Октябристами в россии в начале хх века называли: Россия в начале ХХ века — Студопедия

Россия в начале ХХ века — Студопедия

Поделись  

20.1. В ходе революции 1905 – 1907 гг. произошло:

а) убийство императора народовольцами

б) установление советской власти

в) провозглашение демократической республики

г) отречение от власти Николая II

д) учреждение Государственной думы

20.2. К числу преобразований, проводившихся П.А. Столыпиным, относится:

а) отмена раздачи государственных земель дворянам

б) запрещение барщины
в) ограничение продажи крепостных крестьян
г) разрешение выхода из крестьян из общины с земельным наделом

д) упразднение Крестьянского банка

20.3. Главным событием Русско-японской войны 1904-1905 гг., определившим её ход, являлось…

а) оборона русскими войсками Порт-Артура

б) блокада японским флотом Владивостока

в) завершение строительства КВЖД

г) подписание союзного договора России и Китая

д) сражение у острова Цусима

20.4. На каком корабле погиб адмирал С.

О. Макаров?

а) «Архангел»

б) «Потемкин»

в) «Варяг»

г) «Очаков»

д) «Петропавловск»

20.5. Верховным главнокомандующим русской армии в начале первой мировой войны

а) М.В. Алексеев

б) А.А. Брусилов

в) Великий князь Николай Николаевич

г) В.А. Сухомлинов

д) Император Николай II

20.6. Этот государственный деятель трижды спасал российскую монархию: заключив мирный договор с Японией, подготовив Манифест 17 октября, укрепив монархию перед своей отставкой миллиардным займом у Франции:

а) С.Ю. Витте

б) П.А. Столыпин

в) П.Д. Святополк-Мирский

г) В.К. Плеве

д) Г.Е. Распутин

20.7. Первым событием революции 1905-1907 гг. в России стало…

а) восстание матросов в Кронштадте

б) убийство революционерами министра внутренних дел В.К. Плеве

в) восстание на броненосце Потемкин

г) всероссийская политическая стачка

д) Кровавое воскресение

20.8. Лидером Конституционно-демократической партии России в начале ХХ века являлся…

а) Г. Е. Львов

б) П.Н. Милюков

в) В.К. Плеве

г) А.И. Гучков

д) Н.С. Чхеидзе

20.9. Первой политической партией, созданной в России, являлась…

а) Партия социалистов-революционеров

б) Конституционно-демократическая партия

в) Союз 17 октября

г) Союз русого народа

д) Социал-демократическая партия

20.10. В первой мировой войне воевали…

а) Англия, Россия, Германия против Франции, Италии, Австро-Венгрии

б) Англия, Франция Россия против Германии, Италии, Турции

в) Англия, Франция, Россия против Германии, Австро-Венгрии, Турции

г) Англия, Германия, Франция против России, Австро-Венгрии, Италии

д) Франция, Россия, Италия против Германии, Англии, США

20.11. Столыпинская аграрная реформа имела своей целью…

а) перевод церковных земель в государственную собственность

б) решение проблемы малоземелья русских крестьян

в) внедрение новых технологий землепользования

г) развитие общинного землевладения

д) перераспределение помещичьих земель в пользу крестьян

20. 12. «Черносотенцами» в России начала ХХ века называли…

а) революционеров

б) рабочих, выполнявших самую тяжелую и низкооплачиваемую работу

в) членов крайне правых националистических партий

г) участников подпольной организации «Черный передел»

д) участников «батальонов смерти» в годы первой мировой войны

20.13. Рабочих, несших петицию царю 9 января 1905 г., возглавлял…

а) А.Ф. Керенский

б) С.В. Зубатов

в) В.И. Ленин

г) Г.А. Гапон

д) Л.Д. Троцкий

20.14.С.Ю. Витте являлся…

а) лидером партии кадетов

б) министром внутренних дел в годы первой русской революции

в) министром финансов России 1892-1903 гг.

г) Председателем Первой Государственной думы

д) лидером октябристов

20.15. Партия, принявшая в 1903 г. на II съезде программу, ставившую целью установление диктатуры пролетариата, называлась…

а) Анархический союз

б) «Союз освобождения»

в) «Союз 17 октября»

г) «Социалистов-революционеров»

д) РСДРП

20. 16.По Портсмутскому мирному договору Россия потеряла

а) Среднюю Азию

б) Финляндию

в) Владивосток

г) Камчатку

д) Южный Сахалин

20.17. Октябристами в России в начале ХХ века называли…

а) членов монархических молодежных организаций

б) большевиков – участников октябрьского переворота

в) участников всероссийской октябрьской политической стачки

г) последователей А.С. Октябрева

д) членов партии «Союз 17 октября»

20.18. «Кадетами» в начале ХХ века в России называли…

а) крупных землевладельцев

б) кандидатов в депутаты Государственной Думы

в) воспитанников юнкерских училищ

г) членов конституционно-демократической партии

д) студентов высших учебных заведений

20.19. Какой из созывов Государственной Думы смог проработать полный срок до революции 1917 г.?

а) первая Дума

б) вторая Дума

в) третья Дума

г) четвертая Дума

д) ни одна из дореволюционных дум не доработала свой срок

20. 20. «Манифест» Николая II от 17 октября 1905 г. предусматривал…

а) отказ от власти в пользу сына Алексея

б) отказ России от аренды г. Порт-Артур

в) введение всеобщего избирательного права

г) приказ войскам подавить восстание в Петрограде

д) введение в России нового органа власти — Государственной думы



Что в имени твоём? Как называли российские партии в начале XX века — VATNIKSTAN

В 2022 году состо­ял­ся юби­лей, кото­рый на фоне теку­щих собы­тий рис­ку­ет прой­ти неза­ме­чен­ным. Меж­ду тем он зна­чим и важен: в мар­те это­го года (по ново­му сти­лю) испол­ня­ет­ся 105 лет с нача­ла Фев­раль­ской рево­лю­ции. 12 мар­та (27 фев­ра­ля по ста­ро­му кален­да­рю) 1917 года нача­лось вос­ста­ние в Пет­ро­гра­де, а 14 мар­та новая власть уста­но­ви­лась в Москве. В тече­ние пер­во­го весен­не­го меся­ца сто­рон­ни­ки Вре­мен­но­го пра­ви­тель­ства взя­ли в свои руки управ­ле­ние по всей стране.

Исто­ри­ки (напри­мер, Борис Коло­ниц­кий) дав­но выяс­ни­ли, что рево­лю­ции совер­ша­ют­ся не толь­ко на ули­цах горо­дов, но, что гораз­до важ­нее, в мире слов и сим­во­лов. Поли­ти­че­ский язык сам по себе ста­но­вит­ся ору­ди­ем пере­мен: он не толь­ко фор­му­ет­ся насто­я­щим момен­том, но и ока­зы­ва­ет пря­мое вли­я­ние на реа­лии теку­ще­го дня. Не послед­нюю роль в этом язы­ке игра­ют назва­ния, «позыв­ные» клю­че­вых участ­ни­ков поли­ти­че­ско­го процесса.

Речь пой­дёт не столь­ко об офи­ци­аль­ных тер­ми­нах из пар­тий­ных доку­мен­тов, сколь­ко об осев­ших в народ­ном созна­нии «никах», «клич­ках» и тому подоб­ных сло­веч­ках из обла­сти быта. Эти повсе­днев­ные фор­му­лы очень важ­ны, посколь­ку поз­во­ля­ли обы­ва­те­лю быст­ро опи­сы­вать поли­ти­ку (минуя гро­мозд­кие кон­струк­ции из офи­ци­о­за) в речи и так же стре­ми­тель­но на неё реа­ги­ро­вать. Осо­бен­но в те момен­ты, когда поли­ти­ка, как незва­ная гостья, сама сту­ча­лась в дом к про­сто­му кре­стья­ни­ну или рабочему.

В дни забы­то­го юби­лея VATNIKSTAN вспо­ми­на­ет, как жите­ли импе­рии име­но­ва­ли поли­ти­че­ские силы, офор­мив­ши­е­ся на поро­ге Фев­раль­ской рево­лю­ции. Назва­ния и само­на­зва­ния, при­выч­но запом­нив­ши­е­ся нам из школь­ных учеб­ни­ков, спо­соб­ны рас­ска­зать весь­ма нетри­ви­аль­ные истории.

Госу­дар­ствен­ная дума Рос­сий­ской импе­рии. 1906 год
Черносотенцы

Поня­тие «чёр­ная сот­ня» извест­но широ­кой пуб­ли­ке и сего­дня — так назы­ва­ет себя одно наци­о­на­ли­сти­че­ски настро­ен­ное изда­тель­ство, а так­же воз­ник­шее вокруг него сооб­ще­ство. Одна­ко на сво­их идей­ных пред­ше­ствен­ни­ков из нача­ла ХХ века совре­мен­ные сто­лич­ные наци­о­на­ли­сты мало похо­жи. Те, насто­я­щие, виде­ли себя защит­ни­ка­ми пра­вя­ще­го режи­ма, выра­зи­те­ля­ми низо­во­го и мас­со­во­го гне­ва, объ­еди­нив­ших­ся вокруг цен­но­стей «пра­во­сла­вия, само­дер­жа­вия, народ­но­сти». При этом актив­ны они были не столь­ко в сто­ли­цах, сколь­ко в про­вин­ции, а в каче­стве поли­ти­че­ско­го ору­дия пус­ка­ли в ход не сло­ва, а кула­ки и дубины.

В отли­чие от дру­гих дви­же­ний, чер­но­со­тен­цы подо­бра­ли себе назва­ние сами. Их идея отсы­ла­ла к «чёр­ным сот­ням» из опол­че­ния Мини­на и Пожар­ско­го — то есть к доб­ро­воль­че­ским фор­ми­ро­ва­ни­ям XVII века из лич­но сво­бод­ных горо­жан, а через них — к поня­тию про­сто­го, «чёр­но­го» наро­да. В 1906 году участ­ник дви­же­ния Вла­ди­мир Грин­мут в состав­лен­ном им «Руко­вод­стве монар­хи­ста-чер­но­со­тен­ца» указал:

«Вра­ги само­дер­жа­вия назва­ли „чёр­ной сот­ней“ про­стой, чёр­ный рус­ский народ, кото­рый во вре­мя воору­жён­но­го бун­та 1905 года встал на защи­ту само­дер­жав­но­го Царя. Почёт­но ли это назва­ние, „чёр­ная сот­ня“? Да, очень почёт­ное. Ниже­го­род­ская чёр­ная сот­ня, собрав­ша­я­ся вокруг Мини­на, спас­ла Моск­ву и всю Рос­сию от поля­ков и рус­ских изменников».

Удач­но выбран­ный исто­ри­че­ский сюжет при­зван был при­влечь сто­рон­ни­ков, ори­ен­ти­ро­ван­ных на укреп­ле­ние «искон­но рус­ских» начал поли­ти­ки и госу­дар­ствен­но­сти. Пара­док­саль­но то, что образ­цы луч­ше­го буду­ще­го чер­но­со­тен­цы иска­ли в про­шлом — в собы­ти­ях и сим­во­лах, не «испор­чен­ных» запад­ным вли­я­ни­ем и «чуж­дой верой». Эту орга­нич­ную, живую связь чёр­ной сот­ни с рус­ской исто­ри­ей отме­ча­ли даже её поли­ти­че­ские про­тив­ни­ки. Так, нечто похо­жее на ста­рую вече­вую тра­ди­цию уви­дел в дви­же­нии Вла­ди­мир Ленин, ради­каль­ный про­тив­ник вся­ко­го монар­хиз­ма. В ста­тье «О чер­но­со­тен­стве» он писал:

«В нашем чер­но­со­тен­стве есть одна чрез­вы­чай­но важ­ная чер­та, на кото­рую обра­ще­но недо­ста­точ­но вни­ма­ния. Это — тем­ный мужиц­кий демо­кра­тизм, самый гру­бый, но и самый глубокий».

Осо­бен­но болез­нен­но чёр­ная сот­ня реа­ги­ро­ва­ла на вол­не­ния вре­мён Пер­вой рус­ской рево­лю­ции. Воз­зва­ние Сою­за рус­ско­го наро­да от 1905 года гласило:

«Бог зна­ет, до каких пре­де­лов дой­дёт подоб­ная анар­хия, но несо­мнен­но одно, что мы идём неуклон­но по пути к гибе­ли и раз­ру­ше­нию Госу­дар­ства Рос­сий­ско­го, вви­ду чего при­зы­ва­ем всех чест­ных рус­ских людей, без раз­ли­чия зва­ния и состо­я­ния, пре­дан­ных Царю, Оте­че­ству и искон­ным рус­ским нача­лам, друж­но спло­тить­ся с целью веде­ния актив­ной борь­бы все­ми закон­ны­ми сред­ства­ми про­тив про­из­во­ла, наси­лий и про­чих отри­ца­тель­ных про­яв­ле­ний толь­ко что даро­ван­ной нам свободы».

Сило­вые дей­ствия, погро­мы и сотруд­ни­че­ство с цар­ской поли­ци­ей, к кото­рым были склон­ны пред­ста­ви­те­ли дви­же­ния, при­ве­ли к тому, что образ чер­но­со­тен­ца ожи­да­е­мо при­об­рёл нега­тив­ные чер­ты на стра­ни­цах прес­сы. Ситу­а­цию отра­жа­ет цита­та из зло­бо­днев­ной ста­тьи тех лет за автор­ством архи­епи­ско­па Анд­ро­ни­ка Николь­ско­го — сто­рон­ни­ка Сою­за рус­ско­го наро­да, решив­ше­го лич­но вклю­чить­ся в «газет­ную вой­ну». Инте­рес­ней все­го, что сво­их идей­ных и рево­лю­ци­он­ных про­тив­ни­ков Анд­ро­ник назвал «крас­но­со­тен­ца­ми», стре­мясь дис­кре­ди­ти­ро­вать их по тем же самым лекалам:

«Толь­ко испы­тав­ши на сво­их боках силу рас­ту­ще­го народ­но­го дви­же­ния и дей­стви­тель­но­го воз­рож­де­ния и созна­вая своё бес­си­лие, крас­но­со­тен­цы поспе­ши­ли из-за угла опо­зо­рить это народ­ное дви­же­ние, про­звав­ши пат­ри­о­тов чер­но­со­тен­ца­ми, погром­щи­ка­ми, человеконенавистниками».

Апел­ли­руя к око­ло­ле­то­пис­ной тра­ди­ции, чер­но­со­тен­цы виде­ли клю­че­вой стер­жень рус­ской исто­рии имен­но в пра­во­сла­вии, а вра­гов стра­ны и монар­хи­че­ской госу­дар­ствен­но­сти зача­стую вос­при­ни­ма­ли в кон­спи­ро­ло­ги­че­ски-апо­ка­лип­ти­че­ском клю­че. В этом фор­ма­те суще­ство­ва­ли Союз рус­ско­го наро­да, Союз Миха­и­ла-Архан­ге­ла, Рус­ское собра­ние, Рус­ская монар­хи­че­ская пар­тия и ряд более локаль­ных орга­ни­за­ций. Соот­вет­ствен­но, моде­ли­ру­е­мый «образ вра­га» у ради­каль­ных монар­хи­стов часто при­об­ре­тал яркие чер­ты антисемитизма.

Евре­ев — счи­тав­ших­ся сре­ди кон­сер­ва­тив­но настро­ен­ной пуб­ли­ки носи­те­ля­ми тра­ди­ций, враж­деб­ных само­дер­жа­вию и пра­во­сла­вию — обви­ня­ли в под­ку­пе оппо­зи­ци­он­ной печа­ти, финан­си­ро­ва­нии рево­лю­ции и про­чих «гре­хах». IV съезд Сою­за рус­ско­го наро­да в 1907 году тре­бо­вал «запре­тить евре­ям содер­жать бан­ки, бан­кир­ские кон­то­ры и ссуд­ные кас­сы, при­ни­мать уча­стие в казён­ных под­ря­дах, кос­вен­но при­об­ре­тать и арен­до­вать зем­лю, огра­ни­чить в пра­ве тор­гов­ли и заня­тия про­мыш­лен­но­стью». Пред­по­ла­га­лось, что репрес­сии про­тив «внут­рен­них вра­гов» спо­соб­ны спло­тить обще­ство и защи­тить монар­хию от упадка.

Шествие чер­но­со­тен­цев

После Фев­раль­ской рево­лю­ции чер­но­со­тен­цы в одно­ча­сье ока­за­лись за бор­том поли­ти­че­ской реаль­но­сти. Боль­ше не суще­ство­ва­ло импе­ра­тор­ской вла­сти, а раз­ди­ра­е­мая вой­ной стра­на пол­но­стью пере­клю­чи­лась на зада­чи поли­ти­че­ско­го и эко­но­ми­че­ско­го выжи­ва­ния. Госу­дар­ствен­ная под­держ­ка по понят­ным при­чи­нам так­же быст­ро закон­чи­лась. Чер­но­со­тен­ное дви­же­ние пере­ста­ло быть акту­аль­ным с точ­ки зре­ния реа­ли­за­ции поли­ти­че­ских воз­мож­но­стей, усту­пив место совсем дру­гим силам.


Большевики и меньшевики

На про­тя­же­нии 70 лет совет­ской исто­рии сюжет о боль­ше­ви­ках и мень­ше­ви­ках был одним из кра­е­уголь­ных кам­ней исто­ри­че­ской мифо­ло­гии СССР. Нар­ра­тив был оформ­лен по всем пра­ви­лам древ­них мифов об изна­чаль­ном предательстве.

В июле 1903 года оче­ред­ной съезд РСДРП изби­рал пред­ста­ви­те­лей в орга­ны пар­тий­но­го управ­ле­ния. Хариз­ма­тич­ный Ленин смог пере­тя­нуть на свою сто­ро­ну боль­шин­ство, в то вре­мя как блок Юлия Мар­то­ва быст­ро пере­шёл в аут­сай­де­ры. Сто­рон­ни­ки Лени­на про­дав­ли­ва­ли идеи вклю­че­ния в про­грам­му РСДРП тези­са о дик­та­ту­ре про­ле­та­ри­а­та (Мар­тов высту­пал про­тив), реше­ния аграр­но­го вопро­са и закреп­ле­ния жёст­кой орга­ни­за­ци­он­ной струк­ту­ры. Мар­тов же пытал­ся отста­и­вать «мяг­кое» член­ство как основ­ной фор­мат уча­стия, без обя­за­тель­но­го при­вле­че­ния к актив­ной работе.

В ито­ге Ленин с 1905 года окре­стил себя и сво­их сто­рон­ни­ков боль­ше­ви­ка­ми, при­пе­ча­тав идей­ных про­тив­ни­ков пре­зри­тель­ным про­зви­щем «мень­ше­ви­ков» — тех, кто нахо­дит­ся в мень­шин­стве. Исто­ри­ки счи­та­ют, что Мар­тов фак­ти­че­ское при­нял изоб­ре­тён­ное Лени­ным наиме­но­ва­ние: в пуб­лич­ной речи он никак не оспа­ри­вал назва­ние «мень­ше­ви­ки», пред­по­чи­тая попро­сту игно­ри­ро­вать этот момент. В ито­ге в обще­ствен­ном созна­нии фрак­ция Мар­то­ва посте­пен­но пере­хо­ди­ла в поло­же­ние вторичной.

Офи­ци­аль­но мар­тов­цы про­дол­жа­ли при­ме­нять для само­на­зва­ния аббре­ви­а­ту­ру РСДРП (или крат­кую рас­шиф­ров­ку «соци­ал-демо­кра­ты»), сло­во «мень­ше­ви­ки» они нико­гда не исполь­зо­ва­ли. В «Запис­ках соци­ал-демо­кра­та» Юлий Мар­тов напишет:

«Бли­жайшая цель соци­ал-демо­кра­тии — дости­же­ние поли­ти­че­ской сво­бо­ды, глав­ная зада­ча — орга­ни­за­ция рабо­чей партии».

Одна­ко в ито­ге поня­тие «мень­ше­ви­ки» проч­но закре­пи­лось в поли­ти­че­ской повсе­днев­но­сти. Так­же в быто­вой речи исполь­зо­ва­лось сокра­ще­ние «эсде­ки» (то есть соци­ал-демо­кра­ты — СД).

Само­на­зва­ние «боль­ше­ви­ки» исто­ри­че­ски ока­за­лось очень удач­ным, при­да­вая сто­рон­ни­кам Лени­на оре­ол внут­рен­ней силы и уве­рен­но­сти (мож­но срав­нить со сло­вом «боль­шак» — пат­ри­ар­халь­ный гла­ва кре­стьян­ской семьи, обла­дав­ший непре­ре­ка­е­мым авто­ри­те­том). Дей­ствия фрак­ции, актив­но стре­мив­шей­ся под­стро­ить под себя все орга­ны еди­ной РСДРП, ока­за­лись под стать скла­ды­вав­ше­му­ся образу.

Ленин явно стре­мил­ся к под­чи­не­нию всех тече­ний внут­ри соци­ал-демо­кра­тии еди­ной боль­ше­вист­ской линии, ста­ра­ясь пре­вра­тить пар­тию в эффек­тив­ную и спло­чён­ную орга­ни­за­цию. Стро­го гово­ря, боль­ше­ви­ков до 1917 года даже кол­ле­ги по поли­ти­че­ско­му дви­же­нию зача­стую вос­при­ни­ма­ли как опас­ных ради­ка­лов. На IV съез­де РСДРП 1906 года фрак­ция Лени­на вооб­ще ока­за­лась в мень­шин­стве при избра­нии руко­во­дя­щих пар­тий­ных органов.

Интен­сив­ная дея­тель­ность боль­ше­ви­ков вно­си­ла кон­флик­ты и рас­кол в пар­тий­ную рабо­ту. Фор­маль­но общие съез­ды РСДРП соби­ра­лись до 1912 года — на них при­ни­ма­лись общие реше­ния, велись фрак­ци­он­ные дис­кус­сии. Во вре­мя VI съез­да в Пра­ге в 1912 году по при­зы­ву Льва Троц­ко­го созда­ёт­ся Орга­ни­за­ци­он­ный коми­тет — он дол­жен был стать инстру­мен­том объ­еди­не­ния фрак­ци­он­ных групп во избе­жа­ние окон­ча­тель­но­го рас­па­да еди­ной пар­тии. Боль­ше­ви­ки, одна­ко, ОК не при­зна­ли, про­дол­жая под­чи­нять­ся реше­ни­ям Цен­траль­но­го коми­те­та, 12 из 14 чле­нов кото­ро­го изна­чаль­но были их кре­а­ту­ра­ми. В резуль­та­те раз­рыв стал фак­ти­че­ски неиз­бе­жен. С тех пор как сто­рон­ни­ки Лени­на, так и его про­тив­ни­ки пред­по­чи­та­ли игно­ри­ро­вать сво­их пар­тий­ных оппо­нен­тов, соби­ра­ясь на соб­ствен­ных кон­фе­рен­ци­ях, неза­ви­си­мых друг от друга.

Тем не менее попыт­ки увра­че­вать рас­кол про­дол­жа­лись вплоть до Фев­раль­ской рево­лю­ции. Ещё в 1913 году тот же Троц­кий вновь при­звал к пре­одо­ле­нию раз­но­гла­сий и объ­еди­не­нию пар­тии «сни­зу». К нему при­со­еди­ни­лись Ана­то­лий Луна­чар­ский, Геор­гий Чиче­рин, Алек­сандра Кол­лон­тай и дру­гие — поз­же все они ста­нут совет­ски­ми чинов­ни­ка­ми пер­вой вели­чи­ны. Ино­гда в офи­ци­аль­ной  исто­рио­гра­фии вре­мён СССР эту груп­пу назы­ва­ли при­ми­рен­ца­ми, так как те стре­ми­лись поми­рить меж­ду собой стре­ми­тель­но отда­ляв­ши­е­ся друг от дру­га фрак­ции. Так, в кни­ге Веры Вла­ди­ми­ро­вой «Лен­ский рас­стрел» 1932 года читаем:

«На помощь Троц­ко­му высту­па­ли так­же и так назы­ва­е­мые боль­ше­ви­ки-при­ми­рен­цы (Каме­нев, Рыков, Ногин и др.). Стоя за сов­мест­ную рабо­ту с лик­ви­да­то­ра­ми, они поно­си­ли боль­ше­ви­ков-ленин­цев и при­зы­ва­ли „сло­мить сопро­тив­ле­ние, кото­рое ока­зы­ва­ют делу спло­че­ния пар­тии боль­ше­ви­ки-ленин­цы“ (см.  их бюллетень)».

Фев­раль­ская рево­лю­ция поста­ви­ла жир­ную точ­ку в дав­но обо­зна­чив­шем­ся рас­ко­ле еди­ной РСДРП. Вес­ной 1917 года на VII Апрель­ской кон­фе­рен­ции фрак­ция Лени­на окон­ча­тель­но офор­ми­ла созда­ние соб­ствен­ной пар­тии под име­нем РСДРП(б), тем самым вве­дя само­на­зва­ние «боль­ше­ви­ки» в офи­ци­аль­ный поли­ти­че­ский лек­си­кон. Сфор­ми­ро­вав­ша­я­ся вокруг Троц­ко­го при­ми­рен­че­ская груп­па Меж­рай­он­но­го коми­те­та в ито­ге ока­за­лась близ­кой к ленин­ско­му дви­же­нию, хотя и сохра­ня­ла номи­наль­ную неза­ви­си­мость. На VI съез­де РСДРП (б), про­хо­див­шим в авгу­сте 1917 года, меж­рай­он­цы вошли в цен­траль­ные орга­ны управ­ле­ния орга­ни­за­ции большевиков.

В авгу­сте 1917 года мень­ше­ви­ки тоже офор­ми­лись в отдель­ную пар­тию и вме­сте с тем, как и боль­ше­ви­ки, под­твер­ди­ли своё неже­ла­ние отка­зы­вать­ся от соци­ал-демо­кра­ти­че­ско­го насле­дия. Сохра­нив, подоб­но Лени­ну, ста­рую аббре­ви­а­ту­ру, они про­воз­гла­си­ли созда­ние РСДРП(о), то есть «объ­еди­нён­ной». Кро­ме того, после Фев­ра­ля мень­ше­ви­ки сов­мест­но с эсе­ра­ми сфор­ми­ро­ва­ли Испол­ни­тель­ный коми­тет Пет­ро­со­ве­та, на корот­кое вре­мя полу­чив нема­лое поли­ти­че­ское вли­я­ние — и окон­ча­тель­но ока­зав­шись по раз­ные сто­ро­ны бар­ри­кад с Лени­ным и его сторонниками.

Боль­ше­ви­ки окон­ча­тель­но отка­жут­ся от гру­за обще­го с мень­ше­ви­ка­ми про­шло­го лишь после Октябрь­ской рево­лю­ции, пере­име­но­вав свою пар­тию в РКП(б) в 1918 году. На пра­вах побе­ди­те­лей совет­ские исто­ри­ки впо­след­ствии сфор­ми­ру­ют нар­ра­тив об искон­ном про­ти­во­бор­стве боль­ше­виз­ма и мень­ше­виз­ма, снаб­див его соот­вет­ству­ю­щи­ми оцен­ка­ми. РСДРП же на какое-то вре­мя про­дол­жит своё суще­ство­ва­ние, но исклю­чи­тель­но как пар­тия в эмиграции.

Инте­рес­но, что в совет­ской, а затем и в рос­сий­ской исто­рио­гра­фии в какой-то момент появил­ся язы­ко­вой кон­структ «РСДРП(м)», исполь­зо­вав­ший­ся для обо­зна­че­ния мень­ше­ви­ков. Впер­вые такое наиме­но­ва­ние мож­но встре­тить в архив­ных сте­но­грам­мах допро­са некой Евы Львов­ны Брой­до от 1928 года. Запи­си след­ствен­ных дей­ствий вклю­ча­ют неод­но­крат­ное упо­ми­на­ние РСДРП(м), чле­ном кото­рой Брой­до явля­лась с 1899-го. Оче­вид­но, что сами мень­ше­ви­ки так себя нико­гда не назы­ва­ли, так как под­чёр­ки­ва­ние сво­е­го «мень­шин­ства» пло­хо ска­за­лось бы на их поли­ти­че­ской репутации.

После Октяб­ря зна­че­ние поли­ти­че­ско­го насле­дия РСДРП посте­пен­но схо­ди­ло на нет, а мел­кие фрак­ци­он­ные груп­пи­ров­ки либо вли­ва­лись в ряды боль­ше­ви­ков-побе­ди­те­лей, либо рас­тво­ря­лись в огне репрес­сий и Граж­дан­ской вой­ны. Одним из послед­них дви­же­ний, апел­ли­ро­вав­ших к уста­рев­шей соци­ал-демо­кра­ти­че­ской тра­ди­ции, ста­ла груп­па Бори­са Ави­ло­ва, объ­еди­нив­ша­я­ся после Фев­раль­ской рево­лю­ции вокруг газе­ты «Новая жизнь».

Соб­ствен­но, груп­пу назы­ва­ли или ново­жиз­нев­ца­ми (из-за одно­имён­ной газе­ты), или интер­на­ци­о­на­ли­ста­ми. Как и меж­рай­он­цы, они стре­ми­лись вос­ста­но­вить орга­ни­за­ци­он­ное един­ство раз­дроб­лен­ной РСДРП и актив­но доби­ва­лись это­го на I Все­рос­сий­ском съез­де Сове­тов (он про­хо­дил летом 1917-го). Когда план объ­еди­не­ния всех фрак­ций соци­ал-демо­кра­тов потер­пел крах, ново­жиз­нев­цы заяви­ли о пре­да­тель­стве боль­ше­ви­ка­ми и мень­ше­ви­ка­ми прин­ци­пов интер­на­ци­о­на­лиз­ма. И офор­ми­ли соб­ствен­ную Орга­ни­за­цию объ­еди­нён­ных соци­ал-демо­кра­тов-интер­на­ци­о­на­ли­стов. Да, вот такую гро­мозд­кую кон­струк­цию поме­сти­ли в название.

Уже в 1918 году ново­жиз­нев­цы, не желая отка­зы­вать­ся от соци­ал-демо­кра­ти­че­ско­го «брен­да», офор­ми­лись в неза­ви­си­мую пар­тию РСДРП(и) — «интер­на­ци­о­на­ли­стов». Пред­се­да­те­лем ЦК новой пар­тии вско­ре стал Соло­мон Лозов­ский (буду­щий дипло­мат и функ­ци­о­нер ста­лин­ско­го СССР), почти сра­зу же высту­пив­ший за сли­я­ние с РКП(б). Одна­ко про­цесс объ­еди­не­ния затя­нул­ся, несмот­ря на то что мно­гие чле­ны РСДРП(и) заня­ли важ­ные посты в аппа­ра­те моло­дой Совет­ской республики.

Чуть поз­же РСДРП(и), объ­еди­нив­шись с дру­гой мел­кой груп­пи­ров­кой, пре­вра­ти­лись в Рос­сий­скую соци­а­ли­сти­че­скую рабо­чую пар­тию интер­на­ци­о­на­ли­стов (РСРПИ). В декаб­ре 1919 года ЦК пар­тии нако­нец при­нял реше­ние о сли­я­нии с РКП(б). Стрем­ле­ние ими­д­же­во похо­дить на «боль­ших игро­ков» пар­тий­но­го рын­ка в ито­ге логи­че­ским обра­зом при­ве­ло к поглощению.

Слу­чай с боль­ше­ви­ка­ми и мень­ше­ви­ка­ми хоро­шо демон­стри­ру­ет, насколь­ко поли­ти­че­ской пар­тии важ­но сфор­ми­ро­вать бла­го­при­ят­ное вос­при­я­тие сво­е­го «брен­да» уже на уровне назва­ния. Любо­му поли­ти­ку гораз­до ком­форт­нее быть частью орга­ни­за­ции, кото­рую под­дер­жи­ва­ет боль­шин­ство («боль­ше­ви­ки»). А ещё луч­ше одно­вре­мен­но с этим полу­чить оче­вид­но­го про­тив­ни­ка из раз­ря­да «реак­ци­он­но­го мень­шин­ства», вто­рич­ность кото­ро­го так­же закре­пит­ся в самом его имени.


Партия социалистов-революционеров и Конституционно-демократическая партия

Эти два слу­чая инте­рес­ны тем, что сокра­щён­ное наиме­но­ва­ние дан­ных пар­тий уже в нача­ле ХХ века вытес­ни­ло из пуб­лич­но­го поля их офи­ци­аль­ные назва­ния. Подоб­ные сокра­ще­ния не отра­жа­ют нюан­сов про­грам­мы и так­ти­ки, одна­ко созда­ют удоб­ную и понят­ную ассо­ци­а­цию с поли­ти­че­ской силой, о кото­рой идёт речь. Рус­ский язык, пой­дя по пути упро­ще­ния, пре­вра­тил пер­вые бук­вы пар­тий­ных назва­ний в брос­кие и сим­во­лич­ные соче­та­ния: «эсе­ры» (СР) и «каде­ты» (КД). Имен­но так этим пар­ти­ям уда­лось закре­пить­ся в пуб­лич­ной поли­ти­ке, обес­пе­чив себе извест­ность и узнаваемость.

К сло­ву, про­тив­ни­ки каде­тов часто исполь­зо­ва­ли про­из­вод­ное от КД сокра­ще­ние для того, что­бы сим­во­ли­че­ски свя­зать тех с пра­вя­щим режи­мом, его поли­ти­че­ски­ми и сило­вы­ми струк­ту­ра­ми. Кадет­ский кор­пус появил­ся в Рос­сии ещё в XVIII веке и стал началь­ной сту­пе­нью обра­зо­ва­ния для буду­щих воен­ных и госу­дар­ствен­ных чинов Рос­сий­ской импе­рии. В мас­со­вом созна­нии кор­пус закре­пил­ся как источ­ник фор­ми­ро­ва­ния лояль­ных авто­ри­тар­ной монар­хии управленцев.

Как след­ствие, эта ассо­ци­а­ция ста­ла дей­ствен­ным инстру­мен­том вымы­ва­ния Кон­сти­ту­ци­он­но-демо­кра­ти­че­ской пар­тии из поли­ти­че­ско­го ланд­шаф­та. Левая оппо­зи­ция неиз­мен­но пред­став­ля­ла каде­тов как опас­ных при­спо­соб­лен­цев и рене­га­тов. Вот что писал Ленин в одном из писем Горькому:

«Таким „талан­там“ не грех поси­деть недель­ки в тюрь­ме, если это надо сде­лать для пре­ду­пре­жде­ния заго­во­ров (вро­де Крас­ной Гор­ки) и гибе­ли десят­ков тысяч. А мы эти заго­во­ры каде­тов и „око­ло­ка­де­тов“ откры­ли. И мы зна­ем, что око­ло­ка­дет­ские про­фес­со­ра дают сплошь да рядом заго­вор­щи­кам помощь. Это факт».

Здесь сде­ла­ем неболь­шое отступ­ле­ние в сто­ро­ну тео­рии поли­ти­че­ских тех­но­ло­гий. Зача­стую скры­тых смыс­лов в назва­нии нет, и «сига­ра — это про­сто сига­ра». Мно­гие пар­тии име­ют обще­при­ня­тые сокра­ще­ния, кото­рые баналь­но удоб­ны в повсе­днев­ном упо­треб­ле­нии. Одна­ко в даль­ней­шем оно может сыг­рать важ­ную роль, влияя на образ пар­тии сре­ди изби­ра­те­лей — а поли­ти­ки, со сво­ей сто­ро­ны, могут это обсто­я­тель­ство учесть или про­игно­ри­ро­вать. Ими­д­же­вую силу, свя­зан­ную с назва­ни­ем, мож­но зашить в аги­та­цию или созда­вать про­чие сим­во­ли­че­ские атри­бу­ты. Это нико­гда не быва­ет лишним.


Союз 17 октября

Казус, свя­зан­ный с наиме­но­ва­ни­ем этой пар­тии, даёт инте­рес­ный повод пораз­мыш­лять о памя­ти и забве­нии в исто­рии рос­сий­ской поли­ти­ки. Офи­ци­аль­ное назва­ние орга­ни­за­ции отсы­ла­ет нас к импе­ра­тор­ско­му мани­фе­сту 1905 года, кото­рый гаран­ти­ро­вал мно­го­пар­тий­ность и впер­вые учре­дил легаль­ный поли­ти­че­ский рынок в Рос­сии. Плат­фор­ма дви­же­ния пред­по­ла­га­ла соче­та­ние госу­дар­ствен­ни­че­ских моти­вов с про­грес­сив­ной рито­ри­кой. Это обес­пе­чи­ва­ло защи­ту от пря­мой кон­фрон­та­ции с монар­хи­ей и её повест­кой и одно­вре­мен­но поз­во­ля­ло про­яв­лять извест­ную «воль­ность», пред­ла­гая режи­му нестан­дарт­ные управ­лен­че­ские проекты.

Одна­ко само­на­зва­ние пар­тии ока­за­лось на ред­кость неудач­ным. Блёк­лое сло­во «союз», да ещё в соче­та­нии с чис­лом в офи­ци­аль­ном име­ни при­ве­ло к тому, что мас­со­вое созна­ние сокра­ти­ло его до более запо­ми­на­ю­щих­ся «октяб­ри­стов». Мани­фест 17 октяб­ря был клю­че­вым поли­ти­че­ским собы­ти­ем нача­ла XX века, и пото­му вошед­шее в оби­ход сокра­ще­ние вряд ли вызы­ва­ло у пуб­ли­ки какие-либо затруд­не­ния в интер­пре­та­ции. Все пони­ма­ли, к како­му имен­но октяб­рю шла отсылка.

Депу­та­ты тре­тье­го созы­ва от Сою­за 17 октября

Одна­ко кон­тек­сты вымы­ва­ют­ся с тече­ни­ем вре­ме­ни, и сего­дня, без допол­ни­тель­но­го погру­же­ния в мате­ри­ал, не каж­дый вспом­нит, из-за чего пар­тия октяб­ри­стов обре­ла такое назва­ние. Поли­ти­че­ские реа­лии, скры­вав­ши­е­ся за назва­ни­ем «Союз 17 октяб­ря» и его сокра­щён­ной вер­си­ей, дав­но пере­ста­ли быть акту­аль­ны­ми. Так, в том чис­ле через язы­ко­вые игры, мы утра­чи­ва­ем гра­ни когда-то зна­чи­мых смыс­лов по про­ше­ствии лет. И это каса­ет­ся дале­ко не толь­ко исто­рии и политики.


Бунд

Сего­дня это сло­во ста­биль­но закре­пи­лось в мемах про слом усто­ев из соц­се­тей, одна­ко в нача­ле XX века ассо­ци­а­ции были несколь­ко ины­ми. Или нет?

Все­об­щий еврей­ский рабо­чий союз, объ­еди­нив­ший сто­рон­ни­ков в Лит­ве, Поль­ше и Рос­сии, появил­ся в 1897 году и был дав­ним участ­ни­ком трансъ­ев­ро­пей­ских поли­ти­че­ских про­цес­сов. В Рос­сии дея­тель­ность пар­тии была постро­е­на в основ­ном вокруг тре­бо­ва­ния снять огра­ни­че­ния для евре­ев, уси­лен­ные во вре­ме­на Алек­сандра III, и про­ти­во­дей­ствия антисемитизму.

Клю­че­вой повест­кой ста­но­ви­лись еврей­ские погро­мы, две мас­штаб­ных вол­ны кото­рых про­ка­ти­лись по импе­рии в 1881–1882 и 1903–1906 годах. Потреб­ность в сов­мест­ной само­за­щи­те и ста­ла основ­ной моти­ва­ци­ей инсти­ту­ци­о­наль­но­го раз­ви­тия пар­тии. «Бунд» на иди­ше озна­ча­ет «союз» — имен­но такое назва­ние пар­тии закре­пи­лось на стра­ни­цах газет.

Может пока­зать­ся, что рус­ско­му уху ино­стран­ное «бунд» слы­ша­лось похо­жим на рос­сий­ский «бунт». Одно­знач­ных доку­мен­таль­ных под­твер­жде­ний это­му нет, одна­ко пол­но­стью отме­тать такой фак­тор не сле­ду­ет. Бунт, как извест­но, по при­ро­де сво­ей бес­смыс­ле­нен и бес­по­ща­ден. Поэто­му он апри­о­ри вос­при­ни­ма­ет­ся оте­че­ствен­ным, осо­бен­но охра­ни­тель­ным, созна­ни­ем как угро­за. В допол­не­ние к это­му пар­тия отста­и­ва­ла плат­фор­му граж­дан­ских прав для евре­ев. В ито­ге ожи­да­е­мы­ми про­тив­ни­ка­ми Бун­да ста­ли пра­вые чер­но­со­тен­ные дви­же­ния, ори­ен­ти­ро­ван­ные на кон­сер­ва­цию режи­ма и проч­ность устоев.

Уди­ви­тель­но: пар­тия не исполь­зо­ва­ла сама и не полу­ча­ла извне ника­ко­го неофи­ци­аль­но­го назва­ния. Одна­ко созвуч­ность с похо­жим рус­ским сло­вом, воз­мож­но, сыг­ра­ла важ­ную кон­тек­сту­аль­ную роль и в неко­то­ром смыс­ле впи­са­ла Бунд в кон­ту­ры рос­сий­ской поли­ти­ки. Ино­гда даже допол­ни­тель­ных язы­ко­вых уси­лий не нуж­но, что­бы доба­вить «пер­чин­ки» в кон­фликт внут­ри поли­ти­че­ской системы.


А судьи кто?

Выше мы при­ве­ли ряд исто­рий о том, как поли­ти­че­ские пар­тии и обще­ствен­ные дви­же­ния при­ду­мы­ва­ли, полу­ча­ли спе­ци­аль­но или же слу­чай­но обре­та­ли звуч­ные име­на, закреп­ля­ю­щие их место в быто­вом язы­ке. Само появ­ле­ние подоб­ных линг­ви­сти­че­ских игр гово­ри­ло о дости­же­нии опре­де­лён­но­го уров­ня раз­ви­тия поли­ти­че­ской куль­ту­ры в стране.

В кни­ге «Син­дром пуб­лич­ной немо­ты» поли­то­лог Олег Хар­хор­дин, ана­ли­зи­руя куль­ту­ру деба­тов в Госу­дар­ствен­ной думе Рос­сий­ской импе­рии, заме­ча­ет сле­ду­ю­щую осо­бен­ность. По его мне­нию, поли­ти­че­ские силы на эта­пе зарож­де­ния рос­сий­ской мно­го­пар­тий­но­сти ещё не до кон­ца осо­зна­ва­ли соб­ствен­ную вза­им­ную субъ­ект­ность. Дру­ги­ми сло­ва­ми, они вели актив­ный диа­лог с вла­стью, но гораз­до реже гово­ри­ли друг с другом.

В то же вре­мя обре­те­ние неофи­ци­аль­но­го, «народ­но­го» име­ни сви­де­тель­ству­ет как мини­мум о двух важ­ных вещах. Во-пер­вых, это озна­ча­ет, что исполь­зу­ю­щие такое назва­ние люди при­ме­ня­ют его отно­си­тель­но часто — ина­че необ­хо­ди­мо­сти в удоб­ном поли­ти­че­ском слен­ге про­сто не воз­ни­ка­ло бы. Во-вто­рых, полу­ча­ет­ся, что обо­зна­ча­е­мая через жар­гон поли­ти­че­ская сила зани­ма­ет важ­ное место в кар­тине мира пишу­ще­го или говорящего.

Пози­тив­но или нега­тив­но дан­ная сила оце­ни­ва­ет­ся — уже дру­гой вопрос, но сам факт исполь­зо­ва­ния удоб­но­го наиме­но­ва­ния гово­рит о нали­чии инте­ре­са. Сам повсе­днев­ный язык нача­ла ХХ века пока­зы­вал, что уча­стие в пуб­лич­ной поли­ти­ке пред­став­ля­лось обще­ству зна­чи­мым и необ­хо­ди­мым. Это тем более важ­но, что легаль­ная поли­ти­че­ская и пар­ла­мент­ская жизнь после 1905 года в Рос­сии ещё толь­ко зарождалась.

Здесь есть и чисто линг­ви­сти­че­ский аспект. Для того что­бы поли­ти­че­ский дис­курс стал повсе­днев­ным, он дол­жен быть баналь­но удоб­ным. Любой язык, в силу базо­вых свойств чело­ве­че­ской ком­му­ни­ка­ции, стре­мит­ся к упро­ще­нию и повы­ше­нию ско­ро­сти пере­да­чи инфор­ма­ции. При этом дви­га­ясь в сто­ро­ну боль­шей сим­во­ли­че­ской ёмко­сти и эмо­ци­о­наль­ной насы­щен­но­сти. Чем боль­ше поли­ти­че­ско­го слен­га име­ем, тем боль­ше зна­чи­мых све­де­ний получаем.

Тот факт, что в повсе­днев­но­сти Рос­сий­ской импе­рии суще­ство­ва­ли не про­сто Союз 17 октяб­ря, Пар­тия соци­а­ли­стов-рево­лю­ци­о­не­ров и РСДРП, а октяб­ри­сты, эсе­ры и боль­ше­ви­ки с мень­ше­ви­ка­ми, гово­рит не толь­ко о зарож­де­нии поли­ти­че­ско­го рын­ка, но и о появ­ле­нии обще­ствен­но­го мне­ния в его прак­ти­че­ски совре­мен­ном виде. Сего­дня, огля­ды­ва­ясь в про­шлое, мы видим не казён­ные назва­ния фик­тив­ных орга­ни­за­ций, име­ю­щих какое-либо зна­че­ние лишь на бума­ге. Нет, у исто­ков ХХ века мы наблю­да­ем реаль­ную заин­те­ре­со­ван­ность поли­ти­ков и обще­ства в постро­е­нии луч­ше­го будущего.


Смот­ри­те так­же «Поли­ти­че­ские пар­тии в открыт­ках 1905 года». 

Поделиться

1. Правые и октябристы

Ленин: 1907/agrprogr: 1. Правые и октябристы

Аграрная программа социал-демократии в первой русской революции 1905-1907 гг.


Глава V
Классы и партии в споре об аграрном Вопрос во II Думе

Думаем, будет полезно подойти к вопросу о аграрная программа рабочей партии в русской буржуазной революция с другого и несколько иного ракурса. Анализ экономических условий революции и политических аргументов в пользу той или иной программы следует дополнить изображением борьба между различными классами и партиями, которая будет охватить все интересы и поставить их в прямую противоположность одному Другая. Только такая картина может дать нам представление о том, что мы из себя представляем. обсуждаем (борьба за землю в русской революции) как всего , исключая односторонний и случайный характер отдельных мнений и проверки теоретических выводов практической интуицией заинтересованные лица. Как физические лица, любые представители партий и классы могут ошибаться, но когда они выступают на публичной арене, перед всей популяции, отдельные ошибки неизбежно исправляются соответствующие группы или классы, которые заинтересованы в борьба. Классы не ошибаются; в целом они определяют свои интересы и политические цели в соответствии с условиями борьбы и с условиями социального эволюция.

Отличный материал для рисования такой картинки дает Стенографические записи двух Дюм. Мы возьмем вторую Думу потому что оно несомненно отражает борьбу классов в русской революция полнее и зрелее: выборы во II Думу не бойкотировалась какой-либо влиятельной партией. Политическая группировка г. депутатов II Думы было гораздо определеннее, различные думские фракции были более сплочены и более тесно связаны со своими стороны.

Опыт первой Думы дал уже немало материал, который помог всем сторонам выработать более продуманную политика. По всем этим причинам предпочтительнее взять вторую Думу. Мы относится к прениям в I Думе только в целях дополнения или уточнить, заявления, сделанные во II Думе.

Для получения полной и точной картины борьбы между различные классы и партии во время прений во II Думе мы с каждой крупной и конкретной думской фракцией придется иметь дело отдельно. и охарактеризовать его с помощью выдержек из основных речей выступил по основным пунктам аграрного вопроса. как это невозможно и излишне цитировать всех второстепенных ораторов, упомянем только тех, кто внес что-то новое или пролил примечательный свет на некоторые аспект вопроса.

Основные группы депутатов Думы, ярко выделившиеся в прениях по аграрный вопрос заключался в следующем: 1) правые и октябристы — как мы увидим, существенного разница между ними была показана во II Думе; (2) кадеты; 3) правые и октябристские крестьяне, стоявшие, как мы увидим, на Слева от кадетов; (4) беспартийные крестьяне; 5) народники, или интеллигенты-трудовики, стоявшие несколько Право (6) крестьяне-трудовики; потом (7) эсеры; (8) «национальные», представляющие нерусские национальности и (9) социал-демократы.

Отметим позицию правительства в связи с думской фракцией, с которой правительство по существу в соглашении.

1. Правые и октябристы

Позиция правых по аграрному вопросу была несомненно лучшей. выраженные графом Бобринским в речи, произнесенной им 29 марта 1907 (18-го сессия II Думы). В споре с левым священником Тихвинским о Священных Писаниях и их заповедях повиноваться власть имущим, и вспоминая. «самая чистая и светлая страница русской истории» (1289) [1] – освобождение крепостных (об этом мы поговорим позже) — граф подошел к аграрному вопросу «с открытой козырек». «Около 100 или 150 лет назад крестьяне, почти повсюду в Западной Европе были такими же нищими, деградировавшими и невежественны, как сегодня наши крестьяне. У них были такие же сельские общины, как у нас в России при разделе земли подушно то типичное выживание феодальный строй» (1293). Сегодня, продолжил оратор, крестьяне в Западной Европе живут хорошо. Вопрос в том, какое чудо преобразило «нищего, деградировавшего крестьянина в зажиточного и полезного гражданин, уважающий себя и других»? «Может быть ответ один: это чудо совершил единоличник собственность, та форма собственности, которая так ненавистна здесь, слева, но которую мы, справа, будем защищать всеми силами нашего разума, со всей силой наших искренних убеждений, ибо мы знаем, что в ложь собственности, сила и будущее России» (1294).

«С середины прошлого века агрохимия сделали замечательные… открытия в питании растений, и крестьяне за границей — мелкие собственники наравне [??] с крупными — преуспели в использовании этих научных открытий и использовании искусственных удобрения позволили еще больше повысить урожайность; и теперь, когда наш великолепный чернозем дает только 30-35 пудов хлеба, а иногда и на семена не хватало, крестьяне за границей через год в год получают средний урожай от 70 до 120 пудов в зависимости от страна и климатические условия. Вот вам и решение аграрного проблема. Это не сон, нет фантазия. Это поучительный исторический пример. И русский крестьянин не пойдет по стопам Пугачева и Стенька Разина [3] с криком ‘сарын на кичку ! [4] [Не будьте так уверены, граф!] Он пойдет по единственно верному пути, по которому шли все цивилизованные нации, путь, по которому пошли его соседи в Западной Европе, и, наконец, путь наших польских братьев, западно-русский крестьяне, уже понявшие пагубность общины и приусадебно-полосная система собственности, а местами уже началась представить хутор 9Система 0011» (1296). Граф Бобринский идет на сказать; и справедливо, что «эта дорога была указана в 1861 году, когда крестьяне были освобождены от крепостной зависимости». Он консультирует правительству не жалеть «десятков миллионов» на цели «создание зажиточного класса крестьян-собственников». Он заявляет: «Это, господа, в общих чертах наша аграрная программа. Нет, это не так. программа предвыборных и пропагандистских обещаний. Это не является программой разрушения существующих социальных и юридических норм горит программа насильственного избавления от миллионов крестьян]; это не программа опасных фантазий, это вполне осуществимая программа [это все еще остается под вопросом] и тот, который был хорошо опробован [что такое правда это правда]. И давно пора отказаться от мечтаний о каком-то экономической исключительности русской нации… Но как объяснить тот факт, что совершенно невыполнимые векселя, как у группы Трудовик и Партии народной свободы были введены в серьезное законодательное собрание? Ни один парламент в мире никогда не слышал о вся земля переходит в собственность государства или земли отнимаются у Павла и переданы Петру. … Появление этих Биллей есть результат недоумение» (прекрасное объяснение!)…. «Итак, русский крестьяне, вам предстоит выбирать между двумя дорогами: одна дорога широкая и выглядит легко — это путь узурпации и принудительного отчуждения, ибо какие звонки были сделаны здесь. Эта дорога поначалу привлекательна, она ведет под гору, а кончается пропастью [для помещиков? 1 и заклинания разорение крестьянства и всего государства. Другая дорога узкая и тернист и бежит в гору, но ведет к вершинам истины, справедливости и прочного процветания» (1299).

Как видит читатель, это программа правительства. Это именно то, что делает Столыпин своим знаменитым аграрным законодательством по статье 87. Ту же программу Пуришкевич сформулировал в своем аграрные тезисы (20-я сессия, 2 апреля 1907 г., стр. 1532-33). Одинаковый программу отстаивали по частям октябристы, начиная с Святополк-Мирский в первый день прений по аграрному вопросу (19 марта), и заканчивая Капустиным («крестьянам нужно помещичье а не землевладение, как это предлагается» — 24-е заседание, 9 апреля. , 1907 г., п. 1805 г., речь Капустина, под аплодисменты правых «и части Центр»).

В программе черносотенцев и октябристов нет даже намек на защиту докапиталистических форм хозяйства, как, например, восхвалением патриархального земледелия и т.д. Оборона села коммуна, еще совсем недавно имевшая ярых поборников среди высшего бюрократии и помещиков, сменилось ожесточенной враждебностью к Это. Черносотенцы полностью стоят на позициях капиталистического развития и обязательно изображать программу экономически прогрессивную, европейскую; это следует особо подчеркнуть, поскольку вульгарный и упрощенный взгляд на характер реакционной политики помещиков весьма распространен среди нас. Либералы часто изображают черносотенцев клоунами и дураками, но это надо сказать, что это описание гораздо более применимо к кадетам. Наш реакционеры, однако, отличаются чрезвычайно ярко выраженной классовое сознание. Они прекрасно знают, чего хотят, где находятся собирается, и на какие силы они могут рассчитывать. Они не предают и тени половинчатость или нерешительность (во всяком случае во II Думе; во Сначала было «недоумение» — у Бобринских!). Они есть ясно видно, что он связан с вполне определенным классом, привыкшим команда, которая правильно оценивает условия, необходимые для сохранения свое господство в капиталистической среде и нагло защищает свое интересы, даже если это влечет за собой быстрое исчезновение, деградацию и выселение миллионов крестьян. Черносотенная программа реакционна не потому, он стремится увековечить любые докапиталистические отношения или систему (в этом отношении все стороны периода II Думы. уже, по существу, занять позицию признавая капитализм, принимая его как должное), а потому, что он стоит для Юнкер тип капиталистического развития для того к укрепить власть и увеличить доходы помещиков, в воздвигнуть здание самодержавия на новом, более сильном Фонд. Нет никакого противоречия между тем, что говорят эти джентльмены, и тем, что они делают; наши реакционеры тоже «деловые люди», как Лассаль говорил о немецких реакционерах в отличие от либералов.

Как относятся эти люди к идее национализации земля? В сторону, скажем, частичной национализации с компенсацией требовали кадетами в I Думе, оставив, как и меньшевики, частные владение мелкими хозяйствами и создание государственного земельного резерва из остальной земля? Разве они не видели в идее национализации возможность укрепления бюрократии, консолидации центрального буржуазного правительства против пролетариата, восстановления «государственного феодализма» и «Китайский эксперимент»?

Наоборот, всякий намек на национализацию земли их бесит, и они борются с этим так, что можно подумать, что они позаимствовали аргументы Плеханова. Взять дворянина Ветчинина, Правая земля господин. «Я думаю, — сказал он на 39-м заседании 16 мая 1907 г., «что вопрос о принудительном отчуждении должен быть решен в негативный смысл с точки зрения закона. Сторонники такого мнения забывают, что нарушение прав частных собственников характерно для государства, находящиеся на низкой ступени социального и политического развития. это Достаточно вспомнить московский период, когда царь часто отбирал землю у частным владельцам, а затем даровал его своим фаворитам и монастыри. К чему привело такое отношение правительства? Последствия были ужасны» (619).

Так было использовано плехановское «восстановление Московской Руси»! И Ветчинин не единственный, кто играет на этой струне. В Первой Думе был помещик Н. Львов, избранный кадетом, а затем перешедший вправо, а после роспуска I Думы вел переговоры со Столыпиным о месте в министерстве — этот персонаж поставить вопрос точно так же. «Удивительная вещь о билле 42-х», — сказал он о билле, который Курсанты. внесенный в первую Думу, «заключается в том, что он несет на себе отпечаток того же старого бюрократического деспотизма, стремящегося все поставить на равном уровне» (12-я сессия, 19 мая, 1906, стр. 479-80). Он, совсем в дух Маслова, « заступился за » нерусский национальностей: «Как нам подчинить ему [уравнению] всей России, включая Малороссию, Литву, Польшу и Прибалтику область?» (479. ) «В Петербурге, — предупреждал он, — «вам придется создать гигантское земельное управление… и содержать штат чиновников во всех уголках страны» (480).

Эти крики о чиновничестве и крепостном праве в связи с национализации, — эти вопли наших муниципальщиков, некстати скопированные с немецкой модели — являются доминирующей нотой во всех выступления правых. Октябрист Шидловский, например, против принудительное отчуждение, обвиняет кадетов в проповеди «привязанности на землю» (12-я сессия II Думы, 19 марта, 1907 г., п. 752). Шульгин воет о нарушении собственности, о принудительном отчуждение как «могила культуры и цивилизации» (16 в. сессия, 26 марта 1907 г., с. 1133). Шульгин ссылается — он мог быть цитирую Плеханова Дневник , [5] хотя он этого не говорит — до двенадцатого века Китая, к плачевному результату китайского эксперимента в национализация (с. 1137). Вот Скирмунт в I Думе: Государство будет владельцем! «Благословение, Эльдорадо для бюрократия» (10-е заседание, 16 мая 1906, с. 410). Здесь Октябрист Танцов, восклицая во II Думе: «С гораздо большим оправдание, эти упреки [о крепостном праве] могут быть отброшены к Налево и в Центр. Что эти законопроекты дают крестьянам? реальность, если не перспектива быть привязанной к земле, если не старая крепостное право, только в иной форме, в которой место помещика будет быть взяты ростовщиками и государственными чиновниками» (39-е заседание, 16 мая 2011 г.). 1907, с. 653).

Конечно, лицемерие этих криков о бюрократизме в высшей степени вопиющее, за прекрасную идею создания местных похвальных комитетов, избираемых всеобщее, прямое и равное избирательное право при тайном голосовании было выдвинуто самым крестьян, требующих национализации. Но черносотенные помещики заставил хвататься за все возможные аргументы против национализация. Их классовый инстинкт подсказывает им, что национализация в Россия двадцатого века неразрывно связана с крестьянским республика. В других странах, где в силу объективных условий не может быть крестьянской аграрной революции, дело обстоит, конечно, разные — например, в Германии, где Канице могут сочувствовать с планами национализации, где социалисты даже не услышат национализация, где буржуазное движение за национализацию ограничивается интеллектуалистским сектантством. Для борьбы с крестьянской революцией Права должны были предстать перед крестьянами в роли поборники крестьянской собственности против национализации. У нас есть видел один пример в деле Бобринского. Вот еще — Ветчинин: «Этот вопрос [о национализации земли] должен быть, конечно, утвердился в отрицательном смысле, ибо не находит сочувствия даже среди крестьяне; они хотят иметь землю по праву собственности, а не по праву аренда» (39-я сессия, стр. 621). Только помещики и кабинет министров мог говорить за крестьяне за , что за образом. Этот факт настолько хорошо известно, что я считаю излишним цитировать выступления Гурко, Столыпины и тому подобные герои, горячо защищающие частные владение.

Единственным исключением среди перелетов является терский казак Караулов, кого мы уже упомянул. [2] Соглашаясь отчасти также с кадетом Шингаревым, Караулов говорил, что Казачьи войска представляют собой «огромную аграрную общину» (1363 г. ), т. «Лучше отменить частную собственность на землю», чем упразднить сельские общины, выступал за «широкое муниципализация земель, подлежащих обращению в собственность соответствующих областей» (1367). При этом он жаловался на уколы бюрократии. «Мы не хозяева себе собственности», — сказал он (1368 г.). Со значением этих казачьих о симпатиях к муниципализации мы уже говорили выше.


Примечания

[1] Здесь и далее цифрами указаны страницы стенографического Записывать. — Ленин

[2] См. стр. 336 этого тома. — Ред.

[3] Степан Разин и Емельян Пугачев — предводители великих Крестьянские восстания в России в XVII-XVIII вв.

[4] Сарын на кичку (дословно «на нос, lubbers!») — клич, который, как говорят, использовали волжские флибустьеры. приказ людям на борту судна лечь на нос и оставаться там, пока мародерство не закончилось.

[5] «Дневник» Плеханова — Дневник Социал-Демократа ( Дневник социал-демократа ) — непериодический орган. публиковалось через значительные промежутки времени Плехановым в Женеве с марта 1905 г. по апрель 1912 г. Всего было выпущено шестнадцать выпусков. Издание возобновлено в Петроград в 1916 году, но вышел только один номер: В первых восьми номерах (1905-06) Плеханов изложил крайне правую меньшевистскую и оппортунистических взглядов, выступал за блок социал-демократии с либеральная буржуазия, отвергла идею союза пролетариата и крестьянства, и осудил декабрьское восстание. В 1909-12 (№№ 9-16), выступил против меньшевиков-ликвидаторов, стремившихся разогнать подпольные партийные организации. По основным вопросам тактики, однако он занял меньшевистскую позицию. Плехановский социал-шовинист мнения были насильственно выражены в. выпуск № 1, изданный в 1916 году.

  8. Некоторые примеры неразберихи, вызванной муниципализацией | 2. Кадеты  


Работает Индекс   | Том 13 | Собрание сочинений | Л.И.А. Показатель
< назад   вперед >

 

октябристов | Encyclopedia.com

происхождение в революции 1905
сотрудничество со Столыпиным
снижение влияния и распад
библиография

Партия октябристов, или Союз 17 октября, какое-то время была важной политической группировкой в ​​Российской Государственной Думе в позднеимперской России. Впервые организованная в 1905 и 1906 годах вокруг земских активистов Дмитрия Шипова (1851–1920) и Михаила Родзянко (1859–1924) и текстильного промышленника Александра Гучкова (1862–1936), партия занимала умеренную позицию в поляризованной политической среде. В спектре доминируют революционные и радикальные силы слева и крайне антисемитские националистические силы справа. Она расширилась и стала крупнейшей партией в III Думе (1907–1912) и позиционировала себя как верный союзник премьер-министра Петра Столыпина (1862–1911). Партия дожила в раздробленной форме до Четвертой Думы (1912–1916), и несколько ее лидеров играли активную роль в политике до большевистской революции 1917 года.

Октябристы получили свое название от Октябрьского манифеста, обещания реформ выпущенный царем Николаем II в разгар революции 1905 года. Опасаясь дальнейших беспорядков, октябристы сплотились на защиту царского режима как от реакции, так и от революции, при условии, что царь до конца выполнит свое обещание восстановить Россию «на незыблемые основы гражданской свободы». Представитель умеренных помещиков шиповского крыла, вышедших из земского движения 189 г.0-х годов и элементы зарождавшегося предпринимательского слоя во главе с Гучковым, организовавшиеся в 1906 году в Петербургское торгово-промышленное товарищество, октябристы выдвинули националистически-монархическую платформу, призывавшую к превращению неограниченного царского самодержавия в «государственную законов» ( Rechtsstaat, или правовое государство ). В представлении октябристов возникновение гражданского общества и демократии должно было произойти в незыблемых пределах Российской империи, на «единстве и неделимости» которой настаивали патриотически настроенные октябристы. Их стремление к парламентской демократии сдерживалось страхом перед продолжающимися беспорядками, слабостью вооруженных сил империи и международным вызовом, вызванным подъемом имперской Германии на западных границах России. Так октябристы предложили свою поддержку правительству в Думе в период столыпинских реформ.

Зарождающиеся политические партии думского периода, как правило, формировались вокруг харизматичных личностей, а не программ. Более чем кто-либо другой именно Гучков олицетворял октябристское движение. Названный Львом Троцким «либералом со шпорами», Гучков олицетворял виталистский и милитаристский дух того времени. Происходивший из семьи староверов-текстильщиков, получивший образование в Москве и Берлине, Гучков олицетворял изобилие зарождающейся предпринимательской буржуазии в России. Неутомимый авантюрист, он сражался против англичан в англо-бурской войне (189 г.9–1902), возглавлял Российский Красный Крест во время русско-японской войны (1904–1905), участвовал в многочисленных дуэлях и был поклонником «крови и железа» канцлера Германии Отто фон Бисмарка.

Активистский темперамент Гучкова теоретически воспринимал демократические ценности, но тем не менее выдавал восхищение сильными политическими лидерами, обещавшими восстановление порядка и национального престижа. Для октябристов таким вождем был Столыпин. В радикально настроенной Второй Думе (1907 г.) октябристы не имели существенного значения. Но со столыпинским «переворотом» 16 июня (3 июня по старому стилю) 1907, в котором премьер-министр незаконно изменил законы о выборах в пользу консервативных собственников, октябристы стали доминирующей партией со 154 делегатами в III Думе.

Хотя манипулирование Столыпиным законом было явно неконституционным, Гучков защищал эту акцию как «печальную необходимость» для наведения порядка. Октябристы видели в Столыпине «русского Бисмарка», способного справиться с хаосом революции и привести Россию к конституционной монархии и великодержавной славе. В этом октябристы отличались от более либеральных к.-д. (кадетов), которые настаивали на строгом верховенстве закона и выступали против часто деспотичной тактики Столыпина. Октябристы стали оплотом столыпинских реформ, помогая премьер-министру проводить его аграрные реформы и другие мероприятия.

Октябризм представлял собой, по словам Гучкова, «акт веры в Государя», расчетливую политическую авантюру, в которой царь и его приближенные были искренни в своем обещании реформ. Однако вскоре октябристы поняли, что самодержавие не переоделось и что уступки 1905 года отменяются по мере того, как силы порядка возвращают инициативу. Ряд политических кризисов, начавшийся с разгрома Морского Главного штаба в 1909 году, вскоре продемонстрировал непримиримость царя и его двора к реформам. Даже премьер-министр Столыпин обнаружил, что ему все больше мешают возродившиеся силы реакции. Октябристский компромисс с правительством начал рушиться, к глубокому огорчению Гучкова и его партии. Убийство Столыпина двойным агентом полиции в 1911 ускорил сдвиг власти вправо, и к кануну Первой мировой войны вопрос об упразднении самой Думы обсуждался при дворе. Позже Гучков признал, что Столыпин, его бывший кумир, «умер политически задолго до своей физической смерти».

Крах октябристских надежд повлек за собой распад самой партии. Сокращение присутствия в IV Думе (98 делегатов) и растущее разочарование в правительстве привели в конечном итоге к разделению партии на левых октябристов и земских октябристов. Лидеры партии продолжали играть активную роль в политике во время Первой мировой войны. Все больше разочаровавшись в реакционном курсе режима и его неудачных военных усилиях, Гучков баловался схемами свержения и замены царя. Когда самодержавие рухнуло в феврале (марте по новому стилю) 1917 августа он возглавил думскую делегацию, обеспечившую отречение Николая. Позже он служил военным министром в первом Временном правительстве, но не смог справиться с силами дезинтеграции, действующими в российских вооруженных силах. С ростом радикализации политики в течение революционного года умеренные, такие как Гучков, были отброшены в сторону. После захвата власти большевиками октябристы служили в различных антибольшевистских правительствах, а большинство эмигрировало за границу после поражения белых армий в гражданской войне (1918–1920).

На смертном одре в 1936 году Гучков произнес последнее благословение усилиям октябристов спасти российскую монархию от ее худших инстинктов: «Попытка должна была быть предпринята, как бы ни были малы шансы на успех. .»

См. также Кадеты; Либерализм; Революция 1905 года (Россия); Россия; Столыпин, Петр.

Хоскинг, Джеффри А. Российский конституционный эксперимент: правительство и Дума, 1907–1919 гг.14. Кембридж, Великобритания, 1973.

Макколи, Мартин. От октябристов к большевикам: Императорская Россия, 1905–1917 гг. Лондон, 1984 г.

Менаше, Луи. «Александр Гучков и истоки партии октябристов: русская буржуазия в политике, 1905 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *