Охарактеризуйте личность александра 1: Личность Александра I

Содержание

Личность Александра I

Содержание статьи

1. Формирование взглядов Александра I

2. Влияние Ф. Лагарпа на будущего императора

3. Личностные черты и характер императора

Формирование взглядов Александра I

В 1801 г. на российский престол вступил император Александр I. Он родился в 1777 году. Его отец Павел Петрович в это время был наследником престола, нелюбимым и презираемым своей матерью, Императрицей Екатериной ІI. Сразу же после рождения Александра бабушка ваяла его под свою опеку. Она надеялась вырастить из него образованного человека, идеального правителя огромной страны.

После рождения своего первого внука Екатерина II поступила так, как когда-то поступила с ним Елизавета Петровна: она фактически отстранила его мать, Марию Федоровну, от воспитания ребенка. С раннего детства мальчик рос при двух дворах-конкурентах, нигде не смея обнаружить своих истинных чувств. Постоянное лавирование между ними приучило Александра «жить на два ума, держать две парадные физиономии» (В. Ключевский), развило в нем замкнутость, недоверие к людям, осторожность. Все, кто писал о личности Александра, отмечали, с одной стороны, его ум, образованность, мягкую манеру поведения, эмоциональную уязвимость, личную привлекательность, большую религиозность. С другой стороны, биографы замечали в нем пассивность, способность быстро увлекаться и разочаровываться, честолюбие, тщеславие, недоверчивость, двуличность, упрямство.

Влияние Ф. Лагарпа на будущего императора

Впрочем, политические взгляды Александра Павловича отвечали самым передовым требованиям времени. Когда мальчик подрос, императрица постаралась подобрать для него хороший учителей. Главную роль в формировании взглядов Александра сыграл швейцарец Ф. Лагарп, приглашенный в Россию и качестве его наставника. Республиканец, приверженец идей французского просветительства, которого Екатерина II пригласила для воспитания любимого внука, больше всего причастен к формированию либеральных взглядов Александра. Впоследствии тот признает:

«Всем, что я знаю, и, возможно, всем, что во мне есть хорошего, я обязан Лагарпу».

Замечание 1

Именно под влиянием Лагарпа еще в конце 1790-х годов наследник российского престола высказывался о возможности введения в России конституции и народного представительства.

Другой наставник Александра – священник А. Самборский – обращал его внимание на опыт Франции, считая, что революции можно предотвратить своевременными реформами. Став императором, Александр едва ли осознавал сложность реализации любых изменений в тогдашней России.

Личностные черты и характер императора

Александр І был человеком разносторонне образованным, сторонником идей эпохи Просвещения. К тому же он был на редкость добросовестен: на протяжении десяти лет он почти неотлучно находился возле Александра, сам преподавал ему историю, стремясь как можно теснее связать ее с современными событиями. При каждом удобном случае Лагарп внушал своему ученику ненависть к деспотизму, стремление к законности, любовь к просвещению. И хотя эти уроки носили самый общий характер, Александр, очень привязавшийся к наставнику, увлекся его идеями.

Замечание 2

Положение изменилось, когда во Франции началась революция, воплотившая в жизнь многие идеи просветителей. Екатерину потрясли кровавые события революции: она резко изменила свое отношение и к просветителям, и к их идеям, а Лагарп покинул Россию, но, как показало время, его уроки оказали серьезное влияние на Александра І.

Первые внутриполитические мероприятия нового императора были направлены на отмену одиозных распоряжений Павла. Он пообещал проводить политику «по законам и сердцу» своей бабушки Екатерины II, восстановил Жалованные грамоты дворянству и городам, отменил запрет на выезд за границу, на европейскую одежду и литературу, возвратил из ссылок и снял опалу со всех чиновников и офицеров, которые пострадали из-за Павла.

Маневрируя между различными группами влияния – екатерининскими вельможами, заговорщиками, друзьями своей юности, Александр I дал понять, что намерен провести серьезные реформы.

Личность императора Александра I и общая характеристика его правления.

«Золотое» столетие династии Романовых. Между империей и семьей

Личность императора Александра I и общая характеристика его правления

Александр Павлович родился 12 декабря 1777 г. в императорской семье. Его отцом был наследник престола – великий князь Павел Петрович (1754-1801), а матерью – великая княгиня Мария Федоровна, принцесса Софья-Доротея Вюртембергская (1759-1828).

Александр – старший и любимый внук императрицы Екатерины Великой (1729-1796). Она фактически забрала его у родителей сразу же после появления на свет и сама занималась его воспитанием и образованием. Сашенька, как называла его бабушка, был очаровательным и очень способным мальчиком, и из него надеялись сделать идеального просвещенного государя.

Заботиться о здоровье и прививании наследнику хороших манер и привычек должен был граф Салтыков, за спиной которого стояла сама императрица, умело внушавшая маленькому внуку принципы благородства и рыцарского поведения. С семи лет Александр оказался в руках другого воспитателя – швейцарца Ф.

-Ц. Лагарпа, составившего проект формирования личности будущего императора, одобренный Екатериной.

Религиозное воспитание Александра Павловича и его брата Константина поручили выпускнику Киево-Могилянской академии протоиерею А. А. Самборскому, слывшему человеком оригинальных взглядов, вольнодумцем и англофилом. Он долго жил в Британии, был женат на англичанке. Екатерина в виде исключения разрешила ему носить светскую одежду и брить бороду и усы, что для обычного православного священника было невозможно. Самборский внушил Александру вполне светские взгляды на религию и церковь. Главными ценностями, с его точки зрения, являлись человек и любовь к ближнему. В его обществе маленький великий князь также отшлифовал свой английский язык, который знал с детства, находясь под присмотром няни-англичанки.

Русскому языку и русской истории Александра учил М. Н. Муравьев – один из крупнейших писателей своего времени. Математику, физику и географию наследнику преподавали профессора Петербургской академии наук. Великий князь увлекался науками, даже мечтал о карьере ученого и сожалел, что вынужден как наследник императорского престола от нее отказаться.

«Дядькой» Александра, в обязанности которого входило следить за его спортивными и военными занятиями, был суровый и строгий генерал Протасов. Надо сказать, что несмотря на большую любовь к внуку, Екатерина излишне не баловала его, считая, что мальчик должен расти крепким, закаленным, развитым не только умственно, но и физически.

При всем различии в происхождении, взглядах, образовании учителя и воспитатели Александра были людьми честными и порядочными, искренне уважали и ценили друг друга. По всему, цесаревич должен был стать просвещенным и благородным молодым человеком, сильным, смелым, мыслящим широко и свободно – совершенным властителем европейского государства новой эпохи. Но реализации этого «воспитательного проекта» помешали обстоятельства семейной жизни императорского дома.

Отношения Екатерины Великой с сыном Павлом Петровичем складывались непросто. Камнем преткновения являлась власть. Павел считал, что мать узурпировала трон, подозревал ее в убийстве отца – императора Петра III. Он сам хотел править, но понимал, что мать, пока жива, никогда не уступит ему престол. Кроме того, по мере взросления Александра Павловича при дворе все больше распространялся слух о том, что Екатерина именно его объявит своим официальным преемником, а сына лишит права на престолонаследие.

В такой атмосфере юноше трудно было сохранить наивность и чистоту души. Еще ребенком он привык разрываться между бабушкой и родителями. Со временем он выработал две стратегии поведения: одну – для бабушкиного царскосельского двора, другую – для родительского гатчинского. В характере Александра наряду с добротой, деликатностью, мягкостью стали заметными проявления хитрости, изворотливости, двоедушия, скрытности. Разделяются и мнения современников о нем: одни называют его «ангелом», а другие – «сфинксом», намекая на неразгаданность, непрозрачность его натуры и помыслов. А. С. Пушкин так отзывался об императоре, которого хорошо знал: «В Александре было много детского. Он писал однажды Лагарпу, что, дав свободу и конституцию земле своей, он отречется от трона и удалится в Америку». Но этого не случилось. Александру Павловичу под давлением обстоятельств и окружения пришлось сделать трагический выбор, о котором он долго не хотел даже думать, и решиться на свержение с трона собственного отца.

После смерти Екатерины II в 1796 г. императором стал Павел I. В первое время казалось, что все слухи, заставлявшие его видеть в старшем сыне конкурента в борьбе за власть, забыты. Павел издал указ о престолонаследии, согласно которому власть в семье Романовых передавалась только по мужской линии, и ввел новый титул для наследника престола – «цесаревич», которым удостоил Александра. Но вскоре поползли новые сплетни о том, что Павел может развестись с императрицей Марией Федоровной, жениться на какой-нибудь из своих любовниц, а наследником объявить одного из сыновей, которые могли родиться в новом браке, или другого родственника мужского пола.

Вольно или невольно Александр был втянут в заговоры против отца, последний из которых закончился свержением и убийством Павла в ночь с 11 на 12 марта 1801 г. Этот дворцовый переворот, завершивший собой XVIII век русской истории, обеспечил наследнику трон, но не сделал его счастливым. Империя вздохнула свободно, но Александру не стало легче. Борьба за престол между ним и матерью – императрицей Марией Федоровной, продолжавшаяся до раннего утра, не улучшила отношений в семье. И когда весь Петербург ликовал, в Зимнем дворце, куда из Михайловского замка, места цареубийства, спешно перебрались все Романовы, царила мрачная тишина. Мать и сын несколько дней почти не разговаривали друг с другом; не общался Александр и со старшим братом Константином. Молодой император не отрекся от престола, однако и принял его как-то неохотно.

Официальная коронация состоялась, как того требовала традиция, в старой столице – Москве 15 сентября 1801 г. Церемония, как всегда, отличалась пышностью, но розданные по этому случаю награды и подарки были скромными.

Сразу же после коронации обнародовали указ, который отменял пытки, широко практиковавшиеся при Павле I.

В первое время своего царствования император пользовался большой популярностью в обществе. Он выгодно отличался от отца даже внешностью. Высокого роста, статный, светловолосый, голубоглазый, с правильными чертами лица и нежной гладкой кожей, молодой государь производил приятное впечатление и на мужчин, и на женщин.

Александр был хорошо воспитан, деликатен, умел сохранять уважительный тон в обращении с людьми разных сословий и чинов. Вот как писала о нем современница – известная французская писательница и литературный критик Жермена де Сталь: «Первое, что особенно изумило меня в нем, это выражение необычайной доброты и величия, которыми озарено его лицо; эти два качества казались нераздельны в нем. В первых же словах, сказанных мне, тронула меня благородная простота, с которой подходил он к великим вопросам, волновавшим Европу. Я всегда считала признаком посредственности боязнь говорить о важных вопросах, боязнь, которая свойственная почти всем государям Европы.

Александр, наоборот, беседовал со мною так, как сделали бы это государственные люди Англии, которые видят силу в самих себе, а не в цепи заграждений, которыми можно себя окружить. Александр, достоинства которого умышленно не признавал Наполеон, человек выдающегося ума и редкой образованности, и я не думаю, чтобы он мог найти в государстве министра, более, нежели он сам, способного разбираться в делах и направлять их к цели».

Мадам де Сталь точно подметила одиночество особого рода, от которого страдал император. После смерти Павла он с осторожностью и недоверием относился даже к близким людям. Много лет спустя А. С. Пушкин напишет в своем дневнике: «…Пок<ойный> Государь (Александр I. –

Л. С.) окружен был убийцами его отца. Вот причина, почему при жизни его никогда не было суда над молодыми заговорщиками, погибшими 14-го декабря. Он услышал бы слишком жестокие истины».

Постоянными помощниками Александра в первые годы царствования были участники заговора против Павла: граф П. А. Строганов, князь Адам Чарторыйский, граф Н. Н. Новосильцев, граф В. П. Кочубей.

Окружению Александра I поначалу казалось, что император вот-вот даст стране обещанную конституцию, начнет либеральные преобразования, отменит крепостное право, введет европейские свободы. В этом друзей государя убеждали некоторые его шаги, например приближение М. М. Сперанского.

Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839) – сын провинциального священника. Только природный ум и государственные способности позволили ему так высоко подняться по социальной лестнице и получить графский титул. С 1808 по 1812 г. он был ближайшим советником императора, автором проекта либеральных реформ, реорганизатором государственного управления России. Он создал Государственный Совет – высший законодательно-совещательный орган при императоре, систему министерств, пришедшую на смену коллегиям. Но смелые планы ограничения самодержавия, конституционные устремления Сперанского оттолкнули от него Александра.

К глубокому разочарованию либеральной части общества царь отправил реформатора на четыре года в ссылку, после которой на два года назначил генерал-губернатором Сибири. В Петербург Сперанский вернулся только при Николае I; при нем он возглавил второе отделение императорской канцелярии и занимался приведением в порядок российского законодательства (главным трудом его жизни стало составление знаменитого «Собрания законов Российской империи»).

Поначалу современники не обратили особого внимания на тот факт, что одновременно со Сперанским рядом с царем появился Аракчеев – государственный деятель консервативного толка, которому удалось сохранять свое влияние на Александра до конца его царствования.

Алексей Андреевич Аракчеев (1769-1834) состоял в генеральском чине. В 1808 г. он стал военным министром, в 1810 г. – председателем военного департамента Государственного совета, инициатором создания военных поселений, служивших резервом регулярной армии. Будучи храбрым человеком и обладая талантом военачальника, Аракчеев отличился во время Отечественной войны 1812 г. Александра в нем привлекали не только ум и смелость, но и твердость характера, решительность, умение доводить до конца начатое дело – те качества, которых самому императору недоставало. К Алексею Андреевичу царь относился не только как к видному сановнику, но и как к старшему товарищу, советовался с ним даже по личным вопросам. С годами доверие императора к Аракчееву возрастало. С 1815 по 1825 г. он фактически руководил страной, что стало одной из причин недовольства значительной части дворянства царствованием Александра и, как следствие, формирования тайных обществ и дворянских заговоров.

Сам же Александр I все больше разочаровывался и в русском обществе, которое раздирали противоречия между желавшими реформ либералами и консерваторами-крепостниками, и в своем окружении, шантажировавшем его участием в свержении отца, и в самой императорской власти и ее возможностях. Власть и отцовский авторитет постепенно становились теми оковами, которые связывали личность Александра, не давали почувствовать себя счастливым и свободным.

Молодые друзья императора требовали от него сохранить власть любой ценой. Об этом же писал и почитаемый им учитель Лагарп: «Во имя Вашего народа, государь, сохраните в неприкосновенности возложенную на Вас власть, которой Вы желаете воспользоваться только для его величайшего блага. Не дайте себя сбить с пути из-за того отвращения, которое внушает Вам неограниченная власть. Имейте мужество сохранить ее всецело и нераздельно до того момента, когда под Вашим руководством будут завершены необходимые работы и Вы сможете оставить за собой ровно столько власти, сколько необходимо для энергичного правительства». Пути назад не было. Нужно было властвовать.

Постепенно Александр приходит к мысли о необходимости не только сохранения, но и укрепления самодержавия. Он все чаще обращается к примеру своего отца Павла I. Все его царствование – это движение от либерального реформаторства к традиционному для Российской империи самодержавному консерватизму. Вот что об этом пишет историк А. П. Бажова: «Подобно отцу Александр I стремился к укреплению своей абсолютной власти, но он понимал непригодность тех методов, которыми действовал его отец. Павел был нетерпелив, груб, несдержан; его сын умел выжидать. Действовать в обход, прислушиваться к настроениям общества. <…> Но по мере того как он укреплялся на престоле, его политика приобретала все более определенный характер. Он, как и его предшественники, добивался упрочения самодержавия».

В юности, еще будучи великим князем и цесаревичем, Александр не раз признавался друзьям в том, что его увлекают идеи и дух французской революции. Кумиром молодого царя стал император Франции Наполеон Бонапарт. Александр I был увлечен личностью Наполеона так же, как когда-то его дед Петр III боготворил прусского короля Фридриха. Александр мечтал о личной встрече с Наполеоном, и она состоялась, правда, при не слишком благоприятных обстоятельствах. Россия потерпела поражение от Франции в войне 1806-1807 гг., и в июне 1807 г. в Тильзите (нынешнем г. Советске Калининградской области) должны были состояться переговоры двух императоров о мире.

Свидетель этих событий, герой войны 1812 г. , знаменитый поэт и партизан Д. В. Давыдов так впоследствии вспоминал о подготовке Александра I к первому свиданию с Наполеоном: «Я не спускал глаз с государя. Мне казалось, что он прикрывал искусственным спокойствием и даже иногда веселостью духа чувства, его обуревавшие и невольно высказывавшиеся в ангельском его взгляде и на открытом, высоком челе его. И как могло быть иначе? Дело шло о свидании с величайшим полководцем, политиком, законодателем и администратором, пылавшем лучами ослепительного ореола, дивной, почти баснословной жизни, с завоевателем, в течение двух только лет, всей Европы, два раза поразившим нашу армию и стоявшем на границе России. Дело шло о свидании с человеком, обладавшим увлекательнейшим даром искушения и, вместе с тем, одаренным необыкновенной проницательностью в глубину характеров, чувств и мыслей своих противников. Дело шло не об одном свидании с ним, а, посредством этого свидания, об очаровании очарователя, об искушении искусителя, о введении в заблуждение светлого и положительно гениального его разума».

Денис Давыдов тонко подметил особенность взаимоотношений Александра и Наполеона. Оба как бы искушали друг друга, это было противоборство двух неординарных личностей. Александру было труднее: ему приходилось противостоять политическому и военному гению. Но ошибка Наполеона состояла в том, что он недооценивал своего противника. Многие современники отмечали, что в отношении Бонапарта к русскому императору был заметен элемент мужской зависти. Невысокий, полноватый и невзрачный Наполеон испытывал своего рода ревность к импозантному Александру, в которого женщины влюблялись не только из-за его монаршего титула. Французский император неоднократно отзывался о русском царе как о человеке недалеком и обделенном военными и политическими талантами. Такое отношение сильно ранило необыкновенно развитое честолюбие Александра. Однако Наполеон напрасно надеялся, что ему удастся легко очаровать и без того восторженно относившегося к нему русского государя. Не помог и подаренный им в ознаменование Тильзитского мира роскошный десертный сервиз «Олимпийский» из 140 предметов. Русский император подарок принял с восторгом и благодарностью, но в переговорах и в последующих отношениях с Францией и Наполеоном твердо придерживался своей линии. У Александра хватило и политической мудрости, и мужества не поддаться соблазну заключить со своим кумиром прочный военный союз. Не пошел он и на союз семейный, отказавшись выдать за «безродного корсиканца» свою сестру – великую княжну Анну Павловну.

В Тильзите Александру пришлось пойти на некоторые уступки. Россия должна была оказать помощь Франции в войне против Австрии, но когда военные действия начались, русские войска получили тайный приказ уклоняться от столкновений с австрийцами. Разгневанный Наполеон захватил герцогство Ольденбургское, принадлежавшее зятю Александра I. Позже Александр признавался мадам де Сталь, что сожалеет о тех юношеских восторгах, которые вызывал в нем Наполеон, что при личных встречах его поразила жестокость и макиавеллевская хитрость этого человека, которого он когда-то считал великим.

Отношения двух императоров окончательно расстроились. Война между Россией и Францией была неизбежна. 12 июня 1812 г. французские войска форсировали Неман, служивший западной русской границей. Отечественная война с Наполеоном продолжалась до 14 декабря того же года, когда французов изгнали с территории России; 25 декабря ее окончание было подтверждено императорским манифестом. Эта война оставила заметный след в исторической памяти и культуре русского народа. Навсегда в истории останутся оборона Смоленска, Бородинское сражение, сожженная французами Москва. Герои Отечественной войны увековечены в портретах Галереи 1812 года в Зимнем дворце в Петербурге. О победителе Наполеона – фельдмаршале М. И. Кутузове народ слагал песни, пословицы, были.

Победа в Отечественной войне, военные успехи русской армии в 1813-1815 гг., увенчавшиеся взятием Парижа, удовлетворяли честолюбие Александра. Он возглавил Венский конгресс, на котором державы-победительницы делили военные трофеи и перекраивали политическую карту Европы (так, Россия получила значительный кусок территории Польши). В 1815 г. Александр I организовал Священный союз государей Австрии, Пруссии и России, который выступил в роли коллективного гаранта нового европейского порядка. Внешнеполитический авторитет Российской империи и русского царя возросли, однако в стране наступила эпоха консервативной реакции. Армия и население не получили тех привилегий, на которые рассчитывали; общественное единение, достигнутое в период Отечественной войны, не было использовано властью для проведения либеральных преобразований, и личность Александра уже не вызывала энтузиазма у его подданных.

Сам же император после грома фанфар и потока славословий в его адрес со стороны дружественных дворов Старого Света вскоре почувствовал усталость и разочарование. Ни реформаторские усилия, ни возвращение к политике упрочения самодержавия не сделали его любимым и популярным в своем отечестве, а лавры победителя Наполеона тешили не слишком долго. Семейная жизнь также не давала желаемого счастья.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Отъезд императора Александра

Отъезд императора Александра Было решено, что «Дрисский лагерь следует очистить немедленно» [154. С. 183]. В результате, 2 (14) июля армия Барклая-де-Толли переправилась на правый берег Двины и двинулась на юго-восток, в сторону Полоцка.Примерно в это время император Александр

VII Вопросы пищевого довольствия команд. — «Удираем от Небогатова!» — Подъем духа. — Маршрут. — Общая характеристика похода через океан: учения и занятия, погрузки угля

VII Вопросы пищевого довольствия команд. — «Удираем от Небогатова!» — Подъем духа. — Маршрут. — Общая характеристика похода через океан: учения и занятия, погрузки угля Если «Иртыш» порадовал нас доставкой 12 000 пар сапог и, так сказать, предотвратил опасность сапожного

Личность императора Николая I и общая характеристика его правления

Личность императора Николая I и общая характеристика его правления Николай был третьим сыном в многодетной семье великого князя Павла Петровича (1754-1801) и великой княгини Марии Федоровны (1759-1828), внуком Екатерины Великой (1729-1796). Он родился в Царском Селе под Петербургом 25

Личность императора Александра II и общая характеристика его правления

Личность императора Александра II и общая характеристика его правления Великий князь Александр Николаевич был первым ребенком в великокняжеской семье Николая Павловича и Александры Федоровны. Он родился 17 апреля 1818 г. в Московском Кремле.По случаю его появления на свет

Личность и воспитание императора Александра III

Личность и воспитание императора Александра III Великий князь Александр Александрович родился 26 февраля 1845 г. и был вторым ребенком мужского пола в царской семье. По традиции дома Романовых он готовился пойти по военной стезе, получая воспитание и образование, которое

Личность и основные события царствования императора Николая II

Личность и основные события царствования императора Николая II Николай Александрович родился 6 мая 1868 г. Он был старшим ребенком в семье тогда еще наследника-цесаревича Александра Александровича (будущего императора Александра III) и его супруги великой княгини Марии

Приложение.Династия Романовых от императора Александра I до императора Николая II

Приложение.Династия Романовых от императора Александра I до императора Николая

Семья императора Александра I Павловича (Благословенного) (12.12.1777-19.11.1825) Годы правления: 1801-1825

Семья императора Александра I Павловича (Благословенного) (12.12.1777-19.11.1825) Годы правления: 1801-1825 РодителиОтец – император Павел I Петрович (20.09.1754-12.01.1801).Мать – императрица Мария Федоровна, принцесса Софья-Доротея-Августа-Луиза Вюртембергская

Семья императора Александра II Николаевича (Освободителя) (17.

04.1818-01.03.1881) Годы правления: 1855-1881

Семья императора Александра II Николаевича (Освободителя) (17.04.1818-01.03.1881) Годы правления: 1855-1881 РодителиОтец – император Николай I Павлович (25.06.1796-18.02.1855).Мать – императрица Александра Федоровна, принцесса Фредерика-Луиза-Шарлотта-Вильгельмина Прусская (01.07.1798-20.10.1860).Первая

Семья императора Александра III Александровича (Миротворца) (26.02.1845-20.10.1894) Годы правления: 1881-1894

Семья императора Александра III Александровича (Миротворца) (26.02.1845-20.10.1894) Годы правления: 1881-1894 РодителиОтец – император Александр II Николаевич (17.04.1818-01.03.1881).Мать – императрица Мария Александровна, принцесса Максимилиана-Вильгельмина-Августа-София-Мария

Семья императора Николая II Александровича (Кровавого) (06.05.1868-17.

07.1918) Годы правления: 1894-1917

Семья императора Николая II Александровича (Кровавого) (06.05.1868-17.07.1918) Годы правления: 1894-1917 РодителиОтец – император Александр III Александрович (26.02.1845-20.10.1894).Мать – императрица Мария Федоровна, принцесса Мария-София-Фредерика-Дагмара Датская( 14.11.1847-1928).СупругаИмператрица

Общая характеристика источников

Общая характеристика источников Вальтер Гёрлиц впервые опубликовал и прокомментировал материалы из личного архива Паулюса – записи и заметки, в которых покойный фельдмаршал в деловой, суховатой манере рассказывает о своем опыте работы в должности заместителя

Смерть императора Александра II

Смерть императора Александра II В 3 часа дня 1 марта 1881 г., когда я в санях проезжала по Михайловской, я услыхала окликающий меня голос. Это была моя сестра, как раз выходившая из ворот Михайловского дворца. Она совершенно спокойно мне сказала: «Нам сообщили, что произведено

Общая характеристика

Общая характеристика Ну, наконец-то мы дошли до сущности, выразит удовлетворение пытливый читатель. Ведь то, что осталось позади, все это — проявления. Чтобы их до конца понять, нужно знать, что за человек был Скобелев, каковы были его характер и убеждения. Да еще автор

VI. Краткий обзор главнейших научных трудов Реклю. — Общая характеристика Элизе Реклю. — Заключение.

VI. Краткий обзор главнейших научных трудов Реклю. — Общая характеристика Элизе Реклю. — Заключение. Наиболее крупными и главными трудами Элизе Реклю по географии, не считая его многочисленных работ на географические и социальные темы, являются следующие: 1) «Земля. —

11 Уроки лидерства от Александра Македонского

Хотя теория лидерства «Великий человек» принадлежит к свалке истории, ее очарование продолжает озадачивать. В основе этой теории лежит предположение, что если появится подходящий человек (да, часто предполагается, что это мужчина) для этой работы, он почти волшебным образом возьмет под контроль ситуацию и приведет группу людей к безопасности или успеху. Хотя такие лидеры встречаются редко, бывают случаи, когда отдельный человек выходит из толпы и служит образцом лидерства.

Одним из таких людей был Александр Македонский; один из самых известных воинов в истории и легенда о почти божественном статусе при жизни. Он попадает в элитную категорию людей, которые изменили историю цивилизации и сформировали современный мир, каким мы его знаем.

С точки зрения лидера несложно сказать, что Александру не было равных. Он мог быть великодушным по отношению к побежденным врагам и чрезвычайно преданным своим друзьям. Как генерал он подавал пример, ведя с фронта.

Правление Александра иллюстрирует ряд важных уроков лидерства, которые по-прежнему применимы к деловым и политическим лидерам и сегодня:

1. Иметь убедительное видение

Действия Александра демонстрируют, чего можно достичь, когда человек полностью сосредоточен — когда он или у нее есть ясность в сочетании с «великолепной одержимостью». С помощью драматических жестов и великолепного риторического мастерства Александр обратился к коллективному воображению своего народа и завоевал приверженность своих последователей.

2. Быть непревзойденным в исполнении

У Александра было не только убедительное видение, но он также знал, как воплотить это видение в реальность. Поддерживая отличную информационную систему, он мог интерпретировать мотивы своего противника и был мастером координации всех частей своей военной машины. Ни один другой военачальник до него никогда не использовал скорость и внезапность с такой ловкостью. Он знал истинную ценность утверждения «Либо быстро, либо мертво!»

3. Создайте сплоченную исполнительную команду

Александр также знал, как создать вокруг себя целеустремленную команду, и действовал таким образом, чтобы его командиры могли использовать сильные стороны друг друга.

4. Говорите прямо

Александр подал пример превосходства своим стилем руководства; он вел свои войска буквально с фронта. Когда его войска голодали или жаждали, он голодал и жаждал; когда их лошади умирали под ними и им приходилось идти пешком, он делал то же самое. Эта доступность изменилась только тогда, когда он поддался роскоши персидской придворной жизни.

5. Поощрение инноваций

Александр осознал конкурентное преимущество стратегических инноваций. Из-за его ловкого развертывания войск, его поддержки и уверенности в творчестве своего инженерного корпуса, а также его собственной логистики его военная машина была самой передовой для своего времени.

6. Идентификация приемной группы

Александр создал очень хитрую пропагандистскую машину, чтобы поддерживать интерес своих людей. Его ораторские способности, основанные на простом языке его солдат, оказывали гипнотическое воздействие на всех, кто его слушал. Он широко использовал мощные культурные символы, вызывающие сильные эмоции. Эти действия «управления смыслом» в сочетании с его талантом подавать пример способствовали сильной групповой идентификации среди его солдат и побуждали его людей прилагать исключительные усилия.

7. Поощряйте и поддерживайте последователей

Александр знал, как поощрять своих людей за их превосходство в бою способами, которые привели к еще большему совершенству. Он обычно выделял людей для особого внимания и вспоминал подвиги, совершенные бывшими и павшими героями, давая понять, что индивидуальный вклад будет признан. У него также была способность быть «контейнером» эмоций своих людей благодаря чуткому слушанию.

8. Инвестируйте в управление талантами

Чрезвычайно дальновидный для своего времени Александр тратил огромное количество ресурсов на обучение и развитие. Он не только тренировал свои нынешние войска, но и смотрел в будущее, развивая следующее поколение.

9. Закрепить достижения

Парадоксально, но три самых ценных урока Александр преподал не благодаря своим сильным сторонам, а благодаря своим слабостям. Первым из них является необходимость закрепления достижений. Александру не удалось создать правильную систему управления для интеграции своей империи, и поэтому он так и не смог насладиться плодами своих достижений. Завоевание может быть щедрым вознаграждением, но лидер, который продвигается вперед, не гарантируя стабильность своих достижений, рискует потерять все.

10. Планирование преемственности

Еще один урок, который Александр усвоил из-за упущения, — это необходимость жизнеспособного плана преемственности. Он был так сосредоточен на своей роли короля и честолюбивого божества, что не мог заставить себя думать о будущем, когда его не станет. В результате политические стервятники разорвали его огромную империю после его смерти.

11. Создание механизмов организационного управления

Последний урок, который иллюстрирует случай с Александром (опять же упущение), заключается в первостепенной важности уравновешивающих сил. Руководители несут ответственность за создание надлежащих механизмов организационного управления, используя систему сдержек и противовесов для предотвращения принятия ошибочных решений и злоупотребления властью.

Александр начал свое правление как просвещенный правитель, поощряя участие своих «товарищей» — верных солдат, набранных из знатных семей Македонии. Но, как и многие правители до него, он пристрастился к власти. Высокомерие подняло свою уродливую голову. Со временем поведение Александра становилось все более властным и грандиозным. Он не терпел ничего, кроме аплодисментов публики, поэтому его ближайшее окружение держало свои сомнения при себе. В результате он потерял связь с реальностью, что стало еще одним фактором, приведшим к его неспособности консолидировать свою империю.

 

Манфред Кетс Де Врис является заслуженным профессором развития лидерства и организационных изменений в INSEAD и почетным профессором Рауля де Витри д’Авокура по развитию лидерства. Он является основателем Глобального центра лидерства INSEAD и директором программы The Challenge of Leadership , одной из программ развития высшего руководства INSEAD.   Он является соавтором вместе с Элизабет Энгеллау книги   Лидерами рождаются или становятся: Дело Александра Македонского .

Подпишитесь на INSEAD Knowledge в Twitter и Facebook

В диких условиях: Кристофер МакКэндлесс, также известный как «Александр Супербродяга» рассказчик и читатель

В дикой природе . Был ли МакКэндлесс самоубийцей? Безумный? В духовном поиске? Почему он игнорировал риски, которые его решение представляло для других людей, а не только для него самого? Джон Кракауэр рассматривает широкий спектр источников, как первичных, так и вторичных, при построении своего представления о характере МакКэндлесса до и во время его путешествия в национальный парк Денали. Двигаясь зигзагом сначала из Атланты в Калифорнию, затем вниз в Мексику, а затем обратно на Аляску, МакКэндлесс оставил за собой след письменных материалов, особенно фотографий, граффити и открыток. Его сообщения иногда многословны, иногда кратки. Иногда они содержат конкретные, властные инструкции, предлагающие другим отказаться от своей материалистической жизни и поступить так же, как он. МакКэндлесс также написал в своем дневнике от третьего лица, предполагая, что он воспринимал себя как персонажа приключенческого рассказа, и дал себе прозвище, которое одновременно защищает его от попыток его родителей выследить его и, кажется, оправдывает его разыгрывание роли. далеко за пределами установленных норм.

На протяжении всего выпуска Into the Wild МакКэндлесс предстает как внимательный и преданный читатель. Некоторые из его книг, например, его руководство по съедобным растениям, функциональны. Они отражают его попытку приобрести знания. Другие, как романы Майкла Крайтона, служат для развлечения. Интеллектуальные и философские интересы, раскрытые в большинстве его других, более серьезных книг, помогают Кракауэру очертить мотивы МакКэндлесса и структуру его мысли. Аннотированные книги МакКэндлесса, как оставленные в автобусе, так и те, которые он дарит друзьям, показывают, что он ценит независимость и уверенность в себе. Некоторые из его книг показывают, что он думает о человеческом обществе как о своего рода яде. В произведениях романистов Толстого и Пастернака он подчеркивает места об опасностях секса и лжи. В работе Торо он подчеркивает и отмечает отрывки о важности самостоятельности и вегетарианской диеты. Кракауэр серьезно относится к чтению МакКэндлесса, как и предназначено читателю, и серьезно относится к моментам, в которых МакКэндлесс записал своего рода религиозный экстаз, иногда прямо сравнивая его с монахом или другим духовным деятелем. Кракауэр также представляет доказательства того, что МакКэндлесс, возможно, изменил свое мнение о ценности других людей, но не может назвать это убедительным, поскольку МакКэндлесс умирает, прежде чем он сможет найти путь обратно к цивилизации.

Вообще говоря, исследование Кракауэром отношений МакКэндлесса с другими людьми делится на две категории: первая содержит друзей, которых он встречает в своих путешествиях, а вторая — его семью и друзей из ранней жизни. С людьми, которых он встречает в дороге, МакКэндлесс сдержан, но в то же время открыт. Он лишь изредка раскрывает свое настоящее имя другим, предпочитая называть себя Алексом или Александром. Он усердно работает и иногда играет на фортепиано, обнаруживая музыкальный дар. Он часто впечатляет бродяг и изгоев, которых встречает, своими способностями рассказывать истории. Некоторым товарищам, в том числе Уэйну Вестербергу и Рональду Францу, он рассказывает о своем разочаровании в семье и иногда выглядит рассеянным или отчужденным. Однако своей семье МакКэндлесс все чаще кажется эгоистичным, импульсивным и непроницаемым. Этим двусмысленностям в характере МакКэндлесса позволено оставаться в книге и даже способствовать ее богатству. В конечном счете, настаивает Кракауэр, читатель должен определить характер Кристофера МакКэндлесса после вдумчивого взвешивания рассказанных историй и доказательств, представленных в 9 главах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *