О чем рассказ гоголь миргород: Гоголь «Миргород» – анализ — Русская историческая библиотека

Гоголь «Миргород» – анализ — Русская историческая библиотека

В 1835 году выходит сборник Гоголя «Миргород» (см. его полный текст и пересказ).

Ощущение безнадежности и обреченности, которое просвечивало сквозь шумное веселье «Вечеров на хуторе близ Диканьки», в новых рассказах расширяется и углубляется. Гоголь видит мир во власти темных сил; он умеет «вызвать наружу все, что ежеминутно перед очами и чего не зрят равнодушные очи, всю страшную потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров».

 

Миргород. Краткое содержание. Иллюстрированная аудиокнига

 

В «Старосветских помещиках» (см. полный текст и краткое содержание) автор изображает тихую, счастливую жизнь двух стариков – супругов Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны. Невольно вспоминается древняя легенда о любовной идиллии Филемона и Бавкиды. «Жизнь их так тиха, так тиха, – пишет Гоголь, – что на минуту забываешься и думаешь, что страсти, желания и неспокойные порождения злого духа… совсем не существуют».

Но как непрочны частоколы и плетни, ограждающие игрушечный рай стариков! Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна живут в невинности и блаженстве: низенький домик с протоптанной дорожкой от амбара до кухни, связки сушеных груш и яблок, висящие на заборе, жарко натопленные чистенькие комнатки с дверями, поющими на разные голоса; кладовые, полные всевозможных варений и солений, – таков уютный мирок старосветских помещиков.

С умиленной любовью рассказывает автор об их прямодушии, простоте, скромности, гостеприимстве, об их трогательной взаимной любви. Но ни любовь, ни чистота не могут уберечь это беззащитное счастье. «Злой дух» проникает в их рай под видом тощей, одичавшей кошки; входит смерть и страдание. Для изображения темных сил Гоголь не нуждается более в чертях украинских сказок. Но куда страшнее мяуканье серенькой кошечки, предвещающей смерть, чем приплясывание черта, У которого «мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком».

Суеверная Пульхерия Ивановна верит, что одичавшая кошечка приносит ей смерть. Она делает распоряжения, ложится в постель и умирает. Через пять лет Афанасий Иванович слышит зов умершей жены – и покорно умирает. Закрываешь книгу и думаешь: для чего жили эти добрые, любящие люди? В чем был смысл их жизни? Почему погибли они от какого-то нелепого суеверия? И вспоминаешь слова автора: «страшная, потрясающая тина мелочей, опутавших нашу жизнь».

В «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (см. полный текст, краткое содержание и анализ) перед нами снова замкнутый мирок, «медвежий угол», в котором живут два друга – помещика. Гоголь как будто хочет сказать нам, что на земле дружба столь же случайна, бессмысленна и беспомощна, как и любовь.

Долгие, спокойные годы прожили соседи в полном согласии. Они заменяли друг другу не только семью, но и весь мир. Иван Иванович витиевато рассказывал Ивану Никифоровичу политические новости, упреждал его в недостаточной тонкости обращения и любил пощеголять перед ним своим глубокомыслием; Иван Никифорович, ленивый и неуклюжий, с удовольствием ел дыни, прислушиваясь к красноречию своего друга; он добродушно трунил над его самолюбием и любил поражать его резкостью своих суждений. Все это повторялось изо дня в день, из года в год, как привычный образ жизни. Друзья дополняли друг друга и были вполне счастливы.

И вот Ивану Ивановичу понравилось старое ружье Ивана Никифоровича, а Ивану Никифоровичу не захотелось уступить его Ивану Ивановичу. Они поспорили, и один назвал другого «гусаком». Это довольно невинное слово показалось обиженному крайне оскорбительным, произошла ссора, потом многолетняя тяжба; любовь внезапно превратилась в ненависть, и бывшие друзья проявили отвратительную мелочность, злобу, коварство.

Автор заканчивает свою повесть восклицанием: «Скучно на этом свете, господа!» Скучно от трясины провинциального города с его пошлостью, низменными интересами, злобными сплетнями; скучно от этой судебной волокиты, доносов, жалоб, взяток, интриг; скучно от поветового суда с сундуками, в которых хранятся кипы гербовой бумаги с ябедами и прошениями; скучно от «удивительной лжи», находящейся на главной площади Миргорода. Серая, убогая жизнь; серые, пошлые души, страшный мир, раскрывающийся беспощадным и зорким глазам Гоголя.

В рассказе «Вий» (см. полный текст, краткое содержание и анализ) бурсак-философ Хома Брут читает псалтырь над гробом панночки-ведьмы. Красота умершей поражает его паническим ужасом. Гоголь глубоко задумывается над загадкой красоты. В своей жизни он не знал любви к женщине и боялся этого чувства; ему казалось, что оно разрушит его душу. «Это пламя превратило бы меня в прах в одно мгновение», – писал он своему другу Данилевскому. Хома Брут гибнет от демонической силы красоты; мертвая красавица поднимается из гроба, злые духи врываются в церковь и приводят Вия – страшное чудовище с руками и ногами, засыпанными землей… У него железное лицо и веки, опущенные до самой земли. Он указывает железным пальцем на Хому, и тот, бездыханный, падает на землю.

В сборнике «Миргород» помещена большая историческая повесть «Тарас Бульба» (см. её полный текст и краткое содержание). Задумав обширный труд по истории Малороссии, Гоголь собирал документы, сказания и народные песни. Истории он не написал; вместо научного и объективного исследования создалась вдохновенная лирическая поэма о славном прошлом Запорожской Сечи.

«Тарас Бульба» – не спокойное повествование историка, а восторженный гимн героям, сражавшимся за веру и родину; прошлое малороссийского казачества Гоголь видит сквозь призму украинских дум, которые он называет «звонкими, живыми летописями». Он не рассказывает, а поет; вот почему тон его повести такой напряженный, повышенный, почти риторический.

Ритм прозы здесь легко переходит в ритм стихотворной речи; образы, сравнения, эпические повторения текут ровным лирическим потоком; отважный, разгульный и жестокий Тарас и его сыновья, суровый, воинственный Остап и романтически – влюбленный, пламенный Андрий, занимают первый план большой полуисторической, полусказочной картины. Их фигуры выше человеческого роста; это «лыцари» (рыцари), полные стихийных сил и неукротимых страстей. (См. статьи «Тарас Бульба» – история создания, «Тарас Бульба» – история и вымысел, «Тарас Бульба» – описание казаков.)

Тарас везет своих сыновей, только что вернувшихся домой из бурсы, в Запорожскую Сечь. Картины вольной и беспечной жизни казачества полны буйной удали. Андрий, влюбленный в полячку, проникает в осажденный казаками город и изменяет Родине; Тарас убивает его собственной рукой. Остап попадает в плен к полякам, и отец в толпе присутствует при его ужасной казни. Среди нечеловеческих мучений Остап кричит: «Батько! где ты? Слышишь ли ты все это?» И Тарас, выдавая себя, отвечает: «Слышу!» Потом он свирепо мстит врагам за смерть сына; наконец, поляки захватывают его и сжигают на костре.

Молодецкие бои, отважные подвиги, героические события, напряженное и драматическое действие возвышенные чувства и пламенные страсти – все это придает поэме Гоголя романтическое очарование. Если прибавить к этому чудесные по своей поэзии описания южной природы, то станет понятно ее влияние на многие поколения русского юношества.

В повести «Тарас Бульба» Гоголь прощается со своей любимой Малороссией, ее славным прошлым, ее звонкими песнями. Жизнь в Петербурге и знакомство с чиновническим миром вскоре внушают ему иные сюжеты, другую литературную манеру.

 

«Миргород» — краткое содержание сборника повестей Н. В. Гоголя


Здесь даны основные сведения о сборнике повестей Н. В. Гоголя «Миргород», представлено его краткое содержание, которое может пригодиться для читательского дневника и подготовки к уроку. В конце статьи указаны жанры, темы и идеи этих повестей.

Содержание

Краткие сведения о произведении

«Миргород» — так называется сборник повестей Николая Васильевича Гоголя, который является продолжением цикла повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». Впервые напечатан он в 1835 году и опубликован в двух томах, в каждом было две повести.

Произведения, входящие в сборник, основаны на украинском фольклоре. В них описаны нравы мелких помещиков, быт украинских крестьян и казаков. Добродушная усмешка, ядовитая ирония, героическая патетика — всё это органично вместилось в замечательный цикл повестей.

Несмотря на то, что повести сгруппированы, их можно читать и отдельно, так как тематически они очень самостоятельны.

Краткое содержание для читательского дневника

Часть первая
Старосветские помещики

В одной из деревень жили старички-помещики — Афанасий Иванович и его жена Пульхерия Ивановна. У них не было детей, всю свою доброту супруги обращали друг на друга. Старики любили угощать гостей, и сами покушать любили. Пульхерия Ивановна всегда была озабочена тем, как бы повкуснее покормить мужа.

Как-то раз кошечка Пульхерии Ивановны сбежала в лес к одичавшим котам. Через некоторое время она вернулась, поела, но погладить себя не дала, затем убежала и больше не появлялась. Пульхерия Ивановна решила, что в образе кошечки приходила за ней смерть. Предупредила она ключницу, чтобы хорошо за Афанасием Ивановичем ухаживала, когда он останется один, затем слегла и умерла.

На похоронах у Афанасия Ивановича был такой вид, точно он не понимает происходящего. Вернувшись в дом и увидев его опустевшим без хозяйки, Афанасий Иванович зарыдал.

Через пять лет дом сильно обветшал, а Афанасий Иванович очень ослабел, продолжая тосковать о жене, и умер.

Перед своей кончиной, гуляя в саду, он услышал голос Пульхерии Ивановны, позвавший его по имени. Афанасий Иванович попросил похоронить его рядом с Пульхерией Ивановной. Желание его исполнили. Добро из опустевшего дома растащили приказчик и ключница, а то, что осталось, пустил по ветру наследник — дальний родственник.

Подробнее читайте здесь.

Тарас Бульба


Остап и Андрий, сыновья казацкого полковника Тараса Бульбы, закончив учёбу в Киеве, приехали домой. Отец отправил их в Запорожскую Сечь и поехал с ними сам, чтобы представить сыновей своим старым товарищам.

В Сечи в это время шла разгульная жизнь, так как казакам нечем было заняться. Остап и Андрий тоже стали весело проводить время. Тарас был недоволен, что им негде проявить свои боевые качества. Он уговорил казаков избрать нового кошевого. Выбрали старого друга Бульбы, и Тарас подбил его совершить поход на Польшу. В боях Остап и Андрий возмужали, отец был ими доволен.

Как-то ночью из города, осаждённого казаками, к Андрию пробралась служанка польской панночки, той, в которую он влюбился во время учёбы в Киеве. Служанка передала её просьбу дать хлеб для матери, умирающей от голода. Андрий, положив в мешки хлеб, прошёл по подземному ходу в город. Встретившись с прекрасной полячкой, Андрий ради неё отрёкся от родины, отца, казаков и стал воевать на стороне поляков.

Узнав о предательстве, Тарас убил сына, встретившись с ним в бою. Остап был пленён, а Тарас тяжело ранен и увезён другом в Сечь.

Затем Бульба, оправившись от ран, поехал в Польшу в надежде выкупить из плена сына. Освободить Остапа он не смог и стал свидетелем казни сына. Бульба решил отомстить полякам и поднял против них казаков. Хотя польский гетман сдался, Тарас повёл полк «гулять по Польше». Даже детей и женщин не щадили казаки. Когда полк попал в окружение, враги сожгли Тараса Бульбу заживо.

Часть вторая
Вий


Трое студентов киевской семинарии на каникулах отправились по сёлам и хуторам зарабатывать пропитание с помощью духовных песнопений. Заблудившись, попросились они на ночлег в хуторе. Старая хозяйка одному из бурсаков, Хоме Бруту, велела ночевать в хлеву. Поздним вечером она пришла туда, вскочила на Хому и погнала его по полям и буеракам. Бурсак стал молиться, силы ведьмы ослабели, и он сумел сам вскочить на неё и погнал, охаживая поленом. Чары к утру развеялись, ведьма превратилась в прекрасную панночку, упавшую в изнеможении на землю.

Хома вернулся в бурсу (общежитие семинаристов). Вскоре ректор семинарии послал его читать молитву над умирающей дочерью сотника. Хому заперли в церкви на ночь с умершей панночкой. Хома понял, что на хуторе была она.

Ведьма вылезла из гроба и стала искать Хому, но не нашла, так как он вокруг себя очертил круг. На следующую ночь панночка летала в гробу по церкви и пыталась прорваться через круг.

На третью ночь в церковь набилась нечисть и искала Хому. Привели Вия, подняли его железные веки. Увидел он Хому и указал на него нечисти. Хома погиб перед самым наступлением утра. Услышав крик петуха, нечисть кинулась прочь, но застряла в церковных дверях и окнах.

Подробнее читайте здесь.

Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем

В повести рассказывается об анекдотической ссоре и тяжбе двух миргородских обывателей: Довгочхуна и Перерепенко.

Иван Иванович и Иван Никифорович были соседями и меж собой прекрасно ладили. Как-то раз увидел Иван Иванович прекрасное ружьё у Ивана Никифоровича и хотел выпросить его или поменять на бурую свинью, но тот не согласился. Поссорились они, и Иван Никифорович назвал соседа гусаком. Тот неимоверно обиделся. Примирения не произошло, так как к Ивану Никифоровичу приехала Агафья Федосеевна и стала настраивать его против Ивана Ивановича.

Начали бывшие приятели мелочно вредить друг другу. Чтобы уязвить соседа, Иван Никифорович велел построить рядом с общим плетнём гусиный хлев. Ночью Иван Иванович подпилил хлев, и он рухнул. Оба подали прошение в суд, но только судья принял эти прошения, как вбежала бурая свинья и утащила прошение Ивана Никифоровича.

Городничий пытался помирить соседей, но у него ничего не получилось.

Юрист, нанятый Иваном Никифоровичем, составил новое прошение, в котором были угрозы суду, если он станет бездействовать. Судья снова безрезультатно попытался помирить противников. Уладив формальности, документы положили в шкаф и два года о них не вспоминали.

Когда городничий устроил ассамблею, среди гостей был Иван Иванович. Именно поэтому Иван Никифорович не пришёл туда. Гости решили зазвать его и помирить с Иваном Ивановичем. Парламентёр от них уговорил помещика прийти к городничему.

Гости заставили враждующих соседей рассказать, с чего началась ссора. Иван Никифорович готов был помириться, но нечаянно сказал, что зря сосед обиделся за то, что он назвал его гусаком. В бешенстве выбежал Иван Иванович и месяц не выходил из дома. Он нанял «чернильных дельцов», которые перенесли дело из суда в палату.

Через двадцать два года, проезжая через Миргород, автор увидел в церкви постаревших Ивана Никифоровича и Ивана Ивановича. Они так же жаждали победить в суде, но палата всё время только обещала, что дело решится на следующей неделе.

Автор, грустно размышляя о такой жизни, покинул Миргород.

Краткий пересказ повести по главам читайте здесь.

Заключение к краткому содержанию


Жанры повестей, составивших сборник «Миргород», различны: героическая эпопея «Тарас Бульба», мистическая повесть «Вий» и нравоописательные повести «Старосветские помещики» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Темы этих произведений различны:

  • бездуховность, измельчение нравов;
  • патриотизм запорожцев;
  • мистика в народном предании.

Идеи можно определить так:

  • Бездуховность ведёт к опустошению человеческой личности.
  • Верность отчизне придаёт человеку силу духа, а изменнику нет оправдания.
  • Если символами жизни часто выступают демонические силы, то такие люди, как мирный семинарист Хома Брут, обречены на гибель.

Краткое содержание повестей пригодится для заполнения читательского дневника и для подготовки к уроку литературы.


Учительница Косточка задаёт прочитать:

деревенских вечеров под Диканькой и Миргородом Николай Васильевич Гоголь | Подержанная книга | 9780192828804

  1. Дом
  2. Художественная литература
  3. Классическая художественная литература