Культура и искусство первой половины ХХ века. (9 класс)
Похожие презентации:
Культура и искусство в первой половине ХХ веке
Культура первой половины XX века
Культура и искусство первой половины XX века
Латинская Америка в первой половине ХХ века. Культура и искусство в первой половине ХХ века
Культура и искусство первой половины XX века
Советское искусство ХХ века
Российская культура в начале ХХ века
Модернизм. Модернизм в русской литературе «Серебряный век» отечественной культуры XX века
Культура России начала ХХ века
Культура и наука в первой половине ХХ века
Культура и искусство
первой половины ХХ века
Революция в естествознании
За первую треть XX в.
ученые проникли в
тайну строения атома
(были открыты
электрон, протон, позитрон, нейтрон и пр.) и к
концу 1930-х гг.
подошли к
практическому
освоению атомной
энергии.
Революция в естествознании
Теория относительности А.
Эйнштейна изменила
понимание пространства,
времени и движения.
В первой половине XX в.
были заложены основы
науки о передаче
наследственных
признаков (генетики).
Больших успехов
добились микробиология
и фармацевтическая
промышленность
(появляются аспирин,
антибиотики).
Революция в естествознании
Под влиянием теории относительности
наметилась тенденция к
«субъективистским формулировкам» (А.
Н. Уайтхед, 1925).
Популярны стали произведения
сторонников философии жизни А.
Шопенгауэра и Ф. Ницше, которые взывали к признанию иррациональных
сторон поведения и психики человека.
Учение 3. Фрейда о психоанализе по
своему значению вышло далеко за
пределы психотерапевтического лечения.
Не меньшее значение имело учение
французского философа А. Бергсона о
творческой интуиции.
Широкую известность приобрели труды
М. Вебера по социологии.
Особенности художественной культуры
Поворот от традиций классического искусства к
новому периоду развития культуры произошел
на рубеже XIX—XX вв.
В 1920—1930-е гг. на искусство и литературу
оказывали огромное влияние совершенно
новые явления и события: мировая война и
ее последствия, революции, социальные
конфликты, подъем национализма.
Художественная культура
Умонастроения новой эпохи и
идейные искания на рубеже
XIX—XX вв. отразились в
символизме — направлении,
которое стремилось к синтезу и
осмыслению прошлого
европейской и мировой
культуры.
Провозвестниками его были в
музыке Р. Вагнер, в литературе Ш. Бодлер, П. Верлен, С.
Маларме. Главным средством
художественного познания
становится символ.
Центральным был культ Вечной Женственности как символ и
искусстве представители символизма: О. Бердслей (Англия),
Пюви де Шаванн (Франция), Г. Климт (Австрия), А. Бёклин
(Германия).
Пюви де Шаванн
О. Бордслей
А. Бёклин
Г. Климт
В начале XX в. большую
популярность завоевал
новый вид синтетического
искусства — кинематограф.
Звезды кино — Андре Дид,
Макс Линдер, Чарлз Чаплин,
Мэри Пикфорд — приобрели
мировую известность.
Кинематограф требовал
особого искусства жеста
(особенно периода немого
кино), мимики, ритма,
сочетания декораций и
натуры. Кино стало
массовым искусством и
частью рождающейся
массовой культуры.
Первым направлением живописи Новейшего времени стал
импрессионизм. Художники стремились передать неуловимые
изменения в природе, движении светав воздухе. Они первыми
открыли возможность писать чистыми красками, не смешивая
их на палитре.
Э.Мане
О.Ренуар
Э.Дега
К.Писарро
К.Моне
Дальнейшие поиски в изобразительном искусстве привели к
появлению постимпрессионизма. Крупнейшими представителями
этого направления были В. Ван Гог, П. Сезанн, П. Гоген. От импрессионистов они унаследовали чистоту цвета. Их работы отличаются
эмоциональностью, одухотворенностью.
В.Ван Гог
П.Сезанн
П.Гоген
Кубизм — авангардное направление в живописи начала XX в.
Основоположники — французские художники П. Пикассо и Ж.
Брак. Представители кубизма изображали мир в виде
геометрических знаков и композиционных конструкций,
деформируя облик реальных предметов.
Ж.Брак
П.Пикассо
Фовизм (от французского
fauve — дикий) — течение
во французской живописи
С фовизма начинается
революция цвета в
искусстве XX в.
Крупнейшим художником
направления стал
А. Матисс.
Фовизм использует яркие
контрастные цвета и
считается одной из форм
экспрессионизма.
А.Матисс
Экспрессионизм (от
латинского expressio —
выражение) —
художественное
направление XX в.
Для него характерно
субъективное восприятие
действительности,
деформированное
изображение реального
мира, гипертрофия
переживаний и упоение
отчаянием.
Э.Нольде
Для неопримитивизма характерен интерес к Востоку,
детскому творчеству, искусству самоучек, древней
наскальной живописи.
Мастера этого направления — профессиональные
художники, сознательно обратившиеся к примитивным
формам искусства.
Н.Пиросманашвили
А.Руссо
М.Ф.Ларионов
Э.Карр
Н.С.Гончаров
Абстрактный
экспрессионизм —
своеобразный вклад
русского искусства в
мировой авангардизм.
Основоположник — В. В.
Кандинский.
Для этого направления характерен отказ
(абстрагирование) от
изображения реальых
предметов и создание
образа на основе
самодостаточной
выразительности цвета,
линий, форм.
Супрематизм (от
латинского supremus —
высший) — одно из
течений абстрактного
искусства, относится к
типу геометрической
абстракции.
Создатель — К. С.
Малевич.
Основополагающим
произведением этого
направления стал
«Черный квадрат»
Малевича (1915).
Дадаизм — крайнее
авангардное направление
европейского искусства,
возникшее в середине
1910-х гг.
Ему свойственно
отрицание классической
традиции и всех
существующих форм
искусства, использование
техники коллажа, создание
абсурдных произведений
из случайных предметов
(М.
Сюрреализм (от французского
surrealisme — сверхреализм) —
авангардное направление в
искусстве XX в.
Развивая традиции
символизма и дадаизма,
сюрреалисты обращались к
сновидениям, автоматическому
сознанию, подсознательному.
Они придавали абсурдным
предметам иллюзию
реальности, соединяли живое
и неживое, реальное и
нереальное.
Крупнейшие представители в
поэзии —
П. Элюар, Г. Аполлинер. В
живописи — С. Дали.
С.Дали
И.Танги
Ж.Миро
В 1920—1930-е гг. искусство в
ряде стран Азии, Африки и
Латинской Америки
сближается с европейским.
Крупные перемены в
искусстве Латинской Америки
связаны с деятельностью
мексиканских художников.
«Великая тройка» —
Д. Сикейрос, Д. Ривера,
X. Ороско — создала образцы
новой монументальной
живописи, пытаясь в прямой
публицистической форме
отобразить революционные
события.
Д.Сикейрос
Х.Ороско
Д.Ривейра
Литература
Писатели обращались к
темам несправедливости в
обществе, судьбе творческой
личности. Американские
писатели Ф. Норрис, Т.
Драйзер, Э. Синклер создали
крупные произведения
критического реализма.
Творчество английского
писателя Б. Шоу
способствовало выходу этого
рода искусства из идейного и
художественного тупика. Его
пьеса «Пигмалион» обошла
театры всего мира.
Крупные литераторы стали
авторами так называемых
семейных романов.
В эти годы изданы
«Будденброки» Т. Манна, «Сага
о Форсайтах» Дж. Голсуорси .
В 1920-е гг. появляется плеяда
ярких, талантливых молодых
писателей, создавших
литературу «потерянного
поколения». Это направление
в литературе 1920-х гг.
отразило протест против
бесчеловечной бойни Первой
были опубликованы «Фиеста»
и «Прощай, оружие!» Э.
Хемингуэя, «На Западном
фронте без перемен» Э.-М.
Ремарка. Из писателейфантастов известность
получил Г. Уэлс.
В 1930-е гг. мировой экономический
кризис, наступление фашизма,
распространение тоталитарных
режимов и надвигающаяся Вторая
мировая война не могли не
сказаться самым трагическим
образом на судьбе и творчестве
литераторов и художников.
Эмиграция писателей и художников
из Европы, из стран, где
утвердились фашистские
тоталитарные режимы, перенесла
центр художественной культуры в
США, в Нью-Йорк.
Вывод
В творчестве литераторов и художников в 1920 —
1930-х гг. особую значимость приобрели
социально-политические мотивы.
Социальные движения в ряде стран вызвали к
жизни революционные течения в искусстве.
В то же время в тоталитарных государствах
искусство стало обслуживать эти режимы.
В таких странах наука оказалась на службе у
войны, а искусство — на службе у пропаганды.
English Русский Правила
Наука и технологии – ключевые факторы развития России
10 ноября – Всемирный день науки
Наука — явление по своей сути всемирное, интернациональное, ее достижения воздействуют на развитие всего человечества. Ещё на заре становления современной науки выдающийся мыслитель Ф. Бэкон прозорливо предрёк: «Знание – сила». И это сбылось в полной мере. Наука трансформировалась в главную силу, движущую общество по пути экономического, социального, культурного прогресса.
Вместе с тем нельзя не видеть, что наука возникла и развивалась преимущественно в рамках национальных государств. Самостоятельность и влияние страны на международной арене, уровень жизни населения тем выше, чем мощнее её научный потенциал, чем эффективнее национальная система превращения знаний в передовые технологии, выпуск наукоёмкой продукции.
Мы, в России, в полной мере отдаём себе отчёт в этом. Понимание ключевой роли науки всегда отличало как менталитет русского народа, так и политику Российского государства. Наш великий учёный М.В. Ломоносов ещё в середине XVIII века писал: «Честь российского народа требует, чтобы показать его способность и остроту в науках». И мы это показали и доказали. Наша страна стала великой державой также и в области науки.
Однако в последние десятилетия XX века, в силу как объективных, так и субъективных причин, мы явно начали запаздывать с адаптацией управленческих, экономических, социальных, культурных институтов и структур к требованиям современного этапа научно-технического развития. Особенно в том, что касается перевода нашей экономики на инновационные рельсы. Ощутимо отстаём от государств ОЭСР по производительности труда. Но лидерство нашей страны, достойное качество жизни граждан в XXI веке невозможно без развития отечественной науки, совершенствования национальной инновационной инфраструктуры. Вот почему в системе документов, определяющих развитие страны, приоритетное значение имеет нацеленная на решение этой задачи Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации. Она утверждена в конце прошлого года указом Президента России. Утверждён также План реализации первого этапа этой стратегии.
Значение Стратегии невозможно переоценить. Впервые в истории современной России подготовлен документ, чётко формулирующий цели, направления, этапы деятельности государства, бизнеса, научных организаций, всего общества в этой ключевой области на длительную перспективу.
Что, на мой взгляд, особенно важно – это ориентированность Стратегии на так называемые «большие вызовы» времени. Речь о комплексе проблем, угроз, а также возможностей, которые будут определять развитие как отдельных стран, так и мира в целом в ближайшие десятилетия. В числе «больших вызовов»: увеличение антропогенной нагрузки на окружающую среду, разнонаправленные демографические процессы, снижение эффективности и управляемости финансовых, энергетических, транспортных инфраструктур, систем государственного и корпоративного управления, рост этнического, культурного, религиозного многообразия стран, стремительное внедрение информационно-коммуникативных технологий, становление цифровой цивилизации. Решение возникающих в связи с этим вопросов не может быть найдено в рамках привычных, стандартных подходов, поскольку для этого просто не хватит природных, финансовых, кадровых ресурсов, которыми располагает человечество. Требуются принципиально новые, абсолютно нестандартные подходы. И дать их могут только развитие науки, технологий, инноваций.
Именно в этом «сверхзадача» Стратегии. Выполнима ли она, учитывая, что мы стартуем здесь с более низких позиций, чем государства — лидеры научно-технологического прогресса? Несомненно, выполнима. Наша страна сохранила свой высокий даже по самым строгим мировым меркам научный потенциал, научные школы, систему подготовки кадров, каналы движения от исследований к опытно-конструкторским разработкам и далее – к производству. Если брать всю российскую науку, то наш потенциал является одним из самых значительных в мире как по объёмам государственных инвестиций в НИОКР, так и по численности занятых. Дело за модернизацией организации деятельности и управления всей сферой науки.
Наша палата призвана сыграть важную роль в решении задач, связанных с реализацией Стратегии. Мы ещё раз убедились в этом в ходе недавней встречи сенаторов с президентом Российской академии наук академиком А.М. Сергеевым. Именно РАН является своего рода генеральным штабом в области прогнозирования и планирования научных исследований, и в первую очередь – в области фундаментальной науки. Без неё не может быть ни прикладных исследований, ни инноваций, ни вообще какого‑либо движения общества вперёд. Как показывает мировая практика, бизнес не склонен финансировать фундаментальные исследования, потому что инвестиции в них очень рискованны, их отдача далеко не всегда предсказуема. Вполне закономерно, что Президент В.В. Путин выступил за сохранение на должном уровне государственного финансирования фундаментальной науки. «Сэкономив здесь сегодня, мы будем, безусловно, отставать завтра, — отметил глава Российского государства. — Допустить этого мы не можем».
По мнению президента РАН, опыт, накопленный после реорганизации академии, говорит о необходимости внесения корректив в федеральный закон, регулирующий деятельность научных учреждений страны. Речь идёт о повышении статуса РАН, налаживании более чёткого и эффективного взаимодействия академии и Федерального агентства научных организаций. Глава РАН высказался также за создание представительств академии в регионах, где есть академические институты. Эти и другие вопросы, поставленные в ходе встречи, будут рассмотрены профильными комитетами нашей палаты.
Как отмечалось в ряде выступлений, в целом назрел вопрос о подготовке и принятии нового закона о науке. Ведь действующему закону более 20 лет, и, с учетом стремительно меняющегося мира, он уже весь «заштопан» поправками. Предстоит выстраивание новой правовой системы регулирования научной деятельности, органично сочетающей должную степень автономии научных организаций и государственное управление ими, самостоятельность в выборе тем исследований и учёт потребностей социально-экономического и технологического развития страны.
Разумеется, Совет Федерации примет в этой работе самое активное участие. Мы постоянно совершенствуем работу Научно-экспертного совета, Совета по вопросам интеллектуальной собственности, ряда других советов при Председателе Совета Федерации и Совете Федерации, повышаем отдачу научно-практических конференций, «круглых столов», проводимых под эгидой палаты. Сегодня можно с уверенностью заявить о том, что полностью оправдывает себя заслушивание на наших заседаниях выступлений ведущих деятелей науки и культуры в рамках формата «время эксперта».
Актуальным является вопрос кадрового пополнения российской науки. Тенденция здесь неплохая: за последнее десятилетие число исследователей в возрасте до 39 лет увеличилось на треть. Но есть потребность в мерах, направленных на поддержку, развитие, сбережение молодых талантов. В какой‑то степени это проблема финансовая – молодежь ориентируется на профессии, которые дают возможность жить семье на определенном уровне. Но вопрос не только в деньгах. Прививать интерес, мотивировать талантливых школьников на выбор стези ученого нужно с самого детства. Следует наладить информационно-разъяснительную, даже рекламную работу: выпускать фильмы, передачи для детей и молодежи. Тем более, у нас здесь есть на что опереться. Романы Д.А. Гранина «Искатели» и «Иду на грозу», фильм М.И. Ромма «Девять дней одного года», другие произведения советского времени сыграли огромную роль в популяризации науки, повышении авторитета профессии учёного. Следует возродить эту традицию.
Как я уже отметила выше, современная наука не может плодотворно развиваться, если замыкается в стенах своей национальной «квартиры». Вне широкого международного сотрудничества она чахнет, деградирует. Тем приятнее отметить, что, несмотря на все сложности ситуации на международной арене, отечественные научные организации, российские учёные были и остаются полноправными участниками мирового научного сообщества. Так, по линии РАН сохранены и развиваются связи практически со всеми ведущими странами Европы, Америки и Азии. Сегодня академия проводит совместные исследования в рамках 70 соглашений о сотрудничестве с 48 странами, является членом более 120 международных организаций, принимает участие в мероприятиях около 600 международных организаций. Международное сотрудничество российских научных организаций, вузов, отраслевых НИИ охватывает широчайший круг проблем. Немного найдётся действительно перспективных направлений, ключевых вопросов, которые бы не были предметом пристального внимания российской науки.
В сентябре 2018 года мы будем принимать II Евразийский женский форум, отдельная дискуссионная площадка которого будет посвящена теме «Женщины-ученые и глобальные вызовы современности».
Женщины у нас в стране составляют 58% от общего числа лиц, имеющих высшее образование, их доля среди российских учёных 40%. Это один из самых высоких показателей в мире. Однако на руководящих постах в науке их гораздо меньше. В частности, в составе Российской академии наук женщин менее 5%. Из 11 вице-президентов РАН женщин всего одна. Проблемы, связанные с карьерными перспективами женщин в науке, присутствуют и в других государствах. Так что женщинам-учёным будет, что обсудить в рамках форума.
Думаю, не преувеличу, если скажу, что российская наука вступает в качественно новый этап своего развития. От её достижений, результатов в огромной степени будет зависеть будущее не только нашей страны, но и всего мира. Я бы даже сказала – облик самой нашей цивилизации. Наука, технологии, как уже сказано, создают не только возможности, но и угрозы, риски. Россия сделает всё для того, чтобы мировая история продолжала оставаться в русле цивилизации, базирующейся на испытанных временем гуманистических ценностях.
Современные заметки – Подготовка к тесту Каплана
20-й и 21-й века принесли огромные глобальные социальные и экономические изменения. Читайте дальше, чтобы узнать о глобализации и торговле, борьбе за расовое и гендерное равенство, религиозном развитии и интернационализации во время подготовки к экзамену AP World History: Modern Exam.
Содержание
- Глобализация
- Торговые организации
- Региональные организации
- Социальные и культурные изменения
Более чем когда-либо прежде, мир в двадцатом веке стал взаимосвязан через торговлю, культурный обмен и политическое взаимодействие в массовом масштабе. К концу века капитализм и свободная торговля оставались непревзойденными системами мирового порядка. Западные страны по-прежнему доминировали в области финансов, торговли, культуры и технологий. Однако даже этому превосходству начали бросать вызов восходящие региональные державы, такие как Китай и Индия, а также культурные и технологические центры, такие как Япония и Южная Корея.
Постоянная проблема установления международного правопорядка не закончилась с созданием Организации Объединенных Наций. Региональные группы и договорные организации, имеющие отголоски древней традиции оборонительных лиг и союзов между нациями, многое делают для того, чтобы направить и направить глобальный обмен.
Торговые организацииТорговые организации занимаются регулированием торговли и инвестиций. Ниже приведены некоторые торговые организации после Второй мировой войны, которые являются важным контекстом для холодной войны и экономики после Второй мировой войны.
Организация | Описание |
Всемирный Банк . Он использует свою власть, чтобы влиять на развитие способами, которые благоприятствуют устоявшимся моделям и сторонам в мировой экономике. | |
Международный валютный фонд (МВФ) | Послевоенное создание США, которое координирует обменные курсы валют для поддержания глобальной финансовой стабильности. |
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) | Экономическая группа, возникшая в послевоенной Европе, расширившаяся в 1960 г. и включившая в себя другие западно-ориентированные капиталистические демократии. |
Всемирная торговая организация (ВТО) | Заменила послевоенное Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) в 1995 году. Британия в девятнадцатом веке. Как и в прошлом, свободная торговля для конкурентоспособных отраслей наталкивается на стремление к тарифной защите сельскохозяйственных производителей; страны более склонны зависеть от торговых партнеров в отношении промышленных товаров, чем в отношении поставок продовольствия. |
Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) | Первая глобальная торговая организация, которая не представляет институционального доминирования промышленно развитого Запада. ОПЕК была организована в 1960 году четырьмя арабскими государствами и Венесуэлой как картель для повышения цен на нефть. В 1973 году в ответ на поддержку Западом Израиля в войне Судного дня ОПЕК, в основном мусульманская, объявила нефтяное эмбарго против США, Великобритании и других союзников и подняла цены на нефть во всем мире. Краткосрочные последствия для мировой экономики были суровыми, но в долгосрочной перспективе ОПЕК потеряла влияние, поскольку нефтяные компании обнаружили новые запасы, неподконтрольные группе. |
Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) | Созданный Китаем в 2010-х годах, АБИИ напоминает Всемирный банк с точки зрения операций, уделяя особое внимание содействию развитию инфраструктуры в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Он использует свою власть для усиления влияния Китая в качестве противовеса Соединенным Штатам во Всемирном банке. |
Региональные организации созданы для защиты местных интересов. В отличие от экономических ассоциаций, эти группы часто представляют менее могущественные и ранее колонизированные территории, сопротивляющиеся давлению Запада.
Организация | Описание |
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) | Основана в 1967 г. для ускорения экономического прогресса в странах Юго-Восточной Азии и продвижения политической стабильности в азиатских странах. В последние годы он расширил отношения с соседними региональными сверхдержавами, такими как Индия, Китай, Япония и Австралия. |
Европейский союз (ЕС) | Образовано из Европейского сообщества в 1993 в попытке укрепить европейские торгово-экономические отношения и сбалансировать влияние Соединенных Штатов. Он помог сгладить повторное поглощение бывших коммунистических восточных государств более крупной, но все еще ориентированной на Запад Европой. Часть его политики заключалась в том, чтобы сформировать экономическую сверхдержаву, равную Соединенным Штатам, путем принятия единой многонациональной валюты — евро. |
Организация американских государств (ОАГ) | Послевоенная преемница конференций Западного полушария, восходящих к 1890 с. Он разрывался между чувством взаимной безопасности перед лицом угроз извне и внутренними конфликтами, в основном связанными с латиноамериканскими подозрениями в отношении господства США. |
Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) | Участвует США, Канада и Мексика и принято в 1994 г. для устранения торговых барьеров между этими странами. В какой-то степени это было связано с экономическими реформами администрации Рейгана, которые стремились укрепить североамериканский рынок. |
Лига арабских государств | Включает 22 арабоязычных мусульманских страны от северо-западной Африки до Персидского залива. С 1945 года он пытался координировать региональные реакции на непрерывную серию кризисов на Ближнем Востоке и в Северной Африке. |
Организация африканского единства (ОАЕ) | Началось в 1963 году, когда страны Африки к югу от Сахары быстро обрели независимость от Великобритании, Франции и Бельгии. Наряду с обеспечением координации и сотрудничества между государствами-членами ОАЕ открыто поддержала конец белого меньшинства и колониального правления на континенте. Без военной силы и политики невмешательства ОАЕ была неэффективна в прекращении войн или нарушений прав человека среди своих членов. В 2002 году его заменил Африканский союз (АС), который пытается подражать ЕС с более жесткими денежными и военными связями между государствами-членами. |
В 1900 году У. Э. Б. Дюбуа заявил, что «мировая проблема двадцатого века — это проблема цветной линии», и его анализ выдержал испытание временем. Подавляющее большинство жителей колоний, контролируемых белыми народами Европы и Америки, были цветными людьми. Они получили разную степень гражданских и социальных прав в зависимости от класса и положения, но почти ни в одном случае не считались равными по статусу или способностям белому населению. К этому добавилось угнетение чернокожего и коричневого меньшинств в колониях белых поселенцев в Америке и Австралазии. Большая часть глобальной борьбы за независимость и национальную идентичность может быть рассмотрена в расовом контексте, где расовое неравенство ниспровергается вместе с империализмом. Некоторые важные примеры борьбы за расовое равенство включают:
- Движение негритянства среди франкоязычных африканских интеллектуалов в 1930-х годах, отвергающее ассимиляцию и выступающее за солидарность среди чернокожих африканцев по всему миру.
- Афроцентризм среди афроамериканцев в Соединенных Штатах в эпоху гражданских прав, стремление исправить европоцентризм в истории, литературе и социальных исследованиях, порожденный доминирующей европейской и американской культурой.
- Закон о гражданских правах 1965 года в Соединенных Штатах, кульминацией которого стало массовое движение американских чернокожих и либеральных белых за отмену законов о сегрегации и превосходстве белых.
- Конституция Бразилии 1988 года, подчеркивающая гражданские свободы и криминализирующая расовые предрассудки и высказывания в отношении меньшинств, в том числе многочисленного афро-бразильского населения.
До 1914 года в западном мире было мало профессиональных возможностей для женщин. Большинство образованных женщин были вынуждены заниматься воспитанием детей, уходом за больными или преподаванием, в то время как женщины из рабочего класса долгое время работали по дому или в легкой промышленности. Борьба за избирательное право женщин на Западе добилась первых успехов в Новой Зеландии, Австралии и Финляндии на рубеже веков. Участие женщин в промышленной и профессиональной рабочей силе во время Первой мировой войны еще больше изменило мнение. В большинстве стран Европы и США женщины стали избирателями между 1920-х и 1940-х годов. В благополучные 1920-е годы мода и популярная культура помогли создать новый образ современной женщины из среднего класса, свободной от некоторых ограничений традиционных гендерных ролей. Вторая мировая война еще больше повысила имидж женщин как рабочих, граждан и даже солдат, но в мирное время наблюдалась негативная реакция, поскольку ожидалось, что женщины вернутся к ведению домашнего хозяйства и низкопрестижной работе с частичной занятостью в сфере услуг. В менее развитых частях мира в общественной жизни были заметны только самые предприимчивые или высокопоставленные женщины, даже несмотря на то, что индустриализация и урбанизация предоставили больше возможностей для работы вне дома.
В 1960-х и 1970-х годах западный мир пережил сексуальную революцию, бросившую вызов традиционным гендерным нормам, браку как институту и нуклеарной семье. Связанные факторы включали более широкий доступ к удобному контролю над рождаемостью, либерализованные законы о разводе и собственности, контркультурный бунт и доступность более прибыльных рабочих мест в сфере услуг. С 1970-х годов вопросы доступного и доступного ухода за детьми и равной оплаты за равный труд обсуждались, но не были полностью решены. Сферы политики, права и медицины стали более открытыми для женщин во второй половине двадцатого века, в то время как успешные женщины-лидеры, например, в Израиле, Индии и Великобритании, продемонстрировали, что политика на национальном уровне больше не является приоритетом. полностью мужской домен.
Опыт западных обществ не следует рассматривать как единственный критерий для измерения двадцатого века. Многие коммунистические общества провели важные правовые реформы для женщин, такие как закон о браке 1950 года в Китае, который предоставил свободный выбор партнеров. В Советском Союзе также большое внимание уделялось научным исследованиям, чему способствовало стремление набирать кандидатов в техникумы независимо от пола. Даже в посткоммунистическую эпоху российские женщины гораздо больше, чем их западные коллеги, вовлечены в область научных исследований. Как в Восточной Европе, так и в остальной части бывшего советского блока феминизм в западном смысле этого слова иногда рассматривается как иностранная идеология, поскольку бывший коммунистический мир социально и политически развивался по иным направлениям, чем Запад. В некоторых частях развивающегося мира изменения гендерных ролей были разными. Однако многие традиционные обычаи все еще преобладают там, как и в других преимущественно сельских и доиндустриальных районах.
Религиозное развитиеТрадиционная религиозная преданность пришла в упадок в большей части развитого мира в течение двадцатого века, что привело к росту светского агностицизма и гуманизма, а также либерального христианства и иудаизма. Новые формы духовности также возникли в результате смешения восточных и западных традиций. Теология освобождения в Латинской Америке переосмыслила католицизм как агрессивное движение за социальные реформы, что вызвало неодобрение Ватикана. Однако многие религиозные общины в результате глобализации обратились к фундаменталистским формам религии, реагируя на изменения традиционных верований и обычаев. Сдвиг в сторону фундаментализма произошел во фракциях всех основных религий по всему миру.
ИнтернационализацияПо мере того, как мир становится все более и более связанным, различия и барьеры между культурами стираются и ослабевают. Западные развлекательные компании (в частности, продюсеры фильмов и музыки) распространились по всему миру, неся с собой западные культурные идеи. Американские бренды, такие как McDonald’s, Coca-Cola и Kentucky Fried Chicken, сегодня можно найти в большинстве частей мира. Западные поставщики финансов, технологий, научных исследований, бизнес-экспертизы, архитектуры и инженерии помогли распространить идеи об индивидуализме, потреблении, самореализации и семейных ролях в областях с иногда радикально отличающимися подходами к жизни. Эта тенденция была охарактеризована как культурный империализм, заменяющий политический и физический империализм прошлого чем-то более коварным и агрессивным.
Глобализация, с другой стороны, сделала культурное распространение многонаправленным. Туризм, иммиграция и Интернет позволили потребителям во всем мире иметь возможность ценить искусство, продукты питания и другие культурные маркеры со всего мира. Латиноамериканские мыльные оперы, южнокорейский K-Pop и японское аниме — это лишь некоторые из продуктов на этом глобальном рынке, популярном не только на Западе, но и в других местах. Спорт также стал более интернациональным: Олимпийские игры и соревнования Кубка мира пользуются популярностью во всех регионах мира. Кроме того, рост социальных сетей упростил взаимодействие людей во всем мире, чем когда-либо.
1.6 Культурные периоды – понимание медиа и культуры
Цели обучения
- Определение недавних культурных периодов.
- Определите влияние промышленной революции на современную эпоху.
- Объясните, чем эпоха постмодерна отличается от эпохи модерна.
Таблица 1.1 Культурные периоды
Современная эпоха | Период раннего Нового времени (конец 1400–1700-х гг.) | Началось с изобретения Иоганном Гутенбергом печатного станка с подвижным шрифтом; характеризуется улучшенным транспортом, реформой образования и научными исследованиями. |
Период позднего Нового времени (1700–1900-е гг.) | Вдохновленный промышленной революцией; характеризуется техническими инновациями, все более светской политикой и урбанизацией. | |
Эпоха постмодерна (1950-е – настоящее время) | Отмечено скептицизмом, самосознанием, прославлением различий и цифровизацией культуры. |
После изучения того, как технологии, культура и средства массовой информации влияли друг на друга на протяжении многих лет, может оказаться полезным более широко взглянуть на недавние культурные эпохи. Культурный период — это время, отмеченное особым способом понимания мира через культуру и технологии. Изменения культурных периодов отмечены фундаментальными изменениями в том, как люди воспринимают и понимают мир. В Средние века истина диктовалась такими авторитетами, как король и церковь. В эпоху Возрождения люди обратились к научному методу как к способу достижения истины с помощью разума. А в 2008 году Главный редактор журнала Wired заявил, что Google вот-вот сделает научный метод устаревшим (Anderson, 2008). В каждом из этих случаев менялась не природа истины, а то, как люди пытались осмыслить мир, который радикально менялся. С точки зрения изучения культуры и средств массовой информации постгутенберговский модерн и постмодернизм являются наиболее подходящими для изучения.
Эпоха современности
Эпоха современности, или современность — постсредневековая эпоха, широкий промежуток времени, частично отмеченный технологическими инновациями, урбанизацией, научными открытиями и глобализацией. Современная эпоха обычно делится на две части: ранний и поздний современный периоды.
Ранний современный период начался с изобретения Гутенбергом печатного станка с подвижными литерами в конце 15 века и закончился в конце 18 века. Благодаря прессе Гутенберга среди европейского населения раннего Нового времени наблюдался рост уровня грамотности, что привело к образовательной реформе. Как отмечалось в предыдущих разделах, машина Гутенберга также в значительной степени способствовала распространению знаний и, в свою очередь, стимулировала Ренессанс и протестантскую Реформацию. В период раннего Нового времени транспорт улучшился, политика стала более секуляризированной, капитализм распространился, национальные государства стали более могущественными, а информация стала более доступной. Просветительские идеалы разума, рационализма и веры в научное исследование постепенно начали заменять доминирующие ранее авторитеты короля и церкви.
Огромные политические, социальные и экономические изменения ознаменовали конец 18 века и начало периода позднего Нового времени . Промышленная революция, начавшаяся в Англии около 1750 года, в сочетании с Американской революцией 1776 года и Французской революцией 1789 года положила начало масштабным изменениям в мире.
Французская и американская революции были вдохновлены отказом от монархии в пользу национального суверенитета и представительной демократии. Обе революции также ознаменовали рост светского общества в противовес церковным системам власти. Демократия хорошо подходила для так называемой эпохи разума с ее идеалами прав личности и прогресса.
Промышленная революция, хотя и менее политическая, имела столь же далеко идущие последствия. Он не просто изменил способ производства товаров — он также коренным образом изменил экономические, социальные и культурные основы своего времени. Промышленная революция не имеет четких дат начала и окончания. Однако в течение 19 века несколько важных изобретений — двигатель внутреннего сгорания, пароходы и железные дороги, среди прочего — привели к инновациям в различных отраслях. Паровая энергия и станки резко увеличили производство. Но некоторые из крупнейших изменений, произошедших в результате промышленной революции, носили социальный характер. Экономика, основанная на производстве, а не на сельском хозяйстве, означала, что все больше людей переезжало в города, где методы массового производства заставляли людей ценить эффективность как на фабрике, так и за ее пределами. Новые урбанизированные фабричные рабочие больше не могли производить себе еду, одежду или припасы и вместо этого обратились к потребительским товарам. Увеличение производства привело к увеличению благосостояния, хотя неравенство в доходах между классами также начало расти.
Эти масштабные изменения затронули (и были затронуты) средства массовой информации. Как отмечалось в предыдущих разделах, слияние энергии пара и печатного станка привело к взрывному распространению книг и газет. Уровень грамотности вырос, как и поддержка участия общественности в политике. Все больше и больше людей жили в городе, имели образование, узнавали новости из газет, тратили свою заработную плату на потребительские товары и считались гражданами промышленно развитой страны. Урбанизация, массовая грамотность и новые формы средств массовой информации способствовали ощущению массовой культуры, объединявшей людей вне региональных, социальных и культурных границ.
Современность и Новое время, следует отметить, отличаются от культурного движения модернизма (но связаны с ним). Эпоха Нового времени длилась с конца Средневековья до середины 20 века; Однако модернизм относится к художественному движению конца 19-го и начала 20-го веков, которое возникло в результате широкомасштабных изменений, охвативших мир в этот период. В частности, модернизм поставил под сомнение ограничения традиционных форм искусства и культуры. Модернистское искусство было частично реакцией на уверенность Просвещения в прогрессе и рациональности. Он прославлял субъективность через абстракцию, экспериментаторство, сюрреализм, а иногда пессимизм или даже нигилизм. Яркими примерами модернистских произведений являются романы Джеймса Джойса о потоке сознания, кубистские картины Пабло Пикассо, атональные композиции Клода Дебюсси и абсурдистские пьесы Луиджи Пиранделло.
Эпоха постмодерна
Модернизм также можно рассматривать как переходную фазу между эпохами модерна и постмодерна. Хотя точное определение и даты эпохи постмодерна все еще обсуждаются культурными теоретиками и философами, все согласны с тем, что эпоха постмодерна началась во второй половине 20-го века и была отмечена скептицизмом, самосознанием, прославлением различий. и переоценка современных условностей. Новое время считало само собой разумеющимся научный рационализм, автономное «я» и неизбежность прогресса; Эпоха Постмодерна поставила под сомнение или отвергла многие из этих предположений. Если Эпоха Нового времени ценила порядок, разум, стабильность и абсолютную истину, то Эпоха Постмодерна упивалась случайностями, фрагментарностью и нестабильностью. Влияние технологий на культуру, рост Интернета и холодная война — все это аспекты, которые привели к эпохе постмодерна.
Вера в объективную истину, характерная для Нового времени, является одним из основных допущений, опровергнутых в эпоху Постмодерна. Вместо этого постмодернисты взяли пример с Эрвина Шредингера, квантового физика, который разработал знаменитый мысленный эксперимент, в котором кошка помещается в запечатанный ящик с небольшим количеством радиации, которая может убить ее, а может и не убить. Пока коробка остается запечатанной, провозгласил Шредингер, кошка существует одновременно в обоих состояниях, мертвая и живая. Оба потенциальных состояния одинаково истинны. Хотя мысленный эксперимент был задуман для изучения проблем квантовой физики, он привлек внимание постмодернистов своим утверждением о радикальной неопределенности. Вместо того, чтобы быть абсолютной объективной истиной, доступной посредством рационального экспериментирования, статус реальности был случайным и зависел от наблюдателя.
Эта ценность относительного над абсолютным нашла свой литературный эквивалент в движении деконструкции. В то время как викторианские романисты изо всех сил старались сделать свои книги более реалистичными, постмодернистские нарративы не доверяли утверждениям о реальности и постоянно напоминали читателям об искусственном характере истории, которую они читали. Акцент делался не на всезнающем авторе, а на читателе. Для постмодернистов смысл не вкладывался в произведение его создателем, а зависел от субъективного восприятия произведения читателем. Поэзия Сильвии Плат и Аллена Гинзберга иллюстрирует это, поскольку большая часть их работ эмоционально заряжена и предназначена для создания диалога с читателем, часто заставляя читателя столкнуться с противоречивыми проблемами, такими как психические заболевания или гомосексуальность.
Еще одним отличием эпохи Постмодерна от эпохи Нового времени был отказ от того, что философ Жан-Франсуа Лиотар называл «грандиозными нарративами». Новое время было отмечено различными широкомасштабными теориями, пытавшимися объяснить совокупность человеческого опыта, такими как капитализм, марксизм, рационализм, фрейдизм, дарвинизм, фашизм и так далее. Однако растущая глобализация и рост субкультур поставили под сомнение те теории, которые претендовали на объяснение всего сразу. Тоталитарные режимы 20-го века, такие как Третий рейх Адольфа Гитлера и СССР при Иосифе Сталине, привели к недоверию к власти и системам, поддерживаемым властью. Эпоха Постмодерна, теоретизировал Лиотар, была эпохой микронарративов, а не великих нарративов, то есть множеством маленьких, локализованных представлений о мире, ни одно из которых не может претендовать на окончательную или абсолютную истину. Например, пожилой мужчина в Кении не смотрит на мир так, как молодая женщина из Нью-Йорка. Даже люди из одной культуры имеют разные взгляды на мир. Когда вы были подростком, ваши родители понимали ваш образ мыслей? Разнообразие человеческого опыта — отличительная черта постмодернистского мира. Как заметил Лиотар, «Эклектизм есть нулевая степень современной общей культуры; кто-то слушает регги, смотрит вестерн, ест еду из Макдональдса на обед и местную кухню на ужин, носит парижские духи в Токио и ретро-одежду в Гонконге; знание — дело телеигр (Лиотар, 19 лет)84)».
Постмодернисты также не доверяли идее оригинальности и свободного заимствования из разных культур и жанров. Уильям С. Берроуз радостно провозгласил своего рода призыв к оружию для своего поколения писателей в 1985 году: «Из шкафов в музеи, библиотеки, архитектурные памятники, концертные залы, книжные магазины, студии звукозаписи и киностудии мира. Все принадлежит вдохновленному и преданному вору (Берроуз, 1993)». Художница-феминистка Барбара Крюгер, например, создает произведения искусства из старых рекламных объявлений, а такие писатели, как Кэти Акер, реконструировали существующие тексты для создания новых историй. Отказ от традиционных форм искусства и выражения олицетворяет эпоху постмодерна.
Начиная с раннего Нового времени и заканчивая эпохой постмодерна, люди воспринимали мир совершенно по-разному. Не только технологии быстро усложнились, но и сама культура изменилась со временем. При дальнейшем чтении важно помнить, что формы медиа и культуры являются отличительными чертами разных эпох, и различные способы представления медиа часто многое говорят нам о культуре и временах.
Ключевые выводы
- Культурный период — это время, отмеченное особым способом понимания мира через культуру и технологии. Изменения культурных периодов отмечены фундаментальными изменениями в том, как мы воспринимаем и понимаем мир. Современная эпоха началась после Средневековья и продолжалась в первые десятилетия 20 века, когда началась эпоха постмодерна.
- Современная эпоха была отмечена философией Просвещения, которая сосредоточилась на личности и придавала большое значение рациональному принятию решений.