Образ Молчалина в комедии «Горе от ума» решебник
- Post category:Сочинения
- Reading time:1 минут чтения
Комедия Грибоедова «Горе от ума» – одно из ярчайших изображений русского дворянского общества начала 19 века. Писатель показывает исторически закономерную смену устоявшихся идеалов и идей новыми мыслями, которые выглядят чуть ли не революционными, противостояние «века минувшего» в лице представителей фамусовского общества и «века нынешнего» в образе Чацкого. Среди первых — самые разные персонажи: богатые и влиятельные вельможи, такие, как сам Фамусов или Скалозуб, а также молодые, но стремящиеся занять их место, а пока вынужденные лишь прислуживаться и лестью добиваться снисхождения старших — одним из таких персонажей в комедии является Молчалин.
Он также является представителем дворянского класса, однако небогат и родом из Твери. Благодаря деловым качествам, Молчалин попадает на службу к Фамусову: помещик берет его в секретари, что для него весьма несвойственно, ведь у Фамусова служат только «свои». Однако в характере Молчалина есть то, что так ценят представители «прошедшего века»: готовность прислуживать, лебезить и унижаться. Поэтому он попадает в фамусовское общество.
Молчалин имеет тайную связь с Софьей, однако влиятельный отец не принимает героя в зятья, ведь он не имеет богатства и весомых титулов, а для московского помещика «неприлично» выдавать свою дочь за такого жениха. На самом деле у молодого человека нет чувств к Софье, она нужна ему лишь для выгоды. Это ярко характеризует все прочие стремления Молчалина: он желает добиться положения в обществе, и для этого не гнушается никакими средствами.
Молчалин — ярчайший представитель консервативного дворянского общества: он готов прислуживать вышестоящим лицам, считая, что его собственное положение не дает ему права иметь своё мнение; материальные блага ему важнее духовного роста, а громкое имя и чин — дороже просвещения и образованности.
Этот герой кажется глуповатым и трусливым, но его двуличие делает Молчалина даже опасным для своего же общества. Постоянное притворство и обманы заставляют людей страдать; первой на это попалась Софья, искренне влюбленная в молодого человека. Но он боится, что их тайная связь будет раскрыта, и Фамусов прогонит его. Однако Молчалин при этом не боится выражать симпатию служанке Лизе, что еще ярче говорит о его двуличности.
Порождение консервативного дворянства, Молчалин — хитрый, лживый и видящий перед собой только лишь выгоду — яркий представитель фамусовского общества. Однако проблема таких людей актуальна и сегодня. В любое время вокруг хватает таких «молчалиных», переступающих через всё и всех ради собственной выгоды. Образ Молчалина не просто соответствующий времени; он бессмертный, ведь противостояние духовных и материальных устремлений свойственно людям в любом веке.
Образ Молчалина в «Горе от ума»
Вариант 1
А.С. Грибоедов закончил свою легендарную комедию в 1824 году. Но, несмотря на все усилия, опубликовать ее не удалось. Не пропустила цензура, так как характер пьесы обличительный. Она распространилась в списках, имела большой успех среди молодой интеллигенции. Только в 1833 году пьеса была напечатана в сокращении.
Автор подарил читателю плеяду ярких образов московского дворянства 19 века. Большинство из них актуально по сей день. Особенно живуча личность, которая «блаженствует на свете». Этот персонаж олицетворяет чинопочитание, карьеризм, лицемерие.
Общая характеристика героя
Молчалин – молодой человек неизвестного происхождения. Родом он из Твери, родители обнищали. Благодаря его деловитости и хитрости, попадает в столицу. Фамусов дает ему чин коллежского асессора, пристраивает своим секретарем. Эта должность в то время давала потомственное дворянство, независимо от материального благосостояния. Но сам работодатель называет его «безродным», хоть и поселяет в своем доме.
Алексей Степанович, как большинство героев классической литературы, носит говорящую фамилию. Он действительно безмолвен. Качество противоречивое. Влюбленная Софья считает добродетелью. Мол гневается батюшка, а Алексей не спорит, не возражает, вспыльчивый барин успокаивается. Чацкий же считает это глупостью, отсутствием воли, самоуважения. Для Молчалина же это просто хитрый маневр, приспособленчество. Ему не претит.
Герой молод, ровесник Чацкого. Но схожи они лишь по возрасту.
Чацкий и Молчалин
Эти два социальных типа являются антагонистами. Такие, как Молчалин готовы на все, чтобы добиться высоких чинов, положения в обществе. Не гнушаются ничем. Ложь, лицемерие, заискивание, низкопоклонничество, унижение, притворство – все идет в ход.
«Умеренность и аккуратность» – единственные таланты Алексея Степановича. Но он явно скромничает, забыв о том, что адаптивность, хитрость, деловая хватка – тоже своего рода таланты.
Молчалин не признает своего права на собственное мнение. Пока он в маленьком чине, необходимо зависеть от других. Поэтому он активно мимикрирует, подстраивается.
Чацкий – человек иной. Он открыто выражает свое мнение в любом окружении. В пустой службе не видит смысла. Он готов служить делу, но не лицам. Прислуживаться ему тошно. Фамусов называет его гордецом, глупцом. Успешному чиновнику дико слышать такие речи.
Молчалин же ради выгоды готов притворяться во всем. Даже в любви.
Отношение к Софье
Притворившись влюбленным, Алексей становится другом сердца дочери хозяина. Она, в свою очередь, наделила его чертами героев французских любовных романов. Создала для себя идеальный образ.
Алексей Степаныч по ночам посещает комнату барышни. Но ведет себя нерешительно, скромно, не позволяет вольностей. Как выяснилось позже, не потому, что трепетно влюблен и хорошо воспитан, а из равнодушия. Зато к Лизе проявляет пылкость, неучтивость. Робость с барышней и пошлое поведение с горничной. Этот контраст говорит о многом.
Ухаживает за Софьей он лишь для того, чтобы выслужиться: «в угоду дочери такого человека». Он сам не очень понимает зачем. Любви нет, на свадьбу не рассчитывает. Молчалин трус, безумно боится гнева Фамусова, того, что он узнает о романе.
Молчалин и гости
Бал в доме Фамусовых – ключевая сцена произведения. Семья официально в трауре после кончины дяди. Поэтому созываются только «свои». Балы давать необходимо для поддержания связей.
Со всеми представителями «века минувшего» Молчалин одинаково любезен. К каждому находит подход. Софья в этом умении приспосабливаться видела доброту. Мол Алексей Степанович у всех в доме нашел дружбу. Замечает это и Чацкий: «тут моську во время погладит, там впору карточку вотрет». И, действительно, доходит до абсурда. Молчалин гладит, нахваливает шпица барыни Хлестовой. А потом весь вечер играет со стариками в карты, подстраиваясь, подыгрывая. Зная их крутой нрав.
Юноша все делает вовремя. Он будто предчувствует социальную грозу. Как только назревает скандал в доме, он исчезает в своей комнате за минуту до появления хозяина.
«Достигнет степеней известных…»
Все это безусловно поможет герою в реализации целей. Его не смутят ошибки, падения. В нем нет стыда, робости. Алексею с детства привили закон необходимости угождать даже дворнику барина и его собачке. А низкопоклонничество, умение «сгибаться в перегиб» высоко ценится в столице.
Вариант 2Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» — одно из ярчайших изображений русского дворянского общества начала 19 века. Писатель показывает исторически закономерную смену устоявшихся идеалов и идей новыми мыслями, которые выглядят чуть ли не революционными, противостояние «века минувшего» в лице представителей фамусовского общества и «века нынешнего» в образе Чацкого. Среди первых — самые разные персонажи: богатые и влиятельные вельможи, такие как сам Фамусов или Скалозуб, а также молодые, но стремящиеся занять их место, а пока вынужденные лишь прислуживаться и лестью добиваться снисхождения старших. Одним из таких персонажей в комедии является Молчалин.
Молчалин – небогатый дворянин родом из Твери. Он живет в доме у Фамусова, который ему «дал чин асессора и взял в секретари». Молчалин является тайным любовником дочери Фамусова, но в зятьях отец Софьи видеть его не желает, ведь в Москве положено иметь зятя «с звездами и чинами». Этим стандартам Молчалин пока не соответствует. Однако очень ценно для фамусовского общества его стремление услужить. Благодаря этому умению Молчалин и получил должность секретаря Фамусова, ведь обычно на такие места берут только по протекции. Фамусов говорит: «При мне служащие чужие очень редки: все больше сестрины, свояченицы детки; один Молчалин мне не свой, и то затем, что деловой». Именно деловые качества, а не честь и достоинство, имеют значение в фамусовской среде.
В комедии «Горе от ума» образ Молчалина полностью соответствует принятым стандартам поведения молодого дворянина в обществе. Он выслуживается и унижается перед влиятельными гостями в доме Фамусова, ведь они могут быть полезными в его продвижении по службе. Молчалин опускается до того, что принимается нахваливать гладкую шерстку собаки Хлёстовой. Он полагает, что, пока он в небольшом чине, надо зависеть от других. Именно поэтому Молчалин живет по принципу «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь».
Как и все в фамусовском обществе, Молчалин гордится своими успехами по службе и хвалится ими при каждом удобном случае. Также он преуспел и в налаживании связей с «нужными» людьми. Он часто бывает у княгини Татьяны Юрьевны, ведь «чиновные и должностные – все ей друзья и все родные», и даже осмеливается рекомендовать такую манеру поведения Чацкому.
Несмотря на то, что взгляды и ценности Молчалина полностью совпадают с идеалами консервативного дворянства, Молчалин способен причинить серьезный вред тому обществу, в котором он находится. Дочь Фамусова будет обманута именно этим человеком, поскольку он принимает вид ее любовника только из выгоды. Молчалин вовсе не глупый скромник – он двуличный и опасный человек.
В сердце Молчалина нет ни любви, ни уважения к Софье. С одной стороны, он разыгрывает этот спектакль «в угоду дочери такого человека», а с другой – смертельно боится того, что его тайная связь с Софьей откроется. Молчалин очень труслив. Он боится испортить о себе мнение в обществе, ведь «злые языки страшнее пистолета». В отличие от Софьи, которая не боится молвы и готова идти наперекор всему высшему свету ради любви.
Получается, что своей подлостью Молчалин причиняет вред даже тому обществу, порождением которого он является. Молчалин просто четко следует совету своего отца – «угождать всем людям без изъятья – хозяину, где доведется жить, начальнику, с кем буду я служить…». Этот герой полностью соответствует идеалам «века минувшего», хотя принадлежит к молодому поколению дворян. Он умеет главное – приспосабливаться, а потому «Молчалины блаженствуют на свете».
Таким образом, Молчалин – порождение и достойное продолжение представителей консервативного дворянства. Он, как и это общество, дорожит лишь чинами и деньгами и только по этим меркам оценивает людей. Хитрость и двуличие– определяющие черты в характере этого героя. Потому Чацкий и утверждает, что Молчалин достигнет желаемого, потому что в фамусовском обществе любят «бессловесных».
Манера разговора Алексея Степаныча очень удачно характеризует его внутренний облик. Подхалимство, покорность, раболепство – это главные черты характера персонажа, поэтому в его речи прослеживаются уменьшительно-ласкательные слова, самоуничижительные интонации, преувеличенная любезность, подобострастный тон. Чтобы понравиться людям богаче и выше по чину, герой добавляет к словам приставку «с».
Молчалин в основном молчалив, без лишней нужды в разговор старается не вступать. Свое красноречие он показывает только при Лизе, перед которой может снять маску и показать истинное лицо.
Отношение к СофьеУмение угождать помогает в продвижении по карьерной лестнице – именно так думает Молчалин. Характеристика персонажа говорит о том, что даже роман с Софьей он завел по той причине, что она дочь Фамусова, а близкой родственнице начальника отказывать в выполнении прихотей нельзя. Девушка сама придумала себе героя и навязала свои чувства Алексею Степанычу, сделав из него платонического воздыхателя. Чтобы угодить даме, он готов отказаться от родного мещанского говора и общаться на языке безмолвных взглядов и жестов. Молчалин ночь напролет молча сидит возле Софьи, читая с ней романы, только потому, что не может отказать дочери начальника. Сам же герой не только не любит девушку, но и считает ее «плачевной кралей».
Aлeкceй Cтeпaнoвич – типичный пpeдcтaвитeль мoлoдoгo пoкoлeния «фaмycoвcкoгo oбщecтвa», в кoтopoм вaжны нe дocтoинcтвo, yм и caмocтoятeльнocть, a титyлы и чины. Caм Moлчaлин – дитя этoгo oбщecтвa. Он выpoc в бeднocти, нo в дoмe cвoeгo влиятeльнoгo нaчaльникa cвoдит знaкoмcтвo c людьми, нaдeлeнными влacтью. Moлoдoй чeлoвeк быcтpo пoнимaeт, кaк нyжнo вecти ceбя, чтoбы дoбитьcя ycпexa и пoлoжeния в oбщecтвe.
ЗаключениеПроблема, которую поднимает Грибоедов в комедии «Горе от ума», остается актуальной и по сей день. Во все времена существовали Молчалины, которые не останавливались ни перед чем для достижения своих целей. Образ Молчалина будет оставаться живым для читателей до тех пор, пока во главу угла будут ставиться такие ценности, как богатство и положение в обществе, а не честь, совесть, человеческое достоинство и истинный патриотизм. Чем резче становится видно расслоение общества по достатку, тем больше появляется Молчалиных, готовых за деньги продать свою душу.
Комедия «Горе от ума» уже давно волнует сердца читателей и заставляет их смотреть на проблемы общественности через призму видения А. С. Грибоедова. Не удивительно, ведь писатель вводит в своё произведение персонажей, чьи имена стали нарицательными. Одним из них является Молчалин.
Молчалин – представитель «века минувшего»Молчалин – молодой небогатый дворянин, не имеющий высокого чина. С учетом того, что персонажи пьесы поделены на два лагеря – одни поддерживают старый уклад жизни, вторые являются сторонниками реформ. Молчалин относится к первой категории. Из-за своего низкого положения он вынужден прислуживать высоким чинам. Фамусов взял его к себе в секретари, и теперь он практически живет в его доме.
Молчалин тайно встречается с дочерью своего начальника. Однако Фамусов не готов дать согласие на их женитьбу, поскольку считает, что зять должен быть богатым и занимать высокое положение в обществе. Но, несмотря на то, что Молчалин не соответствует этим требованиям, фамусовское окружение ценит его как человека, готового всегда услужить. Молчалин также обладает талантом находить нужных людей, которые могли бы оказать ему содействие в продвижении по службе. Удивительно, но молодой дворянин готов выслужиться до такой степени, что берется хвалить гладкую шерсть собаки Хлёстовой. Он уверен, что должен зависеть от других до того момента, пока не получит высокое звание.
Молчалин гордится своими карьерными достижениями, и всякий раз этим хвастается. Он прекрасно умеет налаживать полезные связи, поэтому не преминул познакомиться с влиятельной княгиней Татьяной Юрьевной. Кроме того, подобную манеру поведения Молчалин также предлагает и главному герою пьесы – Чацкому.
И все же, несмотря на все эти высоко ценимые в фамусовском обществе качества, Молчалин опасен для него. Он обманывает дочь Фамусова, так как лишь притворяется влюбленным ради собственной выгоды. Читатель видит истинное лицо этого героя при разговоре со служанкой, к которой он проявляет особый интерес. В этот момент выясняется, что Молчалин на самом деле – коварный лицемер и опасный человек. Он не испытывает ни любви, ни уважения к Софье. Он буквально разрывается между тем, чтобы понравится Фамусову, разыгрывая любовь к его дочери, и тем, чтобы ни в коем случае не выдать свою связь с Софьей. Последнее может сильно подорвать его репутацию в обществе. Выходит так, что своим двуличием Молчалин наносит вред тому окружению, частью которого он является сам. Этот герой абсолютно соответствует тем ценностям и идеалам, которые свойственны «веку минувшему». Он обладал главным умением в жизни – приспосабливаться.
Грибоедов представляет реальные персонажи, поэтому в них есть и положительные и отрицательные качества. Молчалин – не исключение.
- Скромность. Не многие могут похвастаться умением общаться с людьми разного возраста и уровня образованности. На балу у Фамусова Молчалин выдерживает причуды и унижения сварливых старух, глупость пьяных гуляк, жеманство молодых дам.
- Застенчивость и тактичность. Находясь рядом с дочерью хозяина, Молчалин не проявляет наглых или резких действий. Он тактично терпит отношение Софии, умело скрывает свои истинные чувства.
- Неразговорчивость. Умение молчать – это для многих недостижимое качество. От их болтовни устают. Здесь ситуация другая: «он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных…».
- Воспитанность и вежливость. Молчалин ведет себя корректно в разных ситуациях. Он легко приносит извинения, строит фразы так, чтобы не возникало желания его журить, ругать.
- Умение дружить. Молчалин может найти подход к любому человеку, поэтому он находится в дружеских отношениях практически со всеми окружающими.
- Мирно улаживает любые проблемы и споры, ради других способен забыть про себя.
- Спокойствие. Молчалина сложно вывести из себя. Он не высказывает нервозности, беспокойства даже в самых сложных ситуациях: утренняя встреча с хозяином, падение с лошади.
Среди представителей высшего света Алексей Степанович застенчив и робок, но это только личина, маска. За ней скрываются черты, которые не красят мужчину:
- Услужливость. Молчалин стремится угодить всем вокруг себя, надеясь произвести приятное впечатление, извлечь выгоду. Отец завещал ему угождать всем людям, но сын пошел дальше. Он пресмыкается не только перед людьми, но и перед животными хозяев. Цель такого поведения – добиться продвижения по службе и в личных отношениях.
- Двуличность.
Поведение мужчины меняется от ситуации и окружения. С кем общается по статусу, так себя и ведет. С графиней Хлёстовой любезен, с горничной – развязен.
- Не умение любить. Молчалин выстраивает свои отношения ради выгоды. Он любит «по должности». О таком чувстве стало очень известно в современную эпоху, когда заводят романы для обмана и наживы. Секретарь умело играет роль влюбленного, покоряет умную и образованную девушку. Софья готова ради него пойти против молвы и мнения отца, но ответное чувство обманно.
- Отсутствие собственного мнения. Молчалин ни разу не высказался. Он избрал тактику молчания, которая нравится окружающим. Постепенно потерял возможность иметь свои сужденья.
На публике истинное лицо Молчалина скрыто, зато, общаясь с Лизой, он показывает себя, ведь яркий контраст скромника и тихони с повесой просто невозможно не заметить. Этот человек представляет опасность, поскольку двуличен. Молчалин живет так, как ему советовал отец – всем угождает.
Алексей гордится успешностью, наличием важных связей, и даже дает совет вести себя аналогично Чацкому, поскольку считает, что его поведение верное. Хотя взгляды героя и консервативной дворянской знати одинаковы, он несет вред для общества. Обманув дочку Фамусова и являясь ее любовником скорее как по должности, чем из чувств, он отравляет девушке жизнь. Молчалин имеет точное соответствие идеалам из ушедшего века, он легко адаптируется под ситуацию и дорожит только собственным благополучием, богатствами и званиями.
ВыводТаким образом, Молчалин — типичный представитель общества, который ради личной выгоды готов пойти на самые мерзкие поступки. Этот типаж вечен, потому что и в наши дни многие люди избирают такую стратегию поведения: лицемерят, пресмыкаются, угождают, а за это получают хорошие отзывы, повышение по службе и другие выгоды. Но писатель еще тогда показал на примере своего героя, что этот путь ведет в никуда. Подхалимы никогда не смогут занять место тех, кому они непрерывно льстят.
Список литературы:
- Гладыш, И. А. «Горе от ума». Страницы истории / И. А. Гладыш, Т. Г. Диннесман.- М.: Книга, 1971
- Петров, С. М. «Горе от ума» комедия А. С. Грибоедова. Пособие для учителя / С. М. Петров. – М.: Просвещение, 1981 г.
- Радомская, Т. И. Проблемы книги, ума и знания в творческом мире А. С. Грибоедова/ Татьяна Радомская // Литература в школе.- 2007 г.
- Халфин, Ю. Поэт Александр Грибоедов и его поэтическая пьеса / Юлий Халфин // Литература.-2008 г.
Даниил Романович | Просмотров: 2.1k
▷ Безмолвное горе, когда никто не понимает твоей боли
«Плакать — значит уменьшать глубину горя», писал Уильям Шекспир. И он не ошибся. Однако бывают обстоятельства, при которых нам не разрешается выражать свое горе, разочарование или гнев по поводу утраты. В таких случаях у нас развивается молчаливое горе.
Потеря любимого человека или домашнего животного может вызвать мучительную боль. Эта боль немного смягчается, когда мы можем выразить ее или поделиться ею с другими людьми. Фактически, одна из основных психологических функций похоронных обрядов состоит в том, чтобы сопровождать скорбящих, чтобы обеспечить им поддержку и эмоциональное подтверждение, в которых они нуждаются. Когда вместо поддержки мы получаем безразличие, мы можем чувствовать себя вынужденными подавлять свои эмоции и чувства, преодолевая горе в одиночку.
Безмолвное горе — это горе, в котором мы чувствуем себя обязанными скрывать свои эмоции и нести свою боль в одиночестве, потому что люди вокруг нас, явно или неявно, не восприимчивы к нашим страданиям.
Проблема в том, что когда боль не делится и не выражается, она, скорее всего, в конечном итоге инцистируется. По этой причине тихие боли могут в конечном итоге оказаться необдуманными болями, которые сопровождают нас гораздо дольше, чем рекомендуется для нашего душевного равновесия.
Бесправное горе, как его также называют, заставляет нас чувствовать себя одинокими и непонятыми, без опоры, за которую можно было бы держаться, когда мы переживаем особенно трудные времена с эмоциональной точки зрения, поэтому неудивительно, что мы в конечном итоге развиваемся депрессия.
3 основные ситуации, которые лишают права горя1. Обстоятельства заглушают горе
Бывают обстоятельства, при которых мы вынуждены скрывать нашу боль или уязвимость. На самом деле, нельзя забывать, что наше общество большую часть времени живет спиной к смерти и потерям, торопясь перевернуть страницу и вернуться к «нормальности». Мы разделяем общую культуру избегания, минимальных ритуалов и подавленного горя, в котором сила духа возвышается за счет печали. Из-за этого многие люди не знают, что делать со своими чувствами, потому что чувствуют необходимость двигаться дальше.
Например, многие из смертей от Covid, произошедших в прошлом году, привели к молчаливому горю. Смерть стала реальностью более вездесущей, чем когда-либо, но и более ускользающей из-за невозможности выполнения погребальных ритуалов, обеспечивающих нам поддержку и утешение. Это заставило боль не выражать себя, застряв в ловушке одиночества. На самом деле, люди, которые потеряли любимого человека из-за самоубийства, темы, которая остается табуированной в нашей культуре, также более склонны к развитию бесправного горя, поскольку они не находят поддержки со стороны других, чтобы разделить свои страдания от потери.
2. Недостаток чувствительности со стороны близких
В большинстве случаев молчаливое горе вызвано отсутствием чувствительности со стороны близких. Ребенку, который потерял родителя, отвергнутого другим, например, будет трудно показать свое горе дома. Человек, находящийся на другом конце света, где произошла потеря, также может иметь проблемы с выражением своей боли в среде, в которой он или она находится, потому что он или она не получает необходимого понимания и поддержки.
Потеря питомца тоже приводит к бесправному горю, ведь окружающие не понимают такой глубокой боли и побуждают нас как можно скорее перевернуть страницу. Есть много других потерь, которые нужно прожить молча, потому что они не вызывают эмоционального резонанса у окружающих, например, потеря беременности, провал профессионального проекта или потеря работы.
Чаще всего в этих случаях люди вокруг нас занимают две позиции: побуждают нас перевернуть страницу или уйти. Когда нам говорят «Теперь все кончено, не плачь больше» или «Будь сильным, он/она не хотел бы видеть тебя такой», к нам приходит сообщение о том, что наша боль не понята. Другие люди могут решить уйти, думая, что это сделает их менее неприятными, но таким образом они оставят нас наедине с нашими страданиями.
3. Проблемы с выражением эмоций
Иногда молчаливое горе связано не с окружающей средой, а с полученным образованием. «Наше общество очень скрывает и отрицает страдание, что точно не способствует его преодолению», написала журналистка Сусана Роккатальята после потери одного из своих детей.
Многие люди выросли на посланиях своих родителей и авторитетных лиц, которые запрещают выражение эмоций и считают, что показывать свои страдания и уязвимость — это плохо. В ситуации утраты они прибегают к репрессивным образцам эмоций, скрывая то, что на самом деле чувствуют. Они заставляют себя создавать образ силы и безопасности, когда разваливаются, размахивая внутри. Если мы спросим их, как они, они ответят «хорошо», избегая этого вопроса, чтобы закрыться от любой посторонней помощи и жить молчаливой печалью.
Противоядие: выслушивание и сопровождение Преодолеть потерю, какой бы она ни была, трудно, попытка преодолеть ее в одиночку может оказаться сложной задачей, которая лишает нас сил. Столкнувшись с бесправной скорбью, нам нужно найти слушателей и поддержку. Как написала Кристин Лонгейкер: «Если вы сможете выслушать и принять меня, не пытаясь изменить или исправить мое настроение, я в конце концов преодолею это и смогу расслабиться и, возможно, даже снова посмеяться вместе с вами».
Если в нашем кругу доверия нет человека, который может нас выслушать, мы можем поискать группу поддержки. Эмоциональное одобрение может творить чудеса, способствовать принятию и давать нам более объективный взгляд на ситуацию.
Когда люди могут свободно выражать свои мысли и кто-то выслушивает их уважительно, без осуждения или спешки, происходит «перестройка» чувств и мыслей, связанных с потерей, так что они могут продолжать продвигаться вперед в процессе скорби до достижения полного выздоровления.
Такому человеку обычно не нужны советы, проповеди или рецепты, чтобы решить его или ее ситуацию, а только немного времени и понимания, чтобы исцелиться. Разговор о воспоминаниях — это способ очистить прошлое и принять чувства и новую реальность.
56 мощных цитат о горе — сообщения о горе и потере
PeopleImagesGetty Images
Томас Кэмпбелл
Woman’s Day/Getty Images
«Жить в сердцах, которые мы оставили позади, не значит умереть».
Николас Спаркс
Woman’s Day/Getty Images
«Без тебя в моих объятиях я чувствую пустоту в своей душе. Я ловлю себя на том, что ищу твое лицо в толпе — я знаю, что это невозможно, но я не могу удержаться».
Джоди Пиколт
Woman’s Day/Getty Images
«Горе — любопытная вещь, когда оно случается неожиданно. Это пластырь, который срывают, снимая с семьи верхний слой. И нижняя часть домашнего хозяйства никогда не бывает красивой, и наша не исключение.
Винни-Пух
Woman’s Day/Getty Images
«Как мне повезло, что у меня есть что-то, что делает прощание таким трудным».
Элизабет Кюблер-Росс и Дэвид Кесслер
Woman’s Day/Getty Images
«Реальность такова, что вы будете горевать вечно. Вы не «переживаете» потерю любимого человека; ты научишься с этим жить. Вы исцелитесь и восстановите себя после потери, которую вы понесли. Ты снова будешь целым, но никогда не будешь прежним. И ты не должен быть таким же, да и не хотел бы».
Пабло Неруда
Woman’s Day/Getty Images
«Отсутствие — это такой огромный дом, что внутри вы будете проходить сквозь его стены и развешивать картины в воздухе».
Сара Дессен
Getty Images
«Горе не делает вас несовершенным. Это делает тебя человеком».
Пауло Коэльо
Woman’s Day/Getty Images
«Никогда. Мы никогда не теряем своих близких. Они сопровождают нас; они не исчезают из нашей жизни. Мы просто в разных комнатах».
Пьер Огюст Ренуар
Woman’s Day/Getty Images
«Боль проходит, но красота остается».
Хосе Н. Харрис
Woman’s Day/Getty Images
«Слезы, пролитые по другому человеку, не являются признаком слабости. Они являются признаком чистого сердца».
Ирвинг Берлин
Woman’s Day/Getty Images
«Песня закончилась, но мелодия осталась».
Майя Энджелоу
Женский день / Getty Images
«И когда умирают великие души, через какое-то время расцветает мир, медленно и всегда неравномерно. Пространства наполняются успокаивающей электрической вибрацией. Наши чувства, восстановленные, чтобы никогда не быть прежними, шепчут нам. Они существовали. Мы можем быть. Будь и будь лучше. Потому что они существовали».
Неизвестный
Woman’s Day/Getty Images
«Когда кто-то, кого вы любите, становится воспоминанием, это воспоминание становится сокровищем».
Мэнди Хейл
Женский день/Getty Images
«Вы не сможете по-настоящему исцелиться от потери, пока не позволите себе по-настоящему почувствовать потерю».
Дин Кунц
Woman’s Day/Getty Images
«Горе может уничтожить вас — или сфокусировать. Вы можете решить, что отношения были напрасными, если они должны были закончиться смертью, и вы одиноки. ИЛИ вы можете понять, что каждый момент этого имел больше значения, чем вы осмелились признать в то время, так много значения, что это испугало вас, поэтому вы просто жили, просто принимали как должное любовь и смех каждого дня и не позволяли сами задумайтесь о святости этого».
Сильван Каменс и раввин Джек Реймер
Woman’s Day/Getty Images
«В синеве неба и в тепле лета мы помним их».
Дж. М. Барри
Woman’s Day/Getty Images
«Бог дал нам память, чтобы в декабре у нас были розы».
Роджерс и Хаммерштейн, «Карусель»
Woman’s Day/Getty Images
«Иди вперед, иди с надеждой в сердце, и ты никогда не будешь идти один».
Джон Грин, «Виноваты звезды»
Woman’s Day/Getty Images
«Ты подарил мне вечность в течение сочтенных дней…»
Эсхил
Woman’s Day/Getty Images
«Нет боли более сильной, чем воспоминание о радости в настоящем горе».
Энн Ламотт
Woman’s Day/Getty Images
«Вы потеряете того, без кого не сможете жить, и ваше сердце будет сильно разбито, и плохая новость заключается в том, что вы никогда полностью не оправитесь от потери любимой. Но это также и хорошая новость. Они живут вечно в твоем разбитом сердце, которое не запечатывается обратно. И ты проходишь. Это как сломанная нога, которая никогда не заживает идеально — она все еще болит, когда становится холодно, но ты учишься танцевать с хромотой».
Кассандра Клэр, «Заводной принц»
Woman’s Day/Getty Images
«Говорят, что время лечит все раны, но это предполагает, что источник горя конечен».
Кэти МакГарри, «Раздвигая границы»
Woman’s Day/Getty Images
«Я видела мир черно-белым, а не яркими цветами и оттенками, которые, как я знала, существовали».
Еврипид
Getty Images
«Вернись. Даже как тень, даже как сон».
Раната Судзуки
Woman’s Day/Getty Images
«Ваша память кажется мне домом. Поэтому всякий раз, когда мой разум блуждает, он всегда возвращается к тебе».
Даймонд Рио, «Еще один день»
Woman’s Day/Getty Images
«Еще раз
Еще один закат, может быть, я буду доволен
Но опять же
Я знаю, что это будет делать
Оставьте меня желать еще, еще один день с ты.»
Меган О’Рурк, «Конец истории»
Woman’s Day/Getty Images
«Я всегда буду искать подсказки к ней в книгах и стихах, — поняла я. , «Смотрите: она существовала».
Кларенс Бадингтон Келланд
Woman’s Day/Getty Images
«Мой отец не говорил мне, как жить; он жил, и дай мне посмотреть, как он это сделает».
К. С. Льюис
Женский день/Getty Images
«Никто никогда не говорил мне, что горе так похоже на страх».
Генри Уодсворт Лонгфелло
Woman’s Day/Getty Images
«Самый священный из праздников — это тот, который мы проводим в тишине и обособленно: Тайные годовщины сердца».
Корейская пословица
Woman’s Day/Getty Images
«Когда умирает ребенок, вы хороните его в своем сердце».
Халил Джебран
Woman’s Day/Getty Images
«Чем глубже печаль проникает в ваше существо, тем больше радости вы можете вместить».
Шерил Стрэйд
Woman’s Day/Getty Images
«Исцеляющая сила даже самого микроскопического общения с кем-то, кто мгновенно понимает, о чем вы говорите, потому что она тоже испытала это, невозможно переоценить».
К. С. Льюис, «Наблюдаемое горе»
Woman’s Day/Getty Images
«Ее отсутствие подобно небу, простирающемуся над всем».
Дж. Р.Р. Толкин, «Возвращение короля».
Женский день / Getty Images
«Не скажу:
Не плачь;
Потому что не все слезы злы.
Уильям Каупер
Woman’s Day/Getty Images
«Горе само по себе является лекарством».
Пословица
Woman’s Day/Getty Images
«Время лечит старую боль и создает новую».
Хлоя Вудворд
Woman’s Day/Getty Images
«Я не знаю, почему они называют это разбитым сердцем. Такое ощущение, что каждая часть моего тела тоже сломана».
Элизабет Кюблер-Росс
Woman’s Day/Getty Images
«Наше горе так же индивидуально, как и наша жизнь».
Томас Линч
Woman’s Day/Getty Images
«У нас нет выбора. Если мы любим, мы скорбим».
Чарльз Диккенс
Woman’s Day/Getty Images
«Нам никогда не нужно бояться наших слез».
Вольтер
Woman’s Day/Getty Images
«Слезы — это молчаливый язык горя».
Ф. Скотт Фицджеральд
Woman’s Day/Getty Images
«Хотел бы я сделать с тобой все на свете».
Федор Достоевский
Woman’s Day/Getty Images
«Чем темнее ночь, чем ярче звезды, чем глубже горе, тем ближе Бог!»
Альфонс де Ламартин
Woman’s Day/Getty Images
«Иногда не хватает только одного человека, и весь мир кажется обезлюдевшим».
Джейми Андерсон
Woman’s Day/Getty Images
«Горе — это просто любовь, которой некуда деваться».
Анна Франк
Woman’s Day/Getty Images
«Я думаю не обо всех страданиях, а о всей оставшейся красоте».
пророк Мухаммед
Woman’s Day/Getty Images
«Ты будешь с тем, кого любишь».
Коран 2:156
Женский день/Getty Images
Митч Альбом
Женский день/Getty Images
«Смерть заканчивает жизнь, а не отношения. Вся любовь, которую вы создали, все еще там. Все воспоминания остались. Ты живешь дальше — в сердцах всех, кого ты затронул и взрастил, пока был здесь».
Кэтрин Вебер
Woman’s Day/Getty Images
«Жизнь иногда кажется не чем иным, как чередой потерь, от начала до конца. Это дано. Как вы реагируете на эти потери, что вы делаете из того, что осталось, это та часть, которую вы должны компенсировать по ходу дела».
Харуки Мураками
Woman’s Day/Getty Images
«Каждый из нас теряет что-то ценное для нас. Упущенные возможности, упущенные возможности, чувства, которые уже никогда не вернуть. Это часть того, что значит быть живым».
Льюис Кэрролл
Woman’s Day/Getty Images
«В саду воспоминаний, во дворце снов… там мы с тобой встретимся».