О слове о полку игореве конспект: Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы»

Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы»


Другие персонажи

Овлур – половец, помогающий Игорю сбежать из плена. Мать Овлура была русской. Затаив по какой-то причине обиду на половцев, Овлур помогает бежать из плена Игорю.

А ещё у нас есть:

  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Слово о полку Игореве»
  • для самых компанейских — Главные герои «Слово о полку Игореве»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Слово о полку Игореве»
  • для самых любопытных — Анализ «Слово о полку Игореве»

Сюжет «Слово о полку Игореве» по плану

Начало похода

Главный герой произведения — князь Игорь Святославич новгород-северский. В 1185 году князь Игорь отправляется в поход на половцев. Этим походом Игорь надеется добиться воинской славы.

В пути

Игорь видит солнечное затмение. На Руси затмение считалось дурным знаком и предвещало беду. Но Игорь все равно отправляется в поход.

Нападение на половцев

Вместе с Игорем против половцев идут: брат Игоря — Всеволод Святославич, племянник Игоря — Святослав Рыльский, а также сын Игоря — Владимир. Войско Игоря добирается до половцев и атакует их. Половцы бегут. Русские выигрывают сражение.

Поражение Игоря

Русское войско остается на ночлег. Тем временем за одну ночь половцы собирают войско. Утром половцы нападают на русских. Сражение длится более двух дней. В конце концов русские терпят поражение. Половцы берут Игоря в плен.

Сон Святослава

В это время в Киеве князь Святослав Киевский видит вещий сон (эпизод “Сон Святослава”). Он понимает, что Игорь и Всеволод, его двоюродные братья, проиграли сражение половцами. Святослав недавно воевал с половцами и дал им отпор. Но теперь его труды сведены на нет. Игорь “разбудил зверя”, и теперь половцы нападут на Русь. Тогда Святослав призывает других русских князей объединиться против половцев.

Возвращение Игоря

Супруга князя Игоря, Ярославна, ждет мужа в Путивле. Она плачет и страдает без любимого мужа (эпизод “Плач Ярославны”). Наконец князь Игорь бежит из половецкого плена. Он приезжает в Киев и идет в храм Пирогощей Богоматери, чтобы поблагодарить Всевышнего за спасение. Народ по всей Руси радуется возвращению Игоря.

Что происходит после возвращения князя Игоря?

В конце “Слова о полку Игореве” князь Игорь Святославович возвращается на родину. Но что происходит потом? Как известно из “Слова”, князь Игорь бежит из плена. Вслед за ним на Русь двигаются войска половцев. Они нападают на Русь. Князь Святослав Киевский и князь Рюрик Ростиславич объединяются и прогоняют половцев. Отступая, половцы громят русский город Римов. Спустя несколько лет князь Игорь и его брат Всеволод снова идут на половцев. Их поход поддерживают другие князья.

Это интересно: «Повесть о разорении Рязани Батыем» – произведение древнерусской литературы, посвященное взятию Рязани монголо-татарами в 1237 году. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Повесть о разорении Рязани Батыем» на нашем сайте.

Краткое содержание

Вступление

Автор начинает рассказ о походе князя Игоря «по былинам времени сего», следуя историческим, объективным событиям. Он сообщает, что не собирается «растекаться мыслию по древу» – вести повествование в высокопарной и витиеватой поэтической манере, как всегда делал это «старинный соловей», сказитель Боян.

Часть 1

Князь Игорь со своей дружиной ждет брата Всеволода, чтобы идти вместе с ним против половцев.

В день выступления русского войска в поход Игорь посмотрел на солнце и увидел, что оно закрылось тенью. Пренебрегая «знаменьем небес» – затмением солнца – и слыша только свое желание «копие преломить в половецком поле незнакомом», Игорь принимает решение выдвигаться с воинами к Дону.

На всем пути войско сопровождают дурные знаки: тревожно кричат птицы, разбуженные грозой, воют волки, отовсюду слышится «стон и скрежет в сумраке ночном».

На ночлег остановились в степи, а на рассвете начали битву с врагом. «Смяло войско половцев поганых», русичи захватили в плен половецких девушек и взяли богатую добычу.

Снова ночевало войско Игоря в степи, а тем временем половецкие ханы Гзак и Кончак «с ордой своею дикой» «с криками и с воем» шли сражаться с дружиной Игоря. Но русские, полные сил, перегородили поля и приготовились отразить натиск. Кровавый цвет рассвета предвещал беду.

Отступая на время от изображения боя, автор «Слова» вспоминает историю Руси, сокрушается о том, что «позабылись правнуками рано грозные походы» Олега, предка Игоря. В борьбе за власть Олег начал междоусобные войны, принесшие разорение русской земли и смерти.

Много сражений видела тогда земля русская, говорит автор, но такого, как это, еще не было.

Страшной была битва войска Игоря с половцами: «далеко от крови почернев, задымилось поле под ногами». Два дня сражались с врагами русские воины, на третий же были побеждены. У реки Каялы, возле которой была битва, Игорь и Всеволод попали в плен к ханам половецким. Сама природа сочувствовала поражению русского войска: печально поникла степь, опустили ветви деревья.

Трудное время наступило для земли Русской. Множество русичей погибли на поле сражения, «пали жены русские, рыдая» над гибелью своих «милых лад». Прошло время изобилия, потому что князья прекратили битвы с врагом – «супостатом», теперь они «малое великим называют и куют крамолу брат на брата». Пользуясь междоусобицами, со всех сторон нападают на Русь и враги.

Бедам и горю открыли князья Святославовичи (так называет автор великого князя Игоря и Всеволода) дорогу на Русскую землю, говорит автор: «…разбудили поганых для войны». А ведь совсем недавно Святослав, «отец» их, в своем успешном походе против половцев «поганых ратей не щадил», «устрашил их», «порубил мечами», пленил хана Кобяка и «на Степь ногою наступил». Теперь же половцы снова без опаски совершали набеги на Русь, одерживая победы.

Часть 2

В Киеве великому князю Святославу приснился тревожный, «смутный» сон, объяснения которому у него не было. Собрав бояр, рассказал им о приснившемся и услышал от них толкование сна: в битве с половцами Игорь и Всеволод потерпели поражение.

С печалью и горечью произнес свое «золотое слово» Святослав, обращаясь к младшим князьям. Он упрекал их в том, что не вовремя пошли против врага, и «без чести» пролили кровь, решив искать славы для себя и не обращаясь за помощью к другим князьям. Сам Святослав «никому не даст гнезда в обиду», сумеет защитить его. В одном беда: «князья помочь не хотят» ему: они заняты борьбой за власть, и нет проку в их силе и военном умении. Поражение Игоря привело на землю Русскую половцев, и уже «кричат русичи под саблей половецкой», и Владимир изранен, защищая Переяславль.

Автор продолжает обращение Святослава и призывает князей защитить свою землю.

«Ты и Волгу веслами расплещешь, ты шеломом вычерпаешь Дон», – адресует он слова к Всеволоду, а Рюрика и Давида спрашивает, не их ли полки сейчас гибнут «от руки ратника неведомого края». Он призывает отомстить «за Русскую землю и за Игоревы раны».

Выступить за землю Русскую зовет автор и князя Галицкого Ярослава, ведь есть у него для этого силы, ум, и власть его велика.

И к Мстиславу с отважным Романом, чья мысль «мчит ум на подвиг» и под чьи знамена склонили «буйную главу» многие противники, обращается автор, но не заканчивает призыв.

Он с горечью возвращается в мыслях к поражению Игоря:

«Но уж прежней славы больше с нами нет. Поганое войско грады поделило. По Суле, по Роси счету нет врагу…»

Князей Ингвара и Всеволода и троих Мстиславовичей, князей Волынских зовет «для дальнего похода» автор, он не понимает, почему они до сих пор не стали на защиту Руси.

Говоря о том, что границы родной земли не защищены, создатель «Слова» описывает безнадежную попытку князя Изяслава Полоцкого самостоятельно обезопасить их от внешних врагов. Изяслав погиб на поле битвы – никто из русских князей не пришел ему на помощь.

Автор страстно призывает Ярослава и потомков Всеслава прекратить враждовать и понять, что в междоусобицах все потерпели поражение, в результате «раздорами и смутой к нам на Русь поганых завели». Продолжая свою мысль о катастрофических последствиях усобиц для государства, он повествует о судьбе Всеслава, жившего в конце язычества. Всеслав враждовал с разными княжествами, множество полей на Руси «не добром засеял, а костями русскими», но и сам много разных бед познал.

Вспоминая былое и прежних князей, в качестве образца защитника родины автор называет старого Владимира, противопоставляя его своим современникам, Рюрику и Давыду, между которыми нет согласия.

Часть 3

В Путивле Ярославна плачет на городской стене, и голос ее слышен даже на границах земли Русской, долетает он до берегов Дуная.

В глубокой печали обращается она ко всем силам природы. Говорит с ветром, приговаривая, что он навсегда развеял ее радость. Рыдая, разговаривает с Днепром, главной русской рекой, просит его: «сохрани на дальней стороне» любимого мужа. Плача, спрашивает у солнца, как же могло светило, с которым «каждому приветно и тепло», отвернуться от войска князя.

Будто услышав мольбы и плач Ярославны, откликнулась природа. Всколыхнулось море, вихрь помчался в сторону дома Игоря – «сам господь из половецких стран» указывал князю путь домой.

В полночь, когда Игорь не спал, размышляя о возвращении, вдруг услышал он условный свист. Это половец Овлур, приготовив коней для побега, звал Игоря. Помчал Игорь из половецкого плена, «в горностая-белку обратясь», потом «поплыл, как гоголь, по волне, полетел, как ветер, на коне», а вместе с ним и Овлур. Когда беглецы загнали коней, Игорь полетел соколом к Донцу, а Овлур побежал серым волком.

Галки, вороны, сороки не кричали в полях и лесах, только вдалеке пели, радуясь, соловьи, и дятлы стуком своим указывали Игорю нужное направление.

Автор рассказывает о беседе Игоря с рекой Донец. Он называл князя великим и говорил, что своим возвращением из плена Игорь принес земле Русской много радости. Игорь же в ответ благодарил реку за то, что дала ему приют на своих берегах и предупреждала об опасности, пока он отдыхал.

Обнаружив исчезновение Игоря, Гзак и Кончак «ищут беглеца». Гзак предлагал «соколенка», сына Игоря, Владимира, оставшегося в неволе, «золотой стрелой» подстрелить. Кончак считал, что можно «опутать его девицей», женить на половчанке. Гзак же возражал: «он с девицей в терем свой умчится», и тогда «начнет нас бить любая птица в половецком поле» – снова начнут русичи воевать с половцами.

Князь Игорь вернулся из плена. Его возвращение автор сравнивает с появлением солнца на небе. Русская земля ликует: радостные «песни с дальнего Дуная» доносятся до Киева, а Игорь «удалой» идет по Боричеву подъему к церкви богородицы Пирогощей.

Автор славит князей, принявших участие в походе, и дружину Игоря.

Короткий пересказ «Слова о полку Игореве»

Начинается произведение зачином, в котором автор призывает начать песню «по былинам сего времени, а не по замышлению Бояна» — то есть в соответствии с рельными событиями. Боян (древний русский певец-сказитель), когда слагал песню, то «растекался белкой по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками», то есть давал волю фантазии. Автор предлагает послушать повесть о князе Игоре, который повел «храбрые полки» «на землю Половецкую за землю Русскую».

Игорь смотрит на солнце и, видя войско свое, покрытое мраком (солнечное затмение), призывает всех, несмотря на дурное предзнаменование, идти за Дон и сражаться с половцами, так как «лучше… быть изрубленными, нежели сдаться в плен». Вступив в «золотое стремя», Игорь продолжает путь. Дурные предзнаменования множатся – кричат птицы, ревут звери, ухает филин. Русские войска переходят Дон и «преграждают» «багряными щитами широкие поля, ища себе чести, а князю славы». «На заре в пятницу» русские разбивают половецкие полки, увозят с собой богатую добычу и «красных половецких девиц». Русское войско останавливается в поле, располагается лагерем. Половцы в это время собирают силы и во главе с ханом Кончаком нападают на неприятеля. Русские храбро сражаются, особо отличается в бою Всеволод, брат Игоря.

Автор вспоминает о былых битвах времен князя Олега, в которых русские воины стяжали себе славу, сетует на междоусобицы, которые начались затем и в которых русские убивали русских, а иноплеменники «поганые» вторгались в Русскую землю. Сражение с половцами длится «с утра до вечера» три дня, а «на третий перед полуднем пали знамена Игоревы». Автор говорит о том. Что поход Игоря и Всеволода был попыткой дать отпор внешнему врагу, в то время как остальные князья были заняты междоусобицами. В этом Игоря и Всеволод были продолжателями дела своего отца Святослава, который неоднократно побивал половцев.

Святославу в Киеве в момент поражения его сыновей снится «худой сон». В котором ему подносят отравленное питье, каркают вороны, ползают змеи и прочее. Бояре отвечают, что Всеволоду и Игорю, «двум соколам», «крылышки подрезали саблями половецкими, да и самих опутали путом железным».

Святослав говорит «золотое слово», в котором сетует на то, что Игорь и Всеволод не ко времени пошли на половцев, так как остальные князья «себе волости расхитили – по Роси, по Суле города поделили» и не захотели им помогать. Святослав вспоминает о временах Рюрика, Владимира, о доблести предков, призывает князей отомстить за кровь Игоря, «половцам заградить ворота своими острыми стрелами».

Ярославна, жена Игоря, плачет в Путивле на одной из башен кремля, она обращается к Днепру, к солнцу, просит охранять ее мужа и привести к ней невредимым.

Игорь в плену. В одну из ночей он бежит из половецкого плена. Ханы Гза и Кончак бросаются в погоню, но не настигают беглеца, так как и реки, и птицы указывают ему путь «в родное гнездо».

Заканчивает автор повесть здравицей в честь Игоря и других князей.

Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы» | План-конспект урока по литературе (9 класс) по теме:

Конспект урока по литературе в 9 классе

                               Лопина Алла Петровна – учитель русского языка и литературы

                      Статья отнесена к разделу: преподавание русского языка и литературы

Тема: «Слово о полку Игореве» — величайший памятник  древнерусской литературы»

Цели урока:

— обзорная характеристика древнерусской литературы;

— изложение истории открытия «Слова» и событий, нашедших отражение в нем;

— знакомство с исследованиями «Слова» и его переводами.

-развивать навыки  выразительного чтения лирического произведения;

— воспитывать любовь к родному языку и литературе.

Оборудование: презентация, тексты «Слова»

                                                   ХОД УРОКА:

I. Организационный  момент.

II. Объявление темы. Постановка цели.

Слово учителя.

        Ребята, сегодня на уроке, прежде чем начать новую тему, мы повторим жанры, с которыми вы познакомились в 8 классе, назовите их:

-Летопись- это исторические повествования по «летам», т.е. годам. («Повесть временных лет»), воинская повесть («Повесть о разорении Рязани Батыем»), жития («Сказание о житии Александра Невского», «Преподобный Сергий Радонежский» Б.Зайцева).

Поучение – это проникновенная беседа о духовных ценностях.

Воинская повесть, как правило, повествует о важных исторических событиях, деяниях князей-воинов.

Слово является образцом торжественного красноречия.

В житии дается жизнеописание государственных и религиозных деятелей, кого церковь признавала святым. Автор жития давал такой образ святого, который примером своей жизни утверждал истинность основных положений христианского вероучения. Жития по характеру были назидательными.

 Одним из образцов древнерусской литературы является «Слово о полку Игореве». Мы познакомимся с содержанием, композицией, идейной направленностью произведения.

III. Слово учителя о «Слове о полку Игореве», сюжете, положенном в основу произведения:

Рукописный список «Слова» был найден в начале 90-х годов XVIII в. известным любителем и собирателем русских древностей А.И. Мусиным-Пушкиным. С рукописи были сняты копии, одна из них, предназначавшаяся для Екатерины II, дошла до нас. В 1800 г. «Слово» было издано Мусиным-Пушкиным в сотрудничестве с учеными. В 1812 г. сборник, включавший «Слово о полку Игореве», сгорел в московском пожаре, сохранился экземпляр Екатерины II.

В «Слове было много непереведенных мест, так как писали все слова слитно и не ставили знаков препинания. «Слово изучалось литературоведами, поэтами, лингвистами и историками. Переводили А.С.Пушкин, но не успел, В.Жуковский, А.Майков и другие. Пушкин верно почувствовал связи «Слова» с устной народной поэзией. Поэтические элементы «Слова» отразились в русской поэзии и в русской прозе на протяжении двухсот лет. Оно было переведено на большинство западно-европейских языков.

«Слово» с гениальной силой и проникновенностью отразило главное бедствие своего времени – отсутствие политического единства Руси, вражду князей между собой и, как следствие, слабость обороны от кочевых соседей Руси. Единое древнерусское государство распалось в XII веке. Смерть Ярослава Мудрого вызвала дальнейшее разделение Русской земли.

          «Слово о полку Игореве» в основном посвящено походу князя Игоря Святославича Новгород-Северского, предпринятого им в 1185 году против половцев. Игорь Святославич родился в 1151 году, он был вторым сыном Святослава Ольговича Черниговского.Ко времени похода Игоря Святославича у него было уже трое сыновей: Владимир, Олег и Святослав.

Святослав Всеволодович Киевский приходился Игорю двоюродным братом, но как старший по лестнице феодального подчинения, называл его «сыном».

Ко времени похода у Игоря был один брат – Всеволод Святославич «Буй Тур», князь курский и трубчевский. Он был моложе Игоря девятью годами. Во время похода ему было 25 лет.

  В 1183 и в 1184 годах объединенными усилиями русских князей под предводительством Святослава Всеволодовича половцы были разбиты. В этих походах Игорь не участвовал. По-видимому, Игорь тяжело переживал, что не успел из-за гололеда принять участие во втором походе, так как не смог доказать своей преданности союзу русских князей против половцев. Вот почему в следующем году (1185), очертя голову, бросается он в поход против половцев. Игорь ставит себе безумно смелую задачу – с немногими собственными силами дойти до берегов Черного моря, почти сто лет закрытого для Руси половцами. Поход Игоря показал невозможность действовать против половцев в одиночку. Поход Игоря свел на нет результаты предшествующего победоносного похода объединенных русских сил под предводительством Святослава Всеволодовича Киевского. После небольшой победы Войска Игоря встретили небывалое сопротивление половцев. Трое суток день и ночь медленно пробивалось небольшое русское войско к Донцу. В бою Игорь был ранен в правую руку. Отрезанные от воды воины были истомлены жаждою. Первыми изнемогли кони. Много было раненых и мертвых в русских полках. Игорь попал в плен. Схваченный, он видел, как жестоко бьется его брат Всеволод, и просил смерти у бога.

  В это время Святослав Всеволодович Киевский собирал дружину идти на все лето к Дону. Он услышал, что братья утаили от него поход и разбиты.

В «Слове» он произносит «золотое слово», в нем точно определены последствия поражения Игоря.

   В плену Игорь пользовался относительной свободой и почетом. К нему приставили двадцать сторожей, которые не мешали ему ездить и слушались его, если он их куда-либо посылал. Половец Лавр (по всей видимости, крещеный) предложил Игорю бежать. Он хотел отказаться, но сказали, что половцы собираются перебить всех пленных, и он, выбрав вечернее время, послал к Лавру. Он перебрался через реку, сел там на приготовленного коня,

И переехал через половецкие вежи. Одиннадцать дней пробирался Игорь до пограничного города Донца. Всюду Игорь был встречен с радостью.

   В 1187 году вернулся из плена Владимир (сын) с женой – дочерью хана Кончака и с ребенком. Здесь, на Руси, был венчан по церковному обряду.

IV. Композиция «Слова о полку Игореве»

Автор как бы переходит от темы к теме, постоянно меняет место действия. Так же быстро меняется и время действия. Автор обращается от настоящего к прошлому и от прошлого к настоящему. Перед читателем проходит целая гамма ощущений:  от тяжелых предчувствий и скорби автор переходит к патетике призыва; она сменяется лирической, а все произведение завершается радостным и торжественным финалом. В «Слове» — своеобразная музыкальная композиция, в которой каждая часть не только самостоятельная  по теме, но и окрашена своим особым чувством; все части  гармонично слиты в единое и удивительно законченное произведение. Главная тема – тема родины, и это главное чувство  – чувство любви к родине.

    «Слово» начинается с раздумья автора над тем, как ему рассказать о горестных событиях Игорева похода. Он вспоминает старинного певца Бояна. Автор обращается к Бояну не случайно: он считает его своим предшественником.  Автор не только сопоставляет свое произведение с песнями Бояна, но и противопоставляет его этим песням.

  Автор переходит затем к характеристике содержания поэзии Бояна. Он  певец княжеский, а автор собирается озватить события то Владимира Святославича до нынешнего Игоря Святославича, в котором храбрость возобладала над разумным расчетом. Это вступление как бы готовит читателя к восприятию горестного повествования: не о славе Игорева похода, а о пкчальных событиях, «по  былинам сего времени». Автору нужно время, чтобы совладать со своими чувствами и собраться с мыслями.

    Далее автор начинает свой рассказ с упоминания затмения – зловещего предзнаменования, вопреки которому Игорь решается идти в поход. Игорь  говорит перед дружиной, благословляя воинство. Речь его исполнена воинской решимости: победить или умереть. Это завязка.

Противопоставив свое печальное повествование песням Бояна, автор «Слова» рассказывает о сборах к походу: Игорь ждет брата князя Всеволода. Тот поддерживает решение брата, вспоминает о семейной славе.

   Затем тревожная картина, как хищные звери и птицы следуют в походе за войском в ожидании добычи.

   Войско Игоря рассеивает передовые отряды половцев, взяв большую добычу. («то было спозаранок в пятницу»)

   Снова ночуют в поле храбрые князья. Они не подозревают о большой опасности для себя. Тяжкие предчувствия автора усиливаются: надвигается гроза, наступают половцы.

  Саму битву автор не описывает, он не может о ней говорить. Мы знаем, что она длилась три дня. Но обращается к Всеволоду, в пылу битвы не чувствующему ран. Упрекает его в том, что забыл об интересах княжкеского стола, о жене. Напоив «сватов» своею кровью, храбрые русичи полегли за землю Русскую.

   Далее автор переходит к последствиям поражения Игоря для всей Русской земли. Он оплакивает гибель храброго Игорева полка.

  Снова обращается автор к волнующей его теме – к современному ему положению Руси. Поражение Игоря для автора неотделимо от общего состояния раздираемой усобицами Руси. Черниговская земля подверглась нападению половцев и застонала от «напастей».

  Далее автор обращается к тому, как сас Святослав узнал о поражении игоря и Всеволода. В неясном сне томят Святослава предчувствия. Его одевают в погребальное одеяние, сыплют на грудь жемчуг (символ слез). С новой силой возникает тема поражения Игоря.

    Узнав о поражении Игоря, Святослав произносит «золотое слово». он упрекает Игоря и Всеволода в самонадеянности и в нарушении феодального послушания. И автор присоединяет свой голос к голосу Святослава. Он зовет поочередно всех русских князей вместе встать на защиту Русской земли.

    Как бы высоко не поднималась мысль автора – до осмысления общих судеб родины, он  не может расстаться с читателем, не сообщив ему о судьбе своего героя Игоря. Тема личной судьбы Игоря вводится плачем его жены Ярославны. Повествование  становится лирическим: оно насыщено атмосферой народной лирической песни. Но тема родины не отходит на второй план. Плач Ярославны – это плач русской женщины, жалеющей не только Игоря, но и его воинов. Она ищет сочувствия у русской природы.

   Горе Ярославны находит облегчение. Игорь бежит из плена. Природа помогает ему. Бегство Игоря рассказано в образах русских народных сказок. Бог путь указывает.

  Но в плену остался сын Игоря. Между ханом Гзаком и Кончаком происходит спор, как поступить с сыном. Автору было известно, что Владимир женат на половчанке, и это давало право предполагать, что ничто теперь не помешает «птицам» бить половцев в степи половецкой.

   Теперь «Слово» переходит к радостной заключительной части. Князь Игорь нужен Русской земле. Автор провозглашает славу русским князьям – старым и молодым. «Слово глубоко оптимистично по своей сущности. Оно зовет к действию, а не к пассивной скорби.

V. Значение «Слова о полку Игореве»

Чувство любви к родине бесконечно меняется, приобретает все новые и новые оттенки в сочетании с другими чувствами. Чувство это соединяется то с болью за судьбу русского войска, то с раздумьем о прошлом Руси, то с ненавистью к ее врагам, то с лирической задушевностью плача Ярославны, то с радостью по поводу освобождения Игоря. Композиция «Слова» подчиняется и логике мысли, и своеобразной логике чувств.

VI. Комментированное чтение «Слова…»  

( читается начало древнерусского текста. Не все понятно, но красиво, образно, ярко. Затем учитель читает вариант перевода). Презентация дополнит впечатление от прочитанного выразительно текста.

Текст можно прочесть сокращенный в хрестоматии по литературе под редакцией Т.Ф.Курдюмовой.

VII. Беседа по содержанию с опорой на презентацию:

 — Кому посвятил автор «Слова» вступительную часть? Кто же такой Боян?

— Какова познавательная ценность «Слова»?

( Оно дает живую и правдивую картину феодальной обстановки старой Руси).

-Каково отношение автора «Слова» к походу Игоря? 

— Найдите в тексте фрагменты, соответствующие слайду на доске. Как иллюстратор прочувствовал текст «Слова»?

VIII. Подведение итогов урока.

Заключительное слово учителя.

 Великие произведения искусства продолжают участвовать в жизни народа. Вот почему “Слово”, продолжающее жить в произведениях XIX–XX веков, мы вправе считать произведением не только древней, но и в известной мере современной литературы. Оно живо и заражает поэтической энергией, учит литературному мастерству и любви к родине.

Используемая литература:

  1. Д.Лихачёв. “Слово о полку Игореве» — историко-литературный очерк. Москва. Просвещкение, 1982 г.
  2. Учебник-хрестоматия для 9 класса по литературе под редакцией Т.Ф.Курдюмовой

Чистяков Юрий. Каталог. Картины, картинная галерея, русское искусство

Каталог Чистяков Юрий

Москва, Россия

URL: artnow.ru/ru/чистяков

Электронная почта агенту художника

Регистрация 2008.08.23

Рейтинг Artnow:
— Живопись: 657
— Графика: 755
— Скульптура: 526
— ИКОНЫ: 529
— Декор: 503

.

Байкал. Лиственичное

Семейские женщины

Бурятия. В цветущей долине Морена

Иллюстрации к Пушкину: Избранные стихи 4 3/80

Инстинкт (жизненный) круг

Пространство

Застывшая музыка. Паганини играет

Конная статуя полководца Александра Суворова

Конная статуя полководца Александра Суворова

Эскиз портретного бюста. Авиценна — 3/81

Эскиз портретного бюста. Авиценна

Паша

Богородица

Спаситель

Вербное воскресенье

Отчаяние. Эскиз гобелена

Аве Мария. Витраж

Ева. Витраж

Биография

ЮРИЙ ЧИСТЯКОВ. БИОГРАФИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ.

Юрий Георгиевич Чистяков (1931-2001) художник и архитектор, родился в Улан-Удэ. Окончил Московский архитектурный институт. Выразительные средства художника основаны на монтировочной и иллюстративной графике, монументальном замысле в архитектуре и скульптуре. Он использовал смешанную технику, сочетая многослойные тональные акварели, темперу, гуашь, тушь, пастель и масло.
Творчество Юрия Чистякова построено на традициях и авангарде и тесно связано с ритмами обычного и необычного. Он занимает видное место в тех четвертях культуры ХХ века, где концептуальное видение, тонкое мастерство, подсознание и смыслы, прекрасное владение рисунком, перспективой и композицией, разнообразием языка и пластики, пониманием законов дисгармонии черного и белого, утонченное чувство цвета принадлежат. Как разносторонний художник и новатор, он был самостоятельным и ярким талантом, стремящимся проникнуть в глубину смысла жизни.
Юрий Чистяков создал серию крупных живописно-графических циклов, передающих историческую, религиозную и мифологическую тематику, в том числе «Петр Первый», «Куликовская битва», «Слово о полку Игореве», «Ветер степной», «Космос». , «Адам и Ева». Он иллюстрировал произведения таких признанных в культурном отношении авторов, как Пушкин, Блок, Лермонтов, Достоевский, Чехов, Гоголь, Булгаков, Сервантес, Свифт. Его иллюстрации являются точным и точным продолжением идеи авторов. В графических текстах изобилуют ассоциации и метафоры, которые легко вписываются в поэтический замысел. Любимым героем художника был человек. Портреты, остроумные зарисовки, плакаты, лубочные картинки, похожие на карикатуры, утопии и фантазии были его ответом на человеческие чувства. Темы русских и бурятских эпических традиций широко распространены в его собственных изображениях отшельников, пилигримов и кентавров, наследников сибирской свободы в открытых дебрях.
Юрий Чистяков был известным дизайнером системных монументальных проектов. В его творческом содружестве с другими выдающимися скульпторами изготовлены и установлены памятники «Павшим в Великой Отечественной войне», Суворову в Тирасполе, Авиценне в Ташкенте, Индире Ганди в Индии, Святому Владимиру в Данииловом монастыре Москвы, Св. Владимиру Крестителю в Аргентину, дирижёру Свешникову. Авторские проекты памятников памяти Есенина для Ташкента, памяти Высоцкого, Окуджавы для Москвы и др. экспонировались на Всесоюзных и Заказных конкурсах.
Некоторые из них стали призёрами. В посольствах, музеях и крупных выставочных центрах проходили персональные выставки художника.
Работы, посвященные Петру I, были представлены на праздновании 300-летия Санкт-Петербурга; Интерфакс, СПб, 2004.
В селе Михайловское (Пушкинские горы) в 2004 г. прошла выставка избранных работ Пушкинианы. В 2004 г. Союз архитекторов России принимал у себя две выставки «Жемчужные тона акварелей» и «Книжные рисунки» в 2006 г.
«Дорожные альбомы» были представлены в Гостином дворе в Москве в 2007 году.
В 2004–2008 годах работы художника были представлены на двух фестивалях в ЦВЗ «Манеж», книжных ярмарках и выставках антиквариата.
Иллюстрации Юрия Чистякова вошли в состав девяти книг, в том числе уникально оформленного вручную в кожаном переплете сборника исторических документов о Петре Первом и его днях (Издательство А. Вяткин, 2007 г.). В 2007 году вышла книга под названием «Юрий Чистяков. Чертежи» издавало Псковское ГУП.

Юрий Чистяков — член Союза архитекторов России, награжден Золотой медалью Вучетича, золотыми и серебряными медалями различных выставок. Работы художника разбросаны по частным коллекциям в стране и за рубежом.

1922: Annus Mirabilis литературного модернизма

Выделите поисковый запрос
  • Сохранить
  • Цитировать
  • Отправить этот контент по электронной почте

    Поделиться ссылкой


    Скопируйте эту ссылку или нажмите ниже, чтобы отправить ее другу по электронной почте

    Отправить этот контент по электронной почте

    или скопируйте ссылку напрямую:

    https://oxfordre. com/literature/display/10.1093/acrefore/9780190201098.001.0001/acrefore-9780190201098-e-60

    Ссылка не скопирована. Ваш текущий браузер может не поддерживать копирование с помощью этой кнопки.

    Ссылка успешно скопирована


  • Поделись этим

Войти Навигация по статье

Войти

Имя пользователя

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя

Пароль

Пожалуйста, введите ваш пароль

Забыли пароль?
Нет учетной записи?

Статья Содержание

Показать информацию об резюме. mirabilis («чудесный год») англо-американского литературного модернизма, главным образом из-за почти одновременной публикации Т. С. Элиота «Бесплодная земля», Джеймса Джойса «9».0132 Улисс

и Вирджиния Вулф Комната Джейкоба . Особый исторический характер 1922 года по-прежнему вызывает беспокойство: этот год был одновременно временем травмирующих воспоминаний о Первой мировой войне и моментом возобновления стремления к радикальным экспериментам модернизма. Во время войны Элиот, Джойс и Вульф получили необычную возможность пересмотреть и расширить свои эстетические амбиции. Каждое из их произведений является свидетельством более дерзкой провокации послевоенной литературы, но каждое из них сталкивается с мощным сопротивлением культурных и политических авторитетов, которые считали усилия, особенно Элиота и Джойса, бессмысленными и опасными. В послевоенный период также наблюдалось быстрое распространение новых технологий (особенно в области транспорта и телекоммуникаций) и общества потребления, стремящегося пользоваться доступностью только что находящихся в обращении материальных благ. Д. Х. Лоуренс описал окончание войны как облегчение и как угрозу.
Эта двойная валентность улавливает контраст между жгучими воспоминаниями о смерти на поле боя и предвкушением удовольствия и полноты в эпоху джаза. Центральные фигуры в этой записи одновременно по-новому уверены в состязательной миссии модернизма и полностью осознают социальную самоуспокоенность и культурный консерватизм, выставленные против них. Непосредственное ощущение беспокойства этих произведений происходило из-за их формального вызова, в частности, из-за пересекающегося использования многоголосого и многоракурсного монтажа, совокупности фрагментарных взглядов и разнообразия речевых тонов. Эта заметная техника тесно связана с ранними фильмами Дзиги Вертова и послевоенной философией логических атомов, разработанной Бертраном Расселом и Людвигом Витгенштейном. Но формальная изобретательность, проявленная в течение года, не более заметна, чем социальная забота. Тем более, что в 21 веке исторические исследования того периода восстановили глубину интереса к вопросам расы, империи, сексуальной слабости и социальной несостоятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *