Образы в оде на день восшествия – Анализ оды М. Ломоносова «На день восшествия на Всероссийский престол ее Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны, 1747 года»

Содержание

Анализ оды М. Ломоносова «На день восшествия на Всероссийский престол ее Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны, 1747 года»

Июл21

Автор Юлия Терякова. Опубликовано ЕГЭ по литературе, Литература, ОГЭ по литературе, Русская литература

Обратимся к анализу одной из лучших од Ломоносова «На день восшествия на Всероссийский престол ее Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны, 1747 года».

Ломоносов разработал на практике и утвердил на десятилетия вперед формальные признаки жанра (поэтику). В оде встречаем масштабные образы; величественный стиль, подымающий описываемые картины над обыденностью; «пышный» поэтический язык, насыщенный церковнославянизмами, риторическими фигурами, красочными метафорами и гиперболами. И при этом – классицистическая строгость построения, «гармония стиха»: выдержанный четырехстопный ямб, строфа из десяти строк, ненарушаемая схема гибкой рифмовки абабввгддг.

Начнем анализ текста с первой строфы:

Царей и царств земных отрада,

Возлюбленная тишина,

Блаженство сел, градов ограда,

Коль ты полезна и красна!

Вокруг тебя цветы пестреют

И класы на полях желтеют;

Сокровищ полны корабли

Дерзают в море за тобою;

Ты сыплешь щедрою рукою

Свое богатство по земли.

Словно бы с высоты птичьего полета обозревает поэт села, города, колосящиеся хлебные нивы, бороздящие моря корабли. Они все овеяны и защищены «блаженной тишиной» – в России мир и покой.

Ода посвящена прославлению императрицы Елизаветы Петровны. В оде поэт высказывает свою главную и заветную идею: процветанию страны способствует мир, не войны. Императрица, которая входит в оду в следующей строфе, оказывается по художественной логике производным от этой всеобъемлющей мирной тишины («Душа ее зефира тише»). Поэт выдерживает параметры хвалебного жанра («краше Елисаветы» ничего не может быть в свете).

Ломоносов стремится выдержать композиционные нормы жанра, то есть принцип построения одического стихотворения. В вводной части заявлены предмет воспевания и главная мысль произведения (поэт поменял их местами). Основная часть обосновывает, доказывает заявленный тезис о величии и могуществе воспеваемого предмета. И, наконец, заключение (финал) дает взгляд в будущее, в дальнейшее процветание и могущество прославляемых явлений.

Вводная часть, или, как ее еще называют, экспозиция, занимает в этой ломоносовской оде двенадцать строф. Поэт славит Елизавету на фоне строго следующих один за другим ее предшественников на троне. В царственной портретной галерее особо выделен отец нынешней правительницы Петр I. Это – кумир поэта. Читателю ясно из развернутой и пафосной характеристики Петра, что именно от него переняла дочь эстафету великих дел.

С четырнадцатой строфы ода вступает в свою основную часть. Замысел расширяется, а его художественная реализация неожиданно начинает проявлять новые, нетрадиционные, черты. Лирический пафос переходит от династии правителей к величественному образу Отчизны, к ее неисчерпаемым природным богатствам, громадным духовным и творческим возможностям:

Сия Тебе единой слава,

Монархиня, принадлежит,

Пространная Твоя держава,

О, как Тебя благодарит!

Воззри на горы превысоки,

Воззри в поля свои широки,

Где Волга, Днепр, где Обь течет;

Богатство в оных потаенно

Наукой будет откровенно,

Что щедростью Твоей цветет.

Вот где простор воодушевлению лирического героя! Достоинства «прекрасной Елисаветы» постепенно отходят на второй план. Мысли поэта заняты теперь другим. Меняется само тематическое направление оды. И сам автор теперь – не просто одописец. Он – патриотически настроенный ученый, обращающий взоры читателей на животрепещущие для России проблемы. Развитие наук поможет освоить богатства Севера, сибирской тайги и Дальнего Востока. Русские моряки с помощью ученых- картографов открывают новые земли, прокладывая путь к «неведомым народам»:

Там влажный флота путь белеет,

И море тщится уступить:

Колумб Российский через воды

Спешит в неведомы народы

Твои щедроты возвестить.

Сам Плутон, мифический хозяин подземных богатств, вынужден уступить разработчикам полезных ископаемых Северных и Уральских (Рифейских) гор.

И се Минерва ударяет

В верьхи Рифейски копием.

Сребро и злато истекает

Во всем наследии твоем.

Плутон в расселинах мятется,

Что Россам в руки предается

Драгой его металл из гор,

Который там натура скрыла;

От блеска дневного светила

Он мрачный отвращает взор.

И все-таки главное, что выведет Россию в ряд мировых держав, это, по мысли поэта, новые поколения людей: образованные, просвещенные, преданные науке русские юноши:

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих,

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте, ныне ободренны,

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха,

Науки пользуют везде:

Среди народов и в пустыне,

В градском саду и наеди´не,

В покое сладком и в труде.

Тему решающей роли науки и просвещения в развитии страны заявил, как помним, еще Кантемир. Служил науке своим творчеством и всей своей жизнью Тредиаковский. И вот теперь Ломоносов увековечивает эту тему, ставит ее на поэтический пьедестал. Именно так, потому что две только что процитированные строфы – это кульминация оды, высший ее лирический пик, вершина эмоционального одушевления.

Но вот поэт как бы спохватывается, вспоминая, что ода посвящена официальному событию: ежегодно празднуемой дате восшествия на престол императрицы. Финальная строфа вновь непосредственно обращена к Елизавете. Эта строфа обязательная, церемониальная:

Тебе, о милости Источник,

О Ангел мирных наших лет!

Всевышний на того помощник,

Кто гордостью своей дерзнет,

Завидя нашему покою,

Против тебя восстать войною;

Тебя Зиждитель сохранит

Во всех путях беспреткновенну

И жизнь Твою благословенну

С числом щедрот Твоих сравнит.

В оде Елизавета представлена миротворицей, прекратившей все войны ради спокойствия и счастья россиян: Когда на трон Она вступила,

Как Вышний подал ей венец,

Тебя в Россию возвратила,

Войне поставила конец;

Тебя прияв, облобызала:

– Мне полно тех побед, – сказала, –

Для коих крови льется ток.

Я Россов счастьем услаждаюсь,

Я их спокойством не меняюсь

На целый Запад и Восток.

Своей одой Ломоносов говорил Елизавете Петровне, что России нужен мир и не нужны войны. Пафос и стилистика произведения миротворческие, а не призывно-агрессивные. Красивыми и великолепными по обилию выразительных средств становятся строфы, когда поэт выходит на тему мира вкупе с науками и требует, чтобы «пламенные», то есть военные, звуки умолкли:

Молчите, пламенные звуки,

И колебать престаньте свет:

Здесь в мире расширять науки

Изволила Елисавет.

Вы, наглы вихри, не дерзайте

Реветь, но кротко разглашайте

Прекрасны наши имена.

В безмолвии внимай, вселенна:

Се хощет Лира восхищенна

Гласить велики имена.

Особенно красочны у Ломоносова метафоры. Ломоносов любил метафоры именно за их способность соединять разнородные частности в цельную грандиозную картину, выводить к главной идее произведения. «Метафорой, – отмечал он в своей «Риторике» (1748), – идеи представляются много живее и великолепнее, нежели просто».

Вот один из примеров ломоносовской метафоры. Пятая строфа из оды «На день восшествия…»: Чтоб слову с оными сравняться,

Достаток силы нашей мал;

Но мы не можем удержаться

От пения Твоих похвал;

Твои щедроты ободряют

Наш дух и к бегу устремляют,

Как в понт пловца способный ветр

Чрез яры волны порывает,

Он брег с весельем оставляет;

Летит корма меж водных недр.

Бо´льшую часть пространства этой строфы занимает сложная и витиеватая метафора. Чаще метафоры бывают в несколько слов или в одно предложение. Здесь же поражаешься масштабности метафорического образа. Чтобы его вычленить, придется хорошо вдуматься в текст. Перед нами – изысканный комплимент императрице. Поэт сетует на то, что не имеет возвышенных слов, равных достоинствам Елизаветы, и тем не менее, решается эти достоинства воспевать. Чувствует он себя при этом как неопытный пловец, отважившийся в одиночку «чрез яры волны» переплыть «понт» (то есть Черное море). Пловца направляет и поддерживает в пути «способный», то есть попутный, ветер. Подобным образом поэтический дух автора воспламеняется и направляется замечательными деяниями Елизаветы, ее «щедротами».

Ломоносов прибегал к смелым соединениям слов и понятий в своем метафорическом слоге.

jvtieriakova.ru

Помогите!! ! Нужен образ Росси в ОДЕ.

«На день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» — образец торжественной оды в России XVIII в.
Продолжение:
Обращаясь к Елизавете, Ломоносов славит ее как поборницу мира, которая при вступлении на престол прекратила войну со шведами:

Когда на трон она вступила,
Как высший подал ей венец,
Тебя в Россию возвратила,
Войне поставила конец.

Что касается мирного процветания государства, то и здесь у Ломоносова была четко продуманная программа. Он прекрасно видел неисчерпаемые богатства России: ее полноводные реки, плодоносные земли, сказочные недра. Но все это, по словам поэта, требует «искусством утвержденных рук». Главной задачей своего времени Ломоносов считал распространение наук, которые помогут овладеть этими сокровищами. Общественная программа Ломоносова могла воплотиться в жизнь только при одном условии: ее должен был принять и одобрить монарх. Для того чтобы сделать свои доводы максимально убедительными, поэт вводит образ Петра I. Ломоносов славит Петра за его военные успехи, за создание морского флота, за возведение Петербурга, но особенно за его покровительство наукам. Петр становится живым и убедительным примером для каждого из его наследников.
Кратко упомянув о царствовании Екатерины I, Ломоносов вновь обращается к Елизавете, в ком ему хотелось бы видеть достойную дочь великого отца, такую же покровительницу науки и искусства. В 1747 году Елизавета утвердила новый устав и новый штат Академии наук, сумма средств на науку была увеличена вдвое. И поэт славит императрицу как поборницу просвещения:

Молчите, пламенные звуки,
И колебать престаньте свет,
Здесь в мире расширять науки
Изволила Елисавет.. .

Так в оду вводится новая тема — тема науки, подготовки из среды русских людей ученых. Ломоносов не ограничивал круг ученых рамками одного сословия, не считал образование и научную деятельность привилегией дворянства. В этом проявился демократизм мышления Ломоносова. Талантливых людей, «собственных Платонов» и «Невтонов», по его мнению, может «рождать» вся российская земля. Имена древнегреческого философа Платона и великого английского математика Ньютона приводятся им как символы подлинной учености.
Заключительная строфа оды перекликается со вступительной: поэт вновь славит мир и тишину, и Елизавету, и обращается с предостережением к врагам России.
Художественное своеобразие похвальной оды 1747 г. всецело определяется ее идейным содержанием. Ода представляет собой вдохновенный монолог поэта. Этот поэт, присутствующий во всех одах Ломоносова, — не сам Ломоносов; его образ лишен индивидуальных человеческих черт. Это как бы дух поэзии, дух государства и народа, выразивший себя в стихах. В авторскую речь вводятся типично ораторские приемы — вопросы, восклицания. Характер патетически-взволнованной речи придают оде многочисленные обращения автора к лире, к музам, к наукам, к российским «Невтонам» и «Платонам».
Важное место отводится всевозможным «украшениям»: олицетворениям, метафорам, аллегориям и гиперболам. «Украшение.. .— писал Ломоносов в «Риторике», — состоит в чистоте штиля.. .в великолепии и силе оного». Тропы Ломоносова отличаются праздничным, ликующим характером. С помощью олицетворений неодушевленные явления и отвлеченные понятия становятся участниками большого торжества, на которое поэт приглашает своих читателей. Вспоминая о царствовании Петра I, Ломоносов пишет:

Тогда божественны науки
Чрез горы, реки и моря
В Россию простирали руки.. .

Нева дивится зданиям, построенным на ее недавно пустынных берегах:

Или я ныне позабылась
И с оного пути склонилась,
Которым прежде я текла?

Зайди: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00011201184864053438/

otvet.mail.ru

Анализ оды Михаила Ломоносова “На день восшествия Елизаветы Петровны”

М. В. Ломоносов – великий ученый, поэт. Он стал светилом науки XVIII в. и до сих пор его труды не забываются. Поэзия для Ломоносова – не забава, не погружение в узкий, по его мнению, мир частного человека, а патриотическая, гражданская деятельность. Именно ода стала главным лирическим жанром в творчестве Ломоносова.

Одним из наиболее известных произведений Ломоносова стала ода “На день восшествия Елизаветы Петровны”. Ломоносов начинает ее с прославления мира:

Царей и царств земных отрада,

Возлюбленная тишина,

Блаженство

сел, градов ограда,

Коль ты полезна и красна!

Благословенный край рисует нам автор, и эта благодать была принесена в Россию царствованием Елизаветы Петровны. Ведь с Елизаветой войны, которые вела Россия прежде, прекратились.

Когда на трон она вступила,

Как Высший подал ей венец,

Тебя в Россию возвратила,

Войне поставила конец.

Славные дела Елизаветы, наводят автора на мысль о другом великом правителе – Петре I. Ломоносов восхищается этим великим человеком столько

сделавшим для России:

Послал в Россию человека,

Каков не слыхан был от века.

Сквозь все препятства он вознес

Главу, победами венчану,

Россию, варварству попрану,

С собой возвысил до небес.

Описывая Петра I, Ломоносов прибегает к античной мифологии. Образы Марса и Нептуна используются им для обозначения войны и моря, что придает еще больше торжественности оде.

Ода “На день восшествия Елизаветы Петровны” не только похвала императрице, но и наставление ей. Россия, которую хочет видеть Ломоносов, – великая страна, она могущественна, мудра и пребывает в мире, но главное – такое будущее возможно, если Россия будет пресвященной державой, существование которой невозможно без просвещенного монарха. В отступлении к эпохе Петра I Ломоносов словно говорит Елизавете, что она должна взять пример со своего отца и продолжить его великие дела, в частности способствовать развитию науки, как это делал ее отец:

…Божественны науки

Чрез горы, реки и моря,

В Россию простирали руки…

Автор говорит в оде о красоте и величии своей родины, недра которой хранят неисчерпаемые богатства:

Воззри на горы превысоки,

Воззри в поля свои широки,

Где Волга, Днепр, где Обь течет;

Богатство, в оных потаенно,

Наукой будет откровенно,

Что щедростью твоей цветет.

Такая огромная страна, просторы которой простираются от западных равнин, через Урал и Сибирь на Дальний Восток, нуждается в образованных людях. Ведь только люди, знающие люди смогут раскрыть все природные богатства России:

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих,

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих!

Дерзайте, ныне ободрены,

Реченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

В этих строках поэт также обращает внимание читателей на то, что русская земля способна дать умы, равные тем, “каких зовет от стран чужих!”. Он дает понять, что Россия богата не только природными ресурсами, но и способными людьми. Людьми, которые могут не только впитать науку, но и посеять свои плоды. Естественным продолжением оды становятся строки:

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде, –

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и на едине,

В покое сладки и в труде.

Читая эти строки, нельзя не согласиться с автором. Человек, не имеющий знаний, не только неинтересен и скучен сам по себе, он еще ведет такую же жизнь. Не имея знаний, человек не способен развиваться духовно, поэтому, воспевая науку, автор воспевает и человеческую душу. Прославление человека, его души и гения есть основная мысль оды, она является связующей нитью. Наука и знание связывают не только поколения, но и народы. Знание есть основополагающий принцип всего.

Ода Ломоносова есть нечто большее, чем просто литературное произведение – это послание. Послание не только императрице и современникам, но и потомкам. Прекрасный пример того, что потомки следовали его заветам, – государственный университет имени Михаила Васильевича Ломоносова.

home-task.com

Как вы думаете, почему ода стала одним из главных жанров литературного творчества М. В. Ло­моносова?

Ода на день восшествия на всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года

Как вы думаете, почему ода стала одним из главных жанров литературного творчества М. В. Ло­моносова?

Ломоносов отдавал предпочтение в ху­дожественных произведениях героиче­ской тематике, утверждал славу и мощь Российского государства, воспевал побе­ды русского оружия, видел будущее своей страны в просвещении, распространении наук, отечественного образования. Зада­чам прославления державы и достойней­ших ее государственных и военных деяте­лей в наибольшей степени отвечала ода. В стихотворении «Разговор с Анакреоном» Ломоносов объяснил это свое литератур­ное пристрастие следующими словами:

Хоть нежности сердечной В любви я не лишен,

Героев славой вечной Я больше восхищен.

Хотя в молодые годы Ломоносов любил писать любовные песни, две из которых дошли до нашего времени, главной зада­чей для него стало на примерах отечест­венных героев воспитывать в своих со­гражданах чувство долга и стремление к общественно полезной деятельности. Жанр оды тогда позволял в большом про­изведении сочетать лирику и публицисти­ку, высказаться по вопросам, имеющим государственное значение, и сделать это, по словам известного исследователя рус­ской литературы XVIII века А. В. Западова, сильно, образно, красиво.

Какова, по-вашему, главная, ведущая тема «Оды на день восшествия на всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»? Как с ней связаны другие, казалось бы, свободно развивающиеся темы?

Ведущая темы «Оды на день восшест­вия на всероссийский престол…» — тема России, ее настоящего и будущего, вос­хваление ее величия, богатства, т. е. тема патриотическая. Она раскрывается через ряд подчиненных ей тем, конкретизирую­щих отношение автора к родине и ее наро­ду. Среди них — образы Петра I и импе­ратрицы Елисаветы Петровны, олицетво­ряющих Россию и проводящих прогрес­сивные преобразования, тема войны и ми­ра (возлюбленная тишина), тема науки и искусства, красота и огромные природ­ные богатства России, а также тема моло­дого поколения, символизирующего ее бу­дущее процветание.

Попробуйте охарактеризовать образ императ­рицы, созданный Ломоносовым в оде. Сопоставьте его с изображением Елизаветы на известных вам портретах русских художников XVIII века.

Прославление монарха — одна из отли­чительных особенностей классицистиче­ской оды, так как его образ символизиру­ет силу и единство державы, для русских классицистов — это просвещенный мо­нарх, покровительствующий закону, нау­кам, видящий целью своей деятельнос­ти благо подданных. Такой в оде изобра­жена Елисавета Петровна. Ее изображе­ние носит парадный, торжественный ха­рактер. Как классицист, Ломоносов в об­разе монархини запечатлел свое видение власти и стоящего на ее вершине. Импе­ратрица в оде Ломоносова красива и вели­чественна (зрак прекраснее рая), она прекращает войны во имя спокойствия россов. Словесное описание императриц в одах Ломоносова (Екатерины I, Елизаве­ты Петровны и Екатерины II) вполне соот­носилось с художественным изображени­ем их на портретах классицистов. Созда­вая образ российской монархини, деятели искусства придерживались формулы «Ели­завета — это Петр сегодня», имея в виду возобновление и продолжение петровских преобразований после десятилетия биро­новщины во времена правления Анны Иоанновны. Передовая часть русского об­щества надеялась на дальнейшее развитие дела Петра в условиях мирного времени.

В долинах раздаются клики: «Великая Петрова дщерь Щедроты отчи превышает, Довольство муз усугубляет И к счастью отверзает дверь».

Известен портрет Елизаветы Петровны И. Вишнякова (1743), который выстав­лен в Третьяковской галерее. Императрица величественно возвышается над ми­ром, уподобляясь незыблемой пирамиде. Она царственно неподвижна, что подчер­кивается коронационным одеянием, ман­тией. Образ самодержицы дополняется та­кими атрибутами власти, как корона, скипетр и держава. На неподвижном лице выражение величия и благожелательная улыбка, обращенная к подданным. Похо­же, что к такому облику Елисаветы обра­щены слова Ломоносова:

Сия тебе единой слава,

Монархиня, принадлежит, Пространная твоя держава,

О как тебе благодарит!

И обращение, характерное для торжест­венного одического стиля:

Воззри на горы превысоки,

Воззри в поля твои широки…

Какое отношение выразил Ломоносов к Петру I? Какие художественные приемы, свойствен­ные классицизму, использованы в обрисовке Петра? Как они воздействуют на восприятие читателя?

Как уже было сказано, Петр I для рус­ских классицистов — идеальный просве­щенный государь, заботящийся об укреп­лении Российского государства, его воен­ной мощи, развития наук и искусств. Таким он изображен и в оде «На день вос­шествия на всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года». В его изображении просматривается явная ори­ентация на античность, свойственная со­зданию образа героя. Автор для показа силы и величия Петра I и его деяний использует сравнение с богом войны Мар- сом, который «страшился, свой меч в Пет­ровых зря руках»; Нептун испытывает удивление, глядя на созданный Петром флот («российский флаг»). Вообще же в оде часто упоминаются античные реа­лии — имена богов, музы, Парнас, с кото­рым он сравнивает собрание муз на рос­сийской земле, философа Платона. Вмес­те с тем Ломоносов видит в появлении Петра Великого божественную волю, во­лю «зиждителя мира», которая прослав­ляет создателя, пославшего в Россию че­ловека:

Каков неслыхан был от века.

Сквозь все препятства он вознес Главу, победами венчанну,

Россию, грубостью попранну,

С собой возвысил до небес.

Конечно, в одах Ломоносова выражено искреннее восторженное отношение к Петру, хотя и идеализированное. Поэт как бы забывает, какой ценой достига­лись его преобразования.

Как изображена в оде Россия? Что привлекает внимание поэта? Какие эпитеты и сравнения ис­пользует он, чтобы воссоздать образ Родины?

Россия, прежде всего, любимая автором родина, красотами которой он любуется, богатствами которой он гордится, нахо­дя для выражения своих чувств нужную лексику. И это чувства патриотизма, гор­дости.

Сравнивая Россию с другими странами, их достоянием, Ломоносов России отдает преимущество. Это горы превысоки, по­ля широки, это великие реки Волга, Днепр, Обь, Лена, равные по ширине морям, огромное пространство земель, богатства, какими хвалится Индия. К богатствам России относятся глубокие леса, разнообразный животный мир. Как бы представляя императрице ее необъят­ные владения, Ломоносов прославляет Россию. И здесь порой бывает трудно от­личить объект восхваления в оде — Ели­савета Петровна или находящаяся в ее подданстве необъятная страна. Эти два об­раза иногда в восприятии читателей сли­ваются в один, что свидетельствует о при­оритете для поэта образа великой родной державы и ее блага.

Мы дар твой до небес прославим,

И знак щедрот твоих поставим,

Где солнца всход и где Амур

В зеленых берегах крутится,

Желая паки возвратиться В твою державу от Манчжур.

Как вы думаете, почему ода стала одним из главных жанров литературного творчества М. В. Ло­моносова?

4.3 (85%) 12 votes
На этой странице искали :
  • как изображена в оде россия что привлекает внимание поэта
  • Попробуйте охарактеризовать образ императрицы созданный ломоносовым в оде
  • какое отношение выразил Ломоносов к Петру 1
  • как вы думаете почему ода стала одним из главных
  • как вы думаете почему ода стала одним из главных жанров литературного творчества Ломоносова

Сохрани к себе на стену!

vsesochineniya.ru

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года. Анализ произведения

Время написания и исторический контекст

Произведение написано в 1747 году, когда императрица Елизавета Петров­на утвердила новый устав и штат Академии наук, вдвое увеличив количество средств на ее нужды.

Тема

Прославление великих дел монарха — императрицы Елисаветы Петровны.

Главная мысль (идея)

«Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» — произведение, в котором высказаны идеи Ломоносова о просве­щенном абсолютизме. Он верил, что просвещенный монарх способен подняться над интересами отдельных сословий и издавать законы, приносящие благо все­му обществу.

В то же время это произведение является отражением его представлений о «высоком жанре», в соответствии с его теорией о «трех штилях» и принципа­ми эстетики классицизма.

В оде также выражена мысль Ломоносова о том, что наставниками и помощ­никами царей должны быть не льстивые царедворцы, а ученые и писатели, бес­корыстно служащие истине.

Поэтика

Стихотворение принадлежит к высокому классицистическому жанру — оде.

Стихотворный метр — четырехстопный ямб, за которым Ломоносов видел будущее русской поэзии. Строфа состоит из десяти строк, соблюдается схема гибкой рифмовки абабввгддг.

Композиция стихотворения соответствует канонам построения оды. Начина­ется ода со вступления. Главная мысль вступления: мир — основа блага госу­дарства.

Эта часть содержит хвалу мирным временам, которые способствуют процве­танию государства и благополучию народа. Обращаясь к Елизавете, Ломоносов славит ее как поборницу мира, которая при вступлении на престол прекратила войну со шведами:

Мне полно тех побед, сказала, Для коих крови льется ток.

Поэт славит ее как государыню, которую волнует благополучие и счастье ее народа:

Я россов счастьем услаждаюсь, Я их спокойством не меняюсь На целый запад и восток.

Ода посвящена прославлению императрицы Елизаветы Петровны, но еще до ее появления в оде успевает поэт высказать свою главную и заветную идею — процветанию страны способствует мир, не войны:

Царей и царств земных отрада, Возлюбленная тишина, Блаженство сел, градов ограда, Коль ты полезна и красна!

Императрица входит в оду в следующей строфе. Таким образом, она как бы оказывается, по логике поэта, частью и выражением этой мирной тишины («Ду­ша ее зефира тише»).

Поэт выдерживает параметры хвалебного жанра («краше Елисаветы» ничего не может быть в свете). В то же время с первых строк произведения он твердо обозначает свою позицию.

Главная часть произведения посвящена описанию величия России. Начинает­ся эта часть с картины правления Петра I, которого Ломоносов считает образцом просвещенного монарха. Ломоносов славит Петра за укрепление мощи страны, за создание армии и флота, но особенно за то, что для Ломоносова важнее все­го, — за распространение наук:

 

Тогда божественны науки Чрез горы, реки и моря В Россию простирали руки…

Поэт обращается к императрице Елизавете, в облике, деяниях которой ему хотелось бы видеть достойную дочь великого отца. Далее Ломоносов обращается к величественному образу Отчизны. Он описывает ее неисчерпаемые природные богатства, громадные духовные и творческие возможности:

Воззри на горы превысоки, Воззри в поля свои широки, Где Волга, Днепр, где Обь течет; Богатство в оных потаенно Наукой будет откровенно…

Поэт приветствует императрицу как поборницу просвещения. Автор обраща­ет теперь взоры читателей на важные для России проблемы. Он утверждает, что именно развитие наук поможет освоить богатства Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Далее звучит самая важная мысль Ломоносова: главное, что выведет Россию в ряд мировых держав, — новые поколения людей — образованные, просвещен­ные, преданные науке русские юноши:

О вы, которых ожидает Отечество от недр своих, И видеть таковых желает, Каких зовет от стран чужих, О, ваши дни благословенны! Дерзайте, ныне ободренны, Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать. Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастный случай берегут; В домашних трудностях утеха И в дальних странствах не помеха, Науки пользуют везде: Среди народов и в пустыне, В градском саду и наедине, В покое сладком и в труде.

Финальная часть оды — взгляд в будущее, в дальнейшее процветание и мо­гущество родины.

Образ просвещенной императрицы Елисаветы Петровны, безусловно, при­украшен Ломоносовым, что соответствует правилам написания оды. В действи­тельности Елизавета вовсе не была миротворицей.

 

Ломоносов, зная истинное положение вещей, брал на себя смелость в форме оды указывать идеалу мудрой и просвещенной правительницы страны, который воссоздан в монархине, на то, что ей следовало бы делать.

Поэтическая форма оды Ломоносова выдержана в величественном стиле. Язык произведения «пышный», возвышенный, он насыщен церковнославянизмами, риторическими фигурами, красочными метафорами и гиперболами.

«Метафорой, — отмечал Ломоносов в своей «Риторике» (1748), — идеи представляются много живее и великолепнее, нежели просто».

Метафоры Ломоносова масштабны, они бывают в несколько слов или в одно предложение. Высокий «штиль» требовал цветистости и «чрезмерности» образа. Ломоносов совершенно сознательно создавал сложные словесные построения — это соответствовало содержанию оды.

Ломоносов часто употребляет инверсии, обосновывая их выразительность: в оде возможно употреблять «…предложения, в которых п

www.soch67.info

Отличие оды М.В. Ломоносова «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы…» (1747) от оды Г.Р. Державина «Фелица» Разное Ломоносов М.В. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Сочинения / Ломоносов М.В. / Разное / Отличие оды М.В. Ломоносова «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы…» (1747) от оды Г.Р. Державина «Фелица»

    Главным жанром русской поэзии 18 века является ода. Хрестоматийными считаются оды М.В. Ломоносова «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы…» (1747) и Г.Р. Державина «Фелица». Оба этих произведения воспевают русских императриц, однако они резко отличаются друг от друга.
    Так, Ломоносов в своей оде создает величественный образ императрицы–«небожительницы» («Душа ее зефира тише, И зрак прекраснее рая»), вершительницы судеб целого народа. Елизавета предстает здесь как великая миротворица («Мне полно тех побед, сказала, Для коих крови льется ток»).
    Главной заботой этой императрицы является благополучие и процветание собственного народа:
    Я россов счастьем услаждаюсь,
    Я их спокойством не меняюсь
    На целый запад и восток.
    Ломоносов считает, что Елизавете уготована великая миссия – быть продолжательницей реформ своего великого отца. Поэт восславляет царицу как покровительницу отечественной науки и искусства, поборницу просвещения.
    Таким образом, в оде Ломоносова мы видим идеализированный образ императрицы, созданный по канонам классицистической оды. Елизавета здесь лишена «живых» качеств, она некий символ государства, но не человек.
    Целью своей оды Ломоносов считал не только прославление Елизаветы, но и донесение до царицы программы развития государства, направленной на сотрудничество с другими странами, развитие науки и просвещение.
    Ода Державина «Фелица» написана в другом ключе. В ней мы слышим иронические и сатирические ноты, которыми насыщено описание светского общества, придворных императрицы Екатерины Второй.
    Основной задачей своего произведения Державин считает разоблачение двора императрицы, выведенного в образе ленивого и сладострастного «мурзы»:
    А я, проспавши до полудни,
    Курю табак и кофе пью;
    Преобращая в праздник будни,
    Кружу в химерах мысль мою…
    Именно развратных придворных поэт считает той силой, которая тормозит все реформы, не позволяет в полной мере развиваться стране.
    Полной противоположностью двору предстает в оде сама Екатерина. Как и Ломоносов, Державин создает идеализированный портрет императрицы (Екатерина – «собрание добродетелей»): «Тебе единой лишь пристойно, Царевна! свет из тьмы творить…».
    Но в «Фелице» мы видим не небожительницу, а реального человека, правителя и женщину:
    Мурзам твоим не подражая,
    Почасту ходишь ты пешком,
    И пища самая простая
    Бывает за твоим столом…
    Таким образом, ода Ломоносова рисует нам идеализированный образ императрицы, ничего общего не имеющий с реальным образом Елизаветы Петровны. Главная задача произведения Ломоносова – донести до императрицы программу развития страны, направить Елизавету на «нужный путь».
    «Фелица» Державина по-иному изображает императрицу Екатерину. Поэт создал образ реальной женщины – царицы и человека. Своей основной задачей Державин видел критику придворных Екатерины, которые являются основной «развращающей» силой страны.


0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Ломоносов М.В. / Разное / Отличие оды М.В. Ломоносова «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы…» (1747) от оды Г.Р. Державина «Фелица»


www.litra.ru

«Ода на день восшествия… Елизаветы Петровны»: анализ произведения (2 вариант) / Ломоносов М.В.

«Ода на день восшествия… Елизаветы Петровны» написана традиционной «одической строфой», которая предусматривает использование четырехстопного ямба и следующего способа рифмовки: абабввгддг. Такое построение строфы делает ее звучной, оно обеспечивает плавность и ритмичность звучания стихотворения, торжественную интонацию, присущую оде как жанру. Этому не способствуют и большое количество церковнославянизмов, обилие сложных синтаксических конструкций, обращение к мифологии и различного рода исторические и культурные ассоциации, утверждающие единство русской и мировой культур на протяжении их исторического развития.

Несмотря на внешнюю «отстраненность» от политических событий, произведение «Ода на день восшествия…», анализ которого мы предлагаем, воспринималось современниками как очень современное и актуальное: им было понятно, что оно написано как благодарственный отклик на заботу императрицы об Академии наук, которая выразилась в увеличении вдвое средств, на которые содержалась академия.

Кроме того, в конце 1747-го года внешнее положение России было таковым, что её подталкивали к участию в войне, которая не была нужна ни стране, ни её народу, и автор «Оды на день восшествия на престол…» не случайно начинает своё произведение с прославления «возлюбленной тишины» — то есть мира, благодаря которому единственно и может процветать страна, благодаря которому наступает изобилие: «Ты сыплешь щедрою рукою Своё богатство по земли». Обращение же непосредственно к императрице — «великое светило» «краше в мире не находит Елизаветы и тебя» («тишины») – символизирует роль её в установлении мира на подвластных ей землях, оно доказывает , что в ее силах принести мир в страну и сделать ее этим счастливой, заложить основы ее благополучия.

Такое начало оды в композиционном плане является весьма удачным: оно позволяет автору сразу же перейти к «пению… похвал» императрице, которая «войне поставила конец», «в мире расширять науки изволила…», что и даёт основания автору утверждать, что Елизавета «на престол взвела с собою Доброт… прекрасный лик!». Однако это «пение» далеко от пустого славословия, автор отмечает действительные достижения императрицы, причем связывает их с историей, а именно — с образом государя, бывшего для него, как отмечалось, образцом служения своей стране, с образом отца Елизаветы, Петра Великого.

Рисуя преобразования Петра, Ломоносов использует сравнения своего героя с богом войны Марсом («В полях кровавых Марс страшился, Свой меч в Петровых зря руках…») и богом морского царства Нептуном – «И с трепетом Нептун чудился, Взирая на российский флаг». Он также отмечает как одну из главнейших заслуг Петра его заботу об образовании и науках: «Тогда божественны науки… В Россию простирали руки…» Описывая расцвет страны в период правления Петра, Ломоносов тем самым указывает его дочери и наследнице его «трудов» верный, на его взгляд, путь: быть подлинной дочерью своего отца, продолжать его дело, укреплять и умножать достигнутое им. Упоминание о «глубоком плаче», вызванном кончиной «бессмертия достойного мужа», налагает ещё большую ответственность на нынешнюю правительницу России, ведь именно по делам судят всех, в том числе и величайших из величайших, которые должны быть достойны того места, которое занимают в жизни.

Коротко упомянув о недолговременном периоде правления Екатерины, который мог бы, продлись он дольше, привести к тому, что «давно б Секванна (т. е. река Сена, иносказательное изображение Франции) постыдилась С своим искусством пред Невой», Ломоносов снова воспевает хвалу «великой Петровой» дочери, которая «щедроты отчи превышает, Довольство муз усугубляет И к счастью отверзает дверь».

Но воспевание Елизаветы Петровны превращается у Ломоносова в гимн России, земле российской и её народу, и сама императрица прославляется им за то, что дает возможность использовать те труднодоступные природные богатства, которыми славится страна, «восставляет» (поддерживает и развивает) науки, помогающие развиваться стране, которая отличается от других стран мира тем, что «требует к тому Россия Искусством утвержденных рук». Великолепно зная свою страну, Ломоносов в «Оде на день восшествия… Елизаветы Петровны» рисует величественную панораму природных богатств России, он воспевает ее могущество, величие, необъятные просторы, на которых, благодаря поддерживаемой императрицей науке, русский народ показывает чудеса изобретательности, трудолюбия, мудрости и умения рачительно использовать природные богатства родной земли. Леса и горы, суша и море — везде россияне смело и умело «берут своё», потому что они вооружены новейшими достижениями наук, им помогает мудрость, воплощенная в труде и непрекращающемся научном поиске.

Совершенно естественно для Ломоносова то, что ода заканчивается вдохновенным гимном наукам, в беззаветном служении которым он видел возможность служения своей стране. Поэт подчеркивает, что сейчас наступило время доказать, «что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать», поскольку правительница России всецело поддерживает науки и образование. Он обращается к молодёжи, к тем, «которых ожидает Отечество от недр своих», и это тоже очень важно, потому что только молодое поколение, выросшее на примере служения Отчизне, сможет поддержать тот высокий уровень российской науки, который сейчас стал реальностью. Ломоносов утверждает ценность знания в жизни любого человека, независимо от возраста и прочих факторов: «Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастной случай берегут…» Можно сказать, что предпоследняя строфа оды выражает жизненную позицию самого автора, посвятившего всю свою жизнь служению науке и на собственном опыте постигнувшего, что овладение знанием — это не самое легкое, но одно из самых прекрасных занятий на свете, позволяющее человеку полностью раскрыть свои способности посредством достижения научных результатов, важных не только для него самого, но и для многих других людей.

В последней строфе «Оды на день восшествия… Елизаветы Петровны» автор использует интересный прием: с помощью параллелизма он вновь подчеркивает, что для правительницы высшим счастьем становится жизнь, прославленная добрыми, мудрыми делами. В середине оды, говоря о воине, он пишет о том, что «великой похвалы достоин, Когда число своих побед Сравнить сраженьям может воин…» Но, как считает Ломоносов, воин не может быть полностью, до конца, счастлив, потому что «звучащу славу заглушает, И грому труб ея мешает Плачевный побеждённых стон». А вот его пожелание Елизавете, которым заканчивается ода: «Тебя зиждитель сохранит На всех путях беспреткновенну И жизнь твою благословенну С числом щедрот твоих сравнит». Здесь мы видим совсем иную шкалу ценностей, и она для автора оды оказывается наиболее приемлемой, потому что восходит к вечным ценностям, когда каждому воздается «по делам его».

«Ода на день восшествия… Елизаветы Петровны», анализ которой мы провели, — это произведение, созданное в рамках эстетики классицизма, но в нем автор предстает горячим патриотом своей страны, русской науки, он выражает идеи, близкие к идеям Просвещения, можно даже сказать, что в своем произведении великий гражданин России создает как бы программу, руководствуясь которой, мудрый правитель может и должен добиться процветания своей страны и лучшей жизни для своего народа. Наверное, именно в этом и заключается актуальность оды Ломоносова и для нашего времени.

Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. — М.: ФЛИНТА, 2014

classlit.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *