Грибоедов «Горе от ума», действие 4 – краткое содержание
Гости разъезжаются с бала у Фамусова. Хрюмина-внучка жалуется бабушке, что Фамусов «назвал на бал каких-то уродов с того света». Платон Горич вздыхает от назойливых забот жены. Чацкий горько сетует наедине с самим собой: он ожидал найти в Москве радость от встречи со знакомыми и живое участие от них, однако не обнаружил ни того, ни другого. (См. полный текст «Горя от ума».)
Лакей Чацкого долго не может найти кучера. На Чацкого тем временем натыкается приехавший с опозданием суетливый Репетилов. Начинает торопливо рассказывать: порвал со своей прежней разгульной жизнью – и сошёлся с умнейшими людьми. В Английском клубе они образовали «секретнейший союз» с тайными собраниями по четвергам. На них ведутся разговоры о «камерах», о присяжных, «О Бейроне, ну о матерьях важных». Предлагает свести и Чацкого со своими друзьями («Что зá люди, mon cher! Сок умной молодёжи!»). Чацкий: «Да из чего беснуетесь вы столько?» – «Шумим, братéц, шумим». – «Шумите вы? и только?»
Горе от ума. Спектакль Малого театра, 1977
Репетилов начинает описывать членов «секретнейшего союза»: князь Григорий, чудак, нас морит со смеху, век с англичанами, вся áнглийская складка, и так же он сквозь зубы говорит; Евдоким Воркулов – исполнитель любовных итальянских арий; братья Левон и Боринька, о которых и «не знаешь, что сказать»; «но если гения прикажете назвать: Удушьев Ипполит Маркелыч!!» [намёк на Чаадаева]. Советует Чацкому прочесть его сочинения, хотя Удушьев, впрочем, почти ничего не пишет, в журналах можно сыскать лишь его отрывок, взгляд и нечто, «но голова у нас, какой в России нету», хотя «крепко нá руку нечист; да умный человек не может быть не плýтом». Однако Удушьев любит говорить о «высокой нечисти» с горящим лицом, да так, что все вокруг рыдают. На собраниях члены репетиловского «союза» сочиняют водевили, кладут их на музыку – и сами же хлопают, когда их дают в театрах.
Выходит садиться в карету Скалозуб. Репетилов бросается к нему с объятьями. Чацкий, пользуясь удобным моментом, скрывается от Репетилова в швейцарскую. Репетилов зовёт и Скалозуба на собрания «союза»: там «напоят шампанским на убой». Но Скалозуб отвечает: «учёностью меня не обморочишь». Обещает прислать в союз фельдфебеля вместо Вольтера: «Он в три шеренги вас построит, а пикните, так мигом успокоит». Репетилов советует ему не слишком думать о службе. Рассказывает, как сам затесался в зятья к немцу фон Клоцу, метившему тогда в министры, женился на его дочери, но не получил ни богатого приданого, ни чинов. «Тьфу! служба и чины, кресты – души мытарства».
Разглагольствуя, Репетилов даже и не замечает, что Скалозуб уже уехал, и его место перед ним заступил Загорецкий. Загорецкий уверяет Репетилова в своём либерализме, потом начинает рассказывать ему про сумасшествие Чацкого. Репетилов не верит, но его начинают уверять в этом и как раз вышедшие княжны Тугоуховские: «Мсьё Репетилов! чтó вы! Да как вы! Можно ль против всех!» О том, что Чацкого надо лечить, говорит и старуха Хлёстова.
Тугоуховские уезжают. Репетилов, постояв немного в недоумении, думает, куда бы ещё поехать среди ночи. Садится в карету и велит, чтобы лакей вёз его «куда-нибудь».
Потрясённый Чацкий выходит из швейцарской. Он слышал разговоры о своём сумасшествии и гадает: кто же пустил этот слух? Знает ли о нём Софья? В это время Софья появляется на втором этаже опустевшего дома со свечкой. Глядя в темноте на Чацкого, спрашивает: «Молчалин, это вы?» – но потом быстро исчезает за своей дверью.
Чацкий замечает, что стоит у двери в комнату Молчалина. Прячется за колонну, решив следить за тем, что будет дальше.
Входит Лиза со свечкой. Говорит сама с собой: барыне померещился внизу Чацкий, она послала меня проведать, нет ли здесь его и заодно позвать Молчалина. Стучится к Молчалину: «барышня зовёт вас к себе».
Молчалин выходит, зевая. Наверху опять появляется Софья, начинает тихо спускаться. Молчалин, не видя её, вновь принимается заигрывать с Лизой. Лиза советует ему думать о свадьбе с барышней, однако он говорит, что не видит в Софье ничего завидного: «Мой ангельчик, желал бы вполовину к ней то же чувствовать, что чувствую к тебе». Лиза: «И вам не совестно?» – Молчалин:
Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья –
Хозяину, где доведётся жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
………
И вот любовника я принимаю вид
В угодность дочери такого человека…
………
Пойдём любовь делить плачевной нашей крали.
Дай обниму тебя от сердца полноты.
Зачем она не ты!
Софья выходит и становится перед ним. Молчалин бросается перед нею на колени, ползает у ног. Она отталкивает его: «Не подличайте, встаньте, лжец!» Требует, чтобы он завтра же уезжал из дома и чтобы она больше никогда не слыхала о нём. И
…будьте рады,
Что при свиданиях со мной в ночной тиши
Держались более вы робости во нраве,
Чем даже днём, и при людях, и в яве,
В вас меньше дерзости, чем кривизны души…
Радуется, что этой сцене между ними нет свидетелей, как давеча, когда Чацкий видёл её обморок.
Но из-за колонны выходит Чацкий: «Я здесь, притворщица! Вот наконец решение загадке! Вот я пожертвован кому!.. Ах! как игру судьбы постичь? Людей с душой гонительница, бич! – Молчалины блаженствуют на свете!»
Молчалин скрывается в своей комнате. Зато на шум прибегает Фамусов с толпой слуг. Кричит:
Ба! знакомые всё лица!
Дочь, Софья Павловна! страмница!
Бесстыдница! где! с кем! Ни дать ни взять, она,
Как мать её, покойница жена.
Бывало, я с дражайшей половиной
Чуть врознь — уж где-нибудь с мужчиной!
Вопрошает: чем прельстил тебя Чацкий, ты ведь сама назвала его безумным? Чацкий Софье: «Так этим вымыслом я вам ещё обязан?» Фамусов считает, что Чацкий, возмущаясь Софьей, лишь разыгрывает роль, чтобы обмануть его. Бранит Лизу: «Бегая за нарядами на Кузнецкий мост, ты научилась там сводить любовников?» Грозит отправить её в деревню, в избу, за птицами ходить, а Софью – «в деревню, к тётке, в глушь, в Саратов, там будешь горе горевать, за пяльцами сидеть, за святцами зевать». Чацкому впредь отказывает от дома. Грозит ославить его на всю Москву, да ещё «в Сенат подам, министрам, государю».
Чацкий произносит свой заключительный монолог: «Слепец! я в ком искал награду всех трудов! Спешил!.. летел! дрожал! вот счастье, думал, близко… (Софье:) Зачем меня надеждой завлекли? Зачем мне прямо не сказали, что всё прошедшее вы обратили в смех?!» Пророчит, что Софья ещё помирится с Молчалиным: «Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей – высокий идеал московских всех мужей». Разуверяет Фамусова: я не собираюсь свататься к вашей дочери, «Другой найдётся благонравный, низкопоклонник и делец, достоинствами, наконец, он будущему тестю равный».
С кем был! Куда меня закинула судьба!
Все гонят! все клянут! Мучителей толпа,
В любви предателей, в вражде неутомимых,
Рассказчиков неукротимых,
Нескладных умников, лукавых простаков,
Старух зловещих, стариков,
Дряхлеющих над выдумками, вздором, —
Безумным вы меня прославили всем хором.
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нём рассудок уцелеет.
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорблённому есть чувству уголок!..
Карету мне, карету!
Чацкий уезжает. Фамусов говорит Софье: он и вправду безумный – такую сейчас молол чепуху! Но ты-то, ты-то! «Ах! боже мой! что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»
© Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека.
rushist.com
Грибоедов «Горе от ума» – краткое содержание по действиям
Действие 1
Все события пьесы «Горе от ума» (см. её анализ и полный текст) проходят в московском доме богатого и пожилого чиновника-вдовца Фамусова, чья молодая дочь Софья в последнее время увлеклась отцовским секретарём Молчалиным. При помощи служанки Лизы Софья и Молчалин устраивают свидания по ночам. Они проходят вполне невинно: на любовных встречах осторожный секретарь лишь прижимает к сердцу руки девушки и молча вздыхает. Но Софье такие романтические нежности очень нравятся.
Пьеса Грибоедова начинается во время одного из таких свиданий. Лиза дежурит у двери влюблённых, чтобы дать сигнал при появлении незваных гостей, но засыпает. На рассвете Молчалин выходит от Софьи слишком поздно – и сталкивается в гостиной с уже вставшим Фамусовым. Молчалин пытается убедить его, что случайно проходил здесь, возвращаясь с прогулки, однако недоверчивый Фамусов делает Софье строгие замечания, ругает вольные нравы молодёжи и корит безродного Молчалина, который был им пригрет, но оказался неблагодарным.
Горе от ума. Спектакль Малого театра, 1977
Софья настаивает, что подозрения отца несправедливы. Фамусов уводит Молчалина к себе, заниматься служебными бумагами, а Лиза с Софьей рассуждают о сердечных делах. Лиза полагает, что Фамусов никогда не выдаст Софью за бедного Молчалина – у него есть на примете другой кандидат в зятья, «золотой мешок» полковник Скалозуб. Софье туповатый Скалозуб не нравится.
Слуга вдруг докладывает о приезде ещё одного влюблённого в Софью – друга её детства Александра Андреевича Чацкого. Три года назад тот уехал в путешествие, но теперь возвратился. Вскоре появляется и сам Чацкий – главный герой пьесы. С обожанием глядя на Софью, он расспрашивает её о жизни и московских событиях. Умный остряк Чацкий говорит о большинстве общих знакомых с задорным сарказмом, насмехаясь над косностью, раболепством и лицемерием высшего московского общества. Чацкий делает презрительное замечание и насчёт «бессловесного» Молчалина. Софье это очень не нравится.
Подробнее – см. в отдельной статье Грибоедов «Горе от ума», действие 1 – краткое содержание. См. также полный текст 1-го действия.
Действие 2
Вскоре Чацкий вновь появляется у Фамусовых. Отец Софьи не слишком рад приезду этого бесчиновного молодого человека, считая его легкомысленным и несолидным мечтателем. Фамусов советует Чацкому поступить на службу, однако тот отвечает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
Фамусов упрекает молодёжь за гордость. Он ставит в пример Чацкому своего покойника-дядю Максима Петровича, который когда-то сумел рассмешить царицу Екатерину II тем, что трижды шутовски падал перед нею на одном приёме – и вошёл в фавор. Чацкий в ответ произносит гневный монолог с осуждением подобострастного «минувшего века», когда возвышались те, чья «чаще гнулась шея». Фамусов приходит в ужас от слов Чацкого. Тот кажется ему опасным вольнодумцем, едва ли не заговорщиком, которого надо бы отдать под суд.
Как раз приезжает полковник Скалозуб, за которого Фамусов прочит Софью. Фамусов принимает его с откровенной льстивостью. Из рассказа Скалозуба о своей военной карьере становится ясно, что этот глуповатый фрунтовик не имеет никаких боевых подвигов – он получал звания и награды в основном за участие в торжественных смотрах. Фамусов прозрачно намекает, что Скалозубу пора бы жениться.
Чацкий и при Скалозубе заводит разговор о московских предрассудках. Испуганный Фамусов спешит заметить, что взгляды Чацкого следовало бы осудить, но тот отвечает на это новым длинным монологом – «А судьи кто?» В нём он рисует образы знатных негодяев-крепостников, которые продавали, как скот, «от матерей, отцов отторженных детей», выменивали верных слуг на собак. Именно такие люди и склонны объявлять «опасным мечтателем» любого независимого, образованного и бескорыстного человека.
Появляются Лиза с Софьей. Софья подходит к окну – и падает без чувств: она увидела, как на улице Молчалин упал с лошади. Быстро выясняется, что падение Молчалина неопасно: он лишь слегка ушиб руку. Чацкого удивляет необычайное волнение Софьи, и у него впервые появляется мысль, что эта девушка, которую он давно любит, возможно, предпочитает ему Молчалина.
Чацкий уходит в глубоких раздумьях. Уходят и все остальные, оставив наедине Лизу и Молчалина. Молчалин тут же заводит с этой служанкой игривый разговор, пытается ухаживать за ней, обнять её, как будто позабыв о своей связи с Софьей.
Подробнее – см. в отдельной статье Грибоедов «Горе от ума», действие 2 – краткое содержание. См. также полный текст 2-го действия.
Действие 3
Терзаясь ревностью к Софье, Чацкий допытывается у неё, как она относится к Молчалину. Софья говорит, что она не любит Молчалина, а просто сострадает этому кроткому, тихому юноше, которого Чацкий слишком зло высмеивает. Софья уходит. Встретив Молчалина, Чацкий расспрашивает, как он поживает. Молчалин хвалится, что недавно был повышен по службе: начальство оценило два его таланта – умеренность и аккуратность. «Чудеснейшие два! и стоят наших всех», – замечает Чацкий. Молчалин в ответ намекает, что Чацкий просто завидует ему. Чацкий спрашивает мнение Молчалина о начальниках. Тот отделывается фразой: «В мои лета не должно сметь своё суждение иметь». Чацкий приходит к выводу, что Софья и вправду не может любить такое ничтожество.
Вечером в доме Фамусова готовятся к балу. На него собирается всё фамусовское общество. Чацкий видит, как к крыльцу подъезжают знакомые ему гости. Из кареты выходит Платон Горич, недавно храбрый боевой офицер, который теперь женился на красавице Наталье Дмитриевне, попал под каблук жены, изнежился, потерял волю. Появляется семья Тугоуховских: глухой князь и пожилая княгиня, озабоченная лишь поисками женихов для своих шестерых дочерей. Узнав, что Чацкий холост, княгиня тут же посылает мужа звать его на обед, но, услышав потом, что он небогат, командует супругу быстрее идти обратно. Входят ворчливые графини Хрюмины – бабушка и внучка. Вбегает суетливый лгун, шулер и аферист Загорецкий. Приезжает Скалозуб, а потом и свояченица Фамусова, старуха Хлёстова. Услужливый Молчалин, заискивая, гладит собачку Хлёстовой и восхищается её шёрсткой.
Чацкий подходит к Софье, вновь насмехаясь над льстивыми ужимками Молчалина. Та приходит в бешенство. Когда Чацкий удаляется, к Софье подходит с вопросом о нём господин N. Софья раздражённо говорит, что Чацкий не в своём уме. Господин N принимает эту сказанную в сердцах фразу буквально, а Софья, заметив это, не спешит с разъяснениями и опровержениями.
Господин N рассказывает о «сумасшествии Чацкого» другому господину, и вскоре эта новость распространяется среди всех присутствующих на балу. Её передают друг другу с прибавлениями. Сплетник Загорецкий уверяет даже, что Чацкий недавно сидел на цепи в сумасшедшем доме. Светское общество недолюбливает умного, ироничного Чацкого и злорадствует по поводу его «безумства». Фамусов говорит, что причиной сумасшествия стала излишняя учёность, советуя «забрать все книги бы, да сжечь». Скалозуб рекомендует ввести в школах и гимназиях армейскую дисциплину.
Ничего пока не зная, об этих пересудах на свой счёт, Чацкий пытается завести разговор о низкопоклонстве москвичей перед иностранными обычаями и модами, но гости бала испуганно шарахаются от него.
Подробнее – см. в отдельной статье Грибоедов «Горе от ума», действие 3 – краткое содержание. См. также полный текст 3-го действия.
Действие 4
Гости разъезжаются. На Чацкого, который стоит у кареты, налетает опоздавший к балу господин Репетилов и начинает взахлёб рассказывать о «секретнейшем союзе», из «умнейших членов Английского клуба», в котором он состоит. Однако из рассказа Репетилова явствует, что заседания «союза» сводятся к совместному питью шампанского, сочинению водевилей, пению любовных итальянских арий. Главный «гений» союза, Ипполит Удушьев (его прообразом, видимо, послужил известный Пётр Чаадаев) пишет глубокомысленные сочинения, но пока так ничего и не издал, к тому же он «крепко нá руку нечист».
Улучив удобный момент, Чацкий скрывается от надоедливого Репетилова в швейцарскую. Оттуда он слышит, как подошедший Загорецкий рассказывает Репетилову: «Чацкий – сумасшедший». Эти слова тут же подтверждают Тугоуховские и Хлёстова.
Когда все они уезжают, Чацкий выходит из швейцарской и потрясённо гадает, откуда могла возникнуть такая ложь о нём. Вверху, на лестнице опустевшего дома, показывается Софья со свечой в руке. Не узнав в темноте Чацкого, она спрашивает: «Молчалин, это вы?», но тут же понимает свою ошибку и скрывается у себя в комнате.
Чацкий прячется за колонну, решая следить за тем, что будет дальше. Он видит, как к комнате Молчалина подходит Лиза и зовёт его к Софье. Софья и сама вновь появляется наверху, начиная тихо спускаться по лестнице. Молчалин, не замечая её, опять заигрывает с Лизой. Та стыдит его за измену барышне, однако Молчалин откровенно признаётся: он ухаживает за Софьей лишь потому, что она – дочь его начальника.
Софья выходит из темноты и становится перед Молчалиным. Тот бросается перед ней на колени, молит о прощении, ползает у её ног. Чацкий появляется из-за колонны со словами: «Вот я пожертвован кому!.. Ах! как игру судьбы постичь? Людей с душой гонительница, бич! – Молчалины блаженствуют на свете!»
На шум прибегает Фамусов с толпой слуг. Молчалин успевает вовремя скрыться, и Фамусов решает, что застал Чацкого на любовном свидании с Софьей. В гневе он отказывает Чацкому от дома, а дочь грозит отправить «в деревню, к тётке, в глушь, в Саратов».
Чацкий с горечью произносит свой заключительный монолог, упрекая Софью за то, что она «завлекла его надеждой», не признаваясь в любви к другому. Он пророчит: Софья ещё помирится с Молчалиным («муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей – высокий идеал московских всех мужей»), и восклицает:
С кем был! Куда меня закинула судьба!
Все гонят! все клянут! Мучителей толпа,
В любви предателей, в вражде неутомимых,
Рассказчиков неукротимых,
Нескладных умников, лукавых простаков,
Старух зловещих, стариков,
Дряхлеющих над выдумками, вздором, —
Безумным вы меня прославили всем хором.
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нём рассудок уцелеет.
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорблённому есть чувству уголок!..
Карету мне, карету!
Чацкий уезжает. Фамусов усматривает в его последних словах лишь «чепуху безумца», более всего волнуясь, как бы слухи о происшествии в его доме не дошли до княгини Марьи Алексевны.
Подробнее – см. в отдельной статье Грибоедов «Горе от ума», действие 4 – краткое содержание. См. также полный текст 4-го действия.
© Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека.
rushist.com
Краткое содержание горе от ума 3 действие. Конспекты уроков
Дополнительные сочиненияТретье действие пьесы Александра Грибоедова «Горе от ума» начинается в доме дворянина Фамусова с разговора молодой симпатичной барышни Софьи Павловны Фамусовой с образованным и красноречивым дворянином Александром Андреевичем Чацким.
Сначала Чацкий мучается сомнениями о том, кто же все-таки мил сердцу его возлюбленной, а затем, когда Софья входит, между ними происходит бурное объяснение. Чацкий пытается выведать у Софьи имя ее нового возлюбленного, попутно признаваясь ей в пылкой любви. В этом месте пьесы Софья как раз и намекает Чацкому на бесполезность и даже вредность для жизни его ума, его вызывающих речей, а ставит в пример ему Молчалина, как образец смирения, толерантности, уступчивости, скромности. Софья признает отсутствие у Молчалина блестящего ума, однако, говорит, что для семейной жизни ум как раз и не обязателен, так как является лишь источником волнений и лишних забот.
Чацкий же все перечисленные достоинства Молчалина видит совсем в другом свете, для него Молчалин просто бесчувственный подобострастный и бессловесный глупец, не способный ни на собственные суждения, ни на глубокие эмоции. Как раз в этом разговоре Чацкий и говорит Софье, что он сходит с ума от любви к ней, а она впервые озвучивает мысль, что она свела его с ума. Затем идет обсуждение в кандидаты в женихи Сергея Сергеевича Скалозуба, о котором Чацкий так же, как и о Молчалине не может говорить без издевки и иронии. Про него как раз и говорит Софья, что он «герой не моего романа». Затем барышня удаляется, а входит Молчалин.
Между молодыми людьми происходит интересный разговор, который практически весь разошелся на широко известные цитаты.
Молчалин оглашает Чацкому два своих главных таланта: «умеренность и аккуратность», чем вызывает у него смех и град острот.
Затем Молчалин справляется у Чацкого, отчего тот не имеет никаких значительных чинов, на что Чацкий отвечает ему, что «чины людьми даются, а люди могут обмануться». Затем Молчалин пинает Чацкому на то, что он не ездит к некой Татьяне Юрьевне для снискания покровительства и благосклонности по службе, на что Чацкий отвечает ему, что, конечно, ездит к женщинам, но не за этим. Затем мужчины обсуждают сочинения некоего Фомы Фомича, которого Молчалин считает гением пера, а Чацкий пустым и никчемным человеком.
Из разговора читатель понимает, что для Чацкого не существует авторитетов, он судит по людям исключительно по их достоинствам, а не чинам и богатствам, в то время, как для Молчалина высокий чин уже является признаком величайших талантов и добродетелей, а личные качества его обладателя не играют никакой роли.
Кроме того, Молчалин заявляет, что «надобно зависеть от других», и «не должно сметь свое суждение иметь», чем приводит Чацкого в негодование.
После в дом Фамусова на бал съезжаются гости. Первыми прибывают Наталья Дмитриевна и Платон Михайлович Горичевы, с которыми Чацкий ведет ностальгическую беседу. Затем прибывают князь и княгиня Тугоуховские с шестью дочерьми, которые сперва рассматривают Чацкого как перспективного жениха для дочек, однако, узнав, что он не знатен и не богат, тут же о нем забывают.
Следом является графини, бабушка и внучка Хрюмины. У внучки с Чацким тоже происходит разговор, в котором она превозносит все иностранное, и моды и модисток, а Чацкий отвечает ей, что все отечественное намного оригинальнее. Затем прибывает Загорецкий, «мошенник» и «плут», как его характеризует Платон Михайлович.
Последней прибывает старуха Хлестова, брюзга и сплетница, которая, пообщавшись со всеми гостями, остается недовольной, и лишь Молчалин вызывает у нее благосклонность, так как хвалит ее собачку.
Чацкий, встретив Софью, опять не может удержаться от колкостей в адрес Молчалина, называя его громоотводом для старушечьей желчи и плохого настроения.
Это уже является последней каплей, переполнившей чашу терпения Софьи и она тут же, в разговоре с очередным гостем намекает на то, что Чацкий сошел с ума. Новость со скоростью света облетает общество, собравшееся на балу, обрастая фактами и подробностями. Загорецкий уже с готовностью сообщает, как Чацкого «свезли в желтый дом и посадили на цепь», правда пока временно отпустили. И у каждого из гостей находится подтверждение факта сумасшествия героя, они выискивают в прошлых разговорах с Чацким те моменты, когда он давал им какие-то советы, или откровенно и беззастенчиво высказывал о чем-то свою собственную точку зрения. Это по мнению гостей может свидетельствовать лишь о душевном нездоровье героя, а никак не о его уме и смелости суждений. Это всеобщее мнение озвучивает Фамусов, говоря, что «ученье – вот чума, ученость – вот причина» того, что развелось много безумных людей, осмеливающихся на формирование собственного мнения и своих, идущих в разрез с интересами общества, дел.
Достается всем: и профессорам, и химикам, и ботаникам, и баснописцам, вносится предложение для сохранения душевного здоровья нации сжечь все книги. Хлестова говорит, что Чацкий был некогда достойный человек, так как имел «три сотни душ», больших достоинств у человека быть, конечно же, не может.
Тут входит Чацкий и оживленная беседа стихает. Фамусов интересуется его самочувствием, и Чацкий говорит, что «голова его устала от пустяков, шарканий и восклицаний».
Завершается действие монологом Чацкого о том, как чуждо ему зарубежное влияние, как огорчен он и раздосадован бездумным преклонением российского дворянства перед всем иностранным, как гнетет его то, что дворяне не хотят признать ума, достоинств и оригинальности собственного народа, а погрязли лишь в слепом подражании Европе.
Однако, его голос утопает в звуках музыки, а его аудитория продолжает кружить в вальсе с огромным усердием.
dp-adilet.kz
Грибоедов «Горе от ума», действие 2 – краткое содержание
Чацкий возвращается в дом Фамусовых и расспрашивает у отца семейства про Софью. Недовольный Фамусов с досадой осведомляется, не собирается ли Чацкий сделать предложение ей. Тот интересуется: «а как бы вы отнеслись к моему сватовству?» «Сказал бы я, во-первых: не блажи, именьем, брат, не управляй оплошно, а, главное, поди-тка послужи», – отвечает Фамусов. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», – говорит Чацкий.
Фамусов корит молодёжь за гордость и в пространном монологе вспоминает своего покойника-дядю Максима Петровича. Этот большой человек, весь в орденах, едал на золоте, имел сто человек к услугам и постоянно был при дворе Екатерины II. Но когда приходилось подслужиться, «и он сгибался вперегиб». Фамусов рассказывает, как Максим Петрович оступился на одном дворовом приёме, неловко упал, но, встав и увидев высочайшую улыбку, «упал вдругóрядь – уж нарочно, а хохот пуще, он и в третий так же точно». За это шутовство дядя впал в фавор. Фамусов гордится его «смышлёностью».
Горе от ума. Спектакль Малого театра, 1977
Чацкий в ответ произносит монолог с осуждением подобострастного «минувшего века». «Свежо предание, а верится с трудом; как тот и славился, чья чаще гнулась шея; как не в войне, а в мире брали лбом; стучали об пол, не жалея!.. [но] нынче смех страшит и держит стыд в узде; недаром жалуют их скупо государи». Услышав последнюю фразу, Фамусов бормочет про себя: «Ах! боже мой! он карбонари [заговорщик]!» Чацкий продолжает свою гневную речь, а Фамусов вновь замечает про себя: «Опасный человек! Он вольность хочет проповедать!» Когда Чацкий восхищается людьми, которые «служат делу, а не лицам», Фамусов вскрикивает: «Строжайше б запретил я этим господам на выстрел подъезжать к столицам».
Слуга извещает о приезде полковника Скалозуба. Перепуганный речью Чацкого Фамусов даже затыкает от неё уши, повторяя: «Под суд! Под суд!» Чацкий едва объясняет ему знаками, что кто-то приехал. Узнав, что это Скалозуб, Фамусов распоряжается: «Немедленно принять!», и упрашивает Чацкого воздерживаться при Скалозубе от вольных речей.
Фамусов принимает Скалозуба с нескрываемой льстивостью. Они вдвоём начинают выискивать общих родственников. Фамусов упоминает при этом, что очень уважает свою родню и покровительствует ей по службе в своём учреждении. «При мне служáщие чужие очень редки… Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, ну как не порадеть родному человечку!..»
Скалозуб рассказывает, что тоже немало содействовал служебному продвижению своего двоюродного брата, но тот на беду в последнее время «крепко набрался каких-то новых правил. Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать». Самому же Скалозубу по службе всегда везло: «вакансии как раз открыты: то старших выключат иных, другие, смотришь, перебиты». Он ожидает получения генеральского чина.
Фамусов говорит, что Скалозубу теперь неплохо бы «подумать о генеральше». Скалозуб не прочь жениться. Фамусов замечает, что в Москве невест много – город большой. «Дистанции огромного размера», – глубокомысленно произносит Скалозуб. Фамусов продолжает (монолог «Вкус, батюшка, отменная манера»): московский обычай – выбирать женихов не из новомодных «разумников», а из богатых людей. А девицы московские умеют себя принарядить, «словечка в простоте не скажут, всё с ужимкой», поют французские романсы, «к военным людям так и льнут, а потому, что патриотки».
Скалозуб замечает, что пожар 1812 года даже содействовал украшению Москвы: с тех пор построено много новых домов. «Дома новы, но предрассудки стары. Порадуйтесь, не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары», – вмешивается в разговор Чацкий. Фамусов спешит перебить его. Он представляет Чацкого Скалозубу: малый с головой, но нельзя не пожалеть, что с этаким умом… таких многие осуждают…
Чацкий в ответ произносит свой известный монолог: «А судьи кто?» «Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?» – вопрошает он. Чацкий рисует образы знатных негодяев-крепостников, из которых один выменял на трёх борзых слуг, не раз спасавших его в часы вина и драки, а другой устроил детский крепостной балет, а потом распродал поодиночке всех маленьких актёров, отторгнув их от матерей и отцов. Любого бескорыстного и умного молодого человека эти деспоты признают опасным мечтателем. Московская знать поклоняется одному лишь красивому и расшитому военному мундиру, гвардейцам.
Видя, что беседа начинает склоняться к опасным темам, Фамусов спешит уйти в свой кабинет. Глуповатый Скалозуб истолковывает слова Чацкого о военных мундирах лишь как критику гвардии и с одобрением говорит: в нашей Первой армии мундиры ничуть не хуже гвардейских, «и офицеров вам начтём, что даже говорят, иные, по-французски».
Входят Софья с Лизой. Софья, подойдя к окну, ахает и лишается чувств: она увидела, как за окном Молчалин упал с лошади. Скалозуб идёт на улицу поглядеть на «жалкого ездока», который чересчур затянул поводья. Лиза и Чацкий подбегают к Софье. Чацкий удивлён, что она приняла неопасное падение Молчалина так близко к сердцу. Едва придя в себя, Софья уговаривает Чацкого скорее бежать на помощь Молчалину. Чацкий всё больше поражается её волнению – и понимает, что это, скорее всего, неспроста.
Входят Скалозуб с Молчалиным, который лишь слегка ушиб руку. Чацкий и Скалозуб уходят. Лиза говорит Софье, что слух о её подозрительном обмороке может распространиться в свете, и там догадаются о её особых чувствах к Молчалину. Софья отвечает, что ей нет дела до возможных пересудов, но Молчалин тоже советует остерегаться их: «злые языки страшнее пистолета».
Софья уходит, сокрушаясь: зачем только Бог принёс несносного Чацкого! Молчалин, оставшись наедине с Лизой, заводит с ней игривый разговор, пытается обнять, обещает подарить ей красивую вещицу. Лиза принимает ухаживания с неудовольствием, корит Молчалина за измену Софье и уходит, вздыхая по пути о собственном увлечении – буфетчике Петруше, которому она по робости не решается открыть своих чувств.
© Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека. См. полный текст «Горя от ума».
rushist.com
Краткое содержание «Горе от ума»
Краткое содержание «Горе от ума» Грибоедова, представленное на нашем портале поможет ознакомиться с главными героями и событиями знаменитой пьесы.
Главные герои
Фамусов
Является отцом Софьи, считает главным для человека чин. Для него важно светское мнение о нем. Не любит умных людей и просвещение.
Софья
Дочь Фамусова семнадцати лет. С младенческого возраста воспитывается отцом. Отличается умом и смелостью. Способна оказать сопротивление общественному мнению.
Молчалин
Является секретарем Фамусова и живет у него. Отличается молчаливостью и трусливостью. Софья любит его.
Чацкий
Воспитывался вместе с дочерью Фамусова. Потом начал путешествовать по миру на три года. Отличается умом и красноречием. Отдает предпочтение служению дела, а не человеку.
Первое действие
Софья ждет в гости Молчалина, своего друга. Их встреча является тайной для остальных. Утром служанка для ускорения прощания молодых людей переводит часы. Фамусов видит это и начинает разговор со служанкой. Во время разговора Софья зовет служанку к себе. Хозяин быстро уходит.
Служанка корит хозяйку за неосторожность. Происходит прощание Молчалина и Софьи. В дверях возникает отец девушки. Он спрашивает, для чего молодой человек появился тут в такое время. Молчалин говорит, что вернулся с прогулки и пришел только что. Отец строго отчитывает Софью.
Служанка советует хозяйке вести себя осторожнее и остерегаться слухов. Софья утверждает, что не боится их. Служанка считает, что у влюбленных нет будущего, так как отец девушки не разрешит ей выйти замуж за человека, который небогат и незнатен. Подходящей партией, по мнению Фамусова, является полковник Скалозуб. Девушке он не нравится из-за его глупости.
В разговоре служанки и Софьи вспоминается любовь девушки и Чацкого. Молодой человек выделялся веселым нравом и умом. Софья говорит, что это была не любовь. Это была простая дружба между детьми.
Слуга говорит девушке, что прибыл Чацкий.
Молодой человек рад увидеть Софью. Однако его удивляет ее холодность. Чацкий напоминает ей про их прошлые отношения. Но девушка называет это ребячеством. Из-за смущения Софьи Чацкий задает вопрос о влюбленности девушки в кого-нибудь. Однако она утверждает, что ее смущение связано с вопросами и взглядами гостя.
Отцу девушки Чацкий сообщает о своем восхищении его дочерью. Фамусов не хочет, чтобы молодой человек сделал предложение Софье.
После ухода гостя отец размышляет о том, кому отдано сердце его дочери.
Второе действие
Чацкий спрашивает у Фамусова, как бы тот поступил, если он сделает предложение его дочери. Отец девушки. Что ему стоило бы получить хороший чин. Но герой не соглашается.
Далее следует монолог Чацкого, в котором представлено сравнение век настоящий и век прошедший.
К Фамусову прибывает Скалозуб. Фамусов весьма рад ему. Он предупреждает Чацкого об осторожности в высказываниях в присутствии Скалозуба.
Фамусов и его гость ведут разговор о двоюродном брате полковника, поведение которого они считают неподходящим для общества.
Фамусов восхищается полковником. Скалозуб хочет получить генеральский чин. Фамусов спрашивает, не хочет ли он обзавестись семьей.
К разговору подключается Чацкий. Отец девушки упрекает его в свободомыслии и отказе служить. Молодой человек произносит монолог в ответ. В нем он говорит, что Фамусов не может быть ему судьей. Чацкий считает, что в нынешнем обществе отсутствуют образцы достойные подражанию.
Вбегает Софья. Она напугана падением Молчалина с лошади и падает в обморок. Служанка приводит в чувство хозяйку, а Чацкий через окно замечает Молчалина. Софья, придя в себя, задает вопрос о Молчалине. Чацкий холодно сообщает, что все хорошо. Девушка упрекает его в равнодушии. К Чацкому приходит понимание того, что Софья влюблена в Молчалина.
Молчалин корит девушку за излишнюю откровенность в выражении чувств. Но Софья не обращает внимания на мнение остальных. Молчалин боится слухов. Служанка советует девушке пофлиртовать с Чацким для отведения подозрений от ее возлюбленного.
Наедине со служанкой Молчалин флиртует с ней, делает подарки.
Третье действие
Чацкий старается узнать, кому отдано сердце Софьи: Молчалину или полковнику. Ответа он не получил. Герой признается девушке в любви.
Вечером у Фамусовых собирается бал. Собираются гости.
Молчалин начинает хвалить собаку Хлестовой, желая получить ее расположение. Чацкий замечает это и смеется над услужливостью молодого человека.
Софья анализирует гордость и злость Чацкого. Она говорит, что он не в своем уме.
Новость о том, что Чацкий сумасшедший, расходится между гостями. При появлении героя все сторонятся его. Фамусов отмечает, что молодой человек имеет признаки безумия.
Душа Чацкого наполнена горем, ему неуютно в этом обществе. Его не радует Москва. Герой не приемлет распространение всего иностранного на его Родине. Ему отвратительно преклонение перед Францией и подражание французам. Перед завершением его речи гости расходятся от него.
Четвертое действие
Бал завершается, гости разъезжаются.
Чацкий требует как можно быстрее подать ему карету. Этот день его очень огорчил. Он гадает, по какой причине его называют сумасшедшим, кто распространил данный слух, слышала ли об этом Софья.
При появлении девушки он прячется за колонну и оказывается свидетелем беседы Молчалина и служанки. Молчалин говорит, что не любит Софью и не женится на ней. Он пытается угодить Софье только из-за того, что она приходиться дочерью Фамусову. Девушка слышит данный разговор. Молчалин падает на колени и просит ее простить. Девушка велит ему оставить ее дом к утру или она обо всем расскажет отцу.
Чацкий обвиняет Софью за предательство их любви ради Молчалина. Девушка говорит, что не думала, что ее нынешний возлюбленный такой подлец.
Появляется отец девушки со слугами. Фамусов не ожидал застать Софью с Чацким, так как она сама объявила его сумасшедшим. Так Чацкий понимает, кто распустил слухи о его безумстве.
Фамусов злится, корит слуг за недосмотр за Софьей. Служанку отправляют работать во двор, а Софью отец обещает послать в деревню.
Далее следует монолог Чацкого о крушении его надежд. Он направлялся к возлюбленной. Он обвиняет Софью в том, что она дала ему пустую надежду и не дала понять прямо, что их любовь детства для нее безразлична. Однако теперь он не жалеет о разрыве. Он считает, что в этом обществе ему нет места. Он хочет оставить Москву и не возвращаться в нее никогда.
spadilo.ru
Грибоедов а. С., «горе от ума»: краткое содержание по главам
Видео: Грибоедов А С Горе от ума КРАТКОЕ содержание
Александр Сергеевич Грибоедов, к сожалению, написал всего лишь одно произведение – «Горе от ума», рифмованную пьесу, и&hellip- стал классиком. Произведение оригинально: оно сочетает в себе наряду с классическими элементами комедии и признаки драмы. Дипломат Грибоедов был не только образованным, но и действительно талантливым человеком. В частности, он знал в совершенстве 6 языков. Был лично знаком с Александром Сергеевичем Пушкиным и будущим декабристом Вильгельмом Карловичем Кюхельбекером. Если исходить из того, что судьба дипломата, как известно, трагически прервалась в Тегеране, то можно сказать о пророческом названии пьесы – «Горе от ума». Краткое содержание по главам этого произведения составляет суть данной статьи.
Видео: Краткое содержание — «ГОРЕ ОТ УМА» — А.С.Грибоедов
Действие 1. В доме у Фамусовых
Первое действие знакомит нас с Софьей Фамусовой, 17-летней романтичной девушкой на выданье. Накануне она провела всю ночь в любезных разговорах об искусствах с Алексеем Степановичем Молчалиным, переведенным барином из Твери в Москву. Молодой карьерист имеет чин коллежского асессора, но фактически прислуживает как личный секретарь. Здесь же мы видим хозяина дома, Павла Афанасьевича Фамусова, барина, вдовца, домоседа, по убеждениям – ярого консерватора. Сочинение Грибоедова «Горе от ума» сразу же акцентирует внимание на ханжестве этого персонажа. Расхваливая свою нравственность, он практически одновременно пристает к служанке Лизе.
Видео: Горе от ума Краткое содержание А.С. Грибоедов (7 минут)
К Фамусовым приезжает Александр Андреевич Чацкий, друг детства Софьи. Он влюблен в девушку, с которой его когда-то связывало взаимное первое чувство. Но Софья, начитавшаяся романов и дофантазировавшая бледный образ Молчалина до духовной красоты, более чем прохладна с ним.
Действие 2. Беседа Фамусова и Чацкого
Второе действие начинается с диалога Фамусова и грамотного слуги Петрушки. Барин рассуждает о московских столпах общества, планирует с ними встречи и обязывает слугу записывать свои мысли о том, к кому следует идти. Фактически с планированием безделья светского льва патриархальной Москвы знакомит нас «Горе от ума». Краткое содержание по главам опять нам показывает Чацкого. На этот раз он, нанеся визит, заводит разговор с Фамусовым с целью попросить руку и сердце его дочери. Отец не в восторге от брака с человеком, владеющим 400 душами (его идеал жениха – собственник 2000 душ, умственные способности – не в счет), поэтому он дипломатично отказывает Александру Андреевичу: «Поди-ка послужи!» Острый на язык Чацкий отражает этот явный выпад крылатой фразой, демонстрирующей разницу между глаголами «служить» и «прислуживаться».
Видео: Горе от ума — Краткое содержание по действиям (главам)
Действие 3. Отказ Софьи, беседа с Молчалиным
Третье действие начинается с объяснения Александра Андреевича в любви Софье. Но та отказывает ему, признаваясь в своей любви к Молчалину. Недоумение Чацкого даже преобладает над разочарованием. Он хорошо знает лакейскую натуру и скудость ума последнего, что, собственно, последовательно и раскрывает нам «Горе от ума». Краткое содержание по главам далее сводит в красноречивом диалоге двух молодых людей, двух антагонистов. Коллежский асессор хронически бесталанен, но имеет вид на успешную карьеру, основанную на визитах к «нужным людям», а также – на «умеренности и аккуратности». Чацкий интеллектуален, остер на язык, отвечает оппоненту, как всегда, «не в бровь, а в глаз». Он считает главной саму службу, ведь чины вторичны, «чины людьми даются», он не склонен унижаться из-за карьеры перед власть имущими, ведь «люди могут ошибиться».
Действие 4. Бал у Фамусовых
По правилам жанра комедии, развязка наступает в четвертом действии. У Фамусовых бал. Иронично описывает гостей, московских аристократов, «Горе от ума». Краткое содержание по главам нас знакомит с вереницей блестящих персонажей. Скалозуб Сергей Сергеевич – также кандидат на руку и сердце Софьи, молодой полковник, командир Новоземлянского полка мушкетеров. Он из классической военной элиты: богат, туп и решителен. Он презирает «книжную премудрость», меркантилен и подл: старается сделать карьеру, не участвуя в боях. Бестолков и одновременно скандален Репетилов, его стихия – распалить и столкнуть между собой людей, а самому остаться в стороне. К Фамусовым спешит и другая знать: княгиня с шестью дочерями, князь Тугоуховский. Это глубоко бездуховные, безыдейные люди, замкнутые в своем круге общения, в своей касте. Их тупые выпады Чацкий играючи парирует не просто остроумно, но блестяще. В отместку аристократы за спиной объявляют его сумасшедшим «от ученья».
Софья сторонится Александра Андреевича, поэтому, увидев в темноте силуэт молодого человека, считая, что это Чацкий, прячется за колонну и подсылает к нему служанку Лизу. Но она ошиблась, то был Молчалин. Увидав Лизу, лакей изъясняется ей в любви. Отношения же с Софьей глупец объясняет своей «тактической хитростью». По иронии судьбы это слышат и Софья, и Чацкий. К Софье, наконец, приходит прозрение. Внезапно появляется отец со слугами. Молчалина выгоняют, а Софью отец обещает отослать в деревню под Саратовом, к тетке. Чацкий, окончательно разочаровавшись, оставляет аристократическую Москву.
Вывод
Почему свою пьесу поэт-дипломат назвал именно так? Основу ее сюжета составляет драматический конфликт главного героя – Чацкого, человека будущего, и московского аристократического общества, где правят бал Скалозубы и Фамусовы. Этот динамичный человек, жаждущий настоящей деятельности, чужд бездуховным и меркантильным дворянам до такой степени, что те объявляют его сумасшедшим. Кроме того, Чацкий терпит фиаско и в личном плане: он любит Софью Фамусову, которая предпочитает ему низкого обманщика Молчалина. Авторский язык произведения – динамичный, веселый, комедийный. Пьеса и сегодня является кладезем афоризмов.
Падзяліся ў сацыяльных сетках:Падобныя
be.wikienx.ru
3 и 4 действие горе от ума. Пересказ кратко
Мало что понявший из речей Чацкого Скалозуб соглашается с ним в оценке напыщенных гвардейцев. Армия, по мнению бравого служаки, ничуть не хуже «гвардионцев».Вбегает Софья и бросается к окну с криком: «Ах, Боже мой, упал, убился!» Оказывается, это Молчалин «треснулся» с лошади (выражение Скалозуба) .
Чацкий задумывается: почему так испугана Софья? Вскоре приходит Молчалин и успокаивает присутствующих — ничего страшного не произошло.
Благодаря рекламе Брифли бесплатен
Софья старается оправдать свой неосторожный порыв, но лишь усиливает зародившиеся у Чацкого подозрения.
Оставшись наедине с Молчалиным, Софья тревожится о его здоровье, а тот обеспокоен её несдержанностью («Злые языки страшнее пистолета») .
После разговора с Софьей Чацкий приходит к выводу, что она не может любить столь ничтожного человека, но тем не менее бьётся над загадкой: кто же её возлюбленный?
Затевает Чацкий беседу и с Молчалиным и ещё более укрепляется в своём мнении: невозможно любить того, чьи достоинства сводятся к «умеренности и аккуратности», того, кто не решается иметь собственное мнение и преклоняется перед знатностью и властью.
На вечер к Фамусову продолжают съезжаться гости. Первыми прибывают супруги Горичевы, старые знакомые Чацкого, с которыми он беседует по-дружески, тепло вспоминая прошлое.
Появляются и другие лица (княгиня с шестью дочерями, князь Тугоуховский и др.) и ведут пустейшие разговоры. Графиня-внучка пытается уколоть Чацкого, но он легко и остроумно парирует её выпад.
Горич представляет Чацкому Загорецкого, прямо в глаза характеризуя последнего как «мошенника» и «плута», но тот делает вид, что нисколько не задет.
Приезжает Хлестова, старуха властная и не терпящая никаких возражений. Перед ней проходят Чацкий, Скалозуб и Молчалин. Благоволение Хлестова выражает лишь секретарю Фамусова, поскольку он хвалит её собачку. Обращаясь к Софье, Чацкий иронизирует по этому поводу. Софью саркастическая речь Чацкого бесит, и она решает отомстить за Молчалина. Переходя от одной группы гостей к другой, она исподволь намекает на то, что Чацкий, похоже, не в своём уме.
Слух этот тотчас разносится по всей гостиной, а Загорецкий добавляет новые подробности: «Схватили, в желтый дом, и на цепь посадили». Окончательный приговор выносит графиня-бабушка, глухая и почти выжившая из ума: Чацкий — басурман и вольтерьянец. В общем хоре возмущенных голосов достается и всем прочим вольнодумцам — профессорам, химикам, баснописцам…
Чацкий, потерянно бродящий в толпе чуждых ему по духу людей, сталкивается с Софьей и с негодованием обрушивается на московское дворянство, которое преклоняется перед ничтожеством только потому, что оно имело счастье родиться во Франции. Сам Чацкий убежден, что «умный» и «бодрый» русский народ и его обычаи во многом выше и лучше иностранных, но его никто не хочет слушать. Все кружатся в вальсе с величайшим усердием.
Гости уже начинают расходиться, когда опрометью вбегает ещё один старый знакомый Чацкого, Репетилов. Он кидается к Чацкому с распростёртыми объятиями, с места в карьер начинает каяться в различных прегрешениях и приглашает Чацкого посетить «секретнейший союз», состоящий из «решительных людей», которые безбоязненно рассуждают о «матерьях важных». Однако Чацкий, знающий цену Репетилову, кратко характеризует деятел
iotvet.com