Сочинение Анализ Оды Державина Фелица
- Анализ стихов
- Державин
- Фелица
Название стихотворения в переводе с латыни означает счастье и посвящено оно великой Екатерине II.
С первых строк произведения поэт превозносит свою императрицу и создает традиционную картину богоподобной царевны, в которой воплощено понятие автора об идеале преосвященного монарха. Идеализируя реальную императрицу, поэт в то же время верит в изображенный им образ. Екатерина предстает в виде умной и деятельной царевны, но стихи не перенасыщены излишним пафосом, поскольку поэт использует смешение поэтических жанров (оды и сатиры), ломая традиции русского классицизма, редкое для тех лет мастерство. Отойдя от правил написания хвалебной оды, автор вводит в стихотворение разговорную лексику, изображая императрицу обычным человеком. Даже ей поэт осмеливается дать совет об исполнении принятых царями законов вместе со своими подданными.
В стихотворении звучит мысль и о мудрости самодержцев, и о нерадивости придворных, стремящихся только к собственной выгоде.
Применяет поэт и авторскую иронию по отношению к самому себе, что тоже редкое явление в поэтических кругах того периода времени.
По ходу стихотворения поэт успевает не только лукавить и изображать восторг, но и погневаться. То есть автор ведет себя как нормальный живой человек, индивидуальная личность с чертами народа, а это беспрецедентный случай для жанра поэтической оды.
Стиль собственных стихов поэт определил, как смешанная ода, утверждая, что стихотворец имеет право рассказывать обо всем, а не только петь хвалебные гимны. Таким образом, Державин совершил новаторский поступок в поэзии, создавая индивидуальные характеры невыдуманных людей на фоне колоритной бытовой обстановки.
Анализ Оды Фелица Державина
Державин является незаурядным поэтом, который имел свой почерк и свое видение происходящего. Признание к поэту пришло после того, как он написал оду «Фелица». Именно в 1782 году когда «Фелица» вышла в свет, ее автор и стал знаменитым. Это стихотворение было написано Екатерине Второй. Ей работа поэта очень понравилась и за это правительница щедро наградила Державина. Поэт работал на произведение в такую пору, когда такой жанр как ода уже не имел популярность. Но Державина это не остановило.
Автор «Фелицы» просто сломал все стереотипы того времени. Многие писатели и критики были немного ошарашены. Державин пренебрёг всеми правилами литературы того времени и написал свою работу. Творчество писателей и поэтов тех времен просто были переполнены красивыми словами. В свою очередь Державин решил довольно обычными словами показать, как он относится к Екатерине. Также Державин написал о своем отношении к близким людям императрицы.
Раннее творчество Державина, а именно «Фелица» конечно имеют строки, в которых присутствует превознесение императрицы. Поэт считал ее доброй и умной правительницей. Всего в «Фелице» 26 десятистиший. Больше половины из них, поэт посвятил Екатерине, причем все свои чувства он немало растянул. К тому же, можно заметить, что некоторые комплименты и восхваления имеют повторения в произведении «Фелица».
Для Державина было непростое время, особенно период написания «Фелицы». Это было время, когда общество проходило через определенные перемены. Люди начали меньше придерживаться своего мнения и шли по течению. Была потеряна сверхличность и мышление людей в стране. Происходил так называемый кризис, в котором происходила борьба нынешней власти со старым обществом. Именно это повлияло на то, что жанр ода стал восприниматься людьми. Поэт как раз в этот момент и написал «Филицу». В одночасье стал знаменитым и к тому же первопроходцем, новатором данного жанра. Читатели были поражены, а критики не знали, как оценивать работу автора. Державин смог ввести в жанр оды юмор, который касается обыденной для всех жизни.
После того, как ода была выпущена в люди, автор смог сам определить жанр, в котором написал произведение. Он назвал свою работу – смешанная ода. Державин придерживался мнения, что в обычной оде поэт восхваляет только высокопоставленных людей, но в жанре, в котором пишет Державин, можно писать обо всем.
Поэт дает понять, что ода это некий предшественник романа. В ней можно воплотить многие мысли касающиеся русского быта.
Анализ стихотворения Фелица по плану
Фелица
Возможно вам будет интересно
«Фелица» (Державин): анализ оды — Державин Г.Р.
Ода «Фелица» Державина произвела сильное впечатление при дворе Екатерины II в первую очередь благодаря восхищению самой императрицы, но отношение государыни лишь дало дорогу произведению, а своё заслуженное место в русской поэзии ода заняла благодаря своим достоинствам.
Мысль об оде была подсказана «Сказкой о царевиче Хлоре», написанной императрицей своему внуку Александру и опубликованной в 1781 году. Державин использовал имена и мотивы этой сказки, для того чтобы написать острую по содержанию и поучительную по цели оду, в которой он вышел за пределы традиционного восхваления лица, облачённого властью. Написав произведение в 1782 году, Державин не решался предать его огласке, однако ода попала в руки княгини Е.Р. Дашковой, директора Академии наук. Дашкова без его ведома опубликовала оду в журнале «Собеседник любителей российского слова» под названием «Ода к премудрой киргиз-кайсацкой царевне Фелице, писанная некоторым татарским мурзою, издавна поселившимся в Москве, а живущим по делам своим в Санкт-Петербурге. Переведена с арабского языка 1782 г.». Далее следует прибавление, что ода сочинена всё-таки на русском языке и автор её неизвестен.
Ода построена на контрасте: в ней противопоставляются царевна Фелица, под именем которой Державин подразумевает саму императрицу Екатерину II, и её развращённый и ленивый подданный — мурза. Аллегорические образы в оде были слишком прозрачны, и современники без труда узнавали, кто стоит за ними и с какой целью они используются. Державину было удобно, не впадая в примитивную лесть, воспевать достоинства государыни, обращаясь к киргиз-кайсацкой царевне, это давало ему большую свободу для выражения мыслей. Называя себя мурзой, поэт применяет тонкий приём: с одной стороны, Державин вправе так поступить, потому что его род происходит от татарского мурзы Багрима, с другой же — поэт имеет в виду екатерининских вельмож, окружавших её трон. Таким образом, державинский мурза в «Фелице» — это коллективный портрет придворных вельмож-«мурз»: праздных, «преобращающих в праздник будни», проводящих жизнь в пирах и роскоши «средь вин, сластей и аромат», в развлечениях и лени. Описывая бесполезность вельмож, Державин делает вывод, касающийся общих нравов, нуждающихся в исправлении, как бы подсказывая своей властительнице, что необходимо изменить в государстве:
Таков, Фелица, я развратен!
Но на меня весь свет похож,
Кто сколько мудростью ни знатен,
Но всякий человек есть ложь.
Следующая, большая часть оды посвящена описанию добродетелей Екатерины II, но здесь славословие Державина имеет целью дать совет, указать правильное поведение в управлении и отношениях с подданными, превознося простоту, трудолюбие, справедливость, добродетель, здравомыслие и другие качества царицы. В конце оды Державин провозглашает идеальный образ правления и жизни государства,
Которого закон, десница
Дают и милости и суд.
Вещая, премудрая Фелица!
Где отличен от честных плут?
Где старость по миру не бродит?
Заслуга хлеб себе находит?
Где месть не гонит никого?
Где совесть с правдой обитают?
Где добродетели сияют? —
У трона разве твоего!
Неудивительно, что после такого мудрого и страстного обращения государыня отличила Державина, сделав ему дорогой подарок и приблизив к себе. Екатерина II до такой степени была под впечатлением верности державинских характеристик своих вельмож, что рассылала им списки оды, отмечая на экземплярах, какое место из текста относится к адресату. Державин, кроме поэтического признания, завоевал репутацию честного подданного-гражданина.
Державинская ода производит сильное воздействие на читателя и слушателя своим строем, звучностью языка, отточенностью выражений и фраз, энергичным ритмом, в основу которого поэт положил четырёхстопных ямб. Державин добился поразительного единства взаимоисключающих, казалось бы, регистров поэтической речи: торжественности слога и разговорной интонации в обращениях. Ода словно льётся вперёд благодаря каскаду анафор и синтаксических параллелизмов, как, например, в шестой строфе, в которой троекратное начало строк «где-где-где» сменяется тоже троекратным «там-там-там». Наконец, бытовые описания реальной жизни так подробны, что, читая, становишься как бы свидетелем того времени.
Источник: Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 1 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. — М.: Вентана-Граф, 2016
Смысл оды фелицы. Литературный анализ оды «Фелица». Гавриил Романович Державин, ода Фелице.
Анализ оды «Фелица» по плануОбраз Савельича в повести «Капитанская дочка» — один из главных. Этот исторический рассказ А. С. Пушкина давно вошел в круг детского чтения и школьных программ. Он изучается и анализируется, в частности подробно рассматриваются главные и второстепенные персонажи. В этой статье мы поговорим об одном из ключевых персонажей произведения.
Образ Савельича в повести «Капитанская дочка»
Савельич — второстепенный персонаж повести. Хоть он и не главный актер, его образ очень важен для понимания произведения.
Наш герой дворовый мужик, крепостной. У знати была традиция назначать своим детям слугу. А когда Петрушке Гриневу исполнилось пять лет, к нему был приставлен Савельич, служивший прежде стремяком. Слуга очень привязался к маленькому баричу, который буквально рос на его глазах.
Савельич понимает, что отвечает за судьбу молодого человека. Но не только долг перед родителями Гринева тому виной. Слуга искренне любит Петрушку, заботится о нем по-отечески и переживает за его будущее. Жизнь Савельевича посвящена служению барину, другого пути он не знает.
Описание внешности
Начнем с характеристики внешности для анализа образа Савельича в повести «Капитанская дочка». Вот как говорит о нем Петрушка: «в стремя… за трезвое поведение пожаловано мне, как дяде». О внешности Савельича мало что известно, он уже не молодой человек — «старичок» с «седой головой». Он одет, как и все крепостные, его одежда проста и поношена.
характеристика речи
Речь Савельича в рассказе «Капитанская дочка» позволяет частично понять характер этого героя. Вот как он отзывается о своем хозяине: «ребенок причесан, вымыт, накормлен». То есть он воспринимает Петрушку как ребенка и относится к нему соответственно. Вот как он обращается к нему: «ты мой свет», «Я побежал, чтобы защитить тебя от меча своей грудью».
С другой стороны, Савельич считает себя рабом, верным слугой: «Я твой раб», «Я верный слуга, а не старый пес», «Я всегда усердно служил тебе», «Кланяюсь рабски », «Ваш верный слуга».
Речь героя изобилует просторечием и не всегда корректна с точки зрения законов русского языка. Это и неудивительно, ведь он из крепостных, поэтому Пушкин максимально приближает его к народу. Ведь Савельич просто собирательно русский человек.
Характер Савельича
Образ Савельича в повести «Капитанская дочка» очень многогранен. Это не шаблонный персонаж, а полнокровная личность со своими представлениями о чести, порядке и законе.
Перечислим основные черты, характеризующие этого персонажа:
- Преданный, верный, ответственный и заботливый слуга.
- Вид — эту характеристику ему дает сам
- Не пьет, что было редкостью для крестьян.
- Хозяйство — покупает все необходимое для своего хозяина, ухаживает за его одеждой и содержит комнату в чистоте.
- Очень упрямый — «не спорь с упрямым стариком», «зная упрямство дяди. ..».
- Grumpy — «опять заворчал».
- Недоверчивый — «выглядел подозрительно».
- Большой любитель поспорить и поторговаться.
У Савельича свои представления о долге и чести. Когда его молодой барин напивается и сильно играет, он говорит, что Петрушка не должен платить денег. С одной стороны, это нарушение благородной чести, а с другой — справедливости. Ведь те, с кем играл Гринев, воспользовались его молодостью и опьянением. Поэтому Савельич хочет сделать так, как подсказывает ему житейская мудрость.
Несмотря на всю свою заботу, слуга не слышит даже слова благодарности от своего молодого хозяина. И что самое удивительное, не ждет этого. Савельевич даже не считает, что нуждается в каком-то поощрении. Как и все остальные крепостные.
спасение жизни
Полная характеристика Савельича в повести «Капитанская дочка» невозможна без анализа эпизода боя Гринева и Швабрина. Слуга готов затмить своего господина и сам погибнуть от рук негодяя. Он вмешивается в дуэль молодых кавалеров, а потом обо всем рассказывает родителям Гринева. Он делает это не со зла, а потому, что считает, что это правильно.
И какую награду он за это получает? Петрушка упрекает Савельича за то, что он все рассказал родителям. И тогда старец Гринев обвиняет слугу в том, что тот не сообщил ему раньше, до того, как состоялась дуэль. При этом присутствовал и сам молодой барин, но и не подумал заступиться за преданного старца.
Еще один яркий момент — приказ Пугачева повесить Гринева. Услышав об этом решении, Савельич падает в ноги тирану, умоляя пощадить «ребенка». Взамен он готов отдать жизнь. При этом он апеллирует к логике, говоря, что от Пугачева в смерти Гринева никакой пользы не будет, а за живых можно попросить выкуп. Это указывает на то, что слуга вовсе не глуп.
Благодаря этому заступничеству Гринёв остался жив. Но Савельич не слышит от него даже слова благодарности.
Значение образа Савельича в повести «Капитанская дочка»
Савельич — это прежде всего отражение положительных народных качеств. В этом отношении значение персонажа для рассказа вполне определенное. Через него Пушкин характеризует всех крепостных. Кроме того, через этот образ писатель пытается выявить несправедливое отношение к этим подневольным людям и их рабское повиновение такой несправедливости.
Савельичу противостоит совсем другая часть людей — те, кто присоединился к Пугачеву. Эти люди способны только на грабеж и жестокость, своего лидера они предают при первой же опасности. Они против Савельевича во всем.
Герой воплощает в себе все положительные черты, которыми наделен русский человек. Он верен, готов пожертвовать собой, бескорыстен, честен. С другой стороны, образ Савельича очень трагичен. Драматизм персонажа заключается в том, что все его старания и добрые дела остаются незамеченными и неоцененными.
Описание Савельича в повести «Капитанская дочка» — это своего рода обращение к дворянам, которые привыкли к рабской покорности своих слуг и стали воспринимать это как должное. Пушкин призывает их помнить, что крепостные тоже люди и заслуживают хоть немного уважения.
Савельич — слуга и учитель Петра Гринева, был приписан к мальчику, как только ему исполнилось 5 лет.
Савельич был обыкновенным крепостным, ухаживал за лошадью Гринева-старшего, помогал ему охотиться с собаками, но главным его качеством оказалось то, что он ведет трезвый образ жизни, отчего и был переведен в Петр учителем. Он научил Петра грамоте и ухаживал за ним, как за сыном, поэтому очень не любил, когда появлялся другой учитель — француз Бопре, к тому же Савельич, как истинно русский человек, не любил всего иностранного.
Савельич был очень трудолюбив и честен, считал, что все распоряжения хозяев надо четко выполнять, но к Петру это не относилось, он мог с ним спорить и давать советы. Гринев-старший приказал ему беречь Петра и его имущество, и Савельич неукоснительно следил за всем. Когда Петр проиграл Зурину 100 рублей, Савельич не захотел возвращать долг, а когда разбойники разграбили их имущество в Белогорской крепости, составил список пропавших, и попросил Пугачева возместить все деньгами, не думая, что они только что были помилованы и могли передумать, увидев такую дерзость.
Савельич был очень привязан к своему питомцу, готов был за него умереть, лишь бы с головы Петра не упал ни один волос. Такое самопожертвование может быть только у человека, который очень любит своего ребенка.
В рассказе Савельича часто обижают, но оказывается, что незаслуженно: Петр ставит его на место, напоминая, что он слуга, а отец ругает Савельича за то, что он плохо ухаживает за Петром. Савельич просто заботится о Петре и хочет сделать все как можно лучше.
Савельичу не повезло, что он родился во времена крепостного права, иначе его жизнь была бы намного счастливее.
Образ Савельича в повести «Капитанская дочка» создан А.С. Не случайно Пушкин воплощает национальный русский характер наряду с капитаном Мироновым, окружением Пугачева. Попробуем вспомнить, каким был этот верный и преданный слуга семьи Гриневых.
Портрет Савельича
Как вы, наверное, помните, Савельич — слуга Петруши Гринева, которого приставил к нему отец. Надо отметить, что он как минимум не глуп, при этом безгранично предан своему хозяину. Савельич воспитан служить барину, он не умеет жить по-другому.
На этом мужчине средних лет лежит серьезная ответственность, ведь он, как верный и преданный слуга, несет ответственность за Петра Гринева перед его родителями. Савельич испытывает к своей воспитаннице почти отцовские чувства. Он бесконечно заботится о нем, переживает за молодого барина.
Рассмотрим подробнее образ Савельича в повести «Капитанская дочка». Сочинение на эту тему не может обойтись без слов о преданности и верности старого слуги господам.
Подробное знакомство
Более подробный рассказ о Савельиче начинается с того момента, как Петруша Гринёв покидает отчий дом.
Многое о характере этого человека говорит случай, когда Гринев напивается и теряет деньги. Савельич не считает нужным платить долг, но молодой барин заставляет его это сделать и, не раздумывая, делает выговор преданному пожилому слуге, что его долг — повиноваться и исполнять волю барина.
Образ Савельича в повести «Капитанская дочка» по замыслу и замыслу Пушкина — типичный для того времени портрет крепостного, преданного баринам. Удивительно, но за всю историю этот верный слуга не слышит от молодого барина ни слова благодарности и, что характерно, не испытывает ни малейшей обиды. Савельевич и представить себе не может, что возможно иное отношение к человеку его происхождения.
Готовность пожертвовать жизнью ради воспитанника
Образ Савельича в повести «Капитанская дочка» раскрывается еще полнее, когда жизни Петра Гринева угрожает опасность. Старый слуга готов был сам умереть от руки Швабрина, прикрывая грудью молодого барина. В благодарность он получает лишь обвинения в доносе в адрес родителей. Отец Петруши, со своей стороны, обвиняет старика в том, что он не сообщил о дуэли. Молодой Гринев в такой ситуации не считает нужным заступаться за этого преданного ему человека.
Савельич и Пугачев
Образ Савельича в повести «Капитанская дочка», очерк об этом персонаже не может обойти вниманием такой яркий эпизод, раскрывается во всей полноте, когда старый слуга бросается к ногам Емельяна Пугачев. Он умоляет самозванца спасти своего молодого хозяина от виселицы и готов сам занять его место. Собственная жизнь, кажется, ему совсем не дорога. Увы, Петруша Гринев и такой поступок Савельича принимает как должное. Слуга, в свою очередь, тоже не удивляется такой холодности и равнодушию со стороны хозяина.
Образ народа в «Капитанской дочке»
Образ народа представлен в романе и с отрицательной стороны. Компаньоны, например, умеют воровать, жестоки к знати, готовы предать своего вождя, в чем он не сомневается.
Образ Савельича в повести «Капитанская дочка» является олицетворением наиболее привлекательных черт русского характера, отличающегося прямотой, верностью, готовностью к самопожертвованию.
Еще три персонажа, олицетворяющие народ, — капитан Миронов, его жена и дочь. Они простодушны, добры, сердечны, гостеприимны. Поведение главы семейства Ивана Кузьмича продиктовано чувством долга перед Отечеством.
Образ Савельича в повести «Капитанская дочка» воплощает в себе те положительные народные черты, которые присущи лучшим представителям крестьянского сословия. Он безропотно служит, его преданность семье Гриневых не знает границ, но слова благодарности он никогда не слышит, как правило, получает оскорбления и ругань.
Савельич, а также привыкла беспрекословно выполнять приказы. Для пожилого слуги на первом месте приказы хозяина, для Миронова — приказы правительства. Такие люди никогда не будут сопротивляться властям, так жили их деды и прадеды, только такой образ жизни кажется им единственно возможным.
Итак, образ Савельича в повести «Капитанская дочка» представлен на удивление ярко. Краткое содержание произведений вряд ли поможет нам составить полное впечатление об этом преданном слуге, и мы наверняка сможем прочесть лишь несколько пространных фраз о нем.
Образ Савельича, несмотря на его второстепенность, запоминается на удивление хорошо. Он умен и сообразителен, верен и честен. Это дворовой, который питает к молодому барину поистине отцовские чувства и с готовностью отдаст за него жизнь. Благодаря этому персонажу А. С. Пушкин раскрывает драматическую судьбу простого русского крестьянина в самодержавной России, готового на все ради господ и не ожидающего благодарности. Доброта, ум, смирение, самоотверженность Савельича делают этого героя любимым многими читателями.
Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 10 похожих композиций.
В. Ф. Одоевский после прочтения «Капитанской дочки» написал: «Савельич — чудо! Это лицо самое трагичное…» Почему, собственно, когда читаешь кигу, Савельича становится так жалко, ведь он прошел через все испытания и несчастья, выпавшие на долю его и Гринева?Ответ один: Савельич — крепостной, у него сознание раба, он не может жить полной жизнью, потому что живет жизнью своего господина.
Савельич — вынужденный человек, скромный и преданный своему хозяину. Он умен, полон самоуважения и чувства долга. На нем лежит огромная ответственность – он воспитывает мальчика, при этом испытывая к нему истинно отцовские чувства. Таков портрет Савельича, если рассматривать этот образ поверхностно.
Подробное знакомство с Савельичем начинается после отъезда Петра Гринева из дома. Автор постоянно создает ситуации, в которых главный герой совершает проступки, оплошности. И только верный Савельич всегда помогает, спасает, сглаживает ситуацию. По крайней мере показателен случай с Зуриным, когда Гринев напивается и теряет сто рублей. Савельич, усыпивший барина, заботившийся о нем, денег отдавать не хочет, потому что отвечает за барского сына. Но Гринев заставляет его заплатить долг, аргументируя это тем, что хозяин волен делать, что хочет, а слуга обязан выполнять его приказы. Такова мораль, привитая воспитанием, как хозяину, так и слуге. Савельич не раз спасает своего хозяина, но при этом никогда не слышит слов благодарности. Его это не удивляет, потому что таков обычай с незапамятных времен. Ему и в голову не приходит, что могло быть иначе.
В некоторых случаях Савельич без колебаний готов пожертвовать жизнью ради хозяина. Вспомним тот эпизод, когда он побежал к месту дуэли со Швабриным, чтобы прикрыть грудью своего воспитанника. Что он получает взамен? Только незаслуженные обвинения в том, что я сообщила о драке родителям! Причем, с другой стороны, со стороны Гринева-старшего слуга обвиняется, но только в обратном — в том, что он не сообщил о дуэли!
В этой ситуации Петр Гринёв и не подумал писать отцу и защищать преданного Савельича. Старый слуга сам пишет письмо, в котором проявляет смирение и послушание воле господина. Но для этого ему пришлось подавить свое человеческое достоинство, гордость, заглушить в себе обиду, забыть нанесенные обиды. Это вызывает и восхищение, и острую жалость к достойному человеку, задавленному крепостничеством.
Наконец, Савельич буквально совершает подвиг, когда бросается в ноги I Пугачеву с просьбой пощадить барина. Он готов занять место Гринева на виселице. В этот момент он меньше всего думает о своей жизни, его волнует только судьба мастера. Хуже всего то, что Гринев остается абсолютно равнодушен к самоотверженному поступку своего слуги, и Савельич принимает это равнодушие как должное.
Когда началось народное восстание, Савельич остался предан своим хозяевам, считая Пугачева «злодеем» и «разбойником». Хотя, казалось бы, Пугачев защищал права Савельича, был его заступником. Но преданность господам уже укоренилась в душе старого крепостного и подавила естественное человеческое стремление к свободе. Пугачев и Савельич — оба из народа. Но как различны их характеры! Особенно это проявилось в сцене, когда Савельич подает предводителю повстанцев «реестр барского добра».
Сцена производит сильное впечатление. Пугачев возвышается над толпой, изображая императора. В это время выходит Савельич и подает ему список. Здесь очень интересна одна деталь: феодал Савельич может писать, а Пугачев не может читать бумагу, ему приходится прибегать к помощи близких ему людей. Этот эпизод, как ни странно, вовсе не унижает Пугачева в глазах читателя и не делает его смешным, а по-доброму раскрывает его душевный мир. Савельич тоже не унижен. Наоборот, в этом эпизоде в очередной раз раскрываются как его преданность хозяевам, так и высокие личные достоинства, в том числе мужество. Он готов снова подвергнуть себя опасности, чтобы защитить то, что считает обязанным защищать. В данном случае это собственность барина, но с точно таким же самоотвержением Савельич пожертвовал собой ради жизни хозяина. Сцена заканчивается уходом Пугачева, за ним весь народ. Савельич остается один с реестром в руках. И он просто сделал это снова. Опять никто не заметил. Видимо, такова судьба слуги — его высокие порывы воспринимаются как должное. Иногда эти порывы смешны, иногда досадны для мастера, но никогда, ни в одном случае, они не были оценены по достоинству.
Писатель симпатизирует Савельичу. Раскрывая его драму, рассказывая о его бесчисленных незамеченных жертвах, он заставляет нас, читателей, влюбиться в старика.
В своем рассказе Пушкин показал не только свободолюбие и непокорность народа, но и другую сторону медали — покорность и покорность некоторых его представителей, в том числе и Савельича. У старика нет самосознания, потому что над ним господствует традиция. Савельич живет интересами своего барина, независимо от своих, а своих интересов у него нет. Образ жизни, сложившийся в доме Гриневых, кажется ему единственно возможным. Его позиция определена с самого начала, поэтому он не может ответить на оскорбление. В этом трагедия образа Савельича, а если смотреть шире, то трагедия всего русского народа, веками тянущего лямку крепости, честна.
Державин ода фелице краткое содержание. Аллегорический смысл оды «фелица»
Ода «Фелица», написанная в 1782 году, является первым стихотворением, прославившим Гаврила Романовича Державина, а также ставшим образцом нового стиля в русской поэзии.
Свое название ода получила от имени героини «Сказки о царевиче Хлоре», которую написала сама Екатерина II. Этим же именем, которое переводится как «счастье», она названа и в оде Державина, прославившего императрицу и окарикатурившего все ее окружение. Действительно, нарушая все традиции жанра хвалебных од, Державин широко вводил в него просторечную лексику и даже нелитературные высказывания, но главное, он написал не официальный портрет императрицы, а изобразил ее человеческий облик. Но не все были в таком восторге от этого стихотворения, как императрица. Многих это смущало и возмущало.
С одной стороны, в оде «Фелица» изображен вполне устоявшийся образ «богоподобной царевны», выражающий писательскую концепцию эталона Преосвященного Монарха. Заметно приукрашивая настоящую Екатерину II, Державин свято верит в нарисованный им образ.
С другой стороны, в стихах писателя можно услышать мысль не только о мудрости власти, но и о нечестности исполнителей, которые заинтересованы только в собственной выгоде. Идея не нова, но за фигурами вельмож, которые были описаны в оде, отчетливо просматривались черты реальных людей.
В этих образах легко узнать фаворита императрицы Потемкина, ее приближенных Алексея Орлова, Панина, Нарышкина. Рисуя их яркие, насмешливые портреты, Державин проявлял огромное мужество — ведь любой из тех, кого задел поэт, легко мог расправиться с писателем. И только благожелательное отношение императрицы спасло Державина. И даже Екатерине он решает дать рекомендацию: подчиняться закону, который един для всех.
Завершается произведение традиционным восхвалением Екатерины и пожеланием ей всего наилучшего.Таким образом, в «Фелице» Державин предстал как смелый первооткрыватель, соединивший стиль хвалебной оды с индивидуализацией характеров и сатиры, внесший в высокий жанр оды элементы низких стилей. Позднее сам автор определял жанр «Фелицы» как «смешанную оду».
Ода «Фелица», написанная в 1782 году, — первое стихотворение, прославившее Гаврила Романовича Державина, а также ставшее образцом нового стиля в русской поэзии.
Свое название ода получила от имени героини «Сказки о царевиче Хлоре», которую написала сама Екатерина II. Этим же именем, которое переводится как «счастье», названа она и в оде Державина, прославившего императрицу и окарикатурившего все ее окружение. Действительно, нарушая все традиции жанра похвальных од, Державин
Он широко вводил в нее разговорную лексику и даже нелитературные высказывания, но главное, писал не официальный портрет императрицы, а изображал ее человеческий облик. Но не все были в таком восторге от этого стихотворения, как императрица. Многих это смущало и возмущало.
С одной стороны, в оде «Фелица» изображен устоявшийся образ «богоподобной царевны», который выражает концепцию писателя о штандарте Преподобного Монарха. Заметно приукрашивая настоящую Екатерину II, Державин свято верит в нарисованный им образ.
С другой стороны, в стихах писателя можно услышать мысль не
Только о мудрости властей, но и о нечестности исполнителей, которые заинтересованы только в собственной выгоде. Идея не нова, но за фигурами вельмож, которые были описаны в оде, отчетливо просматривались черты реальных людей.
В этих образах легко узнать фаворита императрицы Потемкина, ее приближенных Алексея Орлова, Панина, Нарышкина. Рисуя их яркие, насмешливые портреты, Державин проявлял огромное мужество — ведь любой, кого обидел поэт, легко мог расправиться с писателем. И только благожелательное отношение императрицы спасло Державина. И даже Екатерине он решает дать рекомендацию: подчиняться закону, который един для всех.
Завершается произведение традиционным восхвалением Екатерины и пожеланием ей всего наилучшего.Таким образом, в «Фелице» Державин предстал смелым первооткрывателем, соединившим стиль хвалебной оды с индивидуализацией характеров и сатиры и внесшим в высокий жанр оды элементы низких стилей. Позднее сам автор определял жанр «Фелицы» как «смешанную оду».
(Пока оценок нет)
Другие произведения:
- Репутация поэта складывается при жизни. Реальное понимание его поэзии и ее места в литературном развитии определяет и определяет историю. Яркой иллюстрацией этой закономерности являются работы Державина. Слава к Державину пришла внезапно в 1783 году, когда в первом номере «Читать дальше………
- Основной жанр русской поэзии XVIII века — ода. Учебными считаются оды М. В. Ломоносова «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы…» (1747) и Г. Р. Державина «Фелица». Обе эти работы прославляют русских императриц, но резко отличаются друг от друга. Подробнее ……
- Памятник Гавриилу Романовичу Державину — великому русскому поэту 18 века. В своем творчестве он осветил все проблемы, которые присутствовали в высшем обществе России. В 1795 он написал стихотворение «Памятник», в котором провозгласил свое право на бессмертие. Первоначально стихотворение было Подробнее ……
- Заметки Заметки из известных происшествий и подлинных дел, содержащих жизнь Гаврила Романовича Державина. Автор, перечисляющий в начале заметок все свои чины, должности и ордена, но вовсе не упоминающий о поэтической славе, родился в Казани из Подробнее…
- Творчество Державина глубоко противоречиво. Раскрывая возможности классицизма, он в то же время разрушал его, прокладывая дорогу романтической и реалистической поэзии. Поэтическое творчество Державина обширно и в основном представлено одами, среди которых можно выделить гражданские, победоносно-патриотические, философские и анакреонтические. Особое место Подробнее ……
- Гавриил Романович Державин (1743-1816) — еще один выдающийся деятель русской литературы 18 века. Его поэзия завершает классицистическую традицию и в то же время открывает новые пути, подготавливает появление пушкинской «поэзии действительности». По мнению Белинского, поэзия Державина «была первым шагом в переходе от риторики к Читать дальше ……
- Г.Р.Державин — поэт последней трети XVIII века. Его предшественники придерживались принципов классицизма, но дальнейшее развитие поэзии не могло осуществляться без нарушения, а впоследствии и разрушения границ жанра. Эти нарушения стали совершать сами классики (Ломоносов, Сумароков, Херасков и Читать дальше…
- Многие современники Державина считали его придворным поэтом. Но никогда им не был, несмотря на попытки уговорить его на это (вспомним безуспешное увещевание поэта А. В. Храбровицкого, статс-секретаря Екатерины II). Его стихи говорят о бренности жизни, смерти и бессмертии. Подробнее ……
державин фелица резюме!! очень нужно!! помощь !!
- Ода Фелицу воплощает в себе торжественные восхваления королевы за высокие достоинства ее царствования. Из 26 десятистишия Фелицы (лирического размышления из 260 стихов) 19выражать такие расширенные и в значительной степени монотонные похвалы.
В «Фелице» после 4 строф вступления и первых восхвалений строгой жизни царицы, в отличие от них, следуют 7 строф, содержащих слегка насмешливое изображение вольной и беззаботной жизни самого лирического субъекта, одной из доверенные лица королевы, а в намеках и ее дворяне. В этих строфах возникает сюжетная изобразительность при воспроизведении отдельных моментов вольной жизни дворян, в ней явно преобладает медитативность. Но это все же подчинено общей иронической интонации описания. И даже синтаксически целых пять строф такого описания связаны между собой анафорическими повторениями союза или (Или на пиру я богат, // Где мне праздник дарят, // Где стол сверкает серебром и золотом , // Где тысячи разных блюд, Или средь красивой рощицы, // В беседке, где шумит фонтан и т. д.). А затем, развивая тот же контраст, поэт снова обращается к длинным, напыщенным и торжественным восхвалениям царицы и уводит их в отвлеченно-медитативную плоскость.
Ода Державина «Фелица», краткое содержание которой дано в данной статье, — одно из самых известных произведений этого русского поэта XVIII века. Он написал ее в 1782 году. После публикации имя Державина стало известно. Кроме того, ода стала ярким образцом нового стиля в русской поэзии.
Ода Державина «Фелица», краткое содержание которой вы читаете, получила свое название от героини «Сказки о царевиче Хлоре». Автор этой работы императрица Екатерина II.
В своем произведении Державин называет этим именем саму правительницу России. Кстати, оно переводится как «счастье». Суть оды сводится к прославлению Екатерины (ее привычек, скромности) и карикатурному, даже насмешливому изображению ее пышного окружения.
В образах, которые описывает Державин в оде «Фелица» (краткого содержания в «Кратко» нет, но оно есть в этой статье), можно легко узнать некоторых приближенных к императрице лиц. Например, Потемкин, который считался ее любимцем. А также графы Панины, Орловы, Нарышкины. Поэт умело изображает их насмешливые портреты, демонстрируя при этом определенную смелость. Ведь если бы кто-нибудь из них сильно обиделся, он легко мог расправиться с Державиным.
Его спасло лишь то, что эта ода очень понравилась Екатерине II и императрица стала благосклонно относиться к Державину.
В то же время, еще в самой оде «Фелица», краткое содержание которой приводится в этой статье, Державин решил дать совет императрице. В частности, поэт советует ей подчиняться единому для всех закону. Ода заканчивается восхвалением императрицы.
Уникальность произведения
Прочитав краткое содержание оды «Фелица», можно прийти к выводу, что автор нарушает все традиции, в которых обычно писались подобные произведения.
Поэт активно вводит разговорную лексику, не чурается нелитературных выражений. Но главное отличие в том, что он создает императрицу в человеческом обличии, отказываясь от ее официального образа. Примечательно, что многих текст смущал и смущал, но сама Екатерина II была от него в восторге.
Образ императрицы
В оде Державина «Фелица», краткое содержание которой содержит смысловую квинтэссенцию произведения, императрица впервые предстает перед нами в привычном богоподобном образе. Для писателя она — образец просвещенного монарха. При этом он приукрашивает ее внешность, свято веря в изображаемый образ.
В то же время в стихах поэта проскальзывают мысли не только о мудрости власти, но и о нечестности и низком уровне образования ее исполнителей. Многие из них заинтересованы только в собственной выгоде. Следует признать, что эти идеи появлялись и раньше, но никогда прежде реальные исторические личности не были так узнаваемы.
В оде к «Фелице» Державина (краткое содержание «Кратко» пока предложить не могу) поэт предстает перед нами смелым и смелым первооткрывателем. Он создает удивительный симбиоз, дополняя хвалебную оду отдельными чертами характера и остроумной сатирой.
История создания
Именно ода Державина «Фелица», краткое содержание которой удобно для общего ознакомления с произведением, и сделала имя поэта. Изначально автор не думал о печати этого стихотворения. Он не афишировал ее и скрывал авторство. Он всерьез опасался мести со стороны влиятельных вельмож, которых изображал в тексте в дурном свете.
Лишь в 1783 году произведение получило широкое распространение благодаря княгине Дашковой. Ближайший сподвижник императрицы опубликовал ее в журнале «Собеседник любителей русского слова». Кстати, свои тексты к ней давала сама правительница России. По воспоминаниям Державина, Екатерина II была так растрогана, когда впервые прочитала оду, что даже заплакала. Именно в таких трогательных чувствах открыла ее сама Дашкова.
Императрица непременно хотела знать, кто автор этого стихотворения. Ей казалось, что в тексте все изображено максимально точно. В благодарность за оду Державина «Фелица», краткое содержание и анализ которой даны в этой статье, она прислала поэту золотую табакерку. В нем было 500 дукатов.
После столь щедрого царского подарка к Державину пришли литературная слава и успех. Такой популярности не знал ни один поэт до него.
Тематическое разнообразие произведений Державина
Давая характеристику оды Державина «Фелица», следует отметить, что само представление представляет собой юмористическую зарисовку из жизни русской правительницы, а также особо приближенных к ней вельмож. В то же время в тексте поднимаются важные вопросы государственного уровня. Это коррупция, ответственность чиновников, их забота о государственности.
Художественные особенности оды «Фелица»
Державин работал в жанре классицизма. Это направление строго запрещало сочетание нескольких жанров, например, высокой оды и сатиры. Но поэт решился на такой смелый эксперимент. Более того, он не только объединил их в своем тексте, но и сделал нечто беспрецедентное для литературы того самого консервативного времени.
Державин просто разрушает традиции хвалебной оды, активно используя в своем тексте сокращенную, разговорную лексику. Он использует даже откровенные просторечия, что в литературе в те годы в принципе не приветствовалось. Самое главное, она рисует императрицу Екатерину II как обычную особу, отказываясь от ее классического парадного описания, которое активно использовалось в подобных работах.
Именно поэтому в оде можно найти описания бытовых сцен и даже литературный натюрморт.
Нововведение Державина
Обыденный, будничный образ Фелиции, за которым легко угадывается императрица, — одно из главных нововведений Державина. При этом ему удается создать текст так, чтобы не уменьшать его изображение. Наоборот, поэт делает его реальным и человечным. Иногда кажется, что поэт пишет ее с натуры.
Читая стихотворение «Фелица», можно убедиться, что автору удалось внести в поэзию индивидуальные черты реальных исторических персонажей, взятых из жизни или созданных его воображением. Все это было показано на фоне повседневной жизни, которая была изображена самым красочным образом. Все это делало оду понятной и запоминающейся.
В результате в оде «Фелица» Державин умело сочетает стиль хвалебной оды с индивидуализацией реальных героев, а также вносит элемент сатиры. В конце концов, в оде, относящейся к высокому стилю, много элементов низкого стиля.
Сам Державин определил ее жанр как смешанную оду. Он утверждал, что от классической оды она отличается тем, что в смешанном жанре автор имеет уникальную возможность рассказать обо всем на свете. Так поэт разрушает каноны классицизма, открывается путь поэмы для новой поэзии. Эта литература развивается в творчестве автора следующего поколения — Александра Пушкина.
Смыслы оды «Фелица»
Сам Державин признавал, что большая заслуга заключается в том, что он решился на такой эксперимент. Известный исследователь его творчества Ходасевич отмечает, что Державин больше всего гордился тем, что он был первым русским поэтом, заговорившим в «веселом русском стиле», как он сам это называл.
Но поэт понимал, что его ода будет, по сути, первым художественным воплощением русской жизни, станет зародышем реалистического романа. Ходасевич также считал, что, если бы Державин дожил до публикации «Евгения Онегина», он, несомненно, нашел бы в нем отголоски своего произведения.
Ода написана в 1782 году — первое произведение, прославившее поэта, а кроме того, это образ нового стиля поэзии в России.
Произведение названо в честь героини сказки «Царевич Хлор», написанной Екатериной II. Также имя означает «счастье», названное и в творчестве поэта, и это прославило императрицу и смогло показать ее всем окружающим. И, разрушив обычаи жанра хвалебных од, автор вполне сумел ввести разговорную лексику, помимо этого, некоторые нецензурные фразы, но и немаловажное — изобразил саму императрицу, в человеческом обличии. Но такая работа мало кому нравилась, как самой императрице. Большинство были сбиты с толку и обескуражены.
В произведении можно увидеть как вполне сложившиеся образы благопристойной королевы, что отражает представления автора о стандарте рукоположенного монарха. Сильно оживляя саму Екатерину II, поэт верит в созданный им образ.
Но если посмотреть несколько иначе, то работа Державина отражает и недобросовестность приказчиков, которых привлекают только выгодные предложения. Эта мысль не считается новой, но за образами вельмож, которые нарисованы в этой работе, отчетливо отражаются фигуры реальных людей.
Здесь легко узнать образ фаворита императрицы, князя Потемкина, а также Орлова, Панина и других. Обрисовывая их ясные забавные образы, поэт отразил свое большое мужество — так как с Державиным легко мог расправиться любой, кого автор коснулся. И только хорошие отношения с Екатериной помогли поэту. И дает совет Екатерине — подчиняться твоим законам, ведь он один на всех.
Картина или рисунок Державин — Фелица
Прочие пересказы для читательского дневника
- Краткое содержание Макиавелли Государь
Ренессанс на дворе. Началось завоевание новых территорий. И ты король, который отдавал все эти приказы, но почему-то все считают тебя злым и очень плохим человеком. Народ не слушается, чувствуется скоро будет беда
- Краткое изложение Платон Апология Сократа
Апология Сократа состоит из трех речей в защиту на суде, по окончании которых Сократ был приговорен к смертной казни или изгнан из полиса.