Образ эдипа концепция трагического героя: 24. Конфликт трагедии «Царь Эдип», образ Эдипа.

24. Конфликт трагедии «Царь Эдип», образ Эдипа.

Конфликт: Человек перед лицом родового проклятия. Софокл подчеркивает не столько неотвратимость рока, сколько изменчивость счастья и недостаточность человеческой мудрости. И Лаий и Эдип знают об ожидающей их судьбе и стараются предотвратить события. Однако именно вследствие того, что они принимают меры к избежанию судьбы, она и настигает их. Получается как бы насмешка над тщетными усилиями человека, ирония. Здесь очень важно отметить, что и Лаий и Эдип не подчиняются судьбе и проявляют самостоятельную волю. Когда преступления раскрываются, Эдип ослепляет себя, говоря, что не может глядеть на окружающий мир, оскверненный его преступлениями. Это — уже мотив нравственного порядка. В трагедии рока Софокл ставит проблему ответственности чел-ка за свои поступки

Т. О. Изображая величие человека, богатство его умственных и нравственных сил, Софокл вместе с тем рисует его бессилие, ограниченность человеческих возможностей.

Миф об Эдипе в свое время уже послужил материалом для фиванокой трилогии Эсхила, построенной на «родовом проклятии». Софокл, по своему обыкновению, отказался от идеи наследственной вины; его интерес сосредоточен на личной судьбе Эдипа.

Образ Эдипа: Отличительной особенностью главных героев Софокла является ярко выраженная индивидуализация их. Софокл показывает Эдипа мудрым и справедливым, и если он оказывается виновным в убийстве, то это происхоит помимо его воли. Ему свойственны человеческое величие и человеческая слабость. Эдип— мудрый царь, уже однажды спасший государство от страшной беды и сумевший заслужить любовь народа. Но в то же время Софокл показывает те черты характера, которые способствовали тому, чтобы проклятие сбылось. Он хоть и мудр, но вспыльчив, несдержан. Он легко поддается гневу на Тиресия, когда тот не решается назвать имя убийцы, и обвиняет самого Тиресия. Невоздержанность его характера была причиной и его ссоры с Лаем, который толкнул его и за это Эдип его ударил.

Но его страшные страдания искупают его недостатки. Это уже не гордый спасистель Фив, а несчастный человек. Софокл показал не только бессилие человека перед роком, но и его свободное стремление бороться с судьбой, так что это не совсем “трагедия рока”, но признание и свободы человека, свободы его действий.

  • Большее значение имеют актеры, образы людей, их характеры и решения, хотя хор также играет значительную роль

  • герои Софокла самостоятельнее, человечнее, сами определяют свои поступки

  • проблемы связаны с судьбой индивида, а не рода

  • Софокл ввел третьего актера

  • Контрастное противопоставление образов. Одним из способов такого противопоставления служит «состязание» в речах: действующие лица обмениваются речами, в которых высказываются противоположные точки зрения, раскрывающие различие характеров или мотивирующие различное поведение в спорном вопросе.

    (Между Эдипом и Тиресием, Эдипом и Креонтом)

  • Большее внимание уделяется женским образам (Иокаста)

  • Более четкая драматургическая композиция: Они обычно начинаются с экспозиционных сцен, в которых разъясняется исходное положение и вырабатывается некий план поведения героев. В процессе выполнения этого плана, наталкивающегося на различные препятствия, драматическое действие то нарастает, то замедляется, пока не достигает переломного момента, вслед, за которым, после небольшого замедления, наступает катастрофа, стремительно приводящая к окончательной развязке. В закономерном ходе событий, строго мотивированном и вытекающем из характера действующих лиц, Софокл усматривает скрытое действие божественных сил, управляющих миром.

  • Использует прием трагической иронии – ситуация, когда герой сообщает что-то, предполагая какой-то результат, а получает прямопротивоположный (самопроклинание Эдипа, успокаивание Эдипа Иокастой, рассказывая об убийстве Лая)

  • Язык Софокла отличается возвышенным характером, как это вообще свойственно греческой трагедии, но значительно проще, чем язык Эсхила. Он более приближается к разговорной речи, менее насыщен диалектными формами — эолизмами, ионизмами, архаизмами и гомеровскими; формами хоровые партии отличаются гораздо большей приподнятостью, чем диалог, и служебные фигуры выражаются проще, чем главные герои.Достижением Софокла является то, что он стал индивидуализировать речь своих героев, вносить в нее большое разнообразие.

Дополнения к этой лаже см. выше 

Эдип-царь Софокла. Образ главного героя. Специфика конфликта

Оставаясь верным основным линиям гомеровского мифа, Софокл подвергает психологической разработке, сохраняя подробности роковой судьбы Лая и его потомства, делает произведение не трагедией рока, а подлинной чел драмой с конфликтами между Эдипом и Креонтом, Эдипом и Тиресием, с изображением переживаний действующих лиц.

Соблюдая правила построения греческой трагедии, Софокл использует, что события развертываются естественно и правдиво. Из мифа об Эдипе Софокл взял: 1) спасение обреченного на гибель младенца Эдипа 2) уход Эдипа из Коринфа 3) убийство Эдипом Лая 4) разгадка Эдипом загадки Сфинкса 5) провозглашение Эдипа царем Фив и женитьба на Иокасте 6) раскрытие преступлений Эдипа 7) гибель Иокасты.

Если ограничиться этими моментами, драматическое действие основано на роковой судьбе Эдипа, психологической трагедии  не получится. Софокл осложняет мифологическую канву разработкой моментов, которые помогают отодвинуть на задний план роковую судьбу героя и дают возможность обратить мифологический сюжет в чел драму, на 1м месте стоят внутренние конфликты и проблемы общественно — политические. Переживания Иокасты дают Софоклу широкое поле для изображения женского характера во всей сложности. Об этом можно судить по образам Антигоны, Электры, Исмены. Образом прорицателя Тиресия Софокл пользуется для изображения конфликта из столкновения житейских норм с нормами религиозными (диалог Эдипа и Тиресия). Софокл изображает личную борьбу Эдипа с враждебными силами, оличетворяемыми в его сознании Креонтом и Тиресием. Сочувствие вызывает только Эдип, принимает меры к раскрытию виновника убийства Лая и трагизм положения заключается в том, что, разыскивая преступника, он узнает, что преступник — он сам.

Узнание своего происхождения от Лая и Иокасты и тайна убийства Лая открывает Эдипу ужас его судьбы и приводит к сознанию собственной виновности. Эдип, не дожидаясь кары свыше, сам выносит себе приговор, ослепляет себя и обрекает на изгнание из Фив. Чел должен отвечать за свои поступки и самосознание ставить выше решений богов; смертны, по мнению Софокла, тем и превосходят богов, что их жизнь проходит в борьбе, стремлении преодолеть препятствия.

В этом произведении Софокл изображает главным образом личную борьбу Эдипа с враждебными ему силами, олицетворяемыми в его сознании Креонтом и Тиресием. Оба они формально правы: прав и Тиресий, которому открыты преступления Эдипа, прав и Креонт, напрасно подозреваемый в стремлении к царской власти и укоряющий Эдипа в его самоуверенности и самомнении, но сочувствие вызывает только Эдип, который принимает все меры к раскрытию неведомого виновника убийства Лая и трагизм положения которого заключается в том, что разыскивая преступника, он мало-помалу узнаёт, что это преступник – он сам.

Это узнание и его происхождения от Лая и Иокасты и тайна убийства Лая не только открывает Эдипу весь ужас его судьбы, но и приводит к сознанию собственной виновности. И вот Эдип, не дожидаясь никакой кары свыше, сам выносит себе приговор, и сам ослепляет себя, и обрекает на изгнание из Фив. В этом приговоре самому себе, сопровождаемом просьбой Креонту, заключается глубокий смысл: человек сам должен отвечать за свои поступки и собственное самосознание ставить выше решений богов; смертные, по мнению Софокла, тем и превосходят бессмертных и безмятежных богов, что жизнь их проходит в постоянной борьбе, в стремлении преодолеть препятствия.

Аристотель называет Трагедию Софокла — трагедией рока и судьбы, говорит, что ничего противного не должно быть в ходе событий; в противном случае должно быть вне трагедии, в «Царе — Эдипе» сохранён естественный ход вещей, изумление публики возникает благодаря естественному ходу происшествий.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Эдип-царь Софокла. Образ главного героя. Специфика конфликта

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Эдип-царь Софокла. Образ главного героя. Специфика конфликта

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Эдип-царь Софокла. Образ главного героя. Специфика конфликта

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Эдип как трагический герой Аналитическое задание

В этом задании
  1. Обзор занятия
  2. Инструкции по шаблону и классу
  3. Рубрика
  4. Больше раскадровки с действиями
  5. Это задание является частью многих руководств для учителей

НАЧНИТЕ 14-ДНЕВНУЮ БЕСПЛАТНУЮ ПРОБНУЮ ПРОБНУЮ ВЕРСИЮ ПРЯМО СЕЙЧАС!

НАЧНИТЕ 14-ДНЕВНУЮ БЕСПЛАТНУЮ ПРОБНУЮ ПРОБНУЮ ВЕРСИЮ ПРЯМО СЕЙЧАС!

Начать бесплатную пробную версию

Начать бесплатную пробную версию

Больше вариантов

Копировать активность *

Скопируйте эту раскадровку

Обзор деятельности


Царь Эдип содержит общие литературные элементы, которые важно изучить учащимся. Одним из наиболее важных элементов является трагический герой. Это главный герой, который обычно благородного происхождения и кажется злополучным и обреченным на гибель. В этой пьесе ясно, что Эдип подходит под это описание, поскольку он ведет к своему трагическому финалу.

Греческий философ Аристотель первым сформулировал характерные черты или принципы трагического героя. На самом деле, он сказал, что Царь Эдип был прекрасным примером трагедии. Для раскадровки выше студенты могут использовать шаблон для раскадровки качеств, которые делают Эдипа трагическим героем. Готовый продукт описывает каждый из принципов Аристотеля с подробным объяснением конкретных атрибутов.

Эдип — трагический герой



Копировать активность*


Инструкции по шаблону и классу

(Эти инструкции полностью настраиваемые. После нажатия кнопки «Копировать действие» обновите инструкции на вкладке «Редактировать» задания.

)

Инструкции для учащихся можно считать трагическим героем.


  1. Определите события пьесы или характеристики Эдипа, которые соответствуют аристотелевским атрибутам трагического героя.
  2. Проиллюстрируйте примеры для Hamartia, Hubris, Peripeteia, Anagnorisis, Nemesis, и Catharsis .
  3. Под каждой ячейкой напишите краткое описание, в котором Эдип представляет собой трагического героя.

Скопируйте эту раскадровку

Больше вариантов

Справочник по плану урока

Уровень класса 9-12

Уровень сложности 2 (усиление / разработка)

Тип назначения Индивидуальный

Тип активности: Tragic Gero

.

  • [ELA-Literacy/RL/9-10/2] Определить тему или центральную идею текста и подробно проанализировать ее развитие по ходу текста, в том числе то, как она возникает, формируется и уточняется конкретными деталями; дать объективное резюме текста
  • [ELA-Literacy/RL/9-10/3] Проанализируйте, как сложные персонажи (например, с множественными или противоречивыми мотивами) развиваются по ходу текста, взаимодействуют с другими персонажами и продвигают сюжет или развивают тему
  • [ELA-Literacy/W/9-10/1] Напишите аргументы в поддержку заявлений при анализе существенных тем или текстов, используя обоснованные рассуждения и соответствующие и достаточные доказательства.


Копировать активность*


Рубрика

(вы также можете создать свою собственную на быструю рубрику.)


Создать раскадровку, которая показывает, как главный герой может рассматриваться Начало Требуется улучшение

Шесть характеристик трагического героя правильно идентифицированы и изображены в рассказе. Предоставленное объяснение объясняет, как сцены отображают каждую характеристику, и показывает эффективный анализ.

Четыре или пять характеристик трагического героя правильно идентифицированы и изображены в рассказе, или некоторые элементы могут быть идентифицированы неправильно. Объяснения дают контекст сцены, но могут быть минимальными, и есть некоторая попытка анализа.

Две или три черты трагического героя правильно идентифицированы и изображены в рассказе, или большинство элементов изображено неточно. Цитаты и/или пояснения слишком минимальны.

Одна или несколько характеристик трагического героя правильно идентифицированы и изображены в рассказе, или большинство элементов изображены неточно. Цитаты и/или пояснения минимальны или вообще отсутствуют.

Искусство, выбранное для изображения сцен, точно соответствует литературному произведению. Время и внимание уделяется тому, чтобы сцены были аккуратными, привлекательными и креативными.

Искусство, выбранное для изображения сцен, должно быть точным, но могут быть допущены некоторые вольности, отвлекающие от задания. Конструкции сцен аккуратны и соответствуют основным ожиданиям.

Искусство, выбранное для изображения сцен, не подходит. Конструкции сцен беспорядочны и могут создать некоторую путаницу.

Искусство, выбранное для изображения сцен, слишком ограничено или неполно.

Идеи организованы. Грамматических, механических или орфографических ошибок мало или совсем нет.

Идеи в основном организованы. Есть некоторые грамматические, механические или орфографические ошибки.

Идеи могут быть неорганизованными или неуместными. Отсутствие контроля над грамматикой, механикой и орфографией отражает отсутствие корректуры.

Текст раскадровки трудно понять.



Копировать активность*


Больше раскадровки с действиями

Царь Эдип / Царь Эдип

Трехактная структура

Просмотр активности

Темы, символы и мотивы

Просмотр активности

символов

Просмотр активности

Выбор и последствия

Просмотр активности



Копировать активность*

Просмотреть все ресурсы для учителей

Является ли Эдип трагическим героем?.

Александра Морозов | Александра Морозова

Александра Морозова

Фото Симоне Пеллегрини на Unsplash

Великий греческий философ Аристотель изложил интригующие мысли о природе драмы и трагедии в своем труде Поэтика . Хотя фраза «трагический герой» не используется, Аристотель предлагает несколько ключевых характеристик главного героя в трагической пьесе. Более того, Аристотель считал царя Эдипа в пьесе Софокла Царь Эдип , написанный в 430 г. до н.э., является точным отражением его идей, поскольку он цитирует пьесу не менее 11 раз в Поэтике (Аристотель, 330 г. до н.э.). Читая « Царь Эдип » в свете идей Аристотеля, современный студент глубже оценит мастерство Софокла и понимание Аристотелем трагедии. Эдип является образцом трагического героя Аристотеля: он принадлежит к знати, недостатки его характера усугубляют его недальновидность, он теряет свое царство и через свое падение открывает истину.

Описание Аристотелем трагического героя в Поэтике можно резюмировать четырьмя ключевыми чертами. Во-первых, согласно Perrine’s Literature , персонаж благородного происхождения (Johnson & Arp, 2018). Главный герой может быть императором, королем, королевой, принцем или принцессой. Во-вторых, у персонажа есть hamartia , что традиционно определяется как фатальный недостаток, но точнее является «промахом». Жюль Броуди, почетный профессор Гарвардского университета, возражает против определения «трагической ошибки» hamartia :

Hamartia — морально нейтральный ненормативный термин, образованный от глагола hamartano , означающего «промахнуться», «не достичь цели» [. . .] Гамартия может предвещать ошибку различения из-за невежества, из-за отсутствия существенной части информации. (Brody, 2014, стр. 23)

В-третьих, персонаж переживает неудачу из-за своей гамартии, как объясняется Perrine’s Literature (Johnson & Arp, 2018):

Падение героя, таким образом, является его собственной ошибкой, результатом его собственного свободного выбора, а не результатом чистой случайности или чьего-то злодейства или какой-то сверхъестественной злой судьбы. Случайность, злодейство или судьба могут способствовать падению, но только как содействующие факторы: они несут ответственность не только за них. . . .(стр. 1253)

В-четвертых, персонаж открывает некоторую правду о себе, своей ситуации или мире через свое падение; это называется анагнорисис 902:30 . Perrine’s Literature’s (Johnson & Arp, 2018) утверждает, что это открытие:

«. . . сопровождается или сопровождается [. . .] увеличение не только в знании, но и в мудрости. Часто это увеличение мудрости связано с каким-то примирением со вселенной или с положением главного героя. Он уходит, не проклиная свою судьбу, а принимая ее и признавая, что она в какой-то степени справедлива. (стр. 1253)

Определение аристотелевского трагического героя — это персонаж, принадлежащий к знати, обладающий гамартией, падающий со своего высокого положения и открывающий некоторую истину в конце пьесы. Царь Эдип соответствует каждому из этих требований.

Во-первых, Эдип благородного происхождения и могущественный правитель. Он королевский в трех отношениях: он родился в фиванской королевской семье, он был усыновлен коринфской знатью и стал королем Фив, женившись на королеве Иокасте. Эдип не только царствует по крови, но и действует как могущественный полководец. Когда Фивы страдают от чумы, люди обращаются за помощью к царю Эдипу, потому что он смог победить Сфинкса:

. . .[Мы] пришли к вам, чтобы совершить нашу молитву

Что касается самого уверенного в смертных путях

И самого мудрого в путях Бога. Вы спасли нас

От Сфинкса [. . .]

Кажется, прикосновение бога позволило вам помочь нам. (Пролог.36–42)

Несмотря на похвалу народа, Эдип — суровый, ревнивый правитель, утверждает драматург и театральный критик доктор Рой Глассберг. Когда Эдип слышит слова пророка Тиресия, Эдип приходит в ярость и угрожает убить невиновного Креонта за саботаж его правления и, по словам Глассберга, проявляет некоторую паранойю (Glassberg, 2017). Эдип — наследник царской власти и действует как тиран.

Во-вторых, у Эдипа гамартия, из-за которой он теряет свой статус и власть. Причина падения Эдипа двояка: он по незнанию убивает своего отца и спит со своей матерью (его hamartia или ошибка), но он ухудшает ситуацию, полагая, что он невиновен и что он избежал своей судьбы. Эдип произносит царский указ, который изгоняет или убивает человека, убившего его предшественника, царя Лая: «Что касается преступника, я молю Бога / — Будь то затаившийся вор, или один из числа — / Я молю, чтобы этот человек жизнь поглотится во зле и нищете» (Сцена 1.232–234). Драматическая ирония заключается в том, что он преступник, которого он стремится устранить. Кроме того, Эдип считает, что он опередил Дельфийское пророчество, оставив своих «родителей» в Коринфе:

Я все это услышал и убежал. И с того дня

Коринф для меня был только в звездах

Спускаясь в той части неба,

Пока я брел все дальше и дальше на своем пути

В страну, где я никогда не увижу зла

Сун оракулом. . . .(Сцена 2.752–757)

Зрители знают, что, бежав в Фивы, Эдип исполнил ужасное пророчество, еще один пример драматической иронии. Глассберг объясняет, что ошибки и недальновидность Эдипа в сочетании с его недостатками ревности и опрометчивости приводят к его трагическому падению (Glassberg, 2016). Гамартии царя Эдипа — это его аморальные действия против родителей, в то время как его вера в невиновность и недостатки его характера подчеркивают трагедию его судьбы.

В-третьих, царю Эдипу не повезло. Наконец он обнаруживает, что исполнил дельфийское пророчество об убийстве своего отца и сне с матерью и что он должен быть изгнан. Когда раскрывается правда о том, что он сын Лая и Иокасты, мир Эдипа рушится. Он понимает, что Лай и Иокаста пытались убить его в младенчестве, и его воссоединение с матерью омрачено осознанием того, что он сексуально осквернил ее. Андерс Захриссон, почетный профессор Университета Осло, пишет о поисках Эдипом истины как о движущем элементе пьесы: «В трагедии Эдип представляет собой нечто большее, чем известная всем нам фигура, главный герой эдипова комплекса. Он также полон решимости узнать правду о себе. Этот квест и есть главная тема трагедии» (Захриссон, 2013, п. 3). Падение Эдипа — это не просто изменение позиции, а глубоко личное потрясение по поводу его истинных родителей и его преступлений против них.

Наконец, Эдип — трагический герой, потому что он открывает истину через свое падение: что судьба неизбежна и что человеческое понимание ограничено. В более ранней сцене Хораг оплакивает презрение Эдипа и Иокасты к богам: «Наши владыки призывают оракула / Слова на ветру, а дельфийское зрение слепо! / Их сердца уже не знают Аполлона, / И благоговение перед богами угасло» (Ода 2.861–864). Эдип не только насмехается над своей судьбой, но и образно слеп к своим грехам против родителей, и в конце пьесы он физически ослепляет себя. Эдип признает, что его судьбой все время управляли боги: «. . . Дорогие / Дети, богом был Аполлон. / Он навлек на меня мою больную, больную судьбу. / Но слепящая рука была моей! / Как я мог видеть / Когда весь мой взгляд был повсюду ужасом?» (Исход. 1285b-1290). Кроме того, Глассберг (2016) отмечает, что в этой пьесе зрители испытывают катарсис (очищение от эмоций, особенно жалости и страха), видя тираническое и жестокое поведение Эдипа по отношению к Тиресию, Креону и Пастуху, что освобождает от некоторых жалость к его трагическому концу. Открытие Эдипом истины в конце пьесы подтверждает его как пример трагического героя.

При сравнении со стандартами, изложенными в Поэтике , царь Эдип соответствует аристотелевскому образу трагического героя. Во-первых, как могущественный царь, он держит землю Фив на ладони. Во-вторых, когда его недостаток ревности сочетается с его гамартией, незнание своей роли в пророчестве Эдип ведет себя тиранически. По драматической иронии Эдип угрожает причинить вред и убить верных Креонта, Тиресия и Пастуха, хотя на самом деле он является осквернением, загрязняющим Фивы. В-третьих, Эдип наконец осознает, что он исполнил дельфийское пророчество о том, что он совершит отцеубийство и инцест, и он должен бежать из своего царства и семьи. Наконец, Эдип узнает правду через свое трагическое падение: хотя когда-то он пренебрегал богами и пророчествами, он, наконец, понимает, что люди не могут убежать от своей судьбы. Падение Эдипа с высокого положения заставляет зрителей переживать катарсис , очищение от жалости и страха. Как пишет Аристотель (330 г. до н. э.) в «Поэтике », «[P]естие возбуждается незаслуженным несчастьем, страх — несчастьем человека, подобного нам» (параграф 47). «Царь Эдип » Софокла заставляет аудиторию задаться вопросом, могут ли они быть слепы к истине, которая приведет их к падению.

(2020)

Литература

Аристотель. (2007). Поэтика. Урбана, Иллинойс: Проект Гутенберг. (Оригинальная работа опубликована ок. 430 г. до н.э.). Получено за февраль с www.gutenberg.org/ebooks/19.033.

Броди, Дж. (2014). Судьба, филология, Фрейд. Философия и литература 38 (1), 1–29. doi: 10.1353/phl.2014.0007.

Глассберг, Р.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *