Общественное устройство Древнерусского государства. | Русский след
Домой / Античный Русский мир. / Общественное устройство Древнерусского государства
1.5. Общественное устройство Древнерусского государства.
Общественная организация восточных славян накануне образования Древнерусского государства была сложная и разнообразная. Живы были ещё родовые и племенные связи, но уже образовались и чисто политические союзы племён, объединенных соседством и общностью интересов. Единство соседской общины поддерживалось не кровными, а хозяйственными связями.
Задолго до образования Древнерусского государства на торговых путях его территории уже было несколько больших городов: Киев, Чернигов, Суздаль, Муром, Новгород, Смоленск и др.
Во главе государственных образований восточных славян стояли светлые князья из племенной знати. Князья избирали старшего князя, который становился вождём в сражениях. Князей окружала родовая знать – «нарочитые люди», «лучшие мужи». Важнейшие вопросы решались на вечевых народных сходах. Отдельные восточнославянские народы создавали военные союзы. Существовало общее воинское ополчение, вокруг князя, сложилась профессиональная организация воинов – дружина, которая делилась на старшую и младшую.
Государства восточных славян были раннеклассовыми по своей сути, но с тенденцией развития не рабовладельческих, а феодальных отношений. Классы только зарождались, и родовая знать, князь и дружинники стремились захватить главное богатство – землю. Захватывая общинные земли и земли покоренных народов, знать не сгоняла земледельцев с земли, ранее им принадлежавшей, а заставляла их платить подати, превращая в зависимое население, обязанное оброком или барщиной новому собственнику земли.
Такая «военная демократия», существовавшая в условиях родоплеменной жизни, уступала место новым социально-экономическим и духовным отношениям, хотя внутриплеменная структура социальной власти (вече, избрание вождя, князей, сословие старейшин) сохранялась длительное время.
Возникала публичная власть – власть, выросшая из родоплеменного общества, но уже возвышающаяся над этим обществом и приобретшая полномочия принуждения в отношении соплеменников, а не только в отношении «иноземцев».
Родоплеменная знать во главе с князем начала отделяться от простых общинников в социальном (сословном) и в имущественном отношениях. Таким образом, образовалась изначальная элита, которая постепенно присваивала полномочия государственной власти.
В начало: История государства и права России.
Анна Ивановна Толстая.
Глава 1. Государства у восточных славян и русов с древнейших времен до IХ века нашей эры.
1.1. Древние славяне и русы
1.2. Праславянская цивилизация
1.3. Государственное устройство древней Руси.
1.4. Роксолане, русы, русичи.
Читайте также:
Язычники не воспринимали христианство враждебно.
Роксолане, русы, русичи
русский мирРусьславяне 2016-09-202.
4. Общественное устройствоНаселение Древнерусского государства делилось на свободных и зависимых. Древние памятники называют свободное население «люди» и «мужи». Иногда к этим терминам присоединялись определения: «старейшие», «вятшие», «лучшие», «молодшие», «простые», «черные» и т.д. К свободному населению относились князья, бояре, дружинники, огнищане, купцы, ремесленники, свободные земледельцы и духовенство. Свободное население делилось на ряд социальных групп.
К высшему сословию относились князья, бояре, дружинники, крупные землевладельцы. В Русской Правде высшее сословие обозначено тремя терминами: боярин, огнищанин и княжий муж. Это была родоплеменная знать, имеющая свои вотчины, в которых они сами вершили суды и собирали подати без права вмешательства князя. Эти права оформлялись иммунитетной грамотой.
К средним слоям населения относились купцы, ремесленники, «житьи», или «житейские», люди. Основную массу населения составляли черные люди и смерды. Смерды занимались земледелием, охотой, бортничеством. Они могли быть собственниками земли или арендаторами. Смерды являлись главными плательщиками дани.
С принятием христианства на Руси сформировался еще один слой населения — духовенство, которое делилось на «черное» — монастырское монашество и «белое» — церковноприходское. Церковь быстро стала крупным землевладельцем.
Зависимое население составляли холопы. Пленников на Руси называли челядью, а людей, ставших рабами по причине самопродажи в рабство или женитьбы на «робе», а также осужденного на рабство называли холопами. Они были полностью бесправными. Однако это носило частный характер и не превратилось на Руси в рабовладельческий общественно-экономический строй.
Одна категория населения являлась полузависимой. К ней относились: «закупы», «рядовичи», «вдачи». «Закупом» назывался человек, взявший у землевладельца взаймы денежную ссуду, зерно, орудия труда или еще что-то и обязавшийся отработать купу с процентами, при этом размер процентов определялся землевладельцем, и нередко «закуп» не мог отработать свой долг и становился холопом.
«Рядович» и «вдач» заключали с феодалом договор займа и отрабатывали его. Они также могли стать холопами.
Основной общественной ячейкой высшего сословия была вотчина. Она принадлежала родовой знати, передавалась по наследству, имела натуральный характер хозяйства, свои правила и обычаи.
Право в Древнерусском государстве формировалось и совершенствовалось по мере развития общества. Процесс формирования был длительным. Источниками права были обычаи славянских племен и племенных союзов, а также решения князей, судов и договоры. При этом у разных племен были различные правовые обычаи, находившиеся под сильным религиозным влиянием и влиянием моральной ответственности. Сфера действия обычного права была одинаковой во всех племенах. Оно распространялось на семейно-брачные и имущественные отношения. В уголовном праве долгое время существовала кровная месть. Обычное право было устным и носило общее название — «Закон русский».
Прообразом законодательства Древней Руси были княжеские уставы. В летописях упоминаются Уставы князя Владимира о десятинах, судах и людях церковных и Уставы Ярослава Мудрого. Существовали также княжеские уставные грамоты, определявшие отношения светской и церковной власти и устанавливавшие повинности феодально зависимого населения.
Правовыми актами древнерусского государства были также и договоры (устные и письменные, княжеские, внутренние и международные).
Важнейшие международные договоры с греками 907, 911, 944, 977 гг. занесены в летопись. Основным содержанием этих договоров являлось регулирование торговых отношений между русскими купцами и Византией, а также разрешение гражданско-правовых споров и виды наказаний за уголовные преступления.
В конце X в., после принятия христианства, на Руси стали действовать документы византийского происхождения (Номоканон Иоанна Схоластика, написанный еще в VI в. и содержавший важнейшие церковные правила и сборник светских законов; Номоканон 14 титулов; Эклога, регулировавшая феодальные отношения, связанные с землевладением; Прохирон, называвшийся на Руси «Градским Законом», или «Ручной Книгой законов», и др.). Эти церковно-юридические документы назывались на Руси «Кормчими Книгами».
Русская церковь обладала и своей юрисдикцией, которая осуществлялась на основе номоканонов и княжеских церковных уставов. Церковь судила черное и белое монашество и мирян по делам духовно-нравственного характера. В ведении церкви были все дела по семейно-брачным отношениям.
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ
Богдан Слющинский ◽
Экономическое развитие ◽
Социальная структура ◽
Культурные ценности ◽
Социальное пространство ◽
Культурное развитие ◽
Исторический период ◽
Социальные явления ◽
Актуально сегодня ◽
Стадия развития ◽
Социальный
В статье рассматриваются коммуникативные связи, без которых общество не может существовать, но они постоянно меняются в зависимости от различных факторов, в том числе социальной структуры общества, социального пространства, уровня социально-экономического развития, государства и управления, демократии и действующих законов, которые постоянно влияют на модернизацию общества. История человечества насчитывает 35-40 тысяч лет. В каждый исторический период общество находилось на определенном этапе развития, на котором создавался соответствующий социокультурный уровень, который в той или иной мере влиял на общение в обществе, ведь без общения общество не может существовать. Следует отметить, что социокультурный уровень зависит от социальной структуры общества и определяется социальным пространством и уровнем развития культуры в данное историческое время, а также политическим и экономическим развитием страны и окружающей ее среды. другие страны. Общество представляет собой совокупность всех средств взаимодействия и форм объединения людей, сложившихся исторически, имеющих общую территорию, общие культурные ценности и социальные нормы, характеризующихся социокультурной идентичностью его членов. Социальное пространство понималось как совокупность точек воображаемого континуума, имеющего заданное количество осей измерения (координат), описывающих структуру общества.
Социальное положение и этническая принадлежность в российских республиках
В настоящее время людей в России разделяют не столько этнические или культурные различия, сколько более глубокие проблемы, лежащие в сфере политики, отмечает Леокадия Дробижева, председатель Института этнографии и антропологии, Россия Академии наук, Москва. К Дробижевой присоединилась Виктория Коротеева, старший научный сотрудник Института этнографии и антропологии Российской академии наук, Москва, на лекции в Институте Кеннана 3 апреля 2000 г.
Дробижева и Коротеева провели опросы в Татарстане, Башкортостане и Саха (Якутия) для анализа участия различных этнических групп в трансформационном процессе; как новые социальные разделения, возникшие в результате переходного периода, влияют на межэтнические отношения; и как появляются новые солидарности.
По словам Дробижевой, этническое разнообразие влияет на социальное разнообразие и социальную дифференциацию. После финансового кризиса августа 1998 г. общая социальная структура России изменилась. В настоящее время существует небольшой высший класс, сокращение доли среднего класса и резкое увеличение числа людей, относящих себя к низшему классу. Однако в национальных республиках ситуация иная, комментирует Дробижева. В Татарстане, Башкортостане и Саха значительная часть людей по-прежнему идентифицирует себя как часть среднего класса. Кроме того, среди русских выше доля тех, кто относит себя к низшему классу, чем среди коренного населения. Дробижева привела статистику, показывающую, что реальное положение этносов изменилось не столько, сколько их представления.
Между регионами существуют различия в том, что значит быть средним классом. Именно здесь, по мнению Дробижевой, вступают в игру этнокультурные особенности, влияющие на самовосприятие людей. На вопрос, что значит быть богатым, респонденты в Татарстане ответили, что это значит иметь свой бизнес. Для россиян быть богатым означало иметь деньги и иметь возможность тратить их по своему усмотрению. Для якута, кроме денег, важно было иметь хорошую работу.
По мнению Дробижевой, поскольку представления о том, что значит быть успешным, различаются, люди разного этнического происхождения не всегда могут понять, каковы культурные ожидания других. Часто в основе межнациональной напряженности лежит скорее субъективное восприятие своего положения в обществе, чем реальный объективный статус, констатировала Дробижева.
Виктория Коротеева далее описала этническую и социальную структуру в опрошенных республиках. В отличие от Татарстана и Башкортостана среди общин Саха существует территориальная и профессиональная сегрегация. Народ саха живет в основном в сельской местности и занимается преимущественно сельским хозяйством и некоторыми интеллектуальными занятиями, такими как преподавание. И наоборот, русские в Саха являются городскими жителями и заняты в промышленности. Однако во всех обследованных республиках титульные национальности занимали непропорционально большое количество должностей как в государственной, так и в экономической сфере. Это знаменует собой новое культурное разделение труда, считает Коротеева.
Следуя из этих представлений, продолжила Коротеева, доступ к власти и статус культуры и языка являются дополнительными индикаторами статуса этнических групп. В случае с Татарстаном в советский период низкий статус татарской культуры и языка среди городских татар способствовал толчку к политическим изменениям и изменению статуса татарской и русской культур. По мнению Коротеевой, сейчас, в постсоветскую эпоху, политический статус является важнейшим измерением общего социального статуса. У многих российских респондентов существовало убеждение, что титульные группы имеют больше шансов на продвижение в правительстве и лучший доступ к рабочим местам, поэтому их политический статус в их глазах снизился.