Длинная басня крылова: 10 редких басен Крылова

урок развития речи 3 класс | План-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме:

Урок развития речи

Тема: Сочиняем басню по картинке

Цель: 1)развитие речи учащихся

2)создание условий для понимания детьми особенностей басни, для практического освоения детьми данного жанра

3)формирование умения работать с информацией (вести наблюдение, получать информацию из общения, рассматривать картину и извлекать информацию, внимательно рассматривая детали картины)

Ход урока:

— Добрый день, дорогие ребята, давайте улыбнёмся друг другу и начнём наш урок развития речи

— Из разговора с вашей учительницей, я узнала, что вы на уроках литературного чтения познакомились уже  с многими литературными жанрами.

— Напомните, с каким литературным жанром вы работали на прошлом уроке. (это литературный жанр басня)

— Прослушайте аудиозапись и определите жанр произведения. (это басня)

— Как вы догадались? (басня короткая, есть мораль)

— А  какая мораль в этой басне?  (Вперед чужой беде не смейся, Голубок. )

— Мораль – это нравоучительный вывод, который чётко прописан в басне.

— Я рада, что вы помните…..    СЛАЙД

— БАСНЯ – ЭТО КОРОТКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ С НРАВОУЧИТЕЛЬНЫМ СОДЕРАЖНИЕМ, ЕСТЬ МОРАЛЬ)   

— Вы услышали название этой басни? («Чиж и голубь»)

— Может, кто- то из вас вспомнит, кто написал эту басню? (И.А. Крылов ) (ПОРТРЕТ Крылова)  СЛАЙД 2

— Молодцы! Действительно, как можно говорить о баснях и не вспомнить известного сочинителя —  баснописца  Ивана Андреевича Крылова, который подарил нам много нравоучительных басен.

 — Ребята,  а вы пробовали  сочинять басню? (да….легко ли тебе было?

(нет….. – А вы бы хотели научится сочинять басню? (да…)

— Ну что ж, тогда у вас сегодня будет такая возможность, ведь тема нашего урока «Сочиняем басню по картине»   СЛАЙД 3

— Приступаем к работе. Откройте учебник, по закладке.

-Мы пришли с вами в «Музейный дом»

-Прочитайте название картины и художника. («Кошка в клетке» Готфрид Минд)

— Какие отношения между кошкой и мышкой в обычной жизни?

Кошка сильнее, мышка слабее.

-Рассмотрите картину.  

— Чтобы рассмотреть все детали, можете воспользоваться лупой.

СЛАЙД  (картина)

-Что необычного вы видите на картине? (кошка сидит в клетке)

— И что?   Может ли кошка быть угрозой для этих мышей?  Почему?

Кошка слабее, мыши сильнее.

— Как ведут себя мыши?    (спокойно,  не боятся, занимаются своими делами,  не испуганы, с интересом наблюдают за кошкой, рассматривают её)

 

— Найди мышей, которые рассматривают кошку.

-Покажи, где ты увидел… (1)мышонок, который сидит на дереве, всматривается, вытянув шею) 2)два мышонка внизу повернули мордочки 3)радом маленький мышонок, прижался и тоже рассматривает кошку 4)позади клетки ещё один 5)один мышонок направляется прямо к клетке, 6)один мышонок пытается взобраться на дерево, наверно чтобы получше разглядеть кошку)

— Чем заняты все остальные мыши? (играют, заняты своими делами, играют, чистят шерстку,  едят, то есть,  заняты мышиной вознёй)

-Как чувствуют себя мыши?

Мыши чувствуют себя в безопасности.

— Как вы думаете, как чувствует себя кошка?  (она зла, испуганна, встревожена)

-Что помогло вам увидеть это? (детальное рассмотрение кошки)

— Обратите внимание на её позу, спину (выгнула спину, готова к прыжку)

— Рассмотрите её шерсть, (шерсть дыбом)

— А какой у неё взгляд? ПОЛЬЗУЙТЕСЬ ЛУПОЙ (глаза сверкают, злой и сердитый, свирепый  взгляд)

-Возможно, кошка даже шипит. 

Кошка очень сердита.

 ДЕТАЛЬНОЕ РАССМОТРЕНИЕ КАРТИНЫ ПОЗВОЛЯЕТ НАМ ВНИМАТЕЛЬНО РАССМОТРЕТЬ ТО, ЧТО ХОТЕЛ ДОНЕСТИ ДО НАС ХУДОЖНИК.

-Как вы думаете, чтобы произошло, если бы клетка сейчас неожиданно открылась? (кошка выскочила бы и напала на мышей)

— А вот Добрая волшебница, глядя на картину, сочинила сказку…

— Я предлагаю вам послушать эту сказку  и подумать: какой эпизод изображён на картине.

(Чтение сказки с. 106)

— Вам понравилась сказка Волшебницы?

— Какой момент сказки изображён на картине? (момент, когда кошку обманули и заперли в клетке)

-Как вы думаете,  эта сказка похожа на басню? (животные – люди)

— А чем отличается от басни? (слишком длинная, много лишней информации, басня должна быть короткой, нет морали)  

СЛАЙД  

— Действительно,( сказка длинная, басня короткая, в сказке морали нет, а в басне есть)

-Давайте подумаем, а можно ли из этой сказки сделать басню? (да)

-Какие будут наши действия, если из сказки собираемся сделать басню? (раз сказка длинная, а басня короткая нужно убрать лишнюю информацию, выделить главное, и подобрать мораль)

ПЕРЕСКАЖИ СКАЗКУ КАК МОЖНО КОРОЧЕ (ВЫДЕЛИ САМОЕ ГЛАВНОЕ)

-Давайте попробуем пересказать сказку .

-С чего началась история?

-Что было дальше?

-Чем закончилась история?

— что необходимо ещё, чтобы получилась басня?

ЗАВЕРШИ БАСНЮ МОРАЛЬЮ (ПРИДУМАЙ СВОЮ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЙ ПОСЛОВИЦУ)

— Вам нужно будет придумать мораль. О чём она будет?  (не делай плохо другим, самому будет плохо)

-Если вам будет сложно придумать мораль, вы можете воспользоваться пословицами. Они лежат у вас на парте.

.  

Пересказ сказки.  КАК ЭТО МОЖНО СКАЗАТЬ КОРОЧЕ?

Мыши  вместе с кошкой жили в   старом замке . Мыши стали замечать, что их становится меньше. Кошка отрицала того, что она ела мышей. Тогда мыши по совету Старой Мудрой мыши заманили кошку в клетку. После этого мыши перестали пропадать.

— Теперь я предлагаю пересказать сказку, работая в паре,  превратив её в басню. Чем вы должны завершить басню? (моралью)

— Если вы затрудняетесь, как начать басню, вы можете воспользоваться тем как начали сочинять басню Маша и Миша.

— Сейчас мы послушаем одну пару.  Вы можете взять с собой карточку.

-Получилась ли у ребят басня?

— Получилась ли басня короткая?

— Как можно было короче?

— Какую мораль вы выбрали?

— Как вы думаете, правильно ли подобрана мораль?

— А кто выбрал такую же мораль?

-Можно ли было выбрать другую мораль?

— А теперь я предлагаю каждому из вас оценить свою басню. Удалось ли вам сочинить басню?

— Выберите магнит и украсьте наше дерево.

СЛАЙД

—  Расскажите, что у вас не получилось?

-Что показалось самым сложным? В чём возникло затруднение?

-К сожалению, мы не успели прослушать все басни и на следующем уроке вы расскажите свои басни.

Я рада, что большинство ребят сочинили басню, ну а те ребята у кого пока возникали трудности – не нужно расстраиваться!  у вас впереди много уроков и я уверена, что у вас всё получится!

— Спасибо за урок!

Жанровое своеобразие басен Крылова (Крылов)


Биография

Биография писателя

Произведения

12 произведений

Сочинения

69 сочинений

Сочинение


Басни, написанные Крыловым, различаются по своему характеру и виду. Некоторые представляют собой сатирический памфлет («Рыбья пляска», «Пестрые овцы», «Щука»), многие — рассказы в стихах («Три Мужика», «Мот и Ласточка»), есть басни — бытовые сцены («Два Мужика», «Купец»), есть и басни-аллегории («Лев, Серна и Лиса», «Дикие Козы») и т. д.

Поразительно широк тематический охват басен Крылова — вся Россия, от мужика до царя, представлена в них. Острие сатиры направлено против дворян-тунеядцев, вельмож, бюрократов и взяточников, чиновников и судей. Крылову очевидно, что безнаказанность мошенников — следствие негодности системы управления государством. Больше того, басни «Рыбья пляска» и «Пестрые овцы» возлагают ответственность за безобразия в стране на царя зверей — льва, в образе которого выведен император Александр I. В баснях своих Крылов выступает от лица народа. Он знает, что в крепостнической России люди страдают от волчьего закона: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». Крылов пишет о радости плодотворного труда на благо общества, славит скромных тружеников, тех, кто:

* За все труды, за весь потерянный покой,
* Ни славою, ни почестьми не льстится,
* И мыслью оживлен одной:
* Что к пользе общей он трудится.
* («Орел и Пчела»)

В басне «Листы и Корни», как явствует из ее названия, Крылов противопоставляет два понятия — верх и низ, свет и тьму, пишет о тех, кто работает и кто пользуется чужими трудами — о барах и мужиках, о крестьянстве и дворянстве. Сложных сюжетов он не любил и предпочитал простые и ясные позиции. Так и начинается басня:

* В прекрасный летний день,
* Бросая по долине тень,
* Листы на дереве с зефирами шептали…

Зефир в древнегреческой мифологии — легкий западный ветер, несущий прохладу в жаркий день, и с ним тихо переговаривались Листы. Они

* Хвалились густотой, зеленостью своей
* И вот как о себе зефирам толковали…

Роль, которую играют зеленые листья в круговороте природы, была еще неизвестна, и Крылов не мог упоминанием о ней усилить достоинства листьев, а потому и отметил только два внешних признака — густоту и зеленость. Этого было довольно, чтобы Листы могли загордиться и говорить о себе:

* «Не правда ли, что мы краса долины всей?
* Что нами дерево так пышно и кудряво,
* Раскидисто и величаво?
* Чтоб было в нем без нас?
* Ну, право, Хвалить себя мы можем без греха!»

И далее Листы с увлечением болтают о том, что им удается укрывать от зноя пастуха и странника, своей красивостью привлекать пастушек, что раннею и позднею зарей среди листвы насвистывает соловей, и, наконец, сами зефиры почти не расстаются с Листами.

* Это беспечное хвастовство не прошло незамеченным:
* «Примолвить можно бы спасибо тут и нам»,— Им голос отвечал из-под земли смиренно.
* Голос принадлежал Корням дерева, но даже «смиренно» сделанное ими замечание Листам представляется дерзостью, бунтом.
* Заметим, что в начальной редакции на месте этих резких строк была длинная фраза с вопросительной интонацией:
* «Кто смеет с нами так считаться дерзновенно?»

Сравнительно вежливую форму Крылов заменил сердитым окриком, снял слово «дерзновенно», в котором есть оттенок смелости поступка, благородности порыва, и поставил «дерзко», то есть неуважительно, нахально, что больше подходило настроению Листов.

*
«Мы те,— Им снизу отвечали,— Которые, здесь роясь в темноте, Питаем вас. Ужель не узнаете? Мы корни дерева, на коем вы цветете». Работая над басней, Крылов изменил редакцию этих строк. Вначале было: «Тех голоса им отвечали».

«Тех»— значит, Корней — было не очень ловко сказано. Он усилил ответ Корней, указал, что речь идет снизу, из-под земли, чем постыдил их. Корни выражают удивление, что Листы не узнают кормильцев, вовсе не просят каких-то новых прав, они только рекомендуют Листам не слишком заноситься. А если сказать о Крылове, то существовавший порядок вещей, монархическое правление, привилегии дворянства он полагал незыблемым основанием государства. И в этой басне он отмечает несомненные достоинства Листов — покрытое листвой дерево дает тень, под ветвями приятно танцевать, слушать пение соловья. Однако нельзя забывать о тех, кто неустанно трудится, сочувствовать им и по возможности облегчать их положение.

Басни Крылова утверждают демократическую мораль. Как определил Гоголь, «его притчи — достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа».

Внимайте Ивану Крылову, находясь в Санкт-Петербурге

Источник: Синьхуа Опубликовано: 2013-9-5 15:19:22


Когда на этой летней неделе в Санкт-Петербурге соберутся участники саммита «Большой двадцатки» (G20), они могут не осознавать, что их группа маневрирует в обстоятельствах, описанных здесь же «русским Лафонтеном», только давным-давно.

Работая без согласия, лебедь, щука и рак тянут свою груженую тележку в разные стороны, в результате чего тележка не двигается с места.

Трио Ивана Крылова потратило всю свою жизнь на то, чтобы выжить, в то время как некоторые альпинисты, возможно, рассчитывали расслабиться и вырваться из ловушки благодаря якобы коллективному притяжению своих трудолюбивых коллег.

Многое изменилось, если не улучшилось, после глобальных финансовых трудностей 2008-2009 гг., и общие интересы снова уступают место индивидуальным интересам, конфликты которых, в свою очередь, ведут к легкому разногласию, а не к жесткому согласию внутри G20, якобы собравшейся для решения глобальные финансовые трудности с координацией и сотрудничеством.

Фрагментация действительно ползет обратно в G20, объединяющую крупнейшие экономики мира как из развитых, так и из развивающихся стран, а также из стран, находящихся где-то посередине.

Группы по интересам или группы сверстников поднимают свои голоса внутри и вне группы, например, только Соединенные Штаты плюс Европейский Союз, еврозона, страны, погрязшие в долгах, и государства, богатые ресурсами.

Таким образом, саммиты, движимые индивидуальными интересами, должны отличаться от общих встреч на высшем уровне, вызванных кризисами, тем, что единая позиция рассеивается, а на смену им приходят растущие разногласия в вопросах политики, таких как то, как должно осуществляться многостороннее экономическое и финансовое управление. эффективно.

Басня Ивана Крылова оставила простор для фантазии на тему а что если и не только.

Один из этих образных ходов мысли включает в себя, что, если лебедь, щука и рак вообще не могут договориться об общем направлении, в котором они должны двигаться вместе.

Вот в чем загвоздка с G20, которая застряла с тем, кто что говорит, что имеет большое значение для того, что делать, а что нет.

Так же, как и в Организации Объединенных Наций, эта группа объединенных стран с большой экономикой имеет свою проблему, связанную с чрезмерной и недостаточной представленностью на всех этапах ее усилий по реформированию глобального финансового регулятора — Международного валютного фонда (МВФ).

Хотя лидеры еще в 2010 году договорились о переносе квот с перепредставленных стран на недопредставленные страны в качестве серьезной реформы МВФ, некоторые традиционные экономические державы опасаются, что этот сдвиг урежет их собственную долю пирога в пользу развивающихся экономик. как БРИКС, из которых Россия впервые председательствует на чередующемся саммите G20, а другие страны БРИКС рано или поздно последуют ее примеру.

Обвал Уолл-Стрит и долговые кризисы еврозоны, однако, в значительной степени дискредитировали неолиберальную догму, которая доминировала в условностях МВФ, и поэтому заинтересованные стороны призывали к реформам не только для решения проблемы несбалансированного распределения прав голоса.

Что должно было произойти, так это материализация консенсуса внутри G20 о том, что МВФ нуждается в более справедливом представительстве в своем совете по принятию решений, а фонд нуждается в более гибких кредитных механизмах, а также в возможностях в процессе финансового регулирования и управления финансовыми кризисами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *