Автор «Горя от ума» Александр Грибоедов: жизнь и судьба
Сергей АЛДОНИН
21.04.2020
В истории литературы он остался автором одной — зато какой! — комедии, хотя, кроме «Горя от ума», его перу принадлежат несколько стихотворений и водевилей, а также отрывки из неоконченных произведений. Лишь небольшие фрагменты дошли до нас от трагедии Александра Грибоедова «Грузинская ночь» — слушатели, современники автора, находили ее еще более талантливой, чем «Горе…». Но превыше всего — пример поразительного благородства и редкой отваги, явленный нам в судьбе этого чрезвычайно одаренного, не умевшего лишь прислуживаться человека.
КОРНЕВАЯ СИСТЕМА
Его далекий предок прибыл в Москву из Польши в Смутное время — как говорится, «на ловлю счастья и чинов». Принял православие и присягнул русскому трону. По линии матери одним из пращуров Грибоедова был видный политический деятель эпохи царя Алексея Михайловича, правовед и историограф, знаменитый дьяк Федор Иоакимович. Тот являлся составителем главного свода законов России — «Соборного уложения», написал «Историю о царях и великих князьях», в которой высоким слогом обосновал права династии Романовых на московский престол. Александр Сергеевич гордился родством с этим талантливым политиком, историком и писателем.
Получивший воспитание в той самой среде, которую позже высмеял в бессмертной комедии, свою любовь к Москве автор «Горя от ума» не утратил ни в Тифлисе, ни в Тебризе, собирался прославить Белокаменную в трагедии о 1812 годе. Жаль, что великий замысел так и остался нереализованным.
Ранняя одаренность Грибоедова удивительна даже по меркам Золотого века русской литературы. Еще подростком он овладел едва ли не всеми европейскими языками, к коим в зрелости добавил восточные.
Изучал историю, филологию, право, слыл виртуозным музыкантом. Ощущая некоторое интеллектуальное превосходство над ровесниками, иногда заносился, и его считали гордецом. Однако с особой придирчивостью Александр Грибоедов относился прежде всего к самому себе.Совсем еще юный гусар, он мечтал сразиться в 1812-м с французами, но полк, где служил будущий литератор, остался в резерве. В молодые годы отдал дань разгулам, светским развлечениям, которые нередко заканчивались драматически. На его бретерском счету — несколько дуэлей и вереница романтических историй. Грибоедов вышучивал все на свете, кроме русских святынь, становился собранным и строгим, когда речь шла о чести Отечества, когда на нее посягали «французики из Бордо».
ДИПЛОМАТ ИМПЕРИИ
После первой длительной командировки (направлялся в Персию через Кавказ) былой вертопрах остепенился, полюбил одиночество, молитву, стал все больше задумываться о долге. «Гениальный, набожный, благородный, единственный мой Грибоедов!» — писал о нем верный друг на долгие годы Вильгельм Кюхельбекер.
На Кавказе Александр Сергеевич стал не просто адъютантом, но младшим товарищем и соратником прославленного генерала Ермолова, а в одном из писем составил такую характеристику полководца: «Что за славный человек: мало того, что умен, нынче все умны, но совершенно по-русски на все годен, не на одни великие дела, не на одни мелочи… Притом тьма красноречия, и не нынешнее отрывочное, несвязное наполеоновское риторство, его слова хоть сейчас положить на бумагу. Любит много говорить, однако позволяет говорить и другим».
Пришло время, и Алексей Ермолов спас друга — после декабрьского восстания 1825-го. В заговоре Грибоедов не участвовал, к революционным планам относился скептически («Сто прапорщиков хотят изменить государственный быт России!»), но у него хватало приятелей среди активистов тайных обществ. На допросах его фамилия прозвучала несколько раз, и он-таки оказался под стражей. Ермолов вовремя уничтожил бумаги, которые могли скомпрометировать арестованного.
К счастью, через несколько месяцев Александра Сергеевича отпустили и даже присвоили ему очередной чин — надворного советника. Он снова отправился на Восток — налаживать дипломатические связи.СЮЖЕТ НА ВСЕ ВРЕМЕНА
В Персии и Тифлисе был сочинен первый вариант комедии, названной поначалу «Горе уму». Конечно, автор сочувствовал Чацкому, одаренному и честолюбивому молодому человеку, не желающему подчиняться предрассудкам, гнету больших денег и законам слепого чинопочитания. Он требовал от своих персонажей благородства — и от Фамусова, в котором вывел родного дядю, известного светского льва, адепта старинных нравов, и от Молчалина, предавшего идеалы своего свободолюбивого поколения, выбравшего, по сути, лакейскую стезю.
Пушкин высоко оценил поэтическое мастерство Грибоедова, предсказал, что десятки реплик из его творения станут пословицами, однако к главному герою пьесы отнесся критически: «В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подоб.».
При жизни Александра Сергеевича-второго пьеса не попала на большую сцену. Власти побаивались острого конфликта между «старым» и «новым», «Чацким» и «Фамусовым». В речах вольнодумного героя видели чуть ли не призыв к политическому перевороту. Зато сочинение стремительно распространялось в «списках» — его переписывали вручную. По империи ходило более сорока тысяч таких экземпляров! А значит, вся читающая Россия знала автора. Его остроты звучали повсюду.
Театр Грибоедова — это натянутая струна интриги, насмешка и боль, наконец, щедрая россыпь крылатых выражений, обогативших нашу речь, подаривших ей новые смысловые и стилистические оттенки. «Счастливые часов не наблюдают», «Злые языки страшнее пистолета», «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Ум с сердцем не в ладу», «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь» — эти фразы мы повторяем, вслух и про себя, очень часто. Они помогают привести в порядок мысли, рассмотреть внезапные нюансы житейских ситуаций и чувств. Нерв грибоедовской драмы — в обостренном восприятии понятия личной чести. Чацкий находит унижением человеческого достоинства жизнь по лекалам света с его предрассудками, зависимостью от мнения «княгини Марьи Алексевны». Лицемерить, хитрить для него — тоже бесчестие.
«Горе от ума» — комедия грустная, в ней можно прочесть и разочарование, и надежду. За 180 лет сценической истории «мильона терзаний» Россия повидала немало талантливых версий бессмертного сюжета. Грибоедовской палитры хватило на десятки актерских и режиссерских художественных открытий. Вспомним лишь несколько знаковых постановок.
В конце 1920-х в главной роли гарцевал на сцене театра Мейерхольда Эраст Гарин.
Это был Грибоедов навыворот — гротескный, эксцентричный, изломанный, как эпоха НЭПа. Самый яркий и убедительный послевоенный Чацкий (сильная личность, деятельный борец за свои идеалы, непонятый, но несломленный) — Михаил Царев из Малого театра. Ироничный, язвительный, но настроенный романтически герой 1960-х предстает в первую очередь в исполнении Сергея Юрского в спектакле ленинградского БДТ, тот спектакль был с оттенком фрондерства. Олег Меньшиков — самый известный Чацкий начала XXI века: усталый, углубленный в себя, разочарованный, однако сохранивший внутреннюю свободу. Сегодня на первый план вышли, пожалуй, интерпретации образа Фамусова, которого все чаще представляют не вальяжным лицемером, а скорее осторожным консерватором — как у Юрия Соломина в последней постановке Малого. И все эти свойства, тона и оттенки действительно есть у Грибоедова. Можно не сомневаться в том, что завтрашний Чацкий будет иным, поскольку все загадки мудрой комедии еще не раскрыты, все пласты до конца не разведаны.ТУРКМАНЧАЙСКАЯ ПОБЕДА
В Персидском походе он служил советником при главнокомандующем Иване Паскевиче. Там довелось испытать себя: видел кровь, слышал канонаду, не прощал себе минутной слабости, даже малейшего страха, не кланялся пулям. Не случайно дороже всех наград для него была скромная серебряная медаль «За Персидскую войну», которую вручали участникам боевых действий: от генералов до новобранцев.
В его ведении оказались, само собой, все дипломатические хлопоты. Александр Сергеевич помогал военачальнику в переговорах с местным населением, вел переписку генерала. Появление армянского и грузинского ополчения, помогавшего русским, тоже во многом было заслугой Грибоедова. Поход стал освободительным для армян, наши войска избавляли древний христианский народ от персидского гнета.
Но выиграть войну мало, необходимо закрепить ратные успехи на мирных переговорах. Паскевич доверил своему советнику главную роль и в составлении договора, и во время прений с персидскими дипломатами. Отстоять победу удалось, Россия сделалась хозяйкой на Каспийском море, получила Восточную Армению, несколько крепостей, а также огромную контрибуцию. Грибоедов большое внимание уделил судьбам христиан (прежде всего, речь шла опять же об армянах), оставшихся на территории Персии, но стремившихся стать подданными Российской империи. Это был его звездный час. Паскевич отправил Александра Сергеевича в Петербург, чтобы торжественно вручить Туркманчайский договор императору. Николай I осыпал посланника наградами. И в Петербурге, и в Тифлисе его как триумфатора встречали торжественным салютом.
Даже в жандармерии на многообещающего дипломата составили положительную характеристику: «Должно прибавить, что Грибоедов имеет особый дар привязывать к себе людей своим умом, откровенным, благородным обращением и ясною душою, в которой пылает энтузиазм ко всему великому и благородному. Он имеет толпы обожателей везде, где только жил, и Грибоедовым связаны многие люди между собою».
ПЕРСИДСКАЯ ТРАГЕДИЯ
Как и подобает воину, он не избегал опасных конфликтов, не уклонялся от дуэлей. Его рассуждения о близкой смерти многие считали рисовкой, при том что в последние месяцы жизни поэта и дипломата затягивало в воронку, вырваться из которой шансов почти не было.
Вернувшийся в Персию в ранге полномочного посла Российской империи, для воинственных персов Грибоедов был прежде всего творцом Туркманчайского мира, а значит, злейшим врагом. Тяжелое бремя контрибуции иранская знать взвалила на подвластное население, крестьянам и ремесленникам пришлось платить новые налоги.
В соответствии с договором желавшим переселиться на территорию Эриванского и Нахичеванского ханств армянам предоставлялось русское подданство. В посольство потянулись сотни желающих и среди них — евнух шахского гарема Якуб Маркарян, который много лет был тайным христианином, оставаясь приближенным персидского монарха. Персы сочли это оскорблением: посвященный в тайны тегеранского двора человек оказался предателем, а Грибоедов укрыл его в посольстве, как и двух армянок, сбежавших из гарема одного из самых воинственных вельмож — Аллаяр-хана.
В мечетях и на базарах зазвучали яростные, полные ненависти к России и ее посланнику речи. По мнению моджахедов, русские вели себя вызывающе, попирали многовековые восточные традиции. Все эти обстоятельства-факторы охотно использовали в геополитической борьбе против нашей страны англичане. Они не только всячески поддерживали мстительные намерения Аллаяр-хана, но и участвовали, судя по некоторым сведениям, в подготовке нападения на русскую миссию.
30 января (11 февраля) 1829 года остановить погромщиков не мог никто. Толпа запрудила все подходы к посольству. Десятки тысяч (не меньше!) разъяренных фанатиков требовали крови неверных и быстро перешли от угроз к жестокой резне.
Сколько раз Грибоедов рисковал жизнью на дуэлях и в военных походах! Он неплохо стрелял, прекрасно владел холодным оружием, но на сей раз этих умений было явно недостаточно. Сражался до последнего, понимая, что обречен, самоотверженно защищал русский форпост, посольство своей державы. Разгоряченные штурмом исламисты взяли его кабинет после того, как проломили крышу. Миссию защищали 35 казаков, и все они погибли в том неравном сражении рядом с послом.
Из сотрудников посольства спасся лишь один человек — бежавший с поля боя Мальцев. Грибоедов не отступил ни на шаг, для него и в роковые минуты не было ничего дороже чести. Тело Александра Сергеевича опознали по старому дуэльному ранению…
«Я расстался с ним в прошлом году в Петербурге перед отъездом его в Персию. Он был печален и имел странные предчувствия. Я было хотел его успокоить, он мне сказал: «Вы еще не знаете этих людей: вы увидите, что дело дойдет до ножей». Он полагал, что причиной кровопролития будет смерть шаха и междоусобица его семидесяти сыновей. Но престарелый шах еще жив, а пророческие слова Грибоедова сбылись. Он погиб под кинжалами персиян, жертвою невежества и вероломства», — свидетельствовал Пушкин, для которого память о собрате и полном тезке стала священной.
Законы большой политики далеки от рыцарских, ни Петербург, ни Тегеран не были заинтересованы в новой войне. Николай I не отказал в аудиенции персидскому принцу Хосрев-Мирзе, прибывшему на берега Невы с извинениями за разгром посольства и убийство Грибоедова. Персы привезли примирительные, весьма щедрые дары, включавшие легендарный алмаз «Шах». Гостям удалось убедить императора в том, что резню в Тегеране устроили враги их правителя, вожди оппозиции. Принц встретился и с матерью убитого посла, со слезами, на коленях просил у нее прощения…
Николай I пообещал «предать вечному забвению злополучное тегеранское происшествие». Простили персам и часть контрибуции, за которую так рьяно боролся великий русский дипломат и поэт. И все же погиб он не зря: на русско-персидской границе надолго воцарился крайне необходимый обеим державам мир. Писать о гибели Александра Сергеевича, да и вообще о тегеранской трагедии, нашим литераторам очень долго не рекомендовалось. Но память о его подвиге хранили. Жива она и поныне.
Материал опубликован в CВОЙ. Журнал Никиты Михалкова. Январь 2020
Сочинение по комедии Грибоедова Горе от ума (9 класс)
- Сочинения
- По литературе
- Гончаров
- По произведению Горе от ума
«Горе от ума» — комедия, написанная великим и знаменитым драматургом А. С. Грибоедовым, показывает то, как общество не готово принимать людей, которые способны выражать свое мнение.
К таким людям относится главный герой этого произведения Чацкий Александр Андреевич. Единственный положительный персонаж. Он очень образованный и умный человек, который борется с несправедливостью и обманом, что как видим, не приносит ему счастья и успехов в жизни. В Чацком автор пытается показать мудрость и ум людей, которые не бояться идти против устарелых порядков и устоев общества, эгоизма и лжи. Своим примером он пытается показать, что нужно не бояться своих взглядов и высказывать свое мнение, даже если общество думает в другом направлении.
Можно сказать, что Чацкий вступает в схватку с фамусовким обществом, которое слепо верит в какие-то идеалы, которое совершенно не стремится совершенствоваться и обучаться. Что же заставило вернуться его в такое общество? А вернулся он ради своей возлюбленной Софьи, которая по ночи напролет разговаривает с секретарем отца Молчалиным. Он полностью поддерживает взгляды и мировоззрение Фамусова, и путем обмана и лести пытается закрепиться или даже улучшить свое положение в фамусовском обществе. Он пытается угождать всем высокопоставленным людям. И за Софьей он ухаживает лишь для того, чтобы быть ближе к ее отцу, на самом деле Молчалин влюблен в служанку Елизавету.
До отъезда Софья дружила с Чацким и разделяла его взгляды на общество и жизнь. Но Софья, находясь в таком обществе, начала деградировать и стараться соответствовать обществу. Он не понимает, как она могла полюбить Молчалина и пытается открыть ей, своей возлюбленной, глаза на все происходящее, и на глупых людей, которые ее окружают, и на обман Молчалина. Но Софья слепа в своей любви и во взглядах на жизнь. Ведь это именно она распустила слух о его сумасшествии. Чацкий не боится высоких чинов, и говорит то, что думает и идет против общества. Именно поэтому про слух его не здоровом уме поверили все.
Проанализировав всех героем, получается, что глупцы живут счастливой и довольной жизнью, а умные люди несчастны. Ум приносит только непонимание со стороны общества, разочарование и страдания. Все действия, мысли, и поступки Чацкого разбиваются о стену непонимания и насмешек. Он понимает, что в обществе совершенно не ценится ум, благородство и честь. Цениться способность прислужить, покориться. Но сам жить по-таким правилам он не может и не хочет: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Эта его фраза означает то, что он готов служить делу, но ни в коем случае не чиновникам и другим людям.
Полностью разочаровавшись в высшем обществе, в любви, он не желает более оставаться в Москве и в спешке уезжает. Его умственный способности и здравость мышления не принесли ему счастья. И скорее всего Чацкий обречен на одиночество.
Проблема, описанная в «Горе от ума» остается актуальна и в наше время. Человек, который пытается принести, что-то новое в массы, подвергается насмешкам и непониманию. И судя по многолетнему опыту человечества, признание такие гениальные люди, к сожалению, получают только после своей смерти.
Вариант 2
Произведение Грибоедова «Горе от ума» это своего рода комедия, как говорится, но на самом деле почитав и разобрав рассказ – это трагедия того времени. Но не стоит удивляться тому, что в то время были такие герои и персонажи. В современном мире многое за это время не поменялось и такие же персонажи есть и по сей день.
Главные герои этого сатирического произведения отличаются характерами и обществом, которое они сами себе выбирают. Все они собрались в доме Фамусова Павла Афанасьевича.
В произведении есть классовое разделение — это Фамуское движение, где признают только высокие чины и заслуги. В этом обществе не признают ни науку, ни искусство. Для них важен чин, который ты занимаешь, даже не являясь образованным человеком. Чтобы простому человеку заработать хоть какое то место в Фамуском обществе, нужно услужить кому-то в окружении. Так в семейный круг Фамусова без всякого звания и чина попал Молчалин, трусливый и тихий человек, которому Фамусов приписал чин асессора. В него влюблена Софья, избалованная отцовской любовью дочь Павла Афанасьевича. Но отец не признает простых людей и поэтому хочет видеть в женихах Скалозуба, он является полковником и метит в генералы, хотя умом совсем не блещет, но при этом имеет хорошее состояние. Софья вовсе не хочет замуж за столь глупого человека и постоянно находит отговорки для отца.
Отличительным героем в сатире является Александр Чацкий, это друг детства Софьи. В детстве он был влюблен в нее, но детство закончилось, и Чацкий отправился путешествовать по стране на 3 года. Он не был приверженцем Фамуского общества, он был умным, красноречивым и не хотел подчиняться кому-то. Также не любил прислуживать, за это его не принимали в тех кругах, а он не разделял их взгляды и считал, что их нравы устарели и они прикрываются мундирами. Вернувшись из путешествий, его чувства вновь вспыхнули к дочке Павла Афанасьевича, и он обращается к нему с разговором о сватовстве, но Фамусов дает понять, что нужно услужить ему, чтобы попасть к ним в семью, с чем Чацкий не соглашается. Но ухаживать и добиваться Софьи не перестает.
Действия которые развернулись далее в доме Фамусова на балу показали, что Молчалин своей услужливостью хотел только остаться в доме, не имея чувств к дочке, а вовсе приударив за Лизой. Софья же ради Молчалина предала всю любовь Чацкого, которую он так бережно берег и хранил эти три года, спеша вернуться к Софье и признаться ей. Она пустила слух о сумасшествии Александра, не подозревая о предательстве Молчалина. Действия развернулись против нее, и отец грозил сослать ее к тетке в деревню. Чацкий, не нашедший себя в обществе Фамусова и разочарованный своим надеждам, покидает Москву навсегда, ведь он оказывается отвергнутым и не принятым обществом.
В данном рассказе автор передает явные изменения в обществе, которые зарождались после войны. Это был раскол в дворянских кругах. Но и по сей день есть такие люди, как Чацкий, которые хотят донести миру свои убеждения, но его никто не слышит, так как он не является не того круга и имеет слишком маленькие полномочия.
Сочинение Горе от ума
Горе от ума-яркое литературное произведение первой половины девятнадцатого века, написанное Грибоедовым. Хотя произведение было известно в общественных кругах, цензура не разрешала его публиковать долгое время. И долгое время пьеса существовала в виде рукописей. Для русской литературы это произведение является первой реалистической комедией. События в нём происходят в доме Фамусовых и имею несколько сюжетных линий: любовная драма и общественное противоречие.
Социальный конфликт выражается в противоречии устоявшихся взглядов общества, которые представлял Фамусов. И взглядов нового поколения молодёжи, считающей своим призванием не службу (государственную или военную), а развитие личности, выраженное в обучении различным наукам, познании роли человека в общества. Конечно подобные взгляды расцениваются Фамусовым как якобинство. Человек глубокого ума не принимается обществом. Общество пытается его изгнать, что очень хорошо ощутил на себе Чацкий, когда его объявили сумашедшим. Ему неуютно в такой компании. Обществу пришлось бы меня свой жизненный уклад, если бы оно приняло взгляды Чацкого, а этого было им неудобно и потому ненужно. В противоречиях старого дворянского общества и представителя нового уклада поднимается много вопросов: уклад в семье, крепостное право, служение государству и другие.
Вместе с этим, персонажи комедии не имеют чёткого разделения на положительных и отрицательных героев. Каждая личность имеет разный набор характеристик, позволяющий увидеть героя и с положительной и с отрицательной стороны.
Самым сложным персонажем пьесы считается Софья. Она начитана и любит искусство, даже высказывает презрение, в разговоре с Молчалиным, к мнению света, что характерно для нового общества. В то же время она прекрасно лжёт, изворачивается и притворяется, как представители старого дворянства.
Противоречивым характером обладает и Чацкий. Он умный и смелый, и, одновременно, вспыльчивый и бесцеремонный. На протяжении всей пьесы Софья укоряет его за бесцеремонность и привычку высмеивать других людей. Действительно, тот его резкий и безжалостный по отношению к собеседнику. Стоит отметить, что такая грубость не имеет целью оскорбить собеседника. Она получается сомопроизвольно, как резкий всплеск в душе Чацкого на безнравственность общества.
4 вариант
В 1822 году на свет появилось произведение-комедия Грибоедова А.С. «Горе от ума». События, описанные Александром Сергеевичем актуальны даже в 21 веке. Порочность действий человечества, а также эгоизм каждого участника общественных отношений.
Главное персоной сей комедии является Фамусов Павел Афанасьевич – управляющий казённого поселения Москвы, лет 40. Характер ведомого человека, свою позицию формирует исходя их мнения общественности. При этом он готов раздавать советы о том, каким образом нужно воспитывать детей и молодежь, готов брать образы для подражания со старших. Сам же он подражал образу своего покойного дяди Максима Петровича, вельможного мужчины, без чувства брезгливости к преклонению и «подлизыванию», с целью получения выгоды.
Павел Афанасьевич испытывает гордость за занимаемое положение, чего не скрывает. Демонстрирует свое стремление к получению всяческих чинов и наград без желания заниматься прямыми обязанностями. На службе он всячески старается пристроить своих родственников поближе к денежной «кормушке». Более того, свою скупость и желание все и всех мерить деньгами переносит на воспитание своей дочери Софии Павловны.
Фамусов имеет единомышленников, разделяющих его позиции, Молчалин и Скалозуб. На службе и жизни данные персоны преследуют цель иметь красивую жизнь. Казалось, каждый желает достичь, но эти 2 человека достигают это через подхалимаж и прислужничество. Следует отметить, что у них это хорошо получается, что оценивает начальство и дарует карьерный рост. Различие их только в том, что Молчалин – циничный человек без черт нравственности, способный идти «по головам», а Скалозуб – самодовольный жлоб, готовый на все, чтобы получить выгодный чин.
Как и во многих литературных произведениях, в «Горе от ума» есть противовес добра и зла, хороших и тщетных качеств человека. Противовесом алчности и цинизма выступает Чацкий. Он является противником крепостному праву, ходьбы по «головам», жестокости. Его миссия в данной истории заключается в стремлении заложить в головы общества идеи службы делу, уважительного отношения к каждому участнику общественных отношений, расцвета культуры, искусства и наук. Его мировоззрение отталкивает фамусовское общество, неординарность неодобрительна со стороны Фамусова.
Актуальность данного произведения подтверждается наличием большого количества в современном обществе таких личностей, как Фамусов, Молчалин и Скалодуб. Они типичные примеры чиновника нашего времени, вокруг которого царит коррупция и бюрократия. Бесспорно, жизнь таких людей течет размеренной и беззаботной, не в угоду уму, честности и совести.
Разные люди, которых изобразил автор показываеют, что всю неоднородность нашего общества.
Другие сочинения:← Анализ романа Обыкновенная история↑ ГончаровПо роману Обломов →
По произведению Горе от ума
Несколько интересных сочинений
Сочинение на тему По произведению Горе от ума
Какая главная мысль горя от ума.
Анализ пьесы «Горе от ума» А.С. Грибоедов Александр Сергеевич Грибоедов был одним из талантливых и маленьких людей Своего времени. Он получил блестящее образование. Знал несколько восточных языков. По свидетельствам современников, был очень ранним политиком и дипломатом.
Грибоедов прожил всего 34 года. Он умер, сбитый с толку фанатиками. Его смерть, на мой взгляд, имеет некий символический смысл: так мир тьмы в сравнительно недавнее время набрасывался на все талантливое и передовое.
Грибоедов мог бы сделать для культуры гораздо больше, но. Однако три его замечательных произведения остались жить вечно. Это два вальса и комедия «Горе от ума». В комедии описывается столкновение «века нынешнего» с «веком грядущим», столкновение нравов, взглядов, мнений людей разных поколений.
Представитель «века настоящего» — это, несомненно, Чацкий. Остальные герои противостоят ему. В основном это московские аристократы, «судящие по забытым газетам». Моральные ценности этих людей очень недооценены. Одна из центральных фигур комедии — Фамусов — типичный представитель московского дворянского общества. Он, — крепостной со всеми духами нравственных пороков Духа. Он считает «законно распоряжаться людьми как своими вещами». Прав крепости не признает. Служба для него — приятное времяпрепровождение, за которое он получает чины. Особое место в его жизни занимал служебный стаж. Например, работая по принципу: «Подписано, так что одними плечами», Маговьев следит, чтобы бумаг не скопилось слишком много. В общении с более влиятельными чиновниками использует лесть и знает, в какой момент нужно к черту.Естественно такой человек не может ценить и уважать людей за их личные качества.Для него важнее их материальное положение.Ничего офигенного и в том,что жениха для дочери он мечтает видеть таким:
Плохо, да если хочешь
Душ тысяч два дженерика —
Тот и жених.
В литературоведении уже сложился устойчивый стереотип этого явления — «фамусовское общество». Это традиционно. Жизненные средства его таковы, что «учиться надо, на взрослый вид», уничтожать вольные мысли, со смирением служить высшей власти, но самое главное — быть богатым. В богатстве они видели единственный смысл своей жизни. Идеологической программой этой компании можно назвать известный монолог Фамлосова:
Вот пример:
Мертвец был почтенный чертог,
С ключом и сыном ключ умел доставлять;
Богатый и был женат на богатом;
Шлепать детей, внуков;
Умер, о нем все жалели:
Кузьма Петрович! Мир ему! —
Что асы в Москве живут и умирают.
Необразованность не мешает жить таким людям, как Фамузы. Более того, в учениях видят отрицательные стороны, считают, что это вредит обществу.
Лучшее понимание того времени не могло смириться с этим, и комедия Грибоедова стала вызовом темному обществу, тянущему страну назад. Автор противопоставил аристократам по своим общественным недостаткам юношу Александра Андреевича Чацкого. Образ Чацкого — новый, свежий, несущий изменения в обществе. Грибоедов сделал своего героя выражением передовых идей русской аристократической молодежи. В монологах Чацкого уже прослеживается некоторая политическая программа. Чацкий покушается на устои крепостничества, презирает лицемерие, бесчеловечное отношение к людям, лзпатротство. Но для фамусовского общества он более опасен тем, что придает ему беспощадную характеристику. В то время в России, как, впрочем, и сейчас, была мода на все иностранное. Чацкий и его критикует:
Он поднимается из инопланетного мода?
Так что умные бодрые люди
Хотя я не считал нас языком за немцев.
Чацкий понимает, что «пустое, робкое, слепое подражание губительно для России».
Автор Чацкого автор дает понять, что в России есть люди, не заботящиеся о повышении чинов или богатстве, для которых наука и искусство — самое главное в жизни. Но таких людей пока очень мало. Они не находят признания для Голодомора. Более того, они становятся для них опасными. Чацкий понимает значение Просвещения России и отстаивает свою позицию до конца.
После открытого конфликта с Фамовским обществом, Чацкий, перед тем как навсегда уйти, бросает им в лицо:
Из огня он легко выйдет днем, кто постарается остаться с вами, поднимает воздух в воздух, и это встретится с умом.
Думаю, что главная мысль комедии «Горе от ума» — революционная: Избавление от мракобесия, отмена крепостного права, честь на разум, свобода личности. Сам Грибоедов реализовался в этой великой идее, поэтому великого русского поэта сняли перед смертоносной мелкойд-шляпой. В этот момент Пушкин поклонился будущей свободе нашего отечества!
(Нет оценок нет)
Произведения по темам:
- Александр Сергеевич Грибоедов создал свою знаменитую комедию «Горе от ума» к тому важному для России историческому периоду, когда отечественный…
Комедия Александра Грибоедова «Гора от ума» считается первым произведением реалистического направления в русской литературе, несмотря даже на ощутимое влияние классицизма. Присутствует в комедии и эстетика романтизма, особенно заметная в образе главного героя.
Характерным признаком реалистичности пьесы является социальная мотивация персонажей. Это поколение общества, в котором они живут.
Новаторство Грибоедова можно отнести к языку комедии. Он придает каждому герою индивидуальную манеру речи. Поэтому их нельзя спутать. С помощью острой полемики в диалогах автор показывает характер и способ мышления героев. Многие высказывания настолько афористичны и уникальны, что попали под прикрытие. Даже по прошествии многих лет они остаются для нас актуальными. Например, знаменитая реплика главного героя Чацкого: «Рад бы служить, да болеть».
История создания пьесы
Над пьесой автор работал несколько лет, с 1822 по 1824 год. Однако идея написать о правилах Общества возникла гораздо раньше. По одной из версий, для создания спектакля был использован один из аристократических приемов, который посетил Грибоедов. Он очень возмущался, как люди кланяются иностранному гостю, ведь тогда была мода на все иностранное. Когда писатель намекнул, что такое поведение выглядит нелепо и неправильно, его сочли сумасшедшим. Эта история дает основание считать Грибоедова прототипом своего главного героя — Чацкого.
Когда работа была завершена, автору показалось, что это без труда. Но оказалось, что комедии «не проходят». Поэтому при жизни Грибоедова удалось опубликовать произведение лишь отрывочно. Хотя рукописные варианты быстро отделились от продвинутой читающей публики, и писатель приобрел известность.
Сюжетные произведения
Александр Чацкий, молодой дворянин, приезжает в семью Знаменитой семьи после долгого пребывания за границей. Его цель – жениться на Софье Фамусовой, с которой они вместе росли и дружили в детстве. Но девушка встречает его холодно, потому что влюблена в другого мужчину. Чацкий не хочет сдаваться, тем более, что начальник Софии кажется ему недостойным. В пьесе только две сюжетные линии романтическая и социальная. Первое следствие перетекает во второе. Пытаясь добиться руки Софьи, Чацкий постепенно разочаровывается в ней, ведь она ничем не отличается от остального консервативно загнивающего московского общества. Главный герой обладает блестящим умом, но в этом обществе он бесполезен, ведь здесь ценится только синоплейс и хитрость. Красноречие Чацкого и его передовые идеи воспринимаются как бред сумасшедшего. В итоге главный герой уезжает из Москвы.
Темы, проблемы и основные идеи пьес
К основным темам произведения можно отнести: реалистическое отображение жизни и нравов современного авторского общества дворян; История несчастной любви; Противостояние передового общества главного героя.
Основная идея пьесы: разоблачение нравственной низости и миссии крепостничества, в котором не воспринимаются прогрессивные идеи.
Комедия Грибоедова «Горе от ума» — сатирическое произведение, высмеивающее нравы Дворянского общества Москвы времен крепостного права. Проанализировав произведение, можно обнаружить, что образцом для написания этой комедии послужила пьеса Мизантропопа Мольера. Ниже представлен один из вариантов разбора комедии по плану. Этот материал может помочь понять значение слова «горе от ума», выделить главную мысль комедии и сделать правильный вывод при подготовке к уроку литературы в 9 классе. , и самостоятельная подготовка к экзамену.
Краткий анализ
Год написания – 1822-1824
История создания — Стремление Грибоедова создать новое направление в литературе путем соединения различных стилей.
Сюжет — Проблема комедии разнообразна, поднимает в ней множество острых тем той эпохи, осмеяние доброты и принятие в высшие чины, невежество и лицемерие. Крепостное право, чиновничество — все злободневные проблемы того времени освещены в одной пьесе.
Композиция — Комедия состоит из четырех актов, искусно связанных в единый сценарий, где определенные антракты придают спектаклю особый ритм и своеобразный темп. Действие пьесы движется по нарастающей, в четвертом действии развитие ускоряется и быстро переходит к финалу.
Жанр — Шт. Сам Грибоедов считал, что первое написание этого произведения было более значительным, но для постановки его на сцене ему пришлось упростить комедию. По мнению критиков, это не просто комедия, а реалистические зарисовки из обычной публики, разыгранной на сцене.
Направление — Классицизм и реализм. В традиционное классическое направление Грибоедов уверенно внес смелое реалистическое решение, создав необычайное жанровое разнообразие.
История создания
История создания «Горе от ума» относится к периоду возвращения писателя из Персии в Тифлис, первоначальный вариант комедии был завершен в Москве. В Москве Грибоедов имел возможность наблюдать за нравами дворянского общества, а герои его произведений получали реалистичные образы. Смелая идея общественно-политического характера охватывает целое поколение людей декабристской эпохи.
На создание такой комедии Грибоедова подтолкнуло дело, имевшее место на одном из аристократических туров. Писатель заметил, с каким поддиапазоном и лицемерием выступило Высшее общество Лебезиуса перед представителем иностранного государства. Пылкий человек, имеющий более прогрессивные взгляды на жизнь, Грибоедов резко высказался по этому поводу. Лицемерные гости отнеслись к заявлению молодого писателя С осуждением, быстро распустив слухи о его сумасшествии. Грибоедов решил внести в него общепринятые вкусы общества, борьбу прогрессивных и консервативных взглядов и начал работу над спектаклем.
Сюжет
В комедии «Горе от души» анализ произведения позволяет выделить многие темы, затронутые автором. Актуальные проблемы той эпохи, затронутые Грибоедовым, были встречены цензурой в штыки. основная тема «Печаль от ума» это пороки общества, глубокие корни и буйный цвет цветения. Лицемерие и бюрократизм, церковность и доброта, любовь к иностранцу – все это имеет место в пьесе «Грибоедов».
основная проблема «Это противостояние «новой» и «старой» жизни, вечный конфликт поколений, где представителем старого образа жизни является Фамуз, а приверженцем новых взглядов — Чацкий.
В этом I. значение имени «Горе от ума» — в то время человек прогрессивных взглядов, стремящийся к новой жизни, мысливший широко и всесторонне, для обывателей, придерживавшихся старинного нрава, был сумасшедшим, человек со странностями. Ибо Голодомора и молчаливого такого представителя, страдающего «скорбью от ума», и есть Чацкий, умный и пылкий человек нового поколения.
Сама идея В ее названии уже заложено штуки. Прогрессивные взгляды Чацкого не соответствуют общепринятым нормам консервативного дворянства, и общество обвиняет его в безумии. Обвинить в сумасшествии проще, чем изменить свою спокойную солнечную жизнь в соответствии с новыми веяниями времени, ведь это коснется не только личной Мирки каждого, но и общества в целом, затрагивая многие и другие сферы жизни. Придется пересмотреть и национально-культурные, и бытовые, и политические вопросы, изменить все устройство жизни.
Композиция
Особенностью композиции пьес Грибоедова является ее целостное завершение. Уверенное и смелое течение действий, яркие образы, параллельное и симметричное развитие двух сюжетных линий, общественной и личной, — в общем, все это выливается в единый динамичный сценарий.
Разделение частей на четыре действия , было нововведением Грибоедовского для создания этого жанра. Отказ от общепринятого механизма создания пьесы, новизна подачи материала — все это вызвало шок у зрителей, и сделало творчество Грибоедова бессмертным.
Особенности композиции пьесы, вызвавшие недоброжелательное отношение критики, и эти же особенности выявили в авторе большой талант Поэтическое мастерство.
главные герои
Жанр
Невозможно одним словом определить жанр «горе от души». Мнения критиков, имеющих особенности жанра произведения, во многом расходятся в его оценке. Пьесы Грибоедова можно отнести как к жанру комедии, так и к жанру драмы, общая суть произведения от этого не меняется. Социальные и любовные конфликты Параллельно друг с другом, они тесно взаимосвязаны между собой, и не приводят к логическому завершению. И в том, и в другом конфликте каждая сторона противоборствующих сил остается при своем мнении, не находя понимания у оппонента. Развитие сразу двух конфликтов не укладывается в рамки традиционного классицизма, и пьеса имеет наряду с ним ярко выраженное реалистическое начало.
Пьеса Грибоедова — одно из самых цитируемых произведений русской классики, фразы которого засветились и разлетелись по миру, не теряя своей актуальности и т.д.
К вопросу о том, в чем основная мысль произведения Грибоедова «Горе от ума»? Сообщение автора ***ДАН*** Лучший ответ В этой пьесе через столкновение характеров отражены важные явления общественной жизни России прошлого века.
Конфликт Штук (борьба между различными группами дворянства) резко подразделяет действующих лиц на два лагеря: передовое дворянство — Чацкий и его единомышленники — и консервативное дворянство — Фамусовское общество. Вся борьба идет во имя народа. Однако у Чацких был полный разрыв с Голодоморским обществом. Его образ показывает, что в нем воплощены мысли и чувства передового человека, дворянина.
Александр Андреевич Чацкий — главный герой спектакля «Гора с ума». Он сочувствует автору. Этот герой любит нас. Чацкий любит, сомневается, негодует, терпит поражения, спорит, но все же остается безответственным. Впрочем, и фамусовское общество вытирает свой своеобразный верх, так как Чацкий уходит от «Вона из Москвы». Но страх перед этой внешней победой чувствуется перед неизбежным поражением в схватке с сотнями Чацкого.
Конфликт самоизоляции в комедии — объявление Чацкого сумасшедшим за его инакомыслие.
На мой взгляд, Чацкий и победитель, и побежденный. Он проигрывает одни сражения, но выигрывает другие. Он борец за свободу личности и равенство. Чацкий хочет сделать что-то новое, прогрессивное. При этом балуется и радуется. И это настроение передается читателю в финальном монологе Чацкого.
Основная идея этой пьесы — энергичный протест против мерзкой тогдашней действительности. «Горе от ума» актуально и по сей день, так как люди, подобные Фамовскому обществу, не перевелись в наш мир, но и такие, как Чаткома, остались.
вот еще
Ответ от 22 ответа [гуру]
Привет! Вот подборка тем с ответами на ваш вопрос: в чем основная мысль произведения Грибоедова «Гора от ума»?
Ответ от Деревенский [эксперт]
Вроде она и выражена в названии!
Ответ от Склон [гуру]
Глупый — горе от безумия. Умный — горе от ума.
Ответ от Евровидение [гуру]
В России умный мужик, не танцующий под общую дурь
, автоматически выпадает из общества.
Только в России давно (задолго до Грибоедова)
выражение «умный наболело!» является личным оскорблением.
Ответ от Пользователь удалил [гуру]
Человек гораздо умнее, чем ему это нужно для счастья…
Ответ от Ольга Жанкова [гуру]
«Тишина блаженства в мире…»
Ответ от Елизавета Андреева [хозяин]
«Рад бы служить, Служить больным.» Кажется так.
Ответ от Наталья Ромодина [гуру]
Поскольку произведение относится к драматическому жанру, его идея связана с передачей умных мыслей молодыми людьми, сидящими в зале театра. Грибоедов призывает задуматься, как вести себя в ситуациях, подобных той, в которую попал Чацкий. Стоит или нет «метать бисер перед свиньями», что это даст: Перевоспитаете ли вы собеседников, или убьете вас сломанной метлой сплетни о вашей ненормальности?
В данный момент жил, тогда бы меня называли постверкиндом. В семь лет мальчика отдали в Московский университетский пансион, а уже в одиннадцать лет он стал студентом словесного отделения философского факультета Московского университета. Но на этом Александр Сергеевич не успокоился, окончив обучение на философском факультете, он поступил на факультет факультета университета и получил степень кандидата юридических наук.
Домашнее образование позволило мальчику выучить английский, французский, немецкий и итальянский языки, а за годы учебы он освоил арабский, персидский и турецкий языки. Кроме того, он был музыкально одарен, играл на фортепиано и флейте, сочинял музыку.
Служил Александр Грибоедов
Во время Отечественной войны С Наполеоном Грибоедов добровольно записался на фронт корнетом (младшим офицером) в гусарский полк. Впоследствии он вышел в отставку и поступил в коллегию иностранных дел, где в то время служил А. С. Пушкин.
Неудивительно, что ему предписано служить на Кавказе и вести дипломатические отношения с Турцией и Персией.
В результате он становится жертвой заговора персидских фанатиков. Его смерть является в некотором смысле символом того, как ограниченность и тьма убивает все живое и талантливое. Как культурный и одаренный человек, Александр Сергеевич Грибоедов мог оставить неизгладимое наследие стране и будущему поколению, но не успел. Только два его вальта и знаменитая комедийная пьеса в стихах от ума остались с нами.
Сочинение на тему «Горе от ума» Грибоедова
Его бессмертная комедия «Горе от ума» проходит в старших классах гимназии. Содержание всем известно, но каждый раз читая его, можно открывать для себя что-то новое, особенно в образе Чацкого. Автор показывает, как сталкиваются друг с другом нравы, умы, взгляды людей разных социальных слоев и поколений.
Там Мижсов, представитель аристократического московского общества, живет по принципу: чем богаче, тем лучше. Он не ставит нравственных качеств человека, своих слуг и крепостных он вообще не считает людьми, тем более равными себе. С сильными мира сего он леситися и умеет польстить им. Для единственной дочери желает такого же жениха, как и он сам, так как для него важны не только деньги, но и положение в обществе.
Фамусовское общество
В школе, задавая сочинение на тему «Горе от ума» Грибоедова, часто содержание пьесы разбивается на несколько тем. Есть такая тема, как «Фамовское общество», название которой уже стало именительным.
И теперь людей, объединенных такими идеями, называют «Фамовским обществом». Жизненные установки этого общества лишены свободы, им важно уничтожить свободу, безропотно подчиняться властям и быть финансово обеспеченными. Только в деньгах видят смысл жизни и уважают и ценят сильного Мира этого В его ограниченности не видят ничего предосудительного, наоборот, в воспитании замечают только недостатки, отрицательные стороны И всерьез считают, что оно мешает человеческому обществу .
Герой своего времени
Помимо «Фамовского общества» учителя дают задание написать сочинение по комедии «Горе от ума», где главный герой — Александр Андреевич Чацкий — выступает против этого общества. Ведь комедия начинается с приезда их друга Александра Чацкого. Это гениальный человек с колоссальными знаниями и широкими взглядами. Молодой человек (он отсутствовал три года) приходит в этот дом только с одной целью – увидеть Софью – дочь Фамусова, в которую он был влюблен до отъезда, и которую любит до сих пор. Однако Софья встречает его несколько холодно. Сначала Чацкий не понимает, в чем дело, но, узнав истинную причину, остается в недоумении.
Софья Фамусова в комедии Грибоедова
Сочинение на тему «Софья. Гора от ума» любят писать девушки. Но не все из них до конца понимают, как сложившаяся, остроумная Софья Фамусова (не зря так же влюбленная в главного героя) выбрала околомеллинное молчание. Софья в комедии — один из самых сложных персонажей. С одной стороны, она всем ближе по духу к Чаткому, с другой — является причиной его бегства из «общества Фамос».
Софья образованна, умна, любит проводить время за чтением книг (особенно французских), не боится высказывать свое мнение. Этим качеством она похожа на Чацкого, но, как говорится, любовь ко злу…
Надпись «Горе от ума. Образы главных героев комедии»
Софья влюбляется в тишину, думая, что он умен и скромен, похож на героев романов, но неопытен, он принимает свой дюбель за чистую монету, за настоящие чувства. Девиз Молчалиной — «Умеренность и аккуратность». То, что Софья выбрала Молчаллы Чацкого, станет ясно позже, после внимательного прочтения бессмертной комедии. Софья выросла в обществе, которое не могло оставить на ней отпечатка. В ней господствовал матриархат. В ее кругу женщины были главой семьи, поэтому на бессознательном уровне она остановила его выбор на том, кому можно махнуть (тем более, что он был беден)9.0006
Сочинение на тему «Горе от ума» с позиции Софьи писать труднее всего, так как образ его наиболее трагичен в пьесе. Довольно долго молодой девушке приходится защищать свою любовь, свои чувства от нападок Чацкого, настроенного против Молчалина. Это она распространяет слух о безумии Чацкого и горько потом раскаивается в содеянном. Только случай помогает ей разоблачить молчание, увидеть его низкий характер. Впрочем, и с Чацким она была бы несчастлива, ее сильный характер Нужен мужу, который стал бы одинок ко всем и слушался.
Сочинение на тему «Гора с ума. Чацкий» — любимая тема школьников. Если и равняться на кого-то в комедии, то только на этого умного, образованного и остроумного человека. Вначале Грибоедов хотел дать своему герою фамилию Чадский от слова «Чад», показывая, что он в чаде собственных идеалов и потрясений.
Характер Чайцкого
Если посмотреть в характере героя, то можно обнаружить такие качества, как вспыльчивость и даже некоторая бестактность (указывает на Софью Фамусову). Горячность молодого человека можно списать на его молодость и неопытность, к тому же он влюблен, и, как понимает, в любви безнадежно. Раздумывая, как написать сочинение на тему «Горе от ума» (комедия Грибоедова), некоторые школьники резким тоном Чацкого оправдывают тем, что он видит безнравственность общества, в котором ему приходится жить. Он совершенно не смешивается и не восхищается дядей Фамусовым, нарочно запавшим при приеме императрицы. Наоборот, она вызывает у него отвращение, его кредо становится поговорка «служить рад — служить сися». Среди дворян он не видит тех, кто мог бы брать пример, отмечает, что московские дворяне посещают балы только с одной целью: завести полезные знакомства.
Темы школьных работ
Написание сочинения по комедии «Гора от ума» приходится всем старшеклассникам, часто отрывки из комедии включают в экзаменационные билеты или детям предлагается описать образ того или иного героя Творчество Грибоедова. Поэтому важно заниматься пьесой, знать наизусть отрывки из монологов Чацкого и Фамусова.
Современным школьникам невыгодно внимательно рассматривать спектакль «Гора от ума». Темы сочинений этой бессмертной комедии на экзаменах включают примерно следующее содержание:
- «Век нынешний и век прошел.»
- «Чацкое и Фамовское общество — конфликт поколений».
- «Фамовская Москва».
- «Автор и его герой».
- «Герой и Эпоха».
- «Чацкий и Софья».
- «Смысл названия комедии».
- «Художественное новаторство А. С. Грибоедова».
Название комедии «Горе от ума» пророческое. Для многих людей разум является синонимом счастья, но не все носители разума стали счастливыми, скорее, наоборот. Им приходилось сталкиваться с невежеством и ограничениями, а самих самых дорогих нередко объявляли сумасшедшими.
Полный рассказ о горе Грибоедова от ума. Объяснение композиции романа Грибоедова «Горе от ума
Написанная под влиянием 3-х направлений, комедия «Горе от ума» существенно отличалась от ранее написанных произведений. Это касается и композиции пьесы. Современники писателя считали это в первую очередь как классическая комедия.А классицизм,как известно требует соблюдения нескольких своих канонов.Главное отличие «Горя от ума»-сюжет.Сюжетная схема была традиционна для комедии классицизма,где 2 юноши тут же претендует на руку знатной девицы, образы которой противопоставлены, причем один из них уверен в своем превосходстве, болтлив и насмешлив, а второй скромен и уважителен; он любим невестой с такими же качествами, и при В конце пьесы он добивался ее руки. Сохранив эту схему, Грибоедов изменил трактовку персонажей, оставив их характеристики.
В его комедии соответственно противостоят Чацкий и Молчалин, который успешен, а его главными качествами остаются «умеренность и аккуратность». Сильно отклоняется от канонов классицизма и развития сюжета.
Странно, что вспышка любовного конфликта происходит не в начале, а только в 7-9 явлениях (с приездом Чацкого), а первые явления — это как раз подробное описание жизни Софьи и Фамусова, к этому готовится фон, на котором вскоре будет развиваться конфликт. Однако важно отметить, что личный конфликт в комедии «Горе от ума» не единственный. В произведении он приобретает двойственность — происходит взаимодействие любовных и социальных планов Какова природа конфликта. Из-за необычной сюжетной схемы не соблюдается и единство места, времени и действия, которое, как кажется на первый взгляд, не соблюдается. На самом деле все действие происходит в доме Фамусова и в течение одного дня. Но иногда Грибоедов незаметно раздвигает хронологические рамки. (монологи Фамусова о дяде Максиме Петровиче). И не может быть единства действия, Ведь оно разворачивается вокруг 2-х сюжетных линий…
То же самое относится и к систематизации персонажей. На первый взгляд в комедии ясно видно деление героев на положительных и отрицательных, но при ближайшем рассмотрении это деление исчезает. , например, с одной стороны, он предстает аморальным и малообразованным, а с другой стороны, он заботливый и любящий отец, и поначалу симпатизирует Чацкому. «София не четко вписана». И даже приблизительно нельзя сказать, положительный она герой или отрицательный. Да, она сделала низкий поступок, распуская слухи, но делает это в защиту своей любви, а это говорит о том, что она умеет любить, и это. Несомненно, качество положительное. В общем, при детальном рассмотрении образа Софьи мы поймем, что ее выбор облагораживает ее, ибо она любит не подлеца Молчалина, а благородного бедного юношу, ради любви к которому она готова на все…
Однако все изображения многогранны, каждое по-своему интересно и заслуживает внимательного рассмотрения. Эта многогранность позволяет говорить о наличии в комедии черт романтизма. Чацкий, в частности, — типичный романтический герой — одиночка, противопоставляющий себя всему миру, а в данном случае «всей братии отцов и старцев». Конечно, у Чацкого есть союзники, но их нет на сцене. На сцене Чацкий один. Несчастная любовь, изгнание — все это удел романтического героя. Спасаясь от воспоминаний, Чацкий отправляется в путь с «миллионом мук» в душе. Также, как и романтическое произведение, здесь есть и сильные чувства, и личная драма, и душевные переживания…
Итак, мы видим, что и главные герои, и система характеров, и построение сюжета, и даже кажущееся соблюдение 3-х единств — все отходит от классицистических канонов. Необходимо помнить, что комедия была написана в XIX веке (1824 г.), когда классицизм постепенно отходил на второй план, романтизм находился в расцвете сил, а реализм только зарождался… Комедия «Горе от ума» была написана в стык 3-х литературных эпох, в этом его своеобразие, в этом его отличие, в этом его бессмертие. ..
Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» и роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» — грандиозное по замыслу и содержанию произведение. Особое внимание в этих произведениях уделяется женским образам. Женщину, несомненно, ценили во все времена, ей писали стихи, защищали ее, дарили ей цветы. О женских образах в романе девятнадцатого века принято говорить «пленительно».
Мне кажется, что Софья Фамусова (главная героиня «Горя от ума») и Татьяна Ларина (главная героиня «Евгения Онегина») подходят именно под это определение. Эти девушки являются олицетворением любви, жизни, счастья, молодости и женской красоты. Однако характеры этих героинь совершенно разные. Софию сложно понять. Непостоянство ее характера отметил Гончаров. Он писал, что Софья есть «…смесь добрых инстинктов с ложью, живого ума при отсутствии всякого намека на идеи и убеждения». «…Что-то горячее, нежное, даже мечтательное скрывается в ее собственной, личной физиономии . Женским идеалом для А. С. Пушкина была Татьяна: Прости меня, я так люблю милую Татьяну! В ней не было ничего непонятного читателю и поэтому она сразу вызывала симпатию. Глубинной основой ее образа является национальность.
Именно это помогло Татьяне победить высший свет, и в этой победе залог победы духа народа над всем, что ему противостоит. Весь облик милой Пушкину Татьяны близок исключительно поэтической русской натуре — простой, лишенной экзотики. Отсюда возникает характерное противопоставление русской природы, деревенской жизни Татьяны, полной тихой и поэтической прелести, светской суете, где героиня вынуждена носить маску холодности и куртуазной вежливости. Белинский писал: «Природа создала Татьяну для любви, общество воссоздало ее». На мой взгляд, это не так. Оказавшись в светском обществе, она осталась все той же чистой и возвышенной Таней, преданной деревне, своей книжной полке, памяти своей няни: Тотьяна смотрит и не видит, Ненавидит волнения мира; Душно ей здесь.., она мечтает к жизни стремящейся в поле, В деревню, к бедным сельчанам, В укромный уголок… Она совсем не стала светской дамой, в которую была доведена Софья в обществе Фамуса и изолированы от народа. В этом, на мой взгляд, главное отличие этих героинь.
Впрочем, София тоже незаурядная личность. Своеобразие ее заключается в том, что она выбирает не чин, не дворянство, не перспективного Скалозуба, а безродного Молчалина, то есть ищет только личные, нравственные достоинства, присущие конкретному человеку. Избрав Молчалина, Софья готова бороться за свой выбор и с мнением света, и с гневом отца, для которого «кто беден, тот тебе не пара», и даже с ядовитыми насмешками Чацкий. Образ Софьи интересен тем, что она и похожа, и не похожа на окружающих дам. Противостоящая женскому лагерю как личность, героиня приближается к нему как к социальному типу. Это умная, гордая девушка с сильным независимым характером и горячим сердцем. Но все ее добрые наклонности не получили и не могли получить развития в обществе, где «фамусовы и Скалозубы — правители страны». Наоборот, ложное воспитание привило Софье много отрицательных черт, сделало ее представительницей общепринятых в этом кругу взглядов. Она не понимает Чацкого, не доросла до него, до его острого ума, до его логической беспощадной критики. Не понимает она и Молчалина, который любит ее «по положению». Действуя вопреки нравственным устоям общества, Софья, тем не менее, по-своему утверждает его устои. Например, пытаясь использовать общество как оружие против Чацкого, она сама становится орудием в руках этого общества. Эта неуверенность Софии делает ее образ бесконечно трудным для понимания.
По Пушкину, София вписана нечетко. Его мракобесие заключается в том, что в нем сочетается, казалось бы, несовместимое: мечтательность и практичность, сентиментальность и властность, наивность и холодное благоразумие, способность к истинному страданию и ядовитая насмешка над страдающим Чацким. Черта, сближающая Софью и Татьяну, — чтение сентиментальных романов. Поэтому каждая героиня ждала от любви каких-то чудес, и ни одна из них не замечала недостатков любимого: Кокетка судит хладнокровно, Татьяна любит искренне И, конечно же, предается Любви, как милое дитя. ..
Мне кажется, то же самое можно сказать и о Софье, которая так же искренне и преданно любит. Вспомним, с каким чувством говорила она служанке Лизе о своей встрече с Молчалиным: Берет руку его, к сердцу прижимает, Из глубины души вздыхает, Ни слова свободного, и так проходит вся ночь, Рука рукой, а Софья не сводит с меня глаз, страдает от того, что не может открыто встречаться с любимым. Но по-настоящему она начинает страдать, когда узнает сущность Молчалина. Она сбита с толку, потому что ее обманули, и она сама была обманута. Именно ее откровенность, искренность и непосредственность доказывают, что окружавшее ее общество не убило в ней истинного национального характера. Татьяна, как и Софья, воспитана на заграничных романах, так Онегин в воображении Татьяны тянется в романтических красках: Кто ты, мой ангел-хранитель, Или коварный искуситель… Пушкин иронически замечает об этих романтических мечтах Татьяны: Но наша Герой, кем бы он ни был, Наверняка, это был не Грандисон. Истинная душа Онегина известна Татьяне только после посещения богатырской деревенской усадьбы. Вглядываясь в атмосферу кабинета Онегина, перелистывая книги Онегина, Татьяна наконец прозревает: кто он? Неужели это подражание, Негодный призрак, иль даже москвич в гарольдовом плаще, Толкование чужих капризов, Полный словарь модных слов… Разве он пародия?
Белинский, высоко оценивший роль Татьяны, отмечал: «Она наконец поняла, что есть интересы к человеку, есть страдания и печали, кроме интереса страданий и печали любви». Таким образом, романтическое восприятие жизни у Татьяны исчезло, как и у Софьи. Пережитая Софьей драма — первый в русской литературе опыт изображения душевной жизни женщины, затронувший впоследствии А.С. Пушкин, описывая жизнь Татьяны.
Анализируя прочитанные произведения, могу с уверенностью сказать, что женские образы в литературе первой половины XIX века имеют поистине непреходящее значение. Они учат нас жить, поступать по совести, пробуждают в нас лучшие чувства и желание делать добро и всегда оставаться такими, какими нас создала природа. И хочется верить, что хоть один из нас, читающих и любящих русских писателей, будет воспитан на их произведениях и изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год будет делать маленькое, бескорыстное добро.
Задания и тесты по теме «Женские образы в произведениях А. С. Грибоедова «Горе от ума» и А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
- Орфоэпия – важные темы для повторения ЕГЭ По русскому языку
Рано утром, горничная Лиза стучит в дверь спальни молодой дамы. Софья отвечает не сразу: она всю ночь проговорила со своим любовником, секретарем отца Молчалиным, живущим в том же доме.
Отец Софьи, Павел Афанасьевич Фамусов, появившийся неслышно, флиртует с Лизой, которой едва удается отбиться от барина. Опасаясь, что его могут услышать, Фамусов исчезает.
Выходя из Софьи, Молчалин в дверях встречает Фамусова, которого интересует, что здесь делает секретарь в такой ранний час? Фамусов, приводящий в пример собственное «монашеское поведение», как-то успокаивается.
Оставшись наедине с Лизой, Софья мечтательно вспоминает ночь, так быстро прошедшую, когда она и Молчалин «были забыты музыкой, и время шло так гладко», и служанка едва сдерживала смех.
Лиза напоминает своей хозяйке прежнее склонение сердца, Александра Андреевича Чацкого, который вот уже три года скитается по чужим краям. Софья говорит, что дальше детской дружбы ее отношения с Чацким не пошли. Она сравнивает Чацкого с Молчалиным и находит в последнем достоинства (чуткость, робость, альтруизм), которых нет у Чацкого.
Неожиданно появляется сам Чацкий. Он засыпает Софью вопросами: что нового в Москве? как поживают их общие знакомые, которые Чацкому кажутся смешными и смешными? Без всякой задней мысли он нелестно отзывается о Молчалине, который, вероятно, сделал карьеру («потому что теперь немого любят»).
Это настолько ранит Софию, что она шепчет себе под нос: «Не человек, а змея!»
Входит Фамусов, тоже не слишком довольный визитом Чацкого, и спрашивает, куда пропал Чацкий и что он делал. Чацкий обещает рассказать обо всем вечером, так как еще не успел позвонить домой.
Днем Чацкий снова появляется в доме Фамусова и спрашивает Павла Афанасьевича о его дочери. Фамусов волнуется, не нацелился ли Чацкий на женихов? И как бы на это отреагировал Фамусов? — в свою очередь спрашивает юноша. Фамусов уклоняется от прямого ответа, советуя гостю сначала навести порядок и добиться успеха на службе.
«Служить бы рад, служить тошно», — говорит Чацкий. Фамусов упрекает его в чрезмерной «гордости» и ставит в пример своего покойного дядю, добившегося чина и богатства, подобострастно служа императрице.
Чацкого этот образец не устраивает. Он находит, что «век смирения и страха» ушел в прошлое, и Фамусова возмущают эти «свободомыслящие речи», он не хочет слушать подобных нападок на «золотой век».
Слуга сообщает о прибытии нового гостя, полковника Скалозуба, за которым Фамусов всячески ухаживает, считая его выгодным женихом. Скалозуб простодушно хвалится своими служебными успехами, достигнутыми отнюдь не военными подвигами.
Фамусов произносит пространный панегирик московскому дворянству с его гостеприимством, консервативным старым дворянам, властолюбивым матронам и умеющим подать себя девушкам. Он рекомендует Чацкого Скалозуба, и похвала Фамусова в адрес Чацкого звучит почти как оскорбление. Не выдержав, Чацкий разражается монологом, в котором обрушивается на тех льстецов и крепостников, которые услаждают хозяина дома, обличает их «слабость, нищету разума».
Скалозуб, мало понимавший речи Чацкого, соглашается с ним в оценке напыщенных гвардейцев. Армия, по словам отважного служаки, ничем не хуже «гвардейской».
Вбегает Софья и бросается к окну с криком: «О, Боже мой, он упал, он убил себя!» Оказывается, это Молчалин «трещал» с коня (выражение Скалозуба).
Чацкий недоумевает: почему Софья так испугалась? Вскоре приходит Молчалин и успокаивает присутствующих – ничего страшного не произошло.
Софья пытается оправдать свой неосторожный порыв, но только усиливает подозрения, возникшие у Чацкого.
Оставшись наедине с Молчалиным, Софья беспокоится о его здоровье, а он о ее несдержанности («Злые языки хуже ружья»).
После разговора с Софьей Чацкий приходит к выводу, что она не может любить такого незначительного человека, но тем не менее бьется над загадкой: кто ее возлюбленный?
Чацкий заводит разговор с Молчалиным и еще больше укрепляется в своем мнении: нельзя любить того, чьи достоинства сводятся к «умеренности и аккуратности», того, кто не смеет иметь личного мнения и преклоняется перед благородством и властью.
На вечер к Фамусову продолжают приходить гости. Первыми приезжают Горичевы, старые знакомые Чацкого, с которыми он дружелюбно беседует, тепло вспоминая былое.
Появляются и другие лица (княгиня с шестью дочерьми, князь Тугоуховский и др.) и ведут пустые разговоры. Графиня-внучка пытается уколоть Чацкого, но он легко и остроумно парирует ее атаку.
Горич знакомит Загорецкого с Чацким, характеризуя последнего прямо в глаза как «афериста» и «плута», но тот делает вид, что ничуть не обижается.
Приезжает Хлестова, властная старуха, не терпящая никаких возражений. Перед ней проходят Чацкий, Скалозуб и Молчалин. Хлестов благосклонно относится только к секретарше Фамусова, так как хвалит ее собаку. Обращаясь к Софье, Чацкий иронизирует по этому поводу. Саркастическая речь Чацкого приводит Софью в бешенство, и она решает отомстить Молчалину. Переходя от одной группы гостей к другой, она постепенно намекает, что Чацкий, кажется, не в своем уме.
Этот слух сразу же разносится по гостиной, и Загорецкий добавляет новые подробности: «Его схватили, в желтый дом, и посадили на цепь». Окончательный вердикт выносит глухая и почти сумасшедшая графиня-бабушка: Чацкий — атеист и вольтерианец. В общем хоре возмущенных голосов все прочие вольнодумцы — профессора, химики, баснописцы…
Чацкий, блуждая заблудший в толпе чуждых ему по духу людей, натыкается на Софью и с негодованием обрушивается на московскую дворяне, склоняющиеся перед ничтожеством только потому, что им посчастливилось родиться во Франции. Сам Чацкий убежден, что «умные» и «бодрые» русские люди и их нравы во многом выше и лучше иностранных, но его никто не хочет слушать. Все вальсируют с величайшим рвением.
Гости уже начинают расходиться, когда врывается другой старый знакомый Чацкого, Репетилов. Он бросается к Чацкому с распростертыми объятиями, тут же начинает каяться в разных грехах и приглашает Чацкого посетить «тайный союз», состоящий из «решительных людей», которые бесстрашно говорят о «важных матерях». Однако Чацкий, зная цену Репетилову, кратко характеризует деятельность Репетилова и его друзей: «Вы шумите и больше ничего!»
Репетилов переключается на Скалозуба, рассказывая ему печальную историю своей женитьбы, но и тут не находит взаимопонимания. Только с одним Загорецким Репетилову удается вступить в разговор, и уже тогда безумие Чацкого становится предметом их обсуждения. Репетилов сначала не верит слуху, но остальные настойчиво убеждают его, что Чацкий настоящий сумасшедший.
Чацкий, задержавшийся в комнате швейцара, слышит все это и негодует на клеветников. Его беспокоит только одно — знает ли Софья о его «сумасшествии»? Ему никогда не приходило в голову, что именно она пустила слух.
В холле появляется Лиза, за ней сонный Молчалин. Горничная напоминает Молчалину, что его ждет барышня. Молчалин признается ей, что ухаживает за Софьей, чтобы не потерять ее привязанность и тем укрепить свое положение, но по-настоящему ему нравится только Лиза.
Это слышат Софья, тихо подошедшая, и Чацкий, прячущийся за колонной. Вперед выходит рассерженная Софья: «Ужасный человек! Мне стыдно за себя, мне стыдно за стены. Молчалин пытается отрицать сказанное, но Софья глуха к его словам и требует, чтобы он сегодня же покинул дом своего благодетеля.