Державин творчество и биография – Державин, Гавриил Романович — Википедия

Творчество Державина

14 июля родился Гавриил Романович Державин (1743-1816), знаменитый русский поэт XVIII века, представитель классицизма, государственный деятель, министр юстиции (1802-1803).

Читать также —
Басни Державина
Анализ басни Державина «Смерть и старик»

Блестящее образование юному Державину получить не удалось. Его первыми педагогами были церковники: дьячок да пономарь. Впоследствии – немец-каторжник, преподаватель частной школы. И, наконец, обучение в Казанской гимназии, окончить которую ему не представилась возможность. Юный Гавриил был вызван в Петербург в 1762 году и определен в Гвардейский Преображенский полк. Будущий поэт тянул лямку простым солдатом в течение десяти лет.

Характер Гавриил Романович имел взрывной, неуживчивый, но сам он думал, что страдает «за правду».  Что касается литературного творчества, то Державин считал, что занятие сие возможно лишь «в свободное от службы время», «от должностей в часы свободны». Тем не менее, по объему написанных произведений русский поэт относится к числу самых продуктивно работавших авторов.

Творчество Державина, включающие элементы новизны, предстает перед современниками, в ином виде, нежели творчество его предшественников, главным образом, сочинителя од, Михаила Ломоносова. Это осознавал и сам поэт. В «выражении и штиле старался подражать г.Ломоносову… но, хотев парить, не мог выдерживать постоянно красивым набором слов свойственного единственно российскому Пиндару великолепия и пышности. А для того с 1779 избрал  совсем другой путь».

Этот «другой путь» он продемонстрировал, написав знаменитую оду «Фелица».  Казалось бы, тоже хвалебная ода, но, наряду с пафосными настроениями, обычно доминирующими в оде, в ней присутствует острый социально-политический памфлет. Образ Фелицы – Екатерины добродетелен, но ей противопоставляются сомнительные фигуры ее «Мурз», «Пашей», в которых можно узнать различных представителей высшей придворной знати.

«Мурзам твоим не подражая…»

Нетривиален слог, которым написана ода — взятая из обычного обихода, знакомая, легкая, разговорная речь, противоположная высокопарной напыщенности од Ломоносова. 

«Фелица» была высоко оценена современниками.

Восхваление Екатерины – это одна из тем, проходящих красной нитью в трудах Державина, но наряду с ней, четко проявляется и другой основной мотив его работ — тема остросатирического отношения к придворной знати, к боярам.

Творчество Державина многогранно: в нем нашли отражение героические переживания его времени и класса, а также знакомый ему быт дворянской России. Идеал Державина – довольствоваться малым, придерживаться  «умеренности» неприхотливого семейного обихода «бедного дворянина». Вразрез с этим совершенно не приемлемо для него восхваление «вредной роскоши вельмож».

Творчество Державина сильно своей новизной и правдивостью. Поэт одержим необходимостью поведать о екатерининском времени: периоде баснословно пышных торжеств, «гремящих хоров», бесконечно радостной «светозарной» эпохи в жизни русского дворянства.

Гавриил Романович повидал многое. Не его глазах разворачивалась пугачевщина. Он был свидетелем высоко взлетающих и стремительно падающих екатерининских временщиков. Да и сам он – то на «коне», то без него. «Я царь — я раб, Я червь — я бог».

Противоречивый характер жизни Державин воспел в оде «Водопад». Что такое водопад? Это «алмазная гора», с «гремящим ревом» ниспадающая в долину. Ей очень просто «потеряться» в тени «глухого бора». Образ водопада сходен с жизненной судьбой одного из самых заметных деятелей восемнадцатого века  «сына счастия и славы» — «великолепного князя Тавриды», Григо́рия Алекса́ндровича Потёмкина-Таврического. Но не только его. Образ водопада – это знамение времени, символ екатерининской эпохи.

Произведения Державина, летописца своей эпохи, правдиво воссоздают характеры и противоречивые нравы XVIII века.

«Их смелым подвигам страшась, дивился мир;
Державин и Петров героям песнь бряцали
Струнами громозвучных лир».
А.Пушкин

Что бы не писал Державин — сборник «Старина и новизна», «Оды, переведенные и сочиненные при горе Читалагае 1774 года», «Ода к премудрой киргиз-кайсацкой царевне Фелице, писанная татарским мурзою, издавна поселившимся в Москве, а живущим по делам своим в Санкт-Петербурге», «Водопад», «На рождение порфирородного отрока», «На смерть кн. Мещерского», «Ключ», оды «Бог», «На взятие Измаила», «Вельможа», «Снегирь» — все эти произведения обессмертили его. А.С.Пушкин писал: «Державин, со временем переведенный, изумит Европу».

Творчество Державина до конца не изучено, научные изыскания еще ждут своего часа.

detskiychas.ru

Биография Державина и его творчество / Державин Г.Р.

Что в первую очередь вспоминается при упоминании имени Г.Р. Державина? Парадный зал в Царскосельском лицее и взволнованный старый поэт, который, приложив к уху ладонь, внимательно слушает кудрявого юношу, читающего свои стихи на публичном экзамене. Годы спустя мальчик, ставший величайшим русским поэтом, напишет в романе «Евгений Онегин»:

… Успех нас первый окрылил.

Старик Державин нас заметил

И, в гроб сходя, благословил…

«Отец русских поэтов» Г.Р. Державин родился в 1743 году в бедной дворянской семье. Ребёнок был так слаб и хил, что родители прибегли к старинному народному средству: обмазывали его тестом и клали в нежаркую печь. Первенец выжил, вырос бойким и смышлёным мальчиком, рано научился грамоте, пристрастился к рисованию, легко обучился немецкому языку. Когда ему исполнилось 11 лет, отец его умер, и маленькое имение было отсужено у вдовы богатыми соседями: так с ранних лет Державин узнал, что такое несправедливость и как могут страдать беззащитные перед законом бедняки.

Державин мечтал учиться в Инженерном корпусе, но произошла путаница в бумагах, и огорчённый юноша отправился служить солдатом в Преображенский полк. Служба в гвардии требовала денег: где было взять их матушке? Однако мать сумела собрать небольшую сумму и вместе с благословением подарила сыну старинный рубль петровской чеканки, который Державин хранил всю жизнь.

Служба отнимала много времени и сил: по ночам молодой человек читал книги и писал стихи, рисование и занятия музыкой пришлось оставить. В 1762 году он участвует в дворцовом перевороте, возведшем на престол Екатерину II. Под именем Фелицы она появится в его одах, воспевающих добродетели просвещённой монархини.

После десяти лет службы Державин, чьи стихи читали и пели его полковые товарищи, произведён в офицеры. В 1772 году он и думать не мог, что когда-нибудь станет действительным тайным советником, что соответствовало званию генерала. В 1773 году он уже командовал отрядами, усмирявшими «пугачёвцев», и даже участвовал в секретной следственной комиссии по делу Емельяна Пугачёва. Спустя четыре года он вышел в статскую службу, женился и занялся любимым делом — поэзией. Надо сказать, что Державин очень дорожил государевой службой и писал только тогда, когда в очередной раз, попадая в немилость из-за принципиальности и честности, которой требовал и от остальных, отправлялся в отставку. А службы было немало: Державин успел побыть Олонецким и Тамбовским губернатором, кабинет-секретарём самой императрицы, президентом Коммерц-коллегии, сенатором, государственным казначеем, министром юстиции и генерал-прокурором.

Служа при дворе, Державин насмотрелся на ленивых и бесчестных вельмож, которых сатирически изобразил в оде «Фелица» (1782). Имя заглавной героини по-латыни означает «счастье» — так звали добрую волшебницу из «Сказки о царевиче Хлоре», которую императрица Екатерина II написала для внуков. Нетрудно догадаться, с кого была списана справедливая царица Фелица. Целый год ода пролежала в столе у Державина, потом он дал её почитать приятелю, а тот поделился великолепным текстом с друзьями. Через несколько дней ода дошла до Екатерины и очень ей понравилась. Она от души посмеялась над сатирическими портретами своих министров, подарив каждому экземпляр с подчёркнутыми строками, в которых описывался тот или иной царедворец. Таким образом талантливый поэт нажил себе множество врагов при дворе, но приобрёл покровительство в лице императрицы.

Спустя всего два года Державина отправили в почётную ссылку из-за конфликта с генерал-прокурором. По дороге в имение матери он заночевал на постоялом дворе и несколько суток писал строки, внезапно осенившие его ещё в пути. Ода «Бог», созданная в лучших традициях научных од М.В. Ломоносова, воспевала человека и всесилие человеческого разума.

Многочисленные отставки, отстранения от дел государственных не сделали из поэта хитрого и лукавого царедворца и ничему не научили его: когда в 1795 году он решился на издание первого собрания сочинений, изумлённая императрица, получившая в подарок собственноручно исписанную им тетрадь с рисунками, увидела на одной из первых страниц следующие строки:

Цари! — Я мнил, вы боги властны,

Никто над вами не судья, —

Но вы, как я, подобно страстны

И так же смертны, как и я.

 

И вы подобно так падёте,

Как с древ увядший лист падёт!

И вы подобно так умрёте,

Как ваш последний раб умрёт!

Ода «Властителям и судиям» привела императрицу в бешенство — сборник стихотворений так и не был напечатан. Но по всей России разошлись рукописные копии державинской тетради, сотни людей хранили его стихи как величайшую драгоценность.

При Павле I Державин практически не писал од: он довольно быстро разочаровался в новом императоре и не хотел его восхвалять. Вместо этого он сочинял так называемые «лёгкие стихи»: песни, идиллии, послания. По имени древнегреческого поэта Анакреона, или Анакреонта (ок. 570 — ок. 485 до н. э.), поэзия, воспевающая свободу и уединение, любовь, наслаждение жизнью, получила название «анакреонтическая лирика», или «анакреонтика»:

…Петь откажемся героев,

А начнём мы петь любовь…

(«К лире»)

Лучшим другом Державина был опальный полководец А.В. Суворов. Будучи уже больным, он спросил поэта, какую эпитафию, то есть посмертное стихотворение, написал бы ему друг. Державин не задумываясь ответил, что лучшей эпитафией Суворову были бы слова «Здесь лежит Суворов», поскольку это имя и так очень известно и говорит само за себя. Эта строка действительно начертана на могиле полководца, а Державин, возвратившись с похорон, услышал, как ручной снегирь в клетке насвистывает военный марш. Так родилось одно из лучших «стихотворений на смерть» в русской литературе, маленькая ода «Снигирь» (1800).

Последние годы своей жизни Державин провёл в имении Званка, о нём он с любовью написал в стихотворении «Евгению. Жизнь Званская»

По утверждению критиков, именно поэзия 1800–1810-х годов определила то место Державина в русской литературе, которое известный критик В.Г. Белинский назвал коротко и просто — «отец русских поэтов».

Когда Пушкин увидел Державина в Лицее в 1815 году, тот был уже стар и очень болен. Стихи юного лицеиста пробудили в нём искреннюю радость, что в России появляется его преемник на поэтическом поприще. Сам он уже давно подвёл итог своему творчеству, справедливо полагая, что его поэзия даёт ему право на уважение и память потомков («Памятник», 1795).

Источник (в сокращении): Литература: 8 класс: в 2 ч. Ч. 1 / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова; под ред. Б.А. Ланина. — М.: Вентана-Граф, 2015

classlit.ru

биография, личная жизнь, семья, фото и творчество :: SYL.ru

Советский и российский музыкант Андрей Державин был довольно популярным в начале 90-х годов прошлого столетия. Что же с ним стало сегодня? Продолжает ли он творить? Все о биографии Андрея Державина, личной жизни и семье, творческом пути читайте далее в статье.

Детские годы

Родился будущий певец и композитор в Республике Коми 20 сентября 1963 года. В семье, кроме него, родители воспитывали еще и его младшую сестру. Андрей учился в музыкальной школе по классу фортепиано. В это же время он участвовал в выступлениях самодеятельных коллективов, где играл на гитаре и пианино.

В общеобразовательной школе мальчик тоже был активным. Он посещал секцию по вольной борьбе, участвовал в атлетических соревнованиях, представляя свое учебное заведение.

Высшее образование Андрей Державин получал в Ухтинском индустриальном институте. Выбор пал на это учебное заведение лишь потому, что в городе не было других вузов. Как говорит сам музыкант, в те времена все знали друг друга, посещали одни и те же секции, учились в одном университете. В этом же вузе биография Андрея Державина сделала новый виток.

Начало музыкальной карьеры

В ухтинском институте вместе со своим сокурсником Андрей основал группу «Сталкер». Вначале они играли исключительно инструментальную музыку, но вопрос вокала постепенно все же потребовал решения. Стал певцом Андрей Державин. Биография его с этого момента изменилась. Музыкальная карьера пополнилась интересными и довольно известными в свое время произведениями.

Впервые Андрей спел песню «Звезда». Позже она стала заглавной в одноименном магнитном сборнике группы. День записи песни в 1985 году в студии считается датой рождения группы «Сталкер». Еще в первый сборник композиций вошли произведения «Без тебя» и «Я не хочу помнить зла». Они и принесли известность молодому коллективу.

Популярность альбома «Звезда» привела к тому, что коллектив был взят на поруки филармонией Сыктывкара. Вместе с ней в рамках гастрольных туров «Сталкер» объездил половину Советского Союза. Поп-направление группы пришлось по душе большинству молодежи, которая постоянно танцевала под ее песни.

С 1989 года биография Андрея Державина связана с Москвой. Он с Сергеем Костровым (соучредителем группы) переехал в столицу, и на студии «Синтез» было записано еще 2 альбома: «Жизнь в придуманном мире» и «Новости из первых рук».

Сольные выступления

В 1992 году «Сталкер» прекратил свое существование. До этого момента вместе со своим другом Державин записал песню «Не плачь, Алиса». Она принесла ребятам небывалую популярность, но в свой репертуар ее забрал позже Андрей. За нее друзья получили премию «Песня года-92».

С момента выхода хита «Не плачь, Алиса» стал мегапопулярным Андрей Державин. Биография, личная жизнь и семья исполнителя интересовали многих фанаток. Они устраивали истерики на его концертах, караулили у служебных входов.

Но это не стало причиной звездной болезни певца. Он все так же продолжал трудиться над новыми композициями. В результате свет увидели не просто хиты, а основа трек-листов того времени. В биографии певца Андрея Державина стоит выделить такие песни:

  • «Катя-Катерина»;
  • «Чужая свадьба»;
  • «Журавли»;
  • «В первый раз»;
  • «Забудь обо мне»;
  • «Веселые качели»;
  • «Та, которая уходит в дождь».

Всего певец выпустил 2 сборника, которые раскупались практически моментально с полок музыкальных магазинов. В журналах постоянно печатали биографию Андрея Державина, фото разбирали на постеры девочки-подростки. Его популярность была сравнима с группой «Ласковый май», с солистом которой Юрием Шатуновым многие находили у Андрея внешнее сходство.

Популярность, многочисленные поклонницы и активная творческая биография Андрея Державина личной жизни никак не мешали. Он всегда оставался верным семьянином.

Работа в журнале и на телевидении

С приходом небывалой популярности на Державина посыпались и другие интересные предложения. В начале девяностых он занимает должность музыкального редактора в журнале «Комсомольская жизнь». Потом он появляется в роли ведущего программы «Шире круг» на Центральном телевидении. Также он становится членом жюри популярной детской программы-конкурса «Утренняя звезда».

Аттестат музыкальной школы позволяет ему отлично разбираться во многих нюансах исполнительского искусства, поэтому он отлично справлялся со своими обязанностями, которые получил в описанных выше проектах.

Дружба с Игорем Тальковым

В начале девяностых Игорь Тальков был также не менее популярным. И хотя Андрей выступал немного в другом стиле музыки, эти два композитора подружились. Они неоднократно выступали на одной сцене. И даже в трагический день убийства Талькова они пели на одном концерте.

Смерть друга стала настоящим ударом для Державина. Он сделал все, что мог, чтобы организовать похороны. В последующие годы певец постоянно всячески помогал его семье, считая это своим долгом в память о друге. В 2006 году Андрей снялся в документальном биографическом фильме об И. Талькове «Я вернусь».

«Машина времени»

В 2000 году рок-группе «Машина времени» срочно нужен был клавишник. А. Макаревич предложил Андрею попробовать себя в этой роли. Он согласился и стал частью этого коллектива. С этого момента и до 2017 года биография Андрея Державина была неразрывно связана с «Машиной времени», а сольные выступления практически прекратились. Совместно они записали 10 альбомов.

В 2014 году деятели культуры РФ подписали обращение в поддержку позиции В. Путина относительно Украины и Крыма. Это стало одним из ключевых моментов ухода музыканта из группы. Ведь всем известно, что ее лидер А. Макаревич неоднократно публично выступал с критикой действий российского правительства в этом вопросе.

Андрей Державин — композитор

Этот талантливый человек даже во время сотрудничества с «Машиной времени» не прекращал творить. Только в этот период его основной деятельностью становится сочинение мелодий и аранжировка. Его композиции стали частью многих фильмов.

Впервые его музыка прозвучала в картине «Танцор» (2003 года). Потом были выпущены 19 и 20 серии мультфильма «Ну, погоди!», для которых он написал мелодии.

2007 год ознаменовался выходом картины А. Абдулова «Лузер», авторство музыки в котором принадлежит тоже Андрею Державину. Еще через 2 года появилась композиция для фильма «Цыганки» А. Пиманова.

В 2010-м он помог с озвучиванием сразу двух проектов: фильма «Женить миллионера» и мультика «Приключения Котенка и его друзей». А еще 7 лет, до 2012 года, в мультсериале «Удивительные приключения Хомы» он был главным композитором.

Кроме всего этого, Державин дважды появлялся в роли камео в фильмах. Это были «Воротилы. Быть вместе» (2008) и «Мужчина в моей голове» (2009).

Личная жизнь

За годы творчества многими интересными фактами пополнилась биография певца Андрея Державина. Личная жизнь при этом им всегда тщательно скрывалась. Он говорит, что история его семьи не должна быть достоянием общественности. Поэтому о ней известно крайне мало. Даже в соцсетях на фото чаще представлены рабочие моменты, а не его родные и близкие.

Свою первую и единственную жену Елену Шахутдинову Андрей встретил еще в институте. С тех пор они так и не расставались, доказывая всем, что знаменитые люди могут быть верными. В 1986 году у них на свет появился первенец Владислав. Дочка же Анюта родилась аж в 2005-м.

На данный момент Андрей Державин — дедушка. Сын подарил ему двоих внуков: Алису и Герасима. Многие предполагают, что выбор имени для девочки был не случаен, так как небывалую популярность Державин приобрел именно с песней «Не плачь, Алиса». Теперь у его внучки есть персональная колыбельная.

Интересные факты

Помимо описанных выше творческих проектов, Андрей Державин часто сотрудничал и с другими музыкантами. Так, он был клавишником и аранжировщиком песен в альбоме А. Кутикова «Танцы на крыше», с Аленой Апиной и Михаилом Добрыниным созданы композиции «Несколько часов любви» и «Не забывай друзей», с М. Моргулисом записано 3 альбома.

Поскольку в детстве и молодости Андрей активно занимался спортом, сейчас он выступает за футбольную команду звезд культуры «Старко».

Роман Абрамович учился в одно время с Державиным в ухтинском институте.

В 1994 году от Русского дворянского общества получил титул графа за вклад в культуру.

В статье детально описана биография Андрея Державина, семья и творческий путь. На данный момент он не останавливается на достигнутом. Поэтому ждем от него новых интересных проектов.

www.syl.ru

биография и творчество :: SYL.ru

Во второй половине 80-х годов и на протяжении всех девяностых люди были прекрасно знакомы с творчеством талантливейшего композитора и музыканта по имени Андрей Державин. На его счету целое множество как сольных песен и композиций, так и работ, которые он выполнил будучи участником музыкальной группы «Сталкер». С наступлением нового столетия Андрей Державин становится клавишником в группе «Машина времени», таким образом открывая второе дыхание в мире творчества и музыки. Что еще интересного на жизненном и творческом пути этого замечательного человека случалось?

Жизненный путь

Будущий музыкант родился в самой обыкновенной советской семье, в республике Коми, в городе Ухта 20 сентября 1963 года. Родители Дрежавина были далеки от музыки, но его отправили обучаться данному виду искусства. С самых ранних лет он делал огромные успехи в этой отрасли: не только отлично играл на фортепиано классический репертуар, но и сочинял свои первые мелодии. По окончании курса обучения игры на пианино, Андрей Державин берет в руки гитару и осваивает новый инструмент. Параллельно закончив общеобразовательную школу, юноша поступает в единственный в его родном городе институт — Индустриальный, где получает диплом о высшем образовании.

Начало творческого пути

В молодые годы биография Андрея Державина начала развиваться в творческом направлении. Со своим сокурсником Сергеем Костровым он организовал музыкальную группу под названием «Сталкер». Длительное время молодые люди исполняли исключительно инструментальную музыку, которую сами и сочиняли. Но примерно к 1985 году они поняли, что остаются в тени из-за того, что их песни попросту нельзя напеть и передать словами. Тогда было принято решение писать полноценные хиты, сочинять не только музыку, но и стихи. Место у микрофона досталось именно Державину, в то время как Костров аккомпанировал ему.

Первый взлет

Самые первые песни Андрея Державина и Сергея Кострова наивысшим баллом оценили в филармонии города Сыктывкара. Дирекция этого заведения организовала им в рамках концертной программы тур по городам Советского Союза, который принес парням небывалую славу. «Сталкер» был олицетворением поп-музыки середины 80-х годов. Композиции этой группы приходились по вкусу не только молодежи, но и более зрелому поколению. Такие песни, как «Звезды», «Анна, милая», «Я хочу дождя», «Твои глаза» и другие, стали хитами и звучали по всем радиостанциям.

В 1989 году группа «Сталкер» отправляется на гастроли в Москву. Там ребята знакомятся с Александром Кутиковым, который пишет песни для «Машины времени», и в ансамбле с ним записывают свои новые шлягеры. Параллельно идут съемки первых клипов Державина и Кострова, которые транслируются в передаче «Утренняя почта». Это видео на песни «Верю» и «Три недели». После столь громкой премьеры о «Сталкере» гудит уже вся страна.

Кульминация триумфа

Встречая новый, 1990, год, «Голубой огонек» представил публике новый хит под названием «Не плачь, Алиса». Андрей Державин, который написал эту песню, моментально стал популярным вместе со своим партнером Сергеем Костровым. Это был период небывалой славы и даже истерии, которая образовалась вокруг личности певца. Обезумевшие поклонницы караулили Андрея у его дома, у студии звукозаписи, просто на улице или возле машины.

С триумфом пришло и печальное известие: песня «Не плачь, Алиса» стала последней совместной работой Державина и Кострова. В 1992 году группа распалась и в последний раз выступила на концерте «Песня года» в 1993 году в знак памяти.

Начало сольной карьеры

В середине 90-х годов дороги Андрея и Сергея начинают расходиться. Костров занимается свои проектом под названием «Лолита», а Державин начинает сольную карьеру, становясь популярнейшим певцом того времени. В 1994 году он выпускает еще один хит под названием «Журавли», который также становится для него пропускным билетом в ряды судей на детском конкурсе «Утренняя звезда». Параллельно он выпускает еще несколько альбомов, среди которых «Лучшие песни», «Танцы на крыше» и «Сам по себе».

Самые популярные хиты

Работая на телевидении и одновременно занимаясь творчеством, Андрей Державин не устает поражать своих поклонников. Во второй половине 90-х годов он записывает такие хиты, как «Забудь обо мне», «В первый раз», «Веселые качели», «Та, которая уходит в дождь», «Наташа» и другие. Он сотрудничает с другими исполнителями: Аленой Апиной и Вячеславом Добрыниным. И записывает совместные песни: «Не забывайте друзей» и «Несколько часов любви».

Интересная подробность. В начале 90-х годов Дрежавин крепко сдружился с Игорем Тальковым. Увы, Андрей был на том злополучном концерте, в ходе которого Тальков погиб, поэтому сам лично тяжко переживал эту потерю. После смерти своего друга он всяческим помогал его семье — жене и сыну. В память об Игоре Державин однажды на своем сольном концерте исполнил его легендарную песню «Летний дождь».

Последний альбом

Творческая деятельность Андрея Дрежавина продолжается и в наше время. В 2016 году он покинул группу «Машина времени», где выступал долгие 16 лет в качестве клавишника. В этом же году он решил объединить свои лучше песни и сделать из них один легендарный альбом. Этот релиз вышел под названием «Избранное» и даже несмотря на то, что на дворе полным ходом процветает новый век, разлетелся моментально. В него вошли следующие популярные треки Андрея Державин: «Катя-Катерина», «Журавли», «Та, которая уходит в ночь», «Чужая свадьба», «Когда ты уйдешь», «Песня про брата» и, конечно же, «Не плачь, Алиса». Это хиты из разных времен, но все они полюбились людям очень сильно.

Ныне Державин уже не так активно принимает участие в телевизионной и творческой жизни, а больше времени уделяет своей семье.

www.syl.ru

Державин Г. Р. Биография поэта: основные вехи

В истории русской литературы первым писателем, который прославился на весь мир еще при жизни, был Державин Г. Р. Биография его и творчество стали известны в Европе благодаря духовной оде «Бог». Она была написана автором в момент высочайшего просветления.

Детские и юношеские годы поэта

Биография Державина краткая, разумеется, может отобразить только ключевые моменты его жизни. На свет Гаврила появился в июле 1743 года в деревне Кармачи, расположенной в Казанской губернии.

Родители его происходили из дворянской, однако не имевшей большого достатка, семьи. Отец взял в жены бездетную вдову Феклу Андреевну Горину. Гаврила был их первым ребенком. В 7 лет мальчика отдали на обучение в частный пансион немца Розе. Там он провел 4 года. В 1754 году умер глава семейства. Вдова осталась с тремя детьми на руках и не имела чем оплатить даже долги мужа. Соседи, воспользовавшись ее беспомощностью, еще и отняли те земли, которые принадлежали Державиным. И все-таки ей удалось определить сыновей в гимназию, которая только что открылась в Казани. Гаврила показал настолько великие способности, что директор гимназии упомянул о нем на встрече с Шуваловым, фаворитом императрицы Елизаветы Петровны. Граф сразу же велел, чтобы наряду с другими дворянами кондуктором Инженерного корпуса был записан и Державин Г. Р. Биография же его свидетельствует об ином. Отрока по каким-то причинам определили в Преображенский полк обычным рядовым, а в 1762 году уже вызвали на службу в Петербург. В солдатах Гаврила Романович оставался долгих 10 лет. Многое ему довелось пережить за эти годы. В это время произошел государственный переворот, поменялась власть: вместо убитого Петра III править начала Екатерина II. Но как бы ни прошел день Державина, по ночам он читал доступные книги и сочинял стихи.

Принудительная отставка. Женитьба поэта

Только в 1772 году добился Державин Г. Р., биография которого до этого и так была нелегкой, чтобы его наконец-то повысили до унтер-офицера и перевели в казарму для дворян. Там он пристрастился к игре в карты. Возбужденное против него уголовное дело тянулось 12 лет, так ничем и не закончившись. Свои переводы, стихотворения и оды поэт впервые опубликовал в 1773 году. Три года он находился в войсках генерала Бибикова, которые старались подавить восстание Е. Пугачева. В свободное время Державин продолжал писать. Неожиданно начальство отправило Гаврилу Романовича за его прямолинейный характер в отставку. Вскоре он нашел влиятельного покровителя. Им стал князь Вяземский. Он помог Державину получить должность в Сенате. Однако поэт понял, что там, где нет правды, он работать не сможет. В 1778 году Гаврила Романович решил жениться. Избранницей его стала 18-летняя Екатерина Яковлевна Бастидон. В этот же период поэт вошел в литературный кружок. Он обратился к написанию духовной поэзии.

Покровительство Екатерины II

Появившаяся «Ода к Фелице» привела императрицу в восторг. В благодарность она назначила поэта сначала Олонецким, а потом Тамбовским губернатором. Здесь он сразу же развел кипучую деятельность. В Тамбове открыл театр, сиротский приют, школу, народный дом. Гаврила Романович как мог боролся с бюрократией и несправедливостью. Это не понравилось властям Петербурга, на него пожаловались. Екатерина решила, что надежнее будет держать поэта при себе и никаких дел ему не поручать. По ее приказу Державин прибыл в столицу и более 2 лет жил там праздно. Только в 1791 году Екатерина дала ему должность: ее личным секретарем по жалобам теперь стал Державин Г. Р. Биография его с этих пор ощутимо переменилась. В 1793 году Державин стал сенатором, а потом и президентом коммерц-коллегии. Поэт стал достаточно богатым и смог позволить себе купить себе дом на Фонтанке. В этом же году умерла его первая супруга. Вскоре Гаврила Романович снова женился, теперь уже на подруге покойной – Дарье Дьяковой.

Новые назначения

В 1796 году, после смерти императрицы, Павел I определил поэта правителем Совета. Из-за дерзкого поведения надолго там не задержался Державин Г. Р. Биография его, правда, при этом особо не пострадала: стоило ему написать похвальную оду императору, как он снова получил несколько высоких назначений подряд. Когда императором стал Александр I, он дал Державину должность министра юстиции. Правда, на этом посту Гаврила Романович долго не пробыл, так как, по словам правителя, «слишком ревностно служил».

Последние годы жизни Державина

В 1809 году поэта окончательно удалили от всех дел. Он жил то в имении, то в Петербурге. Своих наследников у Державина не было. Он занимался воспитанием детей покойного друга. Любил привечать Гаврила Романович и талантливых молодых людей. Известно, что он одобрил первые опыты и Пушкина, и многих других поэтов, ставших впоследствии знаменитыми. Гаврила Романович пережил нашествие Наполеона и изгнание его армии из страны. Умер поэт Державин, биография которого была столь насыщенной, летом 1816 года в собственном имении. Похоронили его в церкви женского монастыря, расположенного рядом с Новгородом.

fb.ru

Державин г. р. — Творчество державина

Державин принадлежит к числу величайших русских поэтов, чье творчество сохранило до наших дней не только свое непреходящее историческое значение, но и живую поэтическую прелесть. Его наследие пережило и восторги современников, и годы забвения, нередко приходящего и к самым большим поэтам. Однако в том-то и сила подлинно национальных явлений литературы, что они возвращаются.
Биография Державина — увлекательнейшая повесть XVIII столетия о солдате, который благодаря поэтическому гению достиг высших ступеней в государстве; повесть о человеке, одержимом многими предрассудками своего века и своего класса и вместе с тем страстно воспевшем стремление к справедливости и правде.
Гаврила Романович Державин вступил в литературу уже немолодым, много повидавшим и пережившим человеком. Его стихи — итог длительных размышлений о бренности жизни, о смерти и бессмертии. Первое свое произведение Державин опубликовал в 1773 году, хотя начал писать еще во время прохождения солдатской службы. Сохранились две тетради со стихами, которые могут дать представление о раннем периоде его творчества: в них еще чувствуется влияние общепризнанных поэтов того времени — Тредиаковского и Ломоносова. В дальнейшем Державин создал и часто применял в своем творчестве определенный художественный прием, нарушая жанровую иерархию и соединяя в рамках одного произведения “высокую” и “низкую” лексику. Это вносило в его произведения определенную лексическую дисгармонию: “Прогаркни праздник сей крестьянский” (“Крестьянский праздник”). В нем смешение церковно-славянской и низовой лексики, традиционно употреблявшейся в “низких” жанрах: басне, эпиграмме, комедии.
Многие современники Державина считали его придворным поэтом. Но он никогда таковым не был, несмотря на все попыт ки склонить его к этому. Державин не мог стать ручным стихотворцем, хотя бы из-за своего горячего нрава. “В правде черт”,- говорил он сам о себе. Характер заставлял его наперекор вельможам и царям говорить “истину… с улыбкой”. Обращаясь в своей оде “Фелица” к Екатерине (Фелица — от пш./ёН.х — счастливая), Державин, по словам Белинского, “соединяет патетический элемент с комическим… что есть не что иное, как умение представить жизнь в ее истине”. Ясно, что без простодушной улыбки, себе на уме, царям ничего не скажешь. А Державин говорил и умел, пусть не всегда, добиваться своего, зная, что правда на его стороне.
В сознании своей правоты Державин обращался в стихах к Богу, к Высшему Судне. Для Державина Бог- первоначало, не существующее отдельно от природы; “источник жизни”, не только духовной, но и жизни в государстве. В оде “Величество Божке” он создает гимн во славу Творца, но не может не воскликнуть:
Но грешных пламя и язык
Да истребит десница строга!
Эта мысль была почерпнута поэтом из одного из псалмов книги Давида. Под гнетом мучающих его размышлений о суде и справедливости поэт вновь и вновь развивает излюбленную тему, цитируя книгу Давида. В стихотворении “Радость о правосудии” Державин говорит:
Да правый суд я покажу.
Колеблемы столпы земные
Законом Божьим утвержу…
Поэт не раз проявляет себя в своих стихах и одах не только как гражданин, но и как “певец”. Державин стал новатором, вернее, создателем новых философских од, где человек рассматривается в глубинных связях с природой. Одна из самых могущественных сил природы — смерть: “Глотает царства алчна смерть”. В этих произведениях появляется мысль о равенстве людей перед лицом вечности:
Подите счастья прочь возможны.
Вы все пременны здесь и ложны:
Я в дверях вечности стою.
Охватывая в воображении как бы сразу все мироздание, бездны и выси, поэт словно стремится взлететь туда, где можно дышать полно, не боясь ледяного и разреженного воздуха. Но это удавалось ему далеко не всегда. А если и удавалось, то строфы стиха были яркими и запоминающимися: “ Я червь — я Бог” было метафорой, рисующей образ самого поэта. Державин искренне полагал, что поэт призван изобразить человеческую душу, словно художник-акварелист, не отрывающий от листабумаги кисти, пока рисунок не закончен. Это удалось ему в оде “Бессмертие души”:
Как червь, оставя паутину
И в бабочке взяв новый вид,
В лазурну воздуха равнину
На крыльях o.ieuiyuiux летит,
В прекрасном веселясь убранстве,
С цветов садится на цветы:
Так и душа небес в пространстве
Не будешь ли бессмертна ты?
В 1811 году Державин подвел итог теоретической части своего творчества рядом работ, главной из которых было “Рассуждение о лирической поэзии, или Об оде”. Поэт так, например, объясняет значение слова “ода”: “В новейших временах… она то же, что кантата, оратория, романс, баллада, станс или даже простая песня”. Далее Державин разъясняет такие понятия, как “вдохновение”, “высокость”, “беспорядок лирический”. Поэт пишет о композиции оды: “… восторженный ум не успевает чрезмерно быстротекущих мыслей расположить логически, поэтому ода плана не терпит”. Далее Державин рассказывает о “единстве страсти” и “разнообразии” ее одновременно, преломляя через свое понимание правило о единстве места, времени и действия. Поэт ратует за краткость оды и за ее правдоподобие, замечая, что “вымыслы истину только украшают”. Поэт поет гимн вдохновению, повторяя, что лишь оно способно “на бурные порывы чувства, высокие божественные мысли… живые лицеподобия, отважные переносы и прочие риторские украшения”. Однако очень многое из того, что Державин применял на практике, осталось недосказанным в этой статье и получило признание лишь после изучения творческого наследия автора.
Осмыслив все эти моменты творческого наследия Г. Р. Державина, можно утверждать, что назначение поэта он «видел прежде всего в его посредничестве между Создателем и людьми. Представления Державина о поэзии и поэте вобрал в свое творчество великий Пушкин. Державин благословил Пушкина как прекрасное будущее России.
Свой творческий путь Г. Р. Державин завершил одой “На тленность”. Он написал ее за два дня до своей кончины. Текст оды, написанный на грифельной доске, постепенно тускнел и осыпался, подтверждая свойства “реки времени”. Но звуки его лиры все еще слышны, по-прежнему величественно и прекрасно, говоря нам о бессмертии души, об истине и Боге.

mirznanii.com

Творчество Г.Р.Державина


Державина без преувеличения можно назвать предтечей современной русской поэзии, преодолевшим инерцию тяжеловесного классицистического слога и в то же время воплотившим в своем творчестве все лучшее из наследия русской и шире – европейской словесности. Творчество Державина охватывает почти полувековой период (1770-1816) – это время становления новых литературных форм русской словесности, формирования современного русского литературного языка. Творчество Державина, находясь в эпицентре этого процесса, оказало решающее влияние на литературный язык и отечественную словесность. Державин впервые явил миру образ поэта, вся жизнь которого подчинена творчеству. Пройдя в юности через множество искушений, он через творчество достиг духовных вершин, запечатлев свои духовные искания в произведениях, многие из которых стали эталоном русской поэзии. Символично, что и в последние мгновения своей земной жизни он оставался поэтом, подведя итог многолетним духовным исканиям в непревзойденном стихотворении, выведенном уже слабеющей рукой на грифельной доске:    Река времен в своем стремленьи / Уносит все дела людей / И топит в пропасти забвенья / Народы, царства и царей. / А если что и остается / Чрез звуки лиры и трубы, / То вечности жерлом пожрется / И общей не уйдет судьбы…

К сожалению, эти строки во многом оказались провидческими и для творчества автора. Современный читатель вряд ли имеет полное представление о грандиозном литературном наследии, которое оставил Г.Р.Державин. Причин этому много, и не в последнюю очередь — эдиционная практика, ориентированная на переиздание собраний лирики. Впрочем, произведениям поэта повезло намного больше, чем  произведениям других классиков русской литературы. Именно творчество Державина впервые в русской литературе было удостоено Полного научного собрания сочинений, выполненного замечательным отечествсенным филологом Я. Гротом. Сегодня гротовское издание ПСС Державина — библиографическая редкость, в то же время современные издания, ориентируясь в общем на гротовскую традицию, не учитывают важнейшую составляющую художественного наследия — авторский текст, аутентичный эпохе и авторскому замыслу, что выражается, прежде всего, в отказе от авторской орфографии и пунктуации. Дореформенная пунктуация была ориентирована в первую очередь на интонационный строй авторской речи, а орфография давала широкие возможности семантического маркирования текста. Таким образом, задача современной эдиционной практики в науке о Державине видится в возвращении к традициям, заложенным Я. Гротом, и в то же время дополнению их новыми данными. Информационные технологии дают возможность восполнить пробел в современной эдиции творческого наследия Державина: сделать общедоступным Полное собрание сочинений Г. Р. Державина под редакцией Я. Грота и в то же время дополнить его вариантами и редакциями текстов произведений из первых прижизненных изданий.     


philolog.petrsu.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *