Кто такой ломоносов михаил васильевич: биография и творчество
Главные достижения
От физики и до астрономии практически нет областей, в которой Ломоносов не оставил бы свой след. Главной страстью его была наука во всех её проявлениях. Пушкин же называл его «нашим университетом».
Теория электричества и метеорология
В созданной им теории электричества и метеорологии естествоиспытатель сделал попытку рассмотреть все электрические явления, известные в его время. В 1752 году он начал свою работу над теорией, но из намеченных 8 глав он рассмотрел 1 полностью, а 2 лишь частично
Его внимание перетянула на себя работа «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих». Все наблюдения приводили к выведению закономерностей, которые дали толчок к созданию основ теории электричества
И отличных результатов принесла совместная и независимая работа с Г. В. Рихманом. Первый электроизмерительный прибор экспериментального наблюдения был создан в сотрудничестве с Рихманом, который был убит ударом молнии в ходе наблюдения за грозовыми явлениями. Ломоносова очень тревожила эта трагическая случайность. Ведь этот случай пытались использовать как рычаг давления на закрытие его исследований. Но, несмотря на это, он хлопочет за семью погибшего, чтобы им выплачивалась пенсия.
Георг Вильгельм Рихман
Когда же свет увидел доклад «Слово», Михаилу Васильевичу пришлось доказывать, что его работа разительно отличается, от созданной Б. Франклином. Он указывает, что его зарубежный коллега лишь строит догадки и предположения. В то же время у естествоиспытателя есть доказанные явления и расчеты их подтверждающие. К тому же работа Франклина попала к Ломоносову, когда его «Слово» уже было практически готово.
Твердая ртуть
Он первым вместе с физиком А.Брауном получил ртуть в твердом состоянии. Открытие радовало Ломоносова не тем, что они были первооткрывателями этого явления. Больше его вдохновляло, что ртуть в твердом состоянии подтверждала некоторые положения его корпускулярно-кинетической теории. Замороженная ртуть позволила создать новую модель твердого тела. А электропроводность этого вещества позволила отнести ртуть к металлам.
Прототип вертолета
Ломоносов опередил Леонардо да Винчи в создании действующего прототипа летательного аппарата. Ведь труды последнего были найдены значительно позже. Правда, он не представлял, что на этих приборах можно совершать полёты. Он создавал его для подъёмов метеоприборов. Документально подкреплено, что аэродромическая машина была действующей и работала. Конечно, оригинальный экземпляр не сохранился, но в музеях хранятся репродукции аппарата.
Циркумполярная карта
Ещё за год до назначения Михаила Васильевича в географический департамент, он составил развернутый план работы всего департамента
Его внимание было обращено и на организационные моменты работы, и на штатный состав работников, и на качество данных, которым обладает департамент. Поэтому он прописал строгий регламент работы сотрудников, расширил и укрепил штат новыми картографами и геодезистами
А для улучшения сведений о природе и географии страны он стал инициатором отправления «географических запросов» по губерниям и провинциям. Они состояли из 30 пунктов, на которые необходимо было дать развернутый ответ. В итоге за три года в период 1761-1764 было собрано 4 тома ответов на эти самые запросы. Они позволили сформулировать обстоятельную топографию половины государства. Также Ломоносов создал карту полушарий, которая была названа циркумполярной. Выпущена она была большим тиражом и помогла создать первый русский учебный глобус.
Создание русского ямба
Под влиянием Ломоносова приняли ямб основным размером в метрики своей поэзии Пушкин и Державин.
Отрывок из произведения «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» отлично демонстрирует пример применения четырехстопного ямба и мужской рифмы.
Краткая биография Ломоносова
Среди биографий ученых Ломоносов занимает особое место потому, что он вошел в науку еще и как астроном и приборостроитель, географ и металлург, геолог, поэт, филолог, художник, историк и генеалог, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики.
Такое количество областей знаний дает нам полное право утверждать, что Михаил Ломоносов – это один из немногих примеров универсального гения.
Едва ли краткая биография Ломоносова позволит нам осветить все стороны жизни этой уникальной личности, но самое главное мы вам расскажем.
Ранние годы
Родился Михаил Ломоносов 8 ноября 1711 г. в селе Мишанинская, что в Архангельской губернии. До середины XVIII века деревни Денисовка и Мишанинская существовали порознь, а затем были объединены в одно село Ломоносово.
Родители Ломоносова были состоятельными людьми, так как отец Василий был деятельным и трудолюбивым рыбаком. Михаил с ранних лет начал выходить с отцом в море.
Грамоте и чтению Ломоносов обучался у дьячка местной Дмитровской церкви. В возрасте 14-ти лет Михаил уже умел читать и грамотно писать, что для того времени и места была немало.
Когда маленькому Михаилу было 8 лет, умерла его родная мать. Отец женился еще два раза, и последняя, третья жена, с самого начала возненавидела Михаила Ломоносова.
Это сильно угнетало юного гения, и он, узнав, что отец собрался его женить, в 19 лет решает бежать в Москву.
Ранним декабрьским утром он убегает из дому, и через три дня догоняет караван рыбаков, направляющийся в Москву. Упросив их не прогонять его, он благополучно прибывает с ними в столицу.
Годы учебы и деятельность
Чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию, Ломоносов подделал документы, выдав себя за сына холмогорского дворянина. Дело в том, что простому крестьянину дорога в учебные заведения была закрыта.
Так начинается тяжелый период в биографии Ломоносова. Бедность и постоянная нужда лишали будущего ученого многих насущных потребностей, но он с невероятным упорством продолжал обучение, поглощая все новые и новые знания.
В 1734-1735 проходит учебу в Киево-Могилянской академии, а затем возвращается в Москву заканчивать Славяно-греко-латинскую академию.
В 1736, в числе лучших студентов, отправляется учиться в Германию, где изучает технические и естественные науки. Параллельно он осваивает иностранные языки и изучает европейскую литературу. Начинает делать переводы художественных произведений.
Краткая биография Михаила Ломоносова не позволяет во всей красе рассказать, какой невероятно пытливой и любознательной натурой он был. Он изучает множество наук, ставит опыты, выступает с лекциями. Но даже при такой колоссальной занятости он умудряется регулярно и углубленно заниматься поэзией, литературой и историей.
В 1739 он женится в Германии на дочери квартирной хозяйки, а в 1741 Михаил Васильевич возвращается на родину в Россию.
В 1742 Ломоносов был назначен адъюнктом физики в Петербургской академии наук, а через 3 года стал профессором химии.
Уникальное наследие
Вклад Ломоносова в самые разные сферы науки очень велик. Например, именно он впервые выдвинул идею о том, что весь материальный мир состоит из атомов и молекул. Официально ученый мир заговорил об этом только спустя 100 лет.
Также он заложил основы физической химии, которая объясняет химические явления на основе законов физики.
Его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи и многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики.
Независимо от Леонардо да Винчи (чьи работы были найдены гораздо позже), Михаил Ломоносов изобрел первый прототип вертолёта.
Его литературное творчество содержит произведения на разных языках: «История Российская», трагедии «Тамара и Селим», «Демофонт», стихотворения и многое другое.
В 1754 году Ломоносов разработал проект Московского университета, который позже был назван в его честь. Кроме всего сказанного, краткая биография Ломоносова знаменательна открытием закона сохранения материи, написанием работ по теории цвета, построением множества оптических приборов.
Большой вклад Ломоносов внес также и в историю. Ученый создал «Краткий российский летописец с родословием», где описал главные события истории России с 862 по 1725 год. Это издание облегчило работу с историческими документами и стало очень популярно среди читателей.
Михаил Васильевич серьезно занимался риторикой и словесностью став, по сути, основоположником русского языка.
Кончина
Смерть настигла Михаила Ломоносова в возрасте 54 лет. Умер великий ученый от воспаления легких 4 апреля 1765 года, и был похоронен на Лазаревском кладбище в Санкт-Петербурге.
Астрономия
Одной из главных страстей учёного была именно астрономия. Экспериментальным путём Ломоносову удалось создать несколько десятков специальных оптических приборов. Он использовал их для наблюдения за космосом. Как затем отмечали другие выдающиеся люди, Михаил Васильевич смог намного опередить время, и стал первым русским опто-механиком.
26 мая 1761 года – знаковая дата для астрономии как науки. В тот день, наблюдая за космосом, Ломоносов совершил ещё одно открытие. Не он первый заметил блики сияния вокруг Венеры, но только Михаил Васильевич правильно интерпретировал это явление. Ломоносов утверждал, что планета окружена воздушной оболочкой, и точность его вывода повергла в шок учёных того времени и не только.
Великое наследие
Среди наследия Ломоносова труды по минералогии, химии, физики, атомно-молекулярной теории, метеорологии, астрономии, географии, истории, критика флогистонной теории горения. В мае 1761 года, наблюдая прохождение Венеры по солнечному диску, ученый высказал верное предположение о наличии у планеты атмосферы. Важнейшим его достижением в области физики стало определение причин тепловых явлений («сила теплоты и разное напряжение ее происходит от внутреннего вращательного движения собственной материи тел, различно ускоряемого, а холод объясняется замедленным вращением частичек»).
Также Ломоносов написал «Российскую грамматику». Это была первая получившая широкую известность учебная книга по русскому языку, созданная на территории Империи. В ней были четко разграничены русский и церковнославянский языки, а также дана первая классификация основных наречий русского языка.
Однако главной заслугой Ломоносова перед Россией стало создание европейской науки.
В 1755 году по инициативе ученого был основан Московский университет, куда набирали всех, кто имел способности к наукам.- Он впервые выдвинул теорию о строении материального мира, сказав, что все предметы состоят из атомов и молекул. Только через 100 лет после его смерти ученые стали открыто говорить об этом.
- Объяснил множество химических явлений, которые основаны на законах физики, чем заложил основы физической химии.
- Смог изобрести первый прототип вертолета. Сделал он это независимо от Леонардо да Винчи, работы которого были найдены несколько позже.
- Написал множество литературных произведений, стихотворений на разных языках («Демофонт», «История российская»).
- Открыл закон сохранения материи, разработал теорию цвета, построил множество оптических приборов.
Личная жизнь Михаила Ломоносова
Покорить сердце таланливого ученого из России удалось девушке Елизавете Цильх – дочери хозяйки квартиры, в которой проживал Ломоносов во время своей поездки в Германию.
Первое объяснение в любви у молодых людей случилось только через два года после знакомства. Ломоносов не мог не осознавать, что, связывая свою жизнь с немецкой девушкой, ему предстоит столкнуться с множеством проблем и испытаний. К тому же его избранница была другой веры.
В 1739 Михаил с Елизаветой поженились, но в церкви не обвенчались. В этом же году у пары родилась дочь Катерина-Елизавета. Несмотря на то, что она появилась на свет в браке, в метрике было указано, что она незаконнорожденная. Это объяснялось тем, что союз был гражданский, а не церковный.
В мае 1740 года обряд венчания все-таки состоялся. После этого Михаил Васильевич решил, что совместное проживание с супругой будет более благополучным в России, так как на родине он мог заниматься научными изысканиями.
Поскольку у Елизаветы тяжело заболела мать, было решено, что Ломоносов поедет в Санкт-Петербург один, а потом вышлет деньги для переезда. После отъезда мужа Елизавета Цильх родила мальчика, которого назвала Иоханнесом. Малыш появился на свет болезненным и умер спустя месяц. Вскоре скончалась и мать девушки. Трагические события подтолкнули ее к скорейшему переезду.
Елизавета с дочерью и братом прибыла в Петербург в 1743 году. Любовь супругов пережила испытание разлукой. Ломоносов оказался однолюбом, в его жизни больше не было серьезных отношений с другими женщинами.
В первые годы совместной жизни в России оказались очень сложными. Умерла старшая дочь Ломоносова, его жалования едва хватало, чтобы сводить концы с концами. Собственный двухэтажный дом, построенный по типовому проекту «для именитых граждан» Ломоносовы получили только во второй половине 1757 года. Он был расположен в центре города, а его фасад выходил на реку Мойку. Позже во дворе дома был обустроен пруд, и построена астрономическая обсерватория.
Младшая дочь Елена Ломоносова была рождена в 1749 году. Она выросла красивой и образованной девушкой, изучала иностранные языки, увлекалась музыкой и литературой, вышла замуж за библиотекаря Имперской библиотеки и родила трех дочек и сына. Однако семейное счастье было недолгим, девушка умерла молодой, когда ей исполнилось только 23 года.
Педагогическая деятельность
Первую публичную лекцию Михаил Васильевич прочитал в 1742 году. Ему тогда был тридцать один год, а он уже считался преподавателем высшей категории. Творчество Ломоносова невозможно рассматривать в отрыве от контекста первого в России университета. Наверное, наиболее значимый вклад в историю состоялся в 1755 году, когда был открыт Московский Государственный Университет. В настоящее время учебное заведение ежегодно принимает в свои ряды студентов со всех городов планеты. Данный вуз считается самым престижным в стране, а он был основан героем нашего повествования.
Ломоносов открывал университет, преследуя благородную цель: поделиться своими знаниями. Двери учебного заведения были открыты для всех желающих, здесь не было разделения на богатых и бедных, все люди равны. Михаил Васильевич сам с успехом преподавал, а студенты очень любили слушать его лекции. Ведь интересно, как один человек смог столько сделать за свою жизнь.
[править] Источники
- http://slovar1953.ru/?content=pview&p=2280
- http://www.bbc.com/russian/russia/2011/11/111118_lomonosov_jubilee
- http://poetrylibrary.ru/stixiya/783.html
- http://slovar1953.ru/?content=pview&p=2280
- http://slovar1953.ru/?content=pview&p=2280
- http://museum.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12640&ob_no=12678
- http://www.bbc.com/russian/russia/2011/11/111118_lomonosov_jubilee
- http://www.bbc.com/russian/russia/2011/11/111118_lomonosov_jubilee
- http://museum. edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12640&ob_no=12678
- http://poetrylibrary.ru/stixiya/783.html
- http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/himiya/LOMONOSOV_MIHAIL_VASILEVICH.html?page=0,1
- https://regnum.ru/news/1521011.html
- http://www.bbc.com/russian/russia/2011/11/111118_lomonosov_jubilee
- http://poetrylibrary.ru/stixiya/783.html
- Статья о Ломоносове в БРЭ
- http://museum.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12640&ob_no=12678
- http://museum.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12640&ob_no=12678
- http://museum.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12640&ob_no=12678
- http://museum.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12640&ob_no=12678
- http://museum.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12640&ob_no=12678
- http://www.kbmk.kirov.ru/library/11/doc2/file2.doc
- http://poetrylibrary.ru/stixiya/783.html
- http://poetrylibrary.ru/stixiya/783.html
- http://www.
- http://poetrylibrary.ru/stixiya/783.html
- http://poetrylibrary.ru/stixiya/783.html
В естествознании
Корпускулярно-кинетическая теория
Защита теории
Одним из выдающихся естественнонаучных достижений М. В. Ломоносова является его молекулярно-кинетическая теория тепла.
В середине XVIII века в европейской науке господствовала теория теплорода, впервые выдвинутая Робертом Бойлем. В основе этой теории лежало представление о некой огненной (или холодообразующей) материи, посредством которой распространяется и передается тепло, а также огонь.
М. В. Ломоносов обращает внимание на то, что ни расширение тел по мере нагревания, ни увеличение веса при обжиге, ни фокусировка солнечных лучей линзой, не могут быть качественно объяснены теорией теплорода. Связь тепловых явлений с изменениями массы отчасти и породили представление о том, что масса увеличивается вследствие того, что материальный теплород проникает в поры тел и остается там
Но, спрашивает М. В. Ломоносов, почему при охлаждении тела теплород остаётся, а сила тепла теряется? Он доказал, что причиной теплоты является внутреннее вращательное движение связанной материи. Эти рассуждения имели огромный резонанс в европейской науке. Эта теория более критиковалась, нежели принималась учеными того времени. М. В. Ломоносов утверждал, что все вещества состоят из корпускул —молекул, которые являются «собраниями» элементов — атомов. В своей диссертации «Элементы математической химии», оставшейся незаконченной, он дает такое определения: «Элемент есть часть тела, не состоящая из каких-либо других меньших и отличающихся от него тел… Корпускула есть собрание элементов, образующее одну малую массу». Атомы и молекулы (корпускулы и элементы) у М. В. Ломоносова часто также — «физические нечувствительные частицы», чем подчёркивается, что эти частицы чувственно неощутимы. Своей корпускулярно-кинетической теорией тепла М. В. Ломоносов предвосхитил многие гипотезы и положения, сопутствовавшие дальнейшему развитию атомистики и теорий строения материи, он не только подвергает критике наследие алхимии и ятрохимии, но, выдвигая продуктивные идеи, использовавшиеся им на практике — формирует новую теорию, которой суждено было стать фундаментом современной науки.
Физическая химия
Им были заложены основы физической химии, когда он сделал попытку объяснения химических явлений на основе законов физики и его же теории строения вещества. Он пишет: «Физическая химия, есть наука, объясняющая на основании положений и опытов физики то, что происходит в смешанных телах при химических операциях». Его метод подразумевал исследование связи физических и химических явлений.
Наука о стекле
Цветное стекло
В октябре 1748 года была, наконец, построена химическая лаборатория и получила оборудование, изготовленное по чертежам и проектам самого Ломоносова. Он начал проводить в ней экспериментальные исследования по химии и технологии силикатов, по обоснованию теории растворов, по обжигу металлов, а также осуществлял пробы руд.
Здесь он провёл более четырех тысяч опытов и разработал технологию цветных стёкол (прозрачных и «глухих» — смальт). Эту методику он применил в промышленной варке цветного стекла и при создании изделий из него. М. В. Ломоносов разгадал рецептуру красного стекла, известную еще со времен Древнего Рима, но утерянную. В 1751 году Санкт-Петербургский Стеклянный завод через Академию наук заказал Ломоносову исследования по разработке цветных стёкол.
О пользе стекла
В 1753—1754 годах недалеко от Ораниенбаума в деревне Усть-Рудицы М. В. Ломоносов получает для строительства стекольной фабрики земельный надел, а в 1756 году земли были ему жалованы в вечное пользование. Усть-Рудицкая фабрика представляла собой в полной мере новое стекольное промышленное предприятие, и поскольку руководил ею создатель науки о стекле, ведущее место отведено было лаборатории, причём находившейся в процессе эксперимента и в постоянном совершенствовании. Сначала на фабрике выпускался только бисер, пронизка, стеклярус и мозаичные составы (смальты). Через год появляются различные «галантерейные изделия»: гранёные камни, подвески, броши и запонки. С 1757 года фабрика начинает выпускать столовые сервизы, туалетные и письменные приборы — всё из разноцветного стекла, по большей части бирюзового. Постепенно было налажено производство крупных вещей: дутых фигур, цветников, украшений для садов, литых столовых досок.
Наследие
Творчество М. В. Ломоносова многогранно, и наследие его неисчерпаемо. Невозможно перечислить все открытия, которые он совершил. Назовем только самые существенные.
Как учёный-естествоиспытатель:
- разработал атомарно-молекулярную теорию;
- заложил основы развития физической химии;
- сформулировал закон сохранения энергии;
- в области физики написал важные работы по оптике, электричеству, гравитации, физике атмосферы;
- открыл атмосферу на Венере;
- разработал учение о земной коре и ее развитии.
Многие открытия Ломоносова имели прикладной, практический характер. Выдающий ученый:
- разработал технологию получения цветного стекла;
- создавал оптические и навигационные приборы;
- разработал проект географического атласа;
- предсказал открытие Арктики.
Большое внимание Ломоносов уделял изучению истории России, исследованию русского языка. Он выступал за развитие национальной исторической науки, доказывал, что история России началась не с призвания варягов, а гораздо раньше
Отрицание Ломоносовым исторической отсталости русского народа привело к серьёзному конфликту с немецкими историками, которых в Академии было большинство. Иностранные профессора добивались отставки Ломоносова из Академии наук, всячески очерняли его имя.
Михаил Васильевич Своим учением о русской грамматике заложил основы отечественной филологии. Он создал новые способы стихосложения, русский четырехстопный ямб. Все свои филологические и исторические изыскания Ломоносов утверждал через поэтическое и художественное творчество.
Памятник Ломоносову около Московского государственного университета, носящего его имя.
Ломоносова почитают во всем мире. Его именем названы многие культурные и географические объекты. О выдающемся учёном пишут книги, снимают художественные и документальные фильмы, ему ставят памятники.
Научная деятельность
Во время обучения Ломоносов быстро проявил себя. В числе лучших студентов он был направлен в Германию. Там он изучал химию, физику, горное дело и металлургию. Также он уделял время иностранным языкам, занятиям танцами, рисованию, фехтованию и литературе. В течение пяти лет, которые он провел за границей, Михаил написал первые стихи, несколько научных трудов, перевел на русский язык работы иностранных академиков.
Вернуться в Россию молодой ученый решил в 1740 году, однако по дороге домой его силой завербовали в прусскую армию. Поскольку служба не входила в его планы, он был вынужден дезертировать.
Приехав через год в Петербург, он начинает трудиться в Академии на кафедре естествознания. Его научным руководителем был профессор Амман. В этот время он занимался сбором минералов и других окаменелостей для кунсткамеры и трудился над трактатом на латыни.
Ломоносов с особой серьезностью подошел к написанию научных диссертаций, которые впоследствии были высоко оценены в Академии наук. В этом учебном заведении Михаил стал адъюнктом Физического класса. После вступления в должность он смог проводить научные исследования самостоятельно.
В 1745 году Ломоносов обратился к собранию академиков с просьбой присудить ему степень профессора химии за новые четыре диссертации, которые он написал в течение нескольких лет. Получив одобрение от лучших ученых, он занялся преподавательской деятельностью в университете, а также занимался чтением публичных лекций по физике. Он также создал научные трактаты на латинском языке.
Особое место в его биографии занимало литературное творчество, в том числе стихотворения о событиях государственного характера. Дела ученого шли в гору, на казенные средства ему построили дом, а затем и первую в России химическую лабораторию.
В 37 лет Михаил приступил к редактированию переводов иностранной литературы, которая печаталась в издательстве при Академии наук, а также заметок в издании «Санкт-Петербургские ведомости». Несмотря на то, что Ломоносов много сил тратил на распространение трудов зарубежных авторов, он находил время и для развития отечественной науки.
Он стал автором первого учебного пособия «Риторика», которое было выпущено на русском языке. В эти же годы Ломоносов обратился к императрице Елизавете с «Похвальным словом», благодаря которому позже получил должность коллежского советника.
Заручившись поддержкой государыни, ученый открывает фабрику мозаики, конечно же не без помощи И. Шувалова. Ломоносову императрица пожаловала мызу Усть-Рудица, а также прилегающие к ней четыре деревни.
Ученый также планирует проводить опыты с электричеством, на что просит разрешение у Елизаветы Петровны. Его также беспокоит судьба семьи профессора Рихмана Г.В., погибшего во время проведения физических опытов, для которой он просил выделить пенсионное обеспечение.
В 1757 году гениальный ученый опубликовал одну из самых примечательных работ «Слово о рождении металлов от трясения Земли». К выдающимся научным трудам того периода можно отнести такие работы как «О слоях земных», «Рассуждения о большой точности морского пути», «Первые основания металлургии или рудных дел». В это же время Ломоносов привлекает руководство Академии к проведению реформаций в сфере обучения, благодаря которым в учебном заведении смогли обучаться талантливые молодые люди, не принадлежавшие к высокому сословию.
Значимым событием в его биографии стал отказ от кафедры химии, который был связан с получением премии У. Сальховым за решение задачи, объявленной Академией наук. Это поспешное решение лишило Ломоносова возможности проводить опыты в стенах научного заведения, и ему пришлось заниматься химией в своем доме.
Новая работа, которую он представил на суд общественности в 1764 году содержала краткое описание различных путешествий по морям Северным, а также информацию о возможном существовании прохода из Сибирского океана в Индию. Его научный труд был взят за основу при составлении маршрута экспедиции, отправляющейся на поиски пути в Индию через Северные моря.
Специально для организации этой экспедиции Ломоносов создал «ночезрительную трубу» для детального обзора местности в ночное время суток. Несмотря на старания ученого, эта и другие экспедиции закончились неудачами, отважные исследователи напрасно пытались пробиться сквозь опасные льды.
После того, как на престол взошла Екатерина II, положение ученого стало довольно зыбким, поскольку он был всегда предан покойной Елизавете Петровне. Однако положение дел изменилось после того, как новая императрица ознакомилась с некоторыми научными трудами великого ученого. Она даже пожаловала ему чин статского советника.
Список источников
Краткая биография Солженицына Александра. Интересные факты и фото
Александр Исаевич Солженицын внес в русскую литературу принципиально новое видение жизни. Его книги подтверждают мысль о том, что писатель – избранный человек на земле. Ему дано ярко и чувственно передавать то, что не замечают другие. В его книгах это прослеживается. Автор связал историю и литературу в одно целое. Причем отправной точкой для создания произведений стал 1917 год. доказал своим творчеством, что именно в указанном году очень сжато произошло все то, что имело свое продолжение в следующем временном отрезке.
Краткая биография
11 декабря 1918 года на свет появился мальчик, которому дали имя Александр. Это было в Кисловодске. Когда малыш подрос, его семья переехала в Ростов. В этом городе Саша пошел в школу. В годы учебы начинает пробовать себя в качестве писателя, создавая стихотворения и эссе.
После окончания школы продолжает учебу в университете Ростова по специальности учитель математики. Результаты обучения у студента были блестящие. Университет был окончен с отличием. Все это время ни на один день Солженицын не бросал своего увлечения литературным творчеством. Учась на последнем курсе, заочно поступил в столичный институт литературы, но из-за начала Великой Отечественной войны не смог завершить обучение.
Александр Исаевич всегда отличался слабым здоровьем, но это не помешало ему пойти на фронт. Военному делу обучался в Костромском училище и дослужился до звания капитана. За участие в военных действиях имеет награды. На фронте его любимым занятием было ведение личного дневника.
Обратите внимание! У Солженицына был друг Адам Виткевич. В письмах, адресованных ему, Александр описывал свои взгляды на политику Сталина. За это его осудили на 8 лет лагерей.
В 1952 году писатель почувствовал себя плохо. В этот период у него диагностировали рак. Он долго лечился и пришел к выводу, что пока пишет книги, то имеет отсрочку от смерти. Так и случилось, Александр Исаевич прожил долгую жизнь.
После долгих лет лагерей переезжает жить в Рязань, где работает в школе учителем. И по-прежнему пишет. Но получается так, что КГБ проверяет его архивы и запрещает публиковаться. В конце концов, эта «возня» приводит к тому, что Солженицына исключают из Союза писателей.
За границей его тексты публикуют. После выхода в свет «Архипелага ГУЛАГа» Александра Исаевича арестовывают и выдворяют из страны. Писатель был вынужден уехать из Советского Союза и путешествовать по странам Европы.
1994 год – это время возвращения в Россию. В двухтысячных выходят собрания сочинений в нашей стране. 3 августа 2008 года автор «ГУЛАГа» умирает в Москве от сердечной недостаточности.
Это интересно! Интересная биография Антона Чехова: кратко самое главное
Личная жизнь
У писателя было несколько увлечений, которые переросли в серьезные отношения. Например, у него было 2 жены и обеих звали Натальями.
У Солженицына есть продолжение в виде троих сыновей. За свою жизнь Александр Исаевич больше 20 раз был награжден. Самой значимой, конечно же, стала для него Нобелевская премия. Этого автора современные критики называют Толстым или Достоевским своего времени.
На могиле Александра Исаевича водружен каменный крест, который проектировал Дмитрий Шаховской.
В таблице представлена биография Солженицына по датам, только самое важное
Дата | Событие |
11.12.1918 | Родился в Кисловодске |
1924 | Переезд в Ростов |
1936-1941 | Обучение в педагогическом университете |
1939 | Поступление в Литературный институт Москвы |
1941 | Мобилизация |
1943-1945 | Фронт |
9. 02.1945 | Арест |
27.07.1945 | 8 лет лагерей |
1950 | Заболевает раком |
1953 | Ташкент. Лечение от болезни |
02.1956 | Реабилитация по решению Верховного Совета |
1957 | Жизнь в Рязани |
1962 | Членство в Союзе писателей |
1964 | Работа писателем |
09.1965 | Архивы изъяты КГБ |
05.1967 | Начало «травли» писателя |
1968 | За границей печатают «Раковый корпус» и «В круге первом» |
11.1969 | Исключение из Союза писателей |
1970 | Нобелевская премия в области литературы |
1973 | 1 том «Архипелага ГУЛАГа» печатают во Франции |
02.1974 | Был объявлен изменником родины и выдворен из СССР |
04.1976 | Поездка в США |
10.1976 | Переезд в США |
16. 10.1990 | Возвращение российского гражданства по указу Президента. |
27.05.1994 | Возвращение в Россию |
1997 | Получение звания академик РАН |
1998 | Вручение золотой медали имени М.В. Ломоносова |
03.08.2008 | Кончина писателя в Москве |
Автобиография, к сожалению, не сохранилась. Но во многих источниках представлена биография писателя как в очень кратком варианте, так и достаточно подробно.
Интересные факты из детства и юности
Родился Солженицын в Кисловодске в относительно небогатой семье. Произошло это знаменательное событие 11 декабря 1918 года. Его отец был крестьянином, а мать – казачкой. Из-за крайне непростого материального положения будущий писатель вместе со своими родителями в 1924 году был вынужден переехать в Ростов-на-Дону. А с 1926 года он поступает обучаться в одну из местных школ.
Успешно окончив учебу в средней школе, Солженицын в 1936 году поступает в Ростовский университет. Здесь он проходит обучение на физико-металлургическом факультете, но при этом не забывает параллельно заниматься активно литературой — главным призванием всей его жизни.
Университет Солженицын окончил в 1941 году и получил диплом о высшем образовании с отличием. Но перед этим, в 1939 году, он поступает еще и на факультет литературы в Московский институт философии. Учиться здесь Солженицын должен был на заочной форме, но его планам помешала Великая Отечественная война, в которую Советский Союз вступил в 1941 году.
И в личной жизни Солженицына в этот период происходят перемены: в 1940 году писатель женится на Н. А. Решетовской.
Разные мнения
Кто же на самом деле такой писатель 20 века Александр Исаевич Солженицын? В современном мире литературы не утихают споры вокруг этого имени. Одна группа исследователей литературы говорит о великом писательском таланте. Другая же ругает и обвиняет в предательстве.
На самом деле, однозначно судить об Александре Исаевиче нельзя. С одной стороны, Хрущев попросил принизить все успехи страны в период правления Сталина. С другой стороны, Александра Исаевича можно причислить к числу хороших литераторов. Но его имя – это эпатаж. Поэтому однозначно ответить на вопрос невозможно.
Это интересно! Александр Грибоедов: интересная краткая биография
Книги
За всю свою литературную деятельность Александр Исаевич Солженицын написал столько произведений, что они едва ли уместятся в тридцать томов. Он пробовал себя в разных жанрах. Писал рассказы: «Матренин двор», «Эго», «Пасхальный крестный ход», «Настенька».
Пробовал свои силы в драматургии: «Олень и шалашовка», «Свеча на ветру», «Тунеядец». Много выпустил публицистических очерков: «Нобелевская лекция», «Измельчание свободы», «Наши плюралисты», «Как нам обустроить Россию?» и многие другие.
Солженицын Как нам обустроить Россию
Что говорит Википедия
Сначала логично дать ссылку на статью. Вот она: https://ru. wikipedia.org/wiki/Солженицын,_Александр_Исаевич
Википедия содержит большую статью, посвященную личности и творчеству Солженицына. В ней названы основные даты, связанные с творчеством и событиями личной жизни. Подробно освещены все периоды жизни, начиная с раннего детства и заканчивая последними годами жизни. Рассказано о семье и детях писателя.
Объективно представлена критика по отношению к творчеству. Названы основные произведения. Также важно отметить, что даны ссылки на даты, когда некоторые произведения были экранизированы. В конце статьи есть архивные документы.
Первые публикации
Знакомство советского читателя с творчеством Солженицына началось с публикации в журнале «Новый мир» рассказов «Один день Ивана Денисовича» (1962 г.) и «Матренин двор» (1963 г.). Для обоих рассказов характерно следующее:
✓ они написаны автором в 1959 г.;
✓ главными героями являются простые люди, которые рисуются автором как хранители духовных святынь, что соответствует чертам сформировавшегося к 1960-м гг. жанру монументального рассказа, начало которого было положено в произведении Шолохова «Судьба человека»;
✓ осмысляют феномен «простого советского человека»;
✓ исследуют мироустройство в свете общечеловеческих ценностей через осмысление места и роли в этом мире духовного опыта простого среднего человека.
«Матренин двор» тяготеет к одному из высоких жанров русской литературы — житию:
✓ описание праведности Матрены, состоявшей в том, что она не гналась за обогащением и прибылью, а могла помочь людям бесплатно и, претерпевая муки, совершала праведные дела в пределах обыкновенного колхозного быта;
✓ жизнь героини соотносится с жизнью святой великомученицы — ее не признавали и не уважали односельчане;
✓ присутствует внутренне тревожное нервозное состояние, которое создается за счет бытовых таинственных происшествий, и эта тревожность сходна с таинственностью, присущей агиографическому стилю;
✓ ведение повествования и описание героини от лица рассказчика, который обеспечивает объективную оценку.
«Один день Ивана Денисовича» является следующим шагом автора на пути освоения и раскрытия проблемы простого человека:
✓ героем также является простой человек с его простой обыденной жизнью — заключенный, отбывающий срок в ГУЛАГе;
✓ герой отличается от Матрены тем, что не может быть назван святым, так как вмещает в себя разные качества — и дурные и хорошие, является и мудрым и местами глупым;
✓ в рассказе описывается жизнь Ивана Денисовича в лагере — он притерпелся к такому существованию, и это, по мнению автора, лишено высокого морального ореола;
✓ в отличие от «Матрениного двора», отсутствует рассказчик, который бы мог, наблюдая за героями, дать объективную оценку его личности и нравственности, поэтому оценка мира и реальности, представленная в рассказе, зависит от характера и качеств самого героя.
Творческий путь
Все творческое наследие Солженицына четко можно поделить на две части:
- первая – исторические произведения,
- вторая – автобиографические.
К первой группе логично отнести такие тексты, как «Двести лет вместе», «Размышления о февральской революции», «Красное колесо», «Август 14-го».
Вторую группу составляют произведения типа «Захар Калита», «Раковый корпус», «Люби революцию», «Случай на станции Кочетовка», «В круге первом», «Один день одного зека».
Книги отличаются в выгодную сторону тем, что их автор старается показать широкие эпические сцены. Люди в романах и повестях легко узнаваемы.
Важно! Творчество Александра Исаевича высоко ценили такие маститые литераторы, как Корней Чуковский, Анна Андреевна Ахматова.
Размышления над февральской революцией
Нобелевская премия
В 1970 году Александр Исаевич Солженицын был удостоен Нобелевской премии за вклад в литературу. В то время телевидение и радиовещание Советского Союза предпочитало замалчивать правду о согражданах, поэтому факт присуждения Нобелевской премии не афишировался.
Александр Исаевич не поехал на церемонию вручения премии в Швецию, а со своими родными и близкими слушал трансляцию этого события по радио. Лично премия писателю была вручена спустя 4 года – в 1974 году.
Это интересно! Иван Тургенев: интересная и краткая биография писателя
Вручение Нобелевской премии
LiveInternetLiveInternet
Galyshenka
все записи автора
kommersant.ru/doc/2246412
17 сентября 1991 года Александр Солженицын заявил, что возвращается на родину — уголовное дело против него было прекращено «за отсутствием состава преступления в его деянии».
Писатель, диссидент и общественный деятель Александр Солженицын известен всему миру как человек, проливший свет на систему принудительных трудовых лагерей, рассказавший о государстве в государстве — архипелаге ГУЛАГ в рамках СССР. В 1970 году он был удостоен Нобелевской премии «за нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы». За выход на Западе первого тома «Архипелага ГУЛАГа» писателя насильственно выдворили из СССР. Александр Солженицын вернулся в Россию лишь через 20 лет, в 1994 году, через три года после распада Советского Союза.
Александр Солженицын родился 11 декабря 1918 года в Кисловодске. Он осиротел еще до рождения (отец, из крестьян, но с университетским образованием, погиб на охоте) и с матерью оказался в Ростове-на-Дону. Солженицын вспоминал, что детство его прошло в церковной обстановке, его водили в храм, где будущий классик регулярно исповедовался и причащался. По свидетельству хорошо знавшего Солженицына директора библиотеки «Русское зарубежье» Виктора Москвина, писатель никогда не снимал нательный крестик, даже если этого требовало тюремное или лагерное начальство
В 1936-м Солженицын поступил на физмат Ростовского государственного университета — отличник, сталинский стипендиат, помимо своих физики и математики самостоятельно углубившийся в дебри истории и марксизма-ленинизма. В 1939-м поступил еще и на заочное отделение литературного факультета МИФЛИ
Войну он прошел практически от начала до конца: мобилизован был в октябре 1941-го рядовым, весной 1942-го направлен в артиллерийское училище, выпущен лейтенантом, служил командиром батареи звуковой разведки, в июне 1944-го получил звание капитана, был награжден орденами Отечественной войны и Красной Звезды На фото: прообразы главных героев знаменитого романа «В круге первом», друзья Солженицына по университету: Лев Рубин — диссидент Лев Копелев (слева), Дмитрий Сологдин — инженер и философ Дмитрий Панин (справа)
На фронте Солженицын много писал, на литературные произведения, отправленные на рецензию в Москву, получал благожелательные отклики. За эпистолярные в феврале 1945 года был арестован (писал другу, Николаю Виткевичу, о том, что «искажение ленинизма», последовательно проводимое Сталиным, мучило его. Посадили обоих, автора писем — на восемь лет исправительно-трудовых лагерей. Солженицын отсидел по полной: лагеря всех мастей, Бутырка, «раковый корпус» в лагерном лазарете. В феврале 1956-го был реабилитирован
Целый год сразу после возвращения еще не реабилитированный Александр Исаевич жил и работал в Гусь-Хрустальном районе Владимирской области. Он преподавал математику в сельской школе, в деревне Мильцево снимал угол у местной жительницы Матрены Захаровой. В свободное время путешествовал — по Кавказу, Крыму, Средней России
18 ноября 1962 года в журнале «Новый мир» была опубликована повесть Солженицына «Один день Ивана Денисовича». А вечером 19 ноября около 2 тыс. экземпляров журнала с историей Ивана Денисовича завезли в Большой Кремлевский дворец, где проходил расширенный пленум ЦК КПСС. По-видимому, негласные информаторы сообщили Хрущеву о царящих в кулуарах «мнениях» и «настроениях» участников пленума об этой повести. Вероятно, эти комментарии были настолько неоднозначными, что Хрущев решился объяснить постановление президиума ЦК опубликовать повесть Солженицына: «Говорят: может быть, это смягчить? Тогда что остается? Это смягчить, это убрать, тогда ничего и не останется. Почему это делают? Это издержки, это родовое пятно сталинского периода»
После «Одного дня Ивана Денисовича» вышли «Матренин двор» и «Случай на станции Кречетовка». Но гармония с властью не продлилась: Ленинскую премию, ожидать которой у Солженицына были все основания, не дали, «В круге первом» печатать запретили, а уж с приходом к власти Брежнева легальная деятельность писателя в СССР была практически окончена На фото: Александр Солженицын с сыновьями Ермолаем и Игнатом и женой Натальей
Солженицын писал открытые письма, выступал с обличительными речами, давал интервью иностранцам, переправлял рукописи на Запад, распространял тексты самиздатом. 12 февраля 1974 года Солженицын был арестован и обвинен в измене Родине, 13 февраля лишен советского гражданства и в тот же день выслан из СССР На фото: Александр Солженицын в Германии
Новая российская власть вспомнила о Солженицыне одним из первых — в начале 1990-х было восстановлено его российское гражданство, в 1990-м он все-таки стал лауреатом Государственной премии за «Архипелаг ГУЛАГ», а в мае 1994-го вернулся на родину. «75-летний писатель, высланный из страны, автор «Архипелага ГУЛАГа», который навсегда останется в истории литературы, нобелевский лауреат, он возвращается после 20-летней эмиграции, полный сил и надежд»,— сообщалось в журнале «Огонек». Журнал описывал ажиотаж, возникший в связи с прилетом Солженицына из США на Дальний Восток, откуда он на поезде отправился через всю Россию в столицу. «Во Владивостоке была жуткая давка в аэропорту с настоящим ОМОНом, гонки с преследованием на катерах, дежурство в гостиницах, где фиксировался каждый шаг по коридору, тайный от прессы поход в обычный магазин»
Солженицын путешествовал по стране «в двух прицепных вагонах, сопровождаемый съемочной группой ВВС, на каждой остановке встречаемый властями и народом». «Огонек» опубликовал фрагменты его выступлений перед журналистами и жителями тех мест, где он останавливался. В них отражаются те чувства, с которыми он вернулся домой, и планы на будущее. «Я прощать никого не собираюсь, потому что я абсолютно ни на кого лично не зол. Даже когда меня посадили в тюрьму в 1945 году, так меня посадили правильно. Я действительно был против этого режима… Я говорил, что с коммунизмом жить нельзя. Но за тех, с кем я сидел, за русских пленников, преданных Советским Союзом, сперва в плен, потом на смерть в немецкие лагеря, потом в советские лагеря, за них никого не прощу»,— заявлял Солженицын
28 октября 1994 года писатель выступил перед депутатами Государственной думы. По личному распоряжению президента Бориса Ельцина ему была подарена государственная дача «Сосновка-2» в Троице-Лыково Будет много еще наград, но еще больше будет отказов и резких заявлений. Солженицын не изменился: все так же у него болела душа за народ и за Россию.
Александр Солженицын скончался 3 августа 2008 года в возрасте 89 лет. Во всем мире его смерть восприняли как личную потерю. Вечерний выпуск типичных новостей CNN (в Калифорнии пожары, цены на бензин продолжают расти, Обама критикует Маккейна, Маккейн критикует Обаму) в тот день был нарушен экстренным сообщением. Слегка озадаченный молодой диктор зачитал: «Как нам только что стало известно, в Москве скончался…» Он сделал паузу, собираясь с духом перед трудной русской фамилией. При этом Александр Солженицын прожил 18 лет в штате Вермонт, отказался стать гражданином Америки
В 2009 году Минобрнауки решило, что российские старшеклассники будут изучать роман Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». Ранее в школьную программу вошли два произведения классика отечественной литературы — рассказ «Матренин двор» и повесть «Один день Ивана Денисовича». Ввести в школьную программу несколько уроков, посвященных творчеству Александра Солженицына, предложила вдова писателя Наталья (на фото)
Фото
Ниже представим разные фотографии, на которых запечатлен Александр Исаевич Солженицын.
Автор и история
Исторический процесс в жизни Александра Исаевича сыграл большую роль. Впрочем, как и личность писателя в историческом процессе. Феномен творчества Солженицына в том, что он не просто описывает те или иные исторические факты в своих произведениях. Важно, что книги отражают все то, что действительно переживали люди в тот временной период. Если автор говорит о революции, то не просто констатирует факт, а пытается понять причины действий и предугадать, к чему это может привести в будущем.
Это интересно! Анна Ахматова: творчество и биография кратко
Если говорить о войне, то Солженицын знает о ней не понаслышке. Сам воевал, дослужился до звания капитана, понюхал пороху, что говорится. И о жизни там, за периметром, обнесенным колючей проволокой автор говорит ясно и просто, ничего не выдумывает и не приукрашивает.
Подводя итог, хочется отметить, что личность Солженицына, наверное, самая заметная и в литературе, и в истории второй половины двадцатого века. Эти тексты нужно не просто прочитывать, но пропускать сквозь собственную душу и сердце.
Жизнь и деятельность
Александр Исаевич родился в 1918 году в городе Кисловодске. Отчество его иногда употребляется как Исаакиевич, так как отца звали Исаакий Семенович. Война оставила отпечаток на его семье, он жил с матерью в бедности. В школе над ним смеялись за то, что он носил крест и отказывался быть пионером. В старших классах начинает писать свои первые сочинения и задумывает о большом труде о революции. Был сторонником идей комсомолов.
Несмотря на свое увлечение литературой, при выборе факультета он отдает предпочтение физико-математическим дисциплинам. Причиной этому стали достойные преподаватели. Поступает в институт в 1936, а в 1941 году заканчивает его с отличием. Его кругозор не ограничивался одной литературой, ему был интересен театр, история, философия. Еще будучи студентом, собирает информацию для своего произведения о Первой мировой войне и революции.
В период войны проявил активную позицию. На фронт его взяли не сразу из-за состояния здоровья, но вскоре он все же был призван. В течение всей войны ведет дневники и отправляет своим друзьям из литературных кругов. За несколько лет из обычного солдата становится капитаном, получив специальное образование. Был удостоен ордена Красной звезды.
В 1945 году Солженицына арестовывают по подозрению в «военной цензуре». Его взгляды за период войны сильно изменились, он критиковал власть Сталина в письмах к своим близким и сравнивал действующий режим с крепостным. После следствия был приговорен к 8 годам в исправительных лагерях. После освобождения его ожидала вечная ссылка. В течение отбывания наказания поменял несколько исправительных учреждений. Освободился в 1953.
За период тюрьмы он разочаровался в идеологии марксизма, и все больше склонялся к патриотизму. В 1956 году был освобожден, так как в его действиях отсутствовал состав правонарушения. А в 1957 году Верховным судом был реабилитирован. Он смог вернуться в Центральную часть России. За период с 1945 по 1957 перенес 2 болезни: семиному и рак. В обоих случаях был прооперирован.
В 1962 году благодаря личным заслугам вступает в Союз писателей СССР — начинается творческий путь писателя. Его произведения резко выделяются на фоне работ других авторов того времени. Солженицын не боится смело высказывать свою позицию, а его взгляды вызывают резонанс. Книги начинают переводиться на иностранные языки.
Со сменой власти меняется и положение Александра Исаевича Солженицына. Некоторые его высказывания и взгляды власть принимает негативно. К 1970 году он был исключен из Союза писателей. В тот же год он получает Нобелевскую премию по литературе. Писатель делал акцент на том, что его заслуга в политическом аспекте трудов. После этого власти начинают активную агитацию против него.
В 1974 году, после выхода книги «Архипелаг ГУЛаг», он был обвинен в измене родине. Собирается инициативная команда по выдворению его за пределы страны. В феврале это состоялось, и он был отправлен на территорию ФРГ. После высылки началась массовая акция по уничтожению работ Солженицына по всей стране. В том числе книг на иностранных языках.
Писатель долго путешествовал по Европе. Побывал в США, где агитировал против советской власти и рекомендовал отказаться от сотрудничества с ними. При этом в своих редких интервью указывал и на недостатки американских властей, чем вызывал негативную реакцию с их стороны.
Еще одна перемена властей вновь повлияла на Солженицына. В 1990 году его восстанавливают в российском гражданстве, а книгу «Архипелаг ГУЛаг» начинают активно печатать. 27 мая 1994 года — дата возвращения писателя с семьей в Россию. Перед тем как осесть в Москве, он прокатился на поезде через всю страну из Владивостока. Умер писатель в 2008 году от сердечной недостаточности. Писатель несколько лет сильно болел и бо́льшую часть времени проводил в своем особняке в Троице-Лыкове.
О документе Однако в России были те, кто приветствовал то, что делал Петр. После смерти Петра эти поклонники начали мифологизировать его достижения. Приведенный здесь панегирик был написан после смерти Петра по случаю коронации его дочери Елизаветы в 1741 году. Некоторые считают, что его цель состояла в том, чтобы напомнить Елизавете о политике и деяниях ее отца. Это также был ранний вклад в миф, который с тех пор окружает Петра Великого. Документ . . . Приступая к этому предприятию, с чего я начну свою речь? Своими телесными данными? С величием Его силы? Но оно проявляется в мастерстве тягостных трудов, трудов бесчисленных, в преодолении страшных препятствий. Начать ли с Его героического вида и роста в сочетании с величественной красотой? Но помимо многих, живо вызывающих образ Его, запечатлевшийся в их памяти, есть свидетели тех, кто в разных штатах и городах, привлеченные Его славой, стекались, чтобы полюбоваться образом, соответствующим Его делам и достойным великий монарх. Должен ли я начать с Его бодрости духа? Но это доказывает неутомимая бдительность, без которой невозможно было бы совершить столь многочисленные и великие дела. Поэтому я немедленно приступаю к изложению этих деяний, зная, что легче начать, чем достичь конца, и что этот Великий Человек не может быть восхвален лучше, чем тот, кто подробно перечислит Его труды, если бы только было возможно перечислить их. Итак, насколько позволят силы и краткость ограниченного времени, мы упомянем только Его наиболее важные дела, затем могущественные препятствия, преодолеваемые ими, и, наконец, добродетели, которые помогали Ему в таких предприятиях. В рамках Своих великих замыслов всемудрый Государь предусмотрел в качестве абсолютной необходимости распространение всех видов знаний на родине, а также увеличение числа лиц, искусных в высших областях знаний , вместе с художниками и мастерами; хотя я уделил Его отцовской заботе в этом вопросе самое видное место, всей моей речи не хватило бы, чтобы подробно описать ее. Ибо, неоднократно облетая европейские государства подобно быстро парящему орлу, Он побудил (отчасти приказом, а отчасти собственным веским примером) великое множество Своих подданных покинуть на время свою страну и убедить себя в почувствуйте, какую большую пользу может извлечь человек и все государство из путешествия в чужие регионы. Тогда отворились широкие врата великой России; затем . . . сыновья России, путешествующие (редактор) вперед, чтобы приобрести знания в различных науках и искусствах, и, в другом направлении, иностранцы, прибывающие с различными навыками, книгами и инструментами. Затем к изучению математики и физики, прежде считавшихся формами волшебства и чародейства, но ныне облеченных в порфиру, увенчанных лаврами и возложенных на царский престол, оказывалось благоговейное почтение в освященной Личности Петра. Какую пользу принесли нам все разные науки и искусства, купавшиеся в таком сиянии величия, доказывается избыточным богатством самых разнообразных удовольствий, коих предки наши, до дней великого просветителя России, не только лишены, но во многих случаях не имели даже никакого зачатия. Сколько предметов первой необходимости, прежде с трудом и с большими затратами доставлявшихся в Россию из дальних стран, производятся теперь внутри государства и не только обеспечивают наши нужды, но и излишками своими снабжают другие земли. Было время, когда соседи по нашим границам хвастались, что Россия, великое и могущественное государство, не в состоянии без их помощи нормально вести военные действия или торговать, так как в ее полезных ископаемых нет ни драгоценных металлов для чеканки монет, ни даже железа. , столь необходимое для изготовления оружия, с которым можно противостоять врагу. Этот упрек исчез через просвещение, принесенное Петром; недра гор были открыты его могучей и трудолюбивой рукой. Металлы льются из них и не только свободно раздаются внутри страны, но и отдаются иностранным народам как бы в счет погашения кредитов. Отважная русская армия обращается против вражеского оружия, произведенного из русских мин и русских рук. В создании многочисленной армии, необходимой для защиты родины, безопасности Его подданных и беспрепятственного осуществления важных предприятий внутри страны, сколь велика была забота Великого Монарха, как безудержно Его рвение, как усердны Его поиски путей и средств! . . . Невозможное стало возможным благодаря необычайному усердию и, главное, неслыханному примеру. В прежние времена римский сенат, видя императора Траяна, стоящего перед консулом, чтобы принять от него консульский сан, восклицал: «Через это ты становишься тем больше, тем величественнее!» Какие восклицания, какие аплодисменты доставались Петру Великому за Его беспримерное самоуничижение? Отцы наши видели своего коронованного Государя не среди претендентов на римское консульство, а в рядах простых воинов, не требующих власти над Римом, но послушных велениям Своих подданных. О вы, прекрасные края, счастливые края, увидевшие столь дивное зрелище! О, как дивились вы дружному состязанию полков единого Государя, и командира, и подчиненного, отдающего приказы и повинующегося им! О, как вы восхищались осадой, защитой и взятием новых русских крепостей, не для немедленной корыстной выгоды, а ради будущей славы, не для усмирения врагов, а для ободрения земляков. Оглядываясь на те минувшие годы, мы можем теперь представить себе великую любовь к Государю и горячую преданность, с которой воспламенялась вновь учреждённая армия, видя Его в их компании за одним столом, вкушая ту же пищу, видя Его лицо, покрытое пыль и пот, видя, что Он ничем не отличался от них, разве что в учении и усердии Он всех превосходил. Таким необыкновенным примером премудрейший Государь, возвышаясь в сане рядом со Своими подданными, доказал, что Монархи никак иначе не могут так умножить свое величие, славу и знатность, как таким милостивым снисхождением. Русское войско закалилось таким поощрением и во время двадцатилетней войны со шведской короной, а потом и в других походах наполняло концы вселенной грохотом своего оружия и шумом своих триумфов. Правда, первая битва под Нарвой не увенчалась успехом; но превосходство наших врагов и отступление русской армии, по зависти и гордыне, преувеличены к их прославлению и нашему унижению, несоразмерно действительному событию. Ибо, хотя большая часть русской армии прошла только двухлетнюю службу и столкнулась с опытной армией, привыкшей к сражениям, хотя между нашими командирами возникли разногласия, и злонамеренный перебежчик открыл неприятелю все положение в нашем лагере и Карла XII [из Швеция] внезапной атакой не дала русским времени выстроиться в ряды, но даже при отступлении они уничтожили готовность противника сражаться до окончательной победы. Таким образом, единственная причина, по которой оставшаяся в целости русская лейб-гвардия вместе с другой значительной частью армии не решалась после этого атаковать врага, заключалась в отсутствии ее главных руководителей, вызванных Карлом для мирных переговоров и задержанных как заключенные. По этой причине гвардия и остальная армия возвратились в Россию с оружием и военным сундуком, с барабанным боем и развевающимися знаменами. Что эта неудача произошла более от описанных несчастливых обстоятельств, чем от какой-либо неумелости русских войск, и что новая армия Петра могла, еще в зачаточном состоянии, победить закаленные полки врагов, было доказано в следующем году и впоследствии многими славные победы одержали над ними. . . . Бросив беглый взгляд на сухопутные войска Петра, достигшие зрелости в младенчестве и сочетавшие обучение с победами, устремим свой взор по водам, Мои Слушатели; давайте посмотрим, что сотворил там Господь, чудеса Его на глубине, явленные Петром к изумлению мира. . . . . С того самого времени, когда изобретение лодки (которая хотя и мала по размерам, но велика по влиянию и славе) возбудило в неусыпном духе Петра благотворное стремление основать флот и явить на пучине могущество России, Он приложил силы Своего великого ума к каждой части этого важного предприятия. Когда Он исследовал эти места, Он убедился, что в таком трудном деле не может быть успеха, если Он Сам не приобретет достаточного знания о нем. Но где это было взять? Что должен предпринять Великий Государь? . . . . . . Но еще большее было изумление, которое Он возбудил, большее зрелище, которое Он представил взорам всего мира, когда… . . Он отлучился на время из Своих владений и, скрыв величие Своей Личности среди смиренных рабочих в чужой стране, не погнушался научиться ремеслу корабельного плотника. Те, кому довелось быть Его соучениками, сначала дивились тому поразительному факту, что русский не только так быстро освоил простую плотницкую работу, не только довел Себя до того, что мог сделать своими руками каждую деталь, необходимую для строительство и оснащение кораблей, но и приобрел такие навыки в морской архитектуре, что Голландия уже не могла удовлетворить Его глубокое понимание. Каково же тогда было изумление, возбудившееся во всех, когда узнали, что это не простой русский, а Сам Владыка того великого государства, взявший на себя тяжелые труды в руках, рожденных и помазанных на ношение Скипетра и Державы. Но было ли это просто из чистого любопытства или, в лучшем случае, в целях обучения и командования, Он достиг в Голландии и Британии совершенства в теории и практике снаряжения флота и в навигационной науке? Везде Великий Государь побуждал Своих подданных к труду не только повелением и наградой, но и собственным примером! В свидетели призываю вас, великие русские реки; Я обращаюсь к вам, о счастливые берега, освященные стопами Петра и орошенные Его потом. Сколько раз ты раздавался ликующими и нетерпеливыми криками, когда тяжелые бревна, готовые к спуску корабля, медленно двигались рабочими, а затем, по прикосновению Его руки, делали внезапный рывок к быстрому течению, воодушевляя множество, воодушевленное Его примером, добивать огромные скитальцы с невероятной скоростью. Какое дивное и захватывающее зрелище представляли собой собравшиеся люди, когда эти огромные сооружения приближались к спуску на воду! Когда их неутомимый Основатель и Строитель, двигаясь то наверху, то внизу, то кружась, проверял прочность каждой части, мощность механизмов и точность всех приготовлений и командованием, поощрением, изобретательностью и быстрым умением Своих неутомимых рук исправил обнаруженные Им недостатки. В этом неослабевающем усердии, в этом непобедимом упорстве в труде легендарная доблесть древних была показана в петровские времена не вымыслом, а самой правдой! . . . Я ничего не говорю о помощи, оказываемой в этом вопросе другими мудрыми учреждениями, но упомяну об увеличении внешних доходов. Промысел Божий содействовал добрым намерениям и усилиям Петра, открывая Его рукой новые порты Варяжского [Балтийского] моря в городах, завоеванных Его доблестью и возведенных Его собственными трудами. Для более удобного прохода русских купцов соединялись великие реки, устанавливались повинности, заключались торговые договоры с различными народами. Какая польза происходила от роста этого изобилия внутри и снаружи, было ясно из самого основания этих учреждений, ибо, продолжая двадцать лет вести тяжелую войну, Россия была свободна от долгов. Что же, все великие дела Петра уже изображены в моем жалком наброске? О, сколько труда еще остается моим мыслям, голосу и языку! Прошу вас, мои слушатели, по неведомому вам соображению, сколько усердных усилий потребовалось для основания и учреждения судебной власти, для учреждения Правительствующего Сената, Святейшего Синода, государственных коллегий, канцелярий и другие правительственные учреждения с их законами, постановлениями и статутами; за установление табель о рангах и введение наград как внешних знаков заслуг и благосклонности; и, наконец, для внешней политики, миссий и союзов с иностранными державами. Вы можете созерцать все это сами с умом, просвещенным Петром. . . . Ничто не может служить мне так хорошо, чтобы продемонстрировать доброту и мягкость Его сердца, как Его несравненная милость по отношению к Своим подданным. Великолепно одаренный, возвысившийся в Своем величии и превознесенный самыми славными делами, Он лишь еще больше умножил и украсил все это Своей несравненной милостью. Часто Он просто перемещался среди Своих подданных, не одобряя ни помпезности, провозглашающей присутствие монарха, ни раболепства. Часто любой идущий мог свободно встретить Его, следовать за Ним, идти вместе с Ним, завязать разговор, если бы захотел. В прежние времена многих государей носили на плечах и головах их рабы; благодать возвысила Его над этими самыми Владыками. В самое время праздника и отдыха к Нему приносили важное дело; но важность не уменьшила веселья, а простота не уменьшила важности. Как Он ждал, принимал и приветствовал Своих верных подданных! Какое веселье было за Его столом! Он задавал вопросы, слушал, отвечал, обсуждал, как с друзьями; и то время, которое было сэкономлено за столом из-за небольшого количества блюд, было потрачено на любезную беседу. Среди стольких государственных забот Он жил вольготно, как среди друзей. В скольких хижинах ремесленников водил Он Его Величество и ободрял Своим присутствием самых смиренных, но искусных и верных слуг. Как часто Он присоединялся к ним в упражнении их ремесел и в различных трудах. Ибо Он больше привлекал своим примером, чем принуждал силой. И если было что-то, что тогда казалось принуждением, то ныне открывается как благодеяние. . . . Источник: Из О развращении нравов в России князя М. М. Щербатова. Под редакцией и переводом А. Лентина. Авторские права принадлежат издательству Кембриджского университета, 1969 г. Перепечатано с разрешения издательства Кембриджского университета. |
Глоссарий Неутомимый Панегирик |
Интервью с Катериной Ломоносовой | Photo Pathway
Катерина обладает уникальным стилем в фотографии и является победителем многих международных фотоконкурсов. Мне очень повезло взять у нее интервью, и она оказалась очень приятным человеком.
Рад представить Вам Катерину Ломоносову!
Нажмите на фото, чтобы увеличить.
Прежде всего расскажите немного о себе. Когда вы начали интересоваться фотографией? Какие этапы вашего развития как фотографа были самыми важными?
Родился в 1975 году в Украине. В детстве любил рисовать и графику. В 1997 году я переехал на ПМЖ в Израиль, где и живу сейчас. С 2000 года работаю графическим дизайнером в рекламной компании.
Я увлекся фотографией еще в 2005 году. Так получилось, что в то время в моей жизни появилась некая пустота. Захотелось заполнить эту пустоту чем-то интересным, красивым, ярким… Этим «чем-то» оказалась фотография…
С каждой новой работой я расту и развиваюсь, я художник, я живу, думаю и чувствую своими творениями… Творческая фотография стала важной частью моей жизни… Я участвую в различных проектах в области документального кино и художественной фотографии, и я планирую расти и развиваться дальше в этой области.
Фото Катерины Ломоносовой. Нажмите на фото, чтобы увеличить.
Где вы черпаете вдохновение и идеи для своих работ?
Вдохновение и идеи для моих работ приходят по-разному… Иногда идея просто всплывает из подсознания, а некоторые вещи приходят из картинок других авторов в Интернете. Некоторые из моих работ вдохновлены картинами известных художников. Есть и идеи на ту или иную тему, которые буквально долго «вынашивают» в голове, прежде чем находят выход, чтобы запечатлеть на фотографии.
Кто ваши модели? Это ваши родственники, знакомые или, может быть, профессиональные фотомодели? Как вы их выбираете?
Моими первыми моделями были мои дети – сын, которому тогда было пять лет, и дочка, ей тогда было тринадцать. Позже к моему арсеналу добавились некоторые мои друзья и знакомые, а также друзья моей дочери. В наши дни многие профессиональные фотомодели были бы за честь участвовать в моих фотоработах.
Для меня самое главное при выборе модели — не профессионализм модели, а его естественный язык тела и выразительное лицо, особенно глаза.
Для меня важно показать в своих фотографиях не только красоту линий и расположение световых пятен, но и что-то из глубины человеческой натуры, можно сказать «душу». В своей работе я всегда стремлюсь придать своим фотографиям глубину смысла, чтобы они заставили людей задуматься и попытаться понять то, что я хотел выразить. Я хочу, чтобы мои фотографии доходили до самых глубоких чувств и эмоций человека.
Фото Катерины Ломоносовой. Нажмите на фото, чтобы увеличить.
Как вы находите и выбираете места?
Большинство моих фотографий сделаны в гостиной моего дома. Я просто отодвигаю мебель и делаю небольшую «студию», но она больше похожа на простой уголок. Иногда я выхожу с друзьями, чтобы пофотографировать на улице. При съемке на улице я предпочитаю заброшенные дома, но с неповрежденными стенами и окнами, поэтому даже снаружи я ищу места, похожие на привычную домашнюю обстановку.
Сколько времени в вашей еженедельной рутине уделяется фотографии?
В хорошие времена каждая пятница посвящена фотографии. Один день в неделю. Иногда снимаю и по субботам. Но у меня бывают периоды занятости, когда приходится жертвовать своим хобби ради других дел, и может пройти несколько недель, а я не сделаю ни одной фотографии.
Поговорим о следующей фотографии:
Фотография Катерины Ломоносовой. Нажмите на фото, чтобы увеличить.
Глядя на него, у меня возникают смутные ассоциации с какими-то моими детскими страхами. Что вы хотели передать этой фотографией?
Эта фотография называется «Философия несвободы». Поначалу эта фотография просто производит впечатление ребенка-заключенного, смотрящего наружу из «клетки». Но я вкладываю сюда и скрытый смысл. Обратите внимание на руки ребенка. Посмотрите, как сильно он цепляется за свою «клетку». Как часто мы, будучи несвободными в прямом или переносном значении этого слова, боимся вырваться из «клетки», боимся перемен в жизни, комфортно себя чувствуем в своей несвободе, хотя и не всегда в этом признаемся?
Такая интерпретация не лежит на поверхности, и если зритель не успеет ее «расшифровать», она останется скрытой. Но и без этого фотография получилась глубокой, запоминающейся и сильной – во многом благодаря хорошей игре моего пятилетнего сына ☺.
Фото «Октябрь…» Мне понравилось больше всего. Он дышит нежностью и свежестью осени… Расскажите немного о создании этой фотографии.
Фото Катерины Ломоносовой. Нажмите на фото, чтобы увеличить.
Эта работа одна из моих любимых. Модель — молодая женщина, которая пришла ко мне. Она хотела, чтобы я создал ее красивые фотографии. Поэтому ей хотелось хорошо выглядеть на снимках, и моей целью было не разочаровать ее…
Идея волос-дерева пришла мне в голову сразу, но постобработка заняла несколько часов. Потом я уже был готов отправить работу заказчику, но что-то меня остановило…
Я каждый день той недели возвращался к работе над ней – пробовал добавлять разные элементы, но ничего не получалось. Пока однажды мне не пришла в голову идея добавить падающие листья на дерево… Потом все встало на свои места, и фотография обрела окончательный вид.
Расскажите об аксессуарах, которые вы используете в своей работе.
Каждая композиция имеет свои аксессуары. Иногда это перчатки или веер, часто разные виды ткани, иногда цветы. Я также люблю использовать фрукты и овощи — они кажутся мне «настоящими», такими, какими их создала природа, я думаю, это важно для моей работы. Однажды я даже принесла с работы стремянку — она дополняла фон композиции, и я сделала с ней очень красивые снимки.
Фото Катерины Ломоносовой. Нажмите на фото, чтобы увеличить.
Какое оборудование вы используете? Насколько важно качественное оборудование для фотографа?
Я начал с небольшого фотоаппарата Fuji A210. Многие из моих ранних работ, которые сделаны с его помощью, сейчас участвуют в международных выставках и конкурсах. Позже я купил Canon 350D и пользовался им три года. Мои лучшие работы сделаны с помощью этой камеры.
Теперь у меня Canon 5D Mk.II. Я с удовольствием перешел на полный кадр, но все же считаю, что фотографию создают глаза и разум фотографа, а не камера.
Мое мнение, что в большинстве случаев не важно, какой камерой сделан снимок, главное, когда фотография проникает глубоко внутрь и затрагивает ваши чувства.
Расскажите немного о своей работе со светом. Какие методы освещения и оборудование вы используете?
Освещение? Я использую естественный свет, который попадает в мою гостиную через окна. Больше ничего. Я не использую вспышки, зонтики или отражатели. Для меня важно иметь свободное время в светлое время суток.
Сколько времени вы посвящаете Photoshop? Какие функции Photoshop вы используете чаще всего?
Постобработка в Photoshop очень важна для меня. Я уделяю этому довольно много времени. Над каждой фотографией работаю по несколько часов. Я использую цветокоррекцию, добавляю различные текстуры и много работаю с масками и слоями.
Фото Катерины Ломоносовой. Нажмите на фото, чтобы увеличить.
Можно ли купить вашу работу, и если да, то где?
Я продаю свои работы в галереях в интернете, некоторые из них представлены в московской галерее «Фотолофт»
Вы также можете приобрести мои работы напрямую у меня.