередном обсуждении Фёдор познакомился с коммунистом Спешнёвым. Писатель стал членом его тайного общества, которое хотело организовать переворот в стране.
В апреле 1849-го всех петрашевцев арестовывали. Достоевского приговорили к смертной казни. Однако приговор позже заменили на каторгу в Сибири. Автора лишили дворянского чина и состояния. Ему было тяжело переносить как физически, так и морально, нахождение в неволе. Фёдору было трудно находить друзей среди малообразованных уголовников. Тяжёлые годы на каторге сделали из него глубоко религиозного человека, каким он был до самой смерти.
В 1957 году после получения помилования для всех петрашевцев Достоевский был амнистирован, а также восстановлен в правах на издание своих произведений. На свободу он выходил не тем юным и наивным искателем истины, а человеком со сформировавшимися жизненными взглядами.
Спустя пару лет после возвращения Фёдор вместе с братом начал издавать собственный литературно-политический журнал под названием «Время». В 1863 году братья Достоевские закрыли его и занялись новым, дав ему имя «Эпоха». В этот период автор успел попутешествовать по Европе, где получил массу впечатлений для написания новых трудов.
После смерти брата прозаик продолжил их общее дело в одиночку. На страницах журнала было опубликовано несколько его произведений, в том числе и его знаменитые «Униженные и оскорблённые». «Эпоху» тоже пришлось закрыть. За ним было куча долгов, что вынудило автора подписать не слишком невыгодный для себя договор о публикации своих произведений с издателем Стеловским. Тогда же Достоевский начал писать «Преступление и наказание».
Писатель был женат дважды. С Марией Исаевой он познакомился после возвращения с каторжных работ. Они поженились в 1957-ом. Спустя семь лет Фёдор Михайлович овдовел. Вторая супруга автора, Анна Сниткина, стала главной помощницей в его жизни. Она занималась подготовкой рукописей к печати и финансовыми вопросами писателя. Роман «Братья Карамазовы» Достоевский посвятил именно ей. Анна родила мужу четверых детей.
Фёдор Михайлович умер в конце января 1881 года от туберкулёза.
О «Бобоке» Достоевского — Стивен Р. Крайевельд
«Бобок » с подзаголовком «Записки одного лица» написана в стиле дневниковой записи от первого лица неким борющимся писателем по имени Иван Иваныч. В очень коротком предисловии он настаивает на том, что автор «не я, это совершенно другой человек», что совершенно неубедительно. (Повсюду я использую перевод Ричарда Пивера и Ларисы Волохонской). Это заметки Ивана Иваныча, писателя-неудачника, который, по его словам, изо всех сил пытался опубликовать какое-либо серьезное произведение. Вместо этого он пишет объявления для торговцев, собирает пустяковые комиссионные работы вроде Искусство доставлять удовольствие дамам и так далее. Во всем этом, конечно, нет вины Ивана Иваныча. «В наши дни юмор и хороший стиль исчезают, а брань принимается за остроумие». Его рассказы неоднократно отвергаются; издатели считают, что ему «не хватает соли». Скоро становится ясно, что Иван Иваныч, недавно изображенный на насмешливом портрете, распутывается, начинает сходить с ума. Его письмо становится прерывистым и беспорядочным. Он обнаруживает, что его характер меняется, что у него болит голова, что он стал видеть и слышать вещи: «Не совсем голоса, а как будто рядом кто-то есть: «Бобок, бобок, бобок!» Что это такое? бобок? Он спросил.
(По-русски «бобок» означает «фасолька» — и если это звучит как ерунда, то это потому, что так и должно быть.) Хотя мой рассказ будет сосредоточен на более серьезных сторонах этой истории, я хочу подчеркнуть, что это тоже очень забавно — чтобы не создавалось впечатление, что это тяжелая история (на самом деле она довольно легкая). Мой анализ, вероятно, раскрывает обо мне не меньше, чем о Достоевском.
Собственно история начинается с того, что Иван Иваныч резко сообщает нам, что он «вышел на развлечение, а попал на похороны». Похороны дальнего родственника, с которым нет никакой близости. На самом деле к Ивану Иванычу относятся свысока (семья, кажется, имеет более высокий социальный статус), и его практически игнорируют на протяжении всех похорон. Когда провожающие идут в ближайший ресторан на поминки, а потом собираются на поминки, Иван Иваныч остается с могилами. Задержавшись среди них, он, наконец, садится на надгробную плиту и впадает в раздумья, забывая о своем окружении.
Внезапно он слышит голоса, отчетливые голоса; он совершенно уверен, что они исходят из могил. — Ваше превосходительство, это просто невозможно, сэр. Так говорит первый голос — подхалим, обращающийся к самодовольному генералу. Иван Иваныч все прислушивается, как раздаются еще голоса; оказывается, это голоса умерших, зарытых в окрестных могилах.
Некоторые из мертвых уже знают, что они мертвы, другим нужно сказать об этом, а третьи, кажется, не осознают, что они на самом деле мертвы. Их разговоры решительно — поразительно — обыденны, поскольку они вспоминают события из своей жизни и места, которые они занимали. Сначала разговор вежливый, но вскоре становится наглым, когда некоторые из мертвых решают покончить со стыдом. В конце концов, они мертвы — зачем что-то скрывать? «Я ужасно, ужасно хочу раздеться!» — визжит одна из женщин.
Очевидно, что заботы мертвых, их разговоры, их страхи и желания и т. д. такие же, как и у живых. Они банальны; в это время мы могли бы подслушивать в любой гостиной, за исключением того небольшого факта, что собеседники мертвы. Можно подумать, что в таком глубоком месте, как кладбище, где собрались души, покинувшие мирской план, было бы больше содержательного разговора. Есть два простых способа интерпретировать это положение дел — прямое и обратное.
Во-первых, его можно интерпретировать как сатирический очерк о мелочных заботах людей (особенно социальных), которые настолько глубоко укореняются, что, даже если бы они умерли, а затем оказались в последних муках сознания (я объясню это короче), они никак не могли избавиться от такого мышления. Маленькие желания, маленькая ревность, подпитываемые эго заботы о статусе, и так, которые сформировали их существование на земле , уходят так глубоко , что даже то, что должно быть великолепным шоком от обнаружения себя в сознании в могиле среди мертвых других не может вытряхнуть их оттуда. Я называю это прямым путем, потому что он перетаскивает заботы живых в их смерть.
Эта идея связана с теорией сознания, предложенной одним из умерших, «местным доморощенным философом, естествоиспытателем и магистром» Платоном Николаевичем. Философ «объясняет все это самым простым фактом, а именно тем, что там, наверху, пока мы были еще живы, мы ошибочно считали там смерть смертью. Здесь тело как бы снова оживает, концентрируются остатки жизни, но только Это — не знаю, как сказать — жизнь, продолжающаяся как бы по инерции. Все концентрируется, по его мнению, где-то в сознании, и продолжается еще месяца два-три… год…» Жизнь концентрируется в сознании до того, как, по-видимому, человек переходит в другую (лучшую) сферу.
Во-вторых, вы можете интерпретировать это в обратном порядке. Голоса мертвых слушают: Иван Иваныч слушает. Но разве не у всех людей, которые умирают, есть аудитория? Мы помним умерших, мы помним их такими, какими они были живы. Мы могли бы, сознательно или нет, нарисовать об усопших лучшую картину, чем того требует их реальное существование, но все равно: мертвые живут в памяти тех, кто остался позади. Они остаются в мире какое-то время, пока не настанет момент, которого некоторые боятся больше, чем смерть, когда действительно не останется никого в живых, чтобы помнить их.
Конечно, нельзя не отметить, что Иван Иваныч, похоже, сходит с ума. Не может быть — что я говорю? конечно, нет никаких реальных голосов, доносящихся из могил. Это приводит к другому объяснению: Иван Иваныч в своей отчаянной попытке придумать что-нибудь интересное, чтобы поместить в книгу и издать, наконец-то полезную идею, выдумывает голоса. Он отпускает себя и галлюцинирует мертвых. Вот тут-то и появляется сатира: даже в таком месте и при таком материале все, что бедный Иван Иваныч может вообразить, — это пустая светская болтовня. Он вполне может изрыгать отрывки из разговоров, которые подхватил где-то еще, вонзая кусочки в землю в надежде, что из них что-нибудь вырастет. Но ничего не происходит. Даже здесь ему не хватает соли.
Но подождите: не забудем Достоевского, который там с нами разговаривает. Это становится ясно, когда мы доходим до следующего отрывка, незадолго до того, как Иван Иваныч прерывает голоса: «Я хочу, чтобы не было лжи. Это единственное, чего я хочу, потому что это главное. Невозможно жить на земле и не лгать». , ибо жизнь и ложь синонимы, а тут ради забавы не будем лгать, черт возьми, могила ведь что-то значит! в настоящее время. »
То, что может быть принято сначала за позор мертвеца — как своего рода очернение характера, — может, в конце концов, быть добродетелью мертвеца: в смерти открывается возможность истины. Истина как честная оценка: нет больше лжи вне жизни , когда жизнь прожита. И разве смерть здесь не литературная метафора? Мертвые говорят в наших воспоминаниях — как в наших индивидуальных, так и в коллективных воспоминаниях — подобно тому, как призрачные фигуры в литературе говорят с нами из-за пределов этого мира (хотя и странным образом в нем). Ни мертвых, ни вымышленных не существует, но у них есть голоса. И хотя мы, возможно, не сможем жить без лжи, не можем ли мы написать без лжи? Можем ли мы выйти за пределы мира и дать отчет о нем точно таким, какой он есть? Мы можем рассказывать правдивые истории. Это, по крайней мере, надежда; это было одной из давних забот Достоевского. Он написал «Князь Мышкин» в «Идиот » в попытке изобразить христоподобную фигуру, живущую правдой, — в основном с катастрофическими последствиями. Быть честным даже не всегда достаточно. Но Достоевский, пожалуй, ближе всего к истине о человеческом состоянии, изображая князя Мышкина.
Одиночество тоже. Иван Иваныч как будто никуда не годится. Его raison d’être — писательство — не ценят те, кто (якобы) имеет право его судить. А как человека, как присутствие, его не ценят даже на похоронах у родственника. У него нет другого выхода, кроме мертвых, потому что немногие другие готовы обращать на него внимание. Но и здесь Иван Иваныч только подслушивает — совсем как на похоронах, когда он оказался не совсем приглашенным, стоящим на обочине. Как только он объявляет о своем присутствии чиханием, голос стихает, и он снова остается один. Однако, как настоящий писатель, он берет это на себя: он клянется найти больше голосов и сделать единственное, на что способен писатель: превратить их в литературу.
Сознание мертвых, в конце концов, ничем не отличается от сознания живых. Это еще одна составляющая истории — она показывает нам, как много нашего сознания тратится по пустякам. Вывод Ивана Иваныча, выслушав речь мертвых, так же относится к нам, как и к мертвым: «Разврат в таком месте, разврат последних надежд, разврат дряблых и гниющих трупов и — не щадя даже последних мгновений жизни». сознание! Им даны, им дарованы эти мгновения и…»
Им даровано не больше, чем нам самим быть живыми. У нас выходит лучше?
Бобок Резюме — eNotes.com
Цитата страницы Начать эссе значок-вопрос Спросите репетитораПоследнее обновление: 19 июня 2019 г., редакция eNotes. Количество слов: 300
«Бобок» Федора Достоевского рассказывается с точки зрения борющегося писателя Ивана Ивановича, личность которого свидетельствует о душевной нестабильности и смятении. Иванович едет на похороны далекого члена семьи, на которые решает пойти в качестве развлечения. Оставшись, пока провожающие участвуют в поминальном обеде, Иванович задерживается на кладбище, сидя на одном из надгробий.
Писать сочинение?
Получить пользовательский контур
Наша лаборатория сочинений поможет вам справиться с любым заданием за считанные секунды, независимо от того, изучаете ли вы Макбета или Американскую революцию. Попробуйте сегодня!
Начать эссеНаходясь там, он начинает слышать голоса. Это голоса погребенных (позже мы узнаем теоретическое объяснение этого, данное философом Николаевичем: по мнению философа, даже после смерти тела продолжается сознание, прежде чем медленно рассеяться со временем). Таким образом, Иванович подслушивает тайные разговоры погребенных, очень похожие на разговоры живых.
См. eNotes без рекламы
Начните 48-часовую бесплатную пробную версию , чтобы получить доступ к более чем 30 000 дополнительных руководств и более чем 350 000 вопросов помощи при выполнении домашних заданий, на которые наши эксперты ответили.
Уже зарегистрирован? Войдите здесь.
Клиневич предлагает, поскольку все они в любом случае мертвы, они должны отбросить свой позор (поскольку стыд является качеством жизни) и насладиться тем, что они разделят с другим все жалкие вещи, которые они сделали в жизни. Мертвые с энтузиазмом соглашаются с этим.
В этот момент Иванович чихает, и разговор прекращается. Он уходит. Иванович решает продолжить поиски на кладбищах новых разговоров, которые он намеревается использовать для публикации.
Ссылайтесь на эту страницу следующим образом:
«Бобок — Резюме» eNotes Publishing Эд. Редакция электронных заметок. eNotes.com, Inc. eNotes.com 27 декабря 2022 г.
Примечание: При ссылке на онлайн-источник важно указывать все необходимые даты. Цитата выше будет включать 2 или 3 даты.
- Если есть три даты, первая дата является датой оригинала публикация в традиционной печати. Второе – это дата публикация онлайн или последняя модификация онлайн. Последняя дата сегодня date — дата, когда вы цитируете материал.
- Если указаны две даты, дата публикации и появления
онлайн то же самое, и будет первой датой в цитировании.
Последнее обновление: 5 мая 2015 г., редакция eNotes. Количество слов: 681
Рассказчик, Иван Иванович, недовольный, неудачливый писатель, которому отказали в одном романе и в многочисленных журналистских колонках. Он зарабатывает на жизнь переводами с французского и написанием рекламных объявлений. Он горд, возмущается отсутствием успеха и размышляет о своем отказе. Его мучительное психическое состояние, вызванное сильным чувством неполноценности, заставляет других считать его сумасшедшим. Он сам признается, что с ним происходит что-то странное. Он жалуется на головные боли, видит и слышит странные видения и звуки. Его преследует загадочный звук — «бобок». Чтобы отвлечься, он посещает похороны дальнего родственника, где с ним обращаются надменно, что усугубляет его унижение и обиду.


Ссылайтесь на эту страницу следующим образом:
«Бобок — Резюме» Полное руководство по рассказам, критическое издание Эд. Чарльз Э. Мэй. eNotes.com, Inc.
2004 eNotes.com 27 декабря 2022 г.
Примечание: При ссылке на онлайн-источник важно указывать все необходимые даты. Цитата выше будет включать 2 или 3 даты.
- Если есть три даты, первая дата является датой оригинала публикация в традиционной печати. Второе – это дата публикация онлайн или последняя модификация онлайн. Последняя дата сегодня date — дата, когда вы цитируете материал.
- Если указаны две даты, дата публикации и появления онлайн то же самое, и будет первой датой в цитировании. Второе свидание сегодня date — дата, когда вы цитируете материал.
См. eNotes без рекламы
Начните 48-часовую бесплатную пробную версию , чтобы получить доступ к более чем 30 000 дополнительных руководств и более чем 350 000 вопросов помощи при выполнении домашних заданий, на которые наши эксперты ответили.
Получите 48 часов бесплатного доступа Уже зарегистрирован? Войдите здесь.