Афина парфенос скульптор фидий – Афина Парфенос — Википедия

Содержание

описание, история и интересные факты

Наследие человечества сохранило великолепные творения искусства. Множество архитектурных шедевров, картин, произведений литературы и музыки до сих пор восхищает современных людей. Их можно увидеть на выставках, в музеях, приватных коллекциях. Некоторые сокровища нации по-прежнему находятся под землей или закрыты в дворцах и замках.

Но оказывается, истории известны произведения, которые уже не увидишь никогда. Чаще всего люди узнают о них из других произведений. Например, Афина Парфенос стала известна только благодаря копиям и описаниям. На данный момент подлинной скульптуры не существует. Но красота описания до сих пор хранит это произведение Фидия в памяти современных людей.

В честь кого?

Нетрудно догадаться, кого имел в виду Фидий. Афина Парфенос — это воплощение той самой древнегреческой богини, которая в свое время прославилась благодаря своему уму и мудрости. Афина была самой почитаемой богиней Древней Греции. Она входила в число величайших владык Олимпа. Помимо того, что ее называли богиней войны, Афину считают причастной к знаниям, искусству, ремеслам, также называют покровительницей городов и государств.

Как выглядела?

Прежде чем узнать, что представляла собой статуя, Афина Парфенос должна предстать пред нами в истинном обличии. Пожалуй, она остается для многих наиболее выразительным персонажем Древней Греции. Именно её считают самой необычной и запоминающейся. Это связано с тем, что кто бы ни изображал Афину, она всегда при себе имеет атрибуты мужчины: доспехи, оружие и щит. Также рядом с богиней всегда можно было заметить священных животных.

Чаще всего Афина — русоволосая и сероокая женщина. Гомер вовсе считал её «совоокой». Пожалуй, такое сравнение связано с тем, что рядом часто можно было увидеть сову, символ мудрости. Не имеет значения, где мы знакомимся с Афиной, то ли в стихотворениях, то ли в прозе, то ли на холсте, творцы всегда стараются выделить её большие глаза.

Основными атрибутами Паллады все же остается шлем, который имел высокий гребень, и эгида, или щит, украшенный головой горгоны Медузы. Также рядом, в частности на картинах, можно увидеть оливу, которую считали священным деревом, сову и змею – два символа мудрости. С Афиной не раз встречалась и Ника – крылатая богиня.

Автор

Многие мечтали сохранить в истории человечества статую «Афина Парфенос». Скульптор Фидий навсегда в умах людей остался творцом великой богини. Творец жил в 400-е годы до нашей эры. Был другом Перикла и считался величайшим художником периода великой классики.

За свою недолгую карьеру он создал огромное количество работ. Главным их персонажем оставалась всегда Афина. Помимо той, что поместилась позже в Парфеноне, была скульптура богини на афинском Акрополе. Её Фидий создал в честь победы над персами. Она была огромная и служила своеобразным маяком для моряков.

Афина Лемния также не сохранилась до нынешних времен, но о ней известно благодаря копиям. Эта статуя была создана специально для жителей острова Лемнос, отсюда и такое название. Известно также еще о двух скульптурах, отображающих богиню войны. Одна находилась в Платеях, а другая в Ахайе.

Фидий также является автором одного из семи чудес Древнего мира. Речь идет о скульптуре Зевса в Олимпии. Эта статуя была единственной, которая находилась на материковой части Европы. Она была сделана из мрамора, а по размерам превосходила любой храм того времени.

Скульптура

Как известно, скульптура Афины Парфенос находилась в Парфеноне. Этот храм был построен как дом для богини между 447 и 432 годами до нашей эры. Статуя была сделана из слоновой кости и золота. Она была создана для того, чтобы прославить успех в персидских войнах.

Несмотря на то что Афина Парфенос давно перестала существовать, она по сей день остается невидимым символом великого города. Об исчезновении скульптуры до сих пор мало что известно. Исторические факты приводят нас в Константинополь, куда, возможно, была перевезена статуя. Именно здесь её могли разрушить и разворовать. Восстановить первоначальный вид позволяют копии, скульптурные детали и описания Плутарха и Павсания.

Все самое дорогое

Сейчас трудно понять, была ли Афина названа в честь храма Парфенона, либо же все было с точностью наоборот. Сейчас мы можем утверждать, что Парфенос значит «дева», а Парфенон означает «дом девы».

Сам храм был не менее великолепным. Но статуя Афины Парфенос все же по праву считается главным украшением здания. Мифы и легенды говорят, что храм изначально строили для того, чтобы туда могла поместиться эта скульптура. Возможно, когда воздвигали Парфенон, уже понимали, что Фидий туда поместит что-то схожее со скульптурой Афины Промахос.

Максимально точные описания статуи дал Плиний. Он утверждал, что творение получилось высотой около 12 метров (26 локтей). Для его изготовления была взята слоновая кость и золото. Первое Фидий использовал для создания частей тела богини, а остальное все было изготовлено из золота.

Также шла речь о том, что золото могло быть легко удалено в случае финансовых трудностей. Для остальных украшений была использована медь, стекло, серебро и драгоценные камни. В результате Фидий создал скульптуру, стоимость которой в разы превышала стоимость всего храма Парфенона.

Известно, что статуя занимала огромный постамент высотой 4-8 метров. Располагалась ближе к восточной двери и была окружена колоннами. Перед скульптурой находился большой резервуар с водой, который по-современному можно назвать бассейном. Это было сделано для того, чтобы в холе все время было влажно, и слоновая кость сохранялась в этих условиях.

Украшения

Очень величественной и воинственной у Фидия получилась Афина Парфенос. Описание деталей дает понять, насколько уникальной была эта скульптурная композиция. По копиям стало ясно, что в одной руке богиня держала статую Ники, которая, кстати, имела высоту 2 метра, но на фоне величия основной скульптуры выглядела очень миниатюрно. В другой руке Афина держала щит.

Именно он является спором того времени. Его наиболее часто пытались скопировать творцы всего мира. Плиний утверждал, что на щите Фидий отобразил битву Тезея и амазонок. Также тут можно было найти битву гигантов с богами. Было здесь и изображение горгоны Медузы. Возможно, и еще каких-то интересных персонажей.

Не менее привлекательным казался и шлем Афины Парфенос. Он имел на себе сфинкса посередине и двух грифонов с крыльями Пегаса. Известно также, что в ногах богини находилась змея. Некоторые утверждают, что рептилию разместил Фидий и на груди у покровительницы. Эта змея была дана богине Зевсом. Обувь украшали кентавромахии.

Невидимые детали

Конечно, о каких невидимых деталях скульптуры может идти речь, когда из современников никто не видел скульптуру? Афина Парфенос полна тайн и загадок. Есть утверждение, что на щите богини Фидий поместил свой портрет и изображение своего друга Перикла. Предположительно он завуалировал все под Дедала и Тезея.

Также многие современники считают, что Фидий увлекался мальчиками. Его возлюбленным был молодой Пантарк, ставший победителем в борьбе на Олимпиаде. Юноша был так дорог скульптору, что надпись «Прекрасный Пантарк» была высечена на одной из статуй. Возможно, именно на пальце Афины Парфенос красовалось это признание. Хотя достоверных данных об этом нет. Возможно, надпись была на статуе Зевса, либо на скульптуре Афродиты Урании.

Жертвы

Как уже говорилось ранее, Фидий сделал многое, чтобы Афина идеально вписалась в Парфенон. Если статуя Зевса головой упиралась в потолок и казалось, что если громовержец встанет, он пробьет здание, то богиня гармонично смотрелась в архитектурном пространстве.

Дело в том, что Фидий не раз общался с Иктином, строителем, чтобы тот немного отошел от изначального плана и вообще стиля дорийского храма. Скульптор требовал больше пространства внутри. В итоге мы видим не 6 классических колон, а восемь. К тому же они расположились не только по бокам статуи, но и позади ней. Афина оказалась словно вписана в архитектурную раму.

Хронология

Оказалось, сложно определить дальнейшую судьбу творения. Также не известно, где погибло создание Фидия Афина Парфенос. История его начинается около 447 года до н. э., когда скульптор получил заказ и приступил к работе. Уже через 9 лет статую установили в храме.

Через пару лет случается первый конфликт. Фидия подставляют враги и завистники, после чего ему приходится оправдываться во имя очищения своей совести. Далее более столетия ничего не было известно о судьбе статуи. Но в 296 году до н. э. один военачальник снял золото со скульптуры, чтобы оплатить свои долги. Тогда пришлось металл заменить на бронзу.

Еще более чем через столетие Афина Парфенос пострадала от пожара. Но её смогли отреставрировать. Следующая информация появляется уже в 5-м веке нашей эры. Известно, что очередной пожар в храме вновь терзает творение. В 10-м веке н. э. шедевр находился в Константинополе. Что произошло дальше – неизвестно.

Рок судьбы

Мы уже мельком упоминали о конфликтах, которые затронули Фидия. Именно Афина Парфенос стала для него предвестником смерти. Творец был хорошим другом и советником Перикла. Он помогал ему с реконструкцией Акрополя. Также он был, безусловно, талантлив. Поэтому враги и завистники не могли пройти мимо.

Впервые он столкнулся с ними, когда его обвинили в краже золота с плаща богини. Фидию не было чего скрывать. Было приказано снять золото с основы и взвесить. Недостачи не обнаружили.

А вот следующие обвинения закончились плачевно. Враги долго искали, к чему же придраться. Последней каплей стало обвинение в оскорблении божества. Многие знали, что Фидий попытался отобразить себя и Перикла на щите Афины Парфенос. Скульптора бросили в тюрьму. Именно тут и пришла его смерть. Единственное, что для историков так и осталось загадкой: умер он от тоски или от яда.

Слава

Среди всех работ Фидия самой известной считается Афина Парфенос. Описание и история её настолько яркие, что об этом творении известно нам спустя тысячелетия. Слава скульптуры пронеслась сквозь года. О ней не раз писали современники Фидия, а также более поздние литераторы. Известно, что даже Сократ ссылался на Афину для толкования понятия прекрасного.

О величии произведения говорит и количество копий, которые сохранились по сей день. Наиболее точной и яркой остается скульптура «Афина Варвакион». Она находится в Национальном музее Афин. Вторая схожая копия разместилась тут же под названием «Афина Ленорман».

Горгону Медузу, которая помещалась на щите, также не раз копировали. Наиболее известной остается копия головы «Медуза Ронданини». Сейчас эта скульптура находится в Мюнхене, в Глиптотеке.

Не раз художники пытались скопировать щит оригинала. Один из них хранится в Британском музее и называется «Щит Странгфорда». Подобный также есть в Лувре.

Дом Афины

Сейчас от Парфенона практически ничего не осталось. Хотя храм хранит многовековую историю, которая, как и скульптура, полна тайн и противоречий. Греческие археологи и строители старались максимально воссоздать античный стиль руин. Но все величие и красоту, конечно, передать уже невозможно. Тем не менее ощущение того, что много веков назад здесь проходили исторические события, чарует и завораживает. Истории гидов ежегодно собирают много туристов, которым позволено окунуться в атмосферу античной воинственности.

fb.ru

Афина Парфенос — статуя Афины в Парфеноне

Статуя Афины Парфенос, находящаяся в Парфеноне (в Акрополе, в самом центре Афин, Греция), достигает порядка 10 метров в высоту. Статуя представляет собой образ воинственной женщины, настоящей богини. Афина Парфенос в переводе с древнегреческого звучит как Афина Дева.

Парфенон, венчающий Акрополь, является достоянием не только греческого культурного наследия, но и гордостью всего современного мира.

Четкость и логика архитектурных форм данного храма противопоставлены естественным склонам горы, однако такой фон кажется неразделимым с созданным архитектурным решением.


Парфенон в Акрополе: значение для древних греков

Отличительной манерой творения зодчих Древней Греции был принцип так называемого «золотого сечения», который придавал гармонии сооружениям.

Правильным и удачным можно считать выбранное архитекторами соотношение размеров самого Парфенона и горы, обладающей одноименным названием всего храмового комплекса.

Вид на Парфенон

Предназначением Парфенона являлось проведение праздничных торжеств. Одновременно с этим, он выступал настоящим хранилищем, сберегая не только материальные ценности, но и произведения искусства.

Также как в Олимпии почиталась статуя Зевса, в Парфеноне это была Афина Парфенос.

Узнайте больше о Парфеноне на нашем сайте — «Великий храм Парфенон — дар человечества богам»

Знаменитую Афину Парфенос, в переводе с древнегреческого звучащую как Афина Дева, смело можно назвать символом Древней Эллады.

В середине V столетия до нашей эры величайшим мастером скульптурного искусства Фидием был создан этот шедевр. В те далекие времена изображенная богиня Афина, покровительница древнегреческой столицы, располагалась в центре полиса в Парфеноне.

История статуи Афины Парфенос – покровительницы мирных жителей

Афина Парфенос, находящаяся в Акрополе, достигает порядка 10 метров в высоту. Статуя представляет собой образ воинственной женщины, настоящей богини, от которой исходила ещё одна скульптура — статуя бескрылой богини Победы Ники.

Афина Парфенос

Стоит отметить, что произведение имело деревянный остов, при том, что основная часть композиции выполнена из слоновой кости.

Встречаются на скульптуре и элементы чеканного золота, в частности – одежда и шлем Афины исполнен именно из данного материала.

Около тонны драгоценного металла и слоновая кость покрывали весь деревянный каркас 13-метровой скульптуры. Кстати, используемое в процессе творения автором Фидием золото было на счету национальных запасов государства.

Нередко ученые называют эту статую хрисоэлефантинной из-за сочетания слоновой кости и золота. Статуя Зевса также выполнена в данной технике, с использованием аналогичных материалов.

Во времена Византийского периода грандиозная статуя практически бесследно пропала.

Однако, в наши дни ученым удалось установить некоторую информацию о памятнике, благодаря сведениям греческих авторов и известного путешественника и мыслителя тех лет Павсания.

Путешественник Павсаний

Географ и мореплаватель неоднократно описывал шедевр в детальной подробной манере. Писал, что одетая в хитон, греческая богиня была создана во весь рост.

Подтверждал Павсаний и материал, из которого изготовлена памятная скульптура.

Описывая богиню Нику, мыслитель подчеркнул, что её размер приравнивался к четырем локтям богини Афины.

Дополнительными элементами в данной скульптурной композиции была голова Медузы и змея, извивающаяся около копья.

Варвакиос Афина, найденная при раскопках, является настоящей копией богини, создателем которой является Фидий. Кстати, говоря об авторе, следует вкратце остановиться на его творчестве.

Творческий путь автора статуи Афины Парфенос

Работы Фидия и творцов его эпохи играет огромную роль и в современной культуре греческого государства.

Фидий, создатель статуи

Также как Гомер и Гесиод, он установил границы представлений о мифологических божествах.

Деятели того времени создали настоящий базис о древнегреческих понятиях в веровании.

Идеалы богов – Зевса, Афины, Гермеса, Аполлона – определенные их произведениями, стали отправной точкой в создании шедевров последующих поколений.

Греческие творцы прекрасного равнялись на примеры искусства классиков древнегреческого мира.

Богов изображали сдержанными, спокойными и неколебимыми: никаких страстей, эмоций или переживаний.

Достоинство, нравственность и уравновешенность – такими их узнали представители нашей современности.

Статуя Зевса в Олимпии

Статуя Зевса, созданная Фидием, стала предопределяющим элементом в создании образа царя всех олимпийский богов.

В данной работе ему удалось удачно совместить милосердие и всемогущество.

Скульптура Зевса вызывала немало восхищения среди влиятельных деятелей политики и культуры Древней Греции.

Две созданные скульптуры Афины Паллады придали славы автору. Здесь же он вместил образы величия, мужественности и света. Деву считали божеством, покровительствующим ремеслам, защите от завоевателей.

Афине Парфенос предшествовала грандиозная статуя, выполненная из бронзы. Его работой было изображение богини – защитницы от всех врагов.
Это творение – статуя Афины Промахос – находилось в Акрополе, рядом с Парфеноном.

Парфенон в Акрополе

В самом храме находились и другие восхитительные статуи Фидия.
Кстати, большинство из них является достоянием мировой
общественности и сберегается среди экспонатов Британского музея.

Воссоздание западной части Парфенона в Британском музее

Восточный фронтон Парфенона был украшен композицией, повествующей о рождении Паллады.

В западной части изображался спор богини с Посейдоном – боги не могли распределить владычество над Элладой.

Множество других характерных идей Фидия смогли вместить в себе стилевую выдержанность архитектурных правил с натуральностью и неподдельностью образов.

Одновременная строгость и легкомыслие ставят работы на мастера на возвышенную ступень.

Если же провести анализ творчества предшественников, то в сравнении с работами автора Афины Парфенос без труда можно обнаружить их зажатость и неестественность поз.

По-настоящему живые образы, непринужденные, естественные, они были параллельны свободным движениям простых людей.

Благодаря пластичности и грациозности поз, они отличали фигуры особой живостью до мельчайших деталей.

В сравнении с былыми изваяниями, в которых статичная симметрия и жесткая установленная старина были главными принципами, творчество Фидия стало той золотой серединой, отражавшей некоторые элементы устоявшегося стиля и индивидуальность дальнейшего.

Описание скульптуры Афины Парфенос

Из образа Варвакиос, также относящегося к перечню работ данного мастера, ученые подчеркнули основные черты, которыми предположительно обладала и Афина Парфенос.

Описывая некоторые нюансы её воинственного образа, выделяют шлем богини. Он обладал тремя своеобразными гребнями.

Статуя Афины в Парфеноне

Одинаковые изображения грифонов располагались по бокам, спереди же находился сфинкс.

Щит Афины Парфенос также имел некоторые иллюстрации, в частности на его поверхности вычеканено сражение божеств с гигантами, бой с амазонками.

Существуют догадки о том, что создатель включил и собственное изображение в число изваяний на щите Афины. Предположительно, Дедал и Тезей, присутствующие здесь, являются прототипами Фидия и Перикла. Именно этот поступок стал роковым для великого скульптора.

Он был обвинен в оскорблении богов, вследствие чего попал в тюрьму. В заключении творец покончил с собой. Кстати, существуют ведомости о том, что именно статуя Зевса с Олимпии была его предсмертной работой.

Афина, стоявшая во весь рост, оставляла свободное пространство между верхушкой шлема и потолком Парфенона. Желая увеличить ширину внутренней части здания, автор скульптуры уговорил строителей не следовать классической форме храмов дорийского стиля.

По задумке Фидия фасад должен был разместить более шести колонн, поэтому статую окружали позади и по бокам ровно восемь огромных колонн. Это позволяло создать эффект архитектурной рамы, в которую оказалась вписана статуя Афины Парфенос.

Древнегреческие деятели нередко прославляли в своих трудах богиню Афину. Платон, Сократ и другие философы считали скульптуру Афины тождественно равной понятию прекрасного.

comments powered by HyperComments

attractionstory.ru

Журнал «Человек без границ» — Афина Парфенос

«Истинные боги, истинные богини!» — восклицал французский философ и историк Эрнест Ренан, любуясь греческими скульптурами. Для жителей прекрасной Эллады они были действительно воплощениями божеств, да и сейчас их уцелевшие копии, хранящиеся в наших музеях, не оставляют равнодушными посетителей.

 

Афина Варвакион, лучшая из сохранившихся копий Афины Парфенос. Национальный археологический музей Афин

Счастливые греки! Ведь, как говорил Плотин, «…всякая душа является и становится тем, что она созерцает». Душа греков, созерцая красоту храмов и скульптур, получала возможность вспомнить свою божественную, небесную родину…

Любое древнегреческое произведение — это попытка призвать божественное в конкретную форму. Даже работая над скульптурой победителя в Олимпийских играх, ваятель меньше всего заботился о портретном сходстве — он создавал идеальный образ человека. А работа над статуей божества была особой мистерией. Скульптуру отвозили в Дельфы для торжественной церемонии освящения, но перед этим жрецы обращались к божеству с вопросом, угодна ли ему эта статуя, согласно ли оно влить в нее свою божественную силу? И если знаки говорили о божественном согласии, статую ставили в храм.

Самые знаменитые греческие храмовые скульптуры не сохранились. Мы можем судить об их красоте и величии лишь по копиям и по описаниям. Например, существует около двухсот копий (если не считать изображения на монетах) Афины Парфенос — главной статуи в Афинском акрополе. Правда, ни одна из них не может передать все то, что испытывал созерцавший ее человек. Да к тому же не всякий удостаивался такой чести.

Если верить Плинию Старшему, на каждой детали скульптуры, начиная от постамента, на котором стояла Афина, и заканчивая ее шлемом, были изображены мифологические сцены: на постаменте — рождение Пандоры, на щите с обеих сторон — битва с амазонками и борьба богов с гигантами, на сандалиях — сражение с кентаврами.

Значительная часть казны полиса ушла на создание этой скульптуры. Ее деревянный остов высотой в 13 метров покрывала тонна золота, а лицо и руки были сделаны из отборной слоновой кости. Двухметровая статуя богини победы Ники, которую Афина держала в руке, казалась крошечной. Афина Парфенос поистине была величественной! Трудно представить, что такое мог создать человек!

Фидий, лучший скульптор того времени, девять лет работал над скульптурой. Только ему смогли доверить граждане создание образа их небесной покровительницы. Это были девять лет молитвы, девять лет полного погружения в работу. Каждый день Фидий молился и спрашивал, что угодно Богине-Деве, чтобы вселить часть своего могущества в скульптуру, что еще сделать, чтобы Афина охраняла город и его жителей? Ведь для каждого афинянина очень важно было знать, что рядом с ними живут боги. Что нужно всего лишь обратить свой взор на Акрополь и его храмы, чтобы почувствовать их покровительство.

Каждый год в честь Афины жители устраивали празднества — малые Панафинеи, а каждые пять лет — Большие Панафинеи, когда самые достойные девушки полиса несли жертвоприношения и пеплос — специально сотканные за эти пять лет одежды для богини. Это была красивая церемониальная процессия.

Сегодня от скульптуры Афины Парфенос остались лишь описания. Всего через 140 лет с нее сняли и заменили на бронзу все золото, чтобы оплатить им войско тирана Лакара, а примерно в V веке статуя погибла в огне очередного пожара. Судьба Фидия до конца не известна.

Печальна судьба этой скульптуры… Но, может быть, осталось где-то такое место, высокая гора, где по-прежнему живут Боги в своих храмах. И никакие тираны и пожары не могут их уничтожить. Может, когда-нибудь, вслед за древними греками, мы научимся ощущать их присутствие. Ведь Акрополь со его храмами и богами — это не только физическое место.

www.bez-granic.ru

Афина Парфенос — описание статуи, где стояла статуя, отзывы

Культура древней Греции до сих пор завораживает людей своей интересной историй, взглядами на жизнь и, кончено, дарами искусства. Многие античные храмы и статуи веками были вдохновением не только для творцов, но и целых культур. Самое прекрасное, что каждое творение для них это соединение духа времени в своем творении. Любое творческое проявление всегда несло собой определенный взгляд на мир. А в их мире миф и жизнь вокруг были соединены. Они не разделяли даже мир «духов» и реальность, для них боги жили на той же земле, по которой ходят и они. Поэтому многие скульптуры имели определенный значимый характер, связанный с поклонением божеству, а самые красивые сооружения были храмы для подношения дара или общение с покровителем.

Афина статуя в Парфеноне

Среди творцов того времени было много великих людей, которые служат основой в своей сфере и до сих пор. Если при вас вспомнят Сократа, Платона или Гомера вы сразу поймете, о каком времени пойдет речь. В других сферах также Греция не отставала. Это время подарило просто огромнейшее количество шедевров мировой значимости. Так, например, Афина Парфеноса, созданная скульптором Фидием еще многие годы заставляла людей склонять головы и трепетать перед красотой и мощью богини, которая покоряла их сердца. Располагалась она в храме Парфенон, в древнегреческом городе Акрополе. Город стоит, и по сей день, он был восстановлен археологами, хотя состояние его очень плачевное. Все же среди руин все еще стоят величественные колонны и огромная арена для собраний полиса, которые дают возможность прочувствовать дух того времени и лучше понять их культуру.

От главного храма остались лишь высокие колонны, а сама Афина, которая служила главной ценностью храма, исчезла и считается разрушенной. Ее величие и воспоминание сейчас идут лишь из источников древних историков, которым удалось посетить богиню в храме и выразить в своих творениях свое удивление такому величественному произведению Фидия. Афина была символом всего города и главной богиней народа, так как была символом не только войны, которая тогда была очень важна, но и богиней мудрости.

Статуя Афины в Парфеноне

Описание статуи

Афина богиня древнегреческой культуры, была одной из двенадцати великих олимпийских богов мифологии. Среди богинь была самой мудрой и прекрасной. Почиталась многими культурами и особенно признана в Афинах, что уже понятно из названия. Она была покровителем народа. Яркие глаза и русые волосы, поверх головы шлем с перьями, копье или щит в руке, символика по типу грифона или змеи. Весь ее вид внушал уважение и трепет перед ней у людей. Хотя ее называют богиней воны, и она была возведена в Парфеноне в честь победы перед персами, она почиталась как богиня знаний и ремесел. Дева-воительница, яростное выражение бога, величия перед людьми и ее могущества.

Древнегреческие боги Афина

Фидий создал Афину Парфенос идеально подходящую под главный храм Акрополя. Богиня войны всегда была в обличии прекрасной девушки с выразительной символикой силы, в виде вложенного в ее руки оружия и священных животных служащих ей. Статуя в храме Парфенон была сделана из слоновой кости и золота. Парфенос означает дева, а Храм Парфенон переводят как дом девы, скорее всего он, был назван в честь богини, которую должны были разместить внутри. Плиний описал главные детали этой статуи. Высота Афины была около 12 метров, с подставкой с 4 метра. Перед скульптурой был резервуар с водой. Кроме многих украшений на теле богини с ней изображены и священные животные. В ее руке был щит с изображением медузы Горгоны. На шлеме сидели два грифона и сфинкс посередине.

История

Считается, что заказ Фидий получил в 447 году до нашей эры на создание скульптуры Афины. Его работа продолжалась 9 лет, и после статуя была установлена в центре храма. Причиной постройки была победа Афин над персами, таким образом, они отдавали ей дань за благосклонность и просили дальнейшего покровительства. О том, какое влияние она оказывала, ходили легенды. Она задала целый культурный идеал изображение богини войны, которое после пытались повторить многие скульпторы. Храм был главным местом города долгие годы. Ее описывали великие мыслители и историки, и никто не мог оторвать от нее глаз. В 296 году говорили о том, что с нее было снято золото.

Афина богиня статуя

Это сделала военачальник, которому нужно было оплатить долги. Впоследствии украшения заменили металлом и бронзой. Несколько раз храм горел, но каждый раз его реставрировали. В десятом веке нашей эры статуя была перевезена в Константинополь. Дальнейшая ее судьба неизвестна, записей так и не нашли. Есть много теорий о том, куда мог исчезнуть такой шедевр, самой правдивой версией служит ее частичное уничтожение, разграбление и разделения частей.

Афина Парфенос

Где находится

Изначально Афина Парфенос стояла в храме Парфенон в Акрополе. После была перевезена в Константинополь по древним записям около десятого века. Дальнейшая ее судьба неизвестна и никто не знает, где она находится сейчас.

Афина Парфенос

Отзывы туристов

Виолетта: «С мамой с удовольствием гуляли в Акрополе. Узнали много нового о древней Греции. Особенно мне понравился рассказ экскурсовода о статуи Афины в главном храме и о том, какая она была прекрасная. Искала потом много упоминаний и фотографий, но так как она была потеряна, остается любоваться только похожими скульптурами. Но истории о такой таинственной красоте запомнятся надолго».

Георг: «Давно интересуюсь древнегреческими мифами. Афина не зря так почиталась в их культуре. Ее изображения в скульптуре особенно выражают дух воинствующего божества, сочетающего в себе силу и красоту. Ее лучшее изображение, как считается, создал Фидий, и очень жаль, что оно не дошло да наших времен. Хотя историческое описание очень насыщенное, все же хотелось бы увидеть ее воочию».

Автор публикации

Увлекаюсь походами и путешествиями, фото и видеосъемкой.

Хожу в походы с детства. Всей семьей ходили и ездили — то на море, то на речку, на озеро, в лес. Было время, когда в лесу мы проводили по целому месяцу. Жили в палатках, готовили на костре. Наверное, поэтому и сейчас меня тянет в лес и, вообще, на природу.
Путешествую регулярно. Примерно три путешествия за год по 10-15 дней и множество 2-х и 3-х дневных походов.

Комментарии: 0Публикации: 487Регистрация: 23-10-2018

mir-tourista.ru

Афина Парфенос | vv-travel.ru

копия

Фидий

Афина Парфенос, 447—438 гг. до н. э.

?

Мрамор.

Национальный археологический музей, Афины

«Афина Парфенос» (др.-греч. — «Афина-Дева») — знаменитая древнегреческая скульптура работы Фидия. Время создания — 447—438 г. до н. э. Не сохранилась. Известна по копиям и описаниям.

Описание

Изображение богини Афины, покровительницы города Афины. Была установлена на вершине Акрополя, в главном храме, — Парфеноне.

Техника и материал

Была выполнена в хрисоэлефантинной технике (золото и слоновая кость). Золото на сумму 40 (или 44) талантов (около тонны) и слоновая кость покрывали деревянный остов статуи высотой в 13 метров. Золото, пошедшее на изготовление Афины, являлось значительной частью национального золотого запаса полиса.

Иконография

Мореплаватель Павсаний в своем путеводителе описывает ее так:

«Сама Афина сделана из слоновой кости и золота… Статуя изображает ее во весь рост в хитоне до самых ступней ног, у нее на груди голова Медузы из слоновой кости, в руке она держит изображение Ники, приблизительно в четыре локтя, а в другой руке — копье. В ногах у нее лежит щит, а около копья змея; эта змея, вероятно — Эрихтоний». (Описание Эллады, XXIV, 7).

Шлем богини имел три гребня (средний со сфинксом, боковые с грифонами). Как пишет Плиний Старший, на внешней стороне щита была вычеканена битва с амазонками, на внутренней — борьба богов с гигантами, а на сандалиях Афины имелось изображение кентавромахии. База была украшена историей с Пандорой.

На мраморных копиях руку богини с Никой поддерживает столб, существовал ли он в оригинале — предмет многочисленных дискуссий. Ника кажется крошечной, в действительности ее высота составляла 2 метра.

Скрытые мелочи

Копия щита с изображением битвы, т. н. «Щит Странгфорда», Британский музей

    Считается, что на щите Афины в числе прочих изваяний Фидий поместил себя и изображения своего друга Перикла (предположительно, в виде Дедала и Тезея). Кстати, это оказалось для него фатальным — его обвинили в оскорблении божества, бросили в тюрьму, где он покончил с собой ядом, или умер от лишений и горя (подробнее о процессе см. Фидий).

«Особенно его обвиняли в том, что он, изображая на щите битву с амазонками, вычеканил свое собственное изображение в виде плешивого старика, поднявшего двумя руками камень, а также прекрасный портрет Перикла, сражающегося с амазонкой. Он очень искусно расположил руку, поднимающую копье перед лицом Перикла, как будто хотел скрыть сходство, но оно все же видно с обеих сторон» (Плутарх, «Перикл»).

    На пальце этой статуи (либо Зевса Олимпийского или же Афродиты Урании) Фидий увековечил имя своего возлюбленного, написав «Прекрасный Пантарк».

Взаимосвязь с архитектурным пространством

Предполагаемый автопортрет Фидия в виде лысого старика (Дедала), замахивающегося молотом (атрибутом скульптора) в сцене битвы c амазонками на «Щите Странгфорда»

Статуя Зевса в Олимпии, сидящего на троне в храме, почти касалась головой потолка целлы, так что зрителям казалось, что если бог встанет, он разрушит храм. Афина же стояла во весь рост, и между ее шлемом и потолком оставалось свободное пространство. Рассказывают, что желая достигнуть как можно большей ширины внутреннего помещения, Фидий склонил строителя Парфенона, Иктина, отступить от традиционной нормы дорийского храма и дать по фасаду не шесть, а восемь колонн. Другим новшеством стало расположение колонн, окруживших статую не только по бокам, но и позади. Таким образом, скульптура Афины оказалась как бы вписанной в архитектурную раму [1].

Жизненный путь произведения

«Медуза Ронданини», копия головы, украшавшей щит статуи

    ок. 447 до н. э. Фидий получает заказ и сооружает статую. 438 г. до н. э. Статуя установлена в храме. ок. 432—431 до н. э. Враги Перикла обвиняют Фидия в том, что он похитил часть золота, отведенного для создания Афины. Фидий снимает золотые пластины (укрепленные специальным образом), взвешивает их и очищается от обвинения. 296 г. до н. э. Тиран Лакар (Lachares) снимает золото со статуи, чтобы оплатить свои войска. Предположительно, тогда этот металл заменили бронзой. ок. 165 до н. э. Афина Парфенос страдает во время огня, но подвергается реставрации. находится в храме до 5-го в. н. э., когда предположительно погибает во время очередного пожара. встречается также упоминание о ней в Константинополе ок. 10 в. н. э.

Слава произведения искусства

Статуэтка «Афина Парфенос» в Прадо

Афина Парфенос пользовалась невероятной славой. В диалоге Платона «Гиппий» Сократ ссылается на Афину Парфенос для дефиниции понятия прекрасного.

Копии

«Афина Ленорман»

    Наиболее полной и достоверной копией считается т. н. «Афина Варвакион» (Национальный музей, Афины), мрамор. Второй подобной копией считается незаконченная статуэтка «Афина Ленорман» (Lenormant Athena) в том же музее. Копией головы Горгоны Медузы, помещенной на щит Афины, считается т. н. «Медуза Ронданини» из мюнхенской Глиптотеки. Копией щита статуи с изображением битвы считается т. н. «Щит Странгфорда» в Британском музее. Другая копия, хранящаяся в Лувре.[2] Еще одна свободная копия в Museo Nazionale Romano, Рим. Приписывается Антиоху (Antiochos). Афина типа Одескальки (Odescalchi) считается развившейся из типа Парфенос. Изображение головы Афины на ювелирном украшении — подвеска из Куль-Обы.

vv-travel.ru

Афина в искусстве и мифологии. Часть 3. Скульптура — Арткласс

Любое древнегреческое произведение — это попытка призвать божественное в конкретную форму. Даже работая над скульптурой победителя в Олимпийских играх, ваятель меньше всего заботился о портретном сходстве — он создавал идеальный образ человека. А работа над статуей божества была особой мистерией. Скульптуру отвозили в Дельфы для торжественной церемонии освящения, но перед этим жрецы обращались к божеству с вопросом, угодна ли ему эта статуя, согласно ли оно влить в нее свою божественную силу? И если знаки говорили о божественном согласии, статую ставили в храм.

Самые знаменитые греческие храмовые скульптуры не сохранились. Мы можем судить об их красоте и величии лишь по копиям и по описаниям. Например, существует около двухсот копий (если не считать изображения на монетах) Афины Парфенос — главной статуи в Афинском акрополе. Правда, ни одна из них не может передать все то, что испытывал созерцавший ее человек. Да к тому же не всякий удостаивался такой чести.

Статуя Афины (т. н. «Пирейская Афина»).
Бронза. 340—330 гг. до н. э.
Высота 2,35 м.Афины, Археологический музей Пирея.


Ста­туя была обна­ру­же­на в чис­ле дру­гих в 1959 г. в Пирее, на пере­се­че­нии улиц Геор­гиу и Фило­на в кла­до­вой ком­на­те непо­да­ле­ку от антич­ной гава­ни. Скульп­ту­ра была укры­та в этом поме­ще­нии от войск Сул­лы в 86 г. до н. э.

Душой величественной художественной деятельности периода расцвета Эллады был Фидий (ок. 488–432 гг.), друг Перикла, смягчивший и в архитектуре и в пластике прежнюю суровую строгость формы, превративший ее в возвышенную и вместе с тем грациозную красоту. Современники и потомки прославляли его колоссальные хрисоэлефантинные (сделанные из золота и слоновой кости) статуи богов

Statue of Athena Parthenos from the Library of Pergamon with the temple of Zeus Sosipolis from Magnesia on the Maeander in the background, Pergamon Museum Berlin

Если верить Плинию Старшему, на каждой детали скульптуры, начиная от постамента, на котором стояла Афина, и заканчивая ее шлемом, были изображены мифологические сцены: на постаменте — рождение Пандоры, на щите с обеих сторон — битва с амазонками и борьба богов с гигантами, на сандалиях — сражение с кентаврами.

Statue de Phidias par Aimé Millet (1889). Hauteur environ 2,50 m. Orangerie du jardin du Luxembourg

Фидий, лучший скульптор того времени, девять лет работал над скульптурой. Только ему смогли доверить граждане создание образа их небесной покровительницы. Это были девять лет молитвы, девять лет полного погружения в работу. Каждый день Фидий молился и спрашивал, что угодно Богине-Деве, чтобы вселить часть своего могущества в скульптуру, что еще сделать, чтобы Афина охраняла город и его жителей? Ведь для каждого афинянина очень важно было знать, что рядом с ними живут боги. Что нужно всего лишь обратить свой взор на Акрополь и его храмы, чтобы почувствовать их покровительство.

Значительная часть казны полиса ушла на создание этой скульптуры. Ее деревянный остов высотой в 13 метров покрывала тонна золота, а лицо и руки были сделаны из отборной слоновой кости. Двухметровая статуя богини победы Ники, которую Афина держала в руке, казалась крошечной. Афина Парфенос поистине была величественной! Трудно представить, что такое мог создать человек!

Каждый год в честь Афины жители устраивали празднества — малые Панафинеи, а каждые пять лет — Большие Панафинеи, когда самые достойные девушки полиса несли жертвоприношения и пеплос — специально сотканные за эти пять лет одежды для богини. Это была красивая церемониальная процессия.

Фидием и его учениками, были изготовлены превосходные скульптурные работы, украшавшие Парфенон. Многие из них более или менее хорошо сохранились и находятся теперь в Британском музее. На восточном фронтоне стояла группа, изображавшая рождение Паллады, на западном – группа, представлявшая спор её с Посейдоном о том, кому из них должно принадлежать покровительство над Аттикой

Athena Varvakeion

Наиболее полной и достоверной копией считается т. н. «Афина Варвакион» (Национальный музей, Афины), мрамор.

Стоявшая в центре храма и являвшаяся его сакральным центром статуя Афины Парфенос была выполнена самим Фидием. Она была прямостоящая и имела около 11 м в высоту, выполнена в хрисоэлефантинной технике (то есть из золота и слоновой кости на деревянной основе).

Печальна судьба этой скульптуры… Но, может быть, осталось где-то такое место, высокая гора, где по-прежнему живут Боги в своих храмах. И никакие тираны и пожары не могут их уничтожить. Может, когда-нибудь, вслед за древними греками, мы научимся ощущать их присутствие. Ведь Акрополь со его храмами и богами — это не только физическое место.

Скульптура не сохранилась и известна по различным копиям и многочисленным изображениям на монетах. В одной руке богиня держит Нику, а другой опирается на щит. На щите изображена амазономахия.

Считается, что на щите Афины в числе прочих изваяний Фидий поместил себя и изображения своего друга Перикла (предположительно, в виде Дедала и Тезея). Кстати, это оказалось для него фатальным — его обвинили в оскорблении божества, бросили в тюрьму, где он покончил с собой ядом, или умер от лишений и горя Особенность рельефа на щите состоит в том, что второй и третий план показаны не сзади, а один над другим. Кроме того, его тематика позволяет говорить о том, что это уже исторический рельеф.

Копия щита с изображением битвы, т. н. «Щит Странгфорда», Британский музей

Копией щита статуи с изображением битвы считается т. н. «Щит Странгфорда» в Британском музее.
Другая копия, хранящаяся в Лувре

Ещё один рельеф был на сандалиях Афины. Там изображалась кентавромахия.

На постаменте статуи было вырезано рождение Пандоры — первой женщины.

Мореплаватель Павсаний в своем путеводителе описывает её так:

Plaster cast-reconstruction of Athena statue based on the Roman copy after Phidias’ Parthenos.

«Сама Афина сделана из слоновой кости и золота… Статуя изображает её во весь рост в хитоне до самых ступней ног, у неё на груди голова Медузы из слоновой кости, в руке она держит изображение Ники, приблизительно в четыре локтя, а в другой руке — копье. В ногах у неё лежит щит, а около копья змея; эта змея, вероятно — Эрихтоний». (Описание Эллады, XXIV, 7).

Château de Dampierre, Yvelines, France. Attempt to reconstruct the statue of Athena in the Parthenon at the scale of one fourth, by Henri Duponchet (1794-1868).

Athena Parthenos, 2. Jhd. n. Chr. (Gipsabguss, Original im Griechischen Nationalmuseum Athen

Title: Six Greek sculptors Year: 1915 (1910s) Authors: Gardner, Ernest Arthur, 1862-1939

Statuette of Athena. Pentelic marble. Found in Athens, near the Pnyx. Known as the «Lenormant Athena», this statuette copies the Athena Parthenos by Pheidias.

Louvre Museum

Athéna Parthénos dite Minerve au collier

Louvre Museum : Greco-Roman collection

Palazzo Altemps — Rome

Athena Porte Dorée

Austria, Vienna, Austrian Parliament Building

Athena_Partenos_from_Prado

«Афина Лемния»Athena Lemnia (Copenhagen Botanical Garden)

Лемносская Афина — бронзовая статуя богини Афины, созданная знаменитым греческим скульптором Фидием в 450—440 гг. до н. э. Не сохранилась, известна по копиям.«Фидий не всегда ваял образы Зевса, и не всегда отливал Афину, облачённую в бронзовый доспех, но он обратил своё искусство к другим богам и украсил щеки Девы розовым румянцем, скрытым обычно шлемом, что закрывал красоту богини».

Plaster casts in Pushkin Museum, Moscow

Согласно Павсанию, скульптура была изготовлена гражданами Афин, жившими на о. Лемнос, с целью преподнесения в дар родному городу, благодаря чему и получила такое прозвание. Вероятно, стояла где-то неподалеку от Пропилей.

Афина Лемния. Глиптотека.Мюнхен

Вторая из дрезденских реконструкций. Слепок в ГМИИ

Athena Lemnia (Bologna)

.Reconstruction of the Acropolis and Areopagus in Athens

Богиня Афина. Скульптурная группа «Афина и Марсий» работы Мирона. Фрагмент

Museum Willet-Holthuysen, à Amsterdam

Athena (Museumsberg, Flensburg)

Pallas Athene, Bildhauer

Статуя «Афина Паллада» (Санкт-Петербург и Лен.область, Павловск, с северной стороны Павловского дворца)

Der Hofgarten des Schlosses Veitshöchheim.nahm seinen Anfang im 17. Jahrhundert als Fasanerie und wurde im 18. Jahrhundert weiter ausgestaltet und erweitert. Die Sandsteinfiguren stammen von Johann Wolfgang von der Auwera, Ferdinand Tietz und Johann Peter Wagner.
Haeferl — собственная работа

Statuette of Athena in pentelic marble, found at Epidaurus, bearing a dedication to Artemis

The 5 central figures of the west pediment of the Temple of Aphaia, ca. 505–500 B

Arte romana, atena, II secolo da un orginale greco della scuola di fidia del V secolo ac..Ancient Roman statues in the Museo Archeologico (Naples)

Athena at Pilate´s House in Seville. Roman copy of a greek original.

Statue of Athena; torso: 180–190 AD, supplementations: Renaissance and Baroque era; marble; Museum: LiebieghausAthena. Leptis Magna, Tripolitania. Roman copy from 5th c. Greek original

Statue of Athena on the orangery of Schloss Seehof.

thena, West pediment of the old temple of Athena Polias (Acropolis of Athens)

Bayreuth, Hofgarten, Neues Schloss, Athene/Athena (Kopie) von Johann Gabriel Räntz (um 1755)

Roman marble statuette of Athena. Leptis Magna, Tripolitania; copy of an original from the end of the 5th ct. BC. Istanbul Archaeological Museums .Athena of the Hope-Farnese type. Marble, Roman copy from the 1st–2nd centuries AD after a Greek origina

В Сочи

Athena. Tripoli-Nationalmuseum,Göttin Athena-Medus

Estatua romana de la diosa Atenea en el patio principal de la Casa de Pilatos, (Sevilla, Andalucía, España)…Sculpture of Athena found on Heraclea Lyncestis archaeological site in Macedonia

Athena Athene oder Bellona mit Drache auf Helm Friedrichsflügel Neues Palais Sanssouci

Marble statue of Minerva in the Ballroom at the Royal Castle in Warsaw (André Le Brun).

Athene-Statue und Zeus-Kopf am Athenebrunnen an der Karlshöhe in Stuttgart.

Buda-varoshaz-4…..Skulptúra (Atény) na budove Vysokej škole výtvarných umení v Bratislave

Façade du Palais des ducs de Bourgogne Dijon Côte-d’Or Bourgogne-Franche-Comté

Graz, Zeughaus, Fassade Figur Minerva

Neues Schloss Schleissheim, Gartenparterre, «Minerva» («Athene») von Giuseppe Volpini

Strasbourg, Université

Figura bogini wojny, Ateny na fasadzie Zbrojowni

Roma, Museo nazionale romano a palazzo Altemps, statua rinvenuta nel 1627 nel Campo Marzio e riscolpita da Alessandro Algardi per il cardinale Ludovisi come Atena (tipo Giustiniani). Sono di restauro le mani e la parte inferiore del corpo e del tronco.

Mattei Athena Louvre

artklassl3.bibliowiki.ru

Афина Парфенос | Великие художники

«Афина Парфенос»

Древнегреческий архитектор, скульптор и живописец второй — третьей четверти V в. до н. э. Один из крупнейших представителей искусства высокой классики.
Согласно древним свидетельствам, в эпоху Перикла (444-429 до н. э.) руководил строительством Афинского акрополя — одного из наиболее выдающихся архитектурных комплексов античной эпохи. Среди скульптурных работ Фидия, известных только по описаниям античных авторов и копиям, наиболее прославленными были колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос (Предводительницы в битвах), воздвигнутая около 460 до н. э. на акрополе в Афинах в память побед над персами, и две грандиозные статуи, выполненные в технике хрисоэлефантинной скульптуры, — Зевса Олимпийского в храме Зевса в Олимпии (это произведение считалось в древности одним из «семи чудес света») и Афины Парфенос (Девы) в храме Парфенон в Афинах.

Фидий и возглавляемая им аттическая школа скульптуры (2-й пол. 5 в. до н. э.) занимали ведущее место в искусстве высокой классики. Это направление наиболее полно и последовательно выражало передовые художественные идеи эпохи. Так было создано искусство, «синтезирующее всё то прогрессивное, что несли в себе работы ионических, дорических и аттических мастеров ранней классики до Мирона и Пэония включительно».

Парфенос — хрисоэлефантинная статуя богини Афины в полном вооружении, созданная в сутки Перикла древнегреческим скульптором Фидием и установлена в Парфеноне, освященная в 438 до н. э. доныне не сохранилась. Из всех античных копий лучше сохранилась римская из мрамора Афины Варвакион, которая экспонируется в Национальном археологическом музее Афин.

Скульптура выполнена в хрисоэлефантинной технике (золото и слоновая кость). Золото на сумму 40 (или 44) талантов (около тонны) и слоновая кость покрывали деревянный остов статуи высотой в 13 метров. Золото, пошедшее на изготовление Афины, являлось значительной частью национального золотого запаса полиса.

Мореплаватель Павсаний в своем путеводителе описывает ее так:
«Сама Афина сделана из слоновой кости и золота… Статуя изображает ее во весь рост в хитоне до самых ступней ног, у нее на груди голова Медузы из слоновой кости, в руке она держит изображение Ники, приблизительно в четыре локтя, а в другой руке — копье. В ногах у нее лежит щит, а около копья змея; эта змея, вероятно — Эрихтоний». (Описание Эллады, XXIV, 7).

Шлем богини имел три гребня (средний со сфинксом, боковые с грифонами). Как пишет Плиний Старший, на внешней стороне щита была вычеканена битва с амазонками, на внутренней — борьба богов с гигантами, а на сандалиях Афины имелось изображение кентавромахии. База была украшена историей с Пандорой.

На мраморных копиях руку богини с Никой поддерживает столб, существовал ли он в оригинале — предмет многочисленных дискуссий. Ника кажется крошечной, в действительности ее высота составляла 2 метра.

Считается, что на щите Афины в числе прочих изваяний Фидий поместил себя и изображения своего друга Перикла (предположительно, в виде Дедала и Тезея). Кстати, это оказалось для него фатальным — его обвинили в оскорблении божества, бросили в тюрьму, где он покончил с собой ядом, или умер от лишений и горя.
«Особенно его обвиняли в том, что он, изображая на щите битву с амазонками, вычеканил свое собственное изображение в виде плешивого старика, поднявшего двумя руками камень, а также прекрасный портрет Перикла, сражающегося с амазонкой. Он очень искусно расположил руку, поднимающую копье перед лицом Перикла, как будто хотел скрыть сходство, но оно все же видно с обеих сторон» (Плутарх, «Перикл»).

Афина Парфенос пользовалась невероятной славой. В диалоге Платона «Гиппий» Сократ ссылается на Афину Парфенос для дефиниции понятия прекрасного.

greatartists.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *