Н.В. Гоголь «Шинель». Тема «маленького человека» в повести
1. Н. В. Гоголь
«Шинель»Тема «маленького человека» в повести
2. Цель:
• Показать трагизм судьбы «маленькогочеловека» на примере образа
Башмачкина;
• выявить авторскую позицию и свою
собственную к данной проблеме.
3. “самая загадочная фигура в русской литературе”
• “Если вы хотите узнать что-нибудь о России,если вы жаждете понять, почему продрогшие
немцы проиграли свой блиц (войну с СССР), если
вас интересуют “идеи”, “факты”, “тенденции”, не
трогайте Гоголя. Каторжная работа по изучению
русского языка, необходимая для того, чтобы его
прочесть, не оплатится привычной монетой. Не
троньте его, не троньте. Ему нечего вам сказать.
Не подходите к рельсам. Там высокое
напряжение”.
В. Набоков
4. Эпиграф
Весь мир против меня:Как я велик!…
М.Ю.Лермонтов
«Все мы вышли
из «Шинели» Гоголя»
Ф.М. Достоевский
Зачем же изображать
бедность…
и несовершенства нашей
жизни,
выкапывая людей из жизни,
из отдалённых закоулков
государства?
…нет, бывает время, когда
иначе
нельзя устремить общество и
даже
поколение к прекрасному, пока
не покажешь всю глубину его
настоящей мерзости
Н. В. Гоголь
6. “НА ПУТИ К ЖИВОЙ ДУШЕ”.
7. Притча о человеке
• В жаркий летний день древние афинянеувидели на площади Демосфена с горящим
фонарем в руках.
• -Ты что ищешь?- спросили они.
• -Я ищу человека, — отвечал Демосфен и
продолжил свой путь. Через время афиняне
опять обратились к Демосфену:
• — Так что же ты ищешь, Демосфен?
• -Я ищу человека…
• -Кого: его, меня..?
• — Я ищу Че-ло-ве-ка!
• Так что же это значит – быть
Человеком? Чем человек отличен от
вещи? На эти и другие вопросы нам
поможет ответить Николай Васильевич
Гоголь и его повесть «Шинель».
9. Как через повесть “Шинель” писатель искал путь к душе живой.
— Может ли быть душа мёртвой?— Нет, душа бессмертна.
— Ну а если она “мёртвая”, значит, закрыта для света,
любви, добра. Такие “мёртворождённые” персонажи
населяют гоголевскую поэму. Противовеса им
писатель не нашёл в жизни, поэтому и сжёг второй
том “Мёртвых душ”. Сознание этого доводило Гоголя
до безумия.
• Мысль о человеке, душу в которого вдохнул Бог,
а судьбу нередко определяет чёрт, видимо, не
оставляла Гоголя. Этой теме, собственно,
посвящены “Петербургские повести”.
10. “Петербургские повести”
• новый шаг в развитии русского реализма.• В этот цикл входят повести: “Невский проспект”,
“Нос”, “Портрет”, “Коляска”, “Записки
сумасшедшего” и “Шинель”.
• Над циклом писатель работает между 1835 и 1842
годами.
• Объединены повести по общему месту событий –
Петербургу. Петербург, однако, не только место
действия, но и своеобразный герой указанных
повестей, в которых Гоголь рисует жизнь в её
различных проявлениях.
• Обычно писатели, рассказывая о петербургской
жизни, освещали быт и характеры знати, верхушки
столичного общества.
• Гоголя привлекали мелкие чиновники, мастеровые
(портной Петрович), нищие художники,
“маленькие люди”, выбитые из колеи жизни.
Вместо дворцов и богатых домов читатель в
гоголевских повестях видит городские лачуги, в
которых ютится беднота.
11. «маленький человек»
• — это человек униженный, беззащитный, одинокий,бесправный, забытый (и, всеми, и если можно так
сказать, судьбой), жалкий.
• — В литературном энциклопедическом словаре мы
находим следующее определение: «маленький
человек» в литературе – обозначение довольно
разнородных героев, объединяемых тем, что они
занимают одно из низших мест в социальной
иерархии и что это обстоятельство определяет их
психологию и общественное поведение
(приниженность, соединяемую с ощущением
несправедливости, уязвленной гордостью».
12. Тема человеческого страдания, предопределенного укладом жизни; тема “маленького человека”.
• Н. М. Карамзин “Бедная Лиза” — в центре повествованияпростая, необразованная крестьянская девушка; нам внушается
мысль, что “и крестьянки любить умеют!”.
• А. С. Пушкин “Станционный смотритель” — бедный чиновник
четырнадцатого класса Самсон Вырин не имеет никаких прав в
жизни, и даже единственный смысл его существования –
любимую дочь – у него отнимают сильные мира сего.
• А. С. Пушкин “Медный всадник” — главный герой — несчастный,
обездоленный Евгений, у которого бедность уничтожила и
характер, и ум, сделала ничтожными мысли и мечты.
Все эти произведения полны любви и сочувствия авторов к
своим героям. Гоголь развивает традиции великих русских
писателей в изображении “маленького человека”).
13. Сюжет повести Н.В. Гоголя «Шинель».
14. Какова главная тема повести “Шинель”?
• Тема человеческогострадания,
предопределенного
укладом жизни;
• тема “маленького
человека”.
А герой-то
маленького чина,
“низенького роста,
несколько рябоват,
несколько рыжеват,
несколько даже на
вид подслеповат, с
небольшой лысиной
на лбу”.
16. Как подчеркивается типичность героя и ситуации?
• “…служил в одном департаменте”,“…когда и в какое время он поступил в
департамент…этого никто не мог
припомнить”, “один чиновник…” — все
эти фразы показывают не
исключительность, необычность
ситуации и героя, а их типичность.
Акакий Акакиевич – один из многих;
таких, как он, были тысячи – никому не
нужных чиновников.
17. Какая личность перед нами? Охарактеризуйте образ главного героя.
• Имя “Акакий” в переводес греческого –
“незлобивый”, а у героя
такое же отчество, то
есть судьба этого
человека была уже
предопределена: таким
был его отец, дед и т.д.
Он живет без перспектив,
личностью себя не
осознает, смысл жизни
видит в переписывании
бумаг…
• В департаменте не оказывалось
к нему никакого уважения, а
молодые чиновники
посмеивались и острили над
ним, сыпали ему на голову
мелкие клочки разорванных
бумаг… А однажды уж слишком
была невыносима шутка, он
произнес: “Оставьте меня, зачем
вы меня обижаете?” И что-то
странное заключалось в словах
и в голосе, каким они были
произнесены. В этих
проникающих словах звенели
другие: “Я брат твой!” И с тех пор
как будто все переменилось
передо мной и показалось в
другом виде, часто среди самых
веселых минут представлялся
мне низенький чиновник с
лысинкой на лбу со своими
проникающими словами:
“Оставьте меня, зачем вы меня
обижаете?”…
19.
Чем стало для Башмачкина приобретение шинели? На что он идет ради этого?• Шинель для Акакия Акакиевича нероскошь, а выстраданная
необходимость. Приобретение
шинели расцвечивает его жизнь
новыми красками. Это, казалось
бы, унижает его, но то, на что он
идет ради этого, меняет всю
привычную “систему координат” в
нашем сознании. Он с каждого
“истрачиваемого рубля
откладывал по грошу в маленький
ящичек”, кроме этой экономии он
перестал пить чай и зажигать
свечи по вечерам, а, идя по
мостовой, наступал на цыпочки,
“дабы не истереть подошвы”…
Еще он, приходя домой, сразу
снимал белье, чтобы не
изнашивалось, и сидел в ветхом
халате. Можно сказать, он ЖИЛ
мечтой о новой шинели.
22. Никто в этом мире не захотел помочь ему, не поддержал протест против несправедливости
23. С какой целью Гоголем вводится фантастический финал?
• Башмачкин умирает не из-за кражи шинели,он умирает из-за грубости, равнодушия и
цинизма окружающего мира. Призрак Акакия
Акакиевича выступает мстителем за свою
незадачливую жизнь. Это бунт, хотя его
можно назвать “бунт на коленях”. Автор
стремится вызвать у читателя чувство
протеста против абсурдных условий жизни и
чувство боли за унижение человеческого
достоинства. Гоголь не хочет давать
утешительной развязки, не хочет успокаивать
совесть читателя.
• Если бы писатель наказал
Значительное лицо, вышла
бы скучная нравоучительная
сказка; заставил бы
переродиться – вышла бы
ложь; а он великолепно
выбрал фантастическую
форму момента, когда
пошлость на мгновение
прозрела…
• К живой душе взывает
Гоголь, потому что вокруг
чаще всего свиные рыла, как
в кошмарном сне героя
комедии “Ревизор”. Страшно
от мертвых душ.
• Слова из рассказа Чехова
“Крыжовник”:
“Надо, чтобы за дверью
каждого счастливого
человека стоял кто-нибудь с
молоточком и напоминал о
несчастных и обездоленных,
о пошлости в нашей жизни, о
“маленьких людях”.
• Повесть производила бы самое беспросветное
впечатление, если бы не свет, исходящий от самых
убогих, затёртых, ничтожных. Как не вспомнить
Евангелие:
• “Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие
Небесное.
• Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
• Блаженны кроткие, ибо они наследуют Землю.
• Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
• Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят”.
Христос на кресте, а внизу бесконечное
количество людей, отчасти даже не
выписанных. Огромное количество головшариков, такая человеческая икра. Вот
Акакий Акакиевич и есть человеческая икра,
основа будущей жизни. На наших глазах
Гоголь из икринки выращивает человека. Для
Башмачкина новая шинель стала Верой. Он
был доволен своим ветхим капотом. Ну да,
протерся, прохудился, но ведь можно и
залатать. То есть он хотел сохранить себя в
старой вере. Но у него был Учитель, портной
Петрович. И Петрович был тверд: не латать
надо старое, а созидать новое. И он вынудил
Акакия Акакиевича пересмотреть свои
убеждения. А на это способен лишь
отважный. Он шел на неимоверные
лишения, чтобы построить Нечто Новое.
Башмачкин не просто надевает шинель, он
входит в нее, как в Храм. И становится
другим человеком. Он по-другому ходит по
улице, идет в гости… Но его убили. Убили
люди, рядом с ним живущие. Не только
Значительное лицо, но и сослуживцы,
насмехающиеся над его любовью к красоте
букв. А он им твердил: “Я брат твой!”. Как в
Библии: “Возлюби ближнего своего, как
самого себя!”, “Итак во всем, как хотите,
чтобы с вами поступали люди, так
поступайте и вы с ними!”.
Что суесловить? Не стезя плоха.
Все как один о небесах забыли.
Кто возлюбил, тому не до греха.
А мы грешим. Ещё не возлюбили.
Иеромонах Роман
29. Синквейн
1 строка: Кто? Что? (1 сущ.)
2 строка: Какой? (2 прилаг.)
3 строка: Что делает? (3 глагола)
4 строка: Что автор думает о теме?
(фраза из 4 слов)
• 5 строка: Кто? Что? (Новое звучание
темы) (1 сущ. )
30. Домашнее задание
• Письменный ответ на вопрос “Какиенравственные проблемы поднимает
Гоголь в повести “Шинель”?
Сочинение Образ маленького человека в повести Шинель Гоголя
- Сочинения /
- Литература /
- Гоголь
Ключевым образом для понимания идеи повести «Шинель» является Акакий Акакиевич. С помощью него писатель обращает внимание читателя на проблему социальной иерархии, провозглашая христианское равноправие всех людей.
Акакий Башмачкин – маленький человек, чья «малость» проявляется в характере, внешности и даже образе жизни героя. Говорящая фамилия героя также намекает на его невысокое положение в обществе, а странное имя подчёркивает его отчуждённость, невозможность вписаться в привычный для остальных чиновников мир.
Портрет
Герой не отличается особым красноречием. Маленький человек не привык к дружеским беседам или просьбам о помощи. Ему тяжело изъясняться, поэтому общается он исключительно предлогами и частицами, разговаривает тихим голосом и своей речью напоминает ребёнка.
Несмотря на давнюю службу, Акакий Акакиевич по-прежнему состоит на одной из низких должностей. И дело не в том, что начальство не видит рвения своего подчинённого, скрупулёзно выполняющего свою работу. Просто чиновник совершенно лишён амбиций и не заботится о карьерном росте. Новые обязанности, влекущие за собой перемены в давно установившемся порядке жизни, пугают маленького человека.
Лучше продолжать переписывать бумаги и терпеть насмешки и унижения со стороны коллег. Лишь иногда чистосердечный и смиренный Башмачкин может взбунтоваться против обидчиков с вопросом: «Зачем вы меня обижаете?».Работа составляет большую часть времяпровождения 50-летнего мужчины. Он вынужден отказывать себе во всём, когда копит на новую шинель, но даже до этого Башмачкин не особо тратился на развлечения и роскошь. Его маленький уникальный мирок составляют рабочие бумаги, среди букв у него даже есть свои фавориты. Переписыванье – его единственное любимое занятие.
Отрадой для Башмачкина становится и новая шинель, ставшая светлым пятном в его убогом существовании. Мечта о её приобретении окрыляла героя, он «будто женился». Потеря любимой вещи и неудачный визит к значительному лицу довели маленького человека до гибели. Только после смерти Акакий Акакиевич наконец-то смог постоять за себя, сорвав шинель с того, кто не смог помочь ему при жизни.
Маленький человек в гоголевской повести – это обиженная жизнью личность низкого социального статуса, влачащая жалкое существование, с маленькими запросами и маленькой мечтой. Но даже такой человек заслуживает внимания и сострадания окружающих. К сожалению, в условиях нашего мира маленькому человеку тяжело отстоять своё право на счастье. Это больше похоже на фантастику, что и демонстрируется писателем в конце «Шинели».
Другие темы:← Тарас Бульба — характер, рожденный временем↑ ГогольАнализ произведения Невский проспект →
`
Образ маленького человека в повести Шинель
Популярные сочинения
- Сочинение Тема и идея рассказа Конь с розовой гривой
Произведение В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» имеет поучительный характер. Автор показывает на примере мальчика, сожалеющего об том, что он рассердил и подвёл бабушку.
- Сочинение Агрессивный ли я человек
Я никогда и не подозревал, что я агрессивный, но некоторые события заставили меня сомневаться в этом. Всегда был мирным! Мама рассказывает, что я никогда даже в глубоком детстве не дрался
- Любовная лирика Есенина — сочинение 11 класс
Есенин был довольно любвеобильным человеком, хотя, если посмотреть на некоторые особенности его биографии более подробно, открываются весьма неординарные детали
The Overcoat (1926) — IMDb
Photos
Top cast
Andrei Kostrichkin
- Bashmachkin
Antonina Eremeeva
- Devushki
Andrei Kapler
- Neznachitelnogo litsa
Emil Gal
- Портной
Сергей Герасимов
Борис Шпис
Петр Соболевский
Янина Жеймо
Николай Городничев
- Petr Petrovich Ptitsyn
- (uncredited)
- Grigoriy Kozintsev
- Leonid Trauberg
- Nikolay Gogol(novel)
- Yuri Tynyanov
- All cast & crew
- Production, box office и многое другое на IMDbPro
Еще подобное
S. V.D. — Союз великого дела
Новый Вавилон
Чертово колесо
Буря над Азией
по закону
Двенадцать стульев
Konets Sankt-Peterburga
Yunost Maksima
BED и SOFA
KRUZHEVA
ДЕМЛЕТ
Посмотр
Dis Dis Dis Dis Dis 9000. ОбзорИзбранный обзор
7/
10
Появления в России
«Шинель» был фильмом, снятым великим, но коммунистическим дуэтом господина Григория Козинцева и господина Леонарда Трауберга. Он был основан на одноименной книге, написанной русским господином Николаем Гоголем. Надо сказать, что г-н Козинцев и г-н Трауберг вдохновились на пролог фильма другим гоголевским произведением, «Невским проспектом». В нем показана болеутоляющая юность бедного приказчика Акакия Акакиевича Башмачкина, главного героя фильма. Фильм расширяет это и углубляется в то, почему господин Акакиевич нуждается и тратит свои сбережения на элегантное пальто.
«Шинель» — это фильм о внешности и важности ношения мундира или богатой одежды (ну, в этом аристократы большие знатоки благодаря столетиям безупречного пошива). В нем много отсылок к экспрессионизму, и не только в том, как эти русские режиссеры сняли и разрешили историю. Особенно примечательны различные ракурсы и монтаж этого фильма; это совсем не немецкий стиль, но это превосходная операторская работа. Есть случаи глубоко саркастические и ироничные; примечательны декорации и игра актеров.
Фильм по многим моментам сатирический, с преувеличенными и преднамеренными спектаклями. Это даже экспериментально во многих аспектах. В фильме смешаны разные европейские киностили. Он показывает различные социальные условия, такие как тупость среднего класса и экстравагантную и фальшивую буржуазию. Вот обычная ярмарка тщеславия, которая выглядит причудливо с замечательными пейзажами. «Шинель» была мастерски сфотографирована другой парой коммунистов, господином Евгением Михайловым и господином Андреем Москвиным, которым удалось особенно подчеркнуть ту гнетущую атмосферу, которая окружала бедного чиновника.
Как в последнее время случается с современными изданиями немых фильмов на дисках, этот включает длинный саундтрек группы под названием «Inquisitiorium», и много раз этот немецкий граф желал, чтобы одноименное испанское религиозное движение вернулось из своей тьмы, чтобы справиться с группа с помощью своих особых методов убеждения.
А теперь, если позволите, я временно откланяюсь, потому что этот немецкий граф должен купить элегантную и дорогую тевтонскую норковую шубу.
полезный•12
8
- FerdinandVonGalitzien
- Sep 9, 2006
Details
- Release date
- May 10, 1926 (Soviet Union)
- Soviet Union
- None
- Russian
- Также известен как
- Каппан
- Производственная компания
- Ленинградкино
- См. больше кредитов компании на IMDbPro
Technical specs
1 hour 24 minutes
- Black and White
- Silent
- 1.33 : 1
Related news
Contribute to this page
Предложить редактирование или добавить отсутствующий контент
Top Gap
Под каким названием The Overcoat (1926) был официально выпущен в Канаде на английском языке?
Ответ
История создания истории шинели кратко. Рассказ «Шинель»
В русской литературе часто встречаются несчастные и ничтожные персонажи. Они вызывают у читателей иронию и жалость. Жестокость по отношению к ним зашкаливает. Но прототипы этих героев не всегда узнаются в реальной жизни и редко им сочувствуют. А Девушкины, Башмачкины и станционные смотрители есть везде. Они живы. Образ человечка в рассказе «Шинель» — не сатирический персонаж и не сказочное привидение. Это герой-поучительная повесть о глупом бессердечии и злом равнодушии.
Гоголь: «отец» Башмачкина
Великая цель настоящей литературы — создание образов и сюжетов, не теряющих своей актуальности никогда и нигде. Россия всегда была богата талантливыми писателями, способными выполнить эту миссию. Одним из них был Николай Гоголь. Образ маленького человека, созданный этим писателем, яркое тому подтверждение.
Почти в каждом человеческом обществе есть личность неотзывчивая и слабая. Странный жалкий человек, неспособный постоять за себя, живущий в своем, непонятном и замкнутом мире. Окружающие подсознательно радуются тому, что они другие и совсем не похожи на это жалкое существо. И чтобы доказать это себе и друг другу, они всячески оскорбляют и унижают ренегата. Причиной непохожести этого человека, ставшего изгоем среди себе подобных, может быть что угодно. Но чаще всего она кроется в краткости. Впервые эту проблему осветил Гоголь, используя образ «маленького человека» в повести «Шинель».
Акакий Акакиевич
Невезение преследует его всю жизнь. Это началось сразу после рождения, когда Башмачкину досталась самая неблагозвучная фамилия. С таким именем и отчеством человек не может быть солидным и значимым. А Акакий Акакиевич мал во всем: и в росте, и в способностях, и в социальном положении. Чиновники смеются над ним и дразнят его, как маленьких детей, соревнуясь в канцелярском остроумии. В ответ он способен только жалобно крикнуть: «Оставь меня!»
Гоголь почти случайно создал образ человечка. «Шинель» изначально задумывалась автором как небольшое сатирическое произведение, основанное на где-то услышанном анекдотическом рассказе. Но после некоторой доработки вышла настоящая философская притча о несчастном человеке, который смог отомстить своим обидчикам только после смерти.
Все в его жизни мелко и убого. И внешний вид, и положение. Его работа однообразна и неинтересна. Но он этого не замечает. Для Башмачкина нет более приятного занятия, чем переписывание документов. Его жизнь пуста, но размеренна. И пусть его коллеги смеются над ним. Он не имеет к ним никакого отношения. Он живет в мире, где, кроме бумаги и чернил, нет ничего: ни развлечений, ни друзей, ни семьи. Он там уже давно и уже боится вылезать. Образ маленького человека в повести «Шинель» служит подтверждением жестокости общества, в котором нет места слабым и безобидным.
пальто
В жизни Акакия Акакиевича появляется сладкое желание. Старое пальто было совершенно изношено. Он решает заказать новый. К тому же начались морозы, и к празднику ожидаются награды. Теперь в его жизни увлекательное переписывание бумаг сменяется мечтами о новой шинели. Он думает о ней день и ночь, а иногда навещает портного, чтобы обсудить готовящуюся обновку. И вот однажды, получив награду, он исполняет мечту последних месяцев и становится обладателем новой чудесной вещицы. Для главного героя шинель стала «приятным другом дней» (по выражению Гоголя). Образ маленького человека особенно жалок еще и от осознания того, как ничтожна причина его безграничной радости.
большая потеря
В отделе восхищаются шинелью. Башмачкина поздравляют с приобретением. Его счастье рискует быть омрачено предложением коллег устроить для такого важного события праздничный вечер. Но глаза вдруг обращаются к теме предстоящего званого обеда.
Никогда еще он не был так переполнен счастьем, как в то короткое время, когда его согрело новое пальто. Но счастье резко оборвалось, когда по пути домой после торжественного ужина грабители сорвали дорогую его сердцу вещь.
Он тщетно пытался вернуть ее. Все попытки были тщетны. Кроме того, злобный чиновник жестоко унизил его, чтобы покрасоваться в глазах своего друга. Башмачкин вернулся домой в глубокой печали и скоропостижно скончался. Образ маленького человека в рассказе «Шинель» приобретает сильное воздействие, потому что после смерти главный герой не исчезает. Душа Башмачкина долго бродит где-то по пустырю в поисках своей утраты. И только встретив своего обидчика и сорвав с него шинель, исчезает навсегда.
Мистик
В конце рассказа Гоголь использует мистический мотив, так как только с помощью этого приема главный герой может хоть ненадолго стать сильным и страшным. Он словно мстит за себя и за всех обиженных. Событие, произошедшее с хамом-чиновником, не случайно. Автор подчеркивает, что после встречи с призраком этот деспотичный человек стал более смиренным и тихим.
Образ маленького человека в литературе встречается в разных вариациях. У Достоевского он благороден, беден, обижен до глубины души. Начальник станции Пушкин — человек, который в силу своего низкого социального положения не может устоять перед цинизмом и безнравственностью. Уникальный гоголевский персонаж жалок и несчастен до такой степени, что сам этого не осознает. Но всех этих героев объединяет беззащитность перед жестокостью, царящей в каждом обществе.
Работа Готово:
Razdelkina Tanya
Alieva Elya
Arapova Natasha
Arapova Natasha
Arapova Natasha
Kalinina
.
Личные данные
Башмачкин Акакий Акакиевич.
Родился 23 марта, возраст около 50 лет.
Служил в одном отделе чиновником, переписывал бумаги.
Семейное положение: холост.
Биография главного героя
Гоголь смог создать незабываемый яркий образ маленького человека с его радостями и бедами, трудностями и заботами.
Вся жизнь человека предстает перед нами: мы присутствуем при его рождении, даем ему имя, узнаем, как он служил, зачем ему шинель и, наконец, как он умер.
Одно должностное лицо работало в одном отделе; скорее, вовсе не примечательный, лишенный даже отдельных черт: «…невысокого роста, несколько рябый, несколько красноватый, несколько даже подслеповатый, с легкой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цвет лица, что называется, геморроидальный.
Отношение главного героя к службе
Акакий Акакиевич всю жизнь проводит в «переписывании» бумаг на службе, и герой вполне этим доволен. К тому же, когда ему предлагают занятие, требующее «столичный чин переменить, а глаголы кое-где изменить от первого лица к третьему», бедный чиновник пугается и просит освободить его от этой работы. Акакий Акакиевич живет в своем маленьком мирке, он «ни разу в жизни не обращал внимания на то, что делается и происходит каждый день на улице», и только «в переписывании видел какой-то свой собственный разнообразный и приятный мир». В мире этого чиновника ничего не происходит, и не случись невероятная история с шинелью, нечего было бы о нем рассказывать.
Отношение коллег к Башмачкину
В ведомстве не проявили к нему никакого уважения.
Молодые чиновники высмеивали и издевались над ним, сочиняли о нем разные истории,
забрасывали его бумажками.
Новое пальто
пальто
Башмачкин не стремится к небывалой роскоши. Ему просто холодно, а по званию он должен появляться в отделе в шинели. Мечта сшить шинель на вате становится для него подобием великой и почти невыполнимой задачи. В его системе мировых ценностей оно имеет то же значение, что и стремление некоего «великого человека» добиться мирового господства. Мысль о шинели наполняет смыслом существование Акакия Акакиевича. Меняется даже его внешний вид: «Он как-то стал живее, даже тверже характером, как человек, уже определивший и поставивший перед собой цель. Сомнение, нерешительность исчезли сами собой с его лица и поступков… В его глазах иногда проявляется огонь.. И вот, достигнув наконец предела своих стремлений, герой повести вновь сталкивается с несправедливостью. Пальто украдено. Но даже не это становится главной причиной смерти несчастного Башмачкина: «значительное лицо», к которому чиновнику советуют обратиться за помощью, «ругает» Акакия Акакиевича за неуважение к начальству и выгоняет его из дома. И вот исчезает с лица земли «существо, никем не охраняемое, никому дорогое, никому не интересное, даже не обращающее на себя внимания…» Смерть Башмачкина, как и положено, почти никто не заметил.
Шинель становится своеобразным символом счастливого будущего, любимым детищем, ради которого Акакий Акакиевич готов работать не покладая рук. Автор вполне серьезно описывает восторг своего героя по поводу осуществления мечты: шинель сшита! Башмачкин был совершенно счастлив. Но как долго Маленькому Человеку не суждено быть счастливым в этом несправедливом мире. И только после смерти вершится правосудие. Душа Башмачкина обретает покой, когда он возвращает себе потерянную вещь. Гоголь показал не только жизнь маленького человека, но и его протест против несправедливости жизни. Пусть бунт этот робок, почти фантастичен, но герой отстаивает свои права, против устоев существующего порядка.
Повесть Шинель написана в 1842 году. В ней Гоголь очень удачно развивает то, что А.С. Пушкина в рассказе «Станционный смотритель» тема человечек .
Главный герой рассказа
Типичный характер Башмачкина
Через образ Башмачкина рисуется жизнь Санкт-Петербурга, его низов. Здесь из окон выливают помои, и чтобы скопить денег и позволить себе новую шинель, нужно сильно копить. Товарищи смеются над Башмачкиной, а он обижается и не понимает, что где-то возможна другая жизнь. Сжалился над ним некий молодой чиновник, сказавший, что человечек тоже достоин сочувствия.
Чтобы сшить себе новое пальто, Башмачкин жертвует всем . Момент ее получения — момент высшего счастья, мгновенно меняется Акакий Акакиевич. На него начинают обращать внимание, его хвалят. И когда однажды по пути из гостей на улице крадут шинель, его жизнь идет под откос. Башмачкин пытается ее искать, но ему отказывают, т.к. нет справедливости для таких маленьких людей — никого не интересуют их проблемы, никто не хочет им помочь. Очевидно, что если бы несчастье случилось с влиятельным и богатым человеком, они бы отреагировали иначе. Но Акакий Акакиевич только натыкается на стену равнодушия.
В повести появляется значимая личность — видимо, какой-то молодой генерал. На самом деле он неплохой человек, но недавно полученное высокое звание вводит его в заблуждение. Поэтому строго относится к Башмачкину, когда тот просит о помощи. Оставив генерала в беде, он простудился на улице и в конце концов умер от лихорадки. Значимый человек, узнав об этом, даже переживает. Но не надолго.
Протест против социального неравенства и несправедливости
Но в финале мы видим, что несчастья могут случиться с каждым, независимо от статуса или класса. После смерти Акакия Акакиевича по улицам начинает носиться призрак, срывая шинели со всех прохожих, вплоть до значимого лица. Таким образом он добивается высшей справедливости — возмездие даже от маленького человека может настигнуть любого.
Гоголь явно критикует существующий в России чиновничий порядок и искренне сочувствует своему герою. Он допускает юмор в повествовании, но очень деликатный.
Впоследствии «Шинель» станет отправной точкой для целого литературного направления («натуральная школа»), решившего описывать жизнь маленьких, обычных людей. Многие писатели второй половины XIX века позже говорили, что «все мы вышли из гоголевской «Шинели».
Сочинение
В жизни часто бывает так, что жестокие и бессердечные люди, оскорбляющие и унижающие достоинство других, в итоге оказываются слабее и ничтожнее своих жертв. Еще Демокрит однажды сказал, что «тот, кто совершает несправедливость, более несчастен, чем тот, кто несправедливо страдает». Такое же впечатление производят обидчики мелкого чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина, героя гоголевской повести «Шинель», из которой, по образному выражению Достоевского, вышла вся русская литература.
«Нет, я больше не могу! Что они со мной делают!.. Не понимают, не видят, не слушают меня…» Многие великие писатели откликались на эту молитву героя повести Гоголя, осмыслили и развили в своем творчестве по-своему образ «маленького человека».Этот образ, открытый Пушкиным, после появления «Шинели» стал одним из центральных в литературы 40-х годов. Тема открыла путь к изображению «последователей» Акакия Акакиевича в произведениях Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Островского, Толстого, Бунина, Чехова, Андреева. Многих из них пытались увидеть в «маленький человек» их «маленький» герой, «их брат» с присущими ему чувствами доброты, благодарности и благородства.
Что такое «маленький человек»? Что означает слово «маленький»? Этот человек мал в социальном плане, так как занимает одну из нижних ступеней иерархической лестницы. Его место в обществе мало или не заметно. Этот человек «маленький» еще и потому, что его духовный мир, его желания и мечты также чрезвычайно малы и ничтожны. Для него, например, не существует историко-философских проблем. Он обитает в узком и замкнутом кругу своих бытовых интересов.
Гоголь характеризует главного героя своего рассказа как человека бедного, обыкновенного, незначительного и неприметного. В жизни ему отводилась незначительная роль переписчика ведомственных документов. Воспитанный в атмосфере беспрекословного подчинения и исполнения приказов начальства, Акакий Акакиевич Башмачкин не привык размышлять о содержании и смысле своего труда. Именно поэтому, когда ему предлагают задания, требующие проявления элементарной смекалки, он начинает волноваться, переживать и в конце концов приходит к выводу: «Нет, лучше пусть я что-нибудь перепишу».
Духовная жизнь Башмачкина созвучна его внутренним устремлениям. Сбор денег на покупку шинели становится для него целью и смыслом жизни, наполняя ее счастьем ожидания исполнения заветного желания. Кража шинели, нажитой такими лишениями и страданиями, становится для него бедствием. Окружающие только смеялись над его несчастьем, но никто ему не помогал. «Значимый человек» так накричал на него, что бедолага потерял сознание. Почти никто не заметил смерти Акакия Акакиевича, последовавшей вскоре после его болезни.
Несмотря на «неповторимость» образа Башмачкина, созданного Гоголем, он не выглядит одиноким в сознании читателя, и мы представляем себе, что таких же маленьких, униженных людей, разделяющих судьбу герой. В этом обобщении образа «маленького человека» кроется гениальность писателя, сатирически представившего само общество, порождающее произвол и насилие. В этой среде люди жестоки и равнодушны друг к другу. Гоголь одним из первых открыто и громко заговорил о трагедии «маленького человека», уважение к которому зависело не от его душевных качеств, не от образованности и ума, а от его положения в обществе. Писатель сострадательно показал несправедливость общества к «маленькому человеку» и впервые призвал его обратить внимание на этих неприметных, жалких и нелепых, как кажется на первый взгляд, людей.
«Между нами не может быть близких отношений. Судя по пуговицам твоего мундира, ты должен служить в другом ведомстве. Так что по пуговицам мундира, по другим внешним признакам сразу и навсегда определяется отношение к человеку. Так «растоптали» человеческую личность. Она теряет свое достоинство, ведь человек не только оценивает других по богатству и знатности, но и себя.
Гоголь призывал общество смотреть на «маленького человека» с пониманием и жалостью. «Мама, спаси бедного сына!» — напишет автор. Действительно, некоторые обидчики Акакия Акакиевича вдруг поняли это и стали испытывать угрызения совести. Один молодой сотрудник, решивший, как и все, подшутить над Башмачкиным, остановился, пораженный его словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» И юноша содрогнулся, увидев, «сколько в человеке бесчеловечности, сколько скрыто свирепой грубости…».
Призывая к справедливости, автор ставит вопрос о необходимости наказания бесчеловечности общества. В качестве мести и компенсации за перенесенные при жизни унижения и обиды Акакий Акакиевич, восставший из могилы в эпилоге, является прохожим и отбирает у них шинели и шубы. Ой успокаивается только тогда, когда берет шинель у «значительного лица», сыгравшего трагическую роль в жизни мелкого чиновника.
Смысл фантастического эпизода воскрешения Акакия Акакиевича и встречи его с ее «значительной особой» состоит в том, что даже в жизни самого, казалось бы, незначительного человека бывают моменты, когда он может стать личностью в высшем смысле этого слова. слово. Сорвав шинель с сановника, Башмачкин становится в глазах свода и в глазах миллионов таких же, Киаф, он, униженный и оскорбленный народ, герой, способный постоять за себя и ответить НЕ на бесчеловечность и несправедливость окружающего мира. В такой форме выражалась месть «маленького человека» чиновничьему Петербургу.
Талантливое изображение в поэзии, литературе, а также в других видах искусства жизни «маленького человека» открыло широкому кругу читателей и зрителей ту незамысловатую, но близкую им истину, что жизнь и «извилины» души «простых людей» ничуть не менее интересны, чем жизнь выдающихся личностей. Проникая в эту жизнь, Гоголь и его последователи, в свою очередь, открывали новые грани человеческой природы и духовного мира. Демократизация в изображении действительности привела к тому, что созданные им герои в критические моменты жизни могли стать в один ряд с самыми значительными личностями.
В своем рассказе Гоголь сосредоточил внимание на судьбе личности «маленького человека», но сделано это было с таким мастерством и проницательностью, что, сопереживая Башмачкину, читатель невольно задумывается о его отношении ко всему окружающему миру, и в первую очередь о чувстве достоинства и уважения, которые должен воспитывать в себе каждый человек, независимо от своего социального и материального положения, но только с учетом личных качеств и заслуг.
Другие работы по этой работе
Маленький человек» в повести Н. В. Гоголя «Шинель Боль для человека или издевательство над ним? (по роману Н.В. Гоголя «Шинель») В чем смысл мистического финала повести Н. В. Гоголя «Шинель» Значение образа шинели в одноименной повести Н. В. Гоголя Идейно-художественный анализ повести Н. В. Гоголя «Шинель» Образ «Маленького человека» в повести Гоголя «Шинель». Образ «маленького человека» (по повести «Шинель») Образ «Маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель» Образ Башмачкина (по роману Н. В. Гоголя «Шинель») Рассказ «Шинель» Проблема «маленького человека» в творчестве Н. В. Гоголя Ревностное отношение Акакия Акакиевича к «завитковому выписыванию» Рецензия на повесть Н. В. Гоголя «Шинель» Роль гиперболы в образе Башмачкина в повести Н. В. Гоголя «Шинель» Роль образа «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель» Сюжет, персонажи и проблемы повести Н. В. Гоголя «Шинель» Тема «маленького человека» в рассказе «Шинель» Тема «маленького человека» в творчестве Н. В. Гоголя Трагедия «маленького человека» в повести «Шинель». Характеристика образа Акакия Акакиевича (Н.В. Гоголь «Шинель») Тема «Маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель».