Олег у костей коня: «Могила» вещего Олега зарастает бурьяном

«Могила» вещего Олега зарастает бурьяном

  • Главная
  • Киев

Виктория МАКАРЕНКО

2 июля 2014 23:45 0

Фото: На склоне Щекавицы произошла роковая встреча князя и верного коня. Фото: Олег ТЕРЕЩЕНКО

Автор «Песни о вещем Олеге» Александр Пушкин впервые приехал в Киев 21-летним юнцом. Поэт был в опале у императора Александра I за крамольные стихи: «Самовластительный злодей! Тебя, твой трон я ненавижу…» — и в Киеве он был тайно, проезжая в так называемую южную ссылку. Но, как известно, император был отходчив, и своенравного поэта вскоре вернули ко двору.

Однако впечатление, оставленное Киевом в душе первого поэта Российской империи, оказалось неизгладимым. И Пушкин вновь и вновь приезжает в «столицу ведьм и веры». 

В один из таких приездов Александр Сергеевич, вдоволь набродившись по склонам Щекавицы в поисках княжеской могилы и изрядно сбив носки новых штиблет, написал «Песнь о вещем Олеге».  

По пушкинским местам пройдемся и мы.

Князь и конь еще неразлучны. «Встреча Олега с кудесником» Виктора Васнецова.

Капище на Хоревице

Начинаем с горы Хоревицы. Гора, названная в честь брата — основателя Киева Хорива является еще и одной из пяти киевских Лысых гор, на которых, по легендам, собираются на сборища ведьмы из Украины и Белоруссии.

Там же находилось древнее капище Перуна, которому поклонялись в дохристианском Киеве. 

Именно тут «…из темного леса навстречу ему идет вдохновенный кудесник, покорный Перуну старик одному…». И тут волхв повстречал князя с дружиной, который возвращался в княжий замок. 

На месте, где произошла встреча вещего Олега и волхва, родноверы установили жертвенный алтарь. Фото: Олег ТЕРЕЩЕНКО 

На этом месте восстановили ритуальный алтарь, и сегодня родноверы приносят жертвы своим древним языческим богам. Правда, характер жертвоприношений изменился, кровь больше не проливают, а приносят вполне «мирные» жертвы — хлеб, молоко, зерно. А в остальном — природа такая же дикая, и гора выглядит очень неухоженной.

Тут никогда не ступала нога коммунального работника, а в зарослях крапивы и бузины можно найти что угодно, начиная от целующихся парочек и заканчивая дамскими шляпками, использованными шприцами и бутылками из-под спиртного. 

Конь в ссылке 

У Пушкина и в «Повести временных лет» князь Олег просит волхва рассказать о будущем. Прогноз жреца достаточно оптимистичен: у владыки будет долгая жизнь, наполненная победами и прочими житейскими радостями, и ничего ему не будет страшно. Кроме одного: «…но примешь ты смерть от коня своего». Естественно, Олег отправляет коня в изгнание.   

«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, расстаться настало нам время», — сокрушается князь и сплавляет лошадку в княжеские конюшни, которые находились в непосредственной близости — у  дворца на Старокиевской горе. 

Именно тут находится исторический центр Киева — место, где изначально княжил Кий, основатель столицы. Сейчас место, где был замок, окружено символической изгородью. Неподалеку лежит памятный камень с высеченными древне¬славянской вязью словами Нестора Летописца: «Отсюда появилась земля русская». 

Камнем обозначен исторический центр Киева, откуда берет начало вся земля русская. Фото: Олег ТЕРЕЩЕНКО
 

Смерть на Щекавице

Во времена правления вещего Олега князья имели обыкновение бывать дома реже, чем в ратных походах или на охоте. Жизненный уклад вещего Олега особо не отличался. В одно из редких возвращений домой князь поинтересовался, как же поживает изгнанный любимец. И узнал, что конь его умер, а останки его белеют на ветру, на склоне Щекавицы. 

«…И внемлет ответу: на холме крутом, давно уж почил непробудным он сном», — получает князь ответ. И естественно, решает отправиться посмотреть на коня, который уже перестал быть опасным. 

«…И видят — на холме, у брега Днепра лежат благородные кости», — князь нашел останки боевого товарища на склоне горы. Сейчас на этом месте родноверы установили жертвенник.

И князь наступил на череп. Что было дальше, все помнят из школьной программы: из черепа коня выползла змея, обвилась вокруг ноги и укусила князя — пророчество волхва сбылось в полной мере. Князь пал от своего коня.  

Согласно легендам, а заодно и «Повести временных лет» Нестора Летописца, могила князя Олега должна быть тут же, на Щекавице, но, к сожалению, ее расположение не известно. Кто-то утверждает, что она находится на территории Замкового кладбища: полуразрушенными могилами усеяна вся гора, и затеряться там не составляет труда. 

Древнее капище Перуна разрушил князь Владимир, когда крестил Русь. Но на его месте на Хоревице стоит мемориальная доска. Фото: Олег ТЕРЕЩЕНКО

КСТАТИ

Обстоятельства смерти вещего Олега противоречивы. По киевской версии, отраженной в «Повести временных лет», его могила находится в Киеве на горе Щекавице. Новгородская первая летопись «передвигает» его могилу в Ладоге, но в то же время говорит, что он ушел «за море». 

Интересно, что легенды тесно переплетаются с исландской сагой о викинге Орваре Одде, который также был смертельно ужален на могиле любимого коня, которую ему предсказала скандинавская вещунья. И учитывая «северное» происхождение киевских князей и оставшиеся родственные связи, вполне вероятно, что первый киевский князь стал героем скандинавского эпоса.

Таким вещего Олега увидел художник Виктор Васнецов. Картина «Олег у костей коня».

 

Новости по теме: История Киева

Подписывайтесь на нас в соц. сетях

Князь Олег умер от укуса змеи

Краткое описание

О смерти Вещего Олега от змеиного укуса сообщили первые русские летописцы: об этом говорится в Повести временных лет, а также в I Новгородской летописи. По преданию, волхвы предсказали князю гибель от собственного коня. Олег расстался с животным, а когда конь умер, вспомнил о предсказании и, посмеявшись над волхвами, приказал показать ему останки. Увидев кости коня, Олег поставил на его череп ногу, когда оттуда выползла ядовитая змея и смертельно ужалила князя.


Применение

Вторую жизнь мифу о гибели Олега от укуса змеи дало стихотворение А.С. Пушкина. Драматическая развязка «Песни о Вещем Олеге», ярко изложенная поэтом, сформировала стереотип, что смерть князя была именно такой.


В.М. Васнецов. Олег у костей коня. Иллюстрация к «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина. 1899.

Действительность

На легендарный характер летописного предания о смерти Олега указал еще российский историк XIX в. Н.М. Карамзин, назвавший «мнимое пророчество волхвов или кудесников» «явной народной басней, достойной замечания по своей древности».

Косвенно об этом свидетельствует появление аналогичного сюжета в средневековом исландском эпосе. Главный герой саги о викинге Орваре Одде, составленной в XIII веке по мотивам древних сказаний, погиб от укуса змеи на могиле собственного коня – такую смерть ему в детстве, когда будущему викингу было 12 лет, предсказала колдунья. Чтобы не дать свершиться предсказанию, Одд с другом убили коня, бросили в яму, а труп завалили камнями. Какой сюжет, об Олеге или об Одде, появился раньше, установить пока не удалось.

Установление точных обстоятельств гибели князя стало для ученых непростой задачей. Подробно рассказывая о том, как умирал Олег, летописи не дают исчерпывающих ответов на другие важные вопросы: где именно погиб Олег, и где он похоронен.

По версии Повести временных лет, его могила находится в Киеве на горе Щековице. Новгородская летопись сообщает, что князь был похоронен в Ладоге, но в то же время говорит, что он ушёл «за море».

Академик Б.А. Рыбаков в 1987 году объединил эти две версии и пришел к выводу, что князь большую часть жизни провел в Ладоге, некоторое время владел и киевским престолом, а после похода на Византию бесследно исчез, выпав из поля зрения русских летописцев.

В 2000 году исследователь А.А. Власов попытался оценить вероятность гибели Олега от укуса змеи, исходя из предположения, что летописное сказание может быть правдой. Изучив ареал обитания змей в возможных местах пребывания князя, он предположил, что если Олег в момент описываемых событий находился в районе Киева, он мог пострадать от укусов трех видов змей: гадюки обыкновенной, степной или лесостепной.

А.А. Власов выдвинул гипотезу, что роковой для Олега должна была оказаться встреча со степной гадюкой – по его мнению, княжеский конь, скорее всего, содержался в степном выгоне. В настоящее время эта змея в районе Киева не водится, ареал ее обитания находится гораздо южнее, но климатические условия X-XII веков были иными, и нахождение змеи в возможном месте гибели князя было вполне вероятным, отмечает исследователь.

Этот период был сухим и теплым, в летописях часто отмечались лесные пожары, засухи. То, как в «Повести временных лет» описывается растительность, также вполне располагало к присутствию этих змей в регионе. Кроме того, в тех краях в указанное время водились сурки, а ареал их обитания практически полностью совпадает с границами ареала гадюк. 

Однако даже если предположить, что все эти обстоятельства действительно совпали именно таким образом, получить смертельный укус змеи в ногу князь мог с минимальной степенью вероятности. Для этого, утверждает А.А. Власов, необходимо, чтобы пострадавший был совершенно без обуви, а князья в то время, согласно археологическим данным, носили тяжелые и толстые сапоги, прокусить которые змее не под силу.

При этом, даже если бы гадюка каким-то образом смогла добраться до незащищенных частей тела Олега, ее укус — несмотря на все возможные проблемы со здоровьем – не мог оказаться смертельным.

Таким образом, даже при самом фантастическом стечении обстоятельств, если змея и укусила князя, это никак не могло стать причиной его гибели: в этом случае Олег мог умереть только от неправильного лечения, резюмирует А.А. Власов.

Исследователи-токсикологи предполагают, что наиболее опасным и зачастую роковым решением в таких случаях является попытка наложить на отечную после укуса конечность жгут: у пострадавшего может развиться «турникетный шок», отравление организма токсинами в результате длительного лишения пострадавшей части тела кровоснабжения.


Источники и литература

Власов А.А. Какая гадюка укусила Вещего Олега? // Степи Северной Евразии: Материалы II Международного симпозиума, 2000 год.

Карамзин Н.М. История государства российского. Том 1-12. М., 2004.

Поволоцкий А.Б. Военно-полевая медицина: первые 100 лет.

Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М., 1987.

Галерея «Русский лак»

Главная » Информация » Темы » Песня о князе Олеге А.С. Пушкина: Князь Олег, Олег Мудрый, Прорицатель

Песня о князе Олеге А.С. Прорицатель

Олег, мудрый князь, вооружился, Кричал: «Отмщение беспощадной орде О набегах Хосаров! Поле и ферма Мои люди будут преданы огню и мечу!» И когда привели его верного коня, Он выехал со своими рыцарями и людьми, В дамасских, кованых золотых доспехах, Каким-то хитрым сарацином. Перед своими людьми он ехал гордо, Их герой-принц и ничего не боялся; Но, прежде чем он достиг леса; Из его темных глубин появились Страшный пророк Перуна, старый и мудрый, Кто учился в тайной святыне Что он мог бы в глазах каждого человека Его судьба и гибель божественны. Храбрый принц подъехал к нему и закричал «О Волшебник, избранный богами, Какое горе или благо мне предстоит? Как скоро я, под дерном, Лежать похороненным, пока мои враги радуются? Ничего не бойся; ни говорить с неуверенными словами.

Какой бы ни была моя гибель, будь твоим выбором Из всех лошадей в моем табуне!» «Ни один волшебник не боится земного лорда!» Старик бросил презрительный ответ; «И ничто не поможет взятке или мечу Развязать или связать язык пророка. Небесные секреты не покупаются и не продаются: Будущее окутано туманом и мраком: Но, как уже было сказано, На твоих ярких бровях я читаю твою гибель». «Хорошо запомни в этот день слова, которые я говорю, Навсегда, к воинской славе Приносит утешение, когда он слабеет С годами и ранами. Знай, твое имя Победа! Страны уступают Перед ужасным наступлением твоей армии: Все завидуют твоему золотому щиту Висит над воротами гордой Византии». Предательские волны синего моря тебе, Хоть бушует буря, не принесет вреда: Они знают тебя. Господь Победы! Не страшись ни стрелы, ни пращи, Или предательский кинжал; за твою жизнь Для всех священно; и без удара Должен пронзить твою броню в борьбе С тобою идет невидимая стража». «Твой конь, который не боится яростной схватки, Хорошо носил тебя во многих землях; И как скала среди брызг Среди свистящих валов он стоит, Или пронзит тебя сквозь копья, Послушный твоему легчайшему дыханию: Ни мороза, ни борьбы с тобою он боится: Но даже он будет твоей смертью».
Храбрый принц услышал странную речь, С улыбающимися губами, но угрюмым челом: Затем, к сожалению, «зажигая с коня, Он сказал: «И теперь мы должны расстаться?» (Ласкает ласковым прикосновением, Шелковистая шея его слуги) «Старый друг, Вместе мы многое пережили Победоносно: но все кончается; И мы должны расстаться. Ты, кто вынес Твой господин торжествует, Восток и Запад, Не вынесет никого другого сейчас и никогда Нога в твоем золотом стремени упирается. Меня еще ждет поле раздора; Но ты будешь жить в мирных лугах. Пока смерть не прекратит твою верную жизнь, Не забывай меня, старый друг. Прощание!» Затем, обращаясь к своим конюхам: «Конь мой К приятным речным пастбищам принесите; И купайте его там каждый день; и тростник Ему попадались на выбор овсы; и бросать Мягкий шерстяной ковер вокруг его бока Чтобы согреть его». Удивительный зверь вернулся в ряды; И привел другую лошадь взамен. Прошли годы. Олег со всеми господами своими, Состарился с ним в драке и борьбе, Пировали в один летний день — их мечи Обшит после победы; и белый Как снег на вершине горы, Их волосы — как старые дела В доблестной юности они еще говорили, И победы вместе одержаны. «А где теперь мой товарищ? Где Мой верный конь? — спросил тогда Олег; «Есть ли он на свете, быстроногий еще проезд — Тот, кого ни одно путешествие не заставляло — Тот, кто никогда не оставался для раздора или крутого?» Один ответил: «На берегу реки, На высокой вершине холма крепко спит Он лжет: и больше не проснется». Размышляя, Олег низко склонил голову, Вспоминая дни старые; И грустно про себя сказал: «Если бы я не боялся предсказанной гибели Этим старым модником лжи, Мой старый друг все еще был со мной!» И тогда он приказал своим лордам подняться; И искать с ним холм погребения. В полной печали принц выехал К реке, с сыном, Доблестный Игорь, столпившись Его старыми воинами, пока они не победили К берегу Днепра, где разбросаны На высоком холме, среди песка и камней, «Нит колышущейся травы, в сиянии полудня Обнажи старые побелевшие от дождя кости. С нежной ногой, и склонившись от горя, Прикоснувшись к черепу, Олег сказал тогда: «Спи спокойно, мой друг! Наш день короток; Хотя я живу; ты с мертвыми: Ни на моих поминках, полночь, Пролитый мечом твоя теплая жизненная кровь упадет На меня мертвого, когда даже я Падайте в прах, который покончит со всеми нами». И даже когда он говорил эти слова, Из безглазого черепа выстрелил Черная смертоносная змея, похожая на ленту, Который ужалил ногу. «Это мой удел Тот старый волшебник пророчествовал? Смерть затаилась в безжизненной кости! Тогда добро пожаловать, смерть!» — воскликнул храбрый принц: И опустился на землю без стона. Полная грусти, когда кружились чашки На высоких похоронах-фестивалях, Когда, Игорь, на кургане С Ольгой сидели, его воины все Вокруг них сидели, говорили о днях Когда под знаменем Олега они сражались Мир, и выиграл; и воспел хвалу О том, кого смерть свела на нет.

Лошади появились на американском Западе к началу 1600-х годов, результаты исследования уже давно является предметом исторических споров.

Новый анализ костей лошадей, собранных в музеях Великих равнин и северных Скалистых гор, показал, что лошади появились на пастбищах к началу 1600-х годов, раньше, чем предполагают многие письменные источники.

Выбор времени важен, потому что он совпадает с устными историями нескольких групп коренных народов, которые рассказывают, что их народы имели лошадей испанского происхождения до того, как европейцы физически прибыли на свои родные земли, возможно, через торговые сети.

В исследовании, опубликованном в четверг в журнале Science, приняли участие более 80 соавторов, в том числе археологи и генетики, а также историки и ученые из народов лакота, команчи и пауни.

Предыдущие генетические исследования показали, что предки лошадей впервые появились в Северной Америке миллионы лет назад, а затем перебрались на центральные равнины Европы и Азии, где они были одомашнены. Но эти ранние предки лошадей исчезли из американских археологических источников около 6000 лет назад.

В новом исследовании ученые изучили около двух десятков наборов останков лошадей из различных мест от Нью-Мексико до Айдахо и Канзаса, чтобы установить, что на лошадях ездили и разводили группы коренных народов к началу 1600-х годов.

  • Редкий сильный торнадо недалеко от столицы Мьянмы унес жизни 8 человек окончание масляного бурения

  • Экстремальные погодные условия почти универсальны: опрос AP-NORC

  • «Почти каждый аспект взаимоотношений человека и лошади так или иначе проявляется в скелете», — сказал археолог из Университета Колорадо в Боулдере Уильям Тейлор. , автор исследования.

    Исследование показало, что лошади присутствовали на западе и юго-западе Америки за несколько десятилетий до восстания пуэбло 1680 года, когда союзные группы коренных народов вытеснили испанских колонизаторов из Нью-Мексико.

    Отступающие армии оставили после себя тысячи лошадей и домашнего скота, и многие исторические отчеты ошибочно указывали на этот момент как на вход лошади в культуру коренных народов Северной Америки.

    «Теперь мы можем попрощаться с восстанием пуэбло как с объяснением распространения лошадей на американский Запад», — сказал археолог из Оксфордского университета Питер Митчелл, не участвовавший в исследовании.

    Но группы коренных народов уже давно оспаривают эту хронологию, поскольку устные истории многих групп говорят о том, что они столкнулись с лошадьми до того, как познакомились с европейцами.

    Вместо того, чтобы получать лошадей непосредственно от отступающих испанских армий, многочисленные устные истории предполагают, что группы коренных народов впервые столкнулись с лошадьми, которые сбежали из испанских лагерей или были проданы через племенные сети, сказал Джимми Артерберри, автор исследования и член племени команчей и историк. в Медицинском парке, штат Оклахома.

    «Мы всегда знали и говорили, что сталкивались с лошадьми раньше, чем с испанцами», — сказал он.

    Иветт Бегущая Лошадь Коллин, автор исследования, генетик-эволюционист из Центра антропобиологии и геномики Тулузы во Франции и представитель народа оглала-лакота, сказала, что результаты показывают, что устные традиции коренных народов, которые часто игнорировались сторонними историками, имеют уникальную ценность для понимания прошлого.

    «Наши культуры так долго представлялись в ложном свете, — сказала она. «Слишком часто история рассказывалась вокруг нас, без нас».

    Амбициозное исследовательское сотрудничество, инициированное учеными Лакота, является одним из шагов в восстановлении давнего недоверия между группами коренных народов и археологами, которые в начале и середине 20-го века совершали набеги на гробницы и места церемоний в поисках культурных артефактов без согласия.

    Закон о защите могил коренных американцев и репатриации от 19 г. По словам Карлтона Шилда Губернатора, главного губернатора Карлтона Шилда, губернатора Карлтона Шилда, который установил процесс для музеев и других учреждений, получающих федеральные средства, для сотрудничества с племенами в возвращении украденных священных предметов, был ключевым ранним шагом в установлении некоторой меры доверия и связи. гражданин народа пауни и археолог из Университета Индианы.

    «Надеюсь, новые исследования, подобные этому, подтолкнут больше коренных народов к развитию своих собственных археологических и антропологических знаний», — сказал он.

    Исследование также показало, что со временем генетика лошадей в Северной Америке перешла от преимущественно испанского происхождения к смеси британского и испанского, отражая восхождение разных империй.

    «Это означает, что переход от испанской к британской доминирующей колониальной державе можно увидеть даже в самом геноме лошади», — сказал Людовик Орландо, автор исследования, генетик-эволюционист из Центра антропобиологии и геномики Тулузы.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *