Князь Олег – краткая биография. Краткая биография олег князь самое главное
Рюрик по причине несовершеннолетия был вынужден передать право управления Русью Олегу. Летописи, дошедшие до дней наших, повествуют о том, что Олег проявил себя как воинственный правитель. У него были грандиозные планы. Олег желал, чтобы ему принадлежал водный путь к Греции – река Днепр. Чтобы достичь намеченной цели, Олегу необходимо было подчинить своей власти народности и народы на Днепре живущие. Для осуществления задумки Олегу была необходима многочисленная и сильная армия. Сказано – сделано.
Пошел Олег со своею дружиной к намеченной цели. Первым городом, попадавшим на его пути был Смоленск, который был завоеван достаточно легко. Затем настала очередь Любеча. А потом и Киев показался. Олег был наслышан, что Киев, что говорится, голою рукою не возьмешь. Тогда он применил военную хитрость. Он со своими дружинниками сел в лодки и киевским князьям представился купцами. Так и взял он славный Киев-град. И стал он в Киеве княжить.
Но долго находиться на одном месте Олегу было скучно. Тогда он с дружиною своею стал набегать на земли в притоках Днепра и обкладывать данью народы, в тех местах живущие. А чтобы власть свою над ними укрепить, строил там остроги свои. Но и это занятие быстро Олегу наскучило.
Задумал Олег дело большое. Походом идти на Византию. Тогда он и флот велел в порядок привести, ладей только тысячи построить необходимо было. Сказано – и это сделано.
Летописцы древней Руси отмечают 906 год. Это дата, когда Олег к вратам Царьграда подошел. Люди, живущие в Царьграде, были в ужасе. Потому что видели они, какие ужасы творит Олег на их землях, боялись они его. Тогда решили византийцы, что уплатят огромную дань Олегу. Олег согласился на их предложение и вернулся на родину обласканный, как сегодня говорят, деньгами и славой.
Когда Олег с воинами вернулся на родные земли, то много слухов разных о нем слагалось. Говорили всякое. Упоминали, что Олег посуху на лодках к Царьграду подъезжал; что прибил свой щит на воротах города….
Эти досужие разговоры привели к тому, что Олегу стали приписывать необыкновенные могущественные силы. Все это дошло до нашего времени в летописях, которые велись тщательно во всех городах Руси.
Важна дата – 912 год. Это год смерти храброго русского князя Олега. Смерть его – это хрестоматийный пример из курса истории и литературы. Все мы со школьной скамьи помним, что Олег скончался от укуса змеи, которая выползла из черепа его верного коня. Кроме того, этот факт литературно преломлен гением русской литературы Александром Сергеевичем Пушкиным.
Для детей
Интересные факты и даты из жизни
Князь Олег Киевский, Олег Вещий, князь Новгородский и так далее. У Олега – одного из первых известных русских князей было много прозвищ. И каждое из них давали ему обоснованно.
Самое интересное в изучении биографии людей, живших так давно, это то, что нам так и не дано узнать, как все было на самом деле. И это касается абсолютно любых фактов, даже имен и прозвищ.
Тем не менее, в истории нашей страны есть определенное количество документов, летописей и других бумаг, написанному на которых многие историки, почему-то, верят.
Предлагаю долго не раздумывать на тему того, так ли было все на самом деле, а просто окунуться с головой в самые далекие уголки истории России. Начнем мы с самого начала. С происхождения князя Олега.
Происхождение Олега
Самое интересное, что на просторах интернета я нашел несколько версий происхождения князя Олега Вещего. Основные – две. Первая опирается на всем известную летопись «Повесть временных лет», а вторая– на Новгородскую Первую летопись. Новгородская летопись описывает более ранние события Древней Руси, потому сохранила фрагменты более раннего периода жизни Олега. Тем не менее, она содержит неточности в хронологии по событиям X века. Впрочем, обо всем по порядку.
Итак, согласно «Повести Временных Лет», Олег был соплеменником Рюрика. Некоторые историки считают его братом жены Рюрика. Более точное происхождение Олега в «Повести Временных Лет» не указывается. Существует гипотеза о том, что Олег имеет скандинавские корни и носит имя героя нескольких норвежско-исландских саг.
После смерти основателя княжеской династии Рюрика (по некоторым источникам — истинного создателя Древнерусского государства) в 879 году, Олег стал княжить в Новгороде как опекун малолетнего сына Рюрика Игоря.
Походы князя Олега
Объединение Киева и Новгорода
Опять же, если следить за историей и далее по «Повести Временных Лет», то в 882 году князь Олег, взяв с собой большое войско, состоящее из варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей и представителей других племен взял города Смоленск и Любеч, где посадил наместниками своих людей. Далее по Днепру он спустился к Киеву, где правили два боярина не племени Рюрика, но были варягами: Аскольд и Дир. Олег не хотел с ними воевать, потому отправил к ним посла со словами:
Купцы мы, едем в греки от Олега и от Игоря княжича, да приходите к роду своему и к нам.
Аскольд и Дир пришли… Олег спрятал некоторых воинов в ладьях, а других оставил за собой. Сам же пошёл вперёд, держа на руках юного княжича Игоря. Предъявив им наследника Рюрика, малолетнего Игоря, Олег сказал: «А он — сын Рюрика». И убил Аскольда и Дира.
Другая же летопись, состоящая из информации различных источников XVI века, приводит более подробный рассказ об этом захвате.
Олег высадил часть своей дружины на берег, обговорив тайный план действий. Сам, сказавшись больным, остался в ладье и послал к Аскольду и Диру извещение, что везёт много бисера и украшений, а также имеет важный разговор к князьям. Когда те взошли на ладью, Олег убил Аскольда и Дира.
Князь Олег оценил удобное расположение Киева и перебрался туда с дружиной, объявив Киев «матерью городов русских». Тем самым он объединил северный и южный центры восточных славян. По этой причине именно Олега, а не Рюрика иногда считают основателем Древнерусского государства.
Следующие 25 лет князь Олег был занят расширением своей державы. Он подчинил Киеву племена древлян (в 883 году), северян (в 884 году), радимичей (в 885 году). А древляне и северяне платили дать хазарам. «Повесть Временных Лет» оставила текст обращения Олега к северянам:
«Я враг хазарам, поэтому и вам незачем платить им дань.» К радимичам: «Кому дань даёте?». Те ответили: «Козарам». И говорит Олег: «Не давайте Козаром, но мне давайте». «И владел Олег древлянами, полянами, радимичами, уличами и тиверцами».
Поход князя Олега на Царьград
В 907 году, снарядив 2000 ладей (это такие лодки) по 40 воинов в каждой (согласно «Повести Временных Лет»), Олег выступил в поход на Царьград (ныне – Константинополь). Византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив таким образом врагам возможность грабить и разорять только пригороды Константинополя. Однако Олег пошёл другим путем.
Князь приказал своим воинам сделать большие колеса, на которые они поставили свои ладьи. И как только подул попутный ветер, паруса поднялись и наполнились воздухом, который погнал лодки к городу.
Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, Олег получил по 12 гривен на каждого воина и приказал Византии платить дань «на русские города». В довесок к этому, князь Олег распорядился принимать в Царьграде русских купцов и торговцев так славно, как никто и никогда не принимал. Оказывать им все почести и обеспечивать им лучшие условия, словно ему самому. Ну а если эти купцы и торговцы начнут нагло себя вести, то Олег приказал выгнать их из города.
В знак победы Олег прибил свой щит к вратам Царьграда. Главным результатом похода стал торговый договор о беспошлинной торговле Руси в Византии.
Многие историки считают этот поход вымыслом. О нём нет ни единого упоминания в византийских летописях тех времен, достаточно подробно описавших подобные походы в 860 и 941 годах. Есть сомнения и в отношении договора 907 года, текст которого представляет собой почти дословное повторение договоров 911 и 944 годов.
Возможно, поход всё же был, но без осады Царьграда. «Повесть Временных Лет» в описании похода Игоря Рюриковича в 944 году передаёт «слова византийского царя» к князю Игорю: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и ещё к той дани».
В 911 году князь Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило «многолетний» мир и заключило новый договор. По сравнению с договором 907 года из него исчезает упоминание о беспошлинной торговле. Олег именуется в договоре «великим князем русским». В подлинности соглашения 911 года сомнений не возникает: она подкрепляется как лингвистическим анализом, так и упоминанием в византийских источниках.
Смерть князя Олега
В 912 году, как сообщает все та же «Повесть временных лет», князь Олег погиб от укуса змеи, которая выползла из черепа его мертвого коня. О смерти Олега уже много написано, поэтому долго останавливаться на этом мы не будем. Что уж там говорить… Каждый из нас изучал произведение великого классика А.
С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге» и, хотя бы раз в своей жизни видел эту картину.Смерть князя Олега
В Новгородской первой летописи, о которой мы говорили ранее, Олег представлен не князем, а воеводой при Игоре (том самом малолетнем сыне Рюрика, с которым он входил в Киев согласно «Повести Временных Лет»). Убивает Аскольда, захватывает Киев и идёт войной на Византию тоже Игорь, а Олег возвращается обратно на север, в Ладогу, где умирает не в 912, а в 922 году.
Обстоятельства смерти Вещего Олега противоречивы. «Повесть временных лет» сообщает, что перед смертью Олега было небесное знамение. По киевской версии, отражённой в «Повести временных лет», его могила князя находится в Киеве на горе Щековице. Новгородская первая летопись помещает его могилу в Ладоге, но в то же время говорит, что он ушёл «за море».
В обоих вариантах присутствует легенда о смерти от змеиного укуса. По преданию, волхвы предсказали князю Олегу, что он умрёт именно от своего любимого коня. После этого Олег приказал увести коня и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер.
Князь Олег: годы правления
Дата смерти Олега, как и все летописные даты русской истории до конца X века, носит условный характер. Историки отметили, что 912 год является также годом смерти византийского императора Льва VI — антагониста князя Олега. Возможно летописец, знавший, что Олег и Лев были современниками, приурочил окончание их правлений к одной и той же дате. Аналогичное подозрительное совпадение — 945 — и между датами смерти Игоря и свержения с престола его современника, византийского императора Романа I. Учитывая к тому же, что новгородская традиция относит смерть Олега к 922 году, дата 912 становится ещё более сомнительной. Продолжительность княжения Олега и Игоря составляет по 33 года, что вызывает подозрение в былинном источнике этих сведений.
Если же дату смерти принять по Новгородской летописи, то годы его правления – 879-922. Что уже составляет не 33, а 43 года.
Как я уже говорил в самом начале статьи, нам пока что не дано узнать точные даты настолько далеких событий. Конечно, двух правильных дат быть не может, особенно когда мы говорим о разнице в 10 лет. Но пока что можно условно принять обе даты за истину.
P.S. Я прекрасно помню историю России в 6-м классе, когда мы проходили эту тему. Должен сказать, что изучая все нюансы жизни князя Олега я открыл для себя много новых «фактов» (надеюсь, что Вы понимаете, почему я взял это слово в кавычки).
Уверен, что этот материал станет полезен для тех, кто готовится выступить перед классом/группой с докладом на тему правления князя Олега Вещего. Если же у Вас есть, чем его дополнить, жду Ваших комментариев ниже.
А если Вы просто интересуетесь историей нашей страны, то советую посетить рубрику «Великие полководцы России» и ознакомиться со статьями в этом разделе сайта.
В 879 г., оставив малолетнего сына Игоря, умер новгородский князь Рюрик . Правление взял в свои руки Олег Вещий, князь новгородский с 879 г. и великий князь киевский с 882 г. Стремясь расширить свои владения, князь собрал достаточно сильное войско. В него вошли кривичи, ильменские славяне и представители финских племен. Двинувшись на юг, Олег присоединил к своим владениям города Смоленск и Любеч. Однако планы молодого правителя были более грандиозны. Отдав власть в завоеванных городах верным ему людям, воинственный князь двинулся к Киеву. Поход Олега на Киев увенчался успехом. В 882 г. город был захвачен, а его правители Аскольд и Дир — убиты. Олег взошел на киевский престол. Этот же год считается датой .
Правление князя Олега в Киеве началось с укрепления городских стен и защитных сооружений. Границы Киевской Руси также укреплялись небольшими крепостями («заставами»), где несли постоянную службу дружинники. В 883-885 гг. князь предпринял несколько успешных походов. Были подчинены славянские племена, селившиеся по берегам Днепра, радимичи, жившие на берегах Днестра, Буга, Сожа, древляне и северяне. По приказу Олега в захваченных землях строились города. Покоренные племена были обязаны платить подати. Собственно, вся внутренняя политика Олега, как и других князей того времени, сводилась к сбору податей.
Внешняя политика Олега была успешной. Важнейшим событием стал поход на Византию в 907 г. Князь собрал для этого похода огромное по тем временам войско (по некоторым сведениям, до 80 тыс. человек). Византия, несмотря на оборонительные хитрости греков, была захвачена, пригороды — разграблены. Результатом похода стала богатая дань, а также торговые льготы для русских купцов. Через пять лет мир с Византией был подтвержден заключением письменного договора. Именно после этого похода великий киевский князь Олег, основатель государства Киевская Русь, стал называться Вещим (т.е. чародеем).
Князь Олег, один из величайших правителей Руси, умер в 912 г. Его смерть окутана легендами. По одной из них, наиболее известной, Олег спросил о своей смерти встреченного на дороге волхва. Тот предсказал князю гибель от любимого боевого коня. На этого коня князь никогда больше не садился, но приказал приближенным заботиться о нем. Через много лет Олег пожелал увидеть кости коня, решив, что волхв ошибся. Он наступил на череп, а из него выползла ядовитая змея и ужалила князя. После смерти Олег был похоронен в Киеве. Существует и другая версия гибели князя, согласно которой воинственный Олег погиб в бою.
Биография Олега, ставшего первым князем, жизнь и деяния которого подтверждены летописями, стала источником множества легенд и литературных произведений. Одно из них — «Песнь о Вещем Олеге» — принадлежит перу А.С. Пушкина.
Князь Олег (Вещий Олег)
Правитель Киевской Руси.
Дата рождения — ?
Дата смерти — 912 (по другим данным 922)
Годы правления — (879—912)
Основные события во время правления:
882 год — завоевание Киевского княжества.
907 год — поход на Константинополь; подписание первого мирного договора с греками.
К сожалению, до наших времен сохранились только две летописи, упоминающие Олега, — «Повесть временных лет» и «Новгородская летопись младшего извода», поскольку начало летописи старшего извода не уцелело. Есть еще документы, происходящие из Византии, мусульманских стран, Хазарии. Но и в них сведения малы и отрывочны. Причем версии биографии князя Олега, изложенные в этих памятниках, разнятся, а хронология путается. По версии «Повести временных лет», Олег, племянник Рюрика. В 879 году, умирая, Рюрик передал правление Олегу за малолетством сына Игоря, которому было всего два года.
Новгородская летопись писалась с более раннего летописного свода, однако содержит неточности в хронологии по событиям X века. Согласно этому документу княжеский титул был жалован Олегу умирающим Рюриком и до вхождения на престол его сына Игоря, Олег должен был опекать и присматривать за мальцом.
Но всё-таки, смысл двух документов сводится к одному. Судьба свела князя Олега и малолетнего князя Игоря.
Дата рождения князя Олега неизвестна, вероятно, он был немного младше Рюрика. Рюрик не ошибся в своем выборе, когда на смертном одре завещал именно Олегу своего сына и новгородский стол.
Олег стал настоящим отцом для княжича, заложив в Игоре такие черты как исключительная храбрость, мужество, честь, вера в родных богов и почитание предков.
В 879 году Рюрик оставляет Новгородский престол малолетнему Игорю, Олег принимает правление как опекун и в течение 3 лет готовился к походу на Киев.
Олег собрал большое войско и в 882 году двинулся к Киеву. Ему удалось собрать под своим началом представителей многих народов, населявших тогда Русь и о которых сегодня сохранились только названия: веси, меря, чудь, кривичи, ильмените словлены и др. В поход он взял с собой и юного княжича Игоря. Войско плыло на ладьях.
По дороге он последовательно осаждает и берет Смоленск, стольный град племени славян-кривичей и город Любеч, славянского племени северян.
Олег был хитер и коварен. Князь укрыл в ладьях воинов и, приблизившись к Киеву, послал Аскольду и Диру, правителям города, гонца с вестью: новгородские купцы, следующие в Грецию, желают их видеть. Не подозревая худого, те вышли на берег Днепра без личной охраны. Олег сказал им: «Я Олег князь, а это Игорь Рюрикович княжич» — и тут же убил Аскольда и Дира. Олег показал Игоря и назвал его истинным властителем Киева. Киевские жители и дружина, не оказав сопротивления, признали новую власть.
Расположение Киева показалось Олегу весьма удобным, и он перебрался туда с дружиной, объявив: «Да будет это мать городов русских». Более развитый Киевский юг стал центром Древнерусского государства. Установив свою власть в Киеве, Олег обложил данью все подвластные земли, обеспечил мир на северо-западных границах Руси, вывел восточно-славянские племена из-под влияния Хазарии.
В 898 году Олег терпит поражение от перемещающихся на запад венгров. После безуспешной осады венграми Киева заключен венгерско-русский договор, просуществовавший два века. Объединив восточно-славянские племена, создав Киевскую Русь, Олег принимает титул князя князей, становится Великим князем. К началу X века большинство племен восточных славян было под началом киевского князя.
В 907 году Олег решается идти в поход на Византию. Снарядив 2000 ладей по 40 воинов в каждой, Олег выступил на Константинополь (Царьград). Византийский император Лев VI приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, оставив без защиты пригороды Константинополя. Но Олег в очередной раз применил хитрость: «И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу». Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, Олег получил по 12 гривен за каждую уключину, и Византия обещала платить дань русским городам. В знак победы Олег прибил свой щит на вратах Царьграда. Главным результатом похода стал торговый договор о беспошлинной торговле Руси в Византии. Одним из величайших достижений внешней политики Олега является заключение с Византией договора о торговле и основании в Константинополе русского посольства.
После триумфального возвращения в родные пенаты Олег был наречен «Вещим», т.е. умеющим предвидеть будущее.
В 911 году Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило «многолетний» мир и заключило новый договор. По сравнению с «договором» 907 года из него исчезает упоминание о беспошлинной торговле. Олег именуется в договоре «великим князем русским».
Умер Олег в 912 году. В «Повести временных лет» говорится, что смерти Олега предшествовало «появление звезды на западе».
Существует предание о смерти Вещего Олега. Волхвы предсказали князю, что он умрёт от своего любимого коня. Олег приказал увести коня и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Однако в черепе коня жила ядовитая змея, смертельно ужалившая князя.
Место захоронения Олега достоверно неизвестно. По версии, отражённой в «Повести временных лет», его могила находится в Киеве на горе Щековице. В Новгородской летописи могила находится в Ладоге, но в то же время говорится, что он ушёл «за море».
Князь Олег (Вещий) краткая биография для детей
После смерти основателя княжеской династии Рюрика в качестве опекуна его малолетнего сына Игоря бразды правления в свои руки взял князь Олег. Новгород обрел нового правителя в 879 году. Спустя 3 года, в 882 г., собрав сильное войско, Олег предпринял поход на Киев и одержал победу. Этот год ознаменован как год становления Киевской Руси, а князь Олег стал первым князем нового государства.
Особенность правления князя Олега кратко говоря состоит в том, что при нем не только было создано новое государство, но значительно расширились его территории. За период с 883 по 885 годы были завоеваны новые племена с их землями. Среди них славяне и берега Днепра, радимичи с берегами Днестра, древляне, а также северяне. Новые племена быстро соглашались присоединиться к Олегу, так как это освобождало их от уплаты большей дани хазарам. Новые земли тотчас обрастали городами, а их обитатели податями. Собственно, в этом одном и состояла внутренняя политика Олега.
Одновременно с тем, как укреплялись стены Киева, возводилась защита и всей Киевской Руси. На границах ее строились крепости-заставы, на которых дружинники несли постоянную службу. Кроме того, для защиты территории племена, живущие в приграничной зоне, облагались меньшей данью, по сравнению с остальными. Для поддержания мира на северо-западных границах князь ежегодно сам уплачивал дань варягам. Укрепленные границы обеспечили рост мощи государства, благодаря чему Олег уже в 907 году смог собрать небывалое по тем временам войско (80 тысяч воинов) и двинуться на Византию.
Несмотря на ухищрения византийского правителя Льва IV, Царьград был захвачен. Это был очень необычный штурм: из-за того, что греки загородили гавань цепями, пришлось поставить ладьи, а их было 2000, на колеса и перебраться к столице Византии по суше. Благодаря одержанной победе, Киевская Русь получила богатую дань (12 гривен*40 человек*2000 кораблей плюс дань городам русским, где сидели оставленные Олегом князья), а также приобрела торговые льготы для своих купцов. Это стало в те времена важнейшим событием. При этом, Византия получила в лице Киевской Руси военную помощь: князь Олег позволял наниматься своим воинам на службу империи и получал за них деньги. После этого похода князь стал Вещим Олегом. В 911 году в подтверждении заключенного мира с Византией был подписан мирный договор. Таким образом, за достижения в годы своего правления князь Олег признан одним из величайших правителей Руси.
О причине смерти князя сложены легенды. По одной версии князь погиб в бою. По другой — будто бы по предсказанию волхва гибель князю должен был принести любимый конь. Испугавшись такого исхода, Вещий Олег отказался от своего коня, а спустя несколько лет, узнав о его смерти, захотел увидеть останки. Смерть князю принесла змея, которая выползла из черепа и ужалила его в ногу. Одно известно наверняка: умер он после 33 лет правления в 912 году, будучи уже старцем, оставив после себя Игорю сильное государство.
Еще краткие биографии великих полководцев:
—
Олег Вещий (Википедия) — Киевская Русь
В Википедии есть статьи о других людях с именем Олег.
Олег (Вещий Олег, др.-рус. Ольгъ, ум. 912) — князь новгородский с 879 года и великий князь киевский с 882.
Получив власть над новгородскими землями после смертиРюрика, как регент его малолетнего сына Игоря, Олег захватилКиев и перенёс туда столицу, объединив, тем самым, два главных центра восточных славян. Нередко рассматривается как основатель Древнерусского государства.
В летописи «Повесть временных лет»[1] приводится его прозвище Вещий[2], то есть знающий будущее, провидящий будущее[3]. Назван так сразу по возвращении из похода 907 годана Византию.
Содержание
[убрать]- 1 Происхождение Олега
- 2 Вокняжение в Киеве
- 3 Поход на Византию
- 4 Новгородская версия биографии. Восточные походы Олега
- 5 Смерть
- 6 Историография по Вещему Олегу
-
7 Образ Вещего Олега в искусстве
- 7.1 В литературе
- 7.2 В кино
- 8 Примечания
- 9 Литература
- 10 Ссылки
В летописях излагаются две версии биографии Олега: традиционная в «Повести временных лет», и по Новгородской Первой летописи. Новгородская летопись сохранила фрагменты более раннего летописного свода (на котором основывается и «ПВЛ»), однако содержит неточности в хронологии по событиям X века.
Согласно «ПВЛ», Олег был родичем (соплеменником) Рюрика. В. Н. Татищев со ссылкой на Иоакимовскую летопись считает его шурином — братом жены Рюрика, которую называет Ефандой[4]. Точное происхождение Олега в ПВЛ не указывается. Существует гипотеза о том, что Олег — это Одд Орвар (Стрела), герой нескольких норвежско-исландских саг[5].
После смерти основателя княжеской династии Рюрика в 879 году, Олег стал княжить в Новгороде как опекун малолетнего сына Рюрика Игоря[6].
Олег показывает маленькогоИгоря Аскольду и Диру. Миниатюра изРадзивилловской летописи (XV век).
Согласно ПВЛ, в 882 году Олег, взяв с собой много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, — взял город Смоленск и Любеч и посадил там мужей своих. Далее по Днепру спустился к Киеву, где княжили два боярина, не племени Рюрика, но варяги Аскольд и Дир. И увидел Олег, что Аскольд и Дир княжат, и отправил посла к ним со словами:
Купцы мы, едем в греки от Олега и от Игоря княжича, да приходите к роду своему и к нам.
Аскольд и Дир пришли… Олег, спрятал одних воинов в ладьях, а других за собой оставил, а сам пошёл вперёд, и нёс на руках юного княжича Игоря, и объявил им: «В? нє?ста кн?з?? ни ро?ду кн??ж? · но азъ єсмь ро?ду кн??ж?». Предъявив им наследника Рюрика, малолетнего Игоря, Олег сказал: «А он — сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира.
Никоновская летопись, компиляция различных источников XVI века, приводит более подробный рассказ об этом захвате. Олег высадил часть своей дружины на берег, обговорив тайный план действий. Сам, сказавшись больным, остался в ладье и послал к Аскольду и Диру извещение, что везёт много бисера и украшений, а также имеет важный разговор к князьям. Когда те взошли на ладью, Олег сказал им: «Азъ єсмь Оль?гъ кн?зь · а сє єсть Рю?риков И?горь кн??жичь»[7] — и тут же убил Аскольда и Дира.
Расположение Киева показалось Олегу весьма удобным, и он перебрался туда с дружиной, объявив: «Да будет это мать городов русских». Тем самым он объединил северный и южный центры восточных славян. По этой причине именно Олега, а не Рюрика иногда считают основателем Древнерусского государства. Вокняжившись в Киеве, Олег установил для Новгорода дань варягам в 300 гривен: «и ?ста?ви вар??гомъ дань да??ти · ? Но?ваго?рода т? гривенъ на л?то · мира д?л? єже до смерти ?рославл? да?шє вар?гомъ».
Следующие 25 лет Олег был занят расширением своей державы. Он подчинил Киеву древлян (883), северян(884), радимичей (885). Два последних племенных союза были данниками хазар. Повесть Временных Летоставила текст обращения Олега к северянам: «Я враг хазарам, поэтому и вам незачем платить им дань.» К радимичам: «Кому дань даёте?». Те ответили: «Козарам». И говорит Олег: «Не давайте Козаромъ, но мне давайте». «И владел Олег деревлянами, полянами, радимичами, а с — уличами и тиверцами имъяше рать».
898 годом Повесть временных лет датирует появление под Киевом венгров в ходе их миграции на запад, фактически произошедшее несколькими годами ранее.
Поход Олега в Царьград. ГравюраФ. А. Бруни, 1839.
Олег прибивает щит свой к вратам Царьграда. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839.
Основная статья: Русско-византийская война 907 года
В 907 году, снарядив 2000 ладей по 40 воинов в каждой (ПВЛ), Олег выступил в поход на Царьград. Византийский император Лев VI Философприказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив таким образом варягам возможность грабить и разорять пригороды Константинополя. Однако Олег пошёл на необычный штурм:
И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу.[8]
Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, Олег получил по 12 гривен за каждую уключину, и Византия обещала платитьдань на русские города. В знак победы Олег прибил свой щит к вратам Царьграда. Главным результатом похода стал торговый договор о беспошлинной торговле Руси в Византии.
Многие историки считают этот поход легендой. О нём нет ни единого упоминания у византийских авторов, достаточно подробно описавших подобные походы в 860 и 941[9]. Есть сомнения и в отношении договора907 года, текст которого представляет собой почти дословную компиляцию договоров 911 и 944 гг. Возможно, поход всё же был, но без осады Царьграда. ПВЛ в описании похода Игоря Рюриковича в 944 году передаёт «слова византийского царя» к князю Игорю: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и ещё к той дани».
В 911 году Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило «многолетний» мир и заключило новый договор. По сравнению с договором 907 года из него исчезает упоминание о беспошлинной торговле. Олег именуется в договоре «великим князем русским». В подлинности соглашения 911 года сомнений не возникает: она подкрепляется как лингвистическим анализом, так и упоминанием в византийских источниках.
В 912 году, как сообщает Повесть временных лет, князь Олег погиб от укуса змеи.
Новгородская версия биографии. Восточные походы Олега[править | править вики-текст]
В Новгородской первой летописи Олег представлен не князем, а воеводой при Игоре. Убивает Аскольда, захватывает Киев и идёт войной на Византию тоже Игорь, а Олег возвращается обратно на север, в Ладогу, где умирает не в 912, а в 922 году.
|
Эти сведения противоречат русско-византийскому договору 911 года[10], где Олег именуется великим князем русским, но в то же время они лучше согласуются с восточными известиями о Руси этого периода (см. ниже).
Приблизительно после 912 года, согласно сообщению арабского автора Аль-Масуди[11], флот русов из 500 кораблей вошёл в Керченский пролив. Хазарский царь разрешил русам пройти через Дон на Волгу, а оттуда спуститься в Каспийское море. В результате русы разорили побережье Азербайджана. Половину добычи по условию договора они отдали хазарскому царю, однако царская гвардия, состоящая из мусульман, потребовала мести за гибель единоверцев. Царь не смог или не захотел спасать русов, но послал им предупреждение об опасности. Битва длилась три дня и закончилась победой мусульман. 30 тысяч русов погибло. Уцелевшие 5 тысяч бежали вверх по Волге, где были истреблены буртасами и булгарами[12].
Имя русского предводителя в сообщении не названо и в русских летописях поход не упомянут. Возможно, смутным намёком на него является фраза Новгородской летописи об Олеге «другии сказывают, будто ушёл он за море…».
С личностью Олега иногда пытаются связать некого русского предводителя H-l-g-w, который по данным хазарского источника (так называемого «Кембриджского документа»), захватил по договорённости с Византией хазарский город Самкерц на Таманском полуострове, но был разбит наместником Самкерца Песахом и отправлен оным на Константинополь. Византийцы сожгли греческим огнём суда русов и тогда H-l-g-wотправился в Персию, где погиб сам со всем войском. Имя H-l-g-w восстанавливают как Хлгу, Хелгъ, Хелго[13]. Он именуется в документе «правителем Русии», что делает очень заманчивым его отождествление с Олегом. Однако описываемые события относятся к правлению Игоря — поход русов на Византию совпадает по описанию с походом 941 года, а поход на Персию с набегом русов в 944 году на богатый закавказский городБердаа близ реки Куры. В историографии были попытки трактовать это сообщение как свидетельстводуумвирата Игоря и Олега, в этом случае жизнь Олега продлевается до середины 40-х годов X века, а начало его правления предполагается более поздним, чем указано в летописи. Возможно, что в восточных сочинениях, описывающих походы в Закавказье, упоминается другая группа русов, не связанная с Киевом[14].
Упоминание об Олеге иногда видят в сообщении арабского географа аль-Масуди о двух могущественных славянских правителях. Первый из них носит имя ал-Дир и отождествляется с летописным князем Диром, имя второго в некоторых рукописях читается как Олванг: «Вслед за ним (Диром), следует царь ал-Олванг, у которого много владений, обширные строения, большое войско и обильное военное снаряжение. Он воюет с Румом, франками, лангобардами и другими народами. Войны между ними ведутся с переменным успехом»[15].
Олег у костей коня.В. М. Васнецов, 1899
Кончина Олега. ГравюраФ. А. Бруни, 1839
Предполагаемый могильный холм Олега недалеко от Старой Ладоги.
Обстоятельства смерти Вещего Олега противоречивы. «Повесть временных лет» сообщает, что смерти Олега предшествовало небесное знамение — появление «звезды великой на западе копейным образом»[16]. По киевской версии, отражённой в «Повести временных лет», его могила находится в Киеве на горе Щековице. Новгородская первая летопись помещает его могилу в Ладоге, но в то же время говорит, что он ушёл «за море».
В обоих вариантах присутствует легенда о смерти от змеиного укуса. По преданию, волхвы предсказали князю, что он умрёт от своего любимого коня. Олег приказал увести коня и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Однако в черепе коня жила ядовитая змея, смертельно ужалившая князя.
Эта легенда находит параллели в исландской саге о викинге Орваре Одде[17], который также был смертельно ужален на могиле любимого коня[18]. Неизвестно, стала ли сага поводом для создания русской легенды об Олеге или, напротив, обстоятельства гибели Олега послужили материалом для саги. Однако, если Олег является исторической личностью, то Орвар Одд — герой приключенческой саги, созданной на основе устных преданий не ранее XIII века. Колдунья предсказала 12-летнему Одду смерть от его коня. Чтобы не дать свершиться предсказанию, Одд с другом убили коня, бросили в яму, а труп завалили камнями. Вот как погиб Орвар Одд спустя годы[19]:
|
Некоторое время было принято отождествлять Олега с былинным богатырём Вольгой Святославичем.
Г. Ловмянский доказывал, что утвердившееся в научной литературе мнение о первоначальном правлении Олега в Новгороде сомнительно. По версии Г. Ловмянского, Олег был смоленским князем, а его связь с Рюриком — поздняя летописная комбинация[21]. А. Лебедев высказал догадку, что родственником Рюрика мог быть представитель местных нобилей[22]. Факт возложения Олегом дани на Новгород Киеву и варягам может свидетельствовать против версии о новгородском княжении Олега[23].
В. М. Васнецов. Тризна на могиле Вещего Олега (1899). По мотивам произведения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».
Дата смерти Олега, как и все летописные даты русской истории до концаX века, носит условный характер. Историк А. А. Шахматов отметил, что 912 год является также годом смерти византийского императора Льва VI — антагониста Олега. Возможно летописец, знавший, что Олег и Лев были современниками, приурочил окончание их правлений к одной и той же дате. Аналогичное подозрительное совпадение — 945 — и между датами смерти Игоря и свержения с престола его современника, византийского императора Романа I. Учитывая к тому же, что новгородская традиция относит смерть Олега к 922 году (см. выше), дата 912 становится ещё более сомнительной[24]. Продолжительность княжения Олега и Игоря составляет по 33 года, что вызывает подозрение в былинном источнике этих сведений.
Польский историк XVIII века Х. Ф. Фризе выдвигал версию, что у Вещего Олега был сын, Олег Моравский, который после смерти отца был вынужден покинуть Русь в результате борьбы с князем Игорем. Родственник Рюриковичей Олег Моравский стал последним князем Моравии в 940 году, согласно сочинениям польских и чешских писателей XVI—XVII века, однако его родственная связь с Вещим Олегом является лишь предположением Фризе.
Русское произношение имени Олег возникло, возможно, от скандинавского имени Helge[25], что означало изначально (на протошведском — Hailaga) «святой», «обладающий даром исцеления»[26]. Из саг известны несколько носителей имени Helgi, время жизни которых датируют VI—IX веками[27]. В сагах также встречаются близкие по звучанию имена Ole, Oleif, Ofeig. Саксон Грамматик называет имена Ole, Oleif, Ofeig, но их этническая принадлежность остаётся неясной.
Среди историков, не поддерживающих норманскую теорию, предпринимались попытки оспорить скандинавскую этимологию имени Олега и связать его с исконно славянскими[28], тюркскими[29] или иранскими[14][30] формами. По мнению Л. П. Грот, связывать имя Олега со шведским именем «Helge» затруднительно по семантическим причинам, поскольку значение последнего — «святой» — противоположно по смыслу языческому прозвищу русского князя[31].
В литературе[править | править вики-текст]
Летописный рассказ о смерти Олега положен в основу литературных произведений:
- Пушкин А. С. «Песнь о вещем Олеге»
- Высоцкий В. С. «Песня о вещем Олеге»
- Рылеев К. Ф. Думы. Глава I. Олег Вещий. 1825.
- Васильев Б. Л. «Вещий Олег»
- Панус О.Ю. «Щиты на вратах», ISBN: 978-5-9973-2744-6
В кино[править | править вики-текст]
- Легенда о княгине Ольге (1983; СССР) режиссёр Юрий Ильенко, в роли Олега Николай Олялин.
- Покорение[hu] / Honfoglalás (1996; Венгрия), режиссёр Габор Кольтаи[hu], в роли Олега Ласло Хельей[hu].
- Сага о викингах[da] / A Viking Saga (2008; Дания, США) режиссёр Микаэль Моуяль, в роли Олега Саймон Брээджер (в детстве), Кен Ведсегор[en] (в молодости).
↑ Показывать компактно
- ↑ «Повесть временных лет» \\ «Древнерусская литература» в переводе Д. С. Лихачёва
- ↑ Олег // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 4 томах. — СПб., 1907—1909.
-
↑ Вещий — происходит от слова «ведающий», родственные слова «вещун», «ведьма». См. напр. Словарь М. Фасмера [1].
Словарь Даля — Вещий, кому всё ведомо и кто вещает будущее; прорицатель, предсказатель; умный, мудрый, смотрок, предусмотрительный. - ↑ Татищев В. Н.. История Российская. — Т. 1. — С. 113.
- ↑ Пчёлов Е. В. Рюриковичи. История династии. — С. 48—50.
- ↑ Фурсенко В. Олег Вещий // Русский биографический словарь : в 25-ти томах. — СПб.—М., 1896—1918.
- ↑ Лурье Я. С. История России в летописании.
- ↑ «Повесть временных лет». Год 907.
- ↑ Походы 860 и 941 гг. отражены также и в западноевропейских источниках. Литературные параллели с походом Вещего Олега в 907 году можно найти только в датских легендах, записанныхСаксоном Грамматиком в XII веке: легендарный викинг середины IX века Рагнар Лодброк в сражении против жителей Геллеспонта поставил бронзовых коней (поэтический образ корабля викингов) на колёса и направил их на врагов.
- ↑ Повесть временных лет. В год 6420.
- ↑ Аль-Масуди так указывает дату набега: «и год известен; это было после 300 (хиджры), только от меня ускользнуло определение года.» На основании рассказа историки определяют дату 913—914.
- ↑ См. Каспийские походы русов. Поход 913/914.
- ↑ Перевод Кембриджского документа
- ↑ Перейти к:1 2 Галкина Е. С. Тайны Русского каганата. М., «Вече», 2002. — С. 365.
- ↑ Новосельцев А. П. Образование Древнерусского государства и его первый правитель // Древнейшие государства Восточной Европы. 1998. — М., 2000. — С. 472.
- ↑ Шайкин А. А. «Сица знаменья не на добро» //Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2002. № 3 (9). С. 107.
- ↑ Одд, сын Грима с острова Рамстад. Родители назвали его Хрольв; приёмный отец — Одд.
- ↑ Коня, согласно саге, звали Факси («Грива»).
-
↑ Вариант саги:
Бродя и вспоминая, оказался он на том месте, где был похоронен конь его. Протекавший ручей подмыл берег, и кости коня оказались видны. Увидав череп, Одд сказал: «Не моего ли коня Факси этот череп?» — и с силой ударил по черепу копьём. Череп отлетел прочь, а из-под него метнулась потревоженная змея и укусила Одда чуть выше щиколотки…
- ↑ Отрывок из саги про Орвара Одда
- ↑ Ловмяньский X. Русь и норманны. — М., 1985. — c. 135—140.
- ↑ Лебедев Г. С. Эпоха викингов в Северной Европе. — Л., 1985. — С. 245.
- ↑ «Ярославу сущу в нов?город? и оурокомъ дающю . ?в? . гривенъ . ? года до года . кыєву . а тыс?щю нов?город? гривенъ раздаваху . и тако даху вси посадниц? новьгородьстии»; «и оустави вар?гом? дань да?ти . ? новагорода . т? . гривенъ на л?т . мира д?л? єже до см?рти Ярославл? да?ше вар?гом». См. Полное собрание русских летописей. — Москва, 1962. — Т. 2: Ипатьевская летопись. — Стб. 17, 114—115.
- ↑ О приёмах вычисления летописцами дат событий русской истории IX—X вв. см. статьи В. Г. Лушина «Некоторые особенности хронологической сегментации ранних известий Повести временных лет», «Симметричность летописных дат IX — начала XI вв. » и «882 — 862—852» в сборнике «Историко-археологические записки». [Кн.] I. 2009. С. 22 — 44.
- ↑ См. этимологический словарь М. Фасмера, со ссылкой на В. Томсена
- ↑ Per Vikstrand,Pre-Christian Sacral Personal Names in Scandinavia during the Proto-Scandinavian Period.Proceedings of the 23rd International Congress of Onomastic Sciences August 17—22, 2008, York University, Toronto, Canada
- ↑ См. список в статье Helge
- ↑ Гедеонов С. А. Варяги и Русь. М., 2005, с. 182—185
- ↑ Кузьмин А. Г. Об этнической природе варягов со ссылкой на древнеболгарскую надпись 904 года, в которой употребляется титул византийского императора «олгу таркан», где олгу означает великий.
- ↑ Халегу — иран. «творец», «создатель».
- ↑ Грот Л. П. Мифологические и реальные шведы на севере России: взгляд из шведской истории // Шведы и Русский Север. (К 210-летию Александра Лаврентьевича Витберга). Материалы Международного научного симпозиума. Киров, 1997. — С. 153—158.
- Олег Вещий // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого [и др.]. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ваИ. В. Сытина, 1911—1915.
- Олег // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Пчёлов Е. В. Рюриковичи. История династии. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — 479 с. — ISBN 5-224-03160-5.
- Татищев В. Н. Собрание сочинений: В 8-ми томах: Т. 1. История Российская. Часть 1: — Репринт с изд. 1963, 1964 гг.. — М.: Ладомир, 1994. — 500 с.
- Славянская энциклопедия. XVII век: в 2 т. Т.1 А-М/ Автор-составитель В. В. Богуславский. — М.: ОЛМА-ПРЕСС; ОАО ПФ «Красный пролетарий», 2003. — 3000 экз. — ISBN 5-224-02249-5
Олег Вещий на Викискладе? |
- Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. — М.-Л.: «Издательство Академии Наук СССР», 1950. — 659 с. // «Ізборник». Історія України IX—XVIII
- ПОЛНОЕ СОБРАНІЕ РУССКИХЪ Л?ТОПИСЕЙ. Томъ 2. ИПАТЬЕВСКАЯ Л?ТОПИСЬ. Изданіе второе. С.-ПЕТЕРБУРГЪ. Типографія Александрова. 1908. // «Ізборник». Історія України IX—XVIII
- Рыдзевская Е. А. статья «Об Олеге и Одде»
- Мельникова Е. А. Ольгъ/Олег Вещий. К истории имени и прозвища первого русского князя. // Ad fontem. У источника. Сб. ст. в честь С. М. Каштанова. — М.: 2005.
- Черникова Т. В. Олег Вещий. Проект РВИО и ВГТРК «100 великих полководцев». Архивировано из первоисточника 16 июня 2013.
Рождение ислама | Эссе | The Metropolitan Museum of Art
Родившийся в Мекке, на западе Аравии, Мухаммад (ок. 570–632 гг.), последний в роду иудео-христианских пророков, получил свое первое откровение в 610 г. Мусульмане верят, что слово Бога было ниспослано ему архангелом Гавриилом на арабском языке, который сказал: «Читай во имя Господа твоего…» (Сура 96). Эти откровения впоследствии были собраны и кодифицированы как Коран (буквально «чтение» на арабском языке), священная книга мусульман. Как источник мусульманской веры и практики, Коран описывает отношения между всемогущим и всезнающим Богом и его творениями. Коран также утверждает, что все люди несут ответственность за свои действия, за которые они будут осуждены Богом, и поэтому он дает рекомендации для правильного поведения в рамках справедливого и равноправного общества.
В то время Мекка была процветающим городом, богатство и влияние которого основывались на караванной торговле и Каабе, святыне и месте паломничества, в котором жили языческие божества, которым в то время поклонялись арабы. Послание Мухаммеда, провозглашающее новый социально-религиозный порядок, основанный на верности одному богу — Аллаху, — было непопулярным среди лидеров Мекки, и они вынудили Мухаммеда и его последователей эмигрировать на север, в город-оазис Ясриб (Медина). Это произошло в 622 году 9-го года. 0005 г. хиджры г., или «эмиграция», что знаменует собой начало мусульманского календаря. В Медине Мухаммед продолжал привлекать последователей, и через несколько лет Мекка также в значительной степени приняла ислам. По возвращении в Мекку одним из первых действий Пророка было очищение Каабы от идолов и повторное посвящение святыни Аллаху.
Хотя Мухаммед умер в 632 году, его последователи во главе с четырьмя халифами (араб. халифа , «преемник»), известными как «Правильно ведомые», продолжали распространять послание Ислама. Под их командованием арабские армии перенесли новую веру и лидерство с Аравийского полуострова к берегам Средиземного моря и в восточные пределы Ирана. Арабы завоевали Сирию, Палестину и Египет у Византийской империи, а Ирак и Иран, сердце Сасанидской империи, поддались их силам. Здесь, на этих землях, ислам способствовал развитию религиозного, политического и культурного содружества и созданию глобальной империи.
В то время как полное формирование самобытного исламского художественного языка заняло несколько столетий, семена были посеяны во времена Пророка. Поскольку Коран передается через письмо, арабское письмо было сначала преобразовано и украшено, чтобы оно могло быть достойным божественного откровения. Таким образом, каллиграфия стала приобретать все большее значение, став неотъемлемой частью исламского орнамента. В архитектуре после года хиджры года дом Мухаммеда в Медине превратился в центр мусульманской общины и стал прототипом мечети, мусульманского святилища Бога. Раннее сооружение, известное как гипостильная мечеть, включало в себя колонный зал, обращенный в сторону Мекки, и прилегающий двор, окруженный колоннадой. Призыв к молитве раздавался с крыши (позже для этого был построен минарет). Важными элементами мечети были минбар (кафедра) для пятничной проповеди и михраб (молитвенная ниша), установленный в стене, обращенной в сторону Мекки.
Цитата
Ялман, Сьюзен. На основе оригинальной работы Линды Комарофф. «Рождение ислама». В Хайльбрунн Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/isla/hd_isla.htm (октябрь 2001 г.)
Дополнительное чтение
Грабарь Олег. Становление исламского искусства . Ред. и англ. изд. Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1987.
Ходжсон, Маршалл Г. С. The Venture of Islamic . 3 тт. Чикаго: University of Chicago Press, 1974.
.Дополнительные эссе Сьюзен Ялман
- Ялман, Сьюзен. «Искусство периода Аббасидов (750–1258)». (октябрь 2001 г.)
- Ялман, Сьюзен. «Искусство Сефевидов до 1600 года». (октябрь 2002 г.)
- Ялман, Сьюзен. «Искусство периода Айюбидов (ок. 1171–1260)». (октябрь 2001 г.)
- Ялман, Сьюзен. «Искусство периода Фатимидов (909–1171)». (октябрь 2001 г.)
- Ялман, Сьюзен. «Искусство периода Ильханидов (1256–1353)». (октябрь 2001 г.)
- Ялман, Сьюзен. «Искусство периода мамлюков (1250–1517)». (октябрь 2001 г.)
- Ялман, Сьюзен. «Искусство периода сельджуков в Анатолии (1081–1307)». (октябрь 2001 г.)
- Ялман, Сьюзен. «Искусство сельджуков Ирана (ок. 1040–1157)». (октябрь 2001 г.)
- Ялман, Сьюзен. «Искусство периода Омейядов (661–750)». (октябрь 2001 г.)
- Ялман, Сьюзен. «Эпоха Сулеймана «Великолепного» (годы правления 1520–1566)». (октябрь 2002 г.)
- Ялман, Сьюзен. «Искусство османов до 1600 года». (октябрь 2002 г.)
- Ялман, Сьюзен. «Искусство периода Тимуридов (ок. 1370–1507)». (октябрь 2002 г.)
Дополнительные эссе Линды Комарофф
- Комарофф, Линда. «Искусство периода Аббасидов (750–1258)». (октябрь 2001 г.)
- Комарофф, Линда. «Искусство Сефевидов до 1600 года». (октябрь 2002 г.)
- Комарофф, Линда. «Искусство периода Айюбидов (ок. 1171–1260)». (октябрь 2001 г.)
- Комарофф, Линда. «Искусство периода Ильханидов (1256–1353)». (октябрь 2001 г.)
- Комарофф, Линда. «Искусство сельджуков Ирана (ок. 1040–1157)». (октябрь 2001 г.)
- Комарофф, Линда. «Искусство периода Омейядов (661–750)». (октябрь 2001 г.)
- Комарофф, Линда. «Эпоха Сулеймана «Великолепного» (годы правления 1520–1566)». (октябрь 2002 г.)
- Комарофф, Линда. «Искусство периода Тимуридов (ок. 1370–1507)». (октябрь 2002 г.)
Хвитсерк | Викинги Вики | Фэндом
|
|
- Хвитсерк Рагнарссон
- 797 г. н.э.
- 3 (сезон 2)
- 6 (сезон 3)
- 9 (сезон 4A)
- 19 (сезон 4b)
- 211666 (Season 5) 9003 (Season 5) (Season 5) (Season 5) (Season 5) 9003 (Season 5) (Season 5) (Season 5) (Season 5) (Season 4) (Season 5)
- (Season 4b)
- (Season 4)
- . 0036 23 (6 сезон)
- Винчестер, Уэссекс
- Киев (ранее)
- Каттегат, Норвегия (ранее) 9007
- Происхождение:
- Каттегат, Норвегия
- Альфред
- Олег (ранее)
- Дом Мунсо
- Ательстан
- Скогармаор (ранее)
- Принц
- Воин-викинг
- Принц Каттегата (ранее)
- Тора † (бывшая любовница)
- Маргрет † (бывшая любовница)
- Рагнар † (отец)
- Аслауг † (мать)
- Bjorn † (half-brother)
- Gyda † (half-sister)
- Ubbe (brother)
- Sigurd † (brother)
- Ивар † (брат)
- Ролло (дядя)
- Gisla (aunt)
- Freydis † (sister-in-law)
- Torvi (sister-in-law)
- William (cousin)
- Marcellus (двоюродный брат)
- Celsa (двоюродный брат)
- Siggy Bjornsdottir † (Half-Lecee Peece)
- HALI † HALI † HALI † HALI † Hali † HALI † HALI † HALI † Hali † HALI † HALI † HALI † Hali † HALI † HALI † Hali † HALI † HALI † HALI † Hali † Hali † Hali † Hali)
- Рагнар Уббессон (племянник)
Марко Ильсё
Также изображается:- Катал О’Халлин (2–3 сезоны)
- Стивен Рокетт (4 сезон)
Сезон 2, Сезон 3, Сезон 4, Сезон 5, Сезон 6
Первое появление:Вторжение
Последнее появление:Последний акт
Количество появлений:61
Хвитсерк Рагнарссон — второй сын Рагнара Лодброка и Аслауга.
Содержание
- 1 Биография
- 1.1 Сезон 2
- 1.2 Сезон 3
- 1.3 Сезон 4
- 1.4 Сезон 5
- 1.5 Сезон 6
- 2 Личность
- 3 Мелочи
- 4 Галерея
- 5 появлений
Биография
Сезон 2
Хвитсерк родился в четырехлетнем промежутке между Эпизодами 1 и 2 Сезона 2. Хвитсерка часто можно увидеть рядом со своим братом Уббе, и, вероятно, он смотрит на него снизу вверх. Уббе бежит с Аслаугом, Уббе, Ролло, Сигги и Хельгой после того, как ярл Борг вторгается в Каттегат. В конце концов Рагнар возвращается из Англии, где он воссоединяется со своей семьей, и с помощью Лагерты он возвращает Каттегат.
Сезон 3
Пожилой Хвитсерк играет со своими братьями Уббе и Сигурдом. Однажды, когда Аслауг отсутствует, а Сигги наблюдает за ними, Уббе и Хвитсерк бродят по замерзшему озеру, а Сигги преследует их. Она зовет их, но, несмотря на то, что они знают, что она здесь, Уббе и Хвитсерк игнорируют ее. Лед ломается, и Уббе и Хвицерк падают. Они оба чуть не тонут, но Сигги ныряет и спасает их с помощью Харбарда, но ценой жизни Сигги, когда она тонет.
Сезон 4
Уббе и Хвитсерк получают от своего отца нарукавные кольца, чтобы они могли поехать с ним в Париж, но не сражаться. Затем франки нападают на лагерь викингов, но Уббе и остальным удается сбежать, а Хельга ранена. После поражения викингов от рук Ролло и франков они возвращаются в Каттегат с разбитой и побежденной армией викингов.
Десять лет спустя, когда Рагнар исчез, Хвитсерк вырос сильным и опытным воином, как и все сыновья Рагнара. Выросший без присутствия отца, Хвитсерк стал обиженным и злым на Рагнара. Бьорн сообщает, что датское поселение в Уэссексе разрушено. Хвитсерк и его брат обсуждают, почему Рагнар никому не сказал. Затем Хвицерк говорит, что, если их отец когда-нибудь вернется, он убьет его, с чем Сигурд соглашается. Ивар злится на своих братьев за оскорбление их отца, называет их «христианами» и называет мягкими. Затем Рагнар возвращается в Каттегат после долгого отсутствия сломленным человеком. Он воссоединяется со своими сыновьями и призывает своих сыновей убить его, особенно Уббе, чтобы они могли стать королем. Рагнар пытается спровоцировать Хвитсерка убить его, крича на него, чтобы он убил его, но Хвитсерк не двигается. В конце концов Уббе делает шаг вперед, но они с Рагнаром только обнимаются. Рагнар и его сыновья обсуждают потерянное поселение в Уэссексе и почему он вернулся. Рагнар просит своих сыновей поехать с ним в Англию. Хвитсерк отказывается говорить, что он плывет с Бьорном в Средиземное море с Харальдом, Хальфданом и Флоки.
Когда корабли Флоки готовы, Хвитсерк и его группа отправляются во Франкию, где пытаются заключить сделку с Ролло, который теперь является герцогом Нормандии, чтобы позволить им пройти мимо своего побережья, чтобы они могли без проблем добраться до Средиземного моря. Хвитсерк знакомится со своими двоюродными братьями Уильямом, Марселлусом и Сельсой. Однако они заключены в тюрьму, но Ролло соглашается отпустить их, если он их сопровождает. Они неохотно позволили Ролло прийти, но не раньше, чем колени тащили его за предательство много лет назад.
Хвитсерк, Бьорн, Харальд, Хальфдан, Флоки и Ролло затем плывут по Средиземному морю и прибывают в Испанию, где уничтожают любое сопротивление и крадут все сокровища, до которых могут добраться. Глядя на океан со скалы, Один подходит к Хвитсерку и Бьорну и сообщает им, что их отец мертв. Хвитсерк и Бьорн возвращаются в Каттегат, по пути высадив Ролло во Франкии. Хвитсерк возвращается домой и узнает, что Уббе освободил Маргрет, их возлюбленную, и женится на ней. Хвитсерк в восторге и просит Уббе «убедиться, что он не держит ее всю в себе». После церемонии бракосочетания Уббе говорит, что он и Хвитсерк могут разделить Маргрет, так как они оба любят ее. Затем Хвитсерк, Уббе и Сигурд обсуждают смерть своей матери. Хвитсерк говорит, что они не должны убивать Лагерту, потому что она была плохой матерью. Ивар говорит, что они должны, и Хвитсерк отвечает, что Ивар сумасшедший.
Хвитсерк и его братья призывают и формируют Великую Языческую Армию, чтобы отомстить за своего отца. Они легко побеждают силы Нортумбрии и убивают короля Элле с помощью церемонии кровавого орла. Затем Великая языческая армия сталкивается с силами Уэссекса, сбивая их с толку и перехитрив их, заставляя их отступить. Они захватывают короля Экберта и епископа Эдмунда. Ивар требует кровавого орла для короля Экберта, но Уббе и его братья убеждают Ивара в обратном. Позже Хвитсерк с ужасом наблюдает, как Ивар убивает Сигурда, бросив ему топор в живот. Хитсерк и Уббе в гневе смотрят на Ивара за убийство собственного брата, в то время как Ивар не проявляет угрызений совести.
Сезон 5
После смерти Сигурда Хвитсерк, Уббе и Ивар совместно правят своей недавно приобретенной землей в Восточной Англии. Флоки решает покинуть Великую языческую армию и отправиться в неизвестность, Хвитсерк и армия прощаются с Флоки. Ивар уговаривает Хвитсерка и Уббе отправиться в путь и завоевать город Йорк. Хвитсерк и Великая языческая армия нападают на Йорк, когда местные жители чествуют одного из своих святых. Атака удалась. Они легко грабят и оккупируют город. После успешного нападения и занятия города Хвицерк и Уббе идут поговорить с Иваром. Они удивлены, увидев, что теперь у него есть телохранители, которые сначала пытаются их остановить. Уббе просто смотрит на них, пока они не отходят в сторону. Они обнаруживают, что Ивар делает большую татуировку на спине, и спрашивают его, зачем ему телохранители. «Потому что я калека!» он утверждает. Они спрашивают его, почему он не посоветовался с ними об этом, и считает ли он себя лидером Великой языческой армии. Он отвечает: «Почему я должен так думать?» Затем он показывает своим братьям недавно созданные скобы для ног и костыли, которые были сделаны специально для того, чтобы он мог ходить самостоятельно.
Саксы во главе с королем Этельвульфом и епископом Хемундом входят в город через часть старых римских стен, которыми Ивар намеренно пренебрегал, чтобы заманить саксов внутрь. После битвы саксы потерпели сокрушительное поражение. Хвицерк и Уббе предлагают мир, но Ивар хочет продолжить войну. Два брата тайно уходят ночью на переговоры с саксами. Этельвульф, похоже, принимает их предложение, но Хемунд устраивает унижение братьев. Поскольку Уббе и Хвитсерк потеряли лицо, Ивар сохраняет свое положение единственного лидера Великой языческой армии.
Хвитсерк и Уббе готовятся отправиться в Каттегат со своими немногочисленными последователями. Но в последний момент Хвитсерк отказывается присоединиться к Ивару. Саксы осаждают Йорк, убивают охотничьи отряды и блокируют город. Викинги притворяются, что сжигают тела, а Ивар унижает Хвитсерка, не разделяя его план. Хвицерк и Ивар находятся в канализации города, когда Ивар наконец сообщает Хвитсерку, что у него есть план. Саксы прибывают в Йорк, думая, что город опустел. Их празднование прерывается, когда викинги появляются из канализации и вступают в бой. Епископ Хемунд взят в плен. Хвитсерк и Ивар решают взять его с собой в Каттегат.
Великая Языческая Армия направляется в Вестфолд, где их встречает Король Харальд. Ивар заключает союз с Харальдом, что, если он поможет им атаковать Каттегат, Ивар назовет Харальда своим наследником. Они планируют атаковать Каттегат через два месяца. Хвицерк спрашивает Ивара о том, почему он сделал Харальда своим наследником, и Ивар заявляет: «Кто сказал, что он не умрет». Ивар угрожает и уговаривает епископа Хемунда сразиться с ними. Через два месяца их армия выстраивается против сил Лагерты, Бьорна и Уббе над Каттегатом. Лагерта отправляет эмиссаров для начала переговоров. Хвицерк продан в качестве заложника Хальвдану. Уббе безуспешно умоляет Хвитсерка встать на их сторону. На следующий день лидеры двух армий снова встретились. Бьорн умоляет Ивара рассмотреть возможность мира, заявляя, что гражданская война может принести только трагедию и «пожизненные обязательства мести для тех, кто выживет». Ивар соглашается, но обманывает и издевается над Лагертой и ее союзниками. Это приводит к невозможности мирного прекращения конфликта. Перед битвой Ивар ведет Астрид и треть их армии к берегу, чтобы защитить свой флот. Хвитсерк и его группа пытаются обойти армию Бьорна и Лагерты с фланга, но попадают в засаду саамов в лесу. Начинается битва, и сторона Бьорна и Лагерты берет верх, поскольку силы Харальда обходят с фланга. Ивар слышит бой, но говорит, что уже слишком поздно, чтобы помочь. Епископ Хемунд ранен, и Харальд отступает. Во время битвы Хвитсерк убивает сына Торви Гутрума. Кажется, он рад его убийству.
Позже Хвитсерк влюбляется в Тору. Когда Хвитсерк отправляется на встречу с королем Олафом по приказу Ивара, Ивар убивает ее и ее семью вместе со всеми, кто выступает против его правления. Узнав, что случилось с Торой, Хвитсерк присоединяется к другим своим братьям, чтобы победить Ивара во время осады Каттегата. Ивар теряет Каттегат, но спасается бегством.
Сезон 6
Хвитсерк наблюдает и слушает обращение короля Бьорна к жителям Каттегата о будущем их города. Он решил изгнать сотрудников Ивара, а не казнить их. Хотя Лагерта считает это хорошим решением, Хвитсерк явно с ней не согласен.
Проходит время, и Хвитсерк начинает спускаться по спирали из-за ухудшения психического здоровья и пристрастия к алкоголю и грибам. Его депрессия и безумие продолжаются, поскольку большая часть его семьи оставляет его наедине с собой, поскольку его мучают видения Ивара в виде змеи и сожженной Торы, требующей мести. Несмотря на это, Бьорн решает позволить Хвитсерку позаботиться о Каттегате, пока тот отправляется спасать короля Харальда от короля Олафа. Уббе говорит ему, что Хвитсерк не в том состоянии, чтобы быть главным. В результате Бьорн решает поручить Уббе вместо этого.
Амма, которая очень заботится о Хвитсерке, становится его опекуном. Пытаясь дать своему брату что-то продуктивное в жизни, Уббе поручает Хвитсерку возглавить торговую миссию на старом Шелковом пути. Когда Хвитсерку не удается протрезветь, Уббе злится и чувствует себя преданным. Он кричит на Хвитсерка, что больше никогда не хочет его видеть.
Однажды ночью, глубоко во власти алкоголя и наркотиков, Хвицерк набрасывается и бьет Амму, единственного оставшегося человека, который беспокоится о нем, и бежит под дождь, охотясь на воображаемого змея Ивара. В конце концов он нападает на него в том самом месте, где умерла его мать, и пронзает его изо всех сил. Когда он приходит в себя, он понимает, что на самом деле зарезал тяжело раненную и умирающую Лагерту, которая хромала обратно в Каттегат, чтобы увидеть Бьорна после победы над Белыми Волосами во втором рейде. Он признается Бьорну в убийстве Лагерты, и Бьорн избивает его и арестовывает. Хвитсерк говорит, что он не добился ничего великого, как Бьорн или Уббе, говоря Бьорну: «Даже если ты хочешь сжечь меня заживо, я приму это, потому что я это заслужил». Сначала решив сжечь Хвитсерка заживо, Бьорн передумал и позволяет Уббе спасти его. Вместо того, чтобы убить его, Хвицерк изгнан как преступник или скогармаор.
Позже Хвицерк воссоединяется с Иваром, который прибыл в Скандинавию с князем Олегом. Хвитсерк решает, что лучше остаться с Иваром, потому что Ивар повзрослел. Он чувствует, что Ивар относится к нему лучше, чем Бьорн и Уббе.
Личность
Хвитсерка можно охарактеризовать как очень запутанного персонажа. Будучи свидетелем зверств, совершаемых во Франкии в очень молодом возрасте, он сформировал свое мышление на будущее. Хвитсерк — неконфликтный человек, который любит наслаждаться жизнью вне боя. Другая его личность, которую он, вероятно, создал из-за тяжелой травмы, которую ему пришлось пережить в детстве, является полной противоположностью и любит совершать набеги, убивать и насиловать. Для него это идеальный воин-викинг.
Будучи брошенным их отцом Рагнаром так рано в их жизни, и Аслауг, изо всех сил пытающейся воспитать ребенка-инвалида в одиночку поверх трех других, все еще будучи королевой Каттегата со всеми обязанностями, заставили Хвитсерка полагаться на своего старшего брата Уббе для привязанности . Эти двое были неразлучны в детстве и юности. Они даже были достаточно близки, чтобы разделить жену Уббе Маргрет, не завидуя друг другу. Хвитсерк дважды упоминает о своей любви к старшему брату, один раз в постели с Торой, а другой раз сидя перед надгробием Бьорна. Это говорит нам о том, что даже после того, как он бросил и предал его, его мысли все еще были сожалеющими о расставании с ним. Это только показывает, насколько запутанным был Хвитсерк в то время и что он не знал, что делать со своей жизнью, когда он дезертировал с корабля. Он очень нерешителен, но придерживается решений, как только он их принял.
Повзрослев, Хвитсерк и Уббе взяли на себя ответственность держать Ивара и Сигурда под контролем, чтобы не позволить одному убить другого в детстве. На них оказывалось сильное давление, и, как мы знаем, это имело неприятные последствия в том, как они справлялись со вспышками гнева Ивара. Хвитсерк был искренне потрясен тем, что его младший брат убил Сигурда, и, похоже, не понял, что это действительно произошло, за то, что выглядело как несколько минут спустя. Хвицерк любит своих братьев, он любит свою мать и уважает отца. Тем не менее, его часто упускали из виду, а также когда он был взрослым, его предложения не воспринимались всерьез или не принимались правильно. После того, как он встал на сторону Ивара, он говорит своему младшему брату то, что хочет услышать, в надежде завоевать достаточное доверие Ивара, чтобы не казаться ему врагом и стать одноразовым.
В 6-м сезоне выясняется, что все, чего хотел Хвитсерк, — это создать собственную семью, кого-то, кого можно любить и кто будет любим взамен. Он заботится о своих возлюбленных, таких как Маргрет, а затем и Тора, о обоих персонажах мы не получаем слишком много информации. Несмотря на то, что Ивар открыто угрожает ей, Хвитсерк не знает, насколько серьезен его младший брат, поскольку он часто делает ехидные замечания или бросает угрозы. Хвитсерк очень опечален, узнав о смерти Торы. Он начинает много пить и употреблять грибы, пристрастившись к ним. Его ухудшение отчасти является результатом его горя по поводу смерти Аслауг, Маргрет и особенно Торы. Не помогает и то, что его брат убил двух последних. У Хвитсерка от природы аддиктивная личность, из-за чего ему трудно отказаться от наркотиков.
Подобно тому, как Аслауг встретила бога Харбарда в трудную минуту, Хвитсерк встречает богиню Идун и проводит с ней ночь. Его печали, кажется, ушли после ее помощи. Хотя на этом сравнение с Аслауг не заканчивается, он также гибок в телосложении и имеет схожие с ней черты.
Будучи воином, Хвитсерк склоняется к тому, чтобы быть берсерком — его второй личностью — и дает волю во время сражений, подражая тому, что он видел, как воины делают в бою. Во время Разграбления Йорка он продолжает убивать, рубя людей, пока не рухнет от полного истощения на пол, залитый кровью. Несмотря на то, что Ивар устраивал сражения для Хвицерка, их отношения были нездоровыми и очень ядовитыми, поскольку у Хвицерка были проблемы созависимости, а у Ивара была естественная нарциссическая сторона, они достаточно хорошо ладили, чтобы не убивать друг друга из-за того, что обеспечивали друг друга. нуждается мысленно. В то время как большинство его братьев, как правило, не участвуют в изнасиловании во время рейдов, Хвитсерк насилует женщин. Это происходит вместе с Бьорном в Альхесирасе, который также насилует женщин в Испании и когда он в Йорке, хотя все это подразумевается за кадром.
Нерешительный характер Хвитсерка не позволяет ему узнать, что для него лучше, поэтому он переходит на другую сторону в надежде узнать, на чьей стороне ему суждено быть. Маргрете, в ее психически неуравновешенном состоянии, внушила ему мысль о том, что Хвитсерк должен убить Ивара, но он не видел в этом никакой правды до тех пор, пока сам не достиг точки психической неустойчивости, вызванной наркотиками и элем, которые он употреблял. . Постоянные насмешки и угрозы Ивара в пятом сезоне, а также предыдущее убийство Маргрет подталкивают Хвитсерка к попыткам переманить Олафа и свергнуть его брата. Ему это удается, и он атакует Каттегат с объединенными силами короля Олафа, Харальда, Лагерты, Уббе и Бьорна.
Вернувшись в Каттегат и испытав ужасные видения обожженного трупа Торы и змееподобного монстра, похожего на Ивара, его паранойя растет, и он верит, что его судьба — наконец убить Ивара. Горе Бьорна после того, как Хвитсерк случайно убил уже умирающую Лагерту, настолько ослепляет его, что он хочет убить Хвитсерка. Провидец дал Хвитсерку пророчество, которое оказалось его последним. Он говорит, что Хвитсерк «сделает то, что не смогли сделать его братья, но цена будет слишком высока». Смерть Лагерты от его рук в конце концов исполняет пророчество Провидца. Его избегают из Каттегата, и он снова встречает Ивара, который принимает его и помогает ему очиститься. Их отношения в некотором роде меняются к лучшему, пока Ивар не замечает, как странно ведет себя Хвитсерк, и не узнает, что он снова употребляет наркотики — на этот раз в виде пара макового семени. Они напали друг на друга в Киеве, что было необходимо им обоим, чтобы выпустить пар. После этого они слипаются.
В самом конце Хвитсерк убежден, что его судьба будет разрушительной, но мы видим его в покое, когда он сидит у могилы Ивара, а позже он просит креститься и отказывается от всех своих языческих обычаев. Это кажется ему чем-то вроде чистого листа и способом начать свою жизнь заново.
Общая информация
- В финале второго сезона Хвитсерк и его братья будут известны под древнескандинавским титулом Budlungr или «принц».
- Часто предполагают, что Хвитсерк — это тот же человек, что и Хальвдан, другое имя, которое, как говорят, является сыном Рагнара. В скандинавских сагах он называется Хвицерк, а в англо-саксонских источниках упоминается брат по имени Хальвдан, и по этой причине историки обычно предполагают, что это одно и то же лицо.
- Если Хвитсерк — это то же самое лицо, что и Хальвдан, то он был одним из основных лидеров датской Mycel Heathen Here (Великой языческой армии) и помогал в завоеваниях Нортумбрии, Восточной Англии и северной части Мерсии. Вкратце, между 871-872 годами Хальвдан/Хвитсерк занял город Лондон, который в то время был частью королевства Мерсия.
- Согласно истории, Хвитсерк/Хальфдан погиб в бою от рук своих собратьев-викингов в Северной Ирландии. Он был королем в Дублине, но его власть там не была надежной, и пока он был в Йорке, где он также был королем, его свергли. Он отплыл обратно в Ирландию с армией в 877 году, чтобы отбить Дублин. Но его встретила армия, которую источники называют «Справедливыми язычниками», а сам Хвитсерк/Хальфдан возглавил армию «Темных язычников». Оба были соперничающими группами викингов в Великобритании и Ирландии. В месте под названием Странгфорд-Лох произошло сражение, в котором Хальвдан/Хвитсерк был убит, а его армия также потерпела поражение.
- В саге «Повесть о сыновьях Рагнара» , где его называют Хвитсерком, упоминается, что он вел армии в Гардарики (скандинавское название России), где проиграл битву, столкнувшись с превосходящими силами противника.