«Саммит богов» в Кельне – DW – 22.02.2012
«Похищение Персефоны». 3-й век н.э.Фото: Römisch-Germanisches Museum Köln
22 февраля 2012 г.
Извергающий громы и молнии Зевс, богиня красоты и любви Афродита, бог виноделия Дионис… Такая незабываемая встреча ожидает посетителей Римско-германского музея в Кельне.
https://p.dw.com/p/13oDsРекламаОторваться от бренной земной жизни и взмыть в небеса — именно это предлагает необычная выставка «Возвращение богов» («Rückkehr der Götter»), которая проходит в Римско-германском музее (Römisch-Germanisches Museum) в Кельне.
В экспозиционных залах вы окунетесь в мир бессмертных греческих богов, и сегодня не утративший очарования. Уникальные мраморные статуи, рельефные изображения, роскошные сосуды, множество других редких экспонатов для этой уникальной выставки предоставлены объединением «Государственные музеи Берлина» (Staatliche Museen zu Berlin).
В человеческом обличии
Древние греки верили, что боги способны испытывать чувства. В их представлении жизнь богов была насыщена не только подвигами и сражениями, но и страданиями. И, чтобы божества были счастливы, для них возводили храмы. Священнослужителям вменяли в обязанность поддерживать в них порядок и регулярно совершать ритуалы во славу богов. Каждый из греческих богов отвечал за определенную сферу жизнедеятельности. И человек обращался к тому или иному божеству, в зависимости от конкретной ситуации.
А еще древние греки были убеждены, что только в прекрасном теле может жить прекрасная душа. Именно поэтому боги, созданные античными скульпторами, обладают дивной красотой, благородной осанкой, величием. Как отмечает заместитель директора Римско-германского музея Фридерике Науман-Штекнер (Friederike Naumann-Steckner), каждого бога ваятели наделяли индивидуальными чертами и особыми атрибутами.
«Дрезденский Зевс». 2-й век н.э. (римская копия)Фото: Römisch-Germanisches Museum KölnПрекрасные незнакомцы
Выразительное лицо, грива густых волос, пышная борода, усы. Что-то львиное есть в этом воплощенном в мраморе образе. Предполагается, что это голова Зевса. Скульптура напоминает так называемого дрезденского Зевса, изваянного Агоракритом, любимым учеником Фидия.
Нежный изгиб шеи. Слегка опущенная голова. Безукоризненные черты лица. Волнистые волосы расчесаны на прямой пробор и убраны назад. Кто эта прекрасная богиня, до сих пор неизвестно. В 19-м веке предполагалось, что это голова Геры — покровительницы брака, защитницы женщин, сестры и одновременно супруги Зевса.
«Гера Фарнезе». 1-й век н.э. (римская копия)Фото: Römisch-Germanisches Museum Köln«Берлинская танцовщица» — так называют скульптурное изображение извивающейся в неистовом танце, похожей на вакханку женщины. Танцуя, она едва касается пола. Руки и голова у скульптуры отбиты, но все равно она завораживает.
В стремительном вихре событий
Женщины отбиваются от исполинских змей. А в центре — опустившаяся на колени, обезумевшая от ужаса девушка, увлекаемая суровым мускулистым великаном к запряженной конями колеснице. Это юная красавица Персефона (древние римляне называли ее Прозерпиной). Вместе с богинями Минервой, Венерой и Дианой она собирала цветы, когда вдруг явился грозный властитель Царства мертвых Аид (у римлян Плутон), чтобы похитить ее и увезти на своей упряжке в недра земли, в лишенное света Царство мертвых.
Разъяренный Зевс сражается сразу с тремя гигантами. Противник слева уже поражен. Исполин справа вот-вот рухнет. Теперь Зевс готовится метнуть молнию в главного врага — змееподобного Порфириона. «Битва Зевса с Порфирионом» — копия одного из самых известных рельефов знаменитого Пергамского алтаря, который хранится в берлинском Пергамоне (Pergamonmuseum).
«Битва Зевса с Порфирионом». Ок. 170 года до н.э. (копия)Фото: Römisch-Germanisches Museum KölnСтрасть прусских королей
Древний Рим развивался под сильным влиянием превосходящей его в культурном отношении Греции и многое у нее перенял. Только имена богов римляне изменили: Зевс у них стал Юпитером, Деметра — Церерой, Гермес — Меркурием… Почти все представленные на выставке экспонаты — это римские копии (оригиналов знаменитых древнегреческих изваяний сохранилось очень мало). Эти уникальные произведения античного искусства составляют часть собрания «Государственных музеев Берлина». Как же попали они в Берлин?
Как рассказала Фридерике Науман-Штекнер, на протяжении трех столетий их собирали прусские короли и курфюрсты, почитавшие искусство древних греков, римлян и этрусков. Причем особой страстью к коллекционированию древностей отличался Фридрих Великий (Friedrich der Große).
В 1810 году король Пруссии Фридрих Вильгельм III (Friedrich Wilhelm III) повелел заложить «публичное собрание тщательно отобранных произведений искусства». И в 1822 году появился проект здания музея, разработанный выдающимся архитектором Карлом Фридрихом Шинкелем (Karl Friedrich Schinkel). Он был одобрен, и строительство началось. А 3 августа 1830 года состоялось открытие нового музея. До 1845 года он назывался Королевским (Königliches Museum), а затем был переименован в Старый музей (Altes Museum). Он и по сей день возвышается на Музейном острове в Берлине.
По белу свету
После Второй мировой войны и капитуляции Германии бóльшая часть шедевров античного искусства была конфискована державами-победительницами. Бесценные творения вывозили главным образом в Ленинград и Москву. Но уже в 1958 году часть этих произведений «трофейного искусства» СССР возвратил ГДР, и их выставили на всеобщее обозрение в музеях Восточного Берлина. Когда в 1989 году Берлинская стена пала и Германия воссоединилась, было решено реставрировать Музейный остров в Берлине. И коллекция произведений древних мастеров отправилась на это время «на гастроли».
Выставка «Возвращение богов» уже с успехом прошла в Латинской Америке, а по возвращении в Германию была развернута в Мангейме. И вот теперь экспозиция приехала в Кельн, который в античную эпоху был крупнейшим городом Римской империи к северу от Альп.
Автор: Наталия Королева
Редактор: Марина Борисова
Еще по теме
Показать ещеПропустить раздел Топ-тема1 стр. из 3Пропустить раздел Другие публикации DWНа главную страницуКосмические фотографии недели: удивительные планеты и древние боги
Почти каждая крупная планета в солнечной системе названа в честь римского бога или богини. Некоторые из планет названы из-за их поведения: например, Меркурий назван в честь посланника богов, потому что он, как нам кажется с Земли, движется по небу очень быстро (это происходит потому, что он вращается близко к солнцу). Хотя планеты в западном мире названы в честь римских божеств, в других контекстах они имеют разные имена. Древние греки называли их именами греческих богов: Юпитер был Зевсом, Меркурий — Гермесом, а Венера — Афродитой. Древние вавилоняне также называли планеты в честь своих божеств: Юпитер был Мардуком, Меркурий — Набу, а Венера — богиней Иштар. И сейчас мы отправимся в приключение, чтобы посетить каждую планету и узнать о них немного больше.
1. Меркурий
Названный римлянами как быстрый посланник богов, планета Меркурий кружится вокруг Солнца каждые 88 дней. Это жаркое место со средней температурой поверхности 166 градусов по Цельсию, но, как ни странно, в затенённых кратерах хранится водяной лед. Это самая первая фотография Меркурия, сделанная космическим кораблем Nasa «Маринер-10» в 1974 году. Вы можете увидеть, как поверхность полностью изрезана ударными кратерами — остатками столкновений, которые произошли когда-то в солнечной системе.
2. Венера
Древние римляне назвали эту планету в честь богини любви и красоты, потому что она ярко и красиво сияла в небе. Только древние римляне не могли знать, что Венера окутана густой атмосферой смертельных газов, и что серная кислота на поверхности имеет температуру 461 градус по Цельсию. Венера — вторая ближайшая к Солнцу планета, и ее часто называют сестринской планетой Земли, потому что они похожи по размеру и составу.
3. Земля
Добро пожаловать домой на единственную планету, не названную в честь римского бога. «Земля» (анг. Earth) — сочетание среднеанглийского erthe и древнеанглийского eorthe, что переводилось, конечно, как «земля». Фотография была сделана спутником Nasa GOES и освещает Северную и Южную Америку.
4. Марс
Из-за красноватого оттенка этой планеты древние римляне назвали его Марсом в честь бога войны. Они не знали, что Марс был не красным от крови, а из-за окиси железа (ржавчины) в почве. Это изображение с орбитального спутника Nasa «Викинг» было получено в 1998 году. Видите полярный ледяной покров?
5. Юпитер
Юпитер назван в честь короля богов. Это потому, что Юпитер очень большой — самая большая из всех планет. Вы можете разместить 1300 планет Земля внутри Юпитера. Когда древние цивилизации наблюдали за движением планеты, они смогли определить, что планета яркая, медленно двигается и массивная. Космический телескоп Nasa Хаббл запечатлел Юпитер с ярким сиянием на северном полюсе.
6. Сатурн
Сатурн назван в честь бога земледелия и богатства, поэтому вполне уместно, что он окружен гигантскими кольцами. Космический аппарат Кассини из Nasa сделал это изображение в 2017 году, за несколько дней до того, как влетел в атмосферу планеты и сгорел.
7. Уран
Названный в честь бога неба. Уран находится очень далеко, и людям удалось посетить его только один раз, в 1986 году, когда космический корабль Nasa Voyager 2 запечатлел это изображение. Голубая атмосфера состоит в основном из водорода, гелия и приличного количества серы.
8. Нептун
Когда Урбейн Леверье открыл этот огромный ледяной мир в 1846 году, он и его коллеги могли видели в телескоп, что планета имеет голубоватый оттенок, как океан, поэтому они назвали восьмую планету Нептун в честь бога моря. Как и Уран, люди посетили Нептун только один раз на космическом корабле Voyager 2 в 1989 году.
9. Плутон
Далеко-далеко маленький Плутон назван в честь бога подземного мира, потому что там холодно и темно. Nasa впервые добралась до Плутона в 2015 году, когда космический корабль «Новые горизонты» пролетел мимо Солнечной системы и сделал снимок Плутона и его гигантского азотно-ледяного сердца. Кстати, ученые все еще спорят, можно ли считать Плутон планетой или нет.
Хотите познать удивительный космос?
Телескоп Xiaomi Celestron Astronomical Telescope с углом обзора 60 градусов и 50-кратным приближением отлично подойдет для того, чтобы наслаждаться звёздным небом всей семьёй. Подставка для смартфона позволит зафиксировать ваши наблюдения и поделиться впечатлениями.
В чем разница между Зевсом и Юпитером?
В древнегреческой мифологии Зевс был всемогущим богом неба и грома, царем всех богов, обитавшим на горе Олимп. Между тем Юпитер был, по сути, его римским эквивалентом, пришедшим позже. Хотя у этих двух богов было много общего — оба были всемогущими богами-альфа-самцами, обитавшими в небе — они также были частью очень разных мифологических историй. Это означает, что у каждого из них есть своя отличительная, уникальная семейная история, отношения, черты характера и особые навыки. Мы исследуем некоторые из фундаментальных отличий (помимо их названий), которые отчетливо отличают их друг от друга.
Зевс был подробно описан древнегреческим писателем Гомером, а Юпитер был записан римским писателем Вергилием более 1000 лет спустя. Гомер представил нам Зевса в «Илиаде» и «Одиссее» как «отца всех богов» и сына Кроноса и Реи, который поселился на горе Олимп вместе с двенадцатью другими олимпийцами. Между тем, в «Энеиде» Вергилий знакомит нас с Юпитером, сыном Сатурна и Опса, который, по общему мнению, был «лучшим и величайшим» богом из всех, правившим с силой и благородством с небес.
2. Они выглядели Немного иначе
В греческой мифологии Зевс был сильным, красивым мужчиной, обычно с длинной бородой. Его символами были молния и орел. Напротив, появление Юпитера в римской мифологии гораздо более расплывчато. Однако в «Энеиде» он описан как «мудрый, пророческий отец». Юпитер разделял подобные ассоциации с молниями и орлами, а также иногда его связывали с дубами, которые были символом его великой мудрости.
3. У Зевса и Юпитера были разные жены
Получайте свежие статьи на свой почтовый ящик
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостейВ то время как у Зевса за всю его долгую жизнь было по крайней мере шесть разных жен, Юпитер женился только один раз на своей сестре Юноне. Но и Зевс, и Юпитер были известны своими распутными путями, и они стали отцами нескольких детей от разных женщин. Однако из них двоих Зевс был гораздо более распутным и ненадежным, идя на все, чтобы преследовать того, кто мог бы быть объектом его привязанности в данный момент. И в то время как у Зевса в результате его бесконечного потока дел было около 100 разных детей, Юпитер стал отцом гораздо более скромного числа — 14 детей. Это означало, что в то время как греки видели в Зевсе похотливого, всемогущего альфа-самца, который был самовлюбленным и эгоцентричным, римляне ассоциировали Юпитера с большей преданностью государству, семье и защите.
Хотя у Зевса было много сил, которые он использовал для драматического эффекта, ему не хватало способности определять ход истории или судьбу. Юпитер, тем временем, смог сформировать ход всех событий на земле, определив судьбу человечества. Это особое умение означало, что Юпитер мог вызывать чудеса на земле. Римляне так сильно верили в его решающие способности, что приносили в жертву баранов в его честь в надежде заслужить его благосклонность.
5. Зевс был больше связан с людьми
В древнегреческой мифологии Зевс часто вмешивался в дела своего народа, создавая при этом всевозможные неприятности. Это придало ему некоторую склонность к ошибкам, особенно потому, что он продолжал влюбляться не в тех женщин и шел на все, чтобы замести следы. Напротив, Юпитер оставался гораздо более отстраненным от человеческой жизни, что делало его очень почитаемой авторитетной фигурой. Этот сдвиг отражал переход от либеральных греков к (сравнительно) сдержанным римлянам, которые делали упор на структуру семьи, скрепляющую общество.
От греческого Зевса до римского Юпитера: полное руководство (2022)
4
АКЦИИЮпитер, также известный как Юпитер, был римским эквивалентом Зевса.
Когда ранние римляне приняли греческую мифологию, в общий характер или положение Зевса было внесено мало изменений. Было добавлено несколько историй и функций, чтобы связать его с итальянской историей, но сам бог остался относительно неизменным.
В то время как мифология, окружающая короля богов, осталась почти неизменной, его роль в повседневной жизни изменилась. Юпитер играл заметную роль в государственной религии растущего римского мира, сначала как покровитель республики, а затем как символ имперской власти.
Различия в политической и социальной структуре означали, что Юпитер был гораздо важнее для граждан Рима, чем Зевс был для большинства жителей Греции.
Латинская культура возникла в Италии под влиянием соседей. Он заимствовал многих богов и их имена у близлежащих этрусков и других италийских племен, но, насколько удалось собрать историкам, в нем отсутствовала какая-либо повествовательная мифология.
Ситуация изменилась, когда первые римляне вступили в контакт с народом Греции. Греки, жившие в итальянских колониях и занимавшиеся местной торговлей, познакомили жителей раннего римского царства со своим пантеоном и его сложной мифологией.
Вскоре римляне приняли рассказы о Греции как свои собственные. Многие боги сохранили свои латинские имена, но их истории и отношения были почти полностью взяты из легенд, рассказанных греками.
Зевс, бог неба и царь олимпийцев в Греции, стал римским Юпитером.
Как и многие аспекты мифологии бога, даже его имя претерпело лишь незначительные изменения, когда его привезли в Рим. Юпитер происходит от фразы djous pater , или отец неба, с протоиндоевропейским djous также является корнем Зевса.
Юпитера также называли Юпитером, родительной формой этого корня.
Во многих отношениях Юпитер был почти идентичен своему греческому предшественнику. Он был королем пантеона и правителем неба, с теми же семейными отношениями и особыми историями, которые были известны в Греции.
Одно из отличий в том, как были представлены мифы, заключалось в том, что римляне уделяли гораздо меньше внимания рождению и детству своего бога неба, чем греки. Возможно, это связано с тем, что эту конкретную легенду было труднее поместить на римской территории.
Как это часто бывало, римляне со временем добавили новые сказки, чтобы еще теснее связать бога со своей землей. Одна история, например, рассказывала о том, как нечестивый царь Тулл был поражен одной из молний Юпитера за то, что не послушался приказаний бога.
Юпитеру было приписано несколько дополнительных владений и сил, которые не были связаны с Зевсом. Он считался очень важным в виноделии, например, потому что виноград был особенно восприимчив к суровой погоде.
Однако большинство мифов остались относительно неизменными, и роль бога в пантеоне была практически идентичной. Однако в государственной религии роль Юпитера была более сложной, чем роль Зевса.
Как божественный король, его сила была подобна силе Императора в более поздней римской истории. Во времена Империи лидеры продвигали Юпитер как аналог своего права на беспрекословное и полное правление.
В то время как императоры подражали царю богов, уже существовал давний прецедент, когда Юпитер был покровителем римского государства в целом. Это сделало его богом всех людей, что могло привести как к конфликту, так и к единству.
Моя современная интерпретация
Римское общество было строго разделено на патрициев, дворянство, и плебеев, простых людей. Каждый утверждал, что Юпитер дал им особые политические права.
Патриции верили, что их статус был знаком благосклонности Юпитера и, подобно царю богов, имели божественное право на свои привилегии. Плебеи, с другой стороны, утверждали, что Юпитер был арбитром справедливости и, таким образом, сочувствовал праведности их требований большей политической власти.
Вера обеих сторон в благосклонность Юпитера означала, что ни одна из них не желала отступать в особо жарких политических битвах. Римская республика дважды чуть не впала в гражданскую войну из-за политических споров между классами.
Эти инциденты высветили наиболее существенное отличие римского Юпитера от греческого Зевса.
В то время как Зевс был безусловно благородным богом, социальная и политическая структура Рима сделала его символом для всех людей государства. Бедные солдаты, маршировавшие под знаком орла, священной птицы Юпитера, верили, что он поддерживает их права так же сильно, как лидеры Сената верили, что пользуются его благосклонностью.
Когда Рим взял под свой контроль соседние государства в дореспубликанскую эпоху, его политическая и социальная структура была совершенно иной, чем у Греции. Вместо того, чтобы быть набором независимых городов, связанных только общим языком и религией, римляне начали создавать единое государство.
Это означало, что меньше внимания уделялось местным богам-покровителям и региональным легендам. Государственная религия Рима была более единой и централизованной, с праздниками и обрядами, действующими по общему календарю.
В римском календаре было больше праздников, посвященных Юпитеру, чем любому другому богу. Как король пантеона, он был де-факто главным богом государственной религии.
Этого не было в Греции, где жители каждого города-государства высоко ценили своего местного покровителя. Зевс был королем пантеона, но это не привело к большой преданности на Земле.
Это было также потому, что Зевс был связан только с знатью. В Риме Юпитер был богом всех граждан государства, положение, которое становилось все более важным по мере образования республики.
Как создатель закона Юпитер был источником авторитета Сената и их вдохновения. В отличие от Греции, власть над законами Юпитера была в руках народа.
Даже в течение короткого периода афинской демократии политическая власть была сосредоточена в руках нескольких богатых людей. Однако в республике низшие классы получили более непосредственное отношение к законотворчеству.
В действительности большинство плебейских трибунов были намного богаче своих избирателей, и большая часть власти оставалась сосредоточенной в руках знати. Однако даже тогда сила Юпитера была более актуальной и доступной, чем во времена правления королей Рима или Греции.
Вкратце
Когда римляне переняли легенды о греческих богах, Зевса переименовали в Юпитера. Имена имеют общий корень слова и являются одним из способов, в котором переход был относительно незаметным.
Юпитер занимал в своем пантеоне то же положение, что и Зевс, сохранял семейные отношения, описанные в греческих мифах, и имел схожий темперамент и личность. Были внесены лишь незначительные изменения, в основном в обычную практику создания историй, связывающих богов не только с Грецией, но и с Италией.
Однако на практике поклонение Юпитеру было совсем другим.
Римский пантеон был сосредоточен не вокруг местных практик и городских покровителей, а вокруг государственной религии. По мере того, как Рим расширял свою власть через Италию и за ее пределы, Юпитер стал официальным главным богом широко распространенного пантеона.
Это означало, что, хотя Зевс был второстепенным по сравнению с местными богами во многих частях Греции, Юпитер был общепризнан как самый могущественный бог.