Правление Бориса Николаевича Ельцина. Внутренняя политика.
Уникальная программа снижения веса от Фаберлик.
Новинки косметики фаберлик на faberllena.ru
Внутренняя политика.
1991 год.
12 июня 1991 года – выборы Президента РСФСР, избрание Б.Н. Ельцина Президентом РСФР.
10 июля – Б.Н. Ельцин дал присягу на верность народу России и российской Конституции и официально вступил в должность
6 ноября — формирование правительства реформ (заместителем главы правительства по вопросам экономической реформы назначен Е. Т. Гайдар).
6 ноября — Указ президента РСФСР о запрете КПСС и КП РСФСР
25 декабря — переименование РСФСР в Российскую Федерацию (РФ)
1992 год.
2 января — начало экономических реформ. «Либерализация цен» (на основании указа президента РСФСР от 6 декабря 1991). Использование методов «шокотерапии».
21 марта — проведение в Татарстане референдума о суверенитете (большинство проголосовало за суверенитет)
31 марта — Федеративный договор о разграничении полномочий между федеральными органами власти республик (подписан всеми республиками, кроме Татарстана и Чечни).
11 июня — принятие ВС РФ программы приватизации государственных и муниципальных предприятий.
1 октября— начало приватизации. Председатель Госкомимущества — А.Б.Чубайс.
15 июня — назначение Е. Т. Гайдара исполняющим обязанности премьера правительства РФ.
14 августа — Указ президента РФ о введение в действие системы приватизационных чеков («ваучеров»).
1992-1993- ваучерная приватизация. Кроме того, граждане получили возможность приватизировать квартиры и дачные участки.
1994-1996- денежная приватизация. К 1996 г . более половины государственных предприятий перешли в частные руки.
2 ноября — введение чрезвычайного положения на территории Северной Осетии и Ингушетии
1-15 декабря — 7-й Съезд народных депутатов РФ. Обострение противостояния Съезда и президента. Назначение председателем правительства РФ В. С. Черномырдина
1993 год.
3 января — начало конституционного кризиса
10-13 марта — 8-й Внеочередной съезд народных депутатов РФ. Постановление о соблюдении Конституции РФ высшими органами государственной власти и должностными лицами.
20 марта — телевизионное обращение президента РФ Б. Н. Ельцина с изложением Указа № 379 «Об особом порядке управления до преодоления кризиса власти».
23 марта — заключение Конституционного суда о несоответствии положений Указа № 379 Конституции.
12 декабря — принятие Конституции РФ, в которой отразились все изменения в стране.
26-29 марта — 9-й Внеочередной съезд народных депутатов РФ. Попытка отрешения президента Б. Н. Ельцина от власти. Решение о проведении референдума о доверии президенту, председателю ВС и депутатскому корпусу.
25 апреля — Всероссийский референдум. Большинство участников референдума высказались за доверие президенту, против досрочных президентских и парламентских выборов.
1 мая — Демонстрация оппозиционных сил в Москве. Столкновение демонстрантов с подразделениями милиции и ОМОНа на Гагаринской площади.
4 июня — Постановление ВС РФ о порядке согласования и принятия на очередном Съезде нар
5 июня — Открытие Конституционного совещания, созванного по инициативе Б. Н. Ельцина. Уход с совещания Р. И. Хасбулатова и председателя Конституционного суда В. Д. Зорькина народных депутатов (
19 августа — Заявление Б. Н. Ельцина о деятельности ВС РФ, угрожающей безопасности России.
21 сентября — Телевизионное обращение Б. Н. Ельцина с изложением Указа №1400 «О поэтапной конституционной реформе» (Фактический роспуск Съезда народных депутатов и ВС РФ, назначение выборов в Государственную думу на 11 – 12 декабря 1993, наделение Совета Федерации функциями палаты Федерального собрания).
21 сентября — Телевизионное выступление Р. И. Хасбулатова с оценкой действий президента, как государственного переворота. Экстренные заседания президиума и палат ВС РФ. Постановление о прекращении полномочий Б. Н. Ельцина. Возложение обязанностей президента на А. В. Руцкого.
21 сентября — Указ президента РФ Б. Н. Ельцина о назначении досрочных выборов президента (на 12 июня 1994). Начало блокады здания ВС РФ. Открытие Съезда народных депутатов РФ (при отсутствии кворума).
22 сентября — Вице-президент А.В. Руцкой заявил о взятии на себя полномочий Президента РФ, Белый дом оцеплен войсками.
2 октября — столкновения сторонников ВС с милицией и ОМОНом на Смоленской площади Москвы.
3 октября — захват сторонниками ВС РФ здания мэрии и штурм телецентра в Останкино. Введение чрезвычайного положения в Москве. Указ президента РФ Б. Н. Ельцина об отставке А. В. Руцкого с поста вице-президента. Ввод в Москву войск, верных президенту.
4 октября
12 декабря — выборы в Совет Федерации и Государственную думу. Референдум по вопросу Конституции РФ (за принятие Конституции высказались 58,4% голосовавших).
1994 год.
11 января – начало работы первого состава Государственной Думы и Совета Федерации РФ.
28 апреля – подписание в Креме «Договора об общественном согласии» в России.
10 августа — съезд сторонников Д. Дудаева в Грозном. Призыв к объявлению «священной войны» против России.
11 октября – «Чёрный вторник» — резкое падение курса российского рубля на торгах Московкой межбанковской валютной биржи.
10-12 декабря — ввод в Чечню войск Министерства обороны и МВД РФ. Начало широкомасштабных военных действий в Чечне.
1995 год.
1 января — штурм Грозного федеральными войсками.
14 июня — вооруженное нападение чеченских боевиков на Буденновск в Ставропольском крае.
17 декабря — Выборы в Государственную думу. 5-ти процентный барьер преодолели: КПРФ, «Наш дом-Россия», ЛДПР и «Яблоко».
1996 год.
6 января — вооруженное нападение чеченских боевиков на Кизляр в Дагестане. Вытеснение боевиков в село Гибель Д. Дудаева 20 апреля.
27 мая — переговоры в Кремле (при участии Б. Н. Ельцина) между делегатами РФ и представителями чеченских сепаратистов во главе с З. Яндарбиевым. Достижение принципиальной договоренности о прекращении военных действий.
4 июня — 2-й тур президентских выборов. Избрание Б. Н. Ельцина президентом Российской Федерации на второй срок.
31 августа – подписание Хасавюртских соглашений о прекращении боевых действий в Чечне и выводе федеральных войск с её территории.
1997 год.
12 мая — договор о мире и принципах взаимоотношений между РФ и Чеченской республикой Ичкерия.
1998 год.
1998-1999 — смена председателей правительства В.С. Черномырдина, С.В. Кириенко, Е.М. Примакова, С.В. Степашина.
17 августа — дефолт — невозможность государства платить по ГКО (государственные краткосрочные обязательства), финансовое банкротство, падение рубля в несколько раз.
11 сентября – утверждение правительства РФ Е.М. Примакова.
1999 год.
12 мая – отставка правительства Е.М. Примакова, назначение Председателем Правительства С.В. Степашина.
16 августа — Назначение председателя Федеральной Службы Безопасности В.В. Путина председателем Правительства РФ
19 декабря — Выборы в Государственную Думу третьего созыва. Победу одержала КПРФ, на 2-м месте- «Единство».
31 декабря — заявление Б.Н. Ельцина о досрочной отставке с поста президента Российской Федерации, назначение председателя Правительства РФ В. В. Путина исполняющим обязанности Президента РФ.
Итоги внутренней политик Б.Н. Ельцина.
- Важнейшим итогом было принятие новой Конституции РФ 12 декабря 1993 года, отразившей изменения в государственном устройстве РФ: на смену Советов пришло Федеральное Собрание с его двумя палатами, Президент РФ стал обладать широкими полномочиями.
- Было положено начало новым демократическим преобразованиям: введена многопартийность, альтернативные выборы и др.
- Начался переход к более эффективной рыночной экономке, ликвидирован товарный дефицит, возникли частные промышленные предприятия, банки, формировался рынок рабочей силы, жилья, стала всё больше применяться компьютерная техника.
- В социальной сфере: исчез дефицит товаров, появилась возможность заниматься частным предпринимательством
Отрицательные явления:
- происходило резкое падение промышленного производства ( в 2.
5. раз по сравнению с 1990),
- увеличение внешнего долга,
- увеличение количества безработных,
- криминализация экономики и общества,
- снижение уровня жизни,
- резкое расслоение населения,
- резкое ухудшение уровня жизни людей,
- увеличение безработицы,
- задержка заработной платы на несколько месяцев
- в результате дефолта 1998 года люди лишились своих накоплений, которые просто обесценились,
- бандитизм, деятельность криминогенных структур приводили к дестабилизации в обществе.
Этапы политического развития.
1-ый этап:
1992-октябрь 1993.
Политический кризис, противостояние законодательной власти в лице Верховного Совета и исполнительной власти в лице Президента Б.Н. Ельцина.
Причины:
- невозможность существования старой системы Советов,
- разное понимание путей развития страны,
- борьба за власть в высших эшелонах власти (Б.
Н. Ельцин и Р.И. Хасбулатов, АП.В. Руцкой),
- отсутствие в Конституции чёткого разделения функций и компетенции властей.
ИТОГ: победа Б.Н. Ельцина, принятие новой Конституции 12 декабря 1993 года.
2-ой этап:
декабрь 1993-декабрь 1999.
Относительная стабильность внутриполитического положения страны, формирование новой политической системы на основе существования партии власти: в 1994-1995 – это движение «Выбор России» Е. Гайдара, в 1996- 1999 — «Наш дом — Россия» В. Черномырдина.
Обострение межнациональных отношений, рост сепаратизма, вылившегося в войну в Чечне (1994-1996) и контртеррористическую операцию в 1999 г.
Два этапа экономических реформ.
1-ый этап.
январь 1992-август 1998: попытки провести радикальные реформы, вывести страну из кризиса, создать основы рыночной экономики.
Методы «шоковой терапии» Е. Гайдара: либерализация цен, либерализация торговли и приватизация госсобственности.
В итоге— падение уровня жизни, экономическая нестабильность, высокие типы инфляции, дефолт.
2-й этап: с сентября 1998.
Цель — стабилизация экономики.
Правительства Е. Примакова и С. Степашина взяли курс на постепенный отказ от иностранных кредитов, усиление государственного регулирования, привлечение инвестиций в производство. Усилен контроль за расходованием бюджетных средств, принят Бюджетный кодекс в 1998 г.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.
Ельцинизм как основа политики современной России
- Mнение
12 мая 2022
Нынешняя политика Кремля не отрицает ключевую стратегию первого президента РФ Бориса Ельцина, но является развитием ее силовых линий
Владимир Путин и Борис ЕльцинПолитика современной России нередко преподносится как антитеза «миролюбивой прозападной политике» Бориса Ельцина. Благо, и сторонники нынешней власти, и часть ее противников любят противопоставлять ее «девяностым» — «проклятым» или «благословенным» в зависимости от угла зрения.
В известной степени основания для такого противопоставления есть. Если сегодня Россия воюет с Украиной, то при Ельцине у стран были добрососедские отношения. Современная Россия окончательно противопоставила себя коллективному Западу, в то время как при Ельцине стала его партнером.
Наконец, сегодня внутри самой России централистская вертикаль полностью уничтожила тот федерализм, который оформился при Ельцине. Но если присмотреться внимательнее, станет видно, что внешняя и внутренняя политика Кремля представляют собой не разрыв с политикой Ельцина, а развитие тех силовых линий, которые проявились уже при нем.
Ельцин и силовики
Чаще всего в этом контексте вспоминают начатую Ельциным войну в Чечне, которая была не менее жестокой по отношению к мирному населению, чем нынешняя война против Украины. Тогда Джохар Дудаев предсказал, что если ее не удастся остановить в Чечне, агрессивная политика России со временем распространится и на Украину, и на Запад.
Однако Чечня была отнюдь не единственным случаем применения российской военной силы при Ельцине. Внутри страны за год до этого она была использована для разрешения внутриполитического кризиса путем расстрела парламента и отмены конституции.
А за ее пределами еще за год до этого была применена для фактического отторжения от новообразованных постсоветских государств частей их международно признанной территории. И если в Южной Осетии и Абхазии это было сделано скрыто, методами гибридной войны и поддержки парамилитарных формирований, то Приднестровье от Молдовы было отторгнуто непосредственно 14-й российской армией.
Весьма важный и непростой вопрос заключается в том, был ли Ельцин во всех указанных случаях (кроме расстрела парламента) инициатором этой политики или заложником ее архитекторов. Прежде всего речь идет о военных руководстве и разведке, действия которых в начале 90-х годов зачастую шли вразрез с официальной внешнеполитической линией российского МИДа. К примеру, в то время МИД России под руководством Андрея Козырева поддерживал западные страны в противодействии агрессивной политике Слободана Милошевича.
Точно так же, если во время вспыхнувшей в Таджикистане гражданской войне Кремль официально позиционировал себя в качестве посредника между противоборствующими сторонами, на практике российские военные активно поддерживали силы партийного аппаратчика Рахмонова.
Номенклатурный интернационал
Ставка на партноменклатуру Ельцина, пришедшего в России к власти на волне антикоммунистических настроений, — еще один интересный и показательный аспект этой истории. При всем своем показном антикоммунизме Ельцин испытывал аллергию на действительно антикоммунистических лидеров, выдвинутых демократическими движениями, таких как Гамсахурдиа в Грузии, Тер-Петросян в Армении, Народный фронт в Молдове и Дудаев в Чечне. Всем им Кремль вставлял палки в колеса, содействуя возвращению к власти советской партноменклатуры.
Именно эту политику потом продолжит и ставший президентом в 2000 году Владимир Путин, который увидит экзистенциальную угрозу для России еще в первом Майдане в Украине и свергнувшей Шеварнадзе Революции Роз в Грузии. Так что это именно Ельцин, оказавшись в Кремле, начал восстанавливать на постсоветском пространстве партноменклатурный «Священный Союз», который Россия потом защищала от «цветных революций».
РФ, СССР и «историческая Россия»
Не менее важно то, как уже при Ельцине выстраивалась стратегия «новой России» в отношениях с Западом. Упомянутый выше Андрей Козырев был министром иностранных дел всего четыре года и стал в российских политических и особенно военно-спецслужбистских кругах символом политики «сдачи национальных интересов России Западу». Но если вдуматься, то в чем она заключалась?
Просто в том, что Козырев воспринимал Россию в ее сложившихся после распада СССР границах как самоценное государство, заинтересованное в максимальном сотрудничестве с развитыми странами Запада. Для «патриотов» же Российская Федерация в ее новых границах была историческим недоразумением, которое следовало преодолеть. Вместо этого она должна была стать ядром нового имперского объединения, без которого Россия не может быть полноценной страной.
Именно эту мысль в 2021 году озвучил Путин, заявив, что Россия с распадом СССР как формы «исторической России» потеряла 40% своей территории. Но сущностно такое понимание сформировалось уже в годы президентства Ельцина в виде доктрины, согласно которой Россия должна быть лидером постсоветского пространства, а оно — зоной ее жизненных интересов и сферой ее доминирования.
Так, уже 14 сентября 1995 года Ельцин утвердил Стратегический курс Российской Федерации с государствами — участниками Содружества Независимых Государств, которым предусматривалось «укрепление России в качестве ведущей силы формирования новой системы межгосударственных политических и экономических отношений на территории постсоюзного пространства».
Помимо мер, направленных на создание единого оборонного и экономического пространства стран СНГ, в нем указывалось, что необходимо «обеспечивать российское теле- и радиовещание на ближнее зарубежье, поддерживать продвижение российской прессы в этот регион, осуществлять подготовку в России национальных кадров для государств СНГ». А также «особое внимание уделить восстановлению позиций России как главного образовательного центра на территории постсоветского пространства, имея в виду необходимость воспитания молодого поколения государств СНГ в духе дружественного отношения к России».
Америка, Китай и неосоветский ресентимент
При Ельцине же во внешней политике Кремля снова появились ярко выраженные антиамериканские нотки. Обычно в этой связи вспоминают про разворот летевшего в США самолета российского премьера над Атлантикой в 1999 году в знак протеста против ударов НАТО по Югославии.
Но на это можно возразить, что данное решение принял не Ельцин, а Евгений Примаков, которого многие считают его оппонентом. Однако уже 25 апреля 1996 года во время визита в Пекин сам Ельцин подписал с председателем КНР Цзень Цзэминем декларацию, в которой содержались весьма значимые тезисы. И они свидетельствовали об идеологическом развороте России в том направлении, по которому она пришла к нынешнему состоянию.
В первую очередь речь идет о появлении в российской внешней политике культа многополярного мира и противостояния американскому гегемонизму, которыми в 2022 году она обосновывает уже свою войну против Украины. В частности, в этой декларации говорилось, что, хотя «развивается тенденция к многополярности мира… по-прежнему существуют гегемонизм, рецидивы давления, политика силы, имеют место новые проявления блоковой политики».
Появляется в этой декларации и тот идеологический жупел, который со временем стал еще одним основанием постсоветской российской политики — абсолютизации результатов Второй мировой войны и борьбы с пересмотром ее итогов. «Россия и Китай, внесшие весомый вклад в дело окончательной победы над мрачными силами фашизма и заплатившие за нее огромную цену национальных потерь, призывают все страны мира извлечь урок из исторического прошлого» — зачем-то говорилось в декларации, подписанной спустя 50 лет после указанных событий.
Показательно и то, что в ответ на недвусмысленную поддержку Китаем действий России в Чечне, Кремль признал правительство КНР «единственным законным правительством, представляющим весь Китай» и то, что «Тайвань является неотъемлемой частью территории Китая», а «Россия не будет устанавливать официальных отношений с Тайванем и поддерживать с ним официальные контакты». В связи с этим нужно напомнить, что Тайвань — это не что иное, как Китайская Республика, сохранившаяся на соответствующем острове, в то время как остальная часть Китая была захвачена коммунистами, провозгласившими на ней Китайскую Народную Республику. Если проводить параллели с российской ситуацией, это все равно что Врангелю удалось бы отстоять от коммунистов «остров Крым» и сохранить там не признающее власти красной Москвы «Российское государство». Но, как видно, недавнему антикоммунисту и давнему первому секретарю Свердловского обкома компартии Ельцину четырех лет нахождения у власти хватило, чтобы поступиться антикоммунизмом, заняв красную позицию по принципиальному международному вопросу.
К слову, не стоит преуменьшать значение оппортунизма Ельцина в вопросе отношения к красному наследию и его последствия для торжества неосоветского реваншизма в России при Путине. Отказавшись от коммунистического наследия по вершкам, Ельцин не только не провел люстрации партийно-кгбшных кадров (тогда бы он попал под нее сам), но и не решился посягнуть на символические «священные коровы» советизма.
Труп Ленина так и не был убран с Красной площади, оставшись в зиккурате под охраной почетного караула, а борцы русского и других народов СССР, бросившие вызов сталинизму, так и не были реабилитированы, оставшись стигматизированными как «власовцы», «бандеровцы» и прочие «пособники нацистов».
Строго говоря, приняв из рук Ельцина абсолютную полноту власти (а ее консолидация в руках президента — тоже продукт ельцинизма), его преемник Путин развил все те политические и идеологические линии, которые отчетливо проявились уже в правлении его предшественника. Курс на доминирование России на постсоветском пространстве, в том числе с помощью гибридных войн, интервенций и создания квазигосударственных образований, союз с Китаем против США, пестование неосоветского ресентимента вокруг культа Победы — все это было закономерным развитием, пусть и на новом уровне, именно политики Бориса Ельцина.
Точка зрения авторов публикаций не обязательно отражает мнение и позицию TRT на русском.
Мы приветствуем любые предложения и открыты к сотрудничеству. Чтобы связаться с редакцией, воспользуйтесь формой обратной связи.
- Украина
- pridnestrove
- Чечня
- Дудаев
- Рахмон
Эксперт по этно- и гео- политической проблематике
Новости по теме
Турция имеет все шансы способствовать компромиссу между Украиной и РФ На переговорах президентов Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана в Астане публично акцент был сделан на перспективе поставок газа в Европу, но многое могло остаться за кулисами
«Мозговые центры»: в мире и России Обзор Университета Пенсильвании, посвященный роли мозговых центров в мире за 2021 год, показал, что наибольший удельный вес на рынке их конечных продуктов — в Северной Америке (39,3%), а наименьший — в Центральной Азии и Восточной Европе (по 4,9%)
Москва и Тегеран ищут пути расширения экономических связей на фоне санкций Россия рассчитывает на расширение сотрудничества с Ираном, но у Москвы и Тегерана по-прежнему не так много общих сфер взаимодействия, а стратегическое партнерство все еще не имеет договорно-правовой основы
Анкара и Томос. Роль Турции в получении Украиной автокефалии
Доселе никто не задумывался о роли Турции, на территории которой и был, собственно, оформлен и вручен один из главных церковных документов XXI века
В той же категории
Военный кризис в Германии: Берлин не готов к войне Слабая военная инфраструктура ФРГ служит суровым предупреждением для канцлера Шольца: в случае нападения страна не сможет защитить себя
Война и мир: как ФРГ и Франция потеряли контроль над ситуацией в Украине Усилия Макрона и Шольца урегулировать конфликт путем переговоров между Москвой и Киевом, похоже, не дали результатов из-за плохого понимания обстановки
Землетрясения в Турции могут улучшить систему реагирования на удары стихии Катастрофические толчки на юге страны — это возможность сделать лучше гуманитарную систему во всем мире, глобальные финансовые институты, а также частный сектор
Атака РПК на Турцию во время землетрясений раскрывает подлость террористов
Нападения ОНС/РПК на конвой с гуманитарной помощью в Германии и на турецкие силы в Килисе в момент беспрецедентной трагедии демонстрируют аморальную сущность террористической сети. Западные СМИ должны прекратить ее поддерживать
Что ещe Вы хотели бы узнать?
Украина pridnestrove Чечня Дудаев Рахмон
Более 300 тысячам немецких компаний грозит банкротство В ноябре по сравнению с мартом число кандидатов на банкротство в ФРГ выросло на 15,6%
К 2027 году в Карабах и Восточный Зангезур вернутся 34,5 тыс. семей Президент Азербайджана Ильхам Алиев утвердил I Госпрограмму Большого возвращения на освобожденные территории
Инвестиции в госбумаги США сократились на $212 млрд в сентябре Объем иностранных инвестиций в US Treasuries составил $7 трлн 296,9 млрд
Требование немецких рабочих об индексации зарплат угрожает экономике ФРГ Спор профсоюза работников автопрома и металлургии IG Metall с ассоциацией работодателей ФРГ Gesamtmetall на фоне заработных плат может угрожать немецкой экономике, пишет Bloomberg
ЕС нужно еще €70 млрд для восполнения отставания в оборонном потенциале Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности сообщил, что €70 млрд должны быть добавлены к оборонному бюджету Евросоюза, который был согласован еще несколько лет назад
Что двигало внешней политикой Ельцина?
Эссе, 2015
12 страниц, формат: A5
Ф С
Феликс Вибрехт (писатель)
Выдержка
Inhalt
Чем руководствовалась внешняя политика Ельцина?
Библиография
Чем руководствовалась внешняя политика Ельцина?
После распада Советского Союза, ознаменовавшего одно из самых примечательных событий в международной политике новейшей истории, Россия и соседние с ней страны оказались в состоянии огромной неопределенности. Десятилетия коммунистического правления оставили все бывшие советские республики в состоянии отсталости по сравнению с западным миром. Тем не менее, эта ситуация оказалась возможностью и для в основном новообразованных стран, некоторые из которых пошли по пути европейской интеграции, как, например, страны Балтии. В России именно Борис Ельцин как первый демократически избранный президент Российской Федерации объединил надежды населения на преобразование России в либеральную демократию. Что касается его внешней политики, Ельцин придерживался подхода интеграции России в сообщество западных государств, тем самым, однако, отказавшись от традиционного статуса России как крупной державы в международной политике, характерного для западноевропейских держав. Однако со временем этот курс изменился, и Россия стала все более и более противопоставляться Западу в вопросах безопасности и следовала своеобразной стратегии. В этой статье мы хотим проанализировать внешнюю политику Ельцина с точки зрения основных факторов, лежащих в основе этих процедур в его первый президентский срок.
Поэтому он будет в меньшей степени анализировать конкретные события, а сосредоточится на сугубо бытовых и системных обстоятельствах, объясняющих поведение новых российских лидеров. Эссе прежде всего сосредоточится на системных и внутренних условиях, с которыми столкнулась Россия, когда Ельцин был избран президентом, чтобы объяснить его прозападную политику в начале XIX века.90-е. Затем он приступит к анализу факторов, которые заставили внешнеполитическую элиту переоценить свою внешнюю политику и в конечном итоге изменить свои приоритеты. Впоследствии он проанализирует государственническое мышление как доминирующий подход внешней политики с 1993 года и его влияние на эту самую политику.
Первую фазу российской внешней политики при Ельцине можно охарактеризовать как прозападную по своей сути. Образ мышления внешнеполитической элиты требовал, чтобы глубокая интеграция в сообщество западных государств была необходима для благополучного будущего новообразованного российского государства. Внезапно ранее называвшаяся «империей зла» (Рейган, 1983) обратил все свое внимание на американцев и европейцев. Чтобы понять этот важный сдвиг во внешней политике, мы должны рассмотреть различные уровни анализа и, таким образом, разобраться в системных и внутренних условиях, которые способствовали этому развитию.
При более системном подходе распад Советского Союза следует понимать не только как распад этнически неоднородной империи, простиравшейся от Балтийского моря до Тихого океана, но и как поражение идеологии. Несмотря на то, что коммунизм все еще жив и является государственной идеологией, например, Китая и Кубы, он потерял своего главного сторонника и самого важного деятеля с распадом Советского Союза. В этом смысле распад Советского Союза был историческим событием, положившим конец соперничеству между коммунизмом и капитализмом, и, таким образом, сформировал умы политических деятелей того времени. Господствующую идеологическую позицию того времени прекрасно выразил Фукуяма, заметивший:
«То, что мы можем наблюдать, — это не просто окончание «холодной войны» или прохождение того или иного периода послевоенной истории, а конец истории как таковой, то есть конечная точка идеологической эволюции человечества и универсализация западной либеральной демократии как окончательной формы человеческого правления». (1989)
Это утверждение, безусловно, также в значительной степени повлияло на новых российских лидеров, поскольку Цыганков указывает, что «Борис Ельцин и его министр иностранных дел Андрей Козырев считали, что история в некотором смысле закончилась и не представила альтернатив прозападному развитию». (2013, стр. 58) Конец коммунистической эры, безусловно, был задуман как победа капиталистического лагеря во главе с Соединенными Штатами в то время, и поэтому был связан с чувством превосходства либерализма над любой другой испытанной идеологией. Это подтверждается утверждением Цыганкова о том, что «основная вера в превосходство западной системы также сформировала умы либеральной коалиции, возникшей в России» (2013, стр. 58). это также связано с появлением Запада как «мощной и сплоченной цивилизации, чье политическое единство контрастировало с беспорядком в бывшем Советском Союзе». (Цыганков, 2013) Это чувство неполноценности привело Ельцина и Козырева к предположению, что интеграция в западное сообщество необходима для создания процветающего и безопасного российского государства9. 0007
Кроме того, в этой статье мы хотим провести еще одну аналогию между Фукуямой и внешней политикой России в первые годы после распада Советского Союза. Фукуяма предполагает, что постисторические государства, как он их называет, не сталкиваются с угрозами со стороны других постисторических государств. Есть только угрозы, которых они должны опасаться в отношении исторических государств, которые еще не дошли до либеральной демократии, особенно в плане иммиграции, нефти и их вызова мировому порядку. Мы можем видеть параллели с этими идеями с точки зрения внешней политики России в первые годы существования Российской Федерации, причем одной из них является уже упомянутое предполагаемое превосходство западной системы. Более того, кажется, что геополитика в это время казалась российскому руководству тривиальной. В то время как география Российской Федерации, как страны, простирающейся от Балтийского моря на западе до общих границ с Китаем на Дальнем Востоке, Ельциным и Козыревым до 19 века определенно игнорировалась. 93, именно господство либеральной идеологии в то время привело их к проведению внешней политики, ориентированной на Запад. Аналогию между аргументами Фукуямы и ранней внешней политикой России можно также проследить в заявлении Цыганкова о том, что «главные угрозы России должны были исходить от ее экономической отсталости и ее ассоциации с недемократическими странами, особенно с некоторыми из бывших советских союзников». (2013, с. 59) Это свидетельствует, с одной стороны, о том, что Россия хочет изображать себя частью цивилизованных, постисторических стран, не представляющих угрозы для других либеральных демократий, а с другой стороны, о том, что она не рассматривать любую западную страну как угрозу русскому народу, что означает важный сдвиг во внешней политике по сравнению с Советским Союзом. Что касается принадлежности к сообществу европейских и североамериканских государств, то западники вокруг Ельцина и Козырева утверждали, что Россия была «органической частью западной цивилизации, подлинно западная идентичность которой была украдена большевиками и советской системой».
(Цыганков, 2013). Таким образом, в данной статье находят доказательства далеко идущей аналогии между идеями Фукуямы и российской внешней политикой в период с 19 по 19 в.91 и 1993.
Однако еще одним важным аспектом, повлиявшим на внешнюю политику в этот период, является влияние окончания холодной войны на обстановку безопасности в России. Портер указывает, что у России «впервые в истории отсутствуют объективные враги (по крайней мере, великодержавные враги)» (1996, с. 122), что, в свою очередь, привело к чувству неуверенности в формулировании внешней политики. Период прозападной ориентации был описан как эпоха, «которой крайне не хватало согласованности, дизайна и чувства стратегии» (Портер, 19).96), что можно проследить по отсутствию образа врага. Следовательно, однако, и Запад больше не воспринимает Россию как угрозу, и таким образом закладываются, по крайней мере, основы для дальнейшего сотрудничества.
Однако не только системные факторы играли роль в определении внешней политики России. С точки зрения внутренних факторов, способствовавших в то время прозападной ориентации, следует рассмотреть слабость российской экономики. В таблице 1 показано исходное положение, в котором оказался Ельцин, став президентом Российской Федерации. Мы можем выявить снижение экономического роста в последние годы существования Советского Союза. Когда Ельцин был избран в 19В 91 году он столкнулся с коллапсом экономики и резким ухудшением уровня жизни людей, или, как описывает это Фелкей: «Правительство отстало в выплате заработной платы и пенсий. Большая часть населения обнищала, а социальные услуги достигли дна». (2002, стр. 243)
Abbildung in dieser Leseprobe nicht enthalten.
Таблица 1. Темпы роста советской экономики, 1985-1991 гг.
Таким образом, Ельцин и его министр иностранных дел Козырев были, безусловно, ограничены в своей внешней политике из-за экономической слабости своей страны. Таким образом, Россия не могла продолжать свою международную роль сверхдержавы. Это особенно относится к военному бюджету, который не мог поддерживаться на прежнем советском уровне. Тем не менее, эта внутренняя слабость, таким образом, также дает право утверждать, что западная капиталистическая система лучше, и, таким образом, интеграция в западное сообщество государств необходима для превращения России в более сильную экономику. Тем не менее, еще более важным является ощущение, что Запад рассматривался как спаситель от российской экономической катастрофы. Несколько раз Ельцин и Козырев заявляли, что Россия зависит от чрезмерной финансовой помощи Запада, например, 19 июля.92 на саммите G-7, когда было заявлено, что пакет на 24 миллиарда долларов не спасет Россию. Также это рассуждение дает объяснение цели российской внешней политики в ранний период, на которую Цыганков указывает, что «они хотели постепенно вывести российские войска и полагаться на помощь международных организаций, таких как ОБСЕ, в разрешении возможных конфликтов в регионе». (2013, стр. 62), хотя бы отчасти для того, чтобы сохранить финансовые активы и, таким образом, сократить дефицит бюджета.
Более того, важно признать, как представляли бывший Советский Союз после его распада в Российской Федерации. Как поясняет Цыганков, либеральная элита новой России ввела понятие «малая Россия», чтобы «помочь руководству оправдать небольшую, если вообще какую-либо ответственность за постсоветский регион». (2013, с.62) В экономическом плане это привело руководство России к отмене дотаций бывшим советским республикам и опять же, это хотя бы отчасти связано с тем, что Россия на данный момент просто не в состоянии себе позволить выплаты каких-либо субсидий. Не менее примечательным в этом отношении является и образ, который российские лидеры придают своей стране как «внутренней колонии» (Цыганков, 2013) на постсоветском пространстве. Следуя этой точке зрения, Россия предоставила большую часть ресурсов остальной части Советского Союза и, следовательно, должна была нести большую часть советского имперского бремени, субсидируя другие республики в составе Союза. Поэтому Ельцин и Козырев в первые годы своего пребывания в качестве новых руководителей российской внешней политики утверждали, что отношения с республиками бывшего Советского Союза следует считать менее приоритетными, чем построение отношений с Западом.
[…]
Совет по международным отношениям
Совет по международным отношениямПохожие сайты
- Совет Советов
- Подумайте о глобальном здоровье
- Интернет-магазин
- Украина
- Китай
- Темы
Избранное
Изменение климата
Глобальные климатические соглашения: успехи и неудачи
Справочная информация Линдси Мейзланд 4 ноября 2022 г.
Обновление Америки
- Оборона и безопасность
- Дипломатия и международные институты
- экономика
- Энергия и окружающая среда
- Здоровье
- Права человека
- Политика и правительство
- Социальные вопросы
- Регионы
Избранное
Мьянма
Неспокойная история Мьянмы
Справочная информация Линдси Мейзланд 31 января 2022 г.
- Америка
- Азия
- Европа и Евразия
- Глобальное достояние
- Ближний Восток и Северная Африка
- Океания
- К югу от Сахары
- Объяснители
Избранное
Здоровье
Как законы о табаке могут помочь закрыть расовый разрыв в отношении рака
Интерактивный Оливия Анджелино, Томас Дж.
Боллики, Эль Руджеро и Изабелла Турилли 1 февраля 2023 г. Глобальная программа здравоохранения
- Фонеры
- В трусах
- Подкасты
- Видео
- Хронология
- Специальные проекты
- Инфогиды
- Исследования и анализ
Избранное
Америка
CFR приветствует Уилла Фримена
22 февраля 2023 г.
- Эксперты
- Центры и программы
- Книги и отчеты
- Блоги
- Программа независимой оперативной группы
- Стипендии
- Сообщества
Избранное
Соединенные Штаты
Вебинар по высшему образованию: преподавание истории американской демократии
Вебинар с Джереми Сури 22 февраля 2023 г.
Вебинары по академическому и высшему образованию
- Члены
- СМИ
- Конгресс
- Академики
- Государственные и местные чиновники
- Религиозные лидеры
- Местные журналисты
- События
Избранное
Америка
К.
В. Ежегодная лекция Starr & Co. о Китае: напряженные отношения — Соединенные Штаты и Китай
Виртуальное мероприятие с Иваном Канапати, Бонни Лин и Стивеном С. Роучем 13 февраля 2023 г. РЕЗЮМЕ. Ежегодная лекция Starr & Co. о Китае
- Серия лекций
- Вебинары и конференц-звонки
- Симпозиумы
- Похожие сайты
- Более
- Исследования и анализ
- Эксперты
- Центры и программы
- Книги и отчеты
- Блоги
- Программа независимой оперативной группы
- Стипендии
- Сообщества
- Члены
- СМИ
- Конгресс
- Академики
- Государственные и местные чиновники
- Религиозные лидеры
- Местные журналисты
- События
- Серия лекций
- Вебинары и конференц-звонки
- Симпозиумы
- Исследования и анализ
Страница не найдена
Запрошенная вами страница не существует.